что такое поисковые научные исследования
Что относить к поисковым исследованиям?
В последнее время при формулировании задач, стоящих перед российским научным сообществом выделяют фундаментальные, поисковые и прикладные исследования. Для фундаментальных и прикладных исследований определения даны уже давно, это устоявшиеся понятия. В то же время с тем, что относить к поисковым работам, все далеко не так ясно. Тем не менее, в положениях о фондах и проводимых ими конкурсах понятие поисковых исследований встречается регулярно. В настоящей заметке я попытаюсь дать определение поисковым исследованиям и привести их отличительные характеристики.
Под поисковыми исследованиями следуют понимать те фундаментальные исследования, результаты которых могут быть использованы в реальной экономике в течение 10-20ти лет. Внедрение может осуществляться как в виде отдельных устройств, так и составных частей сложных технологий. В недалеком прошлом имеется множество примеров исследований, которые могут быть отнесены к поисковым. Так от времени открытия радиоактивного распада до создания атомной бомбы и первых реакторов прошло менее 20-ти лет. До минимума было сведено время от открытия полупроводниковых структур до создания первого транзистора. Многочисленные приложения, отмеченные нобелевскими премиями, породило и открытие Эйнштейном фотоэффекта.
В настоящее время на роль поисковых направлений могут претендовать открытие графена и работы в области метаматериалов – сред с отрицательным коэффициентом преломления.
Встает вопрос, а как определить относится то или иное направление к области поисковых работ? Мне кажется, здесь также может помочь наукометрический подход. Дело в том, что в патентах также принято делать ссылки на работы предшественников, чтобы наиболее точно обозначить суть нововведений, предлагаемых патентосоискателем. Оформление патента США дело достаточно дорогостоящее, затраты на его оформление и поддержание составят не менее 40 тыс. долларов, а неполное цитирование ставит эти деньги под угрозу. То есть патентная область – это одна из немногих областей, где обеспечивается непредвзятое и ответственное цитирование. Во вторых, патентные ссылки на работы показывают возможность применения результатов на практике.
К сожалению, две наиболее известные системы цитирования – Web of Science и Scopus не ведут учет патентных заявок, такая возможность есть только у Google Scholar (GS). Поэтому ряд стран, включая Великобританию, уже переходят к оценке исследователей при помощи этой системы, где можно легко создать персональный профиль с учетом публикаций на национальных языках.
Следует также отметить и еще одну важную область цитирования, не охваченную традиционными системами. Это анализ ссылок в научно-квалификационных работах (диссертациях). В этих работах соискатель также несет ответственность за полноту изучения поставленной проблемы, в том числе и работы предшественников.
Мне хотелось бы услышать мнения, как об уточнении определения поисковых работ, так и об способах их наукометрического определения.
Поисковые исследования
Связанные понятия
Оценить ту или иную программу в широком смысле — значит сравнить интересующие показатели до и после проведения программы, на основании чего можно сделать выводы относительно её эффективности. Однако для проведения подобного сравнения необходим большой массив достоверных сопоставимых данных как минимум за два периода, без оценки которых результаты реализации программы останутся не выявленными. Самым очевидным способом сбора необходимых данных являются опросы.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Вопрос научного обоснования нейролингвистического программирования (НЛП), соотношения НЛП и науки, а также критического научного рассмотрения феномена НЛП стоит со времени создания НЛП в начале 1970-х.
В современном мире под термином «медиа» в первую очередь ошибочно подразумевают только средства массовой информации, но по своей изначальному смыслу под «медиа» следует понимать любые средства коммуникации. Медиа- это любой посредник между людьми, между человеком и средой, это любой способ передачи какой-либо информации. Например, медиа могут быть не только ТВ, радио, газета, социальные сети и т.д. но и такие специфические вещи как танец, фотография, картинка, дневник, предмет гардероба или даже.
Качественный метод исследования – это метод сбора, обработки и анализа информации об индивидах. Объектом интереса качественных исследований являются индивиды как исполнители социальных ролей. Предметом исследования качественных исследований является «характер исполнения роли (вариации социального выбора)».
Проектная сеть — технологическая платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для предоставления возможности самоорганизации участникам, обладающим ключевыми компетенциями, в проектную команду, для выполнения мероприятий с изначально установленными целями, достижение которых определяет завершение проекта.
Методы прогнозирования в экономике — это совокупность научных методик, которые используются специалистами для разработки оптимальных алгоритмов дальнейшего развития различных сфер экономики каждого конкретного государства или мировой экономики в целом.
Проведение научных исследований в современных условиях
Введение
Я писал эту статью, работая в государственном предприятии — научно-производственного характера. Данная статья нацелена на обобщение текущего состояния и структуры исследовательских работ РФ, указать слабые стороны и предложить решения по оптимизации организации развития науки в масштабах Государства.
1 Текущее состояние вопроса
1.1 Осуществление научно-исследовательских работ сегодня
Научные исследования являются источником технологий, материалов и механизмов, при помощи которых становится возможным создавать продукты лучшего качества, меньшей стоимости, создавать методы лечения болезней, бороться со стихийными бедствиями и т.д.
Однако заниматься наукой является большой роскошью, так как вероятность получения практического результата из результатов исследований весьма невелика, а стоимость исследований может достигать колоссальных величин в связи с потребностью в экспериментальном оборудовании и сырье. Таким образом, позволить себе содержать собственные исследовательское подразделение могут лишь немногие коммерческие компании.
Подавляющая часть научных исследований финансируется Государством через различные фонды (РФФИ, фонд министерства образования и др.) и целевые отраслевые программы (Космическая программа, программа развития ОПК и др.).
1.2 Что является научной работой
За все время существования споров по поводу того — является ли математика наукой, является ли наукой литература, история или искусствоведение, было сформулировано множество различных определений термина Наука. С точки зрения авторов данной статьи наиболее логичным является определение К.Поппера, согласно которому мысль является научной, если она проходит три стадии:
1) Постановку вопроса;
2) Формулирование теории;
3) Проведение эксперимента, подтверждающего или опровергающего теорию.
Такое определение является функциональным с точки зрения государства, являющегося основным источником финансирования научных работ и требующего максимальной эффективности затраченных средств. Если работа прошла три указанных стадии, то отчет по работе позволяет:
— наглядно увидеть то — на решение какой проблемы направлена исследовательская работа (по пункту «Формулирование вопроса»);
— использовать теорию или аналитическую модель, которая получила подтверждение в ходе проверочного эксперимента (пункты «Формулирование теории» и «Проведение эксперимента»), в других работах и изысканиях, экономя при этом средства на локальные опыты;
— исключать теорию и модель, опровергнутую в ходе подтверждающих экспериментов, при анализе рисков;
— использовать сведения о результатах эксперимента (пункт «Проведение эксперимента») при апробации других теорий и гипотез, экономя средства на проведение дублирующих опытов.
На практике же в наше время финансирование получают научно-исследовательские работы (НИР), в которых и речь может не идти о выдвижении и, уж тем более, о проверки каких-то теорий. Такие НИР могут быть направлены на систематизацию знаний, разработку методик исследований, изучение свойств материалов и особенности технологий. Такие НИР могут иметь принципиально разный характер результатов. Попробуем классифицировать результаты, которые могут нести НИР:
— справочный результат. Когда в результате исследовательской работы были получены данные по конкретным процедурам или материалам. Например, справочным результатом являются значения физико-механических характеристик какого-то материала или характеристики качества детали, полученной при определенных технологических параметрах;
— научный результат. Когда в результате исследовательской работы была подтверждена или опровергнута какая-то теория. Теория может выступать в виде полученной формулы или математические модели, позволяющие получать аналитические результаты с высокой степенью сходимости с реальным экспериментом;
— методический результат. Когда в результате исследований были выведены оптимальные методики проведения исследований, экспериментов, выполнения работ. Оптимальные методики могут вырабатываться как вторичный продукт при разработке рациональных методов подтверждения теории;
1.3 Особенности выполнения исследовательских работ сегодня
Дублирование результатов исследований. В связи с тем, что формирование тематик и направление в разных фондах и агентствах ведется независимо друг от друга, часто возникает дублирование работ. При чем речь идет как о дублировании выполняемых работ, так и о дублировании результатов исследований. Также может встречается дублирование выполняемых работ с работами, выполненными в период существования СССР, когда было произведено большое количество научных работ.
Труднодоступность результатов исследований. Результаты исследований оформляются техническими отчетами, актами и другой отчетной документацией, которая, как правило, хранится в печатном виде на бумаге в архивах заказчика и исполнителя. Для получения того или иного отчета необходимо проводить длительную переписку с исполнителем или заказчиком отчета, но, что важнее — информацию о том, что тот или иной отчет существует в большинстве случаев практически невозможно найти. Научные публикации по результатам исследований в профильных журналах выпускаются не всегда, а накопленное число исследований и широкий спектр различных изданий делает поиск данных, не опубликованных в сети Интернет, невероятно сложным.
Отсутствие регулярного финансирования выполнения поисковых экспериментов. Для создания опытного образца инновационной техники или разработки новой технологии (в т.ч. в рамках ОКР) предприятие исполнитель должно иметь результаты исследований, подтверждающих возможность реализации нового эффекта. Однако и для проведения исследований необходимо финансирование, которое необходимо обосновывать и подкреплять предварительными опытами. Однако научные кафедры ВУЗов, научные институты и исследовательские предприятия не имеют регулярного финансирования для проведения предварительных и поисковых экспериментов, в результате чего темы для выдвижения новых работ приходится черпать из литературы, в т.ч. зарубежной. Следовательно, инициированные подобным образом работы всегда будут позади аналогичных зарубежных разработок.
Низкое взаимодействие между научными предприятиями. Низкое взаимодействие между ВУЗами и научными предприятиями обусловлено тем, что организации воспринимают друг друга не только в качестве конкурентов, но и как потенциальных заказчиков — потребителей научной продукции. Последнее вызвано тем, что научные организации пока что, в подавляющем большинстве, зарабатывают деньги не на результатах научной деятельности, а на ее осуществлении.
Использование в создании новых технологий и решений различных отраслей знаний и наук. Технологии и знания, которые можно было получить, работая только в одном направлении, уже известны и разработаны, о чем можно говорить с большой уверенностью. Сегодня, новые технологии получаются на стыке различных методов и наук, что требует взаимодействия ученых различных областей, тогда как активного трудового взаимодействия между институтами не наблюдается.
2 Условия для повышения эффективности выполнения научных работ
Система проведения и организации научных работ, существующая в наше время в РФ, была заимствована от СССР и с момента образования Российской Федерации не подверглась особым изменениям. На сегодняшний день существуют следующие аспекты модернизации системы выполнения научных работ:
— Повсеместное использование персональных компьютеров и сети Интернет, для доступа к справочной информации;
— Большое количество накопленных научных отчетов, существующих в печатном виде;
— Использование достижений различных отраслей при создании инновационной техники;
— Развитый рынок материалов и услуг, позволяющий реализовать практически любой поисковый эксперимент с небольшими затратами, до открытия полномасштабной НИР.
3 Оптимизация системы научных исследований
Исходя из п.2 можно принять следующие меры по повышению эффективности научных работ:
1) Создание единой формы «Результаты научного исследования», с обязательной публикацией в сети Интернет на специальном портале после выполнения НИР.
2) В техническом задании (ТЗ) на выполнение НИР описывать результат, который должен быть получен в ходе работы.
3) Внедрять оптимизированную структуру организации научно-исследовательских предприятий, основанную на функционировании трех подразделений: подразделения постановки проблем и вопросов, подразделения выдвижения научных теорий/гипотез и подразделения реализации экспериментов (технического подразделения).
4) Периодические выделения средств научным организациям на реализацию поисковых экспериментов.
Ниже опишем подробнее о каждой мере.
3.1 Создание единой формы результата исследования
При наличии большого количества накопленных в советский и постсоветский период научных отчетов, разобщенности фондов и исследовательских организаций, и повсеместном использовании сети интернет, рационально создать единый портал результатов научных исследований для осуществления удобного и быстрого поиска отчетов о выполненных работах, который был бы доступен как сотрудникам научных и исследовательских организаций, так и чиновникам, осуществляющим проверку актуальности той или иной работы.
Как было указано в п.1.2, форму результата научного исследования рациональнее составить по трем пунктам:
1) На решение какой проблемы было направлено исследование;
2) Какая гипотеза была выдвинута;
3) Каким способом гипотеза была проверена.
На каждую проверенную гипотезу должна составляться своя индивидуальная форма (отдельный файл), которая, при этом, дополняется сведениями об авторах исследования и организации, которую представляют авторы, ключевыми словами для быстрого и удобного поиска. При этом система будет позволять оставлять отзывы от других ученых о достоверности того или иного исследования и оценивать рейтинг авторов и организаций. Стоит повторить, что большое значение также будут представлять формы не подтвердившихся теорий, позволяя другим исследователям не идти по ложному пути.
Бланк справочного исследования, в котором проверялась не какая-то гипотеза, а «что мы получим» (свойства, эффект) при заданных параметрах (свойства, режимы, т.д.), должна иметь отличительную форму, отражающую то — количественные или качественные характеристики были получены.
При создании данной системы большую роль будет играть стимулирование пополнения базы данных уже выполненными и сохранившимися в печатном виде отчетами. При этом формулы и модели, не подтвержденные экспериментальным исследованием, не представляют интереса для системы.
Дополнение такой базы исследованиями классиков физики и механики будет нести большое образовательное значение.
3.2 Регламентация результата НИР в ТЗ
Результатом НИР, как правило, является итоговый отчет о научно-исследовательской работе, который, при этом, имеет довольно произвольную форму, и может включать от 20 до 500 и более страниц, что делает анализ такого отчета другими учеными и практиками затруднительным.
Если будет создана единая система формирования результатов НИР, описанная в пункте 3.1., то целесообразно в ТЗ на НИР предъявлять требования к результатам работы согласно стандарту системы в виде:
— Справочный результат в виде определенных в ходе работы характеристик, параметров, свойств заданного объекта или процесса;
— Научный результат в виде результатов проверки комплекса теорий, оговоренных в ТЗ или выдвинутых исполнителем в ходе работы над проблемой (вопросом), сформулированном в ТЗ.
При этом методики исследований и организации работ не корректно ставить конечной целью НИР. Методики и программы должны быть результатом разработки квалифицированных по данному направлению специалистов в рамках организационных работ или работ по стандартизации и систематизации, или же являться побочным продуктом НИР при достижении научного или справочного результата.
Также в ТЗ на НИР, финансируемую государством, описывать обязательность публикации результатов исследований в единой базе.
3.3 Оптимизированная структура научно-исследовательского предприятия
Исходя из рациональности составления научной мысли из трех компонентов вопрос-теория-проверка, можно предложить структуру организации научно-исследовательской организации, состоящую из трех основных подразделений: подразделения поиска актуальных задач, подразделения постановки теорий и подразделения экспериментальной проверки.
3.3.1 Подразделение поиска актуальных задач
Данному подразделению должна быть поручена работа по обзору и постоянному мониторингу актуальных задач по заданной отрасли или области деятельности.
Подразделение должно будет выполнять как аналитическую работу, заключающуюся в изучении специальной литературы, статистических исследований, заявок от предприятий на выполнение какой-то разработки, так и творческую работу, заключающуюся в самостоятельном поиске проблем, решение которых может принести коммерческую прибыль и пользу обществу.
Подразделение должно включать людей с аналитическим складом ума с опытом работы в различных областях.
3.3.2 Подразделение постановки теорий
Данное подразделение ответственно за выработку решений и теорий, которые должны давать ответы на поставленные вопросы или предлагать варианты решений озвученных трудностей.
Подразделение должно включать людей с широким кругозором по различным технологиям, а также большими теоретическими знаниями. Сотрудники подразделения должны постоянно изучать научные публикации и статьи.
Двумя основными типами работ, которое должно производить данное подразделение, являются генерация новых теорий или решений, и анализ и проверку выдвинутых решений на предмет дублирования с уже проверенными или на предмет противоречия с уже подтвержденными теориями.
3.3.3 Подразделение экспериментальной проверки
Данное подразделение ответственно за проверку: подтверждение или опровержение поступающих теорий. Подразделение должно включать лаборантов, квалифицированных на работу с имеющимся лабораторным оборудованием, а также мастеров модельного производства и металлообработки, способных изготовить необходимое экспериментальное оборудование или оснастку.
Унификация научно-исследовательских организаций по вышеуказанному принципу будет способствовать их большей кооперации и взаимодействию. Проверка научной теории, сформулированной на одном предприятии, может быть проведена в подразделении экспериментальной проверки другой организации, обладающей необходимым лабораторным оборудованием, по унифицированной заявке.
3.4 Финансирование поисковых экспериментов
Небольшое, но регулярное финансирование научных организаций по статье «Выполнение поисковых экспериментов», выделяемое из собственных фондов предприятия или государством, создаст необходимую почву для реализации экспериментальных идей и предварительной проверки гипотез.
В ходе мало затратных поисковых экспериментов происходит отсев ошибочных гипотез, которые могут быть заложены в заявку на получения финансирования по контракту или гранту; в результате получаемого опыта рождаются новые и оригинальные решения, использующиеся для создания инновационной техники.
Выводы
Для повышения эффективности расходов на выполнение научно-исследовательских работ, рекомендуется:
— создание единой базы данных с результатами исследований, приведенных к одной форме, включающей три раздела: вопрос, в направлении которого была предложена теория, теория или решение, которое предложено и результат проверки теории;
— регламентация результата НИР в ТЗ в части определения какого типа результат должен быть получен: справочный или научный;
— приводить организацию научных предприятий к структуре, включающей три отделения: подразделение поиска актуальных задач, подразделения постановки теорий и подразделения экспериментальной проверки;
— производить регулярное финансирование поисковых экспериментов.
Исследования поисковые
Смотреть что такое «Исследования поисковые» в других словарях:
Исследования поисковые фундаментальные, ФИ — исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые ФИ обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Поисковые ФИ проводятся как… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей
ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОЛЕВЫЕ — [англ. field research, field work; от field поле, пространство] процесс сбора первичных данных для целей маркетингового анализа. Отличие от вторичных методов получения информации, в т.ч. кабинетного анализа, заключается в наличии… … Маркетинг. Большой толковый словарь
Поисковые работы — (a. prospecting, exploration; н. Prospektionsarbeiten; ф. travaux de prospection, travaux de recherche; и. labores de prospeccion, trabajos de exploracion, labores de cateo) самостоятельная стадия геологоразведочных работ на твёрдые п. и … Геологическая энциклопедия
Исследования фундаментальные — (теоретические) исследования, направленные на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей в исследуемых сферах (областях) материального мира и общества. Результаты теоретических исследований новые теории и… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей
Ночные поисковые игры — Ночные поисковые игры одиночные или командные игры на местности с элементами городского ориентирования, проводящиеся преимущественно в ночное время. Содержание 1 История 1.1 XX век 1.2 XXI век … Википедия
АВИАЦИЯ ВОЕННАЯ — Историю военной авиации можно отсчитывать с первого успешного полета воздушного шара во Франции в 1783. Признанием военного значения этого перелета стало принятое в 1794 решение французского правительства об организации воздухоплавательной службы … Энциклопедия Кольера
История Каменца-Подольского — Герб Каменца Подольского Основная статья: Каменец Подольский Каменец Подольский (укр. Кам янець Подільський) один из древнейших … Википедия
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — самая крупная среди союзных республик CCCP по терр. и населению. Pасположена в вост. части Eвропы и в сев. части Aзии. Пл. 17,08 млн. км2. Hac. 145 млн. чел. (на 1 янв. 1987). Cтолица Mосква. B состав РСФСР входят 16 авт. республик, 5 авт … Геологическая энциклопедия
ПБУ 24/2011 — Содержание 1 Положение по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/2011) 1.1 I. Общие положения … Бухгалтерская энциклопедия
Инновационный процесс — Инновационный процесс это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта. Укрупнённо инновационный процесс можно… … Википедия
Сущность понятия «поисковая и исследовательская деятельность»
Сущность понятия «поисковая и исследовательская деятельность»
Современное общество нуждается в образованных и творческих молодых людях, которые умеют ставить и нестандартно решать поставленные цели и задачи, могут выбирать свой жизненный путь. Исходя из этого, целью современного образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Данная цель так же указана в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, которые включают в себя помимо традиционного формирования предметных знаний, умений и навыков и программу развития универсальных учебных действий (УУД). Сейчас всё более актуальным становится использование в обучении таких приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно собирать необходимую информацию, добывать новые знания из различных источников, работать с источниками, выдвигать гипотезы, уметь отвечать и задавать вопросы, делать выводы и умозаключения т.е. поисковые и исследовательские умения.
Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не просто передает готовые знания, а помогает учиться и развиваться, создаёт такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности.
самостоятельно собирать необходимую информацию, добывать новые знания из различных источников, работать с источниками, выдвигать гипотезы, уметь отвечать и задавать вопросы, делать выводы и умозаключения.
Что же такое исследование?
Исследование – творческий процесс познания мира, себя и бытия себя в мире.
Исследовательская деятельность (исследовательский метод) – это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи (в различных областях науки) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.
Данное определение кажется нам недостаточно полным, а так же трудным для восприятия, поэтому мы будет пользоваться другим определением.
Исследовательская деятельность учащихся — это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
В основе исследовательской деятельности умения:
Исследование как метод обучения возник еще в Древней Греции благодаря Сократу. Данный метод был назван эвристической беседой или сократовским диалогом, или беседой-исследованием. Сократ не давал своим ученикам готовых ответов, но своими вопросами подводил
собеседника на правильные выводы. Сократ считал, что вопросы стимулируют мышление.
Костюченко С.Г. отмечает, что традиционно исследовательская деятельность учащихся рассматривалась в контексте работы с одаренными, наиболее способными детьми. Однако именно в современных условиях быстро меняющегося мира, в условиях неопределенности исследовательская деятельность учащихся становится вновь актуальной, приобретает особый смысл, получает новый импульс развития и широкое распространение. Поэтому закономерен, вспыхнувший в последние годы к ней огромный интерес со стороны педагогической общественности.
На данный момент исследовательская деятельность является инструментом повышения качества образования и создание условий для увлечения всех учащихся интеллектуальной деятельностью.
Основой исследовательской деятельности является поисковая активность. Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза его результатов.
Мы выделим два, подходящих, по нашему мнению, определения:
Поисковая учебная деятельность – вид учебном деятельности, которая направлена на организацию учебного познания в контексте выработки самим учащимся нового собственного опыта.
Поисковая деятельность обучающихся – это самостоятельная деятельность учащихся, выполнение шагов поиска, необходимых для решения поставленной проблемы.
Проблеме формирования исследовательских умений посвящены работы многих ученых. Они выделяют их из обще-учебных умений, подчеркивают исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются, и связывают их с такими мыслительными операциями, как сравнение, абстракция, конкретизация, классификация и систематизация.
Под исследовательскими умениями понимаем интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования (на доступном учащимся материале) и соответствующие этапам учебного исследования.
Благодаря использованию поисково-исследовательской деятельности у учащегося развиваются такие умения как:
· работать с текстом;
· формулировать и проверять гипотезы;
· давать определения понятиям;
· планировать и разрабатывать исследовательские действия;
· использовать методы исследования;
· делать выводы и умозаключения;
· доказывать и защищать свои идеи.
В современных условиях быстро меняющегося мира, в условиях неопределенности исследовательская деятельность учащихся становится актуальной, приобретает особый смысл, получает новый импульс развития и широкое распространение. Основой любого исследования является поисковая активность. Исходя из этого мы пришли к выводу, что исследовательская деятельность учащихся — это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
В следующем параграфе нашей работы мы рассмотрим возрастные особенности поисковых и исследовательских умений младших школьников.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.