что такое поэзия простыми словами

Значение слова « Поэзия »

В словаре Даля

В словаре Ожегова

В словаре Ефремовой

В словаре Фасмера Макса

поэ́зия
уже у Тредиаковского; см. Христиани 52. Через польск. роеzjа из лат. роēsis от греч. ποίησις «творчество» : ποιέω «делаю, создаю».

В словаре Д.Н. Ушакова

ПОЭ́ЗИЯ по, поэзии, мн. нет, ·жен. (·греч. poiesis).
1. Искусство образного выражения мысли в слове, словесное художественное творчество. «Пушкин был призван быть первым поэтом-художником Руси, дать ей поэзию, как искусство, как прекрасный язык чувств.» Белинский. «Всякая поэзия должна быть выражением жизни, в обширном значении этого слова, обнимающего собой весь мир физический и нравственный.» Белинский.
| Творческий художественный гений, Стихия»>стихия художественного творчества (·поэт. ). «И пробуждается поэзия во мне.» Пушкин.
2. Стихи, стихотворная, ритмически организованная речь; ант. проза» title=’что такое проза, значение слова проза в словаре Ушакова’>проза. Поэзия и проза. Любить поэзию. Отдел поэзии (в журнале).
3. Совокупность стихотворных произведений какой-нибудь общественной группы, народа, эпохи и т.п. ( лит. ). Пролетарская поэзия. Поэзия Французской революции. Романтическая поэзия. История русской поэзии.
| Художественное творчество какого-нибудь поэта, группы поэтов с точки зрения его особенностей, отличительных признаков ( лит. ). Изучать поэзию Маяковского. Характерные черты поэзии Пушкина.
4. перен. Изящество, очарование, поражающее воображение и чувство красоты (·книж. ). Поэзия раннего летнего утра. «Мне весело воспоминать сию поэзию во хмеле, ума и сердца благодать.» Пушкин.
5. перен. Область воображаемого бытия, мир фантазии (·устар., часто ирон. ). «(Долинский) кажется, на поэзию прихрамывает! заподозрила она его. разумея под словом «поэзия» именно то самое, что разумеют под этим словом практические люди.» Лесков.

В словаре Синонимов

искусство; стихотворство, стихотворчество, версификация; версификаторство, песни, зухдийят, мимиямб, муаллака, красота, цевница, лиризм, стихи, мухаммас, строфы, поэтичность, песнопение, стихоплетство, полигимния, рифмачество, рифмоплетство, прелесть, стихосложение, лира, песнопения, хамрийат, пегас, буколика, лиричность, муза, пение

В словаре Энциклопедии

В словаре Синонимов 2

сущстихотворство, стихотворчество, версификация

В словаре Синонимов 3

В словаре Синонимы 4

буколика, версификаторство, версификация, зухдийят, красота, лира, мимиямб, муаллака, муза, мухаммас, полигимния, поэтичность, прелесть, рифмачество, рифмоплетство, стихоплетство, стихосложение, стихотворство, стихотворчество, хамрийат, цевница

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

В словаре Словарь иностранных слов

1. мн. нет. Стихотворное словесное художественное творчество.

2. собир. Произведения, написанные стихами. Русская п.

3. мн. нет, перен., чего. Изящество и красота чего-нибудь, возбуждающая чувство очарования. П. рассве-та. П. труда.

Источник

Значение слова поэзия

что такое поэзия простыми словами. Смотреть фото что такое поэзия простыми словами. Смотреть картинку что такое поэзия простыми словами. Картинка про что такое поэзия простыми словами. Фото что такое поэзия простыми словами

что такое поэзия простыми словами. Смотреть фото что такое поэзия простыми словами. Смотреть картинку что такое поэзия простыми словами. Картинка про что такое поэзия простыми словами. Фото что такое поэзия простыми словами

Поэзия в словаре кроссвордиста

поэзия

Поэзия Поэ́зия (, «творчество, сотворение») — особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры (измерения), не определённой потребностями обыденного языка; словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное (в узком смысле термина).

1.Искусство образного выражения мысли в слове; словесное художественное творчество. отт. Творческий художественный гений, творческое дарование. отт. Художественность, поэтичность.

2.Стихи, стихотворная, ритмическая речь. Ant:прозаотт. Совокупность стихотворных произведений какого-либо народа, какой-либо эпохи, общественной группы и т.п. отт. Художественное творчество какого-либо поэта, группы поэтов с точки зрения его особенностей, отличительных признаков.

3. перен.Изящество, очарование чего-либо, глубоко воздействующее на чувства и воображение. отт. Что-либо возвышенное, исполненное значения.

4. устар.Область воображаемого, мир фантазии. отт. То, что действует на воображение.

Большой современный толковый словарь русского языка

( гр. poiesis творчество)
1) искусство слова;
2) стихотворная, ритмически построенная речь (противополагается прозе);
3) совокупность стихотворных произведений какого-л, народа, времени, поэта или группы поэтов;
4) очарование,обаяние; что-л. прекрасное, волнующее.

Новый словарь иностранных слов

ж.
1) а) Искусство образного выражения мысли в слове; словесное художественное творчество. б) Творческий художественный гений, творческое дарование. в) Художественность, поэтичность.
2) а) Стихи, стихотворная, ритмическая речь (противоп.: проза). б) Совокупность стихотворных произведений какого-л. народа, какой-л. эпохи, общественной группы и т.п. в) Художественное творчество какого-л. поэта, группы поэтов с точки зрения его особенностей, отличительных признаков.
3) а) перен. Изящество, очарование чего-л., глубоко воздействующее на чувства и воображение. б) Что-л. возвышенное, исполненное значения.
4) а) устар. Область воображаемого, мир фантазии. б) То, что действует на воображение.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

[гр. poiesis творчество]

2. стихотворная, ритмически построенная речь (противополагается прозе);

3. совокупность стихотворных произведений какого-л, народа, времени, поэта или группы поэтов;

4. очарование,обаяние; что-л. прекрасное, волнующее.

Словарь иностранных выражений

Словарь русского языка Лопатина

словесное художественное творчество Maximeстихотворное поэзия красота и прелесть чего-нибудь, возбуждающие чувство очарования П. летнего утра. поэзия стихи, произведения, написанные стихами П. и проза. Классическая русская п. Советская п.

Словарь русского языка Ожегова

Современный толковый словарь, БСЭ

поэзия ж.
1) а) Искусство образного выражения мысли в слове; словесное художественное творчество. б) Творческий художественный гений, творческое дарование. в) Художественность, поэтичность.
2) а) Стихи, стихотворная, ритмическая речь (противоп.: проза). б) Совокупность стихотворных произведений какого-л. народа, какой-л. эпохи, общественной группы и т.п. в) Художественное творчество какого-л. поэта, группы поэтов с точки зрения его особенностей, отличительных признаков.
3) а) перен. Изящество, очарование чего-л., глубоко воздействующее на чувства и воображение. б) Что-л. возвышенное, исполненное значения.
4) а) устар. Область воображаемого, мир фантазии. б) То, что действует на воображение.

Толковый словарь Ефремовой

(по), поэзии, мн. нет, ж. (греч. poiesis).

1. искусство образного выражения мысли в слове, словесное художественное творчество. Пушкин был призван быть первым поэтом-художником Руси, дать ей поэзию, как искусство, как прекрасный язык чувств. Белинский. Всякая поэзия должна быть выражением жизни, в обширном значении этого слова, обнимающего собой весь мир физический и нравственный. Белинский. || Творческий художественный гений, стихия художественного творчества (поэт.). И пробуждается поэзия во Мне. Пушкин.

2. Стихи, стихотворная, ритмически организованная речь; противоп. проза. Поэзия и проза. Любить поэзию. Отдел поэзии (в журнале).

3. Совокупность стихотворных произведений какой-н. общественной группы, народа, эпохи и т. п. (лит.). Пролетарская поэзия. Поэзия Французской революции. Романтическая поэзия. История русской поэзии. || Художественное творчество какого-н. поэта, группы поэтов с точки зрения его особенностей, отличительных признаков (лит.). Изучать поэзию Маяковского. Характерные черты поэзии Пушкина.

4. перен. Изящество, очарование, поражающее воображение и чувство красоты (книжн.). Поэзия раннего летнего утра. Мне весело воспоминать сию поэзию во хмеле, ума и сердца благодать. Пушкин.

5. перен. Область воображаемого бытия, мир фантазии (устар., часто ирон.). (Долинский) кажется, на поэзию прихрамывает! заподозрила она его. разумея под словом «поэзия» именно то самое, что разумеют под этим словом практические люди. Лесков.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Словарь литературоведческих терминов

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Полный орфографический словарь русского языка

особый способ организации речи, словесное художественное творчество, как правило, стихотворное результат такого творчества, стихи, стихотворные произведения + род. п. красота и очарование

Не дожидаясь, пока до его бумаг дотронется чужая рука, Кокто сам выстроил план собственного собрания сочинений, обозначив различные виды творчества как « поэзия романа», «критическая поэзия », « поэзия театра», « поэзия кино».

Поэзия социальной борьбы, поэзия борьбы с природой, поэзия научных достижений, поэзия государственного строительства — все это существеннейшие моменты, отрицать значение которых и не замечать было бы смешно.

Поэзия величавого Амура совершенно иная, чем поэзия Волги, а поэзия тихоокеанских берегов очень разнится от поэзии Черноморья.

Как искусство, поэзия имеет три характерных черты: во-первых, она универсальна — на пир поэзии придет и царь, и убогий, и старый и малый, и слепой и глухой — для глухого поэзия будет живописью, для слепого — музыкой; во-вторых, поэзия дает чисто интеллектуальные впечатления; она не дает непосредственного наслаждения, как музыка и скульптура; чтобы наслаждаться ею, надо думать; в-третьих?

Если романтическая поэзия Германии была представлена достаточно полно и политическая поэзия XIX века нашла в России блестящих интерпретаторов, то народная, демократическая поэзия немецкого средневековья, барочность поэзии позднего Возрождения, бесконечное многообразие немецкого фольклора требовали более глубокого новаторского осмысления.

Источник

Значение слова поэзия

Словарь Ушакова

по э зия [по], поэзии, мн. нет, жен. (греч. poiesis).

2. Стихи, стихотворная, ритмически организованная речь; ант. проза. Поэзия и проза. Любить поэзию. Отдел поэзии (в журнале).

3. Совокупность стихотворных произведений какой-нибудь общественной группы, народа, эпохи и т.п. (лит.). Пролетарская поэзия. Поэзия Французской революции. Романтическая поэзия. История русской поэзии.

| Художественное творчество какого-нибудь поэта, группы поэтов с точки зрения его особенностей, отличительных признаков (лит.). Изучать поэзию Маяковского. Характерные черты поэзии Пушкина.

Культурология. Словарь-справочник

1) вся художественная литература в отличие от нехудожественной;

2) стихотворные произведения в их сопоставимости с художественной прозой (напр. лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос). Поэзия и проза – два основных типа искусства слова, различающиеся способами организации речи художественной, и прежде всего ритмостроением. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на стихи, соизмеримые отрезки, в принципе не совпадающие с синтаксическим делением. Поэзия преимущественно монологична. Граница поэзии и прозы относительна.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

(греч. poiesis, от poieo — делаю, творю) — произведения в стихах в отличие от произведений в прозе. Иногда поэзией называют всю художественную литературу в отличие от нехудожественной. Поэзия и проза — два основных типа искусства слова, различающиеся способами организации художественной речи; отличает поэзию от прозы прежде всего правильно организованный ритм, который создается отчетливым делением речи на соразмерные отрезки, часто не совпадающие с синтаксическим делением.

Рб: роды и жанры литературы

* «У поэзии такой же специальный язык, как у музыки и живописи» (А.Н. Веселовский).

«Истинная поэзия — это не тело, в которое вдохнули душу, но душа, которая приняла очевидность тела» (И.В. Киреевский). *

Гаспаров. Записи и выписки

♦ «Новейшая поэзия разделяется на два вида: стихи, которые читать невозможно, и стихи, которые можно и не читать» (Альм. «Первая тетрадь кружка Адская Мостовая», кажется, 1923, типография ГПУ. Стихи там были такие: «Вечерами в маленькой кофейне Матовые светятся огни. Перелистывая томик Гейне, Тонкую страницу поверни») А Вейдле, «О поэтах», 124, цитировал Лунца: «Бывают хорошие стихи, плохие стихи и стихи как стихи; последние ужаснее всего».

♦ по Щедрину: «Вольным пенкоснимателем может быть всякий, кто способен непредосудительным образом излагать смутность наполняющих его чувств».

♦ Есенин с извозчиком: а кого из поэтов знаешь? «Пушкина». — А из живых? — «Мы только чугунных» (Мариенгоф).

♦ Поэзия — «исповедь водного животного, которое живет на суше, а хотело бы в воздухе». — К. Сандберг, цит. в словаре Роже.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Неразрывный и почти всегда таинственный союз музыки, смысла и истины в одном и том же тексте, в результате которого рождается чувство. Поэзия – истина в песне, трогающей сердца. Не следует путать поэзию со стихосложением и даже с поэмой. Не так уж часто поэма бывает от начала до конца проникнута духом поэзии, а вот проза довольно часто бывает поэтичной.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

1. Художественное словесное творчество (главным образом стихотворное), а также произведения, написанные стихами.

* Поэзия и проза. Русская поэзия. *

2. перен. Красота, глубокое воздействие на чувства и воображение.

* Поэзия русского пейзажа. *

Эстетика. Энциклопедический словарь

искусство слова с характерной ритмической организацией художественной речи. Принимающая разнообразные стихотворные формы, речь поэта выпадает из контекста обыденного словоговорения, обретает дополнительные коммуникативно-суггестивные свойства, превращается в объект повышенного внимания. Если поэтическое произведение отвечает высшим художественно-эстетическим критериям красоты и совершенства, то оно возводится в статус шедевра и занимает место в системе общечеловеческих ценностей мировой культуры.

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

ПОЭЗИЯ, и, ж.

1. Словесное художественное творчество, преимущ. стихотворное.

2. Стихи, произведения, написанные стихами. П. и проза. Классическая русская п. Современная п.

3. перен., чего. Красота и прелесть чегон., возбуждающие чувство очарования. П. летнего утра.

| прил. поэтический, ая, ое. Поэтическое творчество. П. ландшафт.

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

«Ой бiлая паутина на тин повилася;

Молодая дiвчинонька в козака вдалася».

Прямого отождествления человека с природой уже нет, но мысль только что вышла из него. Она идет дальше — и начинает настаивать на отсутствии такого тождества: простой параллелизм переходит в отрицательный («отрицательн. сравнение»):

«Что не ласточки, не касаточки вкруг тепла гнезда увиваются

Увивается тут родная матушка».

Переходим к истории тех трех родов, на которые теория издавна делит П. Благодаря историко-сравнительному методу и общим предпосылкам теории эволюции, вопрос о происхождении и развитии тех сложных литературных форм, которые мы теперь называем поэтическими, в значительной степени выясняется; здесь еще много темных и сложных пунктов, но нет более места тем произвольным утверждениям, которые так смело расточала метафизическая теория литературы. Уже простейшая форма П. — слово — связана неразрывно с элементом музыкальным. Не только на так называемой патогномической ступени образования речи, когда слово почти сливается с междометием, но и в дальнейших стадиях «первые слова, вероятно, выкрикивались или пелись». Со звуковыми выражениями первобытного человека необходимо связана также жестикуляция. Эти три элемента соединяются в том праискусстве, из которого впоследствии выделяются его отдельные виды. В этом эстетическом агрегате членораздельная речь занимает подчас второстепенное место, сменяясь модулированными восклицаниями; образцы песен без слов, П. междометий найдены у разных первобытных народов. Таким образом первая форма П., в которой уже можно замелить зачатки трех ее основных родов — хоровое действие, сопровождаемое танцами. Содержание такого «действия» — факты из повседневной жизни общины, которая является одновременно автором и исполнителем этого произведения, драматического по форме, эпического по содержанию и подчас лирического по настроению. Здесь имеются уже налицо элементы для дальнейшего выделения поэтических родов, соединенных первоначально — как это указал впервые Спенсер — в одном произведении. В последние годы (Grosse, «Anfange der Kunst», 1893) против этой теории первоначального «синкретизма» сделаны замечания, сводящиеся к тому, что и в первобытном поэтическом произведении может перевешивать тот или иной элемент, а в П. культурного склада элементы трех основных поэтических родов бывают смешаны. Эти возражения не устраняют теории, тем более, что она утверждает «не смешение, а отсутствие различия между определенными поэтическими родами, П. и другими искусствами» (Веселовский). Гроссе не соглашается с большинством историков литературы и эстетиков, которые считают драму позднейшей формой П., тогда как на самом деле она — древнейшая. На самом деле примитивное «драматическое действие без драмы» есть драма лишь с формальной точки зрения; оно получает характер драмы лишь впоследствии, с развитием личности. Первобытный человек, можно сказать, подлежит не столько индивидуальной психологии, сколько «психологии групп» (Vö lkerpsychologie). Личность чувствует себя неопределенной частью аморфного, однообразного целого; она живет, действует и мыслит лишь в ненарушимой связи с общиной, миром, землей; вся ее духовная жизнь, вся творческая сила, вся П. запечатлена этим «безразличием коллективизма». При таком складе личности нет места для индивидуальной литературы; в коллективных зрелищах, хоровых, общих танцах, операх-балетах все члены клана «попеременно играют роли то актеров, то зрителей» (Летурно). Сюжеты этих хоровых танцев — сцены мифические, военные, похоронные, брачные и т. п. Роли распределяются между группами хора; у хоровых групп являются запевалы, хореги; действие иногда сосредоточивается на них, на их диалоге, и здесь уже заключены семена будущего развития личного творчества. Из этого чисто эпического материала по поводу ярких событий дня, волнующих общество, выделяются поэтические произведения, проникнутые общим пафосом, а не личным лиризмом обособленного певца; это — так называемая лироэпическая песнь (гомерические гимны, средневековая кантилена, сербские и малорусские исторические песни). Встречаются среди них песни (напр., франдузские chansons d’histoire) с содержанием не из общественной, а и из личной истории; лирическое настроение в них выражено весьма сильно, но не от имени самого певца. Понемногу, однако, деятельное сочувствие к событиям, изображенным в песне, угасает в обществе; она теряет свой волнующий, злободневный характер и передается, как старинное воспоминание. Из уст певца, плачущего вместе со своими слушателями, рассказ переходит в уста эпического сказателя; из лироэпической песни делается былина, над которой уже не плачут. Из бесформенной среды исполнителей выделяются профессиональные носители и исполнители поэтических сказани — певцы, сперва общинные, поющие лишь в кругу своих родичей, потом бродячие, разносящие свои песенные сокровища по чужим людям. Это — mimi, histriones, joculatores в Риме, барды, друиды, филы у кельтов, тулиры, потом скальды в Скандинавии, труверы в Провансе и т. д. Их среда не остается неизменно однообразной: часть их опускается вниз, в площадные шуты, часть поднимается до письменной словесности, не только исполняя старые песни, но и слагая новые; так, в средневековой Германии на улице — шпильманы (Gaukler), при дворах — писцы (Schriber) заменяют старых певцов. Эти хранители эпической традиции знали иногда и по нескольку песен об одних и тех же героях, о тех же событиях; естественна попытка связать разнообразные сказания об одном и том же — сперва механически, при помощи общих мест. Неопределенный материал народных песен консолидируется, группируясь вокруг популярного в народе героя — напр. Сида, Ильи-Муромца. Иногда эпическое творчество, как у нас, и не идет далее этих циклов, сводов; иногда его развитие заканчивается эпопеей. Эпопея стоит на границе между творчеством групповым и личным; подобно иным произведениям искусства, в этот период просонков личности она еще анонимна или носит фиктивное имя автора, не индивидуальна по стилю, но уже «обличает цельность личного замысла и композиции». Условиями появления больших народных эпопей А. Н. Веселовский считает три факта исторической жизни: «личный поэтический акт, без сознания личного творчества; поднятие народно-политического самосознания, требовавшего выражения в П.; непрерывность предыдущего песенного предания, с типами, способными изменяться содержательно, согласно с требованиями общественного роста». Сознание личного почина повело бы к индивидуальной оценке событий и к розни между поэтом и народом, стало быть — к невозможности эпопеи. Как зарождается сознание личного творчества — определить, в общих чертах, трудно; в разных случаях этот вопрос решается различно. Вопрос о появлении поэта неизмеримо труднее вопроса о происхождении П.; до тех пор, пока групповая психология находится в зачаточном состоянии, он вряд ли может быть решен окончательно. Возможно и важно лишь отметить, что, как ни велико различие между безличным творчеством примитивной общины и индивидуальнейшим созданием личного искусства, оно может быть сведено к разнице в степенях одного явления — зависимости всякого поэта от ряда условий, на которые будет указано ниже. С разложением первобытного общинного уклада совпадает новый строй мировоззрения; человек начинает чувствовать себя не «пальцем от ноги» какого-то большого организма, но самодовлеющим целым, личностью. У него есть свои, никем не разделенные горести и радости, препятствия, преодолеть которые никто ему не помогает; общественный строй уже не охватывает всецело его жизни и мысли, и подчас он вступает с ним в конфликт. Мы видели уже лирические элементы в эпосе; теперь эти выражения личной жизни выделяются в самостоятельное целое, в поэтической форме, подготовленной предыдущим развитием. Лирическая песня поется с сопровождением музыкального инструмента; на это указывает сам термин (лирика, от Λίρα). Осложнение общественных форм, приведшее к противопоставлению в сознании личности и общества, вызывает новый взгляд на традицию. Центр тяжести интереса к старинному сказанию переходит от события к человеку, к его внутренней жизни, к его борьбе с другими, к тем трагическим положениям, в которые его ставит противоречие личных побуждений и общественных требований. Так подготавливаются условия для появления драмы. Внешняя структура ее готова — это старинная форма хорового обряда; понемногу вносятся лишь кое-какие изменения — действующие лица резче отграничиваются от хора, диалог становится страстнее, действие оживленнее. Сперва материал черпается только из традиции, из мифа; затем творчество находит поэтическое содержание и вне жизни богов и героев, в быте простых людей. До какой степени редко в начале обращение к вымыслу, видно из того, что в греческой драматической литературе известна всего одна драма, не основанная на эпическом материале. Но переходный момент наступает необходимо с дальнейшим разложением быта, падением национального самосознания, разрывом с историческим прошлым, в его опоэтизированных формах. Поэт уходит в себя и отвечает на изменившиеся духовные запросы окружающей массы новыми образами, подчас прямо противоположными традиции. Типичным образцом этой новой формы является греческая новелла эпохи упадка. Об общественном содержании здесь уже нет речи: предметом повествования являются перипетии личных судеб, обусловленные по преимуществу любовью. Форма тоже ушла от традиции; здесь все личное — и индивидуальный творец, и фабула. Итак, перед нами выделившиеся с достаточной ясностью формы эпоса, лирики, драмы; вместе с тем, перед нами уже иной автор — индивидуальный поэт нового времени, по взгляду старой поэтики подчиняющийся лишь порывам своего вольного вдохновения, творящий из ничего, бесконечно свободный в выборе предмета для своих песнопений. Эта теория, целой пропастью отделяющая былого пассивного выразителя общинной души от нового, личного поэта, отвергнута в значительной степени современной поэтикой. Она указывает на ряд условий, которыми связан в своем творчестве самый великий поэт, самый необузданный фантаст. Уже то, что он пользуется готовым языком, имея лишь ничтожную, сравнительно, возможность модифицировать его, указывает роль обязательных категорий в поэтическом мышлении. Подобно тому, как «говорить, значит примыкать своим индивидуальным мышлением к общему» (Гумбольдт), так и творить — значит считаться в творчестве с обязательными его формами. Безличность эпического поэта оказывается преувеличенной, но еще в большей степени преувеличена свобода личного творца. Он исходит из готового материала и облекает его в ту форму, на которую объявился спрос; он — порождение условий времени. Это особенно ярко выражается в судьбах поэтических сюжетов, которые живут как бы своей собственной жизнью, обновляясь новым содержанием, вложенным в них новым творцом; зародыши некоторых излюбленных сюжетов вполне современных поэтических произведений отыскиваются — благодаря той новой отрасли знания, которая носит название фольклора — в далеком прошлом. «Талантливый поэт может напасть на тот или другой мотив случайно, увлечь к подражанию, создать школу, которая будет идти в его колее. Но если взглянуть на эти явления издали, в исторической перспективе, все мелкие штрихи, мода и школа, и личные течения, стушуются в широком чередовании общественно-поэтических спросов и предложений» (Веселовский). Разница между поэтом и читателем — не в типе, а в степени: процесс поэтического мышления продолжается и в восприятии — и читатель так же перерабатывает готовую схему, как и поэт. Эта схема (сюжет, тип, образ, троп) живет, пока поддается поэтическому обновлению, пока может служить «постоянным сказуемым с переменным подлежащим» — и забывается, когда перестает быть орудием апперцепции, когда теряет силу обобщить, объяснить что-либо из запаса впечатлений. — В таком направлении совершалось до сих пор развитие поэтических родов. Видеть в нем исторический закон, конечно, нет оснований; это — не обязательная формула преемственности, а эмпирическое обобщение. Отдельно прошла эту историю классическая П., отдельно и заново, под двойственным влиянием своих исконных начал и греко-римской традиции, проделал ее европейский Запад, отдельно — славянский мир. Схема была всегда приблизительно та же, но точные и всеобщие народно-психологические предпосылки для нее не определены; при новых условиях общественности могут сложиться иные поэтические формы, предсказать которые, при ваших нынешних знаниях, невозможно. Едва ли, поэтому, могут быть оправданы с научной точки зрения те дедуктивные основы деления поэтических родов, которые издавна предлагает теория в таком разнообразии. Эпос, лирика и драма сменяли друг друга в истории П.; эти три формы без особенных натяжек исчерпывают имеющийся у нас поэтический материал и потому годятся, как дидактический прием, для учебных целей — но никак не следует видеть в них раз навсегда данные формы поэтического творчества. Можно видеть в эпосе преобладание объективных элементов, в лирике — перевес субъективных; но определять драму, как синтез того и другого, уже невозможно, хотя бы потому, что есть иная форма соединения этих элементов, в лироэпической песне. Ни растущий перевес прозаических стихий в языке, ни мощный расцвет науки, ни возможные преобразования общественного уклада не грозят существованию П., хотя могут повлиять решительным образом на ее формы. Роль ее по-прежнему громадна; задача ее аналогична с задачей науки — свести бесконечное разнообразие действительности к возможно меньшему числу обобщений, — но средства ее подчас шире. Ее эмоциональный элемент (см. Эстетика) дает ей возможность влиять там, где сухие формулы науки бессильны. Мало того: не нуждаясь в точных построениях, обобщая в бездоказательном, но убедительном образе бесконечное резнообразие нюансов, ускользающих от Прокрустова ложа логического анализа, П. предвосхищает выводы науки. Порождая общие чувствования, давая наиболее тонкое и в то же время общепонятное выражение душевной жизни, она роднит людей, усложняет их мысль и упрощает их отношения. В этом ее преимущественное значение, в этом причина ее дарственного, среди других искусств, положения. Литературу — см. Поэтика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *