что такое подушная подать при петре 1
Подушная подать при Петре I Великом
Подушная подать (подушный налог, подушный оклад) — новый вид налогообложения введённый Петром I в 1724 году в результате налоговых реформ.
Суть нововведения заключалась в налогообложении каждого мужчины (мальчика, старика) принадлежащего к податным сословиям (т.е. все кроме дворян и духовенства). Подушная подать была введена взамен устаревшему «подворному» налогу, от которого крестьяне нашли способ уклоняться — объединяли дома единым забором образуя один большой «двор».
История введения подушной подати в России
Причины и предпосылки
Первая перепись, организованная по приказу Петра I в 1710 году выявила резкое сокращение крестьянских дворов (на 19,5%). Вынужденные платить всё новые и новые косвенные налоги, которые вводил царь, нуждающихся в средствах для ведения войны и развития промышленности, крестьяне старались снизить основной налог — подворную подать. Они объединялись с соседями за одним забором и таким образом снижали взимаемый налог.
указ Петра I от 26 ноября 1718 года о начале второй переписи, вводил новый принцип учета налогооблагаемого населения — под запись попадали все «души» мужского пола (старики, дети, инвалиды и обычные мужики). При этом произошло закрепощение холопов и других категорий, до этого практически свободных крестьян, которые были закреплены на той земле где их застала подушная перепись.
После получения таких списков (сказок) были проведены проверки правильности переписи (ревизии), так как во время переписи неоднократно происходили злоупотребления писцов, подкупы и другие нарушения. Мероприятия были закончена к 1722 году, всего насчитали около 5 млн. душ мужского полу.
Затем произошло приписывание полков к земле и душам, которые должны были их содержать. В результате подушная подать определена в 74 коп. с души. Государственные крестьяне сверх того должны были платить дополнительно 40 коп.с души для уравнения с владельческими крестьянами, которые кроме подушной подати платили оброки своему владельцу. С посадских (горожан) подушная подать была определена в 1 р. 20 коп.с души.
Ещё в древнем Риме для пополнения казны была введена подушная подать. Это не что иное, как взимание примерно равного налога со всех граждан, вне зависимости от их материального положения. Исключение составляли лишь особо привилегированные слои общества. Идея понравилась Петру I, и в 1724 году он ввёл эту форму пополнения бюджета в России. Известно, что в XVIII веке она приносила государству почти половину его годового дохода.
Новая форма налогообложения
До того как была введена подушная подать, Россия пополняла свой бюджет за счёт так называемого подворного обложения, при котором правительство определяло сумму, взимаемую с конкретного города или деревни, а местные общины равномерно распределяли её на каждый двор. Пётр I своим указом повелел устанавливать налог не по числу дворов, а по количеству жителей, причём выплачивать его предстояло только гражданам мужского пола. Исключение составляли представители экономически привилегированных сословий – дворяне и духовенство.
Введение подушной подати было вызвано непомерно высокими затратами на содержание армии, поэтому предполагалось, что общая сумма сборов должна быть равна той части бюджета, которая идёт на военные нужды. Эта сумма известна, следовательно, разделив её на количество налогоплательщиков, можно было без труда определить долю каждого.
Перепись будущих налогоплательщиков
На деле выяснилось, что без труда подобные операции производятся где угодно, но только не в России с её бескрайними просторами и затерянными среди непроходимых лесов и болот деревнями. Справиться с подобной задачей мог лишь человек железной воли, каким был государь Пётр Великий. Для учёта всего тяглового (обязанного выплачивать налог) населения в 1718 году по его указу в России была произведена всеобщая подушная перепись.
Подсчёт размера планируемой подати
Так или иначе, но православные души были пересчитаны, и в итоге оказалось, что на каждую из них приходилось по восемьдесят копеек годового сбора. Это касалось только мужчин, женщины по законам того времени налогом не облагались, да и само наличие у них души часто ставилось под сомнение.
Вскоре, однако, возникли обстоятельства, благодаря которым была снижена установленная ранее подушная подать. Это произошло по той причине, что после окончания переписи ещё долго поступали в столицу сведения (и доносы, разумеется) о не вошедших в ревизский отчёт деревнях, жители которых также являлись налогоплательщиками. Был сделан перерасчёт, показавший, что нужную для армии сумму можно собрать, ежегодно взимая с крестьянских душ лишь по семьдесят четыре копейки, а затем эта сумма уменьшилась до семидесяти.
Особенности налога в отношении разных групп населения
Указ о подушной подати предусматривал некоторое разграничение в налогообложении государственных крестьян и тех, что являлись собственностью помещиков. Дело в том, что последние, кроме казённого налога, обязаны были платить еще и оброк своим хозяевам. Таким образом, они попадали под двойное налогообложение, что ставило их в худшее положение по сравнению с крестьянами, принадлежавшими государству. Чтобы никого не обижать и поставить всех в равные условия, было решено на каждую казённую душеньку добавить ещё по сорок копеек оброчной подати.
Не забыли отметить и раскольников – они за строптивость облагались двойной суммой. Посадские же люди, то есть жители городов, обязаны были вносить в казну сто двадцать рублей в год. В эту сумму входила и оброчная подать, которую они выплачивали наравне с государственными крестьянами. Известно, что введение подушной подати в таком размере приносило казне в год около четырёх миллионов рублей, что в основном покрывало расходы на армию.
Контроль численности населения страны
Стоит отметить, что роль статистики, отражавшей общую численность населения в стране, резко возросла с тех пор, как была установлена подушная подать. Это произошло потому, что каждая ревизская душа приобрела теперь значение раскладочной единицы.
Регулярно проводились проверки, и на основе их результатов корректировались налоговые суммы, причём если крестьянин умирал, то подать за его мёртвую душу помещик обязан был выплачивать до следующей ревизии. Ну как тут не вспомнить Павла Ивановича Чичикова, ловко воспользовавшегося этой прорехой в законе?
Увеличение размера подати
Со временем аппетиты казны росли. Вошло в практику использовать средства, поступавшие в неё от подушной подати, не только на военные нужды, но и затыкать ими все дыры бюджета. Кроме того, изменился курс рубля. Это привело к увеличению взимаемых с населения сумм. В 1794 году налоги, измерявшиеся прежде семьюдесятью копейками в год, выросли до рубля.
Снижение налогов в России – явление редкое, чаще всего они меняются в сторону роста. Не стала исключением и подушная подать, год от года увеличивавшаяся в размерах. В 1796 году она достигла одного рубля двадцати шести копеек, а в 1867-м в отдельных районах страны её размер превысил два с половиной рубля.
Первые шаги к экономической реформе
Реформирование национальной финансовой системы, результатом которой стала отмена подушной подати, началось в эпоху правления императрицы Екатерины II. В период её царствования в стране складывался совершенно новый тип экономики, требовавший определённых преобразований. Первым таким шагом явилось изменение налоговой политики в отношении умножавшейся в то время буржуазии.
Для них в 1775 году была введена новая форма налога, предусматривавшая ежегодное отчисление в пользу казны определённого процента от объявленного капитала. Почти через девяносто лет её правнук Александр II прибавил к этому отмену подушной подати с мещан и ремесленников.
Конец эпохи подушной подати
К концу XIX века стало вполне очевидно, что подушная подать – это отжившая свой век форма налогообложения. Главным её недостатком являлся принцип уравниловки, по которому со всех взимались равные суммы, без учёта экономического положения граждан. Такой подход был никому не выгоден. Государство теряло значительные средства ввиду того, что могло бы взимать большие суммы с представителей бурно развивавшегося в те годы капиталистического сектора, а для части малоимущих крестьян и такая подать была непосильной.
В результате произошло то, что всегда бывает, когда закон вступает в противоречие с жизнью – его стараются не исполнять. Если в прежние времена уклонение от налогов носило характер хоть и нежелательного, но редкого явления, то теперь оно приняло всероссийский масштаб. Ежегодные недоимки доходили до 15 % и постоянно росли. Кроме того, были массовые случаи демонстративного отказа от платежей, грозившие закончиться социальным взрывом. Итогом этого стала отмена подушной подати, произведённая Александром III в 1887 году на территории европейской России, а в 1899 году его сыном Николаем II в Сибири.
ЭСБЕ/Подушная подать в России
|
Подушная подать в России. — Введение в России П. подати в царствование Петра I вызвано было увеличением численности регулярной армии и необходимостью найти источники для ее содержания (см. Петр I). Когда были испробованы без успеха разные частные фискальные мероприятия, появился ряд проектов, в которых указывалось, что самой удобной единицей обложения для государства является «персона». Вся задача заключается в определении количества населения и суммы расходов на содержание армии; при делении второго числа на первое получится количество подати, которое должно пасть на каждую душу населения. В ноябре и декабре 1717 г. Петр I приказал вычислить, со скольких «работных персон» можно содержать пешего и конного солдата, обоз и т. п., а 26 ноября 1718 г. было приказано сделать поголовную перепись (см. Переписи). В ожидании ее результатов население было определено, в круглой цифре, в 5 млн., содержание войска — в 4 млн. руб., П. налог — в 80 коп. с души. Когда весной 1724 г. была определена точная цифра П. переписи, налог был понижен до 74 к.; эта последняя цифра получилась от деления 4 млн. (суммы расхода) на 5,4 млн. (количество населения). Указом 8 февраля 1725 г. размер налога был понижен до 70 к. с души и до царствования Елизаветы оставался без изменения. В 1742 и 1743 гг. он был понижен еще на 10 к., но уже в 1746 г. опять был увеличен на те же 10 коп. В 1757 г. прибыль казны от возвышения цен на соль и переливки медных денег была зачтена в П. подать начиная с 1751 г., вследствие чего явились сбавки от 3 до 8 коп. в год. В 1765 г. П. подать была распространена на Юго-Восточную Украйну, а со 2-й половины 1783 г. — на Малороссию и Остзейский край, причем остзейские крестьяне платили ее не деньгами, а провиантом и фуражом, по местным ценам. При присоединении Белоруссии тамошние крестьяне были обложены П. налогом в 70 к., причем в счет этой суммы зачислялся 1 четверик муки, взимавшийся с них по штатной цене. Сверх того, в Белоруссии существовал особый налог в 50 коп. с души за право винокурения. Крестьяне, приписанные к уральским горным заводам, платили налог не деньгами, а отработкой, по определенному расчету, на заводах. 23 июня 1794 г. 70-копеечный оклад П. подати был возвышен в 18 губерниях до 1 рубля, в 18 до 85 коп ; в 4-х губ. он остался без изменения. В тех губерниях, где денежный налог был ниже 1 рубля, были установлены хлебные сборы (по правилам 26 сентября 1795 г.). При Павле I указами 10 и 18 декабря 1796 г. хлебные сборы были заменены денежными. 18 декабря 1797 г. последовала новая надбавка к П. подати, определенной в 1 руб. 26 коп. с души. Вместе с тем для поправления финансов Павел I обложил дворянство особым налогом, общая сумма которого в год простиралась до 1640000 р. При Александре I этот налог был отменен, как упадающий на дворян, и разложен на помещичьих крестьян по 18 коп. на душу. 1 января 1810 г. последовало новое возвышение подушного налога до 2 руб., а в 1812 г. с целью ускорения уплаты государственных долгов и утверждения государственного кредита П. подать была увеличена еще на 1 руб. В 1816 г. установлен сбор на устройство водяных и сухопутных сообщений, исчисленный сначала в 25 коп., а в 1818 г. — в 30 коп. с души. Таким образом П. оклад в царствование Александра I определился в 3 руб. 30 коп. с души, т. е. с 1797 г. возрос в 4 раза. При Николае I по указу 9 ноября 1839 г. П. оклад был переложен на серебро и составил 95 коп. сер. на душу. Сибирские крестьяне были освобождены от платежа 9 коп. на водяные и сухопутные сообщения и платили поэтому только 86 коп. с души. Сверх этого к П. подати причислялся сбор за право винокурения, по 2 руб. ассигн. или по 58 коп. сер. с души, в Малороссии, Остзейских губерниях и в губерниях, присоединенных от Польши. В 1851 г. он был отменен везде, кроме Остзейских губерний, где продолжал взиматься до введения в 1863 г. акцизной системы. В 1862 г. П. оклад снова повышен до 1 руб., а указом 26 декабря 1862 г. установлен временный на один год дополнительный сбор, различавшийся по губерниям и уездам, «смотря по степени благосостояния», от 8 коп. (Астраханская губ.) до 44 коп. (С.-Петербургская губ.). Среднее повышение составляло 25 коп. на ревизскую душу. Дополнительный сбор был продолжен на 1864 и 1865 гг. и затем обращен в постоянный «в уважение к затруднительному положению государственного казначейства». В 1867 г. последовало новое увеличение П. оклада, причем размер прибавки в среднем был 50 коп. и колебался между 19 ½ коп. (Архангельская губ.) и 75 коп. (Курляндская губ.). После этого оклад П. подати колебался между 1 руб. 15 коп. (некоторые уезды Псковской губ.), 2 руб. 17 коп. (Сарапульский у. Вятской губ.) и 2 руб. 61 коп. (колонисты Одесского у.). В таком виде оклад оставался до самой отмены П. подати. Кроме П. подати, государственные крестьяне платили еще так наз. оброчную подать (см.). Что касается городских обывателей, то указом 16 сентября 1724 г. с купечества и разночинцев, записанных в цехи и приписанных к посадским, был назначен П. оклад в 1 руб. 20 коп. с души. В 1769 г., по случаю первой турецкой войны, оклад был увеличен до 2 руб., но после заключения мира манифестом 17 марта 1775 г. эта прибавка была отменена. 25 мая того же года, с обложением купечества % сбором с объявленных капиталов, П. подать с купцов была отменена. В 1794 г. П. подать с мещан была увеличена до 2 руб. и с той поры продолжала увеличиваться: в 1797 г. до 2 руб. 60 коп., в 1810 г. до 5 р., в 1812 г. до 8 р. К этому окладу указами 1816 и 1818 гг. было прибавлено по 30 коп. на водяные и сухопутные сообщения (кроме Сибири). При переводе в 1839 г. на серебро мещанский П. оклад составил 2 руб. 38 коп. для Европ. России и 2 руб. 29 коп. для Сибири. В 1862 г. он был повышен до 2 руб. 50 коп. в Европ. России и до 2 руб. 40 коп. в Сибири. В 1863 г. подать с мещан и цеховых людей была отменена, за исключением Сибири и Бессарабии. Евреи как податной класс являются впервые по присоединении западных губерний от Польши. В 1773 г. они были обложены податью в 1 p. и за право продажи вина в городах — в 1 р. 50 коп. По указу 3 мая 1783 г. с евреев велено было взыскивать подати сообразно с тем состоянием, в которое они запишутся. В 1794 г. была установлена с них двойная подать против взимавшейся с мещан, причем предоставлялось евреям свободно выезжать за границу, уплатив предварительно двойную подать за 3 года. Двойная подать с евреев была отменена в 1817 г. В Черниговской губ. евреи-земледельцы на чужих землях платили 2 р. 9 коп. сер., с 1862 г. 2 р. 20 к., затем 2 руб. 32 коп., а на своих землях — 95 к. сер. с души. В Херсонской губ. евреи-земледельцы платили 4 ½ коп. (16 коп. асс.) с десятины и 14 коп. (48 коп. асс.) с души на водяные и сухопутные сообщения. Раскольники при первой ревизии были обложены двойным П. окладом, причем один оклад зачислялся в государственные подати, а другой, в качестве штрафа за раскол, отсылался в Синод. Окладом были обложены и женщины-раскольницы, в половинном против мужчин размере. Исключение составляли только раскольники, жившие на границах: они платили один оклад в видах удержания их от побегов. 29 июня 1782 г. двойные оклады для раскольников были отменены. Некоторые разряды населения — малороссийские казаки, панцирные бояре, вольные люди, иностранные ремесленники, граждане и однодворцы в западных губерниях, колонисты, инородцы, жители Бессарабии — были обложены особыми окладами П. В Малороссии оклад был определен сначала в 1 руб. 20 коп. Указами 1831 и 1832 размер П. подати с казаков Черниговской и Полтавской губ., включая 1 р. 95 к. за право винокурения и 30 к. на сухопутные и водяные сооружения, был определен в 8 р., или, по переложении на серебро, в 2 р. В 1851 г. сбор за право винокурения в размере 55 к. был отменен, и с тех пор малороссийские казаки стали платить 1 р. 45 к. с души, с 1862 г. — 1 руб. 52 коп., а после 1867 г. — 2 р. 70 к. Панцирные бояре, по 7-ой ревизии, были обложены П. податью в 7 руб. 30 к., или, по переложении на серебро, 2 р. 67 к.; после отмены в 1851 г. сбора за право винокурения они платили 2 р. 9 к., а с 1862 г. — 2 руб. 20 к. Таким же размером оклада были обложены и так наз. вольные люди. В 1810 г. иностранные ремесленники в обеих столицах были обложены: мастера по 100 р., подмастерья по 40 р., ученики по 20 р. В 1818 г. сбор с подмастерьев и учеников был отменен. После указа 9 ноября 1839 г. иностранные мастера платили: в столицах от 14 руб. 50 коп. до 43 руб. серебром, в других городах — по 5 руб. 75 коп. с души. Граждане и однодворцы в западных губерниях, которые не могли доказать своего дворянского происхождения, были обложены по указу 19 октября 1831 г. податным сбором в 3 или 2 руб. с дыма или же подушным в 1 руб. с души. Колонисты, начавшие селиться в России при Екатерине II, были обложены разнообразными окладами. Одни из них, напр. колонисты саратовские, близ минеральных кавказских вод, новороссийские, были сравнены с государственными крестьянами, другие — с помещичьими; третьи платили только поземельный сбор или, кроме того, сбор на военные и сухопутные содержания присутственных мест (напр. колонисты с.-петербургские, ижорские, ямбургские). Подати с инородцев были самые разнообразные и взимались сообразно с условиями их жизни. В Бессарабии по присоединении ее к России, была оставлена турецкая система податей. По сведениям за 1859 г., с податных сословий взималось:
Подушной подати с мещан и крестьян | 26646292 руб. |
Оброчной подати с государ. крестьян и др. лиц, живших на казенной земле | 26441408 руб. |
Разных сборов (с иностранных ремесленников, ямщиков, колонистов, инородцев и т. п.) | 857797 руб. |
Всего | 53945497 руб. |
Число душ, плативших подати по 10-й ревизии, было 25368013. Таким образом, на одну ревизскую душу приходилось средним числом 1 руб. 5 коп. подушной подати. Сверх того, казенные крестьяне платили средним числом оброчной подати по 2 руб. 76 коп. с души. Всех сборов (считая в том числе и подушную подать) на каждое податное лицо приходилось 2 руб. 13 коп., а на каждого жителя (считая сословия неподатные и состоящие на льготе) — 1 р. 86 коп. На каждую десятину причиталось подушного налога около 12 коп., всех же податей в Европ. России на каждую десятину падало 25 коп. Если определить количество крестьянских дворов в Европейской России в 1859 г. в 6430906, то на 1 крестьянский двор подушной подати приходилось 3 руб. 23 коп. («Труды ком. для пересмотра системы податей и сборов», т. I, стр. l06—108). Единицей обложения подушной податью была ревизская душа. Еще при Петре I все население было разделено на податное и неподатное. Свободны от податей были, во-первых, потомственные и личные дворяне. Освобождение их мотивировалось их обязательной службой, но с отменой ее в 1762 г. дворяне все-таки не были обложены податями. Свобода от податей была подтверждена и жалованной грамотой дворянству в 1785 г. Освобождено было от платежа подушной подати и духовенство, причем освобождение это распространялось только на лиц, занимавших штатные места, и на их детей; остальные должны были поступить на службу или записаться в подушный оклад. Производились так назыв. разборы духовенства с целью выделить из духовного звания лиц, подлежавших подушной подати; последний из таких разборов был при имп. Николае I. Освобождено было от П. подати не только православное духовенство, но и других христианских исповеданий, а также магометанской и ламайской веры. Далее, были освобождены: мурзы и князья татарского происхождения, все лица, состоявшие на государственной службе, придворные служители, медики, маклера, лица, получившие ученые степени, так наз. обельные вотчинники в Олонецкой губ., коробовские белопашцы в Костромской губ., купцы, почетные граждане и пр. По десятой ревизии, всего освобожденных от платежа П. подати было 3072328 душ, или около 10½% общего числа жителей Европейской России. К податным сословиям принадлежала вся масса сельских обывателей, под разными наименованиями, а также, до 1863 г., мещане, цеховые и рабочие в городах. Они подлежали внесению в ревизию. При производстве ревизии в ревизские сказки вносились все лица податного состояния мужского пола. Этим фактом внесения в ревизию они уже были «положены в оклад», как выражался устав о податях. «Положение в оклад» могло происходить и в промежуток между двумя ревизиями и совершалось или по собственному желанию, или по закону. По собственному желанию причислялись к податному состоянию лица, которым предоставлялось право поступать на службу или избрать род жизни (дети чиновников, причетников и т. п.). По закону причислялись: пропущенные по ревизии и возвратившиеся из бегов; лица, которым была предоставлена льгота, по истечении этой льготы; лица, возвращавшиеся в податное состояние (напр. монахи, оставившие свой сан). По ст. 417 устава о податях незаконнорожденные, несмотря на звание матери, а также подкидыши и не помнящие родства до совершеннолетия, причислялись, для одного лишь счета, к податному состоянию без согласия обществ. Остальные лица могли быть причислены только с согласия обществ, потому что последние были связаны круговой порукой в уплате П. подати. Число лиц, положенных в оклад, могло и уменьшаться исключением из оклада вследствие перехода известного лица из сословия податного в неподатное. Для поступления на службу, если оно влекло за собою исключение из оклада, нужно было иметь, в большинстве случаев, согласие общества, так как оно обыкновенно обязывалось платить за выходящих из его состава подати до новой ревизии. На этом же основании требовалось, по общему правилу, согласие общества на увольнение из его состава или на причисление к нему. Перечисление целых селений из сельского в юродское звание могло происходить только по высочайшему повелению, если оказывалось, что главное занятие жителей — промышленность, а не земледелие. Некоторым лицам — напр. переселенцам, военнопленным — предоставлялись льготы по уплате П. подати. В связи с П. податью стояла и паспортная система (см.), и все те ограничения свободы передвижения, которые устанавливало правительство с целью препятствовать податному населению уклоняться от платежа П. подати. П. подать считалась лежащею не на каждом лице отдельно, а на целом обществе или селении, по числу душ, состоявших в нем по ревизии и впоследствии причисленных. Размер П. подати исчислялся, таким образом, посредством перемножения оклада на число лиц данного общества или селения, записанных в последнюю ревизию. Раскладку подати между отдельными членами производило само общество, причем размер подати, которая фактически падала на ревизскую душу, мог быть выше или ниже нормы, установленной законом. Это зависело от того, увеличилось или уменьшилось число членов общества со времени последней ревизии. Получив окладной лист, общество составляло приговор, сколько и за сколько душ обязан был платить отдельный домохозяин. Если общество состояло из нескольких селений, которые имели отдельное владение по землям, то общественный сход составлял приговор о распределении П. налога между отдельными селениями, а селения уже на своих сходах распределяли его между отдельными домохозяевами. Приблизительно тот же порядок применялся при раскладке подати и у городских обывателей. Сущность правил, которыми руководствовались при раскладке П. подати до 1860-х годов, заключалась в следующем: а) городские жители руководствовались степенью богатства, торговли и промышленности отдельных домохозяев; б) крестьяне дворцовые и государственные разлагали подать по тяглам; г) раскладка между помещичьими крестьянами предоставлялась усмотрению помещиков и их управителей. После освобождения крестьян из крепостной зависимости и уничтожения в 1863 П. подати с городских обывателей общие правила для раскладки, которыми должны были руководствоваться сельские сходы, были указаны 69 ст. Устава о податях, которая гласила, что раскладка должна производиться «соответственно количеству земли, отведенной каждому семейству, и сообразно другим принятым между крестьянами местным правилам». Сборы за умерших, выбывших из общества и несостоятельных падали до новой ревизии на наличных членов общества, которое, таким образом, круговою порукою гарантировало правильную уплату П. подати.
Недостатки П. подати не раз обращали на себя внимание правительства. Уже в 1727 г. (указ 9 февраля) была учреждена комиссия, которой велено было рассмотреть: «почему впредь с крестьян, каким образом удобнее и сходнее с пользою народною, с душ, так как ныне, или, по примеру других государств, с одних работников, кроме старых и малолетних, а особливо, как обычай в Швеции, от 10 до 60 лет, с которого и по которое время человек может работать, также и срок положить сколь долго по сбежалого крестьянина за него платить, дабы оный платеж за того беглого помещику не вовсе в тягость пришел, или тот платеж с дворового числа, или с тягол, или с земли положить». Вскоре умерла Екатерина I, и комиссия осталась без результатов. В манифесте 2 февр. 1810 г., увеличившем П. подать, говорилось, «что расположение П. подати вообще требует подробнейшего рассмотрения и уравнения». Для этого предполагалось в том же 1810 г. принять самые деятельные меры, но предположение это не осуществилось. То же самое повторилось и в 1832 г. В половине 1859 г. была образована комиссия по пересмотру системы податей и сборов, которая пришла к выводу, что «без совершенной отмены П. системы нельзя достигнуть существенного улучшения в устройстве прямых податей» («Труды Комиссии», т. III, ч. 1, стр. 24). Эта же комиссия указала и существеннейшие недостатки П. подати, заключавшиеся: а) в невозможности достигнуть уравнительного распределения сборов между плательщиками и б) в отсутствии вещественного основания; П. подать налагается не на доходы или имущество, а прямо на податное лицо («Труды», т. III, ч. II, стр. 22—301). Работы комиссии велись сначала чисто канцелярским путем; к земским учреждениям министерство финансов относилось с недоверием и даже враждебно (см. «К истории податной реформы», в «Отеч. зап.» 1881 г. № 5). К 1868 г. комиссии составила проект подворного и поземельного налога, который должен был заменить П. подать и все сборы, основанные на П. системе. Сборы эти (более 22 млн.) должны были быть переложены на землю крестьянских обществ, П. же подать (более 39 ½ миллионов) должна была пасть на крестьянские дворы; комиссия предполагала, что сборы будут уплачиваться с доходов земли, а подворный налог — и заработков. Плательщиками являлись, таким образом, по-прежнему крестьяне. В 1870 г. этот проект вместе с другими был передан на обсуждение земств, большинство которых высказалось против проекта, так как реформа в таком виде заключалась бы только в формальной перемене. Земство признавало необходимым привлечь к отбыванию государственных повинностей все сословия и указывало на подоходный налог как на наилучшее разрешение податного вопроса. В 1872 г. особая комиссия под председательством статс-секретаря Валуева рассмотрела отзывы земств и сделала свод их; свод этот был напечатан, но для публики остался неизвестным. В то же время другая финансовая комиссия на основании заключений первой составила проект о замене П. сборов налогами подворным и разрядным («Труды», т. XVI, ч. II; «Разрядный налог», в «Отеч. зап.», 1878, ноябрь), первый на 22 млн., второй на 33 млн. Разрядный налог, оставляя податные классы при прежней системе, имел в виду создание нового налога для классов, которые до тех пор от налогов были свободны. Если бы налог этот осуществился, то на крестьянах лежало бы 21 млн. подворного и 19 млн. разрядного налога, т. е. опять-таки главная тяжесть падала бы на крестьянство. Вместе с тем комиссия находила, что преобразование П. подати могло бы усилить затруднительное положение казны, а потому предполагала отложить это преобразование до более благоприятного времени. Заключение комиссии поддерживал и министр финансов Рейтерн. В 1876 г. заключение это в связи с вопросом о необходимости привлечь и другие классы к отбыванию государственных повинностей, а также с вопросом о необходимости произвесть предварительно народную перепись было передано в новую комиссию, под председательством вел. кн. Константина Николаевича. Затем началась русско-турецкая война, и дело до 1879 г. оставалось без движения. По представлению нового министра финансов, Грейга, 23 марта 1879 г. состоялось высочайшее повеление об образовании комиссии «для обсуждения предположений об отмене сборов, взимаемых в пользу государственного казначейства по П. системе, и изыскания для замены их других источников государственных доходов». Комиссия эта, состоявшая из чиновников разных ведомств и особо приглашенных сведущих людей, составила проект о трех видах замены П. подати: 1) подоходным налогом на 35 миллионов руб., с доходов, от торговых и промышленных капиталов, промыслов и личного труда 2) личным налогом на 16 млн. руб. — с лиц рабочего возраста; 3) усадебным налогом на 18 млн., с усадеб всех без различия сословий. По этому проекту платежи крестьян уменьшались более чем на 30 млн. руб. 18 мая 1882 г., при министре финансов Н. X. Бунге, высочайше повелено прекратить с 1 января 1883 г. взимание: а) подушного в пользу казны сбора с мещан; б) П. подати с приписных к волостям безземельных крестьян и дворовых людей и в) П. подати с крестьян, получивших от помещика надел на основании ст. 123 великор. и ст. 116 малорос. местного положения. В то же время повелено было министру финансов выработать соображения о постепенной отмене П. подати с остальных разрядов и представить их в течение 1883 г. на высочайшее усмотрение. Коронационным манифестом 15 мая 1883 г. были прощены все недоимки по П. подати, накопившиеся по 1 января 1883 г. В том же мае 1883 г. высочайше повелено освободить от П. подати всех остальных безземельных, фабричных и заводских крестьян. Все бывшие помещичьи крестьяне, а в некоторых местностях и все другие плательщики получили сбавку П. подати на половину. Наконец, 28 мая 1885 г. высочайше утверждено мнение Государственного Совета о совершенном прекращении взимания П. подати с 1 января 1886 г.: а) со всех крестьян, на которых распространяется действие положений 19 февраля 1861 г. и 21 июня 1863 г.; б) с состоящих на особом положении прибалтийских крестьян, за исключением поселенных на казенной земле; в) с малороссийских казаков и других разрядов населения, состоящих как на особых, так и на общих окладах, за исключением платящих оброчную подать. С 1 янв. l887 г. велено было отменить взимание П. подати со всех разрядов населения империи, кроме Сибири.
Ср. П. Милюков, «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII в.»; В. Ключевский, «П. подать и отмена холопства в России» («Рус. мысль» 1886); M. Алексеенко, «Действующее законодательство о прямых налогах» (СПб., 1879); И. Руковский, «Историко-статистические сведения о П. податях» (в «Трудах Комиссии для пересмотра системы податей и сборов» т. I); В. Яроцкий, «Отмена П. подати и связанные с этим реформы» («Труды Вольно-экономического общества», 1886 г., №№ 6 и 7).
Дополнение [ править ]
Подушная подать. — Законом 1 декабря 1897 г. отменен временно-подушный сбор, введенный в 1868 г. в 14 неземских губерниях Европейской России для обеспечения содержания училищ в селениях бывших государственных крестьян. Законом 18 января 1899 г. П. сборы, взимавшиеся с крестьян и инородцев Алтайского горного округа в пользу казны и кабинета Е. И. В., заменены государственной оброчной податью на тех же главных основаниях, на каких была произведена законом 19 января 1898 г. отмена П. сборов в 4 сибирских губерниях (см.). Законом 16 января 1906 г. прекращено взимание П. подати с казаков Забайкальского войска. Ввиду указанных мер, за последние годы поступлении от П. сборов значительно сократились. По отчетам государственного контроля, доход от П. сборов в 1894—1904 гг. выразился в тысячах рублей:
1894 г. | 1116 | 1900 г. | 276 |
1895 » | 1338 | 1901 » | 341 |
1896 » | 1203 | 1902 » | 308 |
1897 » | 1329 | 1903 » | 263 |
1898 » | 1257 | 1904 » | 287 |
1899 » | 271 |
По государственной росписи на 1906 г. поступления от П. сборов предположены в размере 264 тыс. руб.