что такое подушевое финансирование в образовании
Что такое подушевое финансирование в образовании
Статья 99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования
1. Финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, включая практическую подготовку обучающихся, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
4. Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.
5. Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона. Субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, рассчитываются с учетом нормативных затрат на оказание соответствующих государственных или муниципальных услуг в сфере образования.
Постановление Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 467 «О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 467
«О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования»
С изменениями и дополнениями от:
11 октября 2014 г., 26 июня 2015 г.
В соответствии с абзацем девятым подпункта «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Министерству образования и науки Российской Федерации:
учитывать при подготовке методики необходимость применения повышающих коэффициентов к нормативным затратам на оказание государственных услуг, предусмотренных методикой, в отношении инженерных, медицинских и естественно-научных специальностей и направлений подготовки, образовательных учреждений высшего профессионального образования, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты и требования, а также необходимость решения задачи, предусмотренной абзацем шестым подпункта «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
исходить из необходимости применения методики к правоотношениям, возникающим при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете, начиная с федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов;
представить до 31 декабря 2013 г. в Правительство Российской Федерации предложения о поэтапном переходе от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных учреждений высшего профессионального образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, определенным по специальностям и направлениям подготовки.
ГАРАНТ:
См. Методику по поэтапному переходу от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определенным по специальностям и направлениям подготовки, утвержденную распоряжением Минобрнауки России от 17 декабря 2014 г. N Р-225
2. Федеральным органам государственной власти (государственным органам), федеральным государственным учреждениям, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя федеральных государственных учреждений высшего профессионального образования, до 1 октября 2013 г. привести нормативные правовые акты, устанавливающие порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества подведомственных им федеральных государственных учреждений, в соответствие с методикой.
Положения настоящего пункта в части определения нормативных затрат на оказание государственных услуг в соответствии с методикой применяются к правоотношениям, возникающим при составлении проекта федерального закона о федеральном бюджете, начиная с федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
3. Главным распорядителям средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные государственные учреждения высшего профессионального образования, и федеральным государственным учреждениям высшего профессионального образования, являющимся главными распорядителями средств федерального бюджета, рассчитать объем нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования по специальностям и направлениям подготовки в отношении контингента, принятого на 1-й курс обучения в 2013 году, в соответствии с методикой и представить до 30 ноября 2013 г. исходные данные, использованные для расчета указанного объема затрат, и результаты такого расчета в Министерство образования и науки Российской Федерации для проведения анализа.
4. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственных учреждений высшего профессионального образования, руководствоваться методикой при разработке и утверждении порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества государственных образовательных учреждений.
Председатель Правительства
Российской Федерации
3 июня 2013 г. N 467
Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 467)
С изменениями и дополнениями от:
11 октября 2014 г., 26 июня 2015 г.
1. Утратил силу с 1 января 2016 г.
Информация об изменениях:
2. Утратил силу с 1 января 2016 г.
Информация об изменениях:
Указом Президента РФ о мерах по реализации госполитики в области образования и науки предусмотрен переход к нормативно-подушевому финансированию программ высшего образования.
В рамках работы по обеспечению перехода Минобрнауки России поручено утвердить методику определения нормативных затрат на реализацию имеющих госаккредитацию программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки. В частности, она должна учитывать необходимость применения повышающих коэффициентов к затратам в отношении инженерных, медицинских и естественно-научных специальностей и направлений. Это должно быть сделано в 2-месячный срок.
Также Министерству поручено до 31.12.2013 внести в Правительство РФ предложения о поэтапном переходе от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных для отдельных вузов, к соотношениям численности преподавателей и студентов вузов по специальностям и направлениям подготовки.
Методика будет применяться начиная с разработки федерального бюджета на 2015-2017 гг.
Федеральным органам власти и учреждениям, осуществляющим функции и полномочия учредителя госвузов, нужно привести свои акты в соответствие с методикой до 01.10.2013.
Постановление Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 467 «О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования»
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 7 июня 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. N 23 ст. 2924
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 26 июня 2015 г. N 640
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Постановление Правительства РФ от 11 октября 2014 г. N 1042
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Что такое подушевое финансирование в образовании
Школы и другие образовательные организации финансируются на основе принципов нормативно подушевого финансирования. За каждым учеником, который приходит в школу, следуют деньги. Чем больше в школе учащихся, тем больше размер фонда материального обеспечения школы и тем больше формируется фонд оплаты труда педагогов.
На какие нужды школа получает финансирование
Подушевой норматив финансирования образовательной организации устанавливается в соответствии с Общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденными приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2015 г. N 1040.
Благодаря подушевому финансированию школа получает финансирование без разбивки по статьям расходов, и вольна самостоятельно распоряжаться имеющимися средствами. Из выделяемых бюджетом средств школа самостоятельно оплачивает коммунальные расходы, расходы на приобретение оборудования, текущий ремонт, привлечение сторонних исполнителей (например, охрана и клининг), повышение квалификации учителей, мебель и вс прочие многочисленные регулярные и непредвиденные расходы.
Подразумеваются, что школа несет определенные затраты, которые должны быть учтены при расчете норматива финансирования. Поэтому считается, что подушевого финансирование должно хватать школе на покрытие следующих текущих расходов:
Сам норматив утверждается актами органов государственной власти субъекта РФ, поэтому в разных регионах нормативы могут различаться.
От чего зависит размер норматива затрат на одного школьника
нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг для общеобразовательных организаций определяются в расчете на одного школьника по каждому уровню образования в соответствии с ФГОС с учетом:
Особенности финансирования малокомплектных школ
Финансирование малокомплектных школ имеет особенность. Финансирование малокомплектных школ включает затраты на осуществление образовательной деятельности, которые не зависят от количества обучающихся. Это дает возможность школе оставаться на плаву (оплачивать коммунальные расходы, содержать имущественный комплекс и т.п.) несмотря на относительно небольшое количество учащихся.
Что такое подушевое финансирование в образовании
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по определению нормативов бюджетного финансирования
основных общеобразовательных программ
Вводный раздел
Определение нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях, является одним из этапов реализации нормативного подушевого финансирования в общем образовании. Применение нормативов бюджетного финансирования создает возможность объективного и прозрачного способа распределения финансовых ресурсов по общеобразовательным учреждениям. При формализованном способе (по формуле) распределения бюджетных средств общеобразовательные учреждения ставятся в равные финансовые условия, зависящие прежде всего от числа обучающихся.
Методические рекомендации предлагают расчет показателей подушевого финансирования основных общеобразовательных программ трех ступеней общего образования. Учет различий в стоимости указанных программ осуществляется при помощи коэффициентов удорожания (поправочных коэффициентов).
Расчет норматива расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) не производится при планировании расходов и финансировании малокомплектных сельских школ и рассматриваемых в качестве таковых, если иное не предусмотрено местным законодательным актом*.
При разработке Методических рекомендаций учтены следующие нормативные правовые и организационно-методические документы:
Что такое подушевое финансирование в образовании
Постановление от 3 июня 2013 года №467. Переход на нормативно-подушевое финансирование позволит осуществлять финансовое обеспечение этих организаций на основе расчёта прозрачных единых нормативных затрат на оказание государственных услуг с учётом региональной и отраслевой специфики.
Документ
Постановление от 3 июня 2013 года №467
Постановлением предлагается реализовать ряд мер по переходу на нормативно‑подушевое финансирование образовательных программ высшего профессионального образования, которые предусматривают:
Методику планируется применять к правоотношениям, возникающим при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете, начиная с федерального бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.
Постановлением также вносятся изменения в постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 года №671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» и от 18 марта 2008 года №182 «Об условиях и порядке формирования государственного задания в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения государственного задания» в части уточнения порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг с учётом методики.
Переход на нормативно-подушевое финансирование позволит осуществлять финансовое обеспечение этих организаций на основе расчёта прозрачных единых нормативных затрат на оказание государственных услуг с учётом региональной и отраслевой специфики. Таким образом создаются условия для выбора наиболее эффективного поставщика государственных услуг по качеству, доступности, стоимости услуг и формируются рыночные механизмы оказания государственных услуг для юридических и физических лиц.