что такое почтовый рожок фото
Почтовый рожок — история появления
Помните знаменитый «Венский вальс» Штрауса? Цокот копыт, пение птах, шелест листвы. И в это время коляску обгоняет почтовый экипаж, на облучке которого почтальон играет на рожке. Так звуки почтового рожка вплетаются в ткань мелодии вальса. Многие композиторы использовали почтовый рожок в своих произведениях. Услышим мы его и в сольной партии Третьей симфонии Густава Малера.
Считается, что в рождении рожка виноваты гуртовщики. Когда они прибывали в селение для закупки очередной партии скота, начинали трубить в рог. Но появился почтовый рожок в начале XVI столетия в Германии вместе с имперской почтой Турн-и-Таксис. Первоначально использовать этот рожок имели право только конные почтальоны, сообщавшие о своём прибытии и отбытии.
Прусский стандарт
Затем эти привилегии были даны и кондукторам почтовых дилижансов. В Германии были введены строгие законы. В случае подачи сигнала почтовым рожком все должны были уступать дорогу. Никаких заторов не должно быть! За непослушание бюргеров-горожан беспощадно штрафовали, а крестьян наказывали палками. Кроме того, на заставах с почтальона не имели права взимать подорожную плату. И в первую очередь перевозчики были обязаны перевозить почтальона, не беря за это деньги. Строго предписывалось, чтобы охраняемые городские ворота немедленно открывались даже ночью при сигнале рожка, а другие экипажи в это время не имели права въезжать в город, дожидаясь утра следующего дня. Своим рожком почтальон предупреждал о прибытии и о начале сбора писем и другой корреспонденции. Сигналом рожка он также уведомлял и о своём отбытии. Интересно и то, что если почтарь сбивался с пути ночью или в непогоду, он трубил в свой рожок. На эти сигналы могли отозваться собаки. С их помощью он мог добраться до ближайшего населённого пункта и уже там узнать, где ему добраться до места назначения.
В 1712 году в Пруссии был введён строжайший запрет на использование почтового рожка. Им могли пользоваться только почтальоны. Шло время, и требования к кондуктору почтового дилижанса менялись. Вводились новшества. В начале XIX века почтальонам уже предписывалось, что они должны были трубить на рожке служебные сигналы, записанные… нотами. Теперь для отправки курьерской, простой, срочной и верховой почты, эстафеты подавались определённые сигналы. Были свои сигналы об отправлении, о количестве лошадей и экипажей. По-разному звучали сигналы об оказании помощи, опасности или остановке. Даже о своём движении рысью или шагом почтальон должен был предупреждать. Опытный почтмейстер уже по мелодии заранее определял, какая почта прибыла на его почтовую станцию. Но в некоторых странах были и отклонения. В швейцарском кантоне Граубюндене за хорошее исполнение на почтовом рожке почтальон поощрялся. К его жалованию была солидная надбавка. В другом швейцарском кантоне Санкт-Галлен по инструкции от почтальона требовалось кроме подачи служебных сигналов ещё и ублажать слух жителей, играя на рожке различные музыкальные пьесы.
В России — свистеть!
А в нашей стране сигналом о прибытии был молодецкий свист. В XVI-XVII веках, чтобы не было задержки при смене лошадей на подставах, ямщики, подъезжая к яму — почтовой станции, громко свистели. На такой свист моментально выводили свежих лошадей. Немец Олеарий, трижды посетивший Россию в тридцатых годах XVII столетия, упоминает о рожке из бычьего рога. Он должен был иметься у каждого ямщика. Но те продолжали по-прежнему свистеть, уверяя начальство, что при этом и кони резво бегут, и сам свист слышен дальше, чем сигнал рожка. В конце XVII века состоявший на русской службе полковник Вебер из Ганновера писал, что при помощи свиста ямщик погонял лошадей и подавал сигнал о том, чтобы ему уступили дорогу.
Царь-реформатор Пётр I решил раз и навсегда покончить со свистом и начал внедрять европейский почтовой рожок. В 1714 году при открытии тракта между Петербургом и Нарвой будущий император повелел при отъезде почтальонам трубить в рог. Для этого из Митавы даже был вызван опытный почтальон. Авконце уходящего 1714года Пётр I повелел, чтобы на тракте Петербург-Нарва «для ординарной почты и штафетов (эстафеты)… купить рожки, а для учения взять одного из рижских почталионов». Всё тот же Вебер в 1718 году пишет, что все попытки преобразования российской почты по немецкому образцу окончились полным фиаско. Ямщики не только не умели играть на рожках, они даже не могли усвоить необходимость отправляться и прибывать по точному расписанию. Ненависть к почтовому рожку была такая, что Вебер приводит казусную историю. Один из ямщиков, отказываясь играть на рожке, «уморил себя из злости крепкой водкой, предпочитая скорее умереть, чем приставить к губам немецкий инструмент». И по российским ухабам по-прежнему мчались ямщики с почтой и ямщики-курьеры с лихим посвистом и криками: «Эй, родимые, грабят!» или «Залетные, выручайте!» Доброе слово и уговоры не помогали. Тогда пришлось прибегать к наказанию. За свист и за непользование рожком в 1721 году беспощадно был бит батогами выдропужский ямщик Николай Логинов. Но наука не пошла впрок. Он и в дальнейшем продолжал свистом предупреждать о своём прибытии. Вероятно, забыл русское присловье, мол, не надо свистеть, ибо не будет денег, а вот беду накличешь.
Колокольчик победил
Первый император России так и не сумел привить любовь к рожку. Но его преемники не сдавались. В 1770 году почтальонам Петербургско-Нарвского тракта были выданы новые рожки. В 1772 году рожки получили почтовики Могилёвской и Псковской губерний.
В 1799 году в царствование Павла I произошло преобразование почтового ведомства, верховым почтальонам выдали полагающиеся в дорогу рожки. Были они медные. В 1807 году в царствование уже Александра I была издана инструкция губернским почтмейстерам, где предписывалось, чтобы «в городах и селениях, пред мостами, плотинами и в тесных местах трубили в почтовые рожки, дабы всяк давал им свободный проезд».
Эта инструкция «опиралась» на инструкции 1765 и 1772 годов, в первой из них указывалось следующее: «почталионы в езде должны… наблюдать часы, носить мундиры и употреблять почтовые рожки в городах, местечках, сёлах и деревнях, а равно и — перед ущелинами, плотинами и мостами трубить, чтобы всякий, слыша это, не мешал почте, но давал бы ей свободный проезд».
Власти продолжали борьбу. В 1839 году Николай I повелел для почтовых карет и бричек для перевозки почты «учредить почтовые рожки для сигнальных знаков, по которым все встречающиеся экипажи обязаны сворачивать в сторону и давать почте свободный проезд, а шоссейные заставы поднимать шлагбаумы. Другие сигнальные знаки будут для извещения о прибытии почты на станцию, дабы ямщики могли немедленно выводить лошадей в хомутах, станционные же смотрители встретить почту». На смену рожку пришёл колокольчик. И как первоначально с ним не пытались бороться, он всё-таки победил.
А рожок в российской почте сохранился исключительно как эмблема. Его стали изображать на вывесках, почтовых флагах, мундирах, должностных знаках и печатях. Правда, из обихода он совсем не исчез. Было предписано держать его только на почтовых дилижансах. Рожок прославили в своих произведениях Гейне, Гёте, Сервантес, Шекспир. Его звуки можно услышать в музыке не только Штрауса и Малера, но и в произведениях Шуберта, Баха, Бетховена. Так был увековечен этот инструмент. Можно его увидеть и на марках разных стран.
Журнал: Загадки истории №51, декабрь 2019 года
Рубрика: Люди и вещи
Автор: Виктор Елисеев
Почтовый рожок
Почто́вый рожо́к — цилиндрический медный или латунный духовой инструмент с мундштуком, без клапанов или вентилей, служивший для подачи сигналов о прибытии или отправлении пешим или конным почтальоном и ставший международным символом почты. Почтовый рожок был предшественником корнет-а-пистона. [2]
Содержание
История
Почтовый рожок восходит к рогу мясников (гуртовщиков), которые, дуя в рог, оповещали о своём прибытии в какую-либо местность для закупки скота. Перевозящие почту гонцы стали пользоваться рожком для подачи сигналов.
В XVI веке Турн-и-Таксисы получили привилегию использования почтового рожка для своих гонцов, перевозящих почту. Использование почтовых рожков другим лицам было запрещено почтовыми правилами Пруссии (1712) и в ряде других стран. В XVIII—XIX веках кое-где почтальоны использовали почтовую трубу. [3]
Со временем почтовые рожки вышли из употребления, хотя, например, в Германии ещё перед Второй мировой войной почтовые рожки входили в комплект снаряжения почтальонов конной пассажирской почты. [3]
В настоящее время почтовый рожок сохраняет своё значение в качестве распространённого международного символа почтовой связи, являясь атрибутом многих эмблем, гербов, логотипов организаций и ведомств, связанных с доставкой почты. Изображения одиночных и перекрещённых почтовых рожков можно увидеть на многих почтовых марках и других коллекционных материалах разных стран мира.
Музыкальный инструмент
Моцарт, Малер и другие композиторы включали этот музыкальный инструмент в некоторые свои произведения для оркестра. В таких случаях на инструменте обычно играет валторнист или трубач оркестра. Примером применения почтового рожка в современной классической музыке служит известная играемая за кулисами сольная партия в Третьей симфонии Густава Малера. Однако из-за редкости этого инструмента написанная для него музыка обычно исполняется на трубе или на флюгельгорне.
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Ангарион: Ангар • Ангария • Виселица • Всемирная почтовая конвенция • Всемирный почтовый союз • Дилижанс • Дистанционный столб • Домарочный период • История почты по странам • Пакетбот • Письмо крестом • Почта инков • Почтовая война • Почтовая регалия • Почтовый голубь • Почтовый рожок • Почта Турн-и-Таксис • Чёрный кабинет
Организации и компании • Полиграфия • Персоналии • Почтовые марки • Штемпели и гашения • Филателия • Каталоги и издания • Легендарные марки • Марки стран мира • Тематическая филателия • Непочтовые марки
Полезное
Смотреть что такое «Почтовый рожок» в других словарях:
ПОЧТОВЫЙ РОЖОК — один из символов почты, элемент почт, атрибутов (почт, флагов, вымпелов, эмблем и т.д.), водяной знак почт, марок некот. стран. ( См. ПОЧТОВАЯ ЭМБЛЕМА) … Большой филателистический словарь
Почтовый рожок (почтовая марка Норвегии) — Почтовый рожок норв. Posthornfrimerker … Википедия
Почтовый конверт — с франкотипом и рекламными рисунком и текстом (США, 1905) Конверт (нем. kuvert, фр. couvert, couvrir покрывать) пакет для вкладывания, хранения и пересылки бумаг или плоских предметов … Википедия
Почтовый вагон — № 1923, курсировавший по … Википедия
Почтовый союз Северной и Южной Америки, Испании и Португалии — Почтовый союз американских государств, Испании и Португалии исп. Unión Postal de las Américas, España y Portugal логотип Почтового союза Членство: 27 стран членов штаб квартира … Википедия
Почтовый союз американских государств, Испании и Португалии — исп. Unión Postal de las Américas, España y Portugal логотип Почтового союза Членство: 27 стран членов штаб квартира … Википедия
Рожок — Рожок … Википедия
Рожок (музыкальный инструмент) — РОЖОК древнерусский деревянный пастушеский инструмент ведущий свою историю от ратных рогов и труб, созывавших воинов на битву (например, в «Слове о полку Игореве» говорится о воинах, которые под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, концом копья … Википедия
Почтовый — многозначный термин. Топоним Почтовый хутор в Белокалитвинском районе Ростовской области. Почтовый хутор в Кашарском районе Ростовской области. Почтовый хутор в Константиновском районе Ростовской области России. Почтовый хутор в Красносулинском… … Википедия
Почтовый ящик — У этого термина существуют и другие значения, см. Почтовый ящик (значения). Почтовый ящик «Почты России» старого образца для исходящей корреспонденции в одном из переулков Мос … Википедия
Почтальонский антиквариат
Первым символом отечественной связи, которую первоначально представляла только почта, был почтовый рожок. Наиболее раннее изображение берестяного рожка в руке пешего гонца приведено на миниатюре в Новгородской псалтыри ХIV века.
Первыми официальными эмблемами российской почты, начиная с 1666, года стали одиночный почтовый рожок в сочетании с государственным гербом в виде двуглавого орла. Сохранилось письменное описание форменного кафтана российских почтарей, обслуживавших в то время регулярную международную почтовую линии Москва-Вильно, которое свидетельствует, что рожок помещался на груди слева, а герб справа. Какое начертание было у рожка, доподлинно не известно. Такие эмблемы нашивалась на форменную одежду почтарей регулярных линий до конца XVII века.
После Указа 1693 года почтарям начали выдавать наплечные кожаные сумки с жестяными бляхами, на которых были нарисованы только двуглавые орлы. В 1696 году такие же бляхи появились у почтарей на груди. На протяжении всего следующего столетия на почтовой одежде, почтовых экипажах, вывесках почтовых контор помещалась только эмблема с государственным гербом, символизирующем государственный характер российской почты, причем изображение герба в разные годы менялось.
Телеграфное ведомство, возникшее во второй половине Х1Х столетия, использовало свой знак в виде перекрещенных стрел (Рис.3). Эмблемой телеграфного ведомства служило изображение государственного герба и перекрещенных стрел под ним.
В 1885 году, через год после объединения Почтового и Телеграфного Департаментов в единое ведомство, был учрежден знак почтово-телеграфного ведомства, объединивший в себе почтовый и телеграфный знаки. Почтово-телеграфный знак употреблялся как самостоятельно, так и в сочетании с государственным гербом. Но никогда в лапы двуглавого орла вместо скипетра и державы не помещались почтовые рожки или стрелы это могло быть расценено как неуважительное отношение к символу государства.
В первые годы советского периода на эмблеме Народного комиссариата почты и телеграфов РСФСР изображались серп и молот, перекрещенные рожки и стрелы на фоне снопов пшеницы и железнодорожных колес (Рис.4).
Несколько позже вновь возвратились к дореволюционным знакам почтовому и почтово-телеграфному (Рис.5). Затем на долгие годы эмблемой ведомства связи СССР стало изображение перекрещенных стрел в сочетании с серпом и молотом.
В постсоветский период указами президента были восстановлены геральдические традиции почты и электросвязи эмблема и флаг. Поначалу эмблема представляла собой изображение двуглавого орла, в лапах которого вместо традиционных символов государственной власти скипетра и державы были помещены почтовые рожки, соединенные с перекрещенными стрелами. Такое вольное обращение с государственным гербом никак нельзя было назвать удачным. Поэтому позднее двуглавому орлу на эмблеме были возвращены его многовековые символы скипетр и держава, а перекрещенные почтовые рожки и стрелы стали помещаться, как и до 1917 года, ниже герба.
Марченков Владимир
Главный хранитель Центрального музея
связи им. А.С. Попова
uctopuockon_pyc
Литературно-ист. журнал ИСТОРИОСКОП
Первым символом отечественной связи, которую первоначально представляла только почта, был почтовый рожок. Наиболее раннее изображение берестяного рожка в руке пешего гонца приведено на миниатюре в Новгородской псалтыри ХIV века.
Первыми официальными эмблемами российской почты, начиная с 1666, года стали одиночный почтовый рожок в сочетании с государственным гербом в виде двуглавого орла. Сохранилось письменное описание форменного кафтана российских почтарей, обслуживавших в то время регулярную международную почтовую линии Москва-Вильно, которое свидетельствует, что рожок помещался на груди слева, а герб справа. Какое начертание было у рожка, доподлинно не известно. Такие эмблемы нашивалась на форменную одежду почтарей регулярных линий до конца XVII века.
После Указа 1693 года почтарям начали выдавать наплечные кожаные сумки с жестяными бляхами, на которых были нарисованы только двуглавые орлы. В 1696 году такие же бляхи появились у почтарей на груди. На протяжении всего следующего столетия на почтовой одежде, почтовых экипажах, вывесках почтовых контор помещалась только эмблема с государственным гербом, символизирующем государственный характер российской почты, причем изображение герба в разные годы менялось.
Телеграфное ведомство, возникшее во второй половине Х1Х столетия, использовало свой знак в виде перекрещенных стрел (Рис.3). Эмблемой телеграфного ведомства служило изображение государственного герба и перекрещенных стрел под ним.
В 1885 году, через год после объединения Почтового и Телеграфного Департаментов в единое ведомство, был учрежден знак почтово-телеграфного ведомства, объединивший в себе почтовый и телеграфный знаки. Почтово-телеграфный знак употреблялся как самостоятельно, так и в сочетании с государственным гербом. Но никогда в лапы двуглавого орла вместо скипетра и державы не помещались почтовые рожки или стрелы это могло быть расценено как неуважительное отношение к символу государства.
В первые годы советского периода на эмблеме Народного комиссариата почты и телеграфов РСФСР изображались серп и молот, перекрещенные рожки и стрелы на фоне снопов пшеницы и железнодорожных колес (Рис.4).
Несколько позже вновь возвратились к дореволюционным знакам почтовому и почтово-телеграфному (Рис.5). Затем на долгие годы эмблемой ведомства связи СССР стало изображение перекрещенных стрел в сочетании с серпом и молотом.
В постсоветский период указами президента были восстановлены геральдические традиции почты и электросвязи эмблема и флаг. Поначалу эмблема представляла собой изображение двуглавого орла, в лапах которого вместо традиционных символов государственной власти скипетра и державы были помещены почтовые рожки, соединенные с перекрещенными стрелами. Такое вольное обращение с государственным гербом никак нельзя было назвать удачным. Поэтому позднее двуглавому орлу на эмблеме были возвращены его многовековые символы скипетр и держава, а перекрещенные почтовые рожки и стрелы стали помещаться, как и до 1917 года, ниже герба.
Марченков Владимир
Главный хранитель Центрального музея
связи им. А.С. Попова
yarodom
Летопись: Люди, места, события, свидетельства
Первым символом отечественной связи, которую первоначально представляла только почта, был почтовый рожок. Наиболее раннее изображение берестяного рожка в руке пешего гонца приведено на миниатюре в Новгородской псалтыри ХIV века.
Первыми официальными эмблемами российской почты, начиная с 1666, года стали одиночный почтовый рожок в сочетании с государственным гербом в виде двуглавого орла. Сохранилось письменное описание форменного кафтана российских почтарей, обслуживавших в то время регулярную международную почтовую линии Москва-Вильно, которое свидетельствует, что рожок помещался на груди слева, а герб справа. Какое начертание было у рожка, доподлинно не известно. Такие эмблемы нашивалась на форменную одежду почтарей регулярных линий до конца XVII века.
После Указа 1693 года почтарям начали выдавать наплечные кожаные сумки с жестяными бляхами, на которых были нарисованы только двуглавые орлы. В 1696 году такие же бляхи появились у почтарей на груди. На протяжении всего следующего столетия на почтовой одежде, почтовых экипажах, вывесках почтовых контор помещалась только эмблема с государственным гербом, символизирующем государственный характер российской почты, причем изображение герба в разные годы менялось.
Телеграфное ведомство, возникшее во второй половине Х1Х столетия, использовало свой знак в виде перекрещенных стрел (Рис.3). Эмблемой телеграфного ведомства служило изображение государственного герба и перекрещенных стрел под ним.
В 1885 году, через год после объединения Почтового и Телеграфного Департаментов в единое ведомство, был учрежден знак почтово-телеграфного ведомства, объединивший в себе почтовый и телеграфный знаки. Почтово-телеграфный знак употреблялся как самостоятельно, так и в сочетании с государственным гербом. Но никогда в лапы двуглавого орла вместо скипетра и державы не помещались почтовые рожки или стрелы это могло быть расценено как неуважительное отношение к символу государства.
В первые годы советского периода на эмблеме Народного комиссариата почты и телеграфов РСФСР изображались серп и молот, перекрещенные рожки и стрелы на фоне снопов пшеницы и железнодорожных колес (Рис.4).
Несколько позже вновь возвратились к дореволюционным знакам почтовому и почтово-телеграфному (Рис.5). Затем на долгие годы эмблемой ведомства связи СССР стало изображение перекрещенных стрел в сочетании с серпом и молотом.
В постсоветский период указами президента были восстановлены геральдические традиции почты и электросвязи эмблема и флаг. Поначалу эмблема представляла собой изображение двуглавого орла, в лапах которого вместо традиционных символов государственной власти скипетра и державы были помещены почтовые рожки, соединенные с перекрещенными стрелами. Такое вольное обращение с государственным гербом никак нельзя было назвать удачным. Поэтому позднее двуглавому орлу на эмблеме были возвращены его многовековые символы скипетр и держава, а перекрещенные почтовые рожки и стрелы стали помещаться, как и до 1917 года, ниже герба.
Марченков Владимир
Главный хранитель Центрального музея
связи им. А.С. Попова