что такое площадка тбо
Места накопления твердых бытовых отходов: санитарно-эпидемиологические требования.
Что есть твердые бытовые отходы или ТБО? В настоящее время существуют два обозначения твердых бытовых отходов – ТБО и ТКО (твердые коммунальные отходы), которые по сути идентичны, но в правоустанавливающих документах сохранена одна аббревиатура – ТКО.
Рассмотрим требования к накоплению, сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО), в том числе крупногабаритных отходов (КГО), которые регламентируются следующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами:
— СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»;
— СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»;
— СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований».
Кроме того, вступившим в силу с 1 января 2019 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 г. № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» определен порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, акцентирована необходимость приведения мест накопления ТКО в соответствие требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Для сбора и временного хранения ТБО на территориях населенных пунктов должны быть обустроены контейнерные площадки, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций – не менее 25 м.
Санитарными правилами в исключительных случаях в районах сложившейся застройки при невозможности соблюдения нормативных размеров допускается возможность уменьшения расстояний от мест накопления ТКО (контейнерных площадок) на 25 %.
Изменение расстояний осуществляется на основании санитарно-эпидемиологической экспертизы (санитарно-эпидемиологической оценки) и при условии оборудования контейнерных площадок навесами над мусоросборниками. Возможность сокращения расстояний от площадки с бункерами исключена.
Количество мусоросборников (контейнеров, бункеров), располагаемых на одной контейнерной площадке, определяется исходя из численности населения, пользующегося мусоросборниками, и нормативов накопления ТКО.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов принимаются в соответствии Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов». В целях реализации указанного постановления Правительством Республики Мордовия были утверждены нормативы накопления ТКО на территории Республики Мордовия (постановление Правительства РМ от 05.04.2017 г. № 225), в последующем с 1 января 2020 г. согласно постановлению Правительства Республики Мордовия № 529 от 27.12.2019 г. «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия и признании утратившем силу постановления Правительства РМ от 05.04.2017 г. № 225» норматив накопления твердых коммунальных отходов на одного проживающего в многоквартирном доме составляет 224,5 кг/год или 2,386 м 3 /год, в том числе норматив накопления крупногабаритных отходов составляет 4,13 кг/год или 0,066 м 3 /год. Норматив накопления твердых коммунальных отходов на одного проживающего в индивидуальном жилом доме составляет 387,86 кг/год или 2,979 м 3 /год, в том числе норматив накопления крупногабаритных отходов составляет 15,92 кг/год или 0,211 м 3 /год.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров. Ранее принятыми санитарными правилами (СанПиН 2.1.2.2645-10, СанПиН 42-128-4690-88) допускалась установка на одной площадке не более 5 контейнеров.
СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», пунктом 2.4. допускает количество мусоросборников на одной контейнерной площадке до 10, в том числе 2 бункеров для накопления крупногабаритных отходов (КГО).
Мусоросборники должны иметь крышку, находиться закрытыми, быть в исправном состоянии. Площадка для установки бункера должна быть удалена от жилых зданий, территорий дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций на расстояние не менее 20 м, до территорий медицинских организаций – не менее 25 м, иметь достаточную площадь, водонепроницаемое покрытие, подъездной путь и ограничение бордюром по периметру.
Мусоросборники (контейнеры, бункеры) должны подвергаться промывке и дезинфекции, кроме того на контейнерных площадках должны осуществляться мероприятия по дератизации и дезинсекции. Промывка контейнеров, бункеров на контейнерных площадках не допускается.
Территории контейнерной площадки и (или) специальной площадки для складирования КГО после погрузки твердых коммунальных отходов в мусоровоз, а также в случае загрязнения прилегающей к месту погрузки территории должны быть очищены от отходов.
Проведение дезинфекции контейнеров, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки проводится специально обученными специалистами или привлекаемыми специализированными организациями. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» имеет квалифицированный штат специалистов, современное оборудование, высокоэффективные сертифицированные средства для проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий (конт. тел. 33-36-15).
Сроки временного накопления твердых коммунальных отходов в мусоросборниках определяются исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:
— плюс 5°с и выше – не более 1 суток;
— плюс 4°с и ниже– не более 3 суток.
Вывоз КГО производится не реже 1 раза в семь дней.
Санитарными правилами допускается возможность изменения срока временного накопления ТКО в малочисленных населенных пунктах с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха, количества накапливаемых отходов, возможности организации вывоза отходов на основании санитарно-эпидемиологической экспертизы (санитарно-эпидемиологической оценки.)
На основании изложенного, основными параметрами, характеризующими соответствие или несоответствие мест накопления ТКО (площадок) санитарно-эпидемиологическим требованиям являются расстояния от контейнеров до жилых зданий, детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, мест массового отдыха населения, территорий медицинских организаций; технические характеристики площадки (размеры) для установления контейнеров, бункеров, их количество; источники образования отходов; место нахождения площадки, её обустройство; техническое состояние мусоросборников.
В целом, основные требования к местам накопления твердых коммунальных отходов представлены на схеме «Правила размещения контейнерной площадки» (схема по материалам интернет-источников).
Нововведения в обращение с твердыми коммунальными отходами отражены в Федеральном законе от 31.12.2017 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
— переход на раздельный сбор мусора – ТКО различного назначения должны собирать в разные контейнеры, вывозить на разных машинах, складировать на отдельных полигонах и перерабатывать по-разному;
— правильная сортировка отходов, их своевременная переработка;
— наделение полномочиями органов местного самоуправления по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, определению схем их размещения и ведению реестра таких мест (площадок);
— определение регионального оператора по обращению с ТКО, включающего в себя сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО.
В Республике Мордовия статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами присвоен компании ООО «РЕМОНДИС Саранск». Зона деятельности регионального оператора включает в себя всю территорию Республики Мордовия с общей численностью населения 808 541 человек (по данным Росстата на 01.01.2017 г.).
Правила организации и содержания контейнерных площадок для сбора ТБО
Площадка ТБО благоустраивает дворовую территорию, облегчает своевременный вывоз мусора, устраняет неприятные запахи, возникающие при разложении органических отходов.
Контейнерные площадки устроены таким образом, что одномоментно на них располагаются до пяти мусорных баков. Но чаще применяются трех контейнерные площадки для ТБО.
Что такое контейнерная площадка для ТБО?
Взамен старым одиночным бакам появляется необходимость создания мест (контейнерных площадок), используемых для накопления и последующего вывоза твердых коммунальных отходов.
Усовершенствованная контейнерная площадка способна собирать и сортировать отходы. Это упрощает работу обслуживающих компаний и позволяет вывозить мусор по мере заполнения.
Это новаторство с экологической и рациональной точки зрения. Раньше в многоквартирных домах стояли системы мусоропровода, что создавало массу неудобств – мусор, постоянный неприятный запах в подъезде. Сегодня жильцы постепенно отказываются от этой системы сбора отходов и переходят к более удобным вариантам, которые оборудованы контейнерами.
Требования СанПиН к устройству контейнерных площадок для сбора ТБО
При создании мест, площадок, предназначенных для накопления твердых коммунальных отходов, следует ориентироваться на санитарные нормы:
Аккуратная, ухоженная территория – показатель ответственной контролирующей организации.
Правила организации и содержания контейнерных площадок для сбора ТБО
Подробно правила об организации площадки для сбора твердых бытовых отходов (ТБО) прописаны в постановлении №1039 от 31.08.2018 года. В этом своде указаны следующие вопросы:
На основании действующего постановления за создание ответственны органы местного самоуправления. Если задача возлагается на третьи лица, то они обязаны получить соответствующее разрешение, проведя предварительно экспертизу предполагаемой территории. Несоответствие нормам, недостоверная информация приведет к отклонению заявки.
Каждое вновь введенная в эксплуатацию территория, должна быть поставлена на учет в течение 10 календарных дней. Заполнением реестра занимается уполномоченный орган. Получить информацию можно в электронном виде на официальном сайте или на бумажном носителе.
В учетной ведомости отмечается:
Содержание и обслуживание контейнерных площадок для сбора мусора
Контейнерные площадки, введенные в постоянное пользование, не сопровождаются существенными затратами. При должном обращении поддерживать чистоту доступно одному человек. Уборка необходима после вывоза мусора трижды в неделю.
При создании мест (площадок) накопления ТКО (твердых коммунальных отходов) требуется учитывать следующие правила:
При наличии возможности мусорные баки устанавливаются с возможностью сортировки отходов разных видов.
Ответственность за нарушения и как их устранить
Ответственность за площадки накопления ТКО лежит на управляющих организациях. Возможно два варианта:
Ненадлежащее выполнение обязанностей, разрушение контейнеров, отсутствие четкого регламента вывоза влечет административное наказание. Накладывается на руководителей или лиц, исполняющих их функцию (в соответствии со статьей 6.4 КоАП РФ):
Исправление выявленных нарушений проводится в максимально короткие сроки:
Емкости для сбора ТБО
Емкости различаются по внешнему виду:
Во дворах используют контейнеры большого объема (0,5-1,1 кубометров.) или бункеры-накопители. Размеры баков определяется количеством квартир в обслуживаемых домах.
Чтобы процесс забора мусора проходил без проблем, контейнер должен иметь:
Другие емкости (урны, малые контейнеры) предназначены для небольшого объема ТБО.
Обязанности органа местного самоуправления по 89 ФЗ
Обязанности органа МСУ относительно поддержания порядка, размещения мусорных контейнеров регламентируется законом №89 от 24.06.1998 года. В нем прописано, кто несет ответственность за территорию для ТБО. Зависит от места установки:
Второй важный вопрос, рассматриваемый в законе – правила ведения реестра для МСУ.
Порядок согласования площадки для контейнеров ТБО
Осуществляют установку мест для ТБО специализированные организации, имеющие лицензию. Для ее получения требуется пройти ряд обязательных этапов:
Сведения в реестр вносятся на основе заявок собственников площадок
Собственник территории, где планируется место накопления ТБО, подает заявление в орган местного самоуправления. Он может получить отказ по причине:
Чтобы устранить несоответствия заявителю определяется срок в размере 30 рабочих дней. Если нарушения не были выявлены, то данные в реестр будут внесены в течение 5 рабочих дней.
Со своей стороны МСУ имеет право рассматривать входящие запросы 10 дней. В это время документы отправляются на проверку в центр Санэпиднадзора. Заключение возвращается через 5 дней.
Согласование контейнерной площадки для сбора ТБО в муниципалитете
Порядок согласования включает заключение Санэпиднадзора. Отказ получают, если:
При отрицательном решении муниципалитет выдает ответ в письменной форме, где отмечается причину. Повторная подача разрешена после устранения указанных проблем.
Орган МСУ ведет реестр мест накопления коммунальных отходов
После подтверждения установки площадки, данные вносят в реестр. Он представлен базой данных, выставлен в свободном доступе на сайте муниципалитета.
В нем обязательно указывается:
Контейнерная площадка облагораживает территорию, делает ее комфортнее и привлекательнее. Чистоту во дворе будут поддерживать не только контролирующие организации, но и жильцы.
Контейнерные площадки для мусора: требования СанПиН, размеры, нормы
Нормы установки мусорных контейнеров у жилых домов
Мусорная реформа в России: все за и против
Виды и подбор контейнеров для строительного мусора
Реестр полигонов включенных в ГРОРО: как попасть, список документов
Вывоз, организация контейнерных площадок, полигоны твердых бытовых отходов согласно СанПиН
Договор с региональным оператором по обращению с ТКО: образец, штрафы, «сколькзие» моменты
Отходы от ремонтных и строительных работ
Правила вывоза твердых бытовых отходов (ТКО)
Контейнеры для мусора: пластиковые, металлические, заглубленные
Что относится к ТКО (ТБО): перечень отходов по закону и ФККО
Какие бывают размеры и виды контейнеров для ТБО: определение объема
Контейнерная площадка для мусора
В городах и сельских поселениях большую часть отходов принято собирать в контейнеры. Емкости, установленные на открытой территории, подвергаются воздействию ветра. Содержимое баков растаскивают бродячие животные. Все это создает беспорядок на прилегающей территории, распространяется далеко за пределы квартала. Не говоря уже о неприятных запахах и отходах, которые становятся источниками инфекций.
Чтобы предотвратить дальнейшее загрязнение городов и сельских территорий, правительство распорядилось устанавливать емкости для сбора мусора в специально отведенных местах – на контейнерных площадках. Так называют небольшие металлические сооружения – с крышей или без – для установки мусорных баков.
Стенки ограждают контейнеры с трех сторон. Фронтальная часть конструкции остается открытой, чтобы обеспечить доступ к мусорным бакам техническим средствам. Площадка выстелена бетоном, поэтому препятствует проникновению жидких отходов в грунт, а также блокирует доступ бродячим животным, закрывает мусор от ветра. Сам объект выглядит прилично, не выделяется из общей картины, не нарушает созданной чистоты и порядка.
Обустройство контейнерных площадок
Порядок размещения и содержания контейнерных площадок регламентирует постановление от 31.08.2018 № 1039 «Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра». Согласно документу, ответственность за создание контейнерных площадок, а также ведение специального реестра, возлагается на органы местного самоуправления. Полномочия по разработке и утверждению порядка накопления ТКО, а также решение вопросов о раздельном сборе мусора, находятся в зоне ответственности региональных руководств.
Размер площадки может быть любым: площадь выбирают под количество установленных контейнеров. В расчеты закладывают ширину прохода для обеспечения доступа внутрь сооружения обслуживающему персоналу. Территорию выстилают материалами с водонепроницаемыми свойствами – бетоном, асфальтом, иногда полимерами или ударопрочной керамической плиткой. В площадь рекомендуется закладывать лишние квадратные сантиметры для установки резервного контейнера на случай, если уже после обустройства площадки оператор перейдет на раздельный сбор мусора в несколько емкостей.
Порядок размещения на территории дачных поселков, СНТ описан в СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения». Размеры сооружения рекомендуется устанавливать из расчета 0,1 кв.м площадки на каждый садовый участок.
Санитарные требования к площадкам ТКО и ТБО
Санитарные правила сбора и хранения отходов на контейнерных площадках регламентируют сразу несколько документов. Основной – это СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» от 10.06.2010 г. Изложенные в требованиях нормы в большинстве своем дублируют порядок обращения с отходами, которого придерживались в советский период.
Ряд вопросов, относящихся к сфере содержания контейнерных площадок, расматривают следующие нормативные акты:
Приведем выдержки из указанных документов, в которых отражены основные моменты обустройства контейнерных площадок:
Что нового
Как говорилось ранее, за основу правил обустройства контейнерных площадок взят документ 1988 года. Некоторые нормы были изменены в рамках мусорной реформы. Обновления действительно есть, но их немного:
Нормы дистанцирования и другие цифры
В СанПиН 2.1.7.3550-19 приведены конкретные значения для отдаления контейнерных площадок от сооружений разного назначения, а также другие точные параметры:
Характеристика
Норматив
Расстояние до жилых объектов, детских игровых зон, мест отдыха, спортивных сооружений
Не менее 20, но не более 100 м
Расстояние до учреждений Минздрава
Расстояние до объектов нежилого назначения
Расстояние между контейнерами на площадке
Количество контейнеров на площадке
Соответствует количеству проживающих людей в обслуживаемой зоне
Административная ответственность за нарушение норм по обустройству и содержанию площадок
За соблюдением требований к содержанию контейнерных площадок следят представители административно-технической инспекции. Если ответственное лицо игнорирует правила, специалист фиксирует факт административного правонарушения. Наказание за подобные проступки регулируют две статьи Кодекса об административных правонарушениях:
Статья
Вид нарушения
Наказание
Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления
Физическим лицам 30-40 тыс. руб.
Юридическим лицам 250-350 тыс. руб.
Нарушение законодательства об охране окружающей среды
Физическим лицам 1-2 тыс. руб.
Должностным лицам 10-30 тыс. руб.
Юридическим лицам 150-250 тыс. руб.
Виды площадок
Обносить контейнерные площадки ограждениями ранее было не обязательно. С ужесточением требований к сбору и хранению отходов такое правило стало нормой, необходимой к исполнению. В законе по этому поводу говорится следующее:
При проектировании площадки для мусорных контейнеров отталкиваются от трех важных критериев:
Следующие виды площадок под мусорные контейнеры наиболее популярны у нас в стране:
Оптимальным вариантом с огромным количеством преимуществ является площадка закрытого типа. Конструкции со створками и навесом не только выглядят солидно. Они защищают содержимое от разбрасывания, сокращают риск возгорания от случайно брошенного окурка или в результате поджога, блокируют неприятные запахи, что особенно актуально для жаркого лета.
Ограждения контейнерных площадок
Конструкция представляет собой каркас с обшивкой из прочного водостойкого материала. Перед монтажом выбирают место под контейнеры, удаленное от объектов на установленное законом расстояние. Площадку заливают бетоном или выстилают асфальтом. Дальше приступают к установке каркаса – чаще из профильной трубы. Обшивку производят металлической сеткой или профлистом. Материал крепят к каркасу сваркой, или стягивают листы специальными анкерами.
Чтобы добиться полной изоляции содержимого контейнеров от окружающей территории, некоторые площадки закрывают ограждениями со всех четырех сторон. В таком случае региональный оператор выделяет работника и оправляет его на рейд вместе с мусоровозом. Работник выкатывает контейнеры, помогает высвободить мусор, закатывает емкость обратно, и одновременно проводит уборку площадки, собирает выпавший мусор.
Где не разрешается устанавливать контейнерные площадки
Разбивать площадки для сбора мусора не рекомендуется:
Требования к контейнерам
Для сбора отходов сегодня используется большое количество контейнеров. Емкости различаются:
Также контейнеры могут быть сменяемыми (их грузят на спецтехнику и увозят для освобождения от отходов, взамен оставляют пустые) или несменяемые (емкости выгружают на месте).
Кто несет ответственность за обустройство площадок
В соответствии с Федеральным Законом № 89-ФЗ, статей №8, организация контейнерной площадки и поддержание порядка на ней и на прилежащей территории – обязанности органов местного самоуправления. На самом деле ответственность за содержание объектов распределяется между несколькими инстанциями:
То тесть, владелец есть у любой контейнерной площадки. Он же занимается ее обустройством, ремонтом, несет ответственность за поддержание чистоты на объекте. Осуществлять указанную деятельность может как сам собственник, так и сторонняя компания на основе договора.
Владельцем места сбора отходов в сфере ИЖС считается собственник домовладения, которое она обслуживает. В большинстве случаев два или три хозяина, живущих по соседству, договариваются о совместном пользовании контейнерами. В этом случае они обустраивают общую площадку, следят за порядком на объекте согласно договоренности.
Мусорные площадки в многоквартирных домах включены в общее домовое имущество. Его непосредственными владельцами являются хозяева квартир. Обслуживанием общего имущества занимается управляющая компания. Значит задачи по обустройству, поддержанию санитарных норм на площадке решает выбранный управленец. В сумму оплаты за услуги ЖКХ включают стоимость обслуживания мусоропроводов, сборных камер, очистки контейнерных площадок.
В пункте 3.7.1 документа «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (утверждены постановлением Госстроя России от 27.09.03 г. № 170) говорится о наличии у управляющих компаний, кроме прочих, следующих обязанностей:
Уборка контейнерных площадок входит в прямые обязанности управляющей компании. Жильцы дома на общем собрании могут принять решение о том, чтобы доверить управленцам заключение договора с региональным оператором.
Место размещения площадки необходимо согласовать с властями
Площадки, размещенные на муниципальной земле, являются собственностью города. Именно их мы видим на улицах населенных пунктов, в районах частных застроек. Отслеживать расположение помогает специальный реестр – документ, куда вносят все официально организованные места сбора мусора.
Чтобы получить разрешение на создание площадки, необходимо смотреть, на чьей территории находится место предполагаемого размещения:
Реестр мест накопления отходов
Когда собственник получает разрешение на размещение площадки, ее вносят в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов. Это своего рода база данных о мусорных площадках, расположенных на территории муниципального образования. Реестр ведут в печатном или электронном виде. Документ находится в свободном доступе – то есть, посмотреть его может каждый желающий.
В реестре указывают:
Необходимость сортировки мусора
Сегодня не существует строгих норм по установке на площадках контейнеров разных цветов, так как правительство не обязывает организации собирать отходы разного вида в отдельные накопители. Если на месте сбора ТКО стоят синий, красный коричневый или другие баки, то это инициатива регионального оператора или другого собственника площадки.
В таком случае к контейнерам предъявляют общие требования – они должны быть чистыми, не иметь следов коррозии, гармонировать с окружающим пейзажем. В настоящее время вопрос находится на стадии рассмотрения, а отдельный сбор стекла, пластика, пищевых отходов и прочего мусора носит рекомендательный характер.
Кто приобретает контейнеры
Покупка контейнеров – обязанность регионального оператора. Однако, в этом деле есть свои ограничения. Так, закон гласит, что затраты на приобретение емкостей не должны превышать 1% от валовой выручки оператора, полученной в течение отчетного периода («Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами», пункт 90)
Покупать контейнеры также могут собственники домовладений, органы самоуправления, руководители предприятий, управляющие компании.