что такое площадь в градостроительстве

ПЛОЩАДЬ ГОРОДСКАЯ

ПЛОЩАДЬ ГОРОДСКАЯ архитектурно организованное открытое пространство общественного назначения в городе, ограниченное застройкой, зелёными массивами, например, рекой или обрывом, и связанное с улицами или проездами

(Болгарский язык; Български) — градски площад

(Чешский язык; Čeština) — náměstí

(Немецкий язык; Deutsch) — Stadtplatz

(Венгерский язык; Magyar) — városi tér

(Монгольский язык) — хотын талбай

(Польский язык; Polska) — plac miejski

(Румынский язык; Român) — piaţă urbană

(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — gradski trg

(Испанский язык; Español) — piaza urbana

(Английский язык; English) — square

(Французский язык; Français) — place urbaine

расширенная проезжая часть городских автомобильных дорог (улиц). В зависимости от назначения, расположения и окружающей застройки различают: главную площадь города или городского района; площадь жилого района; площадь перед общественными и торговыми зданиями, транспортную площадь, привокзальную площадь и др.

Смотреть что такое «ПЛОЩАДЬ ГОРОДСКАЯ» в других словарях:

площадь городская — Архитектурно организованное открытое пространство общественного назначения в городе, ограниченное застройкой, зелёными массивами, например, рекой или обрывом, и связанное с улицами или проездами [Терминологический словарь по строительству на 12… … Справочник технического переводчика

Площадь Советской Украины (Харьков) — Площадь Конституции Харьков Угол площадей Конституции и Розы Люксембург. Дворец труда и дом со шпилем Общая информация Район города Дзержинский, Киевский, Червонозаводской Прежние названия Ярмарочная площадь, Николаевская площадь, Площадь… … Википедия

Площадь Советской Украины — Площадь Конституции Харьков Угол площадей Конституции и Розы Люксембург. Дворец труда и дом со шпилем Общая информация Район города Дзержинский, Киевский, Червонозаводской Прежние названия Ярмарочная площадь, Николаевская площадь, Площадь… … Википедия

Площадь Тевелева — Площадь Конституции Харьков Угол площадей Конституции и Розы Люксембург. Дворец труда и дом со шпилем Общая информация Район города Дзержинский, Киевский, Червонозаводской Прежние названия Ярмарочная площадь, Николаевская площадь, Площадь… … Википедия

Площадь Тевелева (Харьков) — Площадь Конституции Харьков Угол площадей Конституции и Розы Люксембург. Дворец труда и дом со шпилем Общая информация Район города Дзержинский, Киевский, Червонозаводской Прежние названия Ярмарочная площадь, Николаевская площадь, Площадь… … Википедия

Городская область София — болг. Област София град Страна Болгария Статус Область Включает 1 общину … Википедия

Городская территория — В первые годы XVIII в. застройка Петербурга носила «очаговый» характер: рядом с Петропавловской крепостью на Городском острове (ныне Петроградский остров; (см. Петроградская сторона)) возник традиционный для русских городов посад,… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Городская улица (Москва) — Городская улица улица Москва Общая информацияМоскваРоссия Страна Россия Город Москва Окру … Википедия

Площадь Рынок (Львов) — Площадь Рынок центральная площадь во Львове (Украина), характерное явление средневековой архитектуры центральноевропейских городов. Львовская площадь Рынок сформировалась как центр польско немецкого средневекового города после завоевания… … Википедия

Площадь Никитские Ворота — Москва … Википедия

Источник

Площадь (архитектура)

что такое площадь в градостроительстве. Смотреть фото что такое площадь в градостроительстве. Смотреть картинку что такое площадь в градостроительстве. Картинка про что такое площадь в градостроительстве. Фото что такое площадь в градостроительстве

что такое площадь в градостроительстве. Смотреть фото что такое площадь в градостроительстве. Смотреть картинку что такое площадь в градостроительстве. Картинка про что такое площадь в градостроительстве. Фото что такое площадь в градостроительстве

Пло́щадь — открытое, архитектурно организованное, обрамлённое зданиями и зелёными насаждениями пространство, входящее в систему городских пространств.

Ссылки

См. также

Типы адресных объектов в России (элементы почтового адреса)
Уровень 1Автономный округ (АО) • Автономная область (Аобл.) • Город 3,4 (г.) • Край • Область (обл.) • Республика (Респ.)
Уровень 2Район (р-н) • Территория 3,4,5 (тер.) • Улус 4 (у.)
Уровень 3Волость 4 • Городское муниципальное образование (г/мо) • Дачный посёлок 4 (дп) • Курортный посёлок 4 (кп) • Посёлок городского типа 4 (пгт) • Почтовое отделение 4,5 (п/о) • Рабочий (заводской) посёлок 4 (рп) • Сельская администрация (с/а) • Сельская территория (с/тер) • Сельский округ (с/о) • Сельское муниципальное образование (с/мо) • Сельское поселение (с/пос) • Сельсовет (с/с)
Уровень 4Аул 5 • Выселки / Выселок 5 (высел.) • Городок 5 • Деревня 5 (д.) • Железнодорожный остановочный (обгонный) пункт 5 (ж/д_оп) • Железнодорожная будка 5 (ж/д_будка) • Железнодорожная казарма 5 (ж/д_казарм.) • Железнодорожная платформа 5 (ж/д_платф.) • Железнодорожная станция 5 (ж/д_ст.) • Железнодорожный пост 5 (ж/д_пост) • Железнодорожный разъезд 5 (ж/д_рзд.) • Заимка • Казарма 5 • Местечко 5 (м.) • Микрорайон 5 (мкр.) • Населённый пункт 5 (нп) • Остров 5 • Планировочный район 5 (п/р) • Посёлок и станция / Посёлок при станции 5 (п/ст) • Посёлок сельского типа 5 (п.) • Починок 5 • Промышленная зона (промзона) • Разъезд 5 (рзд.) • Село 5 (с.) • Слобода 5 (сл.) • Станица (ст-ца) • Станция 5 (ст.) • Хутор 5 (х.)
Уровень 5Аллея • Аэродром • Берег • Бульвар (б-р) • Вал • Въезд • Гора / Горка • Двор • Дорога / Дорожка (дор.) • Животноводческая точка (жт) • Заезд • Квартал (кв-л) • Километр (км) • Кольцо • Линия • Набережная (наб.) • Парк • Переезд • Переулок (пер.) • Платформа (платф.) • Площадка (пл-ка.) • Площадь (пл.) • Полустанок (полуст.) • Проезд • Просек • Просёлок • Проспект (пр-кт) • Проулок • Сад • Сквер • Строение (стр.) • Тракт • Тупик (туп.) • Улица (ул.) • Участок (уч-к) • Шоссе (ш.)
Уровень 6Дом (ДОМ)
Верхние индексы обозначают уровни, на которых также используются отмеченные названия

Полезное

Смотреть что такое «Площадь (архитектура)» в других словарях:

Площадь Энергетиков — Общая информация Район города Ленинский Исторический район Кировский Ближайшие станции метро Площадь Маркса Площадь Энергетиков площадь в Ленинском районе Новосибирска. Крупный пересадочный узел, связывающий левый и правый берега… … Википедия

Площадь Сибиряков-Гвардейцев — Общая информация Район города Кировский Ближайшие станции метро «Площадь Маркса» Площадь Сибиряков Гвардейцев площадь в Кировском районе Новосибирска. Образуется пересечением улиц Мира, пересекающей её одноимённой улицей, а также… … Википедия

Площадь Восстания (станция метро — Площадь Восстания (станция метро, Санкт Петербург) Станция «Площадь Восстания» Кировско Выборгская линия Петербургский метрополитен … Википедия

Площадь Гарина-Михайловского (станция метро) — «Площадь Гарина Михайловского» Дзержинская линия Новосибирский метрополитен … Википедия

Архитектура и достопримечательности Перми — Архитектура и достопримечательности Перми. Содержание 1 Планировка и благоустройство 1.1 Первые планы города … Википедия

Архитектура Великого княжества Литовского — ― искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений в соответствии с их назначением, техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества XIII XVIII веков. Содержание 1 Замковое зодчество 2 Строительные материалы … Википедия

Площадь Тысячелетия (Казань) — Площадь тысячелетия Казань тат. Меңъеллык мəйданы Общая информацияКазаньРоссия … Википедия

Площадь Султан-Галиева — Казань тат. Солтангалиев мəйданы Общая информацияКазаньТатарстан … Википедия

Площадь театра имени Камала — (неоф.) Казань тат. Камал исемендәге театры мəйданы Общая информацияКазань … Википедия

Источник

Что такое площадь в градостроительстве

что такое площадь в градостроительстве. Смотреть фото что такое площадь в градостроительстве. Смотреть картинку что такое площадь в градостроительстве. Картинка про что такое площадь в градостроительстве. Фото что такое площадь в градостроительствечто такое площадь в градостроительстве. Смотреть фото что такое площадь в градостроительстве. Смотреть картинку что такое площадь в градостроительстве. Картинка про что такое площадь в градостроительстве. Фото что такое площадь в градостроительствечто такое площадь в градостроительстве. Смотреть фото что такое площадь в градостроительстве. Смотреть картинку что такое площадь в градостроительстве. Картинка про что такое площадь в градостроительстве. Фото что такое площадь в градостроительствечто такое площадь в градостроительстве. Смотреть фото что такое площадь в градостроительстве. Смотреть картинку что такое площадь в градостроительстве. Картинка про что такое площадь в градостроительстве. Фото что такое площадь в градостроительствечто такое площадь в градостроительстве. Смотреть фото что такое площадь в градостроительстве. Смотреть картинку что такое площадь в градостроительстве. Картинка про что такое площадь в градостроительстве. Фото что такое площадь в градостроительстве

Городские площади

Переход к регулярным планировочным системам, совершившийся при Петре I, вызвал радикальные изменения в архитектуре городских площадей. Действительно, если в допетровское время площади нередко имели неправильные очертания и разнохарактерную застройку, формировавшуюся путем вековых наслоений, то в XVIII столетии площадь приобрела геометрически правильный план и столь же регулярную застройку. Живописная беспорядочность, характерная для средневековых площадей, уступила место четкости и строгости композиции; значительно выросли размеры площади, ослабилась замкнутость ее пространства, и впервые в истории русского градостроительства площадь составила с прямолинейной улицей единое планировочное целое.

Первые площади подобного рода появились на планах городов петровского времени. Так, например, разрабатывая генеральный план Петербурга, Леблон предусмотрел ряд площадей различного назначения и разнообразных форм и размеров. Приходские церкви он разместил на миниатюрных прямоугольных площадях среди жилых кварталов; соборные площади (разбитые на перекрестках главных городских магистралей) получили у него квадратные формы с кольцевыми каналами в середине, а. чтобы усилить контрастность планировочной композиции города и вместе с тем дать обширные территории для рынков и народных гуляний, Леблон применил очень крупные прямоугольные и многоугольные площади. Такие площади были намечены у Адмиралтейства и на территории Васильевского и Петербургского островов.

В начале 50-х годов XVIII в. Растрелли поручили строительство нового (дошедшего до нас) Зимнего дворца, а так как перед дворцом простирался обширный Адмиралтейский луг, то явилась идея разбить на его территории специальную дворцовую площадь. Следует отметить, что дополнительным поводом для строительства площади было наличие конного монумента Петра I работы Растрелли-отца. Это превосходное изваяние, трактовавшее Петра в образе императора-полководца, было закончено еще в 1743 г. и теперь нужно было подобрать ему достойное место в городе. Естественно, что Елизавета пожелала разместить монумент перед Зимним дворцом, назначавшимся для ее резиденции.

В 1753 г. Растрелли составил проект планировки и застройки Дворцовой площади. По этому проекту против Зимнего дворца предполагалась свободно стоящая циркульная колоннада. В центре площади, обращенный лицом к дворцу, должен стоять монумент на широком каменном основании. Можно представить себе, какое сильное впечатление производила бы эта площадь, ибо сквозь ряды ее колонн виднелись бы зелень адмиралтейских земляных бастионов, нарядный фасад Зимнего дворца и остроконечная золоченая вершина башни. Однако Дворцовая площадь по проекту Растрелли была типичной декоративной площадью. И, разумеется, она не смогла бы так органически войти в ансамбль петербургского центра, как вошла в него великолепная, ныне существующая Дворцовая площадь.

Весьма плодотворная планировочная деятельность комиссии Бецкого отразилась и на городских площадях. В Петербурге, Твери, Костроме, Богородицке, Одоеве и других городах вместе с составлением общегородских генеральных планов были намечены новые площади прямоугольных, многоугольных и круглых форм. Некоторые из них (как, например, Дворцовая площадь в Петербурге и Фонтанная площадь в Твери) стали застраиваться еще в XVIII столетии. И тем не менее осуществление большинства площадей в полной мере развернулось только через 20-30 лет после составления генеральных планов, а именно в начале XIX в.

Наследство, оставленное русским классицизмом в области проектирования и строительства городских площадей, чрезвычайно обширно, разнообразно и, кроме того, обладает исключительной художественной ценностью. К началу XIX в. значительно расширилась номенклатура городских площадей но их назначепию. Так, например, интенсивное развитие русской торговли привело к распространению торговых площадей. Почти во всех городах возникают торговые площади, начиная с центральных рыночных площадей, окруженных торговыми рядами, и кончая обширными дровяными и сенными площадями, лежавшими на окраинах городов. Чтобы составить представление о том огромном размахе, с каким проектировались торговые площади в этот период, достаточно привести проект Центрального рынка на Царскосельском проспекте в Петербурге, где разнообразные виды торговли обеспечивались специальными помещениями, а самое обслуживание покупателей предполагалось обставить с максимальным комфортом.

что такое площадь в градостроительстве. Смотреть фото что такое площадь в градостроительстве. Смотреть картинку что такое площадь в градостроительстве. Картинка про что такое площадь в градостроительстве. Фото что такое площадь в градостроительстве
Петербург. Фрагмент фасада Зимнего дворца по оригиналу В. В. Растрелли. Дворец построен в 1754-1764 гг

Наряду с торговыми площадями во второй половине XVIII в. появляются специальные площади у городских застав и мостов; церкви допетровского времени, как правило, освобождаются от примыкавшей к ним застройки, и ряд городов получает много церковных и соборных площадей, окруженных бело-желтыми «ампирными» домами. Но, помимо этого, в период господства классицизма формируются совершенно новые типы площадей, а именно театральная площадь и площадь для военных парадов.

В архитектуре театров русские мастера в короткий срок далеко обогнали Западную Европу ( Следует отметить, что закрытые театры стали появляться с конца XVI в., начиная с театра «Олимпико», построенного Палладио и Скамоцци в Виченце. В XVII и XVIII вв. театр превратился в широко доступные зрелищные предприятия, получавшие специальные здания). Театральные здания, лучшие из которых представлены Большим театром в Москве и Александринским театром в Петербурге, достигли не только громадных размеров, но и совершенно исключительной монументальности и торжественной простоты.

Все площади периода классицизма имели не только правильный план, но и простейший план, что характерно для классического понимания архитектурных форм и прямо противоположно тенденциям барокко. Городские площади почти всегда имели большие размеры. Однако создавая громадные площади, мастера классицизма не нарушали предельных соотношений между высотой застройки и глубиной или шириной площади. Так, например, площадь Александринского театра в Петербурге и Театральная площадь в Москве построены на отношении 1:6 по продольному разрезу, благодаря чему оба театра не теряются даже при максимальном удалении зрителя. Разбивая площади у кремлевских или монастырских стен и древних церковных ансамблей, архитекторы включали в композицию площади их живописные башни и куполы. Эти вертикали очень часто определяли отношения между высотой застройки и горизонтальными размерами площади, делая ее пропорциональной и гармоничной. Но если решалась задача гигантского плацпарада протяжением 700-900 или 1000 м, то неизбежным следствием этого являлось расчленение пространства на ряд взаимно связанных площадей. Так образовалась система центральных площадей в Петербурге, состоящая из трех площадей, имеющих свои особые композиционные оси.

что такое площадь в градостроительстве. Смотреть фото что такое площадь в градостроительстве. Смотреть картинку что такое площадь в градостроительстве. Картинка про что такое площадь в градостроительстве. Фото что такое площадь в градостроительстве
Петербург. Парад войск на Дворцовой площади по поводу открытия Александровской колонны (гравюра из монографии А. А. Монферрана, изданной в 1836 г.)

Громадные размеры площадей отвечали столь же грандиозным размерам окружающей застройки. В размахе ансамблей начала XIX в. выражалось требование той эпохи, видевшей в грандиозности композиций выражение силы и величия Российской империи. Застройка площадей, как правило, имела большое горизонтальное протяжение. Нередко аркады торговых рядов тянулись на 200 и даже на 300 м, обрамляя площадь на всем ее протяжении.

Но в противоположность такой однородной застройке всегда выделялась одна из сторон площади то высоким зданием Присутственных мест, то громадной пожарной каланчой, то куполом церкви или богатым по замыслу монументом. Таким образом, всегда строгие и горизонтальные силуэты площади нарушались контрастными формами.

Архитектура площади периода классицизма никогда не была многословной. Наоборот, предельный лаконизм архитектурных форм сочетался с ясностью композиционного замысла и с жизнерадостным колоритом в окраске. Белоснежные колоннады на фоне желтой гладкой стены создавали ту насыщенную и мягкую гамму цветов, которая оживляла городские ансамбли даже под пасмурным петербургским небом.

Источник

Городские площади: вчера, сегодня…

Если сравнить старую и современную площади, с первого взгляда заметно, что они отличаются масштабностью застройки и самого пространства, степенью его замкнутости, количеством деталей, наличием транспортных средств и в целом комфортностью пребывания. Почему произошло такое перерождение одного из кульминационных городских пространств?

Еще на рубеже XIX–XX вв. архитекторы стали бить тревогу по поводу нежелательной трансформации городской среды под воздействием технического прогресса. Х. Берлаге писал об улицах и площадях: “Они настолько лишились красоты, что можно только с сожалением вспоминать об узких средневековых улочках. Разбиты многочисленные бульвары огромной протяженности, на которые выходят фасады совершенно случайных и смешных зданий” [1, с. 107]. К. Зитте сетует на то, что “у людей появилась своего рода нервная болезнь “боязнь площадей”, тех больших и пустых пространств, где человек “испытывает определенную робость, недомогание” [2, с. 93]. Современные специалисты отмечают: “Исчезли истинные пространства сосредоточения городского бытия, центры старых поселений. нет пространственного центра, сосредоточивающего в себе и олицетворяющего сущность человеческого поселения. Нет места для его души” [3, с. 79].

Усиливающиеся городские проблемы требуют реконструкции городского центра. Человеку отводятся пространства под землей – с лестницами, торговыми залами, длинными переходами (рис. 2, 3). Использование подземного пространства для развлекательных и торговых объектов – прекрасная возможность расширить пространство центра города, где очень дорогая земля, для различных общественных функций. Человек при этом вынужден “уйти” под землю, а наземное пространство отдано машинам.

Игнорируется опыт многих поколений, забывается древняя мудрость – мерой всех вещей должен быть человек. В архитектурной теории и практике, в других областях знаний накоплен значительный опыт исследований и обоснований отдельных сторон оптимизации открытых городских пространств, который требует тщательного изучения и синтезирования. “В этом случае обращение к опыту прошлого позволяет более глубоко осмыслить реальные потребности, лежащие в основе архитектурной или градостроительной традиции. И в той же мере, в какой эти потребности сохраняют свою жизненность, попытаться найти новые, созвучные времени ответы” [4, с. 288].

Анализ всемирного исторического опыта позволяет проследить формирование и развитие открытых городских пространств, выявить определенные закономерности, а также те утерянные в ходе развития цивилизации свойства, на которые следует обратить внимание в настоящее время.

Так, например, городские пространства Древнего Египта были представлены храмовыми дорогами, улицами-аллеями, замкнутыми дворами дворцов и храмов. Все они строились таким образом, что в поле зрения идущих (причем трасса шествия анизотропна – движение вперед обладало большей значимостью, чем движение назад) постоянно находилась конечная или промежуточная цель (обелиск, портал, колонна, храм). Среди факторов, обусловивших такие характеристики открытых городских пространств, большую роль играли назначение и использование пространств (которые совпадали), а также религиозное и космогоническое мировоззрение. Важнейшим результатом воздействия пространства на человека были его психологическое подавление и прославление вечности и незыблемости существующего государственного строя.

Открытые городские пространства в Древней Греции впервые выступили как самостоятельные объекты градостроительного искусства. Греческие архитекторы первыми начали использовать их в качестве инструмента для создания общегородской планировочной структуры. Именно в Древней Греции в городах появилась развитая система открытых пространств центра – главные улицы и несколько площадей – агор (рис. 1). Площади и улицы древнегреческих городов-полисов имели пространственную ориентацию, которая определялась не только мистико-религиозными воззрениями, но также транспортными и инсоляционными требованиями. Агоры дифференцировались по назначению (торговля различными товарами, общественные функции). Впервые в пропорциях агор и акрополей начал прослеживаться принцип “золотого сечения”. При этом масштаб городских пространств отвечал размерам человеческой фигуры.

Центр древнеримского города представлял собой уже более развитую систему: несколько форумов (среди которых по значимости и величине выделялся главный), прилегающие к ним перистильные дворы, небольшие специализированные, порой крытые пространства (культовые и торговые), а также объединяющие их улицы. В больших и особенно в столичных городах наблюдалось формирование достаточно развитой системы специализированных форумов (общественные, храмовые, торговые), что отвечало разнообразию видов деятельности горожан. Чаще всего форумы располагались на одной глубинной оси и соединялись между собой, формируя развитую систему центра города (рис. 2). В центрах городов Древнего Рима возникло пространство, предназначенное исключительно для пешеходов (современная пешеходная зона). Это территории форумов и небольшие отрезки улиц, их соединяющие, куда был запрещен въезд колесниц (даже колеснице императора).

Средневековые площади строго дифференцировались по назначению. Четко выделялись торговые, соборные и ратушные. Торговые площади имели большие размеры, правильные планы и заполнения пространства в виде колодцев, фонтанов, бассейнов и т.д. Соборные не являлись самостоятельными элементами городской застройки, они лишь дополняли храмы. Ратушные имели разнообразную в плане форму и небольшие размеры. Доминирующими элементами их являлись ратуши, которые располагались в углах, по середине площади или выступали из общей застройки. Иногда в ходе развития отдельные площади связывались в пространственную систему. Средневековые градостроители уделяли большое внимание визуальным эффектам. Это выражалось в соотношении улиц и площадей, стремлении замаскировать места их сочленения, а также в трассировке городских улиц. Много художественных эффектов было обусловлено тем, что главная точка притяжения располагалась в углу площади (рис. 3).

В эпоху Возрождения в Западной Европе площади и улицы города рассматривались все больше с транспортной точки зрения. Симметричные прямоугольные площади получили размеры, кратные единому модулю и соразмерные человеческой фигуре. Занимаясь реконструкцией города, мастера-градостроители эпохи барокко Западной Европы реконструировали главные магистрали и узловые точки города, создавая при этом целостную структуру центра. Более тесными стали связи между площадями и улицами, превращаясь в композиции, подчиненные одной оси движения. Градостроители отказались от замкнутых и “законченных в себе” площадей (рис. 4). Планы их все больше усложнялись, оставаясь при этом геометрически правильными. Размеры площадей увеличились. Ориентированные на динамическое восприятие площади обладали множеством видовых точек.

В эпоху классицизма возникла необходимость больших площадей для военных парадов, что породило прием осевого сочетания нескольких площадей. Часто при формировании улиц и площадей главенствующее значение имело само пространство, а ограждающие его здания – лишь как средство их выделения. Однако улицы и площади все больше рассматривались в качестве элемента коммуникации (рис. 5).

Резкий перелом произошел во второй половине XIX – начале XX в. в Западной Европе и Америке, когда при преобразовании сложившихся урбанизированных пространств и формировании новых приоритет отдавался решению транспортно-технических задач, а вопросы эстетического оформления городских пространств отодвигались на второй план. В России приемы реконструкции ряда городов положили начало новому направлению в формировании открытых урбанизированных пространств, отражающему величие и силу общественного строя – социализма. Потеря человеческого масштаба, приоритет транспортных средств, упрощенные прямолинейные и прямоугольные формы привели к одинаковости и во многих случаях безликости открытых пространств.

Таким образом, строительство открытых урбанизированных пространств городов во второй половине XX в. было продиктовано в основном появлением на улицах многочисленных транспортных средств. Этот фактор обусловил их характеристики (размеры, конфигурацию и т.п.). В некоторых городах появилась многоуровневая организация пешеходно-транспортных потоков. В строительстве новых был впервые широко применен единый модуль. В целом открытые городские пространства приобретали все более отчетливые системные признаки и вместе с тем определенную стандартизацию. В Советском Союзе в послевоенное время городские пространства отмечались завышенными геометрическими параметрами, включением больших озелененных территорий, беззаботным отношением к грядущему повышению автомобилизации городского населения. В этот период создавались новые (или реконструировались сложившиеся) площади, рассчитанные в основном на массовые шествия и поэтому имеющие простую прямоугольную форму плана и большие размеры. Из-за желания отразить в размерах площадей и проспектов “размах социалистического строительства” и “величие эпохи” в первые послевоенные десятилетия и позже создавались большие, трудно воспринимаемые человеком площади (площадь Победы в Витебске, главная площадь в Алма-Ате).

Наиболее ярким примером того, что мы имеем сегодня, является Минск. Здесь сформировалось уникальное градостроительное явление: основные площади города, как бусинки, нанизаны на главную магистраль.

В центральном ядре города имеется 21 площадь, включая пространства перед значимыми общественными объектами массового посещения. При этом ни одна из них не может быть отнесена к пешеходной, доступной людям без пересечения проезжих частей при движении от остановок общественного транспорта.

При общей площади центрального ядра Минска 828 га площадь открытых урбанизированных пространств составляет 345 га, или 42%. В целом эта величина близка к данным других научных исследований, где установлено, что в центрах городов открытые пространства должны составлять не менее 50% территории [5, 6]. Однако Минск обладает одной существенной особенностью: водно-зеленый диаметр, пересекающий город и разрезающий центральное ядро, берет на себя значительную долю открытых пространств –143 га, или 17% общей площади ядра. Таким образом, открытые урбанизированные пространства составляют 190 га, или 23% общей площади ядра. Этот показатель близок к нормативным рекомендациям по доле территории, занимаемой улицами и площадями по городу, что, естественно, не может отражать специфику пространственной организации городского центра. Все виды площадей занимают в сумме 24 га. Самая крупная площадь – пл. Независимости – 6,98 га (параметры площадей определялись по линиям застройки). Она больше Красной площади в Москве (4,96 га), Дворцовой в Санкт-Петербурге (6,27 га), Наций в Париже (4,28 га). Самые маленькие открытые пространства составляют в Минске 0,15–0,20 га (перед Кафедральным собором, Екатерининской церковью, цирком).

Основные площади центрального ядра, линейно расположенные вдоль главной пространственной оси города, представляют собой регулярные пространства, служащие в основном транспортными развязками и одновременно являющиеся важными фокусами пешеходных передвижений. Значительное количество небольших открытых пространств перед значимыми общественными зданиями (театры, цирк) в своей массе являются дискомфортными из-за чрезмерного раскрытия на транзитные транспортные пути.

Столичные площади, относящиеся в основном к площадям совмещенных функций (транспорт, пешеходы, автостоянки), в первую очередь характеризуются дискомфортными условиями для пешеходов. Из-за чрезмерных размеров ряда площадей появляются зоны с пассивным уровнем визуального воздействия или полностью выпадающие из такого воздействия, хотя как раз они и являются безопасными для пешеходов. Пространства этих площадей недостаточно репрезентативны для их столичной роли. А при наличии запоминающихся пространств (пл. Победы, пл. Я. Коласа) значимые акценты отрезаны транспортом от пешеходов, что создает помимо физического и психологический барьер при их восприятии.

В рамках исследований, проведенных на кафедре градостроительства БНТУ с помощью научного инструментария, были проанализированы основные площади Минска на предмет их визуально-пространственной и социально-психологической гармонии. Пример такого анализа представлен по Октябрьской площади (рис. 8). Выявлено, что открытое пространство площади превышает установленные оптимальные параметры городских площадей (аванплощадь – 0,75–1,5 га, парадная площадь 2–4 га): пешеходное пространство перед Дворцом – 1,87 га, пространство в пределах окружающей застройки?– 6,65 га. Если формально пространство площади можно отнести к полуоткрытому, то в реальности с учетом высоты окружающих зданий для человека, находящегося на площади, оно ассоциируется с открытым, а следовательно, и неуютным пространством. Следующие оценки свидетельствуют, что по привлекательности площадь относится к нейтральной. Визуально воспринимаемое пространство находится в зонах пассивного, активного, интенсивного и экстенсивного воздействия, что свидетельствует о пренебрежении архитектурными средствами формирования общественно значимых пространств. Недостаточная камерность пространства, немасштабность по отношению к человеку, примитивизм в организации партера площади снижает его визуально-психологическую ценность и создает реальную физическую угрозу для потребителей. Помимо этого пешеходный доступ на площадь из-за большого фронта магистральной улицы – проспекта Независимости затруднен. Для выхода из сложившейся ситуации имеются возможности. Это и более активное использование различного по форме, рисунку, фактуре мощения, активное использование элементов заполнения пространства (особенно в зоне пассивного воздействия, которая находится в середине аванплощади) масштабными малыми архитектурными формами (фонтаны, скульптуры, скамьи и др.), создание прозрачных перегораживающих устройств и др.

Настало время вернуть центру города уют, чувство надежной защиты от агрессивной среды. Необходимо всеми возможными архитектурными средствами гуманизировать городские открытые пространства, дифференцировать их предназначение – для человека и для машины, создать систему масштабных по своим параметрам пространств, обеспечивающих комфортные условия для пребывания людей и их деятельности.

1. Мастера архитектуры об архитектуре: Сб. статей; под общ. ред. А.В. Иконникова и др. – М.: Искусство, 1972. – 591 с.

2. Зитте, К. Художественные основы градостроительства / К. Зитте, пер. с нем. Я.А. Крастиньша. – М.: Стройиздат, 1993. – 255 с.

3. Добрицына, И.А. Общественное пространство города и дизайн / И.А. Добрицина // Городская среда. Дизайн. Архитектура: Сб. науч. трудов: Ч. 1 / Под. ред. И.А. Азизян. – М., 1990. – С. 55.

4. Гутнов, А.Э. Мир архитектуры: Язык архитектуры / А.Э. Гутнов. – М.: Мол. Гвардия, 1985. – 351 с.

5. Горе, Г.И. Структурно-функциональная организация общественных пространств центра крупного города: автореф. дис. канд. архит.: 18.00.04 / Г.И. Горе; Моск. архит. ин-т. – М., 1988. – 22 с.

6. Рекомендации по формированию систем открытых пространств в городах и групповых системах населенных мест с учетом улучшения окружающей среды / ЦНИИПградостроительства. – М., 1982. – 62 с.

7. Бунин, А.В. История градостроительного искусства / А.В. Бунин, Т.Ф. Саваренская. – М.: Стройиздат, 1979. Т. 1–2.

8. Протасова, Ю.А. Совершенствование архитектурно-планировочной организации открытых урбанизированных пространств: дис. … канд. архит.: 18.00.04 / Ю.А. Протасова. – Минск, 1999.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *