что такое плетка и для чего она нужна
Нагайка тесно связана и историей российского казачества.
Она сопровождала казака в течение всей его жизни: ее вешали над колыбелью младенца для отпугивания злых духов, дарили мальчикам, когда их обучали езде на лошади, брали в бой и на охоту, ей наказывали провинившихся, а когда казак умирал, его хоронили вместе с шашкой, нагайкой и уздечкой.
От скифской плетки до нагайки
Существуют две версии происхождения слова «нагайка»:
Самое раннее упоминание о ней можно встретить в работах римских историков Геродота, Помпея Трога и Полиена, которые поведали о том, как скифы, вернувшиеся домой из многолетнего похода, были вынуждены сразиться с собственными рабами (или их сыновьями), а победа была одержана с помощью плетей.
Справка. Скифы – ираноязычные племена, чьи владения в 7 веке до н. э. простирались от Дуная до Дона. К славянам скифы не имеют никакого отношения. Из современных народностей к этим арийским племенам ближе всего по языку осетины. Древнеиранское «дану» означает река, вода; осетинское «дон» – река. Плетью пользовались казахские, татаро-монгольские племена.
Первый представлял собой короткую палку, с одной стороны которой на коротком ремне или цепи крепился металлический шар с острыми зубцами, с другой – темляк (петля для руки).
Славяне использовали кистень против воинов хазарского каганата. Его можно было легко выхватить на скаку и быстро атаковать противника: он пробивал шлемы и панцирь.
Нагайка использовалась в основном для погона лошадей, а также для наказаний подчиненных, в воспитательных целях для младшего поколения, в обрядах. Известен казачий обычай, когда в знак особого почтения к ногам входящего гостя бросали нагайку.
Если он поднимал ее – это служило знаком того, что он хорошо расположен к хозяину дома. Если пришедший был обижен и желал выказать недовольство, он переступал через плеть.
Разновидности нагаек
Различают несколько видов нагаек, в зависимости от конструктивных особенностей и региона изготовления.
Отличия между донской и кубанской нагайками связаны также с особенностями техники боя.
Первая удобна для горизонтального вращения плети вокруг рукояти, а с помощью второй можно наносить щелчковые удары «бегущей волной». Самые первые нагайки имели 2 хлыста: для боя и для подстегивания коня, когда одна из них использовалась, вторая убиралась в завод.
Как устроена нагайка (донская)
Основные части – это рукоятка и плеть, каждая из них включает несколько элементов.
Кожа и плетение
Для казачьей нагайки использовалась увлажненная (сыромятная одна из самых прочных) кожа (зачастую говяжья).
После того, как она была готова, приступали к изготовлению рукоятки, в неё вставлялась прочная деревянная палочка (ясень, дуб, бук, граб, можно использовать эбонит), который оплетался тонко нарезанными ленточками. Затем плели кнут с витнем (сердечником) или без него.
Для нагайки обычно используется 8 кожаных полос, но для «усиленных» изделий берут 10, 12 и даже 14.
Одни из самых распространённых способов плетения – «змеиный», «шахматкой», и косовидное.
Интересные факты
Даже тот мужчина, который по рождению не является казаком, может быть принят в казачество. Для этого ему придется пройти старинную церемонию верстания в казаки: ответить на вопросы старейшин на знание молитв, обычаев, заповедей.
А после целования креста и Евангелия атаман нагайкой должен ударить (по свидетельствам очень ощутимо) его по спине 3 раза: за родину, казачество и веру православную.
Нагайка использовалась казаками и на охоте, и для подстегивания лошадей.
Видео
Поэтому, если выбирать из всего многообразия, как «боевой оптимум» мы бы рекомендовали Нагайку пояс Канахин. Она не слишком сложна в обращении, обладает хлёстким ударом, но при этом достаточно удобна и компактна.
Плетка
Плеть — орудие телесного наказания. В наиболее общем случае представляет собой несколько (чаще всего — от двух до девяти) плетёных хвостов из кожи или другого материала, объединённых рукоятью. Телесные наказания при помощи плети (бичевание, порка) были распространены на протяжении почти всей человеческой истории (от античных времён до середины XX века). Вариантом плетки является нагайка.
Содержание
История
Плети были известны уже в Древнем Риме, где битьё плетьми (flаgellorum castigatio) было специально рабским наказанием. Плети делались из ремней с узлами и свинцовыми шариками; существовали и особые плети (flagella talaria), в которые ввязывались острые бараньи кости: наказание ими могло быть смертельно. В древних Афинах для рабов существовала особая четырёххвостая плеть из воловьих жил, хвосты которой при ударе достигали груди.
В Средние века плети, как и вообще телесные наказания, получили большое распространение, главным образом вследствие влияния духовенства, которое пользовалось плетьми как дисциплинарным средством, а потом стало назначать их и для светских лиц в наказание за церковные преступления. Под влиянием канонического права начинают применять плети и светские законодательства.
Россия
В России плети состояли из короткой деревянной рукоятки и плетива в палец толщиной из кожаных ремешков: до 1839 года они заканчивались двумя хвостами, а после стали трёххвостыми.
В XVII веке плети приобрели огромное значение среди духовенства: духовные суды назначали их в своих приговорах, духовное начальство пользовалось ими как дисциплинарным средством, носившим название «монастырского смирения»; духовные суды назначали наказание плетьми за те преступления, которые светскими властями карались кнутом: плети назначались не только для духовных лиц, но и для светских, подсудных церковному суду; плети служили взысканием и для мелких светских чиновников в духовных установлениях за служебные провинности. Число ударов плетью определялось в общих выражениях: нещадно, жестоко, немилостиво.
Плеть имела значение и в домашнем быту: по Домострою она — обычное орудие для домашнего наказания. Коллинс рассказывает, что жених кладёт плётку в свой сапог в день свадьбы как эмблему супружеской власти.
Плети употреблялись как наказание для крепостных, а также служили строжайшим наказанием в учебных заведениях, особенно духовных; плети употребляла и полиция для суммарной расправы; наконец, наказание плетьми составляло высшее дисциплинарное взыскание по уставу Санкт-Петербургского рабочего дома.
Так как плети заменяли собою кнут, то наказание ими совершалось на кобыле, всенародно, рукой палача. Битьё плетьми разделялось на простое и нещадное; оно назначалось и как самостоятельное наказание, и в соединении с другими (ссылкой в Сибирь, в монастырь, отдача на военную службу). Плетьми наказывались государственные преступники (тайной канцелярией), участники в Лопухинском деле, в Пугачёвском бунте, в чумном бунте (не уличённые в убийстве), бунтовавшиеся крепостные и фабричные рабочие, убийцы при особенно смягчающих обстоятельствах, несовершеннолетние — за важные преступления.
Мало-помалу плети становятся обычным наказанием (вместо кнута) за менее значительные имущественные преступления:
Наряду с уголовным наказанием плетьми публично, рукой палача, которое начинает рассматриваться как наказание позорящее и делающее невозможной отдачу наказанного в военную службу, в начале XIX века появляется и битьё плетьми в качестве исправительного полицейского наказания, исполнявшегося полицейскими служителями непублично; в 1820 году велено присуждённых за кражу к отдаче в военную службу бить плетьми нижним полицейским чинам, а не рукой палача. По Своду законов 1832 года, публичное наказание плетьми через палача и ссылка назначались в 29 случаях (подделка высочайших грамот, не повлекшая важного вреда; контрабанда; кровосмешение; скотоложество и др.).
Плетьми наказывались ссыльнокаторжные и поселенцы за побеги и другие преступления, как по Своду, так и по указам 1840 и 1851 годов. Исправительное наказание плетьми сохранено и в Своде: оно сопровождалось отдачей в солдаты (при неспособности — ссылкой на поселение), отдачей в арестантские роты, в рабочие и смирительные дома или возвращением на прежнее местожительство; кроме того, плетьми наказывались за легкомысленное богохуление, укрывательство беглых, мошенничество, кражу и др.; за маловажные вины назначалось наказание плёткой по одежде.
По Уложению 1845 года, отменившему кнут, плети сделались высшим телесным наказанием и назначались в количестве 80—100 ударов при каторжных работах и 10—30 ударов при ссылке на поселение; тогда же плети были отменены в качестве полицейского взыскания. Всего плети упоминаются в 134 статьях Уложения.
Плётка
Плеть — орудие телесного наказания. В наиболее общем случае представляет собой несколько (чаще всего — от двух до девяти) плетёных хвостов из кожи или другого материала, объединённых рукоятью. Телесные наказания при помощи плети (бичевание, порка) были распространены на протяжении почти всей человеческой истории (от античных времён до середины XX века). Вариантом плетки является нагайка.
Содержание
История
Плети были известны уже в Древнем Риме, где битьё плетьми (flаgellorum castigatio) было специально рабским наказанием. Плети делались из ремней с узлами и свинцовыми шариками; существовали и особые плети (flagella talaria), в которые ввязывались острые бараньи кости: наказание ими могло быть смертельно. В древних Афинах для рабов существовала особая четырёххвостая плеть из воловьих жил, хвосты которой при ударе достигали груди.
В Средние века плети, как и вообще телесные наказания, получили большое распространение, главным образом вследствие влияния духовенства, которое пользовалось плетьми как дисциплинарным средством, а потом стало назначать их и для светских лиц в наказание за церковные преступления. Под влиянием канонического права начинают применять плети и светские законодательства.
Россия
В России плети состояли из короткой деревянной рукоятки и плетива в палец толщиной из кожаных ремешков: до 1839 года они заканчивались двумя хвостами, а после стали трёххвостыми.
В XVII веке плети приобрели огромное значение среди духовенства: духовные суды назначали их в своих приговорах, духовное начальство пользовалось ими как дисциплинарным средством, носившим название «монастырского смирения»; духовные суды назначали наказание плетьми за те преступления, которые светскими властями карались кнутом: плети назначались не только для духовных лиц, но и для светских, подсудных церковному суду; плети служили взысканием и для мелких светских чиновников в духовных установлениях за служебные провинности. Число ударов плетью определялось в общих выражениях: нещадно, жестоко, немилостиво.
Плеть имела значение и в домашнем быту: по Домострою она — обычное орудие для домашнего наказания. Коллинс рассказывает, что жених кладёт плётку в свой сапог в день свадьбы как эмблему супружеской власти.
Плети употреблялись как наказание для крепостных, а также служили строжайшим наказанием в учебных заведениях, особенно духовных; плети употребляла и полиция для суммарной расправы; наконец, наказание плетьми составляло высшее дисциплинарное взыскание по уставу Санкт-Петербургского рабочего дома.
Так как плети заменяли собою кнут, то наказание ими совершалось на кобыле, всенародно, рукой палача. Битьё плетьми разделялось на простое и нещадное; оно назначалось и как самостоятельное наказание, и в соединении с другими (ссылкой в Сибирь, в монастырь, отдача на военную службу). Плетьми наказывались государственные преступники (тайной канцелярией), участники в Лопухинском деле, в Пугачёвском бунте, в чумном бунте (не уличённые в убийстве), бунтовавшиеся крепостные и фабричные рабочие, убийцы при особенно смягчающих обстоятельствах, несовершеннолетние — за важные преступления.
Мало-помалу плети становятся обычным наказанием (вместо кнута) за менее значительные имущественные преступления:
Наряду с уголовным наказанием плетьми публично, рукой палача, которое начинает рассматриваться как наказание позорящее и делающее невозможной отдачу наказанного в военную службу, в начале XIX века появляется и битьё плетьми в качестве исправительного полицейского наказания, исполнявшегося полицейскими служителями непублично; в 1820 году велено присуждённых за кражу к отдаче в военную службу бить плетьми нижним полицейским чинам, а не рукой палача. По Своду законов 1832 года, публичное наказание плетьми через палача и ссылка назначались в 29 случаях (подделка высочайших грамот, не повлекшая важного вреда; контрабанда; кровосмешение; скотоложество и др.).
Плетьми наказывались ссыльнокаторжные и поселенцы за побеги и другие преступления, как по Своду, так и по указам 1840 и 1851 годов. Исправительное наказание плетьми сохранено и в Своде: оно сопровождалось отдачей в солдаты (при неспособности — ссылкой на поселение), отдачей в арестантские роты, в рабочие и смирительные дома или возвращением на прежнее местожительство; кроме того, плетьми наказывались за легкомысленное богохуление, укрывательство беглых, мошенничество, кражу и др.; за маловажные вины назначалось наказание плёткой по одежде.
По Уложению 1845 года, отменившему кнут, плети сделались высшим телесным наказанием и назначались в количестве 80—100 ударов при каторжных работах и 10—30 ударов при ссылке на поселение; тогда же плети были отменены в качестве полицейского взыскания. Всего плети упоминаются в 134 статьях Уложения.
Значение слова «плётка»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПЛЁТКА, и, ж. Небольшая короткая плеть.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
плётка
1. то же, что плеть; кнут из перевитых ремней или верёвок
2. перен. наказание, битьё плёткой, плетью
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: смешивание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «плётка»
Синонимы к слову «плётка»
Предложения со словом «плётка»
Цитаты из русской классики со словом «плётка»
Сочетаемость слова «плётка»
Какой бывает «плётка»
Понятия со словом «плётка»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «плётка»
Три дня пил хмельные меды, выходил во двор, буянил, стегал плёткой холопов, кричал, что плохо баламутили народ.
– Эй, берегись, служилый! – гаркнул с широких розвальней ражий детина, гикая и помахивая плёткой.
– Э-э, да ты ещё мало ездил по земле, – насмешливо улыбнулся тот и указал плёткой на темнеющие вдали горные хребты.
Синонимы к слову «плётка»
Ассоциации к слову «плётка»
Сочетаемость слова «плётка»
Какой бывает «плётка»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Плетка: из чего на Руси делали инструмент для наказания жен
История развития социальных отношений в человеческом обществе неразрывно связана с применением различных предметов и инструментов, предназначенных для телесных наказаний. На протяжении многих веков на Руси плетками стегали не только преступников, провинившихся крестьян и различных бунтовщиков, но и физически слабых членов семьи – детей и жен. При этом внешний вид этого орудия воздействия и материалы, используемые для его изготовления, не изменялись в течение долгого времени.
Необходимая вещь
Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова содержит такое определение: «Плеть – это туго перевитые веревки или ремни, прикрепленные к рукоятке, служащие для подстегивания животных, в старину для телесных наказаний».
Примечательно, что лишь в 1863 году битье плетьми было отменено императором Александром II Николаевичем, опять-таки не для всех. Ссыльных, каторжан, сидельцев военных тюрем продолжали стегать за различные провинности вплоть до падения монархии.
Изначально задуманная как орудие труда пастухов и погонщиков скота плетка оказалась востребованным инструментом в руках палачей, тюремных надзирателей и служителей закона. «Домострой» советовал мужчине «учить» свою жену с помощью именно плетки, потому что это орудие наказания причиняет здоровью женщины меньше вреда, чем железная палка или, например, кнут.
Семейное насилие
Доктор филологических наук Андрей Ястребов в своей книге «Боже, спаси русских!» (2011 г.) отмечал, что на Руси побои, наносимые жене мужем, считались нормальным, обыденным делом. Об этом свидетельствует свадебный ритуал, когда жених получал в дар от отца невесты плетку, служившую символом власти мужчины над женщиной. Новобрачный обычно прятал орудие для послушания в сапог или закладывал за кушак.
«Специально в назидание для жены на стене висела плеть, которая называлась «дурак». Нередко глава семейства таскал жену за волосы, раздевал донага и сек «дураком» до крови – это называлось «учить жену». Иногда вместо плети использовались розги, и жену секли, как маленького ребенка. А иногда дубиной били. Всяко бывало», – писал А. Л. Ястребов.
Вероятно, иностранцы делали подобные выводы из рассказов своих русских собеседников-собутыльников, а также из переведенных им пословиц типа: «Бьет – значит любит», «Люби жену, как душу, тряси ее, как грушу» и «Чем больше жену бьешь, тем щи вкуснее».
Из шелковых нитей
В русском фольклоре часто упоминается шелковая плетка. То есть орудие наказания, ударная часть которого изготовлена из прочных шелковых нитей, скрученных в жгутики и переплетенных между собой.
Например, в народной песне «Тут-то нам попити, ишшо погуляти. » есть такие строки:
«Шёлковая плетка не на месте висела,
Не на месте висела, не на месте висела,
Всю ночь просвистела,
Всю ночь просвистела на моё тело бело».
Шелк на Руси был в ходу еще до принятия христианства. Купцы возили его не только из стран Азии, но и из Византии, куда ткань попадала морским путем. Торговые поставки ценного материала, из которого не только шилась одежда, были хорошо налажены. Интересно, что и жители Китая с древних времен пользовались шелковыми плетками.
Поскольку орудие поучения было принято вешать на стену в назидание супруге, чаще всего для его изготовления использовали относительно дорогой материал, который богато смотрелся и свидетельствовал о достатке семьи. Разумеется, пастухи и конные всадники применяли другие плетки, более практичные, а шелковые предназначались в первую очередь для воспитательных целей.
Кандидат филологических наук Светлана Кидямкина в статье «Лингвокультурологический анализ текстов семейных песен» (журнал «Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания», № 1 за 2010 г.) обращала внимание читателей на то, что тягостное положение замужней женщины на Руси находило свое отражение в фольклоре.
Так, в песне «Выдала меня матушка далече замуж. » родительница спрашивает свою дочь:
«Где твое девалось белое тело,
Где твой девался алый румянец?»
И получает такой ответ:
«Белое тело – на шелковой плетке,
Алый румянец – на правой на ручке:
Плеткой ударит – тела убавит,
В щеку ударит – румянцу не станет».
Шелковые плетки, несмотря на свою исключительную прочность и долговечность, все же в силу своей гибкости менее опасны для жизни и здоровья жертвы, чем орудия наказания, сплетенные из тонких ремешков сыромятной кожи. Правда, все зависит от силы ударов, их количества и тех частей тела женщины, по которым наносятся побои.
Другие материалы
Наиболее распространенным материалом для клеток была кожа. Причем иногда между сыромятными ремешками вплетались кусочки железа или тонкая проволока – для увеличения силы удара.
Еще один материал, служивший для изготовления плеток, это пенька. Иными словами, грубое лубяное волокно, получаемое из стеблей конопли. Благодаря высокой прочности данного материала на Руси из него часто делали веревки, канаты и не только. Деревенские пастухи плели самодельные плетки из пеньки, поскольку она дешево стоила и всегда была под рукой.
Ещё одним вариантом подобной плетки для телесных наказаний была так называемая кошка-девятихвостка, получившая свое прозвище из-за того, что оставляла на коже жертвы параллельные отметины, напоминающие кошачьи царапины. Треххвостая «кошка» на Руси иногда заменяла кнут.
Для «воспитания жены» такие инструменты вряд ли применялись, поскольку они могли вполне покалечить женщину, что по тому же «Домострою» жестоко каралось. В конце-концов, ведь эта книга являлась не «орудием угнетения», а сводом наставлений для семейной жизни, со своим понятием справедливости, пусть и достаточно своеобразным, но естественным для того времени.