что такое плесень для детей дошкольного возраста
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Грибы. Плесень вредная и полезная»
Ирина Ефремова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Грибы. Плесень вредная и полезная»
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Грибы. Плесень вредная и полезная».
Цель: узнать условия появления и развития грибов.
— познакомить с разновидностью грибов – плесенью,
— закрепить строение грибов и познакомить с условиями произрастания грибов,
— объяснить на примере разницу между вредной и полезной плесенью.
— формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
— развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы,
— развитие коммуникативных навыков.
— воспитывать бережное отношение к живой природе,
— воспитывать умение работать в коллективе.
Лупа, 2 банки с молоком, 3 куска хлеба, сыр плесневый, сыр с плесенью, сыр сливочный, творог в упаковке, пакеты для продуктов, зубочистки, блюдца, ИКТ монитор и экран.
Выращивание плесени на сыре, беседа с детьми о грибах и их строении (шляпка, ножка, грибница).
Ход познавательно-исследовательской деятельности:
— Ребята, вы уже знакомы со съедобными и несъедобными грибами.
Назовите съедобные грибы.
— Назовите несъедобные грибы.
— А теперь я вас приглашаю к столу.
Воспитатель предлагает детям сесть за стол, на котором выставлены продукты (молоко в двух прозрачных банках, тарелка с сыром с плесенью, тарелка с плесневым сыром, тарелка со сливочным сыром, творог у прозрачной упаковке, 3 куска ржаного хлеба). Ребята, как вы думаете, а на этом столе есть грибы?
— Оказывается, среди грибов есть плесень, которая приводит в негодность продукты. Определенные виды плесени разводят для придания вкуса продуктам. Такую плесень называют пищевой.Бывает она разных цветов: синяя, зеленая, голубая, белая.
— Посмотрите на стол, рассмотрите сыр, вооружитесь лупой и скажите, какой сыр свежий, какой плесневый, а который с плесенью.
(Дети рассматривают сыры, высказывают предположения, пробуют сыры, кроме плесневого)
— Ребята,как вы думаете: если срезать корочку у плесневого сыра, можно будет его кушать?
— Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических частиц. При попадании на сырую поверхность она прорастает тончайшими нитями. Плесень способна выделять такие вещества, которые могут нанести вред организму людей и животных. Это значит, кушать сыр плесневый, даже если срезать корочку, нельзя! Такой сыр ядовит. Так же происходит и с другими заплесневевшими продуктами (показать фотографии на экране)
— Кто хочет, может попробовать сыр свежий и сыр с плесенью. Плесневый сыр мы не будем трогать! (Желающие кушают, пробуют)
— Ребята, следующий эксперимент поможет нам узнать, как появляется плесень. Хотите узнать, что это за эксперимент?
— Посмотрите, какие еще продукты лежат на столе.
Возьмем 1 баночку с молоком и поместим ее в теплое место (куда, например? Ответы детей, 1 кусок ржаного хлеба поместим в теплое место в пакете, сыр, с которого снимали корочку, тоже поместим в пакете в теплое место, кусочек свежего сыра на забудем также поместить в пакете в теплое место, как и творог в упаковке.
— Вторую баночку молока и второй кусочек хлеба поместим в холодное место (куда, например) (Ответы детей)
— Третий кусочек хлеба оставим лежать на столе.
— Через несколько дней рассмотрим эти продукты.
— Итак, ребята, о каком виде грибов вы сегодня узнали?
— Можно ли кушать сыр с плесенью?
— Можно кушать плесневый сыр? Другие заплесневевшие продукты?
— Верно. В следующий раз узнаем, как появляется плесень на продуктах.
Спасибо за внимание!
Проект «Полезная и вредная еда» Тип проекта: творческий; групповой; краткосрочный. Участники: воспитатели; дети; родители. Длительность: 2 недели. Актуальность: необходимость.
Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Поможем Федоре» Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности в познавательной образовательной области. старшей группы на тему: «Поможем.
Конспект организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Сельскохозяйственный труд» Конспект организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Сельскохозяйственный труд» (интеграция содержания.
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные камни» Севара Хасанова Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Удивительные камни» Цель: Познакомить.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Школа юных сыщиков» Цель: Развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия. Задачи: • выявить возможности.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Здравствуй, песок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 «Золотой ключик» муниципального образования.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомство с солью» Цель исследования: Узнать всё о соли. Уточнить знания детей о свойствах соли. Познакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой.
Исследовательская работа «Загадочная плесень»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 общеразвивающего вида» с. Корткерос
Исследовательская работа
«Загадочная плесень»
Мишарина Элина Антоновна,6 лет
Михайлова Наталья Анатольевна,
2. Теоретическа часть…. 2
3. Практическя часть….3
5. Список использованных источников и литературы…5
Актуальность: Недавно мама показала банку с вареньем, на котором было нечто непонятное для меня, какие-то маленькие волоски с серо-голубого цвета.Мама меня спросила: «Элина, ты знаешь, что это такое?» Я ответила, что не знаю, я понюхала и сразу отвела свой нос назад, потому что это пахло так ужасно, что мне захотелось этот продукт выкинуть. Мама сказала что это плесень.
И тогда я решила сама узнать, что же такое плесень. Оказалось, что изучать плесень очень интересно.
Гипотеза: Я считаю,что плесень будет расти при благоприятной температуре и уровне влажности.
Объектом исследования является плесень.
Предмет исследования: изучение информации о происхождении, условий роста и значении плесени.
Цель исследования: узнать, что такое плесень, найти благоприятные условия для роста плесени.
Для достижения поставленной цели необходимо в ходе исследованиярешить следующие задачи:
1. Найти и изучить информацию о плесени;
2. Вырастить плесень самой, в разных условиях;
3. Зафиксировать результаты опытов;
4. Сделать выводы о благоприятных условиях роста плесени.
Методы исследования: просмотр фильма, беседы,опыты и наблюдение.
2. Теоретическая часть.
Главными условиями для появления плесени являются повышенная температура, большая влажность воздуха и плохой воздухообмен. Она очень любит грязь. Чем грязнее жилище, тем больше бактерий, а чем больше бактерий, тем больше грибов. Плесеньможет появиться где угодно: на хлебе, овощах и фруктах, в банках с вареньем. Плесеньможет быть разноцветной: красной, черной, серой, голубой, зеленой. Цвет зависит от вида плесневых грибов, свое название получила за окраску своих внешних частей нити.
Плесневые грибки губят здоровье людей и их жилища. Может появиться в ванной, на хлебе, в банке варенья и даже в цветочном горшке.
Стоит человеческому иммунитету ослабеть от болезни, как тайные агенты плесени, живущие в организме, поражают органы и кости, вызывают страшные заболевания.
Плесень находится повсюду, но мы чаще всего относимся к ней пренебрежительно, срезаем зеленые пятна плесени с хлеба, снимаем тонкую белую пленку с варенья, и спокойно съедаем то, что осталось, даже не подозревая, как это опасно. Нельзя есть пищу покрытую плесенью!
Самое страшное в черной плесени то, что от нее практически невозможно избавиться.
3. Практическая часть.
Можно ли вырастить плесень специально? Вопрос заинтересовал меня, и я решила вырастить «свою» плесень на кусочках хлеба.
Для проведения эксперимента я взяла 3 кусочка хлеба,и поместила их в разные условия:
1. Сухое место при комнатной температуре (контейнер№1)
2. Сухое место в холодильнике (контейнер №2)
3. Влажное место при комнатной температуре в пакете (контейнер№3)
Первые изменения появились на 5-й день. На кусочке хлеба под номером 3 появились маленькие темные пятна, на первых трех кусочках хлеба плесени не было, они засохли.
Еще через 5 дней плесень на третьем кусочке увеличилась, она стала больше, пятна плесени стали разноцветными. Через 2 недели плесень полностью покрыла весь кусок хлеба. На остальных кусочках хлеба плесень так и не появилась. Значит, хорошие условия для роста плесени были для хлеба под №3.
Мы взяли 2 кусочка хлеба, один кусочек мы положили в пакет, а второй кусочек просто оставили на столе.
На следующий день –мы проверили кусочки хлеба:
— тот, что был в пакете, он не изменился, был таким же мягким и
Через несколько дней мы с мамой опять проверили состояние хлеба.
Кусочек хлеба, который был без пакета – он остался таким же твердым и жестким, еще более сухим и в нескольких местах в виде маленьких пятнышек начала появляться плесень.
После проведения опытов мы сделали следующие выводы:
Я нашла благоприятные условия для роста плесени это комнатная температура, высокая влажность.
Плесень на хлебе вырастает разных цвета. Хлеб заражается плесенью во время хранения, его нужно хранить в сухом месте. Чтобы хлеб дольше сохранил свежесть и вкус его необходимо держать в пакете. Именно поэтому в магазинах каждая буханка хлеба продается в отдельном пакете. Срок хранения хлеба в пакете не больше 3дней,иначе он испортится. Хлеб,хранящийся без пакета,уже на следующий день невозможно кушать,так как становится жестким.
Хлеб с плесенью это яд, он опасен для здоровья. Кушать хлеб с признаками плесени НЕЛЬЗЯ!
Исследовательская работа «Близко к сердцу» Управление народного образования администрации Каракулинского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Галановский.
Исследовательская работа учащегося 3 класса «Я и моё имя» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя Общеобразовательная Школа №7» села Долиновка Новоселицкого района Ставропольского.
Исследовательская работа «Мемориал в городе Ветлуга» В истории России есть события, обращение к которым объединяет поколения. Безусловно, таким событием является Великая Отечественная война.
Исследовательская работа «Наш любимый снеговик» Мы его слепили сами: Разукрасили углями, Сделали ему животик, Улыбающийся ротик, Нос – морковка, глазки – льдинки. На протоптанной тропинке.
Исследовательская работа «О вреде пыли» Исследовательская работа «О вреде пыли» Участник: Еремина Анна (6 лет) Руководитель: Харитонова Наталья Геннадьевна (воспитатель) МБДОУ.
Исследовательская работа «Окрашивание роз в домашних условиях» В подготовительной группе «Радуга» МБДОУ детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно- эстетического.
Исследовательская работа «Живая аптека» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые члены жюри, меня зовут – Кокина Ангелина, мне 6 лет. Я хожу в детский сад «Гвоздика». Сегодня я хотела бы.
Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки» Содержание Вступление…. Глава I. Роль патриотического воспитании дошкольников…. Глава II. Мои знаменитые земляки….…. § 2.1. Наш ветеран.
Конспект занятия в подготовительной группе «Почему образуется на продуктах плесень?»
Елена Гиниятуллина
Конспект занятия в подготовительной группе «Почему образуется на продуктах плесень?»
Цель: Выяснить, что такое плесень?
Образовательные задачи:
1. Узнать, что собой представляет плесень?
2. Какой вред или пользу приносит плесень людям?
1. Воспитывать бережное отношение к продуктам питания.
1. Закрепить умения детей в создании условий для проведения эксперимента.
2.Обогатить словарь детей новыми словами: плесень, споры
Вид занятия: познавательно-исследовательский
Возрастная группа: подготовительная
1. Д/и «Полезно-вредно»
2. Рассматривание альбома «Грибы»
Оборудование: лупы, микроскоп, посылка с апельсинами, 8 контейнеров для
проведения эксперимента, набор продуктов (кусочек черного хлеба, кусочек батона, лимон, кабачок, томатная паста (кетчуп).
Ход занятия:
В детский сад приходит посылка с апельсинами. Воспитатель открывает посылку с детьми и обнаруживает, что один апельсин не такой как все. На нем бело-голубой налет. Дети выдвигают версию, что апельсин испортился.
Воспитатель: Как такое могло случиться? Давайте угостимся апельсинами, а на занятии выясним, что же случилось с одним из них.
Дети угощаются апельсинами и садятся на занятие.
Воспитатель: Вкусные апельсины?
Воспитатель: А можно есть вот этот апельсин? (показывает на испорченный)
Воспитатель: А если это срезать?
Дети: Все равно нельзя.
Воспитатель: Правильно. Этот налет-плесень. Продукты, покрытые плесенью, не задумываясь следует выбросить, т. к плесень, попадая в организм, разрушает все на своем пути. У человека может быть аллергия, появиться тошнота, головная боль.
А кто из вас раньше видел плесень на продуктах?
Воспитатель: А что такое плесень?
Воспитатель: давайте возьмем лупы, микроскоп и рассмотрим плесень.
Воспитатель: На что похоже?
Так как же могла появиться плесень на апельсине? При каких условиях?
Дети выдвигают гипотезы (везли долго, бросали ящик, в ящике темно, нет воздуха)
Воспитатель: Я вам предлагаю провести эксперимент. У меня есть продукты (перечисляет)
Попробуем вырастить плесень на этих продуктах, будем наблюдать за ее ростом и отмечать в дневнике экспериментов.Нам нужно ответить на два вопроса:
1. Сколько времени пройдет с момента появления плесени?
2. Какие условия необходимы для ее появления?
Воспитатель предлагает достать контейнеры и принести немного воды.
Опыт 1. Кусок черного хлеба смочить немного водой,положить в контейнер и закрыть крышкой.
Опыт 2. Кусок батона положить в контейнер и оставить открытым.
Опыт 3. Лимон положить в контейнер, закрыть.
Опыт 4. Налить кетчуп в контейнер и закрыть.
Воспитатель предлагает поставить контейнеры в теплое темное место.
Такой же набор контейнеров с продуктами поставить в холодное место.
Воспитатель: Итак, что такое плесень?
Воспитатель: Что мы хотим выяснить в ходе эксперимента?
Пластилинография «Цветок добра» для детей среднего возраста. Цветы добра Кто сеет семена добра, не ищет славы, Он просто знает – если не растить цветы, Лишь сорные мы будем видеть травы, В душе.
Ученическая исследовательская работа «Загадочная плесень»
Юлия Васильевна Кармакова
Ученическая исследовательская работа «Загадочная плесень»
ОГЛАВЛЕНИЕ
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ….…. 3
1. Научная статья…. 4
1. 2. Что такое плесень….4
1.2. Как плесень влияет на здоровье человека….… 4
2. Практическая часть… 4
2.1. Условия появления и развития плесени… 4
2.2. Описание опытов…. 4-6
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…. 8
Исследовательская работа «Загадочная плесень»
Наша исследовательская работа возникла в результате случайного наблюдения за пищевыми продуктами. Я купил хлеб в магазине, положил его в целлофановый пакет. Через некоторое время на хлебе образовался странный налет, а мама сказала, что на хлебе образовалась плесень и такой хлеб не используется в пищу. Ребята в классе говорили, что тоже видели подобный налёт на разных продуктах. Возникли вопросы: что такое плесень? При каких условиях она образуется? Почему хлеб с таким налётом не используется в пищу?
Мы решили провести опыты с различными продуктами, такими как: черный хлеб и апельсин. Нам хотелось узнать, что такое плесень? Насколько она вредна для человека? При каких условиях появляется? Предметом нашего исследования стала плесень.
Мы поставили перед собой цель: узнать, что такое плесень и при каких условиях она образуется
Мы выдвинули гипотезу: возможно, основными факторами, влияющими на появление и разрастание плесени являются тепло, влажность, темнота, отсутствие проветривания.
Для реализации поставленной цели мы решали следующие
задачи:
• Изучить, что такое плесень.
• Узнать о роли плесени в жизни человека.
• Вырастить плесень на различных продуктах питания.
• Определить факторы, влияющие на её появление и разрастание
Для решения поставленных задач и доказательства нашей гипотезы использовали следующие методы:
Исследование проводилось по плану:
1. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования.
2. Определение целей, задач, гипотезы исследования
3.4. Анализ, обобщение и систематизация результатов
Исследовательская работа «Загадочная плесень»
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Что такое плесень.
Плесень и ее споры можно обнаружить всюду, как и другие микроорганизмы – вирусы, бактерии. Сейчас плесень относят к царству грибов. О наличии плесени свидетельствуют многие факторы: посинение или позеленение поверхностей, шелушение стен, так называемая махра, черные точки на потолке. Плесень может иметь вид пленок, корочек, рыхлого или порошкообразного налета на испорченных пищевых продуктах, прелых листьях, гнилой древесине. Колонии плесени имеют самую разнообразную окраску: черную, бурую, голубую, зеленую. Встречается плесень серого, желтого, зелёного цвета [2].
2.2. Как плесень влияет на здоровье человека
Вот краткий перечень заболеваний, связанных с плесенью: мигрень, насморк, отит, бронхит, ринит, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые нарушения. Иногда у людей со сниженным иммунитетом возможны плесневые поражения внутренних органов. Все перечисленные заболевания носят хронический характер течения и вызывают трудности при лечении. При попадании плесневых спор в желудок и кишечник развивается пищевая аллергия.
Человеку впору поклониться плесени за то, что именно из неё в середине ХХ века был получен первый антибиотик — пенициллин, использование которого в медицине спасло жизнь миллионам людей [3].
2. Практическая часть
2.1. Условия появления и развития плесени
Мы поставили опыт, позволивший нам определить факторы, влияющие на появление и разрастание плесени, а также определить время, которое проходит с момента возникновения первых признаков плесени на продуктах до того, когда продукт покроется ею полностью и будет совершенно непригодным для еды. Нами была выращена плесень на следующих продуктах питания: черном хлебе и апельсине. Также была составлена сводная таблица, в которой мы показали условия развития плесени на продуктах и сроки образования плесени. (Приложение 1)
2.2. Описание опытов
Описание опыта № 1. Выращивание плесени на чёрном хлебе. (Приложение 2)
1. Закладка опыта (фотография 1)
Для эксперимента мы взяли три кусочка черного хлеба.
• Первый кусок мы намочили, положили в целлофановый пакет и поставили в темное, теплое место;
• Второй кусок мы намочили, положили в целлофановый пакет и поставили на светлое, теплое место;
• Третий кусок положили без влаги в теплое, светлое место.
Описание опыта через 1 день
• в первой тарелке на хлебе появилось небольшое пятно;
• во второй тарелке на хлебе ничего не появилось;
• в третьей тарелке на хлебе ничего не появилось.
Описание опыта через 2 дня
• в первой тарелке на хлебе появился белый «пушок»;
• во второй тарелке на хлебе появилось небольшое пятно;
• в третьей тарелке на хлебе ничего не появилось, верхний слой хлеба подсох.
Описание опыта через 3 дня
• в первой тарелке на хлебе увеличилась площадь белого налёта и «пушок», а также появилось тёмно-серое пятно посередине;
• во второй тарелке на хлебе появился белый налёт и «пушок»;
• в третьей тарелке на хлебе ничего не появилось, начал черстветь средний слой.
Описание опыта через 3 дня (Фотография 2).
• в первой тарелке на хлебе белый «пушок» стал плотнее, а тёмно-серое пятно потемнело и увеличилось в размерах;
• во второй тарелке на хлебе увеличилась площадь белого налёта, и появилось тёмно-серое пятно посередине;
• в третьей тарелке на хлебе ничего не появилось, хлеб совсем высох.
На основе поставленного опыта № 1 можно сделать следующий вывод:
плесень появилась на хлебе довольно быстро там, где присутствовали влага, темнота и тепло; гораздо позже появилась плесень там, где присутствовали: влага, свет и тепло; а там, где нет влаги и присутствует вентиляция, плесень не появилась. Следовательно, первое важное условие для развития плесени – влажность; второе условия для развития плесени – температура, третье условие для развития плесени – циркуляция воздуха.
Описание опыта № 2 Выращивание плесени на апельсине (Приложение 3) Закладка опыта (фотография 3)
Для эксперимента мы взяли три дольки апельсина.
• Первую дольку мы намочили, положили в целлофановый пакет и поставили в темное, теплое место;
• Вторую дольку мы намочили, положили в целлофановый пакет и поставили на светлое, теплое место;
• Третью дольку положили без влаги в теплое, светлое место.
Описание опыта через 1 день (Фотография 4)
• в первой тарелке на дольке апельсина появился серо-белый пушистый налёт;
• во второй тарелке на дольке апельсина появился белый пушистый налёт;
• в третьей тарелкена дольке апельсина ничего не появилось, кожица апельсина стала подсыхать.
Описание опыта через 2 дня (Фотография 5)
• в первой тарелкена дольке апельсина увеличилась площадь серо-белого налёта, стал больше «пушок» и появились чёрные пятна;
• во второй тарелкена дольке апельсинаувеличилась площадь серо-белого налёта, появился «пушок»;
• в третьей тарелке на дольке ничего не появилось, кожица апельсина высохла.
Описание опыта через 3 дня (фотография 6)
• в первой тарелкена дольке апельсина «пушок» стал тёмно-серым и увеличилось количество чёрных пятен;
• во второй тарелкена дольке апельсинаувеличилась площадь серо-белого налёта, увеличился «пушок» и появились чёрные пятна;
• в третьей тарелке долька апельсина высохла.
На основе поставленного опыта № 2 можно сделать следующий вывод:
плесень появилась на хлебе довольно быстро там, где присутствовали влага, темнота и тепло; гораздо позже появилась плесень там, где присутствовали: влага, свет и тепло; а там, где нет влаги и присутствует вентиляция, плесень не появилась. Следовательно, первое важное условие для развития плесени – влажность; второе условия для развития плесени – температура, третье условие для развития плесени – циркуляция воздуха.
Исследовательская работа «Загадочная плесень»
1. Плесень – название гриба, который бывает плесневым: растет на камне, бетоне, краске; растет на пищевых продуктах. Плесень и ее споры можно обнаружить всюду, как и другие микроорганизмы – вирусы, бактерии. Сейчас плесень относят к царству грибов. Есть плесень полезная, которая используется в медицинской промышленности, сыроварении, и также есть плесень опасная для здоровья, продуктов, строительных материалов.
2. Продукты, имеющие плесень токсичны и могут рано или поздно послужить для начала развития различных заболеваний, поэтому такие продукты нельзя употреблять в пищу.
3. Плесень появляется, если имеются такие факторы как тепло, влага нет света и проветривания.
В результате поставленного опыта выявлены условия появления плесени, что позволило подтвердить выдвинутую гипотезу. Наша гипотеза подтвердилась.
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. / Москва, «Махаон», 2003.
4. Наука и жизнь / Архив журнала «Наука и жизнь» / Наука на марше / Биология
6. Энциклопедия для детей. Биология. «Аванта+» 1997 г.