что такое платформа в автомобилестроении

Что такое платформа в автомобилестроении

Автомобильная платформа представляет собой совокупность проектных, конструктивных и производственных решений, которые используются при изготовлении сразу нескольких моделей авто.

Такими решениями обычно являются днище кузова в качестве основы транспортного средства, колесная база, задняя и передняя подвески, рулевое управление с усилителем, трансмиссия и двигатель.

Далее рассмотрим подробнее что такое платформа в автомобилестроении и что нужно знать о ней автолюбителю.

Модели, выпущенные на базе определенной платформы, могут быть “одинаковы” в разной степени. Максимальной близостью обладают продукты бейдж-инжиниринга – фактически идентичные авто, реализуемые под разными марками (например, Nissan Terrano и Renault Duster).

что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть фото что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть картинку что такое платформа в автомобилестроении. Картинка про что такое платформа в автомобилестроении. Фото что такое платформа в автомобилестроении

Однако в большинстве случаев такие транспортные средства все же наделяют определенными внешними отличиями.

Принципиальное сходство в базе выдают общие габариты и идентичные конструктивные решения (например, Opel Astra и Chevrolet Cruze). Во времена CCCР на единой платформе было разработано семейство ВАЗ-2101…2107.

Себестоимость автомобилестроения с использованием платформ

По данным Немецкой ассоциации производителей автомобилей (VDA) стоимость полной разработки автомобильной платформы составляет около €1 млрд.

При этом для производства одного среднестатистического транспортного средства потребуется не менее €30 тыс. Сюда входят затраты на комплектующие, оплата труда рабочих, расходы на маркетинг и т.п.

что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть фото что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть картинку что такое платформа в автомобилестроении. Картинка про что такое платформа в автомобилестроении. Фото что такое платформа в автомобилестроении

Таким образом, чтобы отработать вложенные в разработку платформы средства, нужно в течение 10 лет продавать не менее 200 тыс. автомобилей ежегодно.

Но чем же тогда объяснить присутствие в модельных рядах машин стоимостью €10-15 тыс.? Как в таком случае производителям удается вернуть вложенные деньги?

Дело в том, что производители нашли способ значительного снижения себестоимости производства. Они создают шаблонные платформы, к которым затем добавляют различные кузова и стандартные наборы агрегатов.

В результате с конвейера сходят визуально разные автомобили на идентичной базе. Обычно 50-70% элементов конструкции ранее уже использовались в других моделях.

Зачем автопроизводители создают альянсы

Очевидная выгода использования платформ в автомобилестроении побудила крупных производителей создавать альянсы с другими участниками рынка.

Внутри этих объединений выпускаются как похожие модели, так и принципиально разные транспортные средства. Однако в обоих случаях все новинки базируются на определенной платформе, которая служит основанием для дальнейшего построения автомобиля.

Фактически сотрудничество с другими автопроизводителями позволяет выпускать новые модели, минуя дорогостоящий этап разработки платформы.

Это важно, поскольку вложения в разработку и серьезные производственные издержки способны “съесть” конкурентоспособную цену готового изделия и привести к полному провалу продаж.

Хорошо известной альтернативой альянсам являются поглощения. Ярким примером подобного поведения на рынке является деятельность компании Ford. В 80-х годах прошлого столетия известный концерн приобрел перспективную японскую компанию Mazda.

В 90-х были куплены Land Rover и Volvo. В дальнейшем все эти марки выпускались на единой платформе, были технически очень похожи, хотя и отличались внешне.

Модульные автомобильные платформы

что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть фото что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть картинку что такое платформа в автомобилестроении. Картинка про что такое платформа в автомобилестроении. Фото что такое платформа в автомобилестроении

Интересным примером универсального подхода к проектированию базы для авто является модульная автомобильная платформа MQB (“модульная поперечная матрица”) концерна Volkswagen Group. На данное решение возлагались надежды, как на настоящий прорыв в машиностроении, и они полностью оправдались.

Платформа MQB стала основой для внушительного количества моделей, среди которых Volkswagen Touareg, Porsche Cayenne, Audi A3, Volkswagen Golf 7, Seat Leon и многие другие. Потенциал платформы выглядит неисчерпаемым, поэтому в будущем можно ожидать и другие интересные генерации.

В альянсе Renault–Nissan–Mitsubishi тоже создали подобное решение. По словам разработчиков, Сommon Module Family (CМF) – это больше, чем просто автомобильная платформа.

Модульная платформа CМF способна порождать родственные платформы для различных сегментов. Основными модулями при тиражировании выступают передняя часть днища с шасси, моторный отсек, передний коклит, блоки электроники/электрики, задняя часть днища с подвеской.

Источник

Что такое платформа автомобиля и как сегодня строят машины?

что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть фото что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть картинку что такое платформа в автомобилестроении. Картинка про что такое платформа в автомобилестроении. Фото что такое платформа в автомобилестроении

Вы часто читали в автомобильных новостях и обзорах, что очередная новинка была построена на одной платформе с предшественником или с другой моделью концерна. А что же это такое – платформа автомобиля? Рассказываем, чем плоха и чем хороша унификация.

Платформа – это, по сути, некий набор общих деталей, из которых собирают разные автомобили одной или даже нескольких марок. Так, например, платформа Ford C1 использовалась при постройке Ford Focus второго поколения, Mazda3, Volvo C30, LR Freelander 2 и др. Платформу невозможно пощупать или осмотреть, так как это скорее «философия», перечень определенных принципов постройки автомобиля.

Как это начиналось?

Многие думают, что унификация и строительство машин на общих платформах — продукт современной глобальной экономики, но это ошибочное мнение. На заре автомобилестроения понятие платформы понимали буквально. Была рама с установленными на ней силовым агрегатом и подвеской, их конструировали собственно автоконцерны. А сверху на эти «тележки» ставили разные кузова, построенные отдельными кузовными ателье.

что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть фото что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть картинку что такое платформа в автомобилестроении. Картинка про что такое платформа в автомобилестроении. Фото что такое платформа в автомобилестроении

Rolls-Royce Phantom I в кузове от Jonckheere Coupe 1934

«Самобеглые коляски» покупали по большей части люди богатые. А значит, желающие выделяться. Это сейчас в состоятельные слои общества прорвались вчерашние слесари, предел мечтаний которых — Toyota Land Cruiser 200 или Mercedes-Benz G-class, а тогда высокородная и образованная верхушка общества жаждала эксклюзива. Поэтому на одни и те же «тележки», скажем, от Ford или General Motors ставили кузова, которые могли выглядеть совершенно по-разному.

У кузовных ателье были целые «меню» от дизайнеров, и каждый мог создать свой шедевр. В конце 30-х производители начали поглощать такие ателье, и пик индустрии кузовного дизайна пошел на спад. В послевоенные годы исчезли практически все кузовные ателье. Остались немногие, такие как Zagato, Bertone, Karmann и Pininfarina. Они переориентировались в дома дизайна, а уникальные автомобильные кузова выпускали лишь по специальным заказам за огромные деньги.

что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть фото что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть картинку что такое платформа в автомобилестроении. Картинка про что такое платформа в автомобилестроении. Фото что такое платформа в автомобилестроении

Ford Mustang 2+2 1965 в кузове от Bertone

В 60-е годы все стало еще сложнее, так как производители начали постепенно переходить с рамных конструкций на несущие кузова и построить нечто эксклюзивное в таких условиях стало невозможно.

На первый взгляд, современное платформенное строительство имеет совершенно другую философию. Тогда стояла задача сделать автомобиль дороже и уникальнее, а сегодня, наоборот, максимально удешевить конструкцию. Но суть, в общем-то, одна. Мы имеем платформу и некий выбор кузовов, которые люди раскупают исходя из своих вкусов. Одному больше нравится Ford, другому — Mazda, а третий предпочтет Volvo. Главное изменение — чисто технологическое. Создание кузова теперь — это поиск невероятно сложного компромисса между аэродинамикой, безопасностью, весом, удобством и дизайном. Поэтому-то вместо сотен маленьких кузовных ателье процессом «рулят» несколько мощных автоконцернов. Только им с их ресурсами под силу разработать столь сложный продукт, как автомобильный кузов.

Из чего состоит платформа сегодня?

Из-за того, что на одной платформе может быть построено большое количество автомобилей разных моделей, марок и классов, набор элементов конструкции варьируется. В рамках одной платформы закладывается перечень силовых конструкций: несколько типов лонжеронов, полов, моторных щитов. Так определяются несколько основ автомобилей (условно говоря, «тележек»), на которые в дальнейшем будут устанавливаться различные двигатели, трансмиссии и кузова.

Также в рамках платформы определяется линейка силовых агрегатов и трансмиссий, устанавливаемых на те или иные силовые конструкции, определенные ранее. Здесь необходимо пояснить. Моторы у соплатформенных автомобилей могут быть как одинаковыми, так и совершенно разными. Скажем, у Ford Focus и Mazda3 в рамках платформы С1 по моторам нет ничего общего, а у также соплатформенных Renault Logan и Nissan Almera они одинаковые.

Источник

Автомобильная платформа

Для занятия своей ниши в мире автомобилей важным условием для любого автопроизводителя является быстрое реагирование на изменение потребностей клиентов и быстрая переориентация производства под них. К примеру, кроссоверы как класс автомобилей появился сравнительно недавно, но они быстро набрали популярность. Реакция автопроизводителей тоже соответствующая – в модельных рядах практически всех автокомпаний стали появляться кроссоверы. И в быстром реагировании на меняющиеся потребности производителям помогает автомобильная платформа.

Нередко в презентациях новых моделей можно услышать, что построен он на той или иной платформе, но понятие, что она собой представляет – знают немногие. Большинство предполагает, что автомобильная платформа – основа, на которой и построена новая модель. И многих это отпугивает, поскольку есть платформы, которые уже существуют более 10 лет. И в их понимании получается, что машина изготовлена на основе уже устаревших технологий. Но это далеко не так.

Идея и концепция платформы

В общем понимании автомобильная платформа – это набор определенных составных элементов, которые используются на нескольких автомобилях, причем не обязательно, чтобы они были одного класса и ценовой категории. Но никто не говорил, что эти составляющие являются унифицированными.

Сама идея использования определенного комплекта частей для разных машин далеко не новая и появилась она очень давно – в эпоху рамных авто. Но тогда это было все несколько проще – автопроизводитель выпускал раму, укомплектованную ходовой частью, силовой установкой и трансмиссией, а затем уже «натягивал» на все это кузов. Причем кузова были самые разные, но рама со всеми элементами – одна.

Еще одними представителями платформенного построения авто можно назвать ВАЗы классического семейства. Но здесь уже в большей мере основа подвергалась изменениям – по мере выпуска новых моделей вносились изменения в кузов, силовую установку и прочее. Но все семейство – представители одного производителя и все модели очень похожи между собой.

Сейчас же на основе одной платформы изготавливаются машины разных марок и практически в любых кузовах – хэтчбек, седан, универсал, кроссовер, внедорожник с кузовной несущей частью.

что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть фото что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть картинку что такое платформа в автомобилестроении. Картинка про что такое платформа в автомобилестроении. Фото что такое платформа в автомобилестроении

Ford Focus и Mazda3 на платформе Ford C1

В современном понимании автомобильная платформа — набор наиболее оптимальных конструктивных, проектных и инженерных решений, используемых при производстве автомобилей.

К примеру, если подвеска МакФерсона является одной из самых распространенных и оптимальных для использования, то зачем что-то придумывать или видоизменять ее перед установкой на конкретное авто. Но здесь стоит учесть, что у каждой модели свой клиренс и жесткость подвески, поэтому производитель уже сам делает настройку ее работы.

И так поступают с рядом составных элементов авто. То есть, для создания той или иной части разных авто используется единый принцип построения (пример – все та же стойка МакФерсона), но вполне допускаются некоторые конструктивные изменения. Это и есть концепция платформ для автомобилей.

Составные элементы

В состав платформы входит определенный перечень составных элементов, но он является несколько условным, поскольку сам автопроизводитель решает, использовать какой-либо элемент или заменить его.

В целом считается, что устройство платформы автомобиля в себя включает:

что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть фото что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть картинку что такое платформа в автомобилестроении. Картинка про что такое платформа в автомобилестроении. Фото что такое платформа в автомобилестроении

Как видно, элементы, которые входят в состав платформы можно назвать нейтральными. То есть, они не оказывают влияния на стилистические решения, которые применяют автопроизводители. Это и позволяет на основе одной платформы строить машины разных марок, классов и ценовых категорий.

Использование платформы

Но как отмечено, платформа — явление условное, и каждый автопроизводитель сам решает, в какой степени ее использовать. К примеру, существует понятие «бейдж-инжиниринг», которое подразумевает, что разные компании выпускают, по сути, один и тот же автомобиль, но под своим брендом. Модели будут называться по-разному и даже внешне несколько отличаться, но практически все элементы между ними – унифицированы.

что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть фото что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть картинку что такое платформа в автомобилестроении. Картинка про что такое платформа в автомобилестроении. Фото что такое платформа в автомобилестроении

Яркий пример «бейдж-инжиниринга» Subaru BRZ и Toyota GT86

Но все же большинство компаний, особенно выпускающих премиумные модели, стараются как можно в большей степени уникализировать свои авто, чтобы поддержать интерес к ним.

Это не значит, что они не используют платформы, просто они вносят некоторый коррективы в конструкцию. В результате у двух авто, построенных на одной платформе не будет ни одной унифицированной детали. Платформа в этом случае обозначает лишь использование единого принципа изготовления определенных составных частей, хотя сами они конструктивно разные.

Положительные и отрицательные стороны

Использование автомобильных платформ для выпуска авто дает много преимуществ, но в основном они – выгодны только для автопроизводителей. Но есть и такие, в выигрыше от которых остается автолюбитель.

К достоинствам применения единой основы для производства разных автомобилей относится:

Но и недостатки у использования этой концепции тоже существенны, которые играют против производителей. К ним относятся:

Так что, использование платформы, с одной стороны, позволяет постоянно пополнять рынок новыми моделями, но с другой – они становятся все более похожими друг на друга.

Поэтому некоторые производители преимумных авто, если используют платформу, то собственно разработанную и применяемую только для своих моделей, чтобы сохранить индивидуальность марки.

Последнее время появился еще один тип платформы – модульная. Она еще в большей степени приближена к стратегии, применяемой на рамных авто (одна основа и разные кузова), но уже с поправкой на современные технологии и тенденции.

Источник

Платформа автомобиля: как концерны экономят на производстве машин?

Дорогие друзья! Знаете ли вы, что такое платформа автомобиля?

Так вот, раз вы здесь, то наверняка хотите знать! При описании какой-нибудь свежей модели всегда упоминается о том, на базе какой платформы она собрана.

Но в пресс-релизах и обзорах никто не объясняет что такое платформа автомобиля, поэтому для человека, не владеющего технической стороной дела, это понятие порой остаётся загадкой. Ну что ж, давайте разберёмся.

Что такое платформа автомобиля? Спасение для крупных концернов

Мы с вами прекрасно знаем, что рынок – это жестокий мир, и автомобильный не исключение. Ощущая дыхание конкурентов в спину, каждый производитель транспортных средств старается сделать так, чтобы выпуск свеженькой модели состоялся максимально быстро, а затрат на это было как можно меньше.

Как этого можно достичь? А очень просто – разработать шасси, которое без крупных переделок могло бы использоваться как база для создания разных моделей.

Это и называют платформой или архитектурой. Причём крупные концерны, под крылом которых находится несколько марок, могут строить на базе одной платформы автомобили не только разных моделей, но и разных брендов.

что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть фото что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть картинку что такое платформа в автомобилестроении. Картинка про что такое платформа в автомобилестроении. Фото что такое платформа в автомобилестроении

Итак, что же понимают под словом «платформа» современные автопроизводители? На самом деле, это понятие довольно объёмное, и разные компании могут вкладывать в него немного отличающиеся смыслы.

Но, как правило, в любом случае в него входят проектные и производственные решения, а также, самое главное, общие конструктивные элементы кузовов автомобилей, которые будут использованы на разных моделях.

Конечно, производство абсолютно одинаковых машин с точки зрения дизайна, хоть и под разными марками – это глупо.

Поэтому общие детали, объединённые единой архитектурой, скрыты от глаз простого обывателя. Можно выделить следующие компоненты и узлы автомобиля, образующие платформу:

Конечно же, этот список не является незыблемой аксиомой, и каждый крупный автопроизводитель сам решает, какими элементами будут делиться между собой его модели.

В качестве примера автомобилей с единой архитектурой возьмём два известных кроссовера. На первый взгляд они находятся в разных ценовых сегментах, но на самом деле являются родными братьями-соплатформенниками – это Volkswagen Touareg и… Porsche Cayenne.что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть фото что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть картинку что такое платформа в автомобилестроении. Картинка про что такое платформа в автомобилестроении. Фото что такое платформа в автомобилестроении

Эволюция инженерной мысли

Всё это время мы говорили о классическом понятии платформы, но прогресс неумолимо мчится вперёд, и всё чаще производители используют в своей работе так называемые модульные платформы.

В этом случае машина состоит из набора различных, но унифицированных модулей – как из деталей детского конструктора. Это позволило компаниям ещё больше расширить модельные ряды и значительно сократить траты на разработки новых авто.

Так, к примеру, концерн Volkswagen использует архитектуру MQB, на базе которой строятся и компактные хетчбэки, и кроссоверы, и седаны, и спортивные купе. В общей сложности она ляжет в основу 40 различных моделей.

Расплата за универсальность

К несчастью для крупных концернов, стратегия использования платформ имеет и свои минусы.

Одним из самых значимых стала потеря индивидуальности автомобилей, имеющих общую архитектуру – они схожи конструкцией, повадками и характеристиками, хотя и могут иметь шильдики разных марок.

Помимо этого, компании рискуют потерять крупные суммы, если обнаружится какой-нибудь дефект в самой платформе, ведь тогда придётся отозвать огромное количество машин, а это крайне невыгодно.

Теперь, уважаемые читатели и подписчики блога, вас не так легко будет вогнать в замешательство при прочтении очередной новости о выходе автомобильной новинки.

А в следующих статьях мы обязательно продолжим знакомиться с особенностями строения наших любимых четырёхколёсных друзей. Не пропустите!

Источник

Модульная платформа автомобиля

Мир автомобилей достаточно динамично меняется. Требования к производимым машинам постоянно меняются, появляется все больше разнообразных технологий, да и любой, даже самый современный дизайн очень быстро устаревает. В таких условиях для того, чтобы не отстать от конкурентов и своевременно выпускать модели, интересные для покупателей, производителям необходимо решить проблему оперативной разработки и наладки выпуска нового продукта.

Первым шагом в этом направлении стало использование автомобильных платформ. Стратегия использования базового набора конструкторских и инженерных решений для производства автомобилей разных классов и марок оказалась достаточно удачной для производителей, но не идеальной.

В чем суть модульной платформы?

Следующий этап развития платформенной стратегии производства автомобилей стала модульная платформа. Сейчас она достаточно активно разрабатывается многими автопроизводителями, но в целом, она еще только на стадии доводки, поэтому автомобилей, построенных с использованием этого типа платформы не так уж и много.

что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть фото что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть картинку что такое платформа в автомобилестроении. Картинка про что такое платформа в автомобилестроении. Фото что такое платформа в автомобилестроении

Модульное шасси Toyota TNGA

Суть модульной платформы сводится к тому, что для создания авто разных классов используются унифицированные узлы и детали – модули. Она напоминает собой конструктор, позволяющий из одних и тех же составных элементов создавать совершенно разные модели – от компактных городских авто до крупногабаритных кроссоверов.

Составными элементами платформы – модулями, являются:

На деле модульная платформа выглядит примерно так – производитель выпускает линейку силовых установок с самыми разными рабочими характеристиками, но имеющие одинаковые точки крепления. Также поступают и с остальными модулями. А далее просто составные части компонуются между собой, чтобы получить на выходе «тележку» с требуемыми показателями и характеристиками. А далее полученную «тележку» остается только оснастить всем недостающим и автомобиль готов.

MQB – первая платформа из модулей

Отметим, что каждый автопроизводитель по-своему подходит к созданию модульной платформы. Первопроходцем в ее использовании считается концерн VAG, который уже начал выпускать некоторые свои модели (Audi A3) с использованием модулей. Также производитель заявил о полном переходе на такое построение автомобилей в ближайшее время.

Свою первую модульную платформу VAG обозначил как MQB. Применима она для автомобилей с поперечным расположением силовой установки. Примечательно, что ее также можно использовать и для создания гибридных версий, а также электрокаров.

что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть фото что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть картинку что такое платформа в автомобилестроении. Картинка про что такое платформа в автомобилестроении. Фото что такое платформа в автомобилестроении

Основной особенностью MQB является возможность изменения габаритных параметров тележки в достаточно широком диапазоне, что и позволяет создавать авто самых разных классов. Так, размеры салона, колесная база, ширина между колесами, передние и задние части кузова запросто могут меняться. Но есть один параметр, который неизменен – расстояние от передней оси до блока педалей. Обусловлено это за счет того, что конструкция предусматривает единое положение силовой установки для всех авто, построенных из модулей.

Но MQB не подходит для авто с иными видами компоновки. Ее невозможно использовать для машин с продольным положением силового агрегата, а также версий с задним приводом. Для таких авто VAG создает свои модульные платформы – MLB и MSB.

Достоинства и недостатки

Для производителей внедрение модульной платформы обеспечивает немало выгоды:

Все это позволяет оптимизировать и удешевить производство автомобилей, но при этом на стоимости конечного продукта это практически не сказывается. Все потому, что разработка модульной платформы обходится очень дорого, и такие затраты могут себе позволить только крупнейшие концерны.

Недостатки в такой постройке авто также имеются:

В общем, для внедрения модульной платформы в производство авто, автоконцернам следует очень серьезно подходить к ее разработке, ведь она должна себя хорошо зарекомендовать как на маленьких городских авто, так и 7-местных кроссоверах. Любые ошибки для производителей будут выливаться в очень серьезные затраты.

Разработки других производителей

И все же, существующие риски не останавливают концерны. О решении перехода на модульные платформы уже заявили:

что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть фото что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть картинку что такое платформа в автомобилестроении. Картинка про что такое платформа в автомобилестроении. Фото что такое платформа в автомобилестроении

Концепция CMF от Reno-Nissan

И у каждого из производителей свои взгляды на модульную архитектуру построения авто. К примеру, у Reno-Nissan платформа CMF подразумевает использование 5 модулей (моторный отсек, салон, передние и задние составляющие шасси, электрика и электроника) каждый из которых будет включать в себя несколько вариаций. Все модули между собой полностью сочетаемы, что и позволяет создавать автомобили разных классов.

Что в дальнейшем?

Продолжением модульной концепции построения автомобилей является разработка силовых установок по такому же принципу. Максимальная унификация составных частей силовых агрегатов позволит значительно сократить затраты на их выпуск. При этом предусматривается, что использование модулей не приведет к уменьшению линейки силовых установок, предлагаемых к той или иной модели.

В модульной разработке силовых установок тоже лидирует концерн VAG. При этом он действует сразу в двух направлениях – создании модульных бензиновых моторов (MOB) и дизелей (MDB). Также над использованием модулей для постройки силовых агрегатов работает BMW.

что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть фото что такое платформа в автомобилестроении. Смотреть картинку что такое платформа в автомобилестроении. Картинка про что такое платформа в автомобилестроении. Фото что такое платформа в автомобилестроении

Разработка концерна VAG

В общем, модульная архитектура построения автомобилей — новое направление, которая активно начала разрабатываться автопроизводителями, хотя в ней и имеется множество нюансов и негативных сторон. К тому же, все достоинства больше относятся к самим производителям, покупатели от этого не особо выигрывают.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *