что такое план проведения занятий
Все тонкости разработки планов-конспектов уроков
Независимо от того, где Вы обучаетесь (школа, СУЗ или ВУЗ), каждый педагог тщательно планирует каждое занятие. Уроки и пары проходят согласно определенному сценарию, призванному дать конкретные знания и навыки учащимся. Все это происходит благодаря разработке так называемых план-конспектов. Сегодня мы расскажем об особенностях планирования уроков с учетом всех требований и нужд учащихся.
Независимо от того, где Вы обучаетесь (школа, СУЗ или ВУЗ), каждый педагог тщательно планирует каждое занятие. Уроки и пары проходят согласно определенному сценарию, призванному дать конкретные знания и навыки учащимся. Все это происходит благодаря разработке так называемых план-конспектов. Сегодня мы расскажем об особенностях планирования уроков с учетом всех требований и нужд учащихся.
Что это такое?
План-конспект занятий представляет собой документ, который помогает преподавателю донести до детей все необходимые сведения и материалы в рамках изучаемой дисциплины и темы. Он формируется для каждого занятия и учитывает определенные требования:
План-конспект занятия должен помочь учителю поэтапно привить детям должные знания и навыки. В ходе разработки этого документа важно продумать каждую мелочь: как заинтересовать ребенка, как донести до него информацию, как помочь ему выполнить задание, сколько времени на это потребуется, нужен ли раздаточный материал, вопросы для проверки усвоения информации и т.д.
Как разработать план-конспект занятия?
Для разработки плана занятия необходимо разобраться, что он должен содержать. Прежде всего, преподавателю следует отразить в документе следующие моменты:
Важно, чтобы план-конспект учитывал продолжительность занятия, а непосредственно на нем разобраны все основные и сложные моменты. Домашнее задание также должно способствовать закреплению пройденного материала, но при этом не перегружать учащихся.
При разработке план-конспекта урока педагог ориентируется на учебную программу, календарный план занятия (количество часов в год/триместр/четверть/месяц или неделю), уровень сложности заданий и их количество (от легкого к сложному) и т.д.
Оформление план-конспекта занятия
План-конспект уроков – это официальный документ, поэтому он должен быть оформлен в научном или деловом стиле, содержать исключительно важные моменты, подчеркивать мастерство педагога.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В составе файла должен быть титульный лист, оглавление, описание каждого раздела и заключение, список использованной литературы.
Оформление текста производится согласно общепринятым нормам ГОСТ: шрифт Times New Roman, размер шрифта 12-14, межстрочный интервал 1,0-1,5. Допустимо использование графических и табличных данных. Средний объем документа на каждое занятие достигает 3-5 страниц.
Педагог может отразить в план-конспекте занятия все примеры и их решения, домашнее задание с готовым ответом и пр.
Рекомендации экспертов по подготовке план-конспектов занятий
Формировать план занятия может только квалифицированный педагог. Доверять это дело учащимся или некомпетентным специалистам недопустимо.
На что обратить внимание при составлении плана-конспекта?
Важно изначально грамотно сформулировать тему занятия, определить цели и задачи. Далее следует выделить основные понятия, термины и формулы, которые подлежат обязательному рассмотрению и разбору. Важно учесть, какая часть материала может быть разобрана на текущем занятии, а какую часть можно перенести на следующее. На основе пройденной части необходимо правильно выдать домашнее задание для закрепления материала.
Чтобы заинтересовать детей, следует придумать небольшую «изюминку»: рассказать интересный факт, провести занятие в игровой форме и пр. Такой подход облегчит восприятие информации. Но при этом все формы взаимодействия с детьми должны быть подчеркнуты в план-конспекте.
Не менее важно в конце занятия провести небольшой опрос или «контроль», чтобы определить степень усвоения темы, необходимость доработки следующего урока.
Преподаватель также может использовать современные средства представления информации: презентации, короткие видео, схемы и пр.
Пример план-конспекта занятия по математике для учащихся 3 класса
План-конспект для урока математики
Образец плана-конспекта урока
Составляем ход урока
Как составить ход урока в плане-конспекте занятия
Разработка хода урока по математике
Заключительная часть плана-конспекта урока
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Структура и планирование занятия
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
СТРУКТУРА И ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Каждый преподаватель составляет план занятия по-своему: в виде развернутого конспекта, сценария, схемы хода занятия с комментариями, таблицы.
Сейчас в образовании за основу берут целевое планирование, которое учитывает дидактические, развивающие и воспитательные задачи
Дидактические задачи формируют знания и умения студентов и осуществляются различными путями. При их реализации студенты должны познакомиться с основами изучаемого материала дисциплины, её основными понятиями, законами и теориями.
Предлагаю вам примеры формулировок дидактических задач (см. приложение)
Развивающие задачи – это задачи развития общекультурных компетенций: мышления, силы воли, самостоятельности, развития инициативы, умения формулировать и обобщать сказанное, наблюдать, делать выводы, работать в должном темпе, делать чертежи, ставить практические опыты (см. приложение).
Воспитательные задачи – это формирование у студентов мировоззрения и морально-этических убеждений, правильного подхода к познавательной и практической деятельности, воспитание у студентов патриотизма, трудолюбия, настойчивости в преодолении трудностей, развитие творческих способностей, навыков самообразования и самоконтроля, требовательности к себе.
Предлагаю вам примеры формулировок воспитательных задач (см. приложение)
При планировании занятия необходимо выделять только ведущие цели, зависящие от содержания материала.
Наглядность, ТСО помогают активизировать учебный процесс, экономит рабочее время, конкретизируют абстрактные понятия, повышают интерес. ТСО и наглядность особенно ценны при обобщении материала, как исторический экскурс по теме, как релаксационный момент
Например, при закреплении материала, можно не диктовать условие задачи или формулировку проблемы, а дать в готовом распечатанном виде или спроектировать через проектор
Типы и виды занятий
В педагогике существует несколько классификаций типов и видов занятий. Часто бывает путаница в этих понятиях. Предлагаю вам примеры (см. приложение).
При планировании занятия не надо пренебрегать межпредметными и внутрипредметными связями. Указание на них позволяет более оптимально проводить мотивацию познавательной деятельности студентов.
Мотивация – это создание условий для возникновения у студентов потребности к изучению. Это психологическая подготовка к изучению новых знаний. К основным группам мотивов можно отнести:
Интерес к знаниям и процессу их приобретения.
Создание ситуации успеха.
Показ практической и теоретической значимости изучаемого материала.
План занятия составляется в зависимости от типа занятия. Предлагаю вам примерную структуру плана для различных типов занятий.
Основными структурными элементами плана являются:
Проверка домашнего задания
Повторение опорных знаний
Изучение нового материала
Методы изложения нового материала зависят от:
1) материального обеспечения предмета (наличие интерактивного курса, учебников, методических пособий);
2) подготовленности студентов (общая успеваемость, курс, учебный настрой);
3) контингента (очная и заочная формы обучения, коррекционные группы)
Методы изложения нового материала можно подразделить на:
План урока
План урока – это краткое описание учебного занятия с указанием его тематики, целей, хода проведения и возможных форм педагогического контроля.
План урока составляется педагогом заранее до проведения занятия и может быть проверен представителями администрации учебного заведения (директором либо его заместителем по учебной работе) как непосредственно по окончании или перед началом урока, так и заблаговременно. В некоторых учебных заведениях существует практика составления планов проводимых педагогом занятий на определенный период заранее (например, на последующий семестр). Это позволяет администрации и методистам заблаговременно выявить уязвимые места в учебном процессе и указать на них педагогу с тем, чтобы он провел работу по их устранению и, тем самым, изменил структуру урока. Правда, отметим, что в любом учебном заведении существует рабочая программа, а в школе составляется специальный календарный план, т.е. своего рода «расписание», где подробно указано, когда, на какую тему и в каком количестве будут проводиться уроки по данному предмету.
Однако с понятием «план урока» любой педагог впервые сталкивается в вузе, изучая такие дисциплины, как «Общая педагогика» и «Методика преподавания» (в последнем случае речь идет о преподавании конкретно взятого предмета, например, английского языка, и структура, цели и характер контроля сформированности навыков и умений могут варьироваться). План урока, в частности, должен написать каждый студент-практикант, проходящий обучающую и государственную практику; план урока нередко является одной из составляющей курсовой, выпускной квалификационной работы и даже диссертации в области педагогики и методики преподавания.
В то же время, даже некоторые педагоги сами не всегда могут ответить на вопрос: «Каким именно должен быть план урока?», что он собой представляет или, точнее сказать, должен представлять, каким его хотели бы увидеть директор или завуч школы?
План урока состоит из нескольких частей:
Остановимся на каждой из них подробнее.
Тема урока
Это выражение говорит само за себя: педагог как автор урока (неслучайно многие ученые-педагоги называют урок одной из форм педагогического искусства, а в науке успешно прижились такие термины, как «авторская методика» и «авторская школа») должен лаконично и недвусмысленно указать, чему именно посвящен урок. Например, тема урока может быть сформулирована таким образом: «Степени сравнения имен прилагательных».
Из этой фразы следует, что урок будет посвящен знакомству учеников с грамматическими особенностями имени прилагательного в степенях сравнения и тому, как эти слова используются в речи. Тема урока должна соответствовать рабочей программе, она указывается не только для отчета перед руководством школы, но и публично оглашается ученикам в начале занятия, а часто и пишется на классной доске перед уроком. Следовательно, здесь необходимо умение четко и предельно сжато сформулировать всю суть урока.
Цель урока
Классическая методическая наука выделяет три основных цели урока:
Конечно, урок как методическое целое сам в себе заключает в себе единую общую цель, но она может разделяться в зависимости от того, о каком уроке идет речь, какой предмет преподается, какова ученическая аудитория и других аспектов.
Так, образовательная цель включает в себя набор тех навыков и умений, которые должны быть сформированы или закреплены в процессе занятия. Например: «Формирование представления о страдательном залоге глагола как грамматической категории и о его использовании в речи».
Развивающая цель включает в себя то, что должно посодействовать развитию логического мышления, способности критически оценивать и сопоставлять факты, события и явления и формировать собственное мнение об этом. Например, развивающая цель занятия может быть сформулирована таким образом: «Способность к дифференциации действительного и страдательного залога и самостоятельному выбору критериев использования данных грамматических конструкций».
Воспитательная цель – здесь все достаточно очевидно: педагог должен указать, какую воспитательную нагрузку вбирает в себя изучаемый учебный материал. Например, если изучается вежливая форма глагола второго лица единственного числа, можно указать, что воспитательной целью урока является «развитие культуры речи и уважительного обращения с окружающими людьми в обществе».
Ход урока
Ход урока – это последовательность действий, совершаемых учителем в процессе урока. Их количество не ограничено и зависит от характера занятия. Однако при построении хода урока не следует забывать о том, что он ограничен во времени, и учитель должен ограничиться сорока пятью минутами. Так, например, распространен следующий ход урока (на примере урока русского языка):
Однако приведенный пример не ограничивается лишь наименованием действий педагога: он должен кратко письменно пояснить, что включает в себя каждая часть урока (например, какие вопросы заданы ученикам, какое именно упражнение выполнялось, об объяснении какого материала шла речь, что включала в себя речевая разминка (предположим, образование повелительного наклонения предложенных глаголов).
Домашнее задание
Домашнее задание – это одна из основных форм педагогического контроля уровня сформированности соответствующих навыков и умений и их более глубокого закрепления. Поэтому домашнее задание не может существовать в отрыве от основной сути урока. Например, если изучалась пунктуация при преобразовании прямой речи в косвенную, то домашнее задание должно представлять из себя упражнение, посвященное изучению этой темы, или иное задание, разработанное и предложенное самим учителем (можно предложить ученикам преобразовать прямую речь героев изучаемого на уроках литературы произведения в косвенную и записать это в тетрадях, тем самым будет задействована не только основная суть занятия, но и межпредметная связь с изучением литературы). Однако домашнее задание по своему размеру не должно превышать 1/3 объема изученного на уроке материала.
Выше мы рассмотрели, из чего именно состоит урок. Надеемся, что эта информация поможет учителю грамотно спланировать предстоящий урок, хотя, по нашему мнению, здесь нет и не может быть некоего универсального «рецепта»: все зависит от рассмотренных особенностей занятия, преподаваемой дисциплины и… творческой фантазии педагога.
Методические рекомендации по составлению плана-конспекта занятий
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Структура плана-конспекта занятия содержит:
Тему занятия, в соответствии с учебной программой и вашим учебно-тематическим планом. Тема корректная, ясная, определенная;
Тип занятия по основной дидактической цели :
занятие по формированию новых знаний (изучению нового материала); Цель – формирование знаний – организация работы по усвоению обучающимися понятий, научных фактов, предусмотренных программой;
занятие по комплексному применению знаний и способов действия на практике, Цель – применение знаний на практике, умение оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, закрепить приобретенные знания, умения, навыки работы с _______ и способы действия на практике.
занятие повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений; Цель – формирование умения переноса приобретенных знаний и их применение в стандартных, новых и измененных условиях;
комбинированный урок (включает несколько типов, соответственно преследует несколько целей)
Вид : традиционное, нетрадиционное, современное
Традиционное занятие решает общеобразовательную задачу – вооружить обучающихся знаниями и строится в основном на объяснительно- иллюстративном методе (форми рассказ, показ, беседа). На таком занятии широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного, в нем преобладает целевая установка, направленная на деятельность педагога (опросить, объяснить, закрепить и т. д.), оно не приспособлена для свободного обсуждения, не включает деятельность учащихся, не представляет возможности детям раскрыться, не обеспечивает условий реализации принципа развивающего обучения, не ориентирует на самостоятельную познавательную деятельность, в наименьшей степени способствует их творческому развитию.
Формы современного занятия.
3.1 Занятие-лекция. Как правило, это занятие, на котором излагается значительная часть теоретического материала. Лекционная форма проведения урока целесообразна при:
-изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным;
-рассмотрения сложного для самостоятельного изучения материала;
-выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким темам, разделам и т.д.
-применении изученного материала при решении практических задач;
3.2 Семинар. Семинары характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками: самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждением на уроке результатов их познавательной деятельности. ( семинары- доклады, рефераты, творческие работы, семинар – решение задач, семинар- диспут. Основные случаи, когда предпочтительнее организовывать уроки в форме семинаров:
— при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной доработки учащимися;
— после проведения вводных, установочных и текущих лекций;
— после обобщения и систематизации знаний и умений учащихся по изученной теме;
— при проведении уроков, посвященных различным методам решения задач, выполнения заданий и упражнений и т.д
3.3 Практикум. Основной формой их проведения являются практические работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.
3.4 Экскурсия. Форма проведения занятий-экскурсий весьма многообразна. Это и пресс-конференция, с участием представителей предприятия, учреждения, музея и т.д., и исторические экскурсии по изучаемому предмету, и кино или теле-экскурсии, и занятия обобщающего повторения по теме, разделу или курсу в форме экскурсии и т.д. Цель: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению.
3.5 Дискуссия. Основу таких занятий составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов, при аргументации суждений, решения заданий и т.д.
3.6 Консультация. На занятиях данной формы проводится целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, обобщению и систематизации программного материала, но и по развитию их умений. Подготовка к проведению урока-консультации осуществляется как учителем, так и учащимися. Педагог, наряду с логико-дидактическим анализом содержания изучаемого материала, систематизирует затруднения, недочеты, ошибки в устных ответах и письменных работах учащихся. На этой основе он уточняет перечень возможных вопросов, которые могут быть рассмотрены на консультации. Учащиеся приучаются, в свою очередь, готовить к консультациям, сроки которых будут оговорены заранее, вопросы и задания, вызывающие у них затруднения.
3.7 Интегрированное занятие. Это любое занятие со своей структурой, если для проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами двух наук, других учебных предметов. Интегрированное занятие предполагает расширение межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимся, подкрепление мотивации обучения. Основной целью является совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях общения; дальнейшее развитие и совершенстваование эстетического вкуса обучающихся.
3.8 Театрализованное занятие. Такая форма занятия связана с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов при изучении, закреплении и обобщении программного материала. Театрализованные занятия привлекательны тем, что вносят в будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений. На таком занятии педагог лишается авторитарной роли обучающего, он выполняет лишь функции организатора представления. Во многих случаях он служит разрядкой, снижающей напряжение и восстанавливает работоспособность учащихся.
3.9 Соревнование. Форма проведения таких занятий самая различная. Это: поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, «Брейн-ринг», «Счастливый случай», «Звездный час» и др. Исключительное значение в соревновании имеет объективность оценки уровня знаний.
3.10 Занятие с дидактической игрой. Основой дидактической игры является познавательное содержание. Оно заключается в освоении тех знаний и умений, которые принимаются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Дидактическая игра обладает наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Результат выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Дидактические игры чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.
3.11 Деловая игра. В деловых играх на основе игрового замысла модернизируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.
3.12 Ролевая игра. Специфика ролевой игры в отличие от деловой характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации, в соответствии с сюжетом игры и расположенными ролями. В ролевой игре должны иметь всегда место и условность, и серьезность. Кроме того, она проводится в соответствии с определенными правилами, предусматривающими элементы импровизации. Игра на занятии помогает создать атмосферу непринужденности, увлекает, разряжает напряженную обстановку.
Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Нетрадиционные формы занятий:
Видеоурок. Достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. в этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Занятие-путешествие. Является одной из наиболее интересных форм, применяемых на всех этапах изучения материала. Отправиться в увлекательное путешествие со знакомыми сказочными персонажами, вступить в битву с кровожадными пиратами куда интересней, чем в волнении пытаться воспроизвести зазубренные правила.
Формами проведения занятий являются: лекция, путешествие, исследование, инсценировка, семинар, экскурсия, деловая, ролевая игра, театрализованное занятие, метод защиты проектов, самостоятельная работа, контрольная работа
Цель занятия ( Цель должна быть конкретной для данного занятия сформулирована наиболее точно. Например: Совершенствование навыков хороводных и танцевальных движений или Расширение представления о разновидности массовых игр)
Задачи. Используйте для формулировки дидактических задач цель, поставленную Вами:
Образовательные (изучить новые факты, обучить новому способу действия, научить применению полученных знаний на практике)
Развивающие (развивать творческие способности, координацию движений, музыкальный слух, совершенствовать умение работать с источниками или защищать точку зрения, развивать познавательный интерес и т.д.)
воспитательные (вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, развивать коммуникационные навыки в группах, совершенствовать навыки общения в коллективе)
Продолжительность занятия: 45 минут
План урока в форме таблицы: 1 столбец – время в минутах на каждый этап занятия, 2 – действия руководителя (приемы и методы, которые вы намереваетесь использовать), 3 – действия участников занятия.
актуализация и всесторонняя проверка знаний (проверка домашнего задания),
мотивация на озвучивание темы занятия, постановки цели,
этап получения новых знаний,
закрепление полученных знаний, оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях,
обобщение и систематизация новых знаний,
рефлексия (мотивация детей на проведение анализа занятия: подведение итогов и оценка проведенного занятия, разъяснение домашнего задания)
Рефлексия – личностное осмысление каждым участником результатов учебного занятия:
Какую личностно важную цель выполнял?
Что было наиболее трудным?
Что удалось лучше всего?
Что могло улучшить работу?
После проведения занятия сделайте самоанализ, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, где опишите ведущие аспекты анализа и содержание наблюдения.
Анализ занятия в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Количество обучающихся в группе:
Присутствовали на уроке:
Дидактическая задача урока:
Задачи (образовательная, воспитательная, развивающая):
Ведущие аспекты анализа урока
1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.
2.Результативность решения дидактической задачи
Соответствие основного содержания урока содержанию программы
Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению образовательной цели
1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока.
2. Целесообразность использования предложенных заданий
Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока
Практическая направленность урока
Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности
1.Уровень самостоятельности обучающихся при решении дидактической задачи урока
2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока
Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные
Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся
Соответствие структуры урока основной дидактической задаче
Соблюдение норм педагогической этики
Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы
Цель посещения: если делается анализ занятия на котором вы присутствовали.
Количество обучающихся: 13 человек
Присутствовали на занятии: __________
Тема занятия: Танцевальные упражнения в рамках подготовки к Новому году
Тип занятия: Занятие по совершенствованию и обобщению знаний, закреплению умений и навыков.
Дидактическая задача занятия: организовать применение обучающимися знаний и умений с целью формирования нового опыта познавательной деятельности основываясь на принципах активности, единства теории и практики, наглядности, доступности.
Цель занятия: Совершенствование навыков танцевальных и хороводных движений
Обучить ритмичным движениям в соответствии с характером музыки
Продолжить обучать хороводным и танцевальным движениям композиции «Полька», совершенствование их исполнения;
Укреплять основные мышечные группы для формирования правильной осанки
Развивать музыкальный слух и ритм в процессе совершенствования разученных танцевальных композиций
Развивать координацию движений
Продолжить формирование навыков общения в коллективе
Продолжить развитие коммуникативных навыков, чувства ответственности за общее дело