что такое питерская туса

«Питерская тусовка»: кто они такие и чем знамениты

Немного про YouTube

13 ноября 2007 года пользователи Рунета познакомились с видеохостингом, не имеющим на сегодня аналогов – с YouTube. С тех пор прошло больше 13-ти лет, и YouTube из небольшой платформы превратился в крупнейший видеохостинг Интернета. Каждую минуту на сайт загружается более 500 часов видео, а общее количество загруженных роликов превышает 141 миллион.

что такое питерская туса. Смотреть фото что такое питерская туса. Смотреть картинку что такое питерская туса. Картинка про что такое питерская туса. Фото что такое питерская туса

Быть видеоблогером стало престижно, и главное – прибыльно. В свете этого на хостинге до сих пор пытаются закрепиться самые разные люди, с разным уровнем таланта и качеством контента. В большинстве своем это – одиночки, индивидуально работающие над своими каналами и устраивающие «коллабарации» (то есть совместные съемки с другими блогерами) в качестве исключения, для разнообразия контента. Есть постоянные «группировки» блогеров, которые часто снимаются вместе и встречаются не только под объективами камер. «Karamba.TV», «Ракамакафо», «КЛИККЛАК», и др. Одно из таких объединений – «Питерская Тусовка», о которой вы могли что-то слышать краем уха.

Немного о «Питерской Тусовке»

что такое питерская туса. Смотреть фото что такое питерская туса. Смотреть картинку что такое питерская туса. Картинка про что такое питерская туса. Фото что такое питерская туса

«Питерская Тусовка» (или «Братва Питерские», «ПТ») – неформальное объединение видеоблогеров, проживающих в культурной столице России. Вообще всех участников этой группы учесть довольно сложно, так как они связаны дружескими отношениями со многими другими «ютуберами». Но традиционно к «ПТ» относят Юрия Хованского, Юлия Онешко («Юлика»), Никиту Гридина («Кузьму»), Дениса Шмальца («Дена Шмальца»), Руслана Тушенцова («Руслана Crazy Mega Hell») и Антона Власова – они чаще всего пересекаются друг с другом. Примерно половина роликов на каналах каждого из них – это совместные видео с кем-то из других «питерцев», что создает довольно приятную атмосферу теплой дружеской компании.

Датой создания «Питерской Тусовки» можно считать 2012 год, когда на канале самого «старого» участника команды, Юрия Хованского, вышло первое видео под названием «Большая дымящаяся куча скетчей». В нем, помимо самого Хованского, присутствовал Никита Гридин – второй по «старшинству» блогер «Питерской тусовки».

Немного о Юрии Хованском

что такое питерская туса. Смотреть фото что такое питерская туса. Смотреть картинку что такое питерская туса. Картинка про что такое питерская туса. Фото что такое питерская туса

«Всем привет, дамы и господа! С вами Юрий Хованский, и сегодня у нас очередной выпуск «Хроник Моей Трезвости»

что такое питерская туса. Смотреть фото что такое питерская туса. Смотреть картинку что такое питерская туса. Картинка про что такое питерская туса. Фото что такое питерская туса

Экономист по образованию, Юрий Михайлович известен в интернете как комик, стендапер и репер. Начинал в 2012 году с исполнения юмористических песен под гитару, стендап-выступлений и съемок скетчей. Участвовал в реп-баттлах площадки «Versus Battle» в качестве судьи и участника (самый известный «баттл» — с Дмитрием Лариным). На данный момент он является помощником депутата Гос.Думы РФ VII созыва — Василия Власова. Илью Мэддисона Хованский называет своим «крестным отцом» на YouTube, а Дмитрия Ларина и Noize MC – своими личными врагами. Один из аспектов, принесших блогеру скандальную известность – его проблемы с алкоголем. Однако последние несколько месяцев Юрий Михайлович всерьез взялся за их решение.

На канале также были замечены: Илья Мэддисон (Maddyson), Кузьма, Юлик, Славный Друже, Ник Черников, Игорь Линк, Антон Власов и многие другие.»

Основная часть контента на канале Юрия Хованского составляют записи стендап-выступлений, обзоры на телешоу, игры, фильмы, дегустация шаурмы и других блюд, а также пародии на других блогеров и размышления над происходящими в мире событиями.

Характерная черта творчества Юрия Михайловича – сочетание экспрессивной подачи материала, своеобразного юмора (сам Хованский относит свои шутки к мета-модерну) и частых отсылок к художественным произведениям прошлого.

Выпускает свою линейку мерчендайза – футболки и толстовки «sons of khovansky» и «Хова».

Сегодня на канале у Юрия Хованского 4, 37 миллионов подписчиков и 1 035 274 951 просмотр.

Немного о Кузьме

что такое питерская туса. Смотреть фото что такое питерская туса. Смотреть картинку что такое питерская туса. Картинка про что такое питерская туса. Фото что такое питерская туса

«Всем привет, дорогие друзья. С вами я, Кузьма Гридин. Не путайте меня с Моргенштерном – нас часто путают, но я – это не он. Я – Кузьма Гридин. Всем привет!»

что такое питерская туса. Смотреть фото что такое питерская туса. Смотреть картинку что такое питерская туса. Картинка про что такое питерская туса. Фото что такое питерская туса

По образованию Никита Гридин – повар. Свою карьеру на YouTube начал 24 сентября 2012 года с озвучки англоязычных роликов и съемки коротких разговорных видео. Крупный толчок его карьере дали совместные проекты с Юрием Хованским и Юлием Онешко в 2016 году, когда он поучаствовал в съемке «Пацанов с Дыбенко». Самый громкий конфликт в творчестве ютубера – страйк от блогерши «Мама Отличника» за юмористический обзор ролика с ее канала.

Основной контент Кузьмы – озвучки роликов, обзоры и реакции. Несколько крупных проектов: серия документальных фильмов об эпатажных русских видеоблогерах, видео про поездки в разные города России. Женат, недавно у него родилась дочь. Содержит кошку по кличке Серебряночка.

Как и Юрий Хованский, выпускает свой мерч – «Балдеж» (слово, ставшее не просто названием бренда, но и отражением смысла всего творчества Кузьмы), «Митер Н» и «La`Cringe».

Сейчас на канале Кузьмы 2,71 миллион подписчиков и 513 500 933 просмотра.

Немного о Юлике

что такое питерская туса. Смотреть фото что такое питерская туса. Смотреть картинку что такое питерская туса. Картинка про что такое питерская туса. Фото что такое питерская туса

«Аве, с вами Юлик, мы смотрим «Это жизнь»».

что такое питерская туса. Смотреть фото что такое питерская туса. Смотреть картинку что такое питерская туса. Картинка про что такое питерская туса. Фото что такое питерская туса

Бухгалтер по образованию, Юлий начал свою карьеру в 2012 со съемки коротких юмористических скетчей и создания авторской анимации. Основная для видео на его канале посвящены реакциям на ТВ и интернет-контент, игровым видео по «Minecraft» и обзорам анимации, кино, еды и много другого.

Юлий говорит о себе в описании канала: « Меня зовут Юлик, на канале вы можете найти скетчи, множество реакций на такие шоу как Беременна в 16, Немножко Разведены, Обмен женами, Сердца за Любовь. Летсплеи по Майнкрафт, реакции на интервью тиктокеров и много чего другого.»

В январе 2019 года канал Юлика был заблокирован на YouTube. Причина этого так до сих пор и не объяснена, но, согласно некоторым предположениям, это могло быть связано с ужесточением в январе того же года позиции администрации YouTube касательно публикации опасного контента о челленджах и пранках. Впрочем, канал был вскоре разблокирован.

Отличается самым хорошим аппетитом среди остальных блогеров из «ПТ», что часто становится поводом для дружеских шуток. Состоит в длительных отношениях с блогершей Дарьей Каплан, содержит корги по кличке Бима.

Как и Кузьма, Юлик обладает хорошими актерскими качествами (их развитие можно проследить, посмотрев его старые и новые ролики), чувством юмора и оригинальностью.

Также Юлик выпустил несколько линеек мерча: «Конч за 500», «Sexual Pressure» и «Жизнь – это лава», причем они включали не только предметы гардероба, но и канцтовары, значки и наклейки.

На сегодняшний день на канале у Юлика 4,08 миллионов подписчиков и 1 123 859 908 просмотров.

Немного о Руслане CMH

что такое питерская туса. Смотреть фото что такое питерская туса. Смотреть картинку что такое питерская туса. Картинка про что такое питерская туса. Фото что такое питерская туса

что такое питерская туса. Смотреть фото что такое питерская туса. Смотреть картинку что такое питерская туса. Картинка про что такое питерская туса. Фото что такое питерская туса

В детстве Руслан хотел стать врачом, но из-за проблем со здоровьем (эпилепсия и синдром Туретта) в старших классах перешел на домашнее обучение и не смог реализовать мечту. С 2012 года начал снимать видео для YouTube – переозвучивал зарубежные анимации и снимал свои. В 2013 он снял «Эпичные реп-битвы» (инсценировал баттлы популярных медиапродкуктов) и выпустил клип «Верните мой 2007-ой», которые ему первую волну популярности. Впоследствии Руслан «Crazy Mega Hell» начал развиваться в музыкальной сфере, записывать треки и снимать клипы. Поэтому его можно назвать не только видеоблогером, но и репером, и певцом.

Помимо музыкального контента, Руслан публикует у себя на канале реакции на фильмы, клипы, видео других блогеров и важные события. Характерная черта творчества Руслана CMH – экспрессивность, резкость, иногда агрессия и токсичность (многие называют его одним из самых токсичных блогеров на русском YouTube). Одна из основных тем творчества Руслана – роль религии в России.

Состоит в длительных отношениях с блогершей Анастасией Шпагиной.

Выпустил несколько линеек мерча: «SDR», «ХИМИЯ», «Дискач», «С Нами Бог» (в двух вариациях – с текстами на русском и украинском языках), «CMH» и «HELL».

На сегодняшний день у Руслана 2,77 миллионов подписчиков и 123 054 884 просмотра.

Немного о Дене Шмальце

что такое питерская туса. Смотреть фото что такое питерская туса. Смотреть картинку что такое питерская туса. Картинка про что такое питерская туса. Фото что такое питерская туса

«Да это ж Ден, с**а, Шмальц!»

что такое питерская туса. Смотреть фото что такое питерская туса. Смотреть картинку что такое питерская туса. Картинка про что такое питерская туса. Фото что такое питерская туса

Самый экстравагантный и необычный участник «ПТ». Вступил в «Питерскую Тусовку» предпоследним (последним вступил Антон Власов). Свою творческую деятельность Денис начал в 2012 году со съемок игровых видео по «Minecraft», позднее перейдя на юмористически форматы – пранки, челленджи и перформансы. Его жизнь неразрывно связана с его творчеством – он устраивал «свадьбу по-приколу» с плюс-сайз моделью Анной Сивоной и носил самодельную одежду из упаковок от чипсов. Долго не мог перешагнуть отметку в 800 тыс. подписчиков, что мотивировало его больше работать над каналом. С 2014 года, после переезда в Москву (что делает его «иногородним» участником «ПТ»), начал больше экспериментировать с форматами и развивать свой бренд. Также успел записать свой именной реп-альбом, состоящий из двух треков: «Ден» и «Шмальц».

По словам самого Шмальца, его «наставник» на YouTube – видеоблогер и монтажер Тинто (Артем Исаев). Коллекционирует носки с рисунками, какое-то время содержал домашнюю курицу. Из-за эпатажного поведения и необычного контента, в среде блогеров Ден Шмальц получил прозвища «инопланетянин» и «робот». Сам Денис охотно использовал эти шутки для дополнения своего и без того оригинального образа.

Выпустил несколько линеек мерча: «Metamodern», «Alien», «РОБОТ», «Шмальц» и «Ден Шмальц».

Сейчас на канале Дениса 1,26 миллионов подписчиков и 123 054 884 просмотра.

Немного об Антоне Власове

что такое питерская туса. Смотреть фото что такое питерская туса. Смотреть картинку что такое питерская туса. Картинка про что такое питерская туса. Фото что такое питерская туса

«Всем привет, друзья! С вами я, Антон Власов…»

что такое питерская туса. Смотреть фото что такое питерская туса. Смотреть картинку что такое питерская туса. Картинка про что такое питерская туса. Фото что такое питерская туса

Карьеру ютубера Антон начал с публикации записи стрима с Юрием Хованским, который является его старым другом по университету. После этого короткое время пробовал снимать комедийные скетчи, влоги о своей повседневной жизни и разговорные ролики, но они собирали небольшое число просмотров. Поэтому в конце 2019 года Власов записывает совместную реакцию с Юликом, которая принесла ему довольно значительное число просмотров и новых подписчиков. После после этого начинает сниматься исключительно с участниками «Питерской Тусовки». Как он сам признается в одном из видео, он хочет снова попробовать снимать что-то свое, но переживает, что это снова не найдет отклика у зрителей. Летом 2019 года появился в клипе Руслана CMH к треку «GAZZ».

Основной контент на канале Антона – реакции на различные телешоу, сериалы и видео из Интернета, дегустация необычных блюд и разгадка загадок. Также он является частым гостем на «Балдежном подкасте» на канале Кузьмы и постоянным участником шоу «Что, если?» на канале Юрия Хованского. Несмотря на то, что Антон является самым «новым» участником «Питерской Тусовки», зрители довольно быстро прониклись к нему симпатией из-за его добродушного поведения, вежливости и чувства юмора.

Одно из главных увлечений Антона Власова – автомобили. Он собирает коллекцию радиоуправляемых моделей машин и делится с подписчиками фотографиями свежих приобретений в социальных сетях. Состоит в отношениях и держит дома кота по кличке Пабло.

Несмотря на сравнительную «молодость» на YouTube, Власов успел выпустить линейку мерча «SHIZIK».

На данный момент на канале Антона Власова 580 тысяч подписчиков и 78 514 436 просмотров.

Совместные проекты «Питерской Тусовки»

Помимо коллабораций, члены «Питерской Тусовки» часто создают большие совместные проекты: уже упомянутые шоу «Балдежный подкаст» и «Что, если?», мини-сериалы «Пацаны с Дыбенко» и «Футбольная школа Кузьмина». Однако самым крупным проектом «ПТ», вышедшим за пределы простой шутки, можно считать музыкальную группу «Мальчишки».

что такое питерская туса. Смотреть фото что такое питерская туса. Смотреть картинку что такое питерская туса. Картинка про что такое питерская туса. Фото что такое питерская туса

«Мальчишки» — это музыкальная группа, в которую входят Юлик, Кузьма, Руслан CMH и (нерегулярно) N.MASTEROFF. Группа не дает живых концертов, но записала уже 8 полноценных песен: «Новый год» (альбом «Прошлогоднее чудо · 2019 г.»), «Этот бит»(альбом «Прошлогоднее чудо · 2019 г.»), «Сельский мегахит», «Про любовь», «Я ухожу», «FORTNITE», «Девчонки» и «Новый год» (2020). Большая часть их песен – пародия на реально существующие (например, обе песни «Новый Год» являются пародиями на одноименную песню группы «Стекловата», а трек «Девчонки» — пародия на трек группы «O-Zone», «Dragostea Din Tei»). Учитывая, что последний клип группа выпустила в канун 2021 года, есть все основания полагать, что «Мальчишки» продолжат творить и дальше.

что такое питерская туса. Смотреть фото что такое питерская туса. Смотреть картинку что такое питерская туса. Картинка про что такое питерская туса. Фото что такое питерская туса что такое питерская туса. Смотреть фото что такое питерская туса. Смотреть картинку что такое питерская туса. Картинка про что такое питерская туса. Фото что такое питерская туса

Феномен «Питерской Тусовки»

Чем же эта группа видеоблогеров из Санкт-Петербурга отличается от остальных подобных объединений – «КЛИККЛАКА», «Karamba.TV» и т.д.? Пожалуй, тем, что эти ребята не просто коллеги, а друзья. В «Питерской Тусовке» дружественно и понимающе относятся к самым разным людям: таким скандальным, как Юрий Хованский, таким вспыльчивым, как Руслан Тушенцов или таким своеобразным, как Денис Шмальц. Они поддерживают друг друга в трудные моменты, помогают друг другу получать подписчиков и просмотры, интересуются жизнью и творчеством своих товарищей. И хочется верить, что подобные объединения в будущем появятся не только в крупных городах России, но и в регионах. И что однажды мы будем писать не о Питерской, а о «Большой Русской Тусовке», объединяющей видеоблогеров со всех уголков нашей необъятной Родины.

«Пускай повсюду только серые оттенки,

И голова трещит как битое стекло, но

Дождь моросит, а я гуляю по Дыбенко,

что такое питерская туса. Смотреть фото что такое питерская туса. Смотреть картинку что такое питерская туса. Картинка про что такое питерская туса. Фото что такое питерская туса что такое питерская туса. Смотреть фото что такое питерская туса. Смотреть картинку что такое питерская туса. Картинка про что такое питерская туса. Фото что такое питерская туса что такое питерская туса. Смотреть фото что такое питерская туса. Смотреть картинку что такое питерская туса. Картинка про что такое питерская туса. Фото что такое питерская туса

* слова из заставки сериала «Пацаны с Дыбенко»

Источник

Как появилась петербургская тусовка, где веселились и куда делись тусовщики нулевых? Рассказывает социолог

Что такое петербургская «тусовка» и как на нее повлиял Советский Союз, почему в фильме «Питер FM» появились протохипстеры и что значит бар «Окоп» в фильме «Прогулка»? «Бумага» публикует отрывки из лекции исследовательницы Маргариты Кулевой «Краткая история тусовки: пить, гулять, смотреть в Петербурге 2000–2010-х», которую она прочитала в лектории «Новой Голландии».

Что такое тусовка

Мы все знаем, что такое тусовка с точки зрения обыденного опыта; это советское слово неформальной молодежи 60–70-х годов. В этом контексте его использует исследователь Елена Здравомыслова: в своей англоязычной статье она концептуализирует кафе «Сайгон» как тусовку.

Тусовка основана на face to face коммуникации ее участников. Такие агенты объединены практиками, мнениями, отношением к чему-то и стилями, в которых происходит коммуникация. Здравомыслова поясняет этот концепт в разрезе советской экономики. Тусовка — это явление неформальной, теневой экономики, она связана с различными опытами, поведениями и саморазрушениями. Тусовка связана и с индивидуальным видом агентов, свободных индивидуалов, которые противостоят советской официальности и идеи коллективности. Тусовка — это способ быть вместе и не быть в коллективе.

В чем разница между тусовкой и коллективом? Коллектив предполагает устойчивые социальные связи и вашу ответственность перед членами этого сообщества. Тусовка не предполагает. Вы можете прийти в это место, провести там прекрасно время, уйти и больше никогда не возвращаться. Связи, которые тусовка производит, легче рвутся, вы никому ничего не должны.

Существовал контракт, позволяющий существование тусовки «Сайгона», которая была явно антисоветской. [«Сайгон»] — это то, что не должно было случиться в центре советского города, но случилось. Это говорит о неком социальном контракте, который не проговаривают. Позже был Ленинградский рок-клуб, который позволял развивать подпольную индустрию. Но важно, что советская власть имела [об этом] полное представление: у них был куратор из КГБ, контролирующий этот андеграунд.

что такое питерская туса. Смотреть фото что такое питерская туса. Смотреть картинку что такое питерская туса. Картинка про что такое питерская туса. Фото что такое питерская туса

Еще одно определение тусовки дал Виктор Мизиано — известный теоретик искусства. Одна из самых известных его статей, написанная в 90-х, посвящена постсоветской тусовке.

Виктор Мизиано, теоретик искусства:

«Тусовка — это распад дисциплинарной культуры, социальных иерархий, предельно персонализированный тип сообщества. Лишенная институтов, она замещает их персонализированными суррогатами. Тусовка не знает музея, но у нее есть человек-музей. Она не знает полноценных периодических изданий, но у нее есть человек-журнал. У нее нет художественной критики, но у нее есть критик; нет выставочных структур, но есть куратор; нет рефлексии, но есть философ; нет государственной поддержки, но есть свой министр. Причем эти суррогаты обладают перфоративным статусом, лишенным какой-либо производственной верификации».

Здесь у Мизиано метафизическое различие между тем, что есть, и тем, что кажется, потому что на тусовке то, что кажется, то и есть. Вам не нужен серьезный статус, не нужно занимать какое-то прочное место в социальной структуре, чтобы быть куратором. Вы приходите и говорите, что вы куратор. Вы пьете с ними, и вы всё еще куратор. Может быть, вы не сделаете ни одной выставки, но вы куратор. Вам, кроме того, что вы производите этот статус, не нужно ничего делать.

Я считаю тусовку концептом, который необходимо укоренить во времени. Тусовка — это не то, что есть на самом деле, а определенный тип социальности, который характерен для определенных институциональных условий.

Как связаны петербургская культура нулевых с «Масяней» и «Прогулкой»

На примере культового мультика «Масяня» Олега Куваева я бы хотела показать, что такое культурная и околокультурная тусовочная жизнь в Петербурге 2000-х.

Эпизод «Пятница» один из первых, это примерно 2002 год. В эпизоде показано планирование тусовки, сама тусовка [могла быть] в Money Honey, в «Цинике» с вечно липкими столами и не очень хорошим пивом или в купчинском клубе Fireball. У этого треш-угара есть некоторые последствия.

В эпизоде мы не видим тусовки, но если посмотреть все ролики «Масяни», то станет понятно, что мест, где проводят время герои, не так много. Мы видим Масяню в каких-то ситуациях в переулке, на тротуаре, в городской среде, часто видим ее дома, иногда на работе. Но в каких-то третьих местах мы ее не видим. Это очень отличается от Москвы, где места уже есть.

Москва в этом эпизоде — город, насыщенный разными заведениями; который нам, питерским, не понять; где много денег. Я думаю, что эти различия сейчас стираются, но в нашей самопрезентации — нет.

Что такое Петербург в то же время? Город не для туристов. Город для тех, кто может оценить этот очень специфический, часто сложный, неприятный, рискованный, но такой родной городской опыт. В этом эпизоде показано 300-летие или «зоолетие» Петербурга. Это появление другого Петербурга и другого типа тусовки.

Еще один артефакт того же времени — фильм Алексея Учителя «Прогулка» 2003 года. Молодой человек знакомится с девушкой на Невском проспекте — и у них возникает симпатия. [Вскоре] приходит его друг, и они гуляют по городу [втроем].

Я думаю, фильм показывает схожую картину Петербурга, который усиленно готовится к 300-летию. Здесь важен строительный фон Петербурга. Единственное место, куда герои заходят, — это распивочная. Это единственный доступный им досуг вне городской сцены. Очевидно, они пьют в Тучковом переулке в кафе «Окоп», которое не так давно закрылось, — тоже с липкими столами и с тараканами. Это было очень популярное место.

Важно упомянуть, что это не те места, которые брали дизайном. Они брали атмосферой и тусовкой, то есть возможностью встретиться с теми людьми, которые интересны. Это места, где темно в любое время суток, — ключевая особенность. Уилльям Строу, исследователь культурных сцен, говорил, что есть сцены, которые скрываются в тени, а есть те, которые ищут себя в свете надзора. То есть транспарентность — это важный метод для понимания, что происходит на тех или иных сценах.

Как в фильме «Питер FM» появился протохипстер

Посмотрим на Петербург середины 2000-х. Центральным произведением этих лет является фильм «Питер FM».

Это фильм Оксаны Бычковой, действие которого разворачивается в 2006 году. Фильм про двух молодых людей творческих профессий. Маша — диджей, молодая яркая девушка, жительница Петербурга, которая здесь выросла. Максим — архитектор. Оба героя стоят перед выбором: Маша выходит замуж, Максиму предлагают контракт в Германии.

Весь фильм они пытаются встретиться, то есть на протяжении всего фильма любовного взаимодействия нет. Но они становятся ближе друг другу, хотя ничего между ними и не происходит.

Маша не хочет классическую семью, нормальную жизнь, нормальную профессию. Она хочет что-то альтернативное, но что конкретно, не знает. Стиль, который Маша не может найти, это стиль хипстера. Есть визуальный язык, чтобы это вербализовать, но нет еще слова «хипстер». Нет еще «лофта», «креативного пространства», а Новая Голландия стоит закрытая.

что такое питерская туса. Смотреть фото что такое питерская туса. Смотреть картинку что такое питерская туса. Картинка про что такое питерская туса. Фото что такое питерская туса

Посмотрим на культурные практики, характерные для героев. Например, в кадре было кафе на улице Белинского. Оно интересно только своим стеклом, в котором всегда идет дождь. Это единственное место, где второстепенные герои фильма находятся в помещении. Мы можем трактовать это как стремление к социальности, которой [главные] герои обладать не могут.

Главные герои ходят только на работу. Единственная тусовка проходит у Максима в квартире перед его отъездом в Германию. В фильме у людей есть потребность где-то собраться, а для большинства людей собраться дома было невозможно.

Вся красота, весь шарм Петербурга [в фильме] связан с архитектурой и лишь отчасти с людьми, которых герои случайно встречают. Он не связан с тусовками и культурными организациями. Мы видим в фильме представителей творческих профессий, которые пока не знают, куда себя деть. Думаю, несмотря на то, что у Максима какие-то любовные переживания, он нам честно признался, что любит Петербург, но не знает, что здесь делать. Мне кажется, что это предформирование тусовки творческих профессионалов, которая после 2006 года стала видимой в Петербурге.

Анджела Макробби пишет, что такое работа в творческом поле: «Это комбинация компенсаций за работу без социальной защиты, которую вы получаете, с правом персональных благ от того, что вы являетесь творческим человеком». Она пишет о британской ситуации. Есть выбор: скучная, но надежная профессия и социальные связи, которые вас плотно окутывают, или творческая рискованная специальность и веселая жизнь, но с непонятным концом.

В Петербурге 2006 года, как нам говорит этот фильм, такого выбора нет. Маша и Максим — это те люди, которые хотели бы вести такую жизнь, но для этого нет социальных условий. В моей интерпретации этот фильм про людей, которые в буквальном смысле не могут найти друг друга. Но это не пара влюбленных, а социальная группа, которая нигде не может объединиться.

Взлет тусовки пришелся на конец 2000-х. Этой теме посвящена статья Александры Абдрехимовой The rise of the Tusovka.

Из статьи The rise of the Tusovka:

«Прокуренные тесные полуподвальные помещения всегда полны посетителей. Свободных мест практически никогда не бывает, и большинство людей стоят пьют, курят, разговаривают. Стоять в толпе бара, не переживая, что присесть негде, и наслаждаясь буквально тесным общением с другими — типично европейская практика. Картина в таком баре: все стоят спина к спине, тесными кружками, с бокалами пива в руках, размахивают руками, рискуя обжечь близстоящего сигаретой, при этом громко беседуют; играет музыка, свет приглушен, время от времени кто-нибудь начинает танцевать, нанося соседям легкие телесные повреждения… Посетители обычного бара закрыты друг от друга: они сидят за отдельно стоящими столиками и, как правило, не вступают в контакт. Границы коммуникативного поля равны границам стола. Единственный человек извне, с которым поддерживается общение, — официант. Входя в диджей-бар (наиболее это заметно в „Даче“), человек попадает в единое коммуникативное пространство с расширенными границами. Замкнуться и держать дистанцию здесь невозможно, так как частного персонального пространства просто не существует».

«Дача» закрыта, время этих заведений прошло. Есть попытка повторить эти заведения на Думской, но уже невозможно сходить в «Дачу» 2006 года. В чем радость этого тесного социального пространства? Это пространство обеспечено достаточно гомогенной социальной группой. Это место, где вы заведомо можете встретить прекрасных и удивительных иностранцев, студентов филфака и каких-то очень приятных людей. Эти встречи вам гарантированы.

«Живой экспонат эпохи нашей буйной молодости»

Что в течение 12 лет происходило в баре «Дача»

Если бы «Дача» была открыта сегодня, то вы встретили бы туристов, школьников — кого угодно. Я думаю, что эта одна из причин краха этого формата. Чтобы быть так близко, нужно какое-то доверие, но формируются классовые границы.

Подъем тусовки связан с идеей хипстерства, которая нас настигла позже, чем весь остальной мир. Существует статистика по поиску в гугле слова «хипстер», в которой сравнивается интерес к хипстерству в США и в России. В России в 2010–2011 годах возникает огромный всплеск интереса к идее хипстерства, но быстро падает; это можно связать с политизацией идеи хипстерства, потому что хипстерами начали называть участников протестов 2012 года.

Моя магистерская диссертация зафиксировала процесс возникновения хипстерства в 2010 году. Та группа людей, которая смогла организоваться чуть раньше, — это те, кто заметил приход и появление хипстера. Вот как отзывались протохипстеры о хипстерах:

«Когда ты спросила, что поменялось в последние пять лет, могу сказать, что много хипстеров появилось, просто как собак нерезаных. И вот эти самые места, которые тебя интересуют, они… я их избегаю. Вот эта вот хипстер-категория мне неинтересна, поэтому я хожу на конкретные мероприятия, события, которые меня интересуют. В частности, занимаюсь голландской культурой, голландским языком последние несколько лет. Раньше я ходила в какие-то места определенные, зная, что там будет хорошо и интересно. А сейчас общение с большим количеством людей меня мало интересует». (Лена, 26 лет.)

Это такой протохипстер-сноб, который заметил, что та же музыка и культура начала интересовать большее количество людей, и находится в легком шоке.

Старые «Этажи» — рассадник хипстеризма:

«Не люблю „Этажи“ — мне кажется, это квинтэссенция такой тусни. Вот этот Т. из Москвы реально мог бы вписаться в такую компанию, которые не знают, что такое супрематизм и нарратив, посещают всё регулярно, но ничем не интересуются. Ходят, потому что это модно. Например, старая знакомая звонит, давай сходим в „Этажи“. Я говорю, а на что? Ты знаешь, кого там выставляют? Она говорит, нет: посидим там в кафешке, и вот вообще, надо просветиться, а то тупая стала». (Андрей, 23 года.)

Это то, что вызывает крайнее неодобрение. В 2018-м кажется странным, что интерес к культуре и вкусной еде может вызывать так много ненависти.

«Мы сидим в кафе с уже довольно взрослым приятелем, а рядом за столиком очень громко разговаривают две девицы — с курса второго, а может даже и школьницы еще. И они всё не могли решить, куда им пойти — на какое кино в 3D. Ну, короче, они нас достали. Мой друг говорит: идите девушки, на выставку, проведете время с пользой. И они — да, точно, пойдем-ка мы в „Этажи“! Мы чуть со стульев не попадали». (Игорь, 35 лет.)

То время связано с символической борьбой за то, что такое культурный досуг, если шире, то культура.

Как исчезла тусовка

Метафора островов или оазисов современного искусства является значимой, она применима к «Голицын Лофту» или «Гаражу» в Москве. Вы заходите во двор «Голицын Лофта» — и там всё есть, туда приходят люди, которые знают, что там это есть. Вы можете наткнуться на такие оазисы, но вам нужно некоторое знание, умение и социальный капитал (друзья, которые вам покажут такие места).

В случае креативных пространств как оазисов — это все-таки закрытые места. Да, вам никто не скажет «не заходи сюда» или «вы не из нашей тусовки, поэтому не имеете права [здесь быть]». Если у вас есть деньги и негрязная одежда, этого достаточно, чтобы туда попасть. Но недостаточно, чтобы почувствовать там себя своим, завести друзей, иметь некое чувство сопряженности, так что это место, где существуют определенные символические границы. В первую очередь классовые.

Тусовка растворяется в таких местах, как Новая Голландия, Музей стрит-арта. Это не секретные оазисы, а большие институции, которые представляют прекрасные художественные продукты и имеют границы. Они открыты для большей части населения: вам не надо предоставлять документы и что-то знать. Такие прозрачные места, связанные с коммерческими активностями, мне кажется, дают вам ощущение тусовки, но фактически очень далеки от тех тусовок второй половины 2000-х.

Это место, где вы можете встретить знакомых, а можете не встретить. Такие новые места — это конец той тусовки, которая была. Эти места — представители определенных организаций, которые нам показывают, что такое культура, искусство, потребление развлечений в современной России. Но это не значит, что в Петербурге, Москве и других городах нет андеграундных мест.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *