что такое пиковый уровень
Что такое пиковый уровень
Если у вас приличный опыт звукорежиссуры и с аудиоредакторами вы на «ты», скорее всего, эта небольшая статья ничего нового для вас не откроет. В ней речь пойдет о технических характеристиках звука, таких как пиковая амплитуда и различные виды RMS.
Впрочем, иногда бывает весьма полезно уложить в голове уже знакомую информацию словами другого человека.
Пиковая амплитуда
Главный абсолютный показатель громкости в звуковой дорожке – это пики. Открывая файл в любом редакторе, вы видите прорисовку волны, которая в громких местах подскакивает вверх. Эти «подскоки» как раз и называются пиками, или пиковой амплитудой (Peak Amplitude).
Нужно помнить, что звук – не математическая, а физическая величина, значение его громкости не может быть отрицательным. Соответственно, горизонтальная линия, изображающая ось Х, не означает, что волна ниже нее имеет отрицательную громкость. Самый тихий звук находится не в самой нижней точке рабочего окна, а на уровне оси Х. Любые отклонения вверх или вниз – некоторая неотрицательная громкость. Всплеск вниз будет таким же заметным, как и всплеск вверх на ту же амплитуду.
Но не путайте значение 0 дБ с осью Х, которую скорее можно назвать «минус бесконечностью». 0 дБ – это ограничительные линии, которые можно найти в аудиоредакторе с двух сторон от волны – сверху и снизу (см. рисунок). Выход за пределы этого уровня приведет к клипам, то есть к искажениям сигнала. Клипы можно получить двумя способами – ошибками во время записи (слишком сильно разогнанная чувствительность микрофона или инструмента) или ошибками при обработке уже записанных фрагментов.
Обычные методы увеличения громкости на первых порах приобщения к сфере звукорежиссуры – это повышение чувствительности (Gain) или нормализация (Normalize). Эти два приема – по сути одно и то же, только первый позволяет изменить громкость на заданное значение, а во второй – привести к заданному уровню.
Зачем же тогда нужна функция изменения чувствительности? Во-первых, с ее помощью можно не только увеличить громкость, но и уменьшить. А во-вторых – опытный звукорежиссер использует манипуляции с чувствительностью для выравнивания громкости звучания дорожки в ручном режиме, учитывая необходимый запас в децибелах для будущей обработки (хедрум).
К примеру, бывает, что бочка, бас-гитара или голос записаны динамически неровно, а использовать компрессор нецелесообразно. Тогда проваливающиеся участки можно аккуратно поднять, а слишком громкие – слегка убавить. Такая процедура наносит звуку намного меньше вреда, чем топтание дорожки компрессией, но она требует опыта.
Однако наведение порядка с пиковыми значениями через нормализацию или гейн практически никогда не дает ощутимого эффекта по увеличению громкости песни. Чтобы заставить композицию звучать громче, необходимы более глубокие вмешательства, связанные с уменьшением ее динамического диапазона.
RMS и его разновидности
Для условной градации песен по громкости и анализа динамического диапазона звукорежиссеры используют характеристику RMS в различных видах.
RMS – параметр, показывающий среднюю громкость звучания трека или какой-либо его части. С математической точки зрения RMS (Root Mean Square) – это среднеквадратическое значение громкостей всех семплов дорожки.
По сути, звуковой файл – это многократное чередование амплитудных пиков и провалов волны. Даже в очень громкой музыке невозможна ситуация, когда волна непрерывно находится на максимуме своей амплитуды, ей обязательно надо проходить через центральную ось, ведь звук – это колебания.
В любой записи есть определенное количество громких и тихих участков, а также участки с промежуточными значениями громкости. Минимальный дискретный участок звукового файла – это семпл. Каждый семпл в звуковой дорожке имеет свою амплитуду, то есть воспроизводится на определенной громкости.
При работе на частоте дискретизации 44,1 кГц в 1 секунде записи содержится 44100 семплов. Если композиция длится 1 минуту, то всего в ней 2,646 млн. семплов. Чтобы вычислить RMS, нужно громкость (амплитуду) каждого семпла возвести в квадрат, суммировать все получившиеся значения, потом это число разделить на количество семплов, и из результата вычислить квадратный корень. Как будто бы сложно, но на деле все элементарно:
Где a – это каждый отдельный семпл, n – количество семплов.
Среднеквадратическое – это почти то же самое, что знакомое всем из школы среднее арифметическое, только каждое слагаемое возводится в квадрат, а из общего результата дроби вычисляется квадратный корень.
Разные аудиоредакторы немного по-разному подходят к анализу RMS, но в целом концепция схожая. Очень удобен для этих целей Adobe Audition. При сборе статистических данных по файлу программа учитывает следующие показатели:
Что такое нормализация звука и как ее применять?
Упомяните слово «нормализация» в группе, ориентированной на звукозапись и обработку, и некоторые «эксперты» скажут, что нормализация — это любительский путь и его никогда не нужно делать. Другие же вам скажут, что это полезная функция. Так кто же прав? Давайте разрушим мифы, которые окружают данную терминологию.
Что такое это такое?
Существует два типа нормализации — пиковая и средняя. Пиковая определяет максимальный (пиковый) уровень аудиофайла, а затем повышает (или понижает) его до целевого. Этот целевой пиковый уровень часто составляет 0 дБFS (максимально доступное значение), но может иметь другой уровень, например, на 6 дБ ниже максимального значения. Средняя нормализация определяет средний уровень аудиофайла и аналогичным образом повышает или понижает его до целевого.
В чем разница между средним и пиковым уровнями?
Компания Shure провела замечательную аналогию: средняя высота Гималайских гор составляет 5400м, но пик высоты Эвереста — 8848м. Измерители уровня громкости представляют средний уровень сигнала, поэтому некоторые ударные звуки часто не регистрируют такое высокое показание измерителя, даже если сигнал искажается.
Наши уши склонны воспринимать на основе среднего уровня, а не его пикового. Например, ударный звук с быстрым релизом может иметь высокие пики, но низкий средний уровень, поэтом в целом он звучит не так громко. С другой стороны, искаженный аккорд на гитаре — который все время увеличивается в громкости — может иметь тот же пиковый уровень, что и ударный звук, но из-за его среднего уровня он будет звучать намного громче. Многие DAW предлагают измерения, которые показывают как пиковые, так и средние уровни.
Нормализация ухудшает звук?
Те, кто говорит, что нормализация может ухудшить звук, то да, она действительно может это сделать, если вы создадите машину времени и вернетесь к середине 1980-х, а затем выполните обработку Sound Designer на Mac Plus. В те времена, когда существовали 16-битные звуковые движки, практически любая обработка могла теоретически вызвать ухудшение, поскольку некоторые операции округляли бы цифровые числа, представляющие звук. Если вы сложили несколько обработок, и часть из них была с ошибками — то в сумме звук будет с проблемами. С современными звуковыми движками высокого разрешения (например, 32-битной плавающей запятой) это просто не проблема. Математика легко справляется с огромными числами.
Разве нормализация не влияет на соотношение сигнал/шум аудиофайла?
Посекундное балансирование голоса — это полезно?
Вы не всегда нормализуете звук до 0db. Можно устанавливать баланс до целевого уровня. Часто в вокале некоторые фразы поются тише или выше по уровню. Выделяя их и нормализуя до приемлемого уровня, вы сможете создать более согласованную и равномерную партию (и сможете исключать/ослабить компрессор). Конечно, вокал обладает естественной динамикой, которую вы не хотите стерилизовать — так что используйте свои уши. Регулируйте уровни только в тех случаях, когда они нуждаются в настройке.
Важно помнить, что нормализация — это инструмент. Как и любой инструмент, результаты, полученные с помощью этого инструмента, зависят от того, кто и как его использует. Не бойтесь нормализации, но и не нажимайте эту кнопку «нормализовать» на каждом источнике. Как упоминалось в начале, обе стороны правы — так что выбирайте правильный инструмент для правильной работы, и у вас все будет хорошо.
СанПиН 2.2.4.3359-16 – Нововведения в гигиеническом нормировании уровней шума, инфразвука, ультразвука на рабочих местах
СанПиН 2.2.4.3359-16 – Нововведения в гигиеническом нормировании уровней шума, инфразвука, ультразвука на рабочих местах.
21 июня 2016 года подписано Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21 июня 2016 г. N 81 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 августа 2016 г., регистрационный N 43153). Этим документом на территории России с 01 января 2017 вводятся в действие СанПиН 2.2.4.3359-16 “Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах”.
Обсудим изменения, которые вносят новые правила в гигиеническое нормирование виброакустических факторов.
СанПиН 2.2.4.3359-16. Изменения в нормировании шума
СанПиН 2.2.4.3359-16. Учет неопределенности измерений
Пункт 1.5 СанПиН 2.2.4.3359-16 гласит: “Оценка фактических уровней производственных физических факторов должна проводиться с учетом неопределенности измерений”.
Это очень серьёзное изменение, которое, безусловно, вызовет много вопросов:
Поэтому сегодня на первый план выходит задача скорейшей разработки методических указаний и аттестованных методик измерений для сферы гигиенической оценки физических факторов.
Эта проблема может быть урегулирована только дополнительными документами Роспотребнадзора, например, методическими указаниями или рекомендациями.
Урегулировать этот вопрос можно с помощью утверждения перечня измерений и обязательных метрологических требований к измерениям, применяемым в целях санитарно-эпидемиологического надзора и производственного контроля.
Наша рекомендация в этой ситуации:
СанПиН 2.2.4.3359-16. Нормируемые параметры шума на рабочих местах
ВНИМАНИЕ: Отменено нормирование уровней звукового давления в октавных полосах частот для постоянного шума на рабочем месте.
Определение эквивалентных уровней звука и звукового давления гармонизировано с современными стандартами на шумомеры (ГОСТ 17187-2010):
Такое определение выгодно отличается от устаревших положений СН 2.2.4/2.1.8.562-96, из которых можно было сделать вывод, будто термин “эквивалентный уровень” применим лишь к непостоянным шумам.
Очень важно, что СанПиН 2.2.4.3359-16 дает развернутое определение основного нормируемого показателя:
Lp,A,eq,Ti – эквивалентный уровень звука или звукового давления, измеренный на i-м интервале воздействия шума, дБА;
Ki – поправка на характер шума, равная 5 дБ в случае тонального и (или) импульсного шума (применяется при > 75 дБА, во всех других случаях принимается K = 0 дБ).
Отметим, что это определение, отличается от определения сменного уровня звука по ГОСТ ИСО 9612 и ГОСТ 12.1.003-2014,
Ну, и, конечно, отметим появление нового показателя шума, который ранее в России не применялся:
Тем самым в отечественную практику оценки сильных шумов внедряются международно признанные принципы, так как при высоких уровнях звука частотной характеристике человеческого уха больше соответствует коррекция С.
СанПиН 2.2.4.3359-16. Инфразвук на рабочих местах
Нормируемые параметры инфразвука на рабочих местах по СанПиН 2.2.4.3359-16
Изменения в нормировании инфразвука на рабочих местах по СанПиН 2.2.4.3359-16:
уровень звукового давления в диапазоне частот 1,4-22 Гц, может быть прямо измерен с помощью соответствующего полосового фильтра или получен энергетическим суммированием уровней звукового давления в октавных полосах частот 2, 4, 8, 16 Гц.
Это определение снимает давнюю проблему некорректной привязки общего уровня инфразвука к характеристике шумомера “ЛИН” (последняя, кстати, давно отсутствует в стандартах на шумомеры), которая десятилетиями перекочевывала из документа в документ.
Данный материал предоставлен Приборостроительным объединением “Октава-ЭлектронДизайн”
Возможно Вам будет полезно:
пиковый уровень звука излучения
Смотреть что такое «пиковый уровень звука излучения» в других словарях:
уровень звукового давления — 3.3 уровень звукового давления (sound pressure level) Lp, дБ: Величина, рассчитываемая как десять десятичных логарифмов отношения среднего квадрата данного звукового давления к квадрату опорного звукового давления. Примечание Опорное звуковое… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Уровень звукового давления излучения — 3.10 Уровень звукового давления излучения Lp (в децибелах) уровень звукового давления поля излучения машины в характерных точках вблизи машины. Источник: ГОСТ 27409 97: Шум. Нормирование шумовых характеристик стационарного оборудования. Основные… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
уровень звукового давления излучения Lp, дБ — 3.5 уровень звукового давления излучения Lp, дБ (emission sound pressure level): Величина, рассчитываемая как десять десятичных логарифмов отношения квадрата звукового давления излучения к квадрату опорного звукового давления, измеренная на… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
уровень звукового давления Lp, дБ — 3.4 уровень звукового давления Lp, дБ (sound pressure level): Десятикратный десятичный логарифм отношения квадрата звукового давления к квадрату опорного звукового давления. Примечания 1 Обычно указывают частотную характеристику или полосу частот … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 53569-2009: Шум машин. Испытания на шум машин для забивания крепежных изделий. Технический метод — Терминология ГОСТ Р 53569 2009: Шум машин. Испытания на шум машин для забивания крепежных изделий. Технический метод оригинал документа: 3.2 корректированный по А уровень звуковой мощности единичного события (A weighted single event sound power… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 52797.1-2007: Акустика. Рекомендуемые методы проектирования малошумных рабочих мест производственных помещений. Часть 1. Принципы защиты от шума — Терминология ГОСТ Р 52797.1 2007: Акустика. Рекомендуемые методы проектирования малошумных рабочих мест производственных помещений. Часть 1. Принципы защиты от шума оригинал документа: 3.4.4 вносимые потери Di, дБ (insertion loss): Разность… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ИЗМЕРЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ — 3.11 ИЗМЕРЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ: Наилучшая оценка истинного значения величины, полученная исходя из ПРИБОРНОГО ЗНАЧЕНИЯ с учетом всех соответствующих ПОПРАВОЧНЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ. Примечание Истинное значение значение, определяемое в соответствии с… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
измеренное значение шумовой характеристики — 3.2 измеренное значение шумовой характеристики (measured noise emission value): Полученный по измеренным значениям усредненный по времени корректированный по А уровень звуковой мощности LWAили уровень звука излучения LpA, или корректированный по… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 31327-2006: Шум машин. Метод сравнения данных по шуму машин и оборудования — Терминология ГОСТ 31327 2006: Шум машин. Метод сравнения данных по шуму машин и оборудования оригинал документа: 3.7 L линии (L lines): Линии, параллельные линии регрессии (см. приложение А), на которых или ниже которых лежат значения шумовых… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
измеренное значение шумовой характеристики L, дБ — 3.2.5 измеренное значение шумовой характеристики L, дБ (measured noise emission value): Определенный путем измерений один из следующих усредненных по времени уровней звука: уровень звука излучения, корректированный по А уровень звуковой мощности… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
пиковый корректированный по С уровень звука
3.8 пиковый корректированный по С уровень звука LCpeak (peak sound level), дБС: Двадцать десятичных логарифмов отношения пикового корректированного по С звукового давления к опорному звуковому давлению.
3.8 пиковый корректированный по С уровень звука LCpeak (peak sound level), дБС: Двадцать десятичных логарифмов отношения пикового корректированного по С звукового давления к опорному звуковому давлению.
Смотреть что такое «пиковый корректированный по С уровень звука» в других словарях:
пиковый уровень звука излучения — 3.3 пиковый уровень звука излучения (C weighted peak emission sound pressure level), LpC,peak,дБС: Корректированный по частотной характеристике С (далее корректированный по С) шумомера уровень звука излучения на рабочем месте, определенный по… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
уровень звукового давления — 3.3 уровень звукового давления (sound pressure level) Lp, дБ: Величина, рассчитываемая как десять десятичных логарифмов отношения среднего квадрата данного звукового давления к квадрату опорного звукового давления. Примечание Опорное звуковое… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Уровень звукового давления излучения — 3.10 Уровень звукового давления излучения Lp (в децибелах) уровень звукового давления поля излучения машины в характерных точках вблизи машины. Источник: ГОСТ 27409 97: Шум. Нормирование шумовых характеристик стационарного оборудования. Основные… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
уровень звукового давления Lp, дБ — 3.4 уровень звукового давления Lp, дБ (sound pressure level): Десятикратный десятичный логарифм отношения квадрата звукового давления к квадрату опорного звукового давления. Примечания 1 Обычно указывают частотную характеристику или полосу частот … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
уровень звукового давления излучения Lp, дБ — 3.5 уровень звукового давления излучения Lp, дБ (emission sound pressure level): Величина, рассчитываемая как десять десятичных логарифмов отношения квадрата звукового давления излучения к квадрату опорного звукового давления, измеренная на… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 53188.1-2008: Шумомеры. Часть 1. Технические требования — Терминология ГОСТ Р 53188.1 2008: Шумомеры. Часть 1. Технические требования оригинал документа: 3.15 диапазон шкалы (level range), дБ: Интервал номинальных уровней звука, измеряемых при определенном положении элементов управления шумомера.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 17187-2010: Шумомеры. Часть 1. Технические требования — Терминология ГОСТ 17187 2010: Шумомеры. Часть 1. Технические требования оригинал документа: 3.15 диапазон шкалы (level range), дБ: Интервал номинальных уровней звука, измеряемых при определенном положении элементов управления шумомера.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 52797.1-2007: Акустика. Рекомендуемые методы проектирования малошумных рабочих мест производственных помещений. Часть 1. Принципы защиты от шума — Терминология ГОСТ Р 52797.1 2007: Акустика. Рекомендуемые методы проектирования малошумных рабочих мест производственных помещений. Часть 1. Принципы защиты от шума оригинал документа: 3.4.4 вносимые потери Di, дБ (insertion loss): Разность… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ 31296.1-2005: Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки — Терминология ГОСТ 31296.1 2005: Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки оригинал документа: 3.2.2 долгосрочный временной интервал (long term time interval): Временной интервал, в течение… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 53569-2009: Шум машин. Испытания на шум машин для забивания крепежных изделий. Технический метод — Терминология ГОСТ Р 53569 2009: Шум машин. Испытания на шум машин для забивания крепежных изделий. Технический метод оригинал документа: 3.2 корректированный по А уровень звуковой мощности единичного события (A weighted single event sound power… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации