что такое пейзаж в живописи
Разновидности пейзажного жанра
Голландский пейзаж впервые зародился в творчестве таких мастеров Харлема, как Ван Гойен, Де Молейн и Ван Рейсдал.
Для большинства голландских пейзажей характерен приглушенный колорит, состоящий из светло-серебристых, оливково-охристых, коричневатых оттенков, близких к естественным краскам природы.
Голландцы первыми пришли к изображению отдельных мотивов природы, нередко передавая виды определенной местности. В противоположность пейзажистам академического направления, воплощавшим образы природы в условно-идеальном аспекте, мастера голландского пейзажа передают скромную природу Голландии такой, как она есть, не приукрашивая ее.
Картины лесной пейзаж
В лирическом пейзаже изображаемая природа одухотворяется незримым присутствием человека.
Алексей Саврасов является родоначальником лирического пейзажа в русской живописи.
Для эпического пейзажа характерны величавые картины природы, полные внутренней силы и бесстрастного спокойствия.
Ярким представителем эпического пейзажа был М.К.Клодт, стремившийся к созданию пейзажа-картины, представляющей зрителю целостный образ России.
Летний пейзаж
Зимний пейзаж
Тема зимы получила широкое распространение в искусстве северных стран Европы.
В средневековой художественной культуре изображения зимы чаще входили в циклы не времен года, а месяцев.
Каждому месяцу соответствовал свой набор трудов и развлечений. Что касается зимних месяцев, то наиболее характерными для них занятиями были охота, заготовка дров, убой свиней, к развлечениям же относились катание на коньках и игра в снежки.
Родоначальником зимнего пейзажа стала миниатюра «Месяц Февраль» братьев Лимбург.
Огромное влияние на развитие зимнего пейзажа оказало творчество великого нидерландского живописца Питера Брейгеля Старшего.
Зимний пейзаж в западноевропейской живописи достигает высшего расцвета в живописи голландских мастеров XVII века.
Голландский зимний пейзаж стал своеобразной визитной карточкой Голландии.
Краткая история развития пейзажа. Городской пейзаж
Пейзаж
Пейзаж — это один из жанров изобразительного искусства, где главный герой это природа, первозданная или преображенная человеком. Наше представление о пейзаже сформировывалось, за счет развития всевозможных художественных приемов и техник, на протяжении длительного времени. В данном жанре особое место придается перспективе и ее построению, так же уделяется достаточно много внимания передачи света и атмосферы.
В пейзаже изображают реальные или придуманные виды окружения или места, зданий и сооружений, городские виды или сельские, лесные или морские. Бывает, что пейзаж становится не основным жанром изображения, а только его фоном в произведениях любого жанра, будь то живопись, графика или декоративно-прикладное искусство. Когда человек изображает свое окружение, он априори выражает свое отношение к нему, и мы можем проанализировать как люди того или иного времени относились к пейзажу, в котором они жили, работали или где отдыхали. За счет этого пейзаж получает идейное и эмоциональное содержание.
Пейзаж с натуры отражает действительность через конкретные, наглядные передачи зримых форм окружения, передает облик предметов и явлений мира вокруг нас, все многообразие воспринимаемых зрением красот природы или рукотворных архитектурных сооружений.
История пейзажа
Древнеримский пейзаж является более самостоятельным, в нем уже присутствует перспектива, а окружающий мир воспринимается как простая и повседневная среда обитания людей и богов.
В искусстве средневековой Европы пейзаж выступает как средство указания на место действия того или иного события. Пейзажные изображения того времени показывают нам как человек того времени представлял мир и Вселенную.
Индокитай, Индонезия и Индия придавали своим пейзажам большую эмоциональную силу в изображениях тропических лесов в рельефах и миниатюрах.
Живопись средневекового Китая начинает показывать нам пейзаж как самостоятельный, не зависящий от человека, жанр. В то время непрерывно обновляющаяся природа считалась самым наглядным кодексом мирового закона дао. Этот посыл мы видим в каждом изображении пейзажа Китая того времени. Так же эти произведения искусства можно считать иллюстрациями, ведь стихи играли важную роль в восприятии пейзажа Китая, говоря нам о возвышенности духовных качеств. Пейзажи данной страны и эпохи кажутся беспредельными, за счет введения в композицию большого количества горных панорам, водных поверхностей и туманной дымки. Так же все изображения, подчиняясь общему декоративному решению, не разграничиваются на пространственные планы, а плавно перетекают один в другой за счет своей воздушности и колорита.
В искусстве западной ЕвропыXII — XV вв.пейзажный фон становится неотъемлемой частью произведений. Незамысловатые и условные фоны перерастают в полноценные пейзажи на заднем плане, иногда их изображают как карту мира. В эпоху Возрождения живописцы начинают более детально исследовать натуру посредствам создания набросков и кратковременных этюдов. Так же мастера кватроченто разрабатывали принципы перспективного построения пространства пейзажа. В это же время, преимущественно в графике, появляются предпосылки для обоснования пейзажа как самостоятельного жанра, где природа это единственный из присутствующих персонажей, или же является более главенствующим изображением, чем, даже передний план. Итальянские мастера стремились показать единение начал природных и начал людских, за счет вписывания человека (или Святого) в гармоничную и созвучную с природой окружающую среду. А там, где фоном выступает городской пейзаж, нам показывают идеализированную архитектурную среду.
Немецкие мастера данной эпохи, в отличие от своих итальянских соседей, любили изображать дикую природу, показывая ее более бурной и живой, чем она была на самом деле.
Нидерландский пейзаж того времени отличаются грандиозностью и широтой панорамных композиций, пейзажные моменты соединяются и приводят к очень ярким результатам. Характерно еще то, что художники стремились проникнуть и передать суть народной жизни, тесно связанной с окружающим их миром. Чуть позже это стремление, которое прочно переплетается с чертами ренессансного пейзажа и духовными потрясениями общества, показывает эмоциональное, а так же субъективное отношение мастеров к миру.
Не смотря на то, что человек издавна рисует окружающую его природу, пейзаж, как самостоятельный, является молодым жанром. Так как все это время художники изображали ландшафтные образы только как окружение главных героев своих картин, рельефов или мозаик, или как декорации к иконам. С изучением и развитием знаний о перспективе, рельефности и светотени, изображение природы постепенно становилось равноправным участником композиции, а затем и вовсе стало ее главным персонажем.
Очень долгое время пейзажи были довольно обобщенными, фантазийными. Большим шагом явилось осознание мастеров пейзажа, как изображение им какого-либо места или локации.
Как самостоятельный жанр пейзаж, во всемирном культурном процессе, был услышан, для начала, как европейское искусство, хоть уже и существовали восточная и древнекитайские традиции изображения пейзажа. Несомненно именно восточная культура повлияла на европейский пейзажный рисунок.
Изобретение и начало производства красок в тюбиках в XIX вв. привело к расцвету пленэрной живописи, а следовательно и пейзажа. Теперь художники могли работать в большей удаленности от своих мастерских, чем ранее, больше писать на природе, детальнее изучить солнечное освещение и его влияние на цвет. Это помогло мастерам более точно выразить свое впечатление от окружающей среды и ландшафтов, приблизило их к зрителям и увеличило количество изображаемых природных мотивов.
В начале XVII в. художники определили пейзажные принципы и законы. В классицизме закрепляются различия между наброском, этюдом и длительным завершенным пейзажем. Благодаря этому пейзажные картины начинают носить возвышенный и эстетический характер. Пейзажи барокко представляют собой необузданную и мощную стихию, что явилось достаточно свежим взглядом на природу, и что отразилось, непосредственно в работах художников того жанра и времени. Детально изучали и разрабатывали принципы трехплановой композиции и световоздушной перспективы голландские мастера. В своих картинах они передают нам изменчивость и непостоянность природы, ее естественность, показывают нам нерушимую ее связь с жизнью человека. Голландские художники изобрели много новых видов пейзажа, в том числе городской и морской пейзажи.
Когда в XVII в. камеры-обскуры были уже довольно распространенной вещью, появляется тенденция к видовому топографическому пейзажу. При помощи данного изобретения художники могли с небывалой точностью перенести самые мельчайшие детали пейзажа на свои холсты. Буквально в следующем веке такие пейзажи открыли абсолютной новый этап в искусстве изображения пейзажа итальянский художник Франческо Гварди. Его работы наполнены большим количеством воздуха и света, заметны изменения световоздушного пространства. Пейзажи этого времени значительно повлияли на становления пейзажа как самостоятельно жанра в России и странах Европы, где до этого момента он не являлся таковым. Так же появляются предпосылки к романтизму в графических работах Дж. П. Пиранези, который наделял особой грандиозностью свои изображения памятников античной культуры и всевозможные руины и развалины. В эпоху рококо пейзажи приобрели бо́льшую декоративность и изысканность.
В первой половине XIX в. преобладающим стилем пейзажа является романтизм. Обуславливается это тем, что художники стремились к естественной среде природы, как бы сближаясь с ней и соприкасаясь, тем самым пытаясь, в своих произведениях, загладить несовершенства человеческой натуры, моральные и социальные. Пытаясь проникнуть в суть первозданной чистой природы, мастера стремились передать ее неповторимость и чуткость, и показать уникальность местного природного окружения человека того времени. Дж. Констебл ознаменовал своим творчеством переход к более реалистичным пейзажам. В своих работах он старался сохранить ту свежесть натурного пейзажа, которая характерна для пленэрной живописи. Его возвышенное восприятие мира и обобщенность, интерес к натурной живописи очень похожи на манеру художников, стоявших у истоков европейских школ реалистичного пейзажа.
Во второй половине того же века мастера-реалисты начинают изживать манеры пейзажа романтического и все больше стремятся к реалистичности и объективности передачи ландшафтов. Художники отказываются от панорамной передачи видов и создают более простые и естественные композиции, чем в романтизме. Более детально разрабатываются отношения светотени, что позволило более точно передать материальность природы. В пейзажах начинают появляться сцены сельской повседневной жизни.
В русском пейзаже художники так же стремились уйти от театральности и искусственности, возвращаясь к родной и чистой природе. В мотивах русского ландшафта характерны монументальность и широкий размах. Но некоторым мастерам русского пейзажа присущи изображения изменчивых настроений природы и драматичность. А. И. Куинджи отличается своими пост–романтическими тенденциями, которые выражаются в декоративности работ и очень сильными световыми эффектами.
Считается, что французские живописцы, представители барбизонской школы, были предшественниками импрессионистов. У них пейзаж являлся доминирующим жанром, так как данные художники считали, что писать на пленэре необходимо для создания пейзажного образа. Так же неотъемлемой частью пейзажа в стиле импрессионизм является мягкая, пастельная палитра с множеством оттенков красок, которая помогает произвести впечатление как бы вибрирующей воздушной и световой среды, которая зрительно обволакивает картину и показывает нам неразделимость человеческого начала и природного. Пытаясь изобразить многогранность и изменчивость окружающего мира, художники-импрессионисты не редко писали серии картин, которые объединял общий мотив. В ту пору городской пейзаж стал так же популярен как и природный, за счет картин, на которых изображали динамику современной городской жизни. Тогда же начали складываться отдельные направления в пейзажном искусстве, которые либо поддерживали стилистику импрессионизма, либо наоборот, уходили от нее.
Такие стили как символизм и модерн привнесли в изображения пейзажа новые и свежие идеи, а именно идею о родстве людей и матери-земли. В следствии чего в тот период были популярны картины, которые условно можно обозначить как пейзаж-мечта. В таких произведениях можно заметить подражание ритмам природы за счет компоновки изображаемого как орнамент.
В XX в. художники, работавшие в стиле кубизм ищут какие-либо устойчивые и неизменяющиеся черты природы, как бы отбрасывая всю переменчивость со своих холстов. Иные же напротив, при помощи напряженных цветовых решений и их сплетений показывают национальное своеобразие местных ландшафтов и динамику природы. А сюрреалисты, испытывая на себе влияние фотографии как искусства, обращают свое внимание на причуды природы и рисуя свое впечатление от них. Переход к абстракции произошел благодаря тяготению мастеров к деформациям и изменениям форм природных мотивов.
В том же веке в Америке и Европе стал довольно популярен городской индустриальный пейзаж, вдохновленный идеей враждебной человеку анти-природой. Пейзажи данной тематики облачаются в агрессивные в работах экспрессионистов и футуристов, как следствие необратимой и неизбежной индустриализации.
В XX в. влияние модернистов и импрессионистов соединяется с традициями русского реалистичного пейзажа. Появляются камерные пейзажи и пейзажи-настроения, отличающиеся непосредственностью и повседневностью, и на первый взгляд, скромностью колорита, как в пейзажных произведениях В. А. Серова.
Так же для некоторых мастеров характерны жанровые пейзажные композиции и пейзажи, показывающие всю национальную романтику Родины. А другим ближе литературные, фольклорные и исторические жанры (А. М. Васнецов, Н.К. Рерих). В тоже время становится популярным пейзаж, который можно условно обозначить как пейзаж-воспоминание, которому присущи моменты историчности, героизма и драматизма, последнее особенно показательно для городского пейзажа той эпохи.
В духе социалистического реализма развивался и советский пейзаж. Мастера, которые уже успели заявить о себе до 1917 года теперь открыли для себя новый этап творчества, в котором были нотки красоты природы и мира как жизнеутверждающих и неотделимо переплетающихся с человеческой преобразовательной деятельностью. Появляются художники, чья деятельность была завязана только на Советском Союзе, а именно А. М. Грицай, В. В. Мешков. Здесь же появляются новые направления и течения в пейзажном искусстве – советский индустриальный и мемориальный, вдохновленные большой социалистической стройкой. Чуть позже, в работах советских художников, все чаще можно наблюдать собирательную идею Родины, на полотнах, где они изображают свои родные края., благодаря чему они смотрятся для нас такими своими. Мастера стараются уловить ту связь, которая появилась между человеком, природой и неудержимой индустриализацией, вдохновившись изменением восприятия мира после Октябрьской революции 1917 года, когда жизнь стала все время убыстряться и перестала быть размеренной.
Развитие городского пейзажа
Художники не могли не заметить, что городские ландшафты имеют свое неповторимое очарование эстетику. Итальянские венецианские художники дали начало разновидности городского пейзажного жанра еще в XVIII в., не смотря на то, что первыми архитектурные пейзажи стали изображать мастера живописи и графики Древнего Китая, а так же есть источники, что в Европе первыми городские виды стали рисовать Беллини и Карпаччо еще в XV веке. Но все же считается, что именно художники Венеции открыли городской пейзаж как разновидность пейзажного жанра. Их отличительной чертой была фотографическая точность и мельчайшие детали, с которыми изображались венецианские ведуты. Картины такого типа были написаны с некой театральностью, и выглядели как декорации к спектаклю. Позже такой стиль изображения местных архитектурных ландшафтов стал очень популярен и распространился по все Европе, что оказало большое влияние на развитие городского пейзажа как самостоятельного жанра. Итальянские архитектурные пейзажи того времени можно разделить на два направления. Первое направление берет свое начало в Венеции, и характерно тем, что город изображают панорамно, и с особой тщательностью передают мельчайшие детали видов, как архитектурные, так и ландшафтные. Одним из ярких представителей этого направления является итальянский художник, который родился, жил и работал в Венеции, Джованни Антонио Каналь, более известный как Каналетто. Художник считается главой венецианской школы ведистов и мастером архитектурных пейзажей в академическом стиле.
Второе направление, которое довольно часто именуют романтическим, в итальянской ведуте характерно для творчества другого венецианского художника– Франческо Гварди. Его работы отличались тем, что чаще были вертикальными, небольшого формата, нежели грандиозные, панорамные картины Каналя. В это же время в Италии, когда активно развивалась венецианская ведута, так же становились популярны пейзажи с изображениями развалин и руин. На этих картинах изображали древние разрушенные крепости и башни. Но к концу XVIII века жанр идет на спад и перестает распространяться по европейским странам, за счет исчезновения интереса к нему у аудитории.
В XIX в. начинается эпоха романтизма, и у художников возрастает интерес к древним античным храмам и постройкам. Здесь важность приобретает возвышенное настроение и атмосферность, а не точность передачи ландшафтов, как в итальянской ведуте. Произведения в стиле романтизм как бы идеализируют прошлое, показывают нам более лирическое восприятие мира, чем оно есть на самом деле. Чаще всего в этом стиле преобладает мифологическая тема. В целом можно сказать, что романтический пейзаж является фантазией художника.
Открытие в изображении городского пейзажа совершили французские импрессионисты. Главным персонажем их картин стала повседневная жизнь города и его обитателей. Импрессионисты изобретали новые средства и техники изобразительного искусства, чтобы точнее передать изменения света и ритм атмосферы. Быстрые мазки и размытые контуры передавали динамику и скорость городской жизни того времени. Детализация была уже не так важна, когда стремишься изобразить свое впечатление от натуры. Выявляя особенности окружающей среды, художники отмечали в своих работах только то, что передавало их эмоциональное состояние и настроение. Городской пейзаж занимал в стиле импрессионизма довольно таки важное место. Изобретательность и традиции академической живописи очень гармонично сочетались в работах мастеров того времени, доказательством этого служит творчество Клода Моне.
Для его картин характерны умение передачи неуловимых переходных состояний дневного освещения, нахождение правильного выражения вибрации воздушной атмосферы, и их нерушимой связи. Все это считается достижениями в методах живописи. В возрасте примерно тридцати лет, художник полностью посвящает все свои работы пейзажу, и практически все свои произведения пишет только на пленэре.
Почти все импрессионисты были пейзажистами, и в своих работах немало места отводили городскому пейзажу, именно за счет того, что люди в то время устремились в город на заработки, и городская среда стала неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Многих художников–импрессионистов не замечали и они остались недооцененными, лишь потому что жили и работали в одном месте и в одно время с Клодом Моне, хотя и не уступали ему в живописном мастерстве, искусстве владения цветом и видении окружающего мира. Тем не менее все архитектурные пейзажи импрессионистов объединяет умение запечатлеть какой либо отдельно взятый, вырванный из жизни, случайный момент, но при этом захватить в него городской пейзаж. Смелые и необычные композиции рождались за счет того, что на первом месте были вовсе не предметы или люди, как мы привыкли думать, а воздух и свет и их изменчивость и непостоянство. Нетипичный угол зрения и прочие приемы импрессионистов в будущем применялись в различных новых стилях и техниках изображений.
Пейзажная живопись: характеристика, история 3 805 слов Раздел в процессе наполнения и корректировки
В изобразительном искусстве термин «пейзаж» – от голландского слова «landchap», «участок земли» – описывает любую картину или рисунок, «главным предметом» которых является изображение живописного вида. Такие пейзажи включают луга, холмы, горы, долины, деревья, реки, леса, прибрежные виды и морские пейзажи. Изображенный вид может быть видом реального места или воображаемой или идеализированной сценой.
Пейзаж: место в иерархии жанров
Пейзаж стал устоявшимся жанром в китайском искусстве к четвертому веку нашей эры, но в западном искусстве пейзажная живопись на самом деле началась только после эпохи искусства Возрождения в шестнадцатом веке. Конечно, многие художники, начиная с римских времен, включали в свои картины живописные виды, но они были второстепенными по отношению к основной теме картины. Основная проблема с пейзажем заключалась в том, что он занимал очень низкое место в академической иерархии жанров. Эта иерархия, кристаллизовавшаяся в эпоху Возрождения, выглядела следующим образом: (1) историческая живопись; (2) портретное искусство; (3) Жанровая живопись, то есть сцены из повседневной жизни; (4) пейзаж; (5) Натюрморт. Этот рейтинг был окончательно закреплен в 1669 году Андре Фелибиеном, секретарем Французской Академии, в его Предисловии к серии опубликованных лекций, которые он читал в Академии. Таким образом, мир искусства – включая его покровителей, учителей и художников – не относился серьезно к пейзажной живописи и придавал большее значение историческим произведениям, портретам и жанровым картинам. Кроме того, эпоха Возрождения (а затем «неоклассическая» и академическая школы) следовали за греческим искусством, отдавая приоритет человеческому телу, особенно обнаженной натуре. В сравнении с ним, пейзаж не был событием.
История и развитие пейзажной живописи
Проще говоря, до начала-середины шестнадцатого века пейзаж включался в картины исключительно как место действия человека. Картина могла иметь историческое или религиозное послание, для которого пейзаж был лишь фоном. Примеры: Благовещение (1472 г.) Леонардо да Винчи; «Экстаз Святого Франциска» (1480) Джованни Беллини; « Рождение Венеры» (1482 г.) Боттичелли; Отдых на пути в Египет (1597) Караваджо; Буря (1508) Джорджоне. Обратите внимание на Альбрехта Альтдорфера, чей « Пейзаж с пешеходным мостом» (1517-20, Национальная галерея, Лондон) предположительно является первым «чистым» пейзажем.
Пейзажная живопись шестнадцатого века
В этот момент некоторые северные художники, такие как Иоахим Патенье (1485-1524), Альбрехт Альтдорфер из Дунайской школы ландшафтного искусства, а также Альбрехт Дюрер (1471-1528) и Питер Брейгель Старший (1525-1569), начали писать пейзажи с большей независимостью. Примером этого является «Охотники на снегу» (1565) Брейгеля. Но даже Брейгель сохранил классические традиции в своей картине « Пейзаж с падением Икара» (1558 г.), которая включает красивые пейзажи исключительно в качестве фона для мифологического послания. Единственный однозначный пейзаж XVI века – это, вероятно, «Вид на Толедо» (1595 г.) Эль Греко (1541-1614 гг.).
Пейзажная живопись семнадцатого века
Прежде чем войти в восемнадцатый век, стоит подчеркнуть, что реальное различие между пейзажем как орнаментом и пейзажем как самостоятельным жанром заключается не в отсутствии человеческих фигур, а в их размере и функциях. Когда фигуры переднего плана занимают большую часть поверхности картины, пейзаж остается просто фоном, поэтому Леонардо да Винчи, несмотря на его интерес к пейзажу, не создавал настоящих пейзажных картин. В настоящей пейзажной живописи человеческие фигуры – рассредоточенные или на переднем плане – существуют просто для обозначения масштаба и вызывают у зрителей ощущения главного объекта.
Пейзаж восемнадцатого века
Пейзажная живопись восемнадцатого века продолжала развиваться в ответ на общий социальный и политический климат, созданный старыми режимами в Англии, Франции и остальной Европе. Возникло новое отношение к окружающей среде и в Англии появились отличительные новые топологические традиции, отражающие практику садово-паркового искусства – переустройство природы в угоду аристократическим покровителям. Живописные работы еще не считались самоцелью. Скорее они изображали божественную гармонию природы и спокойную уверенность в нынешней атмосфере процветания.
Англия
Европа
Подводя итог, можно сказать, что в этот период живопись привлекала растущий интерес художников и меценатов и становилась все более уважаемым жанром. Несмотря на это, в восемнадцатом веке наблюдался относительно упорядоченный рост понимания и практики пейзажа по сравнению с драматическими художественными событиями девятнадцатого века.
Пейзажная живопись девятнадцатого века
После катастрофических событий Французской революции (1789-93) и Наполеоновских войн (1795-1815), пейзажная живопись стала одним из самых популярных видов искусства и быстро превратилась в основной живописный жанр для художников, меценатов и коллекционеров. Фактически, 19 век создал многие из величайших пейзажей, которые когда-либо видел свет. Возникли две основные традиции: английская и французская, которые повлияли на художников-пейзажистов по всей Европе и Северной Америке и оказали огромное влияние на искусство того периода. В России жанр нашел свой расцвет в работах движения « Передвижники », основанного в 1863 году, в то время как в Америке доминировало движение « Hudson River School ».
ПРИМЕЧАНИЕ: Чтобы увидеть роль, которую пейзажная живопись сыграла в стилистическом развитии искусства XIX века, см.: От реализма к импрессионизму (1830-1900).
Английская школа XIX века: Кром, Котман, Констебл, Тернер
1830г.г.), основанная Джоном Кромом (1768-1821) и Джоном Котманом (1782-1842), продлила традиции голландских люминистов и произведила пейзажи, прибрежные и морские сцены со всего Норфолка, предпочитая уличную живопись студийной станковой работе. Затем пришел художник из Саффолка Джон Констебл (1776–1837) с такими шедеврами, как «Телега для сена» (1821), изображающими человека и природу, существующие в совершенной гармонии. Его ностальгическое качество (ностальгия по уходящему миру невинной деревенской жизни) проистекает из того факта, что в то время сельское хозяйство находилось в состоянии депрессии, а в сельской местности царили беспорядки.
Драматические произведения Тернера контрастировали с пасторальными, часто религиозными пейзажами его современников. К последним относятся,например, немецкий художник-романтик Каспар Давид Фридрих (1774-1840), чьи небольшие живописные работы (например, « Зимний пейзаж» 1811 года) были полны религиозной символики; Самуэль Палмер (1805–1881) и его глубокий христианский взгляд на природу; и Джон Мартин (1789–1854), чьи картины включали драматические сцены из Библии в обширных панорамных пейзажах.
Позже в том же веке (1884 г.) в Корнуолле была основана школа Ньюлин. Эту комунну художников, специализирующихся на пейзажах и сценах из сельской местности и рыболовства, возглавляли Стэнхоуп Форбс, Фрэнк Брэмли и Норман Гарстин.
Английский пейзаж в перспективе
До прихода Джона Констебла (1776-1837) и Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера (1775-1851) английская школа пейзажной живописи была сильно недооценена. В 1761 году, например, критик Гораций Уолпол (1717-1797) писал (в своих «Анекдотах живописи»): “В стране, столь богато украшенной природными удобствами, удивительно, что мы создали так мало хороших пейзажистов”. Он не мог понять, почему “наши вечно зеленые лужайки, богатые долины, поля сенокосов и хмелевые поля не рассматриваются как объекты”. Этот комментарий не был полностью оправдан. Гейнсборо написал свои «Корнард Вуд» и «Вид на Дедхэм» задолго до Уолпола. Топографическая традиция существовала уже в первой половине века. Самуэль Скотт (около 1702-1772) начал писать свои виды Лондона и Темзы в 1730-х годах, за десять лет до того, как Каналетто (1697-1768) приехал в город, чтобы на время обменять Гранд-канал в Венеции на реку в Вестминстере. Объяснение пейзажных картин XIX века, таких как картины Тернера и Констебла, см. в статье Анализ современной живописи (1800-2000).
Классическое влияние
Очевидно, что в этом типе пейзажа было много поэтического и романтического чувства, восхитительно переданного в пейзажах Клода Лоррена (1600-1682), который сочетал мечтательные видения древнего прошлого с прекрасно наблюдаемыми эффектами рассвета и заката. Поэзию иного рода можно было найти в диких и суровых сценах, вдохновленных Калабрией и написанных Сальватором Розой. (1615-1673). Клод, Пуссен и Сальватор были почитаемыми именами среди английских знатоков 18 века. Также очень восхищал Гаспар Дюге (1615–1675), зять Николя Пуссена и замечательный ученик, который принял имя «Пуссен». Но, в частности, Клод был британским кумиром.
Влияние голландской школы
Другой традицией была нидерландская живопись в ее более домашнем аспекте. Гордость владения смешалась с чувством привязанности. Для Рубенса область вокруг его собственного загородного дома, Шато де Стин, недалеко от Малина, представляла личный интерес, заставляя его с любовью прописывать каждую деталь. Голландские художники семнадцатого века имели патриотическую привязанность к земле, вырванной из-под иностранного господства. Уровни, сшитые водными путями, горизонтали, живописно обрезанные здесь и там ветряными мельницами и участками леса, вся равнинная сцена, нависшая над движущейся панорамой облаков, были такими же интимными и домашними, как Аркадия в Риме была идеализированной фантазией и Калабрия Сальватора Розы была романтически дикой.
В Англии были знатоки, столь же преданные голландской пейзажной школе, как и классической, Якобу ван Рейсдалю (1628-1682) и Мейндерту Хоббеме (1638-1709), равно как и Клоду и Пуссену. Определенным географическим сходством между Голландией и округами Восточной Англии можно частично объяснять количество голландских картин, приобретенных этими богатыми семьями с домами в этом регионе. К английским пейзажистам долгое время относились с меньшим уважением.
Красивые картины окрестностей Саффолка, написанные Гейнсборо в ранние годы, были той фазой его искусства, которая исчезла из-за принуждения, которое заставило его переехать в Бат и стать модным портретистом. В пейзаже его более поздних лет – побег горожанина – не было ощущения местности, хотя в нем было чувствовалось преимущество света и массы.
Ричард Уилсон
Карьера Ричарда Вильсона (1714-1782) – это пример судьбы чрезвычайно одаренного художника, которого можно было только поверхностно рассматривать как подражателя мастерам классического пейзажа в Италии. Уилсон достаточно хорошо работал портретистом, пока в возрасте 36 лет не уехал в Италию. Он работал в Риме и Неаполе, где у него было несколько учеников и его коллеги-художники, такие как Франческо Цуккарелли (1704-1788), художник декоративных пасторалей, поощряли его желание сосредоточиться на пейзаже. Вернувшись в Лондон через шесть лет, якобы как художник-пейзажист, он обнаружил, что качества широты и простоты, которые делали его сияющие итальянские пейзажи по-настоящему оригинальными, не принимаются во внимание теми, кто хотел более гламурных сувениров в Англии. Ценители без сомнения приняли точку зрения Джошуа Рейнольдса, что пейзажи Уилсона были «слишком близки к общей природе», чтобы допустить включение богов и богинь. Они ценили мифологический привкус. Следующее поколение – и особенно следующее поколение художников – должно было оценить величие Уилсона.
Констебл и Тернер
Родившись с разницей в один год, Констебл и Тернер в равной степени восприняли традиции выдающихся мастеров, изложенные выше. То, что осталось от лекций Констебла по пейзажной живописи, показывает, в какой пропорции он видел прошлое. Это было зрелище величия, упадка и возрождения. Он восхвалял «спокойное, проницательное и прилежное» искусство Пуссена, «возвышенную энергию» Караччи, «сентиментальность и романтическое величие» Доменикино, «безмятежную красоту» «неподражаемого» Клода, «дикую и устрашающую» концепции Сальватора Розы и «свежесть и росистый свет» Рубенса.
Вернуться к природе
Констебла и Тернера можно считать одинаковыми не только в их взглядах на ландшафтную традицию, но и в том, что они сознательно или бессознательно отражали идею возвращения к природе – которая так сильно витала в воздухе, по мере приближения конца века, когда прежние городские традиции и условности приелись. Жан-Жак Руссо продвигал эту идею философски и даже «Пастораль оперного театра» Буше, как презрительно назвал ее Констебл, указывает на полусерьезное, но в то же время легкомысленное впечатление, произведенное на французский двор. Вордсворт представил идею поэтического изложения в Англии со своим предисловием о принципах поэзии в издании « Лирических баллад» 1800 года. Однако поэтическое чувство к природе стало набирать обороты с тех пор, как Джеймс Томпсон опубликовал свой сборник « Времена года» пятьдесят лет назад. Как его описания пейзажа стимулировали Тернера, видно из цитат, добавленных к названиям его картин в каталогах Королевской академии.
Английская деревня
Несмотря на их равное отношение к природе и многие черты сходства вкусов, удивительно осознавать, какая огромная разница была между двумя почти современными художниками. Констебл, соотечественник по происхождению, был художником с привязанностью к своему родному Суффолку, к равнинам и их огромным небесным сводам, а не горам, будоражившим романтическое воображение; и у него не было желания выезжать за пределы Англии.
Восточная Англия обладала особой способностью удерживать чувства художников, родившихся в этом регионе. Джон Кром (1768-1821), который провел почти всю свою жизнь в своем родном городе Норидж и как основатель Норвичского общества художников в 1803 году стал лидером единственной местной школы в Англии, был даже больше сторонником регионализма, чем Констебл. В отличие от них, Тернеру, родившемуся на западе центральной части Лондона, среди сумеречного кирпича и под дымным небом, пришлось отправиться в путешествие, чтобы впервые испытать сельский пейзаж. Топографический рисунок, принесший ему ранний успех, заставил его совершать частые экспедиции по стране, а романтическое беспокойство, а также потребность в альбомах с иллюстрациями заграничных мест, возникшая в конце наполеоновских войн, побуждали его регулярно путешествовать по Европе.
Как романтика его можно противопоставить реалисту Констеблу. Последний обычно работал прямо с натуры в масляных набросках и этюдах, призванных максимально достоверно и спонтанно передать свет и атмосферу сцены перед ним. Тернер прочел в аксессуарах древних руин всю трагедию упадка и падения цивилизаций и ликовал в бурлящих потоках и головокружительных безднах альпийских маршрутов. Констеблу нравились спокойные каналы и улыбающиеся кукурузные поля; Тернер разрушил реальность, чтобы извлечь из нее новый выброс энергий, хроматических колебаний. Констебл приехал на побережье в Брайтон, чтобы дать подышать морским воздухом своей больной жене и чудесным образом передал свежесть атмосферы. Тернеру пришлось пересечь море, его любимую стихию, испытать и передать его силу и ярость.
Наследие английского пейзажного искусства
Основные события во Франции XIX века
Те же ветры перемен, которые помогли Тернеру произвести революцию в английском ландшафтном искусстве, пронеслись и по Франции. Пленэрная пейзажная живопись получила большое развитие в Барбизонской школе, в Фонтенбло недалеко от Парижа, при Теодоре Руссо и романтичном Камиле Коро. Он имел огромное влияние в Европе и США и проложил путь всемирно известному движению импрессионизма. Прекрасные примеры пленэра импрессионистской пейзажной живописи: Пляж в Трувиле (1870, Уодсворт Атенеум, Хартфорд, Коннектикут), Водяные лилии (Нимфеи) (1897-1926) и Пруд с водяными лилиями (1899, Музей Орсе) Клода Моне (1840-1926); «Снег в Лувесьенне» (1878, музей Орсе) Сислея (1839-1899); «Путь, ведущий через высокую траву» (1877, музей Орсе) Ренуара (1841-1919); и «Красные крыши» (1877, Музей Орсе) Камиля Писсарро (1830–1903). См. Также: Характеристики живописи импрессионистов 1870-1910 гг.
Примечание: новые технологии производства красок – такие как изобретение складной жестяной трубки для краски в 1841 году американским художником Джоном Рэндом – позволили упаковывать масляные краски в тюбики, что позволило художникам работать на открытом воздухе. Это привело к значительному увеличению пленэрной пейзажной живописи в более мягком французском климате.
В Мельбурне, Австралия, пленэрная пейзажная картина была специальностью Школы Гейдельберг в стиле австралийского импрессионизма, во главе с Томом Робертсом. Среди других ведущих членов состояли Артур Стритон (1867-1943), Уолтер Холке (1854-1914), Чарльз Кондер (1868- 1909) и Фред Маккаббин (1855-1917).
Пейзаж также был очень важным жанром в постимпрессионизме. Среди прекрасных композиций некоторых из лучших художников-постимпрессионистов : Ноктюрн в синем и зеленом: Челси (1871, Галерея Тейт, Лондон) Уистлера (1834–1903); Lac d’Annecy (1896, Галерея Курто, Лондон) Поля Сезанна (1839–1906); Таитянский пейзаж (1893, Миннеаполисский институт искусств) Поля Гогена (1848–1903); Пшеничное поле с воронами (1890, Музей Ван Гога, Амстердам) Винсента Ван Гога (1853-1890); Воскресный полдень на острове Ла Гранж Жатт (1886, Художественный институт Чикаго) и Купальщицы в Аньере (1884, Национальная галерея, Лондон) Жоржа Сёра (1859–1891); « Талисман» (1888, Музей Орсе, Париж) Поля Серюзье (1864-1927); Мулен де ла Галетт в снегу (1923, частное собрание) Мориса Утрилло (1883-1955).
Американская Пейзажная Живопись
В Америке школа пейзажной живописи на реке Гудзон была первой значительной группой, возглавляемой такими художниками, как Томас Коул (1801-1848) и Фредерик Эдвин Чёрч (1826-1900), чьи картины изображали нетронутые просторы нового континента как притчи о Божьей силе и милосердии. Позже в этом веке он дал начало ответвлению, известному как люминизм, примером которого являются пограничные пейзажи Миссури Джорджа Калеба Бингема (1811-1879). Другим блестящим и очень влиятельным американским художником-пейзажистом был Джордж Иннесс (1825–1894), который помог определить стиль импрессионистского мягкофокусного тонализма.
Русские пейзажи
Величайшим русским художником-традиционалистом-пейзажистом – по крайней мере, что касается лесного пейзажа – был Иван Шишкин (1832-898). Лучшие работы Шишкина это: Зима (1890, Русский музей, Санкт-Петербург), Рожь (1878, Третьяковская галеря, Москва), Дубовая роща (1887, Музей русского искусства, Киев), Утро в сосновом лесу (1889, Третьяковская галерея) и Лес графини Мордвиновой в Петергофе (1891, Третьяковская галерея). Другие живописцы из России, большинство из которых принадлежали к пейзажному движению «художники-передвижники»: Исаак Левитан (1860-1900), известный своим Уединенным монастырем («Над вечным покоем», 1894, Третьяковская галерея, Москва) и Владимиркой (Дорога во Владимир) (1892, Третьяковская галерея), Золотой осенью (1895, Третьяковская галерея), Весенним паводком (1897, Третьяковская галерея), Березовой рощей (1889, Третьяковская галерея); Василий Поленов (1844-1927), за Московский двор (1878, ГТГ, Москва) и Заросший пруд (1879, ГТГ); Василий Перов (1833-82), самый известный пейзаж которого – « Последний трактир у городских ворот» (1868, ГТГ, Москва); и Валентин Серов (1865-1911), автор Жеребят на водопое в Домотканово (1904, Третьяковская галерея).
Пейзаж ХХ века
Пейзажное искусство ХХ века было переопределено как жанр рядом художественных движений ХХ века. В Америке к ним относятся: прецизионизм (1920-е годы) – идиома, разработанная Чарльзом Демутом (1883-1935) и Чарльзом Шилером (1883-1965), в котором основное внимание уделялось городским пейзажам с промышленными зданиями; Американская сценография и регионализм, оба из которых были сосредоточены на городских пейзажах маленького городка Америки – см. Также неподвижные структуры Эдварда Хоппера, как в Доме у железной дороги (1925, Музей современного искусства) и Маяк на двух огнях (1929, Музей Метрополитен); и фотореализм (1960-70-е годы), городские пейзажи которого выполнены такими художниками, как Рикар Эстес. (р. 1932).
Париж
Хотя талантливые художники и многочисленные художественные движения возникали в Германии, России и Швейцарии, Париж по-прежнему оставался центром современного визуального искусства в начале двадцатого века. Почти все известные западные художники посещали Париж, работали там или знали о его моде в области композиции и живописи. Пейзаж продолжал развиваться как жанр в Европе, но все художники были сильно затронуты новым политическим, а также художественным климатом перемен и отреагировали на это по-разному.
Фовистские пейзажи
Морис де Вламинк (1876-1958), гоночный велосипедист и оркестровый скрипач, активно исследовал фовизм в начале 1900-х годов с красочными, густыми пейзажами. Позже они превратились в формульные композиции, основанные на палитре красного, синего, желтого и зеленого цветов. Его пейзажи включают: Буксир в Шату (1906); Вид на Сену (1906 г.), а также виды нескольких зимних деревень. Парижское искусство 1900-х годов также оказало влияние на американца Джона Марина (1870–1953), известного своими кристаллическими морскими пейзажами и лирическим изображением Нью-Йорка. Среди других художников-фовистов, которые внесли свой вклад в жанр пейзажа, были Андре Дерен, Альбер Марке и Отон Фриез.
Кубистские пейзажи
Немецкие экспрессионистские пейзажи
Die Brucke (Ди Брюке) была сырой, но талантливой группой немецких художников-экспрессионистов из Дрездена, в которую входили Эрнст Кирхнер (1880-1838), Эрих Хекель (1883-1970), Карл Шмидт-Ротлуф (1884-1976), Макс Пехштейн (1881-1955), Отто Мюллер (1874-1930) – находившиеся под влиянием фовистов, Гогена и первобытного искусства в целом. Используя яркие цвета и смелые очертания, они выразили свою радикальную политику в пейзажах современных людей (около 1908 года), а с 1911 года и в городских городских пейзажах. Василий Кандинский (1866-1944), основатель группы Der Blaue Reiter (Синий всадник), русско-немецкий пионер современного искусства, разработал собственный вид пейзажной живописи, но с 1912 года перешел к полной абстракции. Оскар Кокошка (1886-1980), австрийский художник, был известен своими красочными городами и реками. Напротив, Макс Эрнст (1891-1976), дадаистский художник-сюрреалист, создавал метафизические пейзажи и городские пейзажи в смешанной технике, включая масло и фроттаж. Его пейзажи оказали сильное влияние на Сальвадора Дали, яркого самозваного лидера сюрреалистического движения в межвоенные годы.
Англия
Английскую традицию новаторского ландшафтного искусства продолжил Пол Нэш (1889-1946), который персонализировал свой натуралистический язык, чтобы придать своим пейзажам трансцендентный, иногда апокалиптический характер. Грэм Сазерленд (1903–1980) добавил драматические нотки в свои валлийские пейзажи конца 1930-х годов, в то время как Ивон Хитченс (1893–1979) изобразил пейзажи юга Англии полуабстрактно, от руки.
Ирландия
История ирландского искусства раскрывает ряд талантливых ирландских художников-пейзажистов. Два мастера первой половины двадцатого века: Пола Генри (1876-1958), который заработал свою репутацию на небе, болоте, море и сельской местности на западе Ирландии, и Джек Б. Йейтс (1871-1957), чьи полотна в экспрессионистском стиле содержат угрюмые пейзажи западного побережья Ирландии. Примитивный художник с острова Тори Джеймс Диксон был еще одним уникальным представителем этого жанра. См. Также: Пленэрная живопись в Ирландии.
Сент-Айвс
Как и Ньюлин до этого, город Сент-Айвс в Западном Корнуолле стал маяком для пейзажистов, скульпторов и других художников после завершения строительства Великой Западной железной дороги в 1877 году. Во время визита в Сент-Айвс в 1928 году художника Бена Николсона (1894-1982) поразила примитивность работы местного художника Альфреда Уоллиса. С началом Второй мировой войны Николсон вернулся и поселился недалеко от Сент-Айвса вместе со своей женой Барбарой Хепворт и русским скульптором-конструктивистом Наумом Габо. После войны город стал центром авангардной живописи и скульптуры. Среди членов школы Сент-Айвс – Терри Фрост, Патрик Херон, Вильгельмина Барнс-Грэм, Роджер Хилтон, Питер Ланьон и Брайан Винтер, а также современный гончар Бернард Лич. В 1993 году открылась художественная галерея Тейт Сент-Айвс, в которой были представлены работы этой школы: « Зеленое, черно-белое движение» (1951) Терри Фроста, Живопись с горизонтальными полосами (1958) Патрика Херона и Портлвен (1951) Питера Ланьона.
Послевоенные пейзажи
Во всяком случае, сразу после Второй мировой войны, искусство стало еще более запутанным и разрозненным. Возникли новые движения, такие как абстрактный экспрессионизм, нео-дада, поп-арт, новый реализм, минимализм, оп-арт, чтобы отразить меняющиеся ценности и творческие приоритеты.
В Австралии группа молодых художников-экспрессионистов во главе с Расселом Дрисдейлом (1912-1981) и Сидни Ноланом (1917-1992) в 1940-х и 1950-х годах создала ряд исключительных пейзажных картин: « Софала» (1947, Художественная галерея Нового Южного Уэльса) Дрисдейла; Экспедиция Берк и Уиллс (1948, Сидней Нолан траст) Нолана.
Английский художник-пейзажист Бен Николсон переехал в Швейцарию и основывал свои абстрактные пейзажи на видах из окон и своих путешествиях. Недооцененный русский аристократ Николас де Сталь (1914-1955) создал простые формы в пейзажном стиле с помощью густой цветной краски, прежде чем покончить жизнь самоубийством в 1955 году. Американец Матисс Ричард Дибенкорн (1922-1993) стал известен своими новаторскими полуабстрактными берегами, в то время как поп-художники прибегали к формулам и знакам, связанным с пейзажем и открытой дорогой. Работы Дэвида Хокни (1937 г.р.) – калифорнийские пейзажи, синтезированные из сцен, последовательно просматриваемых из его машины. Художники-фотореалисты также обращают свое внимание на пейзажную живопись с интересными и запоминающимися результатами.
Пейзажное искусство XXI века
Остается неясным, как будет развиваться пейзаж в новом веке. Будут ли требования и дисциплины академического искусства стимулировать возврат к традиционным, натуралистическим полотнам, или же мода на абстрактное и дискурсивное искусство, включающее фигуры и действия, а также современные методы доставки, такие как видео, продолжат доминировать? Интересно, какие пейзажи написали бы Тернер и Моне, если бы они были живы сегодня.
Подробнее о различных типах живописи (портреты, пейзажи, натюрморты и т.д.) – см.: Жанры живописи.
- Что такое частота обновления в игре
- что такое роща определение