что такое пет проект

Защита авторских прав на ваши Pet-projects

Что делать, когда вы получили претензию, требование или иск по вашему проекту от работодателя или партнера с требованием передать все материалы? Как вы можете защитить свои проекты в этом случае или сильно заранее, для профилактики? Много ли разработчиков разбираются в этом? Количество разработок и результатов творческой деятельности неуклонно растет и возникает все больше спорных ситуаций по правам на эти проекты (произведения). Поэтому вопрос защиты прав на Pet-project (пет-проекты) становится практикой. К тому же она может быть не такой уж сложной.

Вадим Кирюхин, управляющий партнер, адвокат юридической фирмы «Кирюхин и Партнеры», член международной ассоциации адвокатов (International Bar Association) сегодня расскажет, что такое пет-проект с точки зрения российского законодательства и что вы можете сделать, если получили претензию от вашего работодателя с требованием передать все материалы по пет-проекту. Вы узнаете также, какие в настоящее время есть способы защиты ваших прав на пет-проекты, а в конце рассмотрим кейсы из судебной практики.

что такое пет проект. Смотреть фото что такое пет проект. Смотреть картинку что такое пет проект. Картинка про что такое пет проект. Фото что такое пет проект

Основные споры, с которыми мы встречаемся на практике, это случаи, когда работодатель (компания, заказчик) пытается забрать себе пет-проект, требуя от автора передачу всех материалов и даже выплату компенсации. Поэтому важно понимать, где проходит грань между служебным произведением (то, что вы делаете на работе) и вашим домашним пет-проектом.

Сейчас в российском законодательстве по умолчанию все исключительные права на произведения, которые работник создает на рабочем месте, принадлежат работодателю и являются служебными произведениями. Он может использовать и распоряжаться произведением по своему усмотрению. В то же время, авторские права на данные произведения по умолчанию принадлежат автору (право упоминания в качестве автора), причем на весь период вашей жизни.

Тем не менее, существуют отдельные критерии того, когда пет-проект считается служебным и не может быть приравнен к пет-проекту. В первую очередь, это — подписанный договор — трудовой или гражданско-правовой, в котором закреплены ваши должностные обязанности и трудовые функции. Они могут быть описаны также в локальных нормативных актах компании, в ваших должностных инструкциях и прочих рабочих документах. В этом случае при разрешении споров даже задания, отправленные по электронной почте, зачастую приравниваются к служебным заданиям, а результат — к служебному произведению.

Чтобы пет-проект не был приравнен к служебному произведению, судебная практика выделяет следующие основные моменты:

Тем не менее, практика показывает, что при выяснении отношений в суде или за столом переговоров с вашим работодателем ключевую роль сыграют документы, подтверждающие ваши права на произведение. Вариантов создания таких подтверждающих документов (которые принимаются судом) для защиты ваших прав на пет-проекты есть несколько.

Варианты защиты

Почта России

что такое пет проект. Смотреть фото что такое пет проект. Смотреть картинку что такое пет проект. Картинка про что такое пет проект. Фото что такое пет проект

Самый простой и доступный вариант — это отправка письма через Почту России. Например, если вы создали какой-то логотип, дизайн, то распечатайте его на принтере, положите в конверт и отправьте от себя себе через почту, заказным или ценным с описью письмом (чеки сохраните). Получив это письмо, вы его не вскрываете, а просто храните с документами до наступления спорной ситуации (если такая возникнет). При необходимости в суде, если потребуется каким-то образом подтвердить ваши права на созданный материал, вы под протокол вскрываете почтовый конверт и фиксируете его содержимое, которое подтверждает ваши авторские права на созданный материал.

Нотариальное заверение

Следующий вариант по защите прав — нотариальное заверение. Это более дорогой способ по сравнению с почтой, но также действенный, когда, например, вы хотите оперативно зафиксировать дизайн или функционал веб-сайта. Для этого необходимо обратиться к нотариусу и сделать протокол нотариального осмотра того или иного сайта:

что такое пет проект. Смотреть фото что такое пет проект. Смотреть картинку что такое пет проект. Картинка про что такое пет проект. Фото что такое пет проект

Публикации

Третий вариант — публичное использование созданного произведения. Это включает в себя публикации в различных СМИ, как печатных, так и электронных, а также публичные выступления с видео-фиксацией. Здесь ключевым моментом является наличие даты и времени, а также указание вас как автора (спикера) в материалах.

что такое пет проект. Смотреть фото что такое пет проект. Смотреть картинку что такое пет проект. Картинка про что такое пет проект. Фото что такое пет проект

Депонирование

Четвертый вариант защиты прав — регистрация авторских прав в формате депонирования. В России существует большое количество организаций, которые оказывают услуги депонирования, также услуги по управлению авторскими правами. По сути депонирование — это когда вы описываете и передаете на материальном носителе (бумаге или компакт-диске) ваш проект для регистрации и в результате получаете свидетельство о депонировании. Можно провести аналогию с регистрацией товарного знака, только процесс депонирования намного быстрее и дешевле:

что такое пет проект. Смотреть фото что такое пет проект. Смотреть картинку что такое пет проект. Картинка про что такое пет проект. Фото что такое пет проект

Российские суды очень хорошо относятся к подобным документам. Верховный суд, а также суды нижестоящих инстанций, неоднократно принимали в качестве доказательств (подтверждения авторских прав) свидетельства о депонировании — и на их основе авторы отстаивали свои законные интересы и права.

Конфликт

Так что же делать, если вы получили претензию от вашего работодателя с требованием передать все материалы по пет-проекту?

Ответственность

Идем к юристу

Кейсы

Иванов vs Горводоканал

Суть дела: в нерабочее время сотрудник организации Иванов сделал фотографии. Горводоканал осуществил публикацию фотографий на своем сайте без согласия автора.
Иванов осуществил нотариальный осмотр сайта, зафиксировал нарушения и обратился в суд с требованием о выплате компенсации. Иванов исходил из того, что эти фото являются его собственностью и не приравнены к служебным произведениям.

Суд определил, что в должностные обязанности входила фотосъемка, кадровые документы были оформлены, в положениях и инструкциях отражены служебные произведения.

Решение суда: отказать Иванову в удовлетворении иска.

ООО «Амедико» vs ООО «ТелеПат»

Суть дела: группа сотрудников, работая в компании «Амедико», в нерабочее время разработали мессенджер («Medsenger») и зарегистрировали одноименный домен. После увольнения открыли свою компанию «ТелеПат» и зарегистрировали программное обеспечение и товарный знак (ПО/ТЗ).

ООО «Амедико» обратилось в суд на бывших сотрудников и компанию с требованиями о передачи прав на ПО/ТЗ и выплату компенсации 5 000 000 рублей.
Суд установил отсутствие должного трудового оформления в период работы сотрудников в ООО «Амедико», должностные инструкции и кадровые документы не содержали подобного блока работ.

Решение суда: в иске было отказано.

Veeam Software vs eLearning Metadata Manager

Суть дела: Петров А. в рабочее время создал программу для дистанционного обучения. Документами было предусмотрено, что исключительные права остаются за сотрудником. Компания «Veeam Software» стала использовать программу без указания автора и выплаты вознаграждения.

Решение суда: взыскать с компании компенсацию в размере 2,2 млн. руб. и запретить компании дальнейшее использование программы.

Рекомендации

Таким образом, начиная работать над пет-проектом, лучше всего сразу делать шаги по защите своих прав, чтобы в будущем можно было доказать авторство и претендовать на вознаграждение или компенсацию за нарушение ваших прав. Вначале отдельные элементы можно фиксировать и защищать через Почту России, а дальше смотрите — если понимаете, что проект готов, то тогда думайте уже о депонировании или иных вариантах защиты.

В процессе работы над проектом отслеживайте, насколько сильно изменился проект по сравнению с задепонированным. При небольших изменениях новой регистрации не нужно. Но если изменения были большими — лучше регистрировать ваши права повторно.

Конечно, в каждом конкретном случае варианты защиты будут индивидуальны, от скриншотов переписки до нотариальных документов, договоров и т.д. Учитывается и рабочий график, например, режим удаленной, дистанционной работы, который не отменяет положений компании о точных временных границах рабочего дня. То есть, даже работая из дома, вы это делаете в соответствии с рабочим графиком компании, у которой должно быть положение о внутреннем трудовом распорядке. А после окончания рабочего дня наступает ваше личное время.

При этом не нужно информировать компанию, что у вас есть пет-проект — если вы его создаете в ваше свободное личное время. Но если по тематике пет-проект схож с проектами компании (например, вы тоже создаете свою мобильную игру), то вам нужно проверить, какими кадровыми документами отрегулированы ваши отношения с компанией, какие трудовые обязанности прописаны. И если они пересекаются, то стоит подумать, как отделить ваш пет-проект от компании.

Когда оформлять соглашение в команде?

В тех случаях, когда вы работаете со сторонним дизайнером или другими третьими лицами, подписывайте с ними договор, по которому все права передаются вам.

Если вы разрабатываете, например, мобильную игру с другом, оформляйте соавторство. Такие соглашения используются очень часто. Вы также можете разделить ваши права в соглашении (кому-то логотип, кому-то программный код). Доходы в соавторстве по умолчанию делятся между всеми авторами поровну, если вы не пропишете иные условия.

Как передавать, продавать права?

Для использования вашего проекта лучше всего оформить лицензионный договор. В нем вы передаете права на использование проекта. Договор может быть как исключительный (без права передачи прав третьим лицам), так и неисключительный (соответственно, с правом передачи третьим лицам).

Если вы используете открытый исходный код для создания своего проекта, то, конечно, открытый исходный код по умолчанию могут использовать любые третьи лица. Поэтому вам нужно лицензировать ту часть приложения, которая была создана на основе этого кода, имеет свой функционал, который вы можете описать. Таким образом, для любых дальнейших действий с вашим пет-проектом, обязательно должно быть определено на бумаге, что он из себя представляет. После чего у вас уже не будет проблем при передаче прав на использование проекта, при продаже проекта или получении прибыли при соавторстве с любого размера командой.

TeamLead Осень 2020 — конференция для тех, кто не желает управлять командой наугад и проводить сомнительные эксперименты на людях. Это конференция по управлению людьми не только в IT-сфере, для тимлидов из небольших компаний и корпораций, где вы получите максимальную концентрацию тимлидского опыта на чел/час и кв.м

Билеты уже в продаже. Можно участвовать как онлайн, так и по старинке, общаясь вживую. Присоединяйтесь!

Источник

Pet-проекты: прихоть, инструмент самосовершенствования или попытка отвлечься?

Привет, Хабр! Меня зовут Кирилл Кошаев, я Java-разработчик в «Газпром информ» и преподаватель профессии Java-разработчик PRO на образовательной платформе Skillbox. Сегодня хотел бы поговорить о такой интересной теме, как pet-проекты. Здесь, на Хабре, они есть у многих, у меня, кстати, тоже. И я хотел бы обсудить важность pet-проектов для представителей IT-отрасли.

Личный кейс

Сперва расскажу о собственном опыте ведения pet-проектов. Как и говорилось выше, у меня их много. Но я не веду все их одновременно: большинство идет в «долгий ящик», какие-то забрасываются и забываются, а некоторые становятся серьезными проектами, которые не стыдно и в портфолио показать.

После долгих месяцев работы над проектами “в стол”: приложения для подсчета фруктов в корзине, вывода фигур в консоль при помощи ASCII и кучи тестовых стендов для понимания работы библиотек выбранного мной языка, ко мне пришло осознание определенного застоя на одном месте.

Размышления на эту тему привели меня к следующему решению: необходимо собрать все, что я изучил в одну большую кучу и запилить уже что-то более серьезное, что-то, что будет не просто очередным tutorial example, а самодостаточным приложением, которое воплотит в себе конкретный функционал и будет решать определенные задачи. Появилась амбиция разработать что-то полезное, что можно было бы скачать/загрузить/установить и использовать на своем устройстве всем, кто того пожелает. Осталась сущая малость — придумать идею.

Генерация идеи — камень, на который находит коса всякого начинающего программиста, приступающего к своему первому pet-проекту. В первую очередь, я столкнулся с тем, что куда бы я ни посмотрел и что бы ни придумал, в 90% случаев аналогичное приложение уже существовало на рынке и даже не в единственном воплощении, а оставшиеся 10% занимали идеи, на реализацию которых уже требовалась команда и, соответственно, все необходимые для командной разработки инструменты и технологии, а ведь я только-только разделался с ядром выбранного мной языка программирования.

Как раз здесь обычно и наступает переломный момент, поскольку нечто вроде «Hello, World» и простых задачек писать уже не хочется, а для хорошего pet-проекта нет достойной идеи. У новичков здесь обычно звучит фраза в стиле: “Ну… я не знаю, что делать дальше, все дико сложно и я не очень понимаю, что еще можно написать на этом языке X, кроме всех тех helloworld-ов, которые я уже написал”. Далее программирование либо оказывается заброшенным вообще, либо проходит смену изучаемого языка/технологии/библиотеки/фреймворка (нужное подчеркнуть), и все начинается с самого начала, пока человек снова не придет к этой переломной точке.

Выходом из этой ситуации для меня стало решение воплотить в первом pet-проекте игру. Мне показалось это идеальным форматом по соотношению трудоемкости, интереса и сложности применяемых технологий. Я немедленно приступил к делу и начал раскапывать различную информацию о том, как, с помощью каких технологий и в рамках изучаемого мной языка, я смогу разработать и выкатить в одиночку небольшую инди-игру, пройдя все сопутствующие этапы самостоятельно.

Почему именно игра:

Сколько их будет, pet-проектов?

Я уверен, что pet-проекты были, есть и будут время от времени возникать в практике практически любого программиста. Почему? Я считаю, что, когда заканчивается эра Hello World программ, начинается эра pet-проектов. Иными словами, когда вы, как начинающий программист, упираетесь в потолок практической ценности от написания простейших программ типа “вывод в консоль звездочками елочек”, “greetings app”, и тому подобных, для дальнейшего роста вам придется переходить к написанию более сложных программ, то есть pet-проектов.

В работе над pet-проектом вы по-прежнему будете писать код, но теперь вам потребуется некая комплексная идея. Еще недавно вы ликовали, запуская MySimpleWhishListApp у себя на localhost, и тут внезапно оказывается, что это только предгорья, а новые вершины лишь слегка видны за скрывающим их туманом технологий, библиотек и инструментов, которые понадобится освоить, чтобы туда добраться.

И так будет происходить еще не раз до тех пор, пока вы не достигните Олимпа всей этой ИТ-тусовки и не станете senior-архитектором в уважаемой корпорации, владельцем собственного стартапа или осядете где-то на подступах, предпочтя расти по горизонтали, а не вертикали.

А времени сколько на это уходит?

Моя личная практика, показывает, что время, уделяемое pet-проекту, не является константой. Я не подчиняю работу над pet-проектом фиксированному графику, а работаю в свое удовольствие и в меру возможностей.

Вы должны понимать, что это именно pet-проект, и изначально в большинстве случаев он представляет ценность исключительно для вас, если только выбранная идея не окажется настолько удачной, что pet-проект перерастет уже в production-grade. На начальных этапах, пока вы полны энтузиазма и еще не столкнулись с первыми сложными проблемами реализации, pet-проекту может уделяться довольно много времени, вплоть до полного рабочего дня.

Еще один важный нюанс — судьба таких проектов. На мой взгляд, предопределить ее нельзя. Внезапно вас может озарить, кажущаяся на первый взгляд совершенно гениальной идея. Вы на голом энтузиазме напишете пару тысяч строк кода, а потом внезапно поймете, что запал прошел и изначальная идея уже не кажется такой гениальной, как раньше. В другой раз вы проведете за развитием очередного pet-проекта пару месяцев, доведете дело до версии 1.0, выполните релиз, но дальше версии 1.0 уже не пойдете, предпочитая переключиться на что-то другое. И конечно, есть все шансы, что вы попадете в яблочко, и ваш pet-проект начнет стремительный взлет к высотам production-grade проектов.

Польза pet-проекта для начинающего программиста

Новичку работа над pet-проектами позволяет перейти от экспериментов с возможностями изучаемого языка к реальными командным проектам, за работу над которыми платят деньги. Для продвинутых программистов работа над pet-проектами — возможность исследовать и пробовать в деле различные технологии, например с помощью pet-проекта подробно изучить процесс создания REST-сервисов. Наконец, pet-проекты можно создавать и ради фана. Например, я иногда люблю воспроизводить в различных вариациях game of life, чтобы в качестве разрядки отвлечься от работы и предотвратить выгорание.

Начинать свой первый pet-проект следует в интересной для себя области. Моим первым языком программирования был VisualBasic, но хоть сколько-нибудь значимые программы я начал писать только после 1.5 лет программирования на Java. В этом языке, на мой взгляд, есть в целом два больших направления: enterprise и мобильная разработка. И поскольку к enterprise-разработке я впервые подошел только спустя еще год, на момент создания первого pet-проекта мой выбор был очевиден. Именно поэтому первый мой проект — небольшая 2D игра для смартфона. C тем же успехом это могло бы быть все, что угодно, например, какие-нибудь Arduino/RaspberryPI проекты в том случае, если бы я увлекался электротехникой. Или, скажем, какая-нибудь новая js-библиотека, если бы моим основным языком был JavaScript, а не Java.

В качестве вывода

Pet-проект — нечто среднее между простейшими программами, на которых вы учитесь работать с выбранным языком, и production-grade проектами, на которых вы зарабатываете деньги. Зачем они нужны? Pet-проекты, в первую очередь, учат разработке. Не простейших программ, а именно проектов, из которых позднее и при благоприятном стечении обстоятельств могут вырасти production-grade проекты.

Pet-проекты — это личный гараж-мастерская, где программист или даже небольшая команда разработчиков, комбинируя различные технологии, идеи и подходы к их реализации, может в итоге получить то, что называется MVP — минимально жизнеспособный продукт. Вместе с тем, pet-проекты позволяют вам не только экспериментировать и весело проводить время. Как было сказано выше, они учат создавать целостные проекты, ориентироваться в огромном мире библиотек, фреймворков и прочих инструментов. Pet-проекты заставляют нас двигаться дальше, осваивать новые технологии, расширять свой инструментарий, работать в команде, выйти за пределы HelloWorld и MyFirstGreetingsApp программ.

Источник

5 простых применимых Python пет-проектов

Для джунов это отличная возможность компенсировать отсутствие коммерческого опыта в резюме.

Пет-проект не сильно отличается от коммерческого. На нём встречаются задачи разной сложности. Чем больше и чем сложнее задачи, тем быстрее развиваешься как разработчик.

Пет-проект требует желания, усилий и свободного времени. Но преимущества в виде полученного опыта и знаний компенсируют это.

Все подборки с пет-проектами об одном и том же: telegram-бот для погоды, змейка и прочие бесполезные вещи. Тут я расскажу о реально полезных, применимых в жизни и одновременно очень простых проектах.

1. Генератор паролей

Простая, применимая в жизни программа, которая позволяет быстро сгенерировать безопасный пароль.

Использование:

Программа предлагает выбрать параметры для составления необходимого пароля:

2. Шифрование файлов

Программа, позволяющая шифровать и расшифровывать файлы.

Установите модуль для шифрования файлов pyAesCrypt:

pip install pyAesCrypt

Использование:

Укажите в коде путь к файлу.

Запустите программу и введите пароль.

Чтобы расшифровать файлы, используйте скрипт decryption.py и введите пароль, который вводили для шифрования.

3. Генератор QR-кодов

что такое пет проект. Смотреть фото что такое пет проект. Смотреть картинку что такое пет проект. Картинка про что такое пет проект. Фото что такое пет проект

Программа, которая позволяет генерировать QR-код по ссылке.

Установите библиотеки qrcode и image:

pip install qrcode

Использование:

В файле main.py укажите ссылку, по которой вы хотите сгенерировать QR-код.

В папке появится файл .png, это и есть сгенерированный QR-код.

4. Преобразование видео в GIF

Программа, позволяющая легко преобразовывать video-файлы в GIF-файлы.

Установите библиотеку:

pip install moviepy

Использование:

Укажите путь к видео файлу.

Укажите путь к файлу GIF.

5. Распознавание текста на изображении

Программа, которая распознаёт текст на изображении и записывает его в .txt файл.

Установите библиотеку:

pip install pytesseract

Использование:

Добавьте в папку проекта изображение .jpg или .png, из которого вы хотите распознать текст, и файл .txt для записи текста.

Текст с изображения будет записан в указанный вами файл .txt.

Если у вас тоже есть идеи для pet-проектов, на которых вы изучаете новые технологии, поделитесь своим опытом в комментариях.

Источник

Почему мы должны перестать заниматься пет-проектами

что такое пет проект. Смотреть фото что такое пет проект. Смотреть картинку что такое пет проект. Картинка про что такое пет проект. Фото что такое пет проект

Я проработал над своим проектом три года. Причем этот был далеко не первый, у меня скопилось целое кладбище незаконченных проектов. Но ведь на основной работе я вполне успешно справляюсь со своими задачами. Нет проблем ни с оценкой сроков, ни с исполнением.

Конечно, такая ситуация не должна никого удивлять: работа — это работа, а домашний проект должен приносить удовольствие, можно делать самое вкусненькое, а не заниматься однообразной шлифовкой мелких деталей, которые необходимы для релиза.

Все это так, но удовольствие видеть, как твоим продуктом пользуется кто-нибудь еще, видеть, что он решает чьи-то проблемы — несравнимо выше. Так что я решил во что бы это ни стало довести хотя бы один проект до релиза.
Нужно было всего лишь разобраться, что мне мешало сделать это раньше.

Самое начало: что такое пет-проект?

Давайте перестанем заниматься пет проектами, это что-то слишком неопределенное, слишком непонятное, давайте фокусироваться на том, что приведет нас к логическому завершению.

Проект. Просто проект

Каждый знает как работать над проектом. Мы занимаемся этим изо дня в день на основной работе. Вы, наверное, представляете себе все эти таблицы, диаграммы, тайм-трэкеры и думаете, что проект — это скучно. Не стоит переживать. Свой собственный проект — это очень увлекательно. Прежде всего подумайте о перспективе: наблюдать за развитием своего проекта очень приятно. И потом — нужно просто увидеть, как этим пользуется кто-нибудь еще. В любом случае, опыт работы над проектом в качестве и заказчика, и исполнителя, и менеджера никогда не будет лишним.

Терпение безусловно понадобится, но результат стоит этого.

Мне часто приходится повторять себе:

Какова моя цель? Для чего я это делаю?

На пути много разных интересных блестяшек, которые постоянно отвлекают от основной цели. Ответ на этот вопрос поможет правильно расставить приоритеты.

Время

Тайм-менеджмент — это огромная проблема. Написано масса литературы, существует множество лекций и пр., но, конечно, же универсального алгоритма не существует.

Я могу просто дать несколько советов, которые в моем случае работают. Начинайте с планирования. Нет ничего лучше, чем старые добрые диаграммы Ганта. Разбейте свой проект на задачи, сделайте временную оценку каждой задачи, выпишите их. Убедитесь, что для завершения всех задач потребуется больше одной жизни, перенесите некоторые задачи в бэклог «на потом». Повторите все сначала. Опять же, четкое понимание цели поможет расставить приоритеты для каждой задачи.

Кстати, при оценке задачи учтите, что дни — это уже не те самые восьмичасовые рабочие дни. Засекайте время, которые вы потратили на выполнение каждой задачи. Во-первых, это сделает временную оценку более аккуратной. Во-вторых, тайм-трекинг будет хорошей подсказкой, что вы движетесь в правильном направлении (или наоборот — в неправильном). Очень важный момент — таймтрекинг поможет не терять мотивацию в те моменты, когда кажется, что усилия не приносят никаких результатов.

Ресурсы

Изначально может казаться, что у персональных проектов нет ресурсов, которыми нужно управлять, но это не так. Для начала подумайте о своем личном времени. Можете разделить вашу зарплату на количество рабочих часов и получить (очень грубо) вашу стоимость как специалиста в час. Теперь подумайте о деньгах: что дешевле — починить кран на кухне самостоятельно, или заплатить кому-нибудь за эту работу и сэкономить свое время? Если вы собираетесь зарабатывать деньги своим проектом, то почему бы не начать раньше? Вы можете нанять человека для создания сайта, SEO статьи, или проведения маркетингового исследования.

Самый ценный ресурс вашего проекта, его жизненная сила — это ваша мотивация. Не ждите вдохновения, управляйте своей мотивацией как и любым другим ресурсом.

Опять же — никаких серебренных пуль, только советы:

Держите под рукой список задач. Всегда есть что делать, даже если вы не в настроении делать что-то одно, можно заняться и другим. Просто убедитесь, что вы не тратите время на ненужные задачи.

Не дописывайте до точки, оставляйте работу на завтра. У меня есть только 2-3 часа после работы на свой проект. Намного проще продолжить вчерашнюю задачу, чем начинать вникать в новую. А еще это избавляет от «раскачки» (всего 2-3 часа, на фейсбук, любимые блоги и комиксы просто не остается времени).

Сейчас вы прочитали про управление проектом и, возможно, думаете: «А в чем же собственно фан?» Я могу поспорить, что ваш домашний проект очень инновационный. По крайней мере для вас это что-то новенькое (иначе зачем это?).

Хм. Управление инновационным проектом, в условиях полной неопределенности, постоянный поиск. Погодите, разве это не…

Стартап

Стартапы — это очень весело и увлекательно. Спросите кого угодно. Более того, сейчас вы можете найти тонны литературы, видеоуроков, блогов, лекций, курсов о том, как управлять стартапом. Еще лучше: стандартные стартап-техники можно брать и использовать в своем проекте уже прямо сейчас.

Минимально жизнеспособный продукт — MVP

Minimum viable product, или MVP — это общепринятый термин (МЖП звучало бы странно). Стартапы используют MVP чтобы подтвердить (или опровергнуть) гипотезы о продукте. Изначально — «этим будут пользоваться», «это будут покупать», и пр.

MVP в домашнем проекте — не совсем тоже самое, что и в стартапе. Что-то минимально жизнеспособное нужно сделать как можно раньше, с минимальными затратами, но его основная задача — поддерживать вашу мотивацию. Если работать над чем-то, что нельзя «пощупать», это очень быстро надоест.

Например, если мне предстоит написать массу кода перед тем, как я смогу что-нибудь запустить, я делаю юнит тесты. Возможность запустить юнит тесты помогает двигаться дальше, не говоря уже о пользе раннего тестирования.

Что-то рабочее нужно иметь под рукой постоянно. И это не только мотивирует, но и дисциплинирует. Например, заставляет сфокусироваться только на одном изменении, вместо внесения множества изменений за раз, чтобы ничего не сломать, если говорить о коде.

Аудитория

Основная проблема стартапа — поиск своей аудитории. Это тоже можно взять на заметку (есть масса литературы и уроков). Вы не одни, есть еще люди, которые потенциально заинтересованы в вашем проекте также, как и вы сами. Найдите их, расскажите о своей идее. Вы можете найти единомышленников, наслушаться хороших советов и замечаний. В любом случае, отзывы живых людей мотивируют лучше тысячи видео с котиками.

Можно использовать множество других идей из мира стартапов, все зависит от того, чего вы хотите добиться своим проектом.

Продуктивность требует жертв

Времени постоянно не хватает, не только на личные проекты, а вообще. Мы не можем увеличить количество часов в сутках, но мы можем быть более продуктивными.

Режим. Плохие новости, да. Люди наиболее продуктивны, когда живут согласно цикличному графику.
Если сегодня я лягу в 4 утра, завтра я не успею выполнить все задачи на основной работе, прийдется овертаймить, и на персональный проект не останется времени, и т.д. Лучше придерживаться графика.

Спорт. Как ни крути, а тушку нужно поддерживать в хорошем состоянии, иначе — последствия будут печальными. Занятия спортом трудно начать, но зато уже через пару недель тело начнет просить следующую порцию физической нагрузки, да и состояние, когда хочется просто бежать вперед, потому что можешь, словами не описать.

Баланс. Все как всегда, но при наличии персонального проекта ситуация становится более критичной. Я и сам много читал про важность уметь балансировать, но при этом умудрялся загнать себя в burnout. Burnout — это состояние физического и эмоционально истощения. Даже понимая свое состояние, уже не остается сил на то, чтобы переключиться, поехать куда-нибудь, просто отдохнуть. И ты действуешь по привычке, как белка в колесе, не в состоянии вырваться из этого круга.

Вот и все. Я надеюсь, что эта статья поможет вам закончить ваш домашний проект, а с ним Мир станет пусть чуточку, но лучше.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *