что такое перья на мотоцикле

Подвески

В передней части рамы находится рулевая колонка, к которой на подшипниках через траверсы крепится передняя подвеска.что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

На большинстве современных мотоциклов она состоит из двух одинаковых деталей, которые, в свою очередь, состоят из двух труб – пера и стакана. По сути, она напоминает телескоп и поэтому называется телескопической. Перо вставлено в стакан, внутри этой сборки находится пружина, масло и те устройства, которые позволяют этому маслу замедлять перемещение пера относительно стакана. Масло позволяет гасить колебания пружины, тем самым оно не дает колесу начать прыгать по дороге после наезда на неровность. Автомобильный амортизатор выполняет ту же функцию, при этом, как правило, пружина в автомобильных подвесках устанавливается отдельно. Эффективность и комфортность работы подвесок напрямую зависит от соотношения подрессоренных и неподрессоренных масс.

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоциклеЧем дороже и технологичнее мотоцикл, тем больше регулировок предлагают производители вилок. Самое простое – регулировка предварительного поджатия (2) пружины (преднатяга), это есть почти у всех мотоциклетных вилок. Закручивая гайку, находящуюся сверху мы можем немного сжать пружину, тем самым, уменьшив просадку подвески. Гидравлические регулировки есть не на всех вилках, в основном на спортбайках и дорогих туристах. Сверху находится винт регулировки демпфирования отбоя (1), снизу демпфирования сжатия. Закручивая или откручивая эти регулировочные винты, вы можете увеличивать или уменьшать пропускную способность жиклеров, по которым внутри вилки движется масло тем самым изменять скорость перемещения пера относительно стакана. Сейчас начинают появляться вилки, у которых регулировка демпфирования сжатия находится на одном пере, а демпфирования отбоя – на другом.

Там, где такие регулировки не предусмотрены, можно изменять уровень демпфирования вилки путем подбора вилочного масла разной вязкости. Когда вы только начинаете осваивать мотоцикл старайтесь не трогать эти винты, они стоят в среднем положении и ждут своего часа. Более подробно мы рассмотрим эти вопросы в разделе «настройка подвесок».

Телескопические вилки мотоциклов делятся на прямые и перевернутые. Обычная вилка, так называемый «прямой телескоп», это когда более тонкая часть – перо, находится сверху и закреплено в траверсах, нижняя толстая часть – стакан внизу. На перевернутой вилке все наоборот. У перевернутых вилок в отличие от прямых телескопов, длина стаканов – толстой части больше, чем перьев, в траверсах закреплены именно они и соответственно, эти вилки имеют большую жесткость на скручивание. В этих вилках используется более совершенная система демпфирования – картриджная. В отличие от простых вилок, в картриджных применяется более сложная система, которая позволяет гасить колебания подвесок в разных режимах движения.

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоциклеМаятник. К задней части рамы на подшипниках крепится так называемый маятник – рычажная подвеска заднего колеса. Так же, как и рама, он изготавливается из стали или алюминия, так же, как и вилка, он должен иметь достаточную жесткость на скручивание и как можно меньшую массу. Некоторые мотоциклы, например, Дукати или Хонда VFR имеют одноплечий маятник. Такое крепление заднего колеса называется консольным.

К маятнику крепятся один или два амортизатора. Принципиально амортизатор имеет такое же устройство и функции, как и вилка – пружина и гидравлика, и так же может иметь гидравлические регулировки и степень предварительного поджатия пружины.

Жесткость пружин подвески при вертикальных перемещениях должная быть разной. При плавных и относительно небольших перемещениях она должная быть мягче, при резких и с большой амплитудой жестче. Другими словами, она должна одновременно сглаживать небольшие неровности и не пробиваться до конца на больших. Свойство подвесок увеличивать свою жесткость по мере сжатия называется прогрессивной характеристикой. Это достигается установкой пружин с переменным шагом навивки или использованием системы рычагов (для задней подвески). На рисунке видно, что нижний конец амортизатора крепится не напрямую к маятнику, а через так называемые «косточки». Кстати, изменением длины «косточек» прогрессивной подвески можно поднять или, что чаще, опустить заднюю часть мотоцикла относительно земли. Для этого используется так называемый “lowering kit”.

Источник

Вторая жизнь вилки.

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

В августе после моего идиотского «приставания с поцелуями к невинным дамам» (YBR нежно и аккуратно поцеловал Toyota Platz) моему малышу загнуло оба пера вилки.

После работы страхового оценщика (через неделю после ДТП) можно было разобрать вилку, что я и начала делать в тот же вечер! Самым трудным было найти где можно прокатать перья, но об этом и многом другом под катом.

Разбирать приступила с мануалом у мотоцикла и под чутким любящим руководством (и помощью) мужа.

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

А вот и желобоковыгибистость перьев и моё скорбящее лицо:

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

Ну, ладно, сделаем типа шутливую фотку, а то я совсем загрустила.

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

И фотожабу, чтобы совсем весело стало =)

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

Для раскрутки перьев пришлось замастрячить специнструмент, т.к. не было подходящего шестигранника на 14:

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

Теперь сливаем масло с вилки, повесив её на крючок и подставив бутылку. Технологии 21-го века, однако =)

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

Дрочим сжимаем-разжимаем перо, чтобы слить остатки масла.

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

И обязательный элемент — специальнозаколхозенная хрень с магнитным наконечником для вытаскивания болтов из бутылки с маслом!

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

Теперь мне (как заслуженному склеротику России) очень важно разложить все элементы в порядке их правильного нахождения.
А ещё лучше связать все элементы проволокой и завязать большой и жирный узелок на элементах (например) правого пера (и записать что с узелком это право), чтобы по фен-шую потом собиралось =)

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

Теперь с чистой совестью можно ехать домой!

Искала где можно прокатать перья долго (с пятницы по вторник), но благодаря помощи моих любимых мотодрузей мы всё же нашли это заветное место!
За каждое перо отдала 400 рэ и мне позвонили уже на следующее утро — забирай, говорят, а то они уже кататься хотят! Я обалдела от такой скорости и счастливая помчала за перьями, потом на работу за маслом вилочным и в гараж.
Собирала очень быстро, т.к. скорее хотелось оживить своего любимца =)

По мануалу: полностью сжатое и пустое перо заливаем на 166 мм вилочным маслом.

Закрепляем перо в тисках за нижнюю часть, чтобы перо было в сжатом состоянии, берём вилочное масло (для УБРа это вязкостью 10) и усердно заливаем, заботливо измеряя уровень (я измеряла железной линейкой на проволоке с отметкой маркером на 16,6 см — сфотать забыла).

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

Затем заботливо протираем все внутренние детали пера!

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

Опускаем пружину в залитое маслом перо. Сверху кладём кольцо и трубу.

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

Закручиваем и затягиваем нашим волшебным специнструментом!

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

Во второе перо я всё-таки перелила масла на 4мм. Пробовала вытянуть лишнее шприцем, но он не достал. Тогда одела иголку, но и так тоже не достала… Короче, просто слила лишнее, наклонив перо и потом, так же аккуратно отмеряя, долила сколько надо.

Когда поставила оба пера на место, то не сдержалась и обрадовалась =)

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

Но когда начали мастрячить колесо, то оказалось что прокатали перья не идеально ровно и колесо не заходило между ними. Пришлось расслаблять траверсы и запихивать колесо, а уже потом затягивать перья обратно.

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

Сперва хотела без крыла ехать, но тросик мешался и тёрся о покрышку, так что поставили и его. Но приделывать отломанную часть крыла буду потом, а пока так поезжу.

Вот фотка перед выездом домой.

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

Юби чувствует себя хорошо и едет тоже хорошо, без расколбасов и шторма руля. Вуаля!

Как сказал один мой мудрый друг: «Первые ошибки, первые падения, первые дтп — всё это маленькая жизнь. Новая жизнь!» и я с ним очень согласна!

Всем вам ровных дорог, ребята!
Наконец-то я снова с вами в седле своего любимого малыша =) Навстречу новым (надеюсь только хорошим) приключениям!

Источник

Чтиво

Наш скромный уголок, для любителей почитать интересные статьи о мото спорте, технике вождения, различные нюансы и полезности…

Администраторы (1)

Модераторы (0)

Читатели (1234)

Чтиво → Органы управления мотоциклом

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

Тематика очень обширная и интересная. Конечно же, можно превратить всё это в книгу, но я постараюсь изложить материал кратко, чётко и понятно.

В данной статье я начну плавно. Вы погрузитесь в мир от краткого устройства рычагов управления до их особенностей и тонкостей использования. Данный материал направлен полностью на новых людей в мотокультуре и главной его целью дать понять человеку, что хороший Японский мотоцикл это предел совершенства.
Визуально поделим мотоцикл поперёк на две части – переднюю и заднюю.

К передней части мы отнесём элементы управления:

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

1. Передняя вилка
2. Руль или клипоны
3. Рулевой демпфер (на схеме его не видно, так как он может быть как внутри, так и снаружи, я опишу его ниже в статье отдельно)
4. Тормозной механизм
5. Сцепление
6. Газ

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

Клипоны – это рукояти, за которые мотоциклист держится двумя руками и кричит ЙЙЙХААА. :).

Почему клипоны называют клипоны? 🙂 Потому, что это не полноценный руль, а его окончания, которые крепятся за стаканы вилки над траверзом (у спорттуристов), для придачи мотоциклисту более удобной «сидячей» посадки удобной для дальних поездок; и под траверзой (у спортбайков), для придачи мотоциклисту «лежачей» гоночной посадки. Смотрим на схемы рисунков ниже:

Клипон на спорттуристе:

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

Вообще существует очень много рулевых демпферов и так же вариантов их установок: и над верхним траверзом, и под верхним траверзом и сбоку и как хочешь. Единственное, что хочу порекомендовать приобретать демпфер, который устанавливается чётко над верхним траверзом и имеет регулировку жёсткости. Кстати, удовольствие не из дешёвых, хороший демпфер 800 евро.

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

Он выполняет очень важные функции. При ускорении мотоцикла, его передняя часть разгружается, и давление колеса на асфальт близиться к нулю, при этом руль может «расколбаситься» в разные стороны. Вот как раз демпфер и сдерживает «расколбас» руля. Это автолюбителю может напомнить ремень безопасности, когда ты пристёгнут и можешь свободно двигаться, но чуть резче и он уже блокируется. В рулевом демпфере на мотоцикле приблизительно такой же эффект, но без полной блокировки 🙂

Передний тормозной механизм состоит из машинки, бачка с тормозной жидкостью, шланга, который соединяет машинку и суппорт в одно целое, непосредственно тормозной суппорт и тормозной диск. Рычаг тормоза с машинкой и бачком расположены на правом клипоне.

Схема тормозного механизма в целом:

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

Собственно устройство простое в конструкции, и думаю, что описать его подробно не имеет смыла. Хочу лишь обратить внимание, на регулировку тормозного рычага, который мы зажимаем (одним пальчиком) не всей лапой 🙂 и конечно же на суппорт, который обычно двух-поршиньковый а бывает даже 3-ёх.

Наглядный пример на мотоцикле:

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

Сцепление в спортбайке, устроено так же просто, как и тормоза. На левом клипоне расположен рычаг сцепления, к которому подключён тросик сцепления, ну и дальше по старой схеме к рычагу который стоит над звездой двигателя и давит шток, который делает своё дело :). На рисунке выше можно увидеть рычаг сцепления.

О ручке газа на мотоцикле написана замечательная статья на нашем сайте :). Если есть вопросы, могу дополнить в комментариях.

К задней части мы отнесём:

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

1. Задний маятник
2. Задний моноамортизатор
3. Тормозной механизм

На рисунке выше под меткой №1 изображен задний маятник — в действии. Задний маятник – это несущая всей задней конструкции мотоцикла. Крепление заднего маятника очень простое – всего одна ось, которая соединяет его с рамой (передней частью мотоцикла). От темы маятника плавно передвигаемся к теме заднего моноамортизатора.

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

Тормозной механизм задней части спортбайка полностью повторяет передний механизм. Он так же имеет педаль тормоза, бочёк с тормозной жидкостью, машинку, тормозной шланг и суппорт (как правило 1 поршеньковый), т.к. на зад супер мощные тормоза не нужны. Достаточно небольшого усилия ноги и заднее колесо байка заблокируется намертво.

В чём же различия переднего и заднего тормоза? Об этом я напишу в следующей статье, т.к. тема отдельная и весьма интересная.

Читая статью, наверняка в подсознании вы для себя отметили, что это похоже на устройство мотоцикла, но вспомнив тему топика, всё станет на свои места 😉

Подводя итог выше сказанного, рычаги управления в спортбайке – это все перечисленные узлы и механизмы, которые друг друга дополняют, выполняют каждый свою важную функцию и работают чётко!

Статья написана по просьбе ArSoron, так что если тема кому-то пришлась по душе, поддайте газку парню 😉

Источник

МОЙ МОТОЦИКЛ

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

Варианты подвесок мотоциклов настолько же разнообразны, как и у автомобилей. Конечно, на мотоцикле всего два колеса, но это и заставляет инженеров уделять подвескам более пристальное внимание. Самым распространенным вариантом задней подвески мотоцикла является маятник с двумя амортизаторами или маятник с одним амортизатором (моноамортизатором). Самым распространенным вариантом передней подвески является телескопическая вилка. Хотя, как ни странно, до сих пор распространены мотоциклы в стиле круизер, вообще не имеющие задней подвески – так называемый “хардтейл” (“сухая рама” или”сухарь”). В этом случае ось заднего колеса проходит через раму. Это своеобразная дань истории, ведь вплоть до 20-х годов прошлого века единственное, что находилось между дорогой и задницей ездока были пружины под седлом и давление в шинах.

В двух словах о геометрии мотоцикла.

Прежде чем вы окунетесь в мрачный мир технических терминов, изложенных в данной статье, нелишним было бы уяснить базовую логику работы подвески любого мотоцикла. Следующая иллюстрация отображает основные термины, с которыми вам придется столкнуться.

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

Steering Axis – ось управления;

Rake Angle – “рейк”, угол наклона вилки;

Trail – “трейл”, расстояние на земле между осью колеса и линией, продленной от оси рулевой колонки;

Wheelbase – колесная база, расстояние между осями переднего и заднего колес мотоцикла.

На спортбайках небольшой рейк, из за которого трейл также не велик. Маленький трейл дает меньше устойчивости и стабильности, но зато позволяет сделать мотоцикл более легкоуправляемым и маневренным. Напротив, чопперы, круизеры и кастомы имеют большой рейк. Больше рейк – больше трейл, что делает такие мотоциклы стабильными и устойчивыми на прямой, но зато они тяжело рулятся.
Обычно на мотоциклах рейк колеблется в промежутке 5 градусов. К примеру, спортбайк Yamaha R1 имеет угол наклона вилки в 24 градуса, тогда как у круизера BMW K1200LT он составляет 26,8 градусов.

Клевки при торможении мотоцикла.

Одним из недостатков телескопических вилок является их тенденция сжиманию при торможении, что приводит к тому, что мотоцикл “клюет носом”. Такие клевки больше всего зависят от геометрии конкретного мотоцикла. При торможении вы замедляете движение мотоцикла вперед. Сила инерции куда-то девается, и этим “где-то” и является передняя вилка.

Поскольку телескопическая вилка находится под углом к вертикальной оси мотоцикла и под углом к вектору силы, толкающей мотоцикл вперед, часть этой силы сжимает подвеску.

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

Вспомним школьный курс физики. Усилие, передаваемое под углом, равно основному усилию, умноженному на косинус угла. Помните, что угол рейка рассчитывается от вертикальной оси? Поэтому-то угол, о котором мы говорим, фактически равен разнице между 90° и углом рейка, то есть, является дополнительным углом к рейку. А поскольку синус и косинус являются являются взаимно обратными функциями, косинус рейка будет равняться синусу дополнительного угла. Так что для рейка в 25° градусов мы можем использовать как синус дополнительного угла (65°), так и синус рейка.

Посмотрите на рисунок справа и представьте, что рейк нашего мотоцикла равен 25°. Тогда сила, которая воздействует на переднюю вилку мотоцикла, будет равна силе торможения (breaking force) умножить на синус угла рейка. Для наглядности возьмем до смешного малую силу торможения в 1 ньютон. Тогда наш расчет быдет выглядеть следующим образом: 1*sin(25)=0,4226 или 42,26%. То есть, 42 % от силы торможения распределяется на вилку и давит на пружины и масло.
А теперь подставим реальные цифры. Представим, что ваш вес равен 100 кг., а мотоцикл весит 165 кг. Сила торможения = масса*ускорение. Нажав на тормоз, вы легко можете достигнуть замедления в 1G, то есть, в 9 м/с?. В этом случае сила торможения: 265 кг *9 м/с?= 2385 ньютонов. Если 42% от этой силы давят на пружины и масло мотоцикла, вилке приходится справляться с усилием около 1000 ньютонов, что равняется 100 кг. веса. Как будто вы перенесли на вилку мотоцикла весь вес своего тела – вот почему мы чувствуем клевок.

Первый выстрел в войне с клевками произвел концерн Honda, когда в 1969 году инженерами этой компании была разработана система TRAC (“Torque Reactive Anti-Dive Control”), но использовалась она в конструкции единичных мотоциклов вплоть до 80-х годов прошлого века. В те времена гидравлика передней вилки мотоцикла находилась во взаимодействии с гидравликой тормозов и больше всего запомнилась по Kawasaki GPZ900R, антиклевковая система которого была названа AVDS (“Automatic Variable Damping System” – “Автоматически Изменяемая Система Демпфирования”).

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

AVDS состояла из дополнительного гидравлического цилиндра, расположенного внизу каждого из перьев вилки и соединенного с суппортами. Идея заключалась в том, чтобы использовать давление тормозной жидкости, возникающее в суппортах, для того, чтобы через плунжер закрыть клапан, перекрывающий проход вилочному маслу, и тем самым увеличить жесткость вилки. Более жесткая подвеска уменьшала клевки.

Звучало неплохо, но многие невзлюбили эту систему за одну особенность поведения мотоцикла на плохих дорогах. При торможении на разбитой дороге поездка на мотоцикле больше напоминала падение с лестницы, поскольку все неровности дороги через жесткую вилку передавались на раму мотоцикла и, конечно же, на ездока. Также это создавало повышенную нагрузку на сальники вилки мотоцикла, что приводило к необходимости их частой замены. С тех пор эти детские болезни были устранены, а наработки тех лет зачастую используются в конструкции вилок современных мотоциклов.

TRAC.

Хондовская система TRAC несколько отличалась от AVDS Кавасаки. По мнению Honda, гидравлические системы имеют два основных недостатка. Во-первых, дополнительная гидравлическая магистраль давала эффект “ватности” тормозов. Во-вторых, такие системы взаимозависимы друг от друга. Поэтому инженеры Honda решили, что их система должна приводиться в действие через поворот самого тормозного суппорта. Это делало систему абсолютно независимой от тормозного контура. Тормозные суппорта не был жестко закреплены на перьях, а находились на подвижных скобах. При нажатии на тормоз сила трения, возникающая между тормозными колодками и тормозными дисками, сдвигала суппорта, суппорт давил на клапан антиклевковой системы, установленный непосредственно в перья мотоцикла. Примерно таким же образом работали системы Yamaha и Suzuki, но Хондовская система выгодно отличалась от конкурентов тем, что сносно работала на разбитых дорогах. Все дело в том, что клапан системы TRAC был плавающим и удерживался на своем месте при помощи пружины. Таким образом, при наезде на кочку, масло успевало заполнить пространство за клапаном, что фактически отключало систему. Умно, да?

Рулевые демпферы мотоцикла.

Как уже было сказано, при небольших значениях рейка вилки, мотоцикл легко и быстро рулится, но страдает отсутствием стабильности на малых скоростях. Это не является большой проблемой на спортбайках, которые требуют точного управления, и при этом передвигаются довольно быстро. Проблемы начинаются, когда вы наезжаете на достаточно большую кочку. Вилка мотоцикла сжимается, колесная база уменьшается, мотоцикл теряет стабильность, переднее колесо пляшет из стороны в сторону. И так до того момента, как вилка не разожмется, и колесная база не вернется к своей первоначальной длине.

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

1. 2. рис. — Телескопический(штоковый, линейный) демпфер; 3. Р оторный рулевой демпфер.

Как только это происходит, гироскопический эффект, возникающий на переднем колесе, заставляет мотоцикл “мотать головой”. Гироскопический эффект заставляет переднее колесо мотоцикла болтаться из стороны в сторону. В ряде случаев руль болтается так сильно, что задевает грипсами бензобак мотоцикла. Обычно все это заканчивается хайсайдом, когда мотоцикл выбрасывает ездока вперед, через себя.

В свое время такое поведение мотоцикла послужила причиной для отзыва партии Suzuki TL 1000S по окончании пары недель после того, как они попали на витрины мотосалонов. И эта же причина заставила инженеров заняться разработкой рулевых демпферов для мотоциклов.

Рулевой демпфер – отличная вещь для использования на треке и если вы не до конца доверяете своему мотоциклу. Всего существует два основных вида рулевых демпферов: линейный и роторные. Линейные демпферы представляют из себя гидравлический цилиндр и шток с поршнем, онда из сторон крепится к рулю мотоцикла, другая – к раме. Такие демпферы по своему внешнему виду походи на амортизаторы и не включаются в работу при нормальной езде, но, как только начинается расколбас, демпфер принимает на себя большую часть нагрузки.

Подвеска мотоцикла – передняя вилка.

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

Конструктивно телескопические вилки современных мотоциклов являются эволюцией рычажной вилки – так называемой вилки “Гирдер”. Гирдер был одной из первых попыток улучшить контроль над вилкой мотоцикла, но он имел один серьезный минус: при наезде на кочку колесная база мотоцикла уменьшалась, что приводило к потере стабильности. Этот недостаток преследует различные конструкции передних подвесок мотоциклов и сейчас, поэтому у вас есть шанс поймать расколбас даже на современном мотоцикле. Вскоре появится статья по передним подвескам, а пока переходим к задним.

Задняя подвеска мотоцикла.

Два амортизатора, обычный маятник.

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

Вариант подвески мотоцикла, который стал классическим. Н-образный маятник, прикрепленный одним концом к раме мотоцикла, амортизаторы с пружинами крепятся напрямую к маятнику. Это все, на что вы могли рассчитывать при покупке практически любого мотоцикла в течение долгих лет его эволюции. Этот вид подвески стал оттесняться другими видами только в 80-х годах, когда стали доступны высокопрочные материалы, позволившие перейти к другой геометрии задней подвески. Но этот немного устаревший дизайн до сих пор встречается на многих современных мотоциклах. Минусом такой подвески является ее гибкость при экстремальной езде. Этот недостаток может быть устранен только увеличением жесткости всей конструкции, следовательно, увеличением неподрессоренной массы, мешающей полноценной работе подвески.

Моноамортизатор, старая конструкция, обычный маятник.

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

Первая система подвески с моноамортизатором появилась на гоночных мотоциклах в 1977 году. Вообще-то в качестве экспериментов такой вид подвески то возникал, то пропадал аж с 1930-х годов, но в массовое производство пошел только в начале 1980-х.

Авторство самого термина “моноамортизатор” принадлежит Ямахе (Хонда, к примеру, использовала термин “Про Линк”). Основное преимущество заключалось в возможности уменьшить вес мотоцикла путем перестройки геометрии задней подвески мотоцикла и устранения одного из амортизаторов. Сам амортизатор по-прежнему крепился напрямую к маятнику, но располагался по центру, почти горизонтально.

Моноамортизатор, новая конструкция, обычный маятник.

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

Новая конструкция задней подвески предусматривала крепление моноамортизатора не напрямую к маятнику, а через систему соединений.

В конструкцию добавилась прогрессия, а сам амортизатор стал располагаться более вертикально, что положительно сказалось на его функциях, а “клетка” сложной конструкции была заменена на обычный Н-образный маятник. Для разработки такой конструкции инженерам понадобилось лишь немного больше сварки и более крепкий материал.

Моноамортизатор, маятник с консольным креплением заднего колеса.

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

Вершина эволюции задних подвесок мотоциклов на сегодняшний день – это моноамортизатор с консольным маятником. Это суперлегкая и супержесткая конструкция, которая используется, к примеру, на Honda VFR800.

Основным преимуществом такой конструкции является возможность быстрой замены заднего колеса мотоцикла. Это преимущество не так заметно, если вы выезжаете на своем мотоцикле покататься только по выходным, но механики гоночных команд Moto-GP оценили экономию времени на эту процедуру. Консольный маятник должен быть изготовлен из высокопрочных материалов и иметь выверенную конструкцию, поскольку вся нагрузка ложится на одно единственное плечо. Если классические маятники должны, в основном выдерживать нагрузки на изгиб, то консольный маятник также должен держать нагрузки на скручивание. Именно поэтому маятники такой конструкции по своей форме достаточно массивные и имеют несколько ребер жесткости

Один амортизатор или два на мотоциклах? Вспенивание масла в амортизаторах.

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

В старые-добрые времена на всех мотоциклах стояло по два задних амортизатора. В ходе эволюции конструкцию из двух амортизаторов сменил моноамортизатор. Вопрос: почему?

А ответ достаточно прост. В системе из двух амортизаторов они расположены достаточно близко к заднему колесу. Это означает, что поршень внутри амортизатора сдвигается практически на то же расстояние, которое проходит маятник. Крупные кочки заставляют поршень пройти расстояние в 10 сантиметров вверх, а потом вниз, что дает эффект вспенивания масла внутри амортизаторов. Когда масло по своей консистенции начинает напоминать фраппучино, амортизаторы начинают отрабатывать неровности гораздо хуже.

Система с моноамортизатором подразумевает крепление прямо у основания маятника. Маятник ходит вверх-вниз на то же расстояние, но поршень амортизатора проходит гораздо меньшее расстояние, чем в случае с парой амортизаторов. А современные системы прогрессий дополнительно смягчают нагрузку на амортизатор. Таким образом, моноамортизатор легче стправляется с крупными кочками и быстрее отрабатывает мелкие. Забегая вперед, хочется отметить, что, читая параграф о подвесках BMW вы поймете, почему крепеж амортизатора на первом Паралевере в последствии сместили к самому основанию маятника – именно потому, что первоначальная конструкция с креплением у заднего колеса не давала никаких преимуществ перед такой же конструкцией подвески с двумя амортизаторами.

Вклад в BMW в разработку конструкций подвесок мотоциклов.

BMW – сумрачные тевтонские гении. Непрекращающиеся военные конфликты и гражданские нужды всю историю требовали от этой компании инженерного совершенства и новаторских конструкций. Вклад BMW в историю развития мотоциклов огромен: это и первый серийный мотоцикл с гидравлической вилкой (1937), и внедрение продольных рычагов маятника (50-е и 60-е), а также комфортабельных длинноходных вилок (1970). Именно поэтому мы посвящаем разработкам BMW целый раздел данной статьи, чтобы освятить разработки, за которые мы должны быть им благодарны.
Может быть не все, но многие владельцы мотоциклов BMW знают, что подвески их мотоциклов имеют достаточно странную и редкую конструкцию. BMW, похоже, никогда не были удовлетворены своим статус-кво. Зачем останавливаться на достигнутом, если можно сделать еще лучше? Если какой-то тип подвески широко используется японцами и расходится в тысячах экземплярах по всему миру, это не всегда означает, что она идеальна. И уж точно ни одна конструкция не бывает идеальной, если глядишь на мир глазами немцев.
BMW широко известна тем, что достигает тех же результатов, что и остальные производители мотоциклов, но совсем другими методами. Хотя, я, немного покатавшись в свое время на мотоцикле BMW с подвеской-телелевер, долго задавался вопросом, почему такие подвески не ставят на все мотоциклы. Наверное, в глазах спорт-байкеров подвеска марки BMW не означает ничего, кроме лишнего веса. Но важно понимать, что эти подвески кардинально отличаются от подвесок мотоциклов других марок. Они совсем другие. Поэтому начнем по порядку.

Задний монолевер (monolever).

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

В 1987 году BMW представила тяжелый внедорожник BMW R80GS с подвеской монолевер. Никто даже не заподозрил, насколько революционной стала эта разработка.

Большинство мотоциклов BMW имеют привод на заднее колесо карданным валом, поэтому конструкция маятника с одной стороны получалась достаточно массивной и тяжелой. BMW превратили недостаток в преимущество, создав подвеску с одним амортизатором, похожую на ямаховский моноамортизатор, но расположенный не по центру, а по оси единственного рычага заднего маятника. Карданный вал располагался внутри рычага маятника, что позволило добиться двух преимуществ: заднее колесо крепилось консольно, что обеспечивало относительную легкость в его обслуживании, а расположение амортизатора позволило справиться с нагрузками на скручивание.

Задний паралевер (paralever), первое поколение.

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

В 1987 году конструкция монолевера была усовершенствована, выпущены первые мотоциклы модели BMW R100GS, а также спортивные K1 с подвеской паралевер.

В целом конструкция паралевера копировала монолевер с добавлением контрольного рычага снизу, прикрепленному на подвижной оси. Геометрия подвески теперь представляла из себя подвижный параллелограмм. Это добавило подвеске поперечной жесткости, ведь теперь она имела почти автомобильную конструкцию – два поперечных рычага. Амортизатор все еще крепился близко к заднему колесу, что не только не решало проблем с вспениванием масла, но и давало дополнительную нагрузку на подрамник.

Задний паралевер, второе поколение.

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

в 1993 году на мотоциклах BMW R1100GS появился паралевер второго поколения.

Основная идея не изменилась, но амортизатор переехал с оси рычага маятника на ось заднего колеса. Теперь он крепился к основанию маятника, больше напоминая ставшие уже классическими системы с моноамортизатором мотоциклов других марок. Также добавились регулировки амортизатора на жесткость и преднатяга пружины. Изменились и материалы: вместо стали начали использовать алюминий, что намного облегчило конструкцию при сохранении жесткости.

Задний паралевер, третье поколение.

Прошло целых 10 лет, а в конструкцию старого паралевера не было внесено ни одного изменения. Но в 2004 году на мотоциклах BMW R1200GS появился паралевер третьего поколения.

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

При общей схожести конструкции, внесено несколько изменений, по сравнению с предшественником. Контрольный рычаг переместился снизу вверх, а редуктор имеет отверстие для снижение веса. Неподрессоренная масса также значительно снизилась – маятник стал значительно легче. Это не означает, что теперь с ним наперевес получится лезть в любую драку, но с точки зрения инженерии маятник заметно похудел.

Передний телелевер (telelever).

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

В 1993 году, наряду с вторым поколением паралевера, на мотоциклах BMW R1100GS появилась и другая инновационная система. Это система передней подвески телелевер.

Одной из проблем классических телескопических вилок всегда являлась передача вибраций и ударов от неровностей дороги в ручки руля мотоцикла, а через них – в руки ездока. Некоторые считают это плюсом, поскольку это позволяет им “чувствовать дорогу”. Другие считают это неизбежным злом и говорят о неизбежном устаревании конструкции телескопической вилки. Поскольку BMW всегда находилась во втором лагере, ими была изобретена подвеска телелевер, разделяющая усилия подвески, связанные с амортизацией неровностей, и усилия, прилагаемые ездоком, чтобы повернуть руль мотоцикла. Телелевер является комбинацией классической телескопической вилки и маятника с моноамортизатором. Телескоп выполняет функции по удерживанию массы мотоцикла и ездока в заданной рамой геометрией, а также обеспечивает управляемость. Рычаг с моноамортизатором же переносит все удары и неровности дороги с ручек руля на раму мотоцикла. Телелевер позволяет инженерам не задумываться об изобретении антиклевковых систем, поскольку не только распределяет удары в раму, но и сглаживает клевки при торможении. Еще одним плюсом является разгрузка подшипника рулевой колонки мотоцикла. Это действительно уникальная разработка.

Передний дуолевер (duolever).

что такое перья на мотоцикле. Смотреть фото что такое перья на мотоцикле. Смотреть картинку что такое перья на мотоцикле. Картинка про что такое перья на мотоцикле. Фото что такое перья на мотоцикле

Не имея особенности почивать на лаврах, инженеры BMW уже к 2004 году посчитали телелевер вчерашним днем и представили совершенно новую систему, использованную на турере BMW K1200S. я не уверен, но похоже, что инженеры BMW впали в некое подобие подвесочной нирваны, когда создали мотоцикл, передняя и задняя подвеска которого представляют из себя маятник с моноамортизатором.

Сам же дуолевер является продолжением идеи Нормана Хоссака, который изобрел параллелограммную подвеску к мотоциклу Honda XL500 в 1979 году. Затем он модифицировал подобным же образом свой BMW K100RS, после чего попал в поле зрения кого-то из BMW. И на заводе закипела работа. С одной стороны, дуолевер, так же, как и задний паралевер, имеет параллелограммный профиль. С другой стороны, так же, как и в конструкции переднего телелевера, амортизатор не участвует в рулении.

С паралевером сзади и дуолевером спереди езда на K1200S становится совсем не похожа на езду на любом другом мотоцикле. BMW сделала еще один прорыв, в очередной раз разделив публику на обожателей и ненавистников мотоциклов этой марки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *