что такое первый спас
Августовские «Спасы»
Август богат календарными воспоминаниями. Некоторые приобрели общекультурный характер и знакомы всем, даже не слишком церковным людям. В первую очередь это относится к так называемым «Спасам». Беда лишь в том (и это не единственная наша «беда»), что в церковном календаре таких названий нет! При этом Первый Спас (1/14 августа) именуется в народе «медовым», Второй (6/19 августа) – «яблочным», а Третий (16/29 августа) – «ореховым», «хлебным». Славянское слово «Спас» (Спаситель) – одно из богословских имен Иисуса Христа, Которому посвящены и многие другие праздники. Здравый смысл подсказывает, что основа церковных торжеств – не сельскохозяйственная и тем более не кулинарно-гастрономическая, а потому эти фольклорные (строго говоря – неуместные) названия не имеют к ним никакого отношения.
Постараемся понять – какие же реальные события скрыты за «Спасами»? Сначала – о первом из них.
Первый Спас
(1/14 августа)
Тропарь Всемилостивому Спасителю
Обращающий взоры с высоты, принимающий бедных, посети нас, угнетённых грехами, о Всемилостивый Владыка, и, по молитвам Богородицы, даруй душам нашим великую милость.
Этот праздничный церковный день совмещает в себе несколько знаменательных событий.
Изнесение Креста Господня
Первое праздничное воспоминание этого дня – «Изнесение Животворящего Креста Господня». За этим названием стоят жизненные реалии давних лет.
Дело в том, что в столице Византии, Константинополе (Царьграде), в связи с частыми в августе болезнями, существовал обычай носить крест по улицам и дорогам в надежде преградить путь невидимо крадущейся пагубе. Накануне праздника драгоценный крест, включавший в себя сохранившиеся частицы дерева Голгофского Креста, торжественно переносили из царской сокровищницы в главный собор Империи – храм Святой Софии Константинопольской, и полагали на престоле. С этого дня и до Успения Богородицы, в течение двух недель, по всем улицам города проносили крест в процессии, а затем вновь возвращали в императорские палаты. К этому обычаю присоединился ещё один – освящение воды, которое происходило в придворной церкви в первый день каждого месяца. Постепенно местный константинопольский праздник Изнесения Креста распространился по христианскому Востоку, а у нас на Руси появился в XV веке. При этом освящение воды на источниках стало напоминать о крещении Руси, начавшемся, согласно преданию, именно в этот день. (С 2008 года празднование начала крещения Руси, согласно постановлению Архиерейского собора, совмещено с памятью святого князя Владимира, 15/28 июля).
Спас Всемилостивый.
Икона ок. 1430 г.
Всемилостивый Спас
Второе церковное событие сегодняшнего дня – празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В его основе – память о чудесных знамениях от иконы Спасителя, сопровождавших сражения с сарацинами византийского императора Мануила (1143–1180) и битву с болгарами русского князя Андрея Боголюбского в 1164 году. К этому присоединяется ещё один эпизод. По свидетельству византийского историка Никиты Хониата, впереди триумфальной процессии императора Мануила, после разгрома паннонцев в 1167 году, «ехала серебряная с позолотой колесница, запряжённая белыми, как хлопья снега, конями, а на ней стояла икона Богоматери, непобедимой Защитницы и соратницы царя».
Кто такие Маккавеи?
Мученики-братья были названы Маккавеями в память о сыновьях священника Маттафии. Вместе с отцом они бежали в горы, возглавили восстание против тирана и, после многолетней борьбы, создали независимое Иудейское государство (142–63 годы до н. э., до прихода римлян), управлявшееся династией Маккавеев (иначе – Хасмонеев). Прозвище «Маккавей» (еврейское слово Маккаби значит «Молот») получил сначала один из братьев, Иуда, наделённый талантом военачальника и поражавший врагов, как молот. (Об этом можно прочесть в библейских I и II Маккавейских книгах, а также у еврейского историка Иосифа Флавия.)
Сегодня же – память и ряда других святых, но, по традиции, акцентируются события, о которых мы только что прочли. С этого дня начинается двухнедельный Успенский пост (до 28 августа).
«Сельскохозяйственный» аспект праздника
Мне вспомнился «замечательный» пример народной омонимии. Ко дню 1/14 августа было приурочено веяние мака, отсюда и фольклорный праздник – «Маковей». Можно бы и посмеяться, но следует грустить: за многие столетия христианской истории наш народ так и не смог усвоить хотя бы азы религиозной грамотности. Поэтому очень многие легко отказались от своей культурной истории, которая началась, по словам академика Д. С. Лихачева, «с крещения Руси». А сейчас мы дошли до такой чудовищной степени культурно-исторического одичания, что даже так называемые «образованные люди» ориентируются в церковном календаре не лучше прежнего мужика-хлебопашца (но ему это было извинительно).
Сельскохозяйственные названия христианских праздников оправданы только в формально-хронологическом смысле. Ведь праздники неподвижного цикла, с фиксированными датами, являлись раньше для простых людей единственными календарными сельскохозяйственными вехами. (В их избах не было колхозных календарей, радиоточек и они не выписывали журнал «Крестьянка».) Так, к Первому Спасу приурочили проводы лета. Пасечники начинали выламывать соты: считалось, что к этому времени «пчела перестает носить медовую взятку». Отсюда название «Медовый Спас», а также «мокрый», – из-за начала холодных рос. Отмечается отлёт первых ласточек и стрижей, появление стай грачей и скворцов.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Через пять дней – Второй Спас, ассоциирующийся для многих лишь с душистыми яблоками и иными фруктами, аппетитно громоздящимися на длинном столе в храме. Приходится наблюдать, как иные господа переминаются с ноги на ногу и явно думают: «Скорее бы закончилась эта служба с непонятными песнопениями («. славу Свою якоже можаху. » и прочее) и батюшка побрызгал наши фрукты святой водой! Ну, наконец-то покропил! Теперь их можно везти в офисы («православным» ныне быть модно) и с чувством хорошо выполненного долга угощать сотрудников.
Христос и апостолы были бы этому весьма удивлены, потому что отнюдь не фрукты занимали их ум на горе Фавор, и не ради освящения «плодов земных» Церковь установила праздник Преображения Господня! Каков же подлинный смысл этого знаменательного торжества? Обратимся к 19 августа по новому стилю.
Первый Спас
Содержание
Происхождение в Византии
Греческий часослов 1897 года: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля по старому стилю), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
В русской традиции
В Русской Церкви, по преданию, праздник соединился с воспоминанием о крещении Руси в 988. По традиции, совершается малое освящение воды, а также мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу — пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком.
Макавей
1 августа, кроме того, день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 г. до Рождества Христова. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно переплелись с языческими обычаями и обрядами: день памяти Маккавеев причудливо слился с древним языческим обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник «Макавей» — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает. Возможно, связь мака с Маккавеями чисто звуковая. Там, где ещё сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготавливали маковое молочко — маково-мёдовую массу, в которую обмакивали блины. Эта посуда в России называлась макальником, в Малороссии — макитрой, в Белой Руси — макатером.
В день Макавея молодёжь водила хороводы с песней «Ой, на горе мак», с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!».
«Спас на воде»
В честь малого водосвятия медовый Спас называют и «Спасом на воде». В этот день освящали новые колодцы, чистили старые, совершался крестный ход на естественные водоёмы, родники для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые.
Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье». Отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. По погоде на 14 августа судят о том, каков будет третий Спас.
Медовый Спас
Медовым же первый Спас называют потому, что к этому дню соты в ульях наполнены до отказа, и пасечникам пора приступать к сбору. Строгим блюстителям народных обычаев и постникам только в медовый Спас разрешалось есть освящённый церковью мёд. А без мёда в старые времена — лишение определённых радостей. Хмельной мёд пили на пирах, на его основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.
Три Спаса в августе: Медовый, Яблочный, Ореховый
В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, как отмечают эти праздники и какие традиции следует соблюдать.
Медовый Спас
Самый первый Спас августа, неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста. С этого дня, пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь чтобы осветить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса — Медовый.
К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола, так Спас получил свое второе название — Маковый или Макавей. Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Макковеев.
В этот день просили Господа и Святых о хорошем урожае и не голодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов. Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.
Яблочный Спас
Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа и приурочен к большей церковной дате — Преображению Господнему.
Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.
Часть освященных яблок, уносили на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освещали хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.
Девушки, заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливой. Вкушая плоды они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».
Несмотря на то, что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гуляния с песнями и плясками.
Третий спас в августе
Третий Спас августа, который в народе называют Хлебный или Ореховый Спас, приурочен к церковному празднику, в честь обретения Образа Нерукотворного Спасителя нашего Христа.
29 августа, в праздник Спаса освящали хлеб, испеченный из муки нового урожая. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым, хлеб, должен попробовать самый старший мужчина в семье.
На Третий Спас люди шли в лес, собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большем кругу гостей.
Три Спаса в августе — важные праздники для каждого православного человека. В них заключены вековые традиции, которые следует помнить.
Первый Спас, Медовый Спас, Маковый Спас, Спас на воде
Собирали свежий мед (Фото: Tatiana Yakovleva, Shutterstock)
Дата по старому стилю: 1 августа.
На Руси отмечать праздник стали с конца 15 века. С этого дня — ровно через месяц после окончания Петрова поста — начинается Успенский пост, предваряющий великие праздники Преображения Господня и Успения Божией Матери. Основные вехи Успенского поста — три праздника, три Спаса: Всемилостивого Спасителя (Медовый Спас), Преображение Господня (Яблочный Спас) и перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (Ореховый Спас).
Успенский пост не так строг, как Великий, но строже, чем Петров и Рождественский посты. В понедельник, среду и пятницу предписывается питаться сухоядением, во вторник и четверг можно есть отварные овощи, но без масла, которое дозволено лишь по субботним и воскресным дням. Кстати, до праздника Преображения Господня (он же Яблочный Спас) церковь рекомендует воздерживаться от яблок и винограда.
В некоторых местностях Первый Спас именовался также Мокрым. В этот день совершался чин водоосвящения, для чего служители церкви отправлялись к источникам, озерам и рекам. Крестьяне же считали полезным купание в освященных водах.
Ну, а наиболее известное название — Медовый Спас — идет от обычая подрезать, или заламывать, соты именно в это время. Говорили, что если пчельники не вскроют соты и не извлекут мед, то его вытаскают соседские пчелы. Пчеловоды строго соблюдали обычай приносить в этот день в церковь свежесобранный мед для освящения. Кроме того, крестьяне несли в церковь семена и овощи, которые освящали как первые плоды летних работ.
С посевом озимых были связаны разные поговорки и приметы: «Когда сеешь хлеб в погоду, больше родится приплоду»; «В дожди не должно сеять ржи; как намочило оглобли — так и поезжай домой»; «Паши под озимы, готовь гумна и овины». Также говорили, что если во время созревания малины первые ягоды уродились крупными, то рожь следует сеять раньше; если же ягоды мелкие — то лучше посев отложить.
Если мужчины в это время были заняты в полях, то женщины и дети шли в лес — заготавливать малину. Она, во-первых, была любимым лакомством у крестьян, во-вторых, считалась одним из наиболее полезных лекарственных растений, отлично помогающим при простуде. Спешили также собрать ягоды черемухи, которые сушили на зиму; эту ягоду применяли как вяжущее, мочегонное и потогонное средство.
Первый Спас
В православной Церкви 14 августа (1 августа – по старому стилю) сразу несколько праздников: память семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя Елиазара; происхождение Честнаго и Животворящего Креста Господня; крещение Руси князем Владимиром 1 августа 988 года.
С этого дня начинается Успенский пост. По строгости он сравним с Великим постом, поскольку пища с маслом разрешается только в субботу и воскресение. Пищу с рыбой Устав дозволяет вкушать только на праздник Преображения Господня, 19 августа. Пост заканчивается 28 августа, на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Если праздник приходится на среду или пятницу, то разговляются на следующий день.
Мученики Маккавеи
Пример твердости веры нам показывают семь братьев Маккавеев, наставляемых учителем Елиазаром в обычаях израильского народа: Авим, Антонин, Гурий, Елиазар, Евсевон, Алим и Маркел и их мать Соломония. Они жили во II веке до Pожества Xристова и пострадали при царе Сирии Антиохе IV Епифане, поработившим еврейский народ. Он вводил греческие языческие обычаи в Иудее, осквернил Храм Иерусалимский, поставил в нем языческих идолов. Иудеев заставляли отступать от веры отцов и поклоняться идолам.
Старец Елеазар, законоучитель, был осужден за приверженность к закону Моисееву. Его ученики, братья Маккавеи также бесстрашно исповедали веру в Бога Истинного и отказались принести жертвы языческим богам. На глазах у матери они претерпели истязания и муки. Царь предлагал Соломонии склонить детей к отречению, чтобы сохранить им жизнь. Святая напротив укрепляла сыновей в исповедании веры отцов. Над телами сыновей она вознесла Богу благодарственную молитву и скончалась. Подвиг святых мучеников воодушевил Иуду Маккавея, который поднял восстание против Антиоха. Одержав победу, иудеи очистили Храм Иерусалимский от идолов.
Святые отвергли языческие нравы, сохранив обычаи и правила, завещанные от отцов. И, хотя они пострадали еще до воплощения Христа, они ничем не уступают тем, кто следовал за Господом после них. Уже тогда в них жила вера во Христа и надежда на воскресение, которая помогла победить все страхи перед пытками и мучениями.
Происхождение Честнаго Креста
Праздник происхождения Честнаго и Животворящего Креста Господня восходит к глубокой древности, к первым временам Церкви.
Слово «происхождение» переводится с греческого как «несение впереди». В этот день в столице Византийской империи существовал обычай шествия христиан с частью подлинного Древа Животворящего Креста Господня. Подробные правила изнесения Честнаго Креста можно встретить в Обряднике императора Константина Порфирородного (905-959 гг.).
В конце XIV—начале XV века в Русской Церкви действовал Студийский устав, поэтому службы Животворящему Кресту Господню не было, и только с введением Иеросалимского устава появилась такая богослужебная традиция.
Первый Спас
В 1168 году при митрополите Киевском Константине в этот день устанавливается празднование Всемилостивому Спасу, который в народе получил название «Первый Спас». Поводом к установлению этого празднования на Руси послужила победа 1 августа 1164 г. князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами.
1 августа 1164 г. князь с воинами увидели, что от иконы Пресвятой Богородицы исходят сияющие лучи, озаряющие всё войско. Дивное зрелище воодушевило князя на победу, и в ходе наступления русская рать обратила булгар в бегство, а затем, преследуя, захватила их города. В этот же день греческий император Мануил, вышедший со своим войском против сарацин, победил их. Он также видел подобное чудо — исхождение от находившихся среди войска иконы Пресвятой Богородицы и Честнаго Креста лучей, осеняющих весь полк. Русский князь узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император — о событиях на Руси. Они оба прославили Бога и после совета с архиереями установили 1 августа празднество Господу и Пресвятой Богородице.
Водосвятие 1 августа
Древний обычай совершать малое освящение воды существовал еще с апостольских времен, и утвержден как церковный чин епископом Римским Александром, пострадавшим при императоре Адриане (II в.) В апостольских постановлениях появление водоосвящения приписывается евангелисту Матфею. Окончательно сформировался чин малого водоосвящения при Константинопольском патриархе Фотии (IX в). В Русской Церкви это празднество соединилось ещё и с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года.
Антиохийский патриарх Феодор IV Вальсамон (XII в.) в толковании на 65 правило Трульского Собора упоминает о малом водоосвящении как о древнем обычае и поясняет, что совершать его в начале каждого месяца отцы Собора постановили в противодействие языческим обычаям, которые долгое время бытовали и среди христиан.
Также августовское водосвятие связано, предположительно, и с «Чином омовения» во Влахернах. Влахернский храм Пресвятыя Богородицы упомянут в одном из тропарей Малого водоосвящения.
В 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета было составлено «Сказание действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», в котором на праздник происхождения Честного Креста Господня 1 августа дается указание:
«А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».
Все эти события и благочестивые обычаи повлияли на установление в Руси малого водоосвящения 1 августа. Согласно апостольским и соборным указаниям в этот день в старообрядческих храмах РПСЦ, РДЦ и у староверов-безпоповцев часовенных совершается малое освящение воды, после которого освящается мёд нового сбора.
Медовый Спас
Первый Спас на Руси называется также медовым. Традиция освящать новый мёд складывалась веками, и, следуя этому благочестивому обычаю, пчеловоды каждый год в этот день приносят освящать в церковь мёд, приурочив это к праздничному водосвятию. После Литургии и водосвятия священник (а у безпоповцев-часовенных — наставник) освящает мёд нового урожая, и только после этого его разрешается есть.
Традиция освящения воды 1 августа у староверов-безпоповцев часовенного согласия
Часовенные староверы изначально были поповцами, но из-за гонений, усилившихся при императоре Николае I, остались на длительное время без священства. Постепенно, вынужденно совершая основные требы и проводя богослужения без попов, они стали безпоповцами. Службу совершали в лишенных алтарей часовнях, что позже и дало имя согласию.
У староверов часовенного согласия остался чин малого освящения воды 1 августа, который имеет свои специфические особенности освящения и использования. По-другому, такая святая вода у часовенных еще называется «Малой», «Спасовской», «Спасовой», «Успенской» (термин связан с началом Успенского поста) и освящается на Первый Спас.
В отличие от «Великой» крещенской воды, освященной в навечерие Богоявления, «Малая» вода у часовенных является повседневной. Так, в Постановлениях Больше-Бацалаксюйского собора часовенных в мае 1923 г. «О богоявленской воде и малой воде на 1-е Спаса августа» говорится: «…неотложно иметь великую воду, для причащения, а малую воду для освящения оскверньшихся сосудов и прочих потребностей».
Воду для освящения часовенные обязательно берут из проточного водоема, реки или родника, перед этим, те, кто идут за водой, обязательно спрашивают благословения у наставника (в некоторых общинах благословение берут и у наставника, и у прихожан). Посуду, в которой будут нести воду, тщательно моют в реке с постоянным чтением Исусовой молитвы. После того, как вода, также с молитвой, набрана, ее приносят в часовню и ставят на стол перед иконами. Освящается «Спасовская» вода у часовенных иначе, чем Крещенская. Если Крещенскую воду освящали вечером, в начале службы, то «Спасовскую» — утром, в конце службы. На ведро с водой (или другую емкость) крестом ставят четыре свечи, и, после того как молящиеся запоют: «Кресту Твоему поклоняемся…», наставник начинает кадить воду. При этом местными особенностями в согласии часовенных является опускание Креста в емкость с освящаемой водой – в одних регионах этому обычаю следуют, в других – нет, освящая Распятием лишь «Великую» Крещенскую воду. И именно использованием Распятия при освящении воды в навечерие Богоявления и объясняют часовенные ее неприкосновенность и использования только в крайних случаях.
Также местными особенностями в разных регионах является крестообразное вливание в освященную воду «годичной» воды, так называемое ее «приполнение»: вода, которая была освящена годом ранее, бережно хранится до следующего Праздника, а затем вливается в емкость с «новой» освящаемой водой. Крест в таком случае для освящения уже не опускается. Общим для всех вариантов освящения является обязательное каждение воды наставником.
После освящения воды прихожане «подходят к воде». Для этого стол перед иконами накрывают скатертью, на чистое полотенце кладут Распятие, рядом ставят сосуды с водой, чашки, ложки. Прихожане выстраиваются в очередь парами, при этом, кто старше, встает по правой стороне, кто младше – по левой. Первым принимает воду наставник общины, затем дети, мужчины, женщины. Прихожане, перед тем как подойти к воде, полагают два поясных поклона с молитвой мытаря, благословляются у наставника и целуют подножие у Креста. Затем, старший по возрасту прихожанин, три раза зачерпывает ложкой воду из чашки, в которую она заранее наливается из общей освящаемой емкости, и пьет ее со словами: «Чашу спасения приму, Имя Господне призову» или с молитвой Кресту. После полагается поясной поклон. Также «подходит к воде» и младший по возрасту. После этого, оба полагают земной поклон, завершая молитву мытареву: «Без числа согреших, Господи, прости мя» и прощаются сначала друг с другом, а затем и с наставником со словами: «Прости меня Христа ради» — «Бог простит, меня прости Христа ради» — «Бог простит». Затем стоящий слева прихожанин остается на месте, а тот, кто стоит с правой стороны, поворачивается посолонь и прощается с прихожанами и потом еще раз с младшим по возрасту.
Использование «Малой» воды у староверов-часовенных значительно отличается от использования «Великой» воды. «Крещенскую» воду разрешается пить только два часа после ее освящения, если приходится ее далеко везти, то дается еще один час. Эту воду можно пить, кропить дом, двор. Через два часа вода становится неприкосновенной, и пользоваться ей разрешается лишь в исключительных случаях. Например, ею причащают перед смертью, давая умирающему сделать три глотка. При этом строго следовали предписанию, чтобы вода не попала на тело. После этого человек уже не должен вкушать пищу. Если такая вода попадала на пол, то это место выжигали или выстругали.
«Малую» воду, в отличие от воды, освящаемой в навечерие Богоявления, разрешается использовать каждый день, и в этом отношении, такое использование «Малой» воды у часовенных схоже с использованием «Великой» крещенской воды у прихожан господствующей церкви. «Малой» водой староверы-часовенные окропляют дом, огород, пьют ее в случае болезни, освящают колодец, если в него случайно попадет мышь или что-то поганое (предварительно вычерпав оттуда 40 ведер воды). Спасовскую воду использовали и для причащения после исповеди у наставника.
Оставшуюся и «Великую» и «Малую» святую воду положено выливать только в проточный водоем. При этом часовенные отмечают, что через год после освящения «Малая» вода становится «Великой» и этим объясняется возможность «приполнять» ею новую спасовскую воду при освящении.
Святая вода у поморцев
Если для староверов-часовенных характерна именно такая традиция в освящении и использовании святой воды, то у поморцев существуют несколько иные представления о святой воде, и водосвятие имеет свои особенности.
Например, считается, что в праздник Богоявления вода святая везде, и поморцы просто набирают ее в полночь с ключа или прямо с крана в моленной, а утром наставник кадит воду. До следующего праздника Богоявления этой водой поморцы умываются, пьют ее, пользуются ей по необходимости. «Малого» освящения воды 1 августа у них нет.
Староверы особенно подчеркивают, что любая благодать Божья, которая идет через святой Крест, святые иконы, святую воду, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаяние, смирение, служение людям, милостыню. Но если этого нет, то и благодать не спасет, она бесполезна для нечестивых и мнимых христиан.
Автор: Нина Лукьянова
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!