что такое перки в world of tanks
Что такое перки в World of Tanks? Правила выбора перков для экипажа
Правила выбора перков для экипажа танка
Всем привет, танкисты! Эта статья будет посвящена одной из основополагающих особенностей WoT — умениям экипажа.
Чтобы не ошибиться с выбором умений экипажа, нужно изначально понимать, как вы будете использовать конкретную машину. Однако, есть и рекомендуемые для всех перки.
Кто-то из вас уже наверняка знает, что разработчики планируют сделать это умение доступным для всех командиров экипажей после прокачки основной профессии до 100%. Тем не менее, пока это нововведение находится в статусе «КТТС», его стоит прокачивать
у командира первым. Загорающаяся через 2 секунды после засвета «Лампочка» зачастую будет спасать вас от плюхи ПТ или арты. Если же вы сами играете на ПТ или арте, ваш приоритет при засвете для врагов ещё выше, а лампа нужнее.
Обычно именно так и принято начинать прокачивать экипаж. Первым делом командиру — «Шестое чувство», остальным — «Ремонт». И эта методика оправдывает себя.
Ведь первоначально ремонт сбитой гусли на некоторых танках при 100% основном умении более 10 секунд! А значит, вы теряете ремкомплект или/и значительное количество очков прочности без прокачанного ремонта. А ведь нужно ещё тащить бой!
Данный перк добавляет ко всем умениям экипажа всего 5%, поэтому его принято рекомендовать в сочетании с работающей аналогично вентиляцией. Тогда вы получаете
в сумме +10%, что ощутимо добавляет боеспособности любому танку.
Исключение составляют машины с барабаном заряжания и без возможности установки вентиляции (WT E100). Сокращение времени перезарядки на 5% на барабане вы точно заметите. Прокачивать или нет «ББ» вторым перком — выбор индивидуальный.
4. Альтернативный второй перк
5. Третий перк. Кастомизация
Как правило, за исключением очень сложных машин типа WT E100, третий перк приближает геймплей на танке к комфортному. Докачиваются ранее пропущенные перки. На СТ стоит изучить «Маскировку», «Плавный поворот башни» наводчику, машинам разработки сумрачных французских гениев типа «bat-chat» или AMX 50В имеет смысл задуматься о выборе командиру перка «Мастер на все руки». Экипаж критуется часто, иногда может помочь. Заряжающим на классические ТТ пора вкачивать «Бесконтактную боеукладку» и «Отчаянного». Для наводчиков барабанщиков и танков с большим альфа-страйком будет актуален «Снайпер» это позволит ощутимо чаще ломать модули соперникам.
6. Завершение кастомизации.
Четвертый перк Нужно понимать, что каждый последующий перк требует для полной прокачки в 2 раза больше опыта, чем предыдущий. Для четвертого это уже — 1,68 млн единиц опыта. А значит стоит серьёзно задуматься: какие из оставшихся умений облегчат вам жизнь. Советы в данном случае вряд ли нужны, к этому моменту понимание у вас уже сложится (а если нет, у вас 42% побед и абсолютно всё равно как прокачан экипаж:)).
7. Перки последней степени важности
Под этим термином имеется в виду: «Маскировка» у тяжелых танков, «Пожаротушение» у редко горящих танков (лучше поставить голдовый огнетушитель, не нужно бояться трат, выйдет дешевле, т. к. танк не будет гореть вовсе) и тому подобные умения.
8. Бесполезные перки
Разработчики породили на свет ряд абсолютно бесполезных перков. Большинство игроков сходится во мнении, что ни на одной машине не стоит качать: «Изобретатель», «Ретранслятор», «Эксперт». Такие перки как «Злопамятный» и «Из последних сил», так же можно отнести к частично бесполезным, т. к. они мало где применимы из-за своей небольшой вероятности применения. Такие перки обычно выбираются выскоскилованными игроками под конкретные цели.
Заключение. Несколько простых, но важных советов.
А) «Боевое братство» качается только у всех членов экипажа одновременно и начинает действовать при 100%.
Б) стоит различать умения и навыки экипажа. Так, например, «Ремонт», «Маскировка» и «Радиоперехват» начинают действовать с 1% изучения, постепенно наращивая эффективность, а «Лампа», «Бесконтактная боеукладка» и «Боевое братство» только после полного изучения.
В) изучение профессий экипажа хоть и размечено процентами, однако это некорректно. Каждый последующий процент требует больше опыта, чем текущий.
Г) «Пожаротушение» — не самый полезный перк, т. к. неплохо заменяется голдовым огнетушителем. Качайте 4 м-5 м-6 м перком, исключая «танки-костры» (Немцы, КВ-3 и т. д.).
Д) общий принцип выбора умений и навыков: максимально усилить достоинства, затем нивелировать самые серьезные недостатки.
Е) не ленитесь, катайте на тесте машину, которую собираетесь качать, смотрите гайды. Это поможет вам правильно выбрать танк и метод его прокачки. Ж) по возможности, не экономьте голду, обучайте, переобучайте и сбрасывайте перки за золото. К середине четвёртого перка прокачка очень медленная, опыт лишним не бывает.
Навыки экипажа
Навыки экипажа позволяют получать дополнительные боевые бонусы, которые делают геймплей разнообразнее и помогают настроить машину под ваш стиль игры.
Особенности навыков экипажа:
Выбор навыков, которые следует прокачивать в первую очередь, зависит только от вас и вашего стиля игры.
Кнопка «Экипаж» становится доступной для машин всех уровней, как только на аккаунте появляется техника VI уровня или выше.
Ответы на частые вопросы:
Навыки тренируются так:
Каждый навык даёт определённый эффект, который указан в его описании. Некоторые эффекты усиливаются при использовании специального оборудования на танке. Например, навык «Ремонт» усиливается в сочетании с Ящиком с инструментами. Таким образом, вы можете оборудовать свой танк так, чтобы получить максимальный эффект от использования каждого навыка.
Как ускорить тренировку навыков?
Есть несколько способов ускорить тренировку навыков:
Нет, сбрасывать уже изученные навыки экипажа нельзя.
Если вы прокачаете все навыки в одной категории и продолжите играть на соответствующем типе техники с мастерством 100%, зарабатываемый опыт экипажа будет и дальше накапливаться для текущей ветки навыков.
Например, если вы приобрели все навыки лёгких танков и продолжаете играть на ЛТ, зарабатываемый опыт будет накапливаться в нераспределённый опыт экипажа. В будущем его можно будет потратить на изучение новых навыков этой ветки, когда они появятся в игре.
Вы можете прокачать все доступные навыки. Всего в игре сейчас их 20, у каждого семь уровней развития (20 * 7 = 140 уровней развития). Каждый уровень даёт одинаковый прирост к эффективности навыка (например, 1-й уровень — 1%, 2-й уровень — 2%, или 1-й уровень — 5%, 2-й уровень — 10% и т. д.).
Чтобы ускорить тренировку навыка, перейдите в окно навыков, выберите желаемый навык и нажмите на кнопку «Ускорить тренировку». Обратите внимание: ускорить тренировку можно только у тренируемого навыка. Если текущий тренируемый навык вас не устраивает и вы хотите ускорить тренировку другого навыка в категории, смените тренируемый навык на нужный и нажмите на кнопку «Ускорить тренировку».
В окне ускорения выберите один из трёх вариантов ускорения: бесплатный (ускорение 100%), за кредиты (ускорение 200%) и за золото (ускорение 1000%). Затем нажмите на кнопку «Тренировать».
Пример: вы переводите 1000 ед. боевого опыта с элитной техники в опыт экипажа. При бесплатном ускорении 1000 ед. элитного опыта переведётся в 1000 ед. опыта экипажа, при ускорении за кредиты — в 2000 ед. опыта экипажа, а при ускорении за золото — в 10 000 ед. опыта экипажа.
Бесплатное ускорение доступно только до 5-го уровня навыка. Ускорить тренировку навыков 5-го уровня и выше можно только за кредиты и за золото.
Переименовать экипаж нельзя, пересадить его на другую машину — тоже.
В окне навыков экипажа выберите нужный навык и нажмите на кнопку «Тренировать». Весь опыт, который был на предыдущем прокачиваемом навыке, перейдёт на новый навык.
Понизить уровень навыка нельзя. Если при смене навыка у предыдущего было накоплено, например, 30% опыта для следующего уровня, а новый навык меньше уровнем, то этих 30% может оказаться достаточно, чтобы повысить уровень нового навыка.
Это зависит от вашего стиля игры. Все навыки одинакового уровня имеют одинаковую эффективность, поэтому нет так называемых имбовых навыков, которые следует тренировать в первую очередь.
Да, поскольку вы получаете больше опыта за бой, который идёт в том числе на экипаж. Это же касается бонусов за первый бой и действия акций на опыт экипажа.
Навык начинает действовать, когда вы на 100% изучите его до 1-го уровня. До этого он считается неизученным. Дальше будет работать эффект того уровня, который изучен на 100%. Например, навык «Маскировка» имеет 5-й уровень, ещё 45% опыта у него накоплено до следующего уровня. В такой ситуации действовать будет только эффект навыка 5-го уровня.
Вы можете развивать любой навык из списка.
Переводить опыт экипажа из одной категории навыков в другую нельзя. К примеру, вы не сможете перевести опыт экипажа с ветки лёгких танков на ветку ПТ-САУ.
Чтобы в бою отображалось уведомление о срабатывании навыка, активируйте опцию «Индикация навыков и оборудования» во вкладке HUD-настроек игры.
Да, со временем они могут появиться.
Таких навыков в игре нет и не будет: их эффекты — часть игровой механики и доступны всем игрокам.
Дополнительные навыки и умения
Дополнительные навыки и умения доступны к изучению членом экипажа после освоения основной специальности на 100%. При достижении этой отметки в меню появится «плюсик», нажав на который, можно выбрать первое дополнительное умение или навык. После его изучения даётся возможность изучить второй, третий и другие навыки. Теоретически, танкист может изучить все доступные для него дополнительные навыки и умения. Но для изучения каждого последующего навыка необходимо в два раза больше опыта по сравнению с предыдущим, поэтому среднестатистический экипаж обычно имеет не более 3 навыков и умений. По этой причине, к вопросу о том, какие перки качать на танке, следует подходить с умом.
Содержание
Умения
Умение начинает действовать с самого начала обучения. Эффект его действия постепенно увеличивается от минимального до максимального.
Ремонт
Описание: Ускоряет ремонт поврежденных модулей. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Учитывается средний уровень умения по экипажу. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Ящик с инструментами».
Цифровое действие: Максимальное значение: +100% к скорости ремонта
Резюме: Ремонт необходим в первую очередь тяжёлым и средним танкам, действующим под огнем противника, а также тяжёлым ПТ с высокой заметностью (Ferdinand, Jagdtiger, T28, T95). Для них возможность быстро починиться под огнем противника весьма критична. Во вторую очередь ремонт нужен практически любой машине в игре, исключая разве что артиллерию.
Маскировка
Описание: Снижает общую заметность танка. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Учитывается средний уровень умения по экипажу. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Маскировочная сеть».
Цифровое действие: Максимальное значение: +100% к первоначальному показателю маскировки.
Резюме: Умение совершенно необходимо лёгким танкам из-за классового бонуса (заметность в движении равна заметности стоя), а также большинству ПТ и САУ, за исключением наиболее громоздких (например СУ-14-2). Поэтому ответ на вопрос о том, какие перки качать на ПТ-САУ, вполне очевиден.
Пожаротушение
Описание: Ускоряет тушение пожара. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Учитывается средний уровень умения по экипажу.
Цифровое действие: Максимальное значение: +80% к скорости тушения пожара.
Резюме: Умение утратило свою важность — с одним пожаром огнетушитель вполне справляется, а два пожара в одном бою случаются редко.
Ремонт, маскировка и пожаротушение наиболее эффективны при 100% прокачке у всех членов экипажа, поэтому лучше всего прокачивать одно из этих умений у всех членов экипажа одновременно.
Например, при четырех членах экипажа, из которых только двое изучили маскировку, танк получает только 50% маскировки (то есть, берётся среднее значение по экипажу).
Мастер на все руки
Описание: Позволяет командиру овладеть всеми специальностями и заменить выведенных из строя членов экипажа. Заменяются только основные специальности. Эффективность замены падает при выводе из строя очередного члена экипажа.
Резюме: Полезное умение при частых критах экипажа, пригодится некоторым тяжёлым и средним танкам, а также французским танкам с автоматом заряжания. Умение бесполезно в случае, если сам командир выведен из строя.
Наставник
Описание: Предоставляет дополнительный опыт всем членам экипажа, кроме командира. Количество опыта возрастает по мере совершенствования умения.
Цифровое действие: Коэффициент 0,1 на каждый процент умения. Максимальное значение: +10% к получаемому опыту.
Резюме: Прибавка к опыту не велика, но умение можно использовать для форсированной прокачки экипажа. Позднее имеет смысл заменить умение на другое.
Орлиный глаз
Описание: Увеличивает максимальную дальность обзора. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. При неисправных приборах наблюдения эффективность умения выше. Эффект усиливается в сочетании с умением «Радиоперехват», оборудованием «Просветлённая оптика» и «Стереотруба».
Цифровое действие: Коэффициент 0,02 для работающих устройств и 0,2 для сломанных на каждый процент. Максимальное значение: 2% для работающих и 20% для сломанных.
Резюме: Полезное умение для танков с хорошим обзором — особенно это касается лёгких танков, для которых критически важно заметить противника на максимальной дистанции.
Мастер-оружейник
Описание: Уменьшает разброс поврежденного орудия. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Если умение приобретено двумя наводчиками, учитывается максимальный уровень умения по экипажу. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Стабилизатор вертикальной наводки».
Цифровое действие: Коэффициент 0,2 на каждый процент. Максимальное значение: −20% к разбросу поврежденного орудия.
Ограничение: Наводчик (в том числе и совместитель, у которого эта роль вторична).
Резюме: Имеет смысл брать только при частых критах орудия (характерно для танков, играющих от брони башни). В остальных случаях лучше взять что-то другое.
Плавный поворот башни
Описание: Уменьшает разброс при повороте башни. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Если умение приобретено двумя наводчиками, учитывается максимальный уровень умения по экипажу. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Стабилизатор вертикальной наводки».
Цифровое действие: Коэффициент 0,075 на каждый процент. Максимальное значение: −7,5% к разбросу при повороте башни.
Ограничение: Наводчик (в том числе и совместитель, у которого эта роль вторична).
Резюме: Хороший выбор для практически любого танка, кроме тех, у кого полное сведение занимает менее 2 секунд. Также может быть полезно для САУ и ПТ, особенно с большим углом горизонтальной наводки (например G.W. Panther).
Виртуоз
Описание: Увеличивает скорость поворота танка. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Дополнительные грунтозацепы», снаряжением «Ленд-лизовское масло», «Подкрученный регулятор оборотов двигателя» и «100-,105-октановый бензин». Увеличивает разброс орудия при повороте.
Цифровое действие: Коэффициент 0,05 на каждый процент. Максимальное значение: +5% к скорости поворота.
Резюме: Важное умение для тех, кто вынужден активно действовать в манёвренном бою — в первую очередь лёгким и средним танкам, хотя и всем остальным классам оно тоже может пригодиться.
Король бездорожья
Описание: Снижает сопротивление слабых и средних грунтов при движении танка. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Умение повышает манёвренность танка и уменьшает время набора максимальной скорости.
Цифровое действие: Коэффициент 0,1 по мягкому грунту или 0,025 по среднему на каждый процент. Максимальное значение: +10% к проходимости по мягкому и +2.5% по среднему грунту.
Резюме: Выбор для быстрых машин или танков с проблемной проходимостью, например Pz.Kpfw. S35 739 (f).
Плавный ход
Описание: Уменьшает разброс орудия на ходу. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Умение не влияет на разброс при повороте и на месте. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Стабилизатор вертикальной наводки».
Цифровое действие: Коэффициент 0,04 на каждый процент. Максимальное значение: −4% к разбросу при стрельбе с хода.
Резюме: Вопреки распространённому мнению, умение полезно не только для машин, активно ведущих огонь с ходу. «Плавный ход» уменьшает круг сведения и, как следствие, после остановки нужно чуть меньше времени для полного сведения, что полезно почти для всех машин.
Мастер тарана
Описание: При таране уменьшает повреждения собственного танка и увеличивает их у вражеского. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Умение влияет только на движущиеся танки и не учитывается при столкновениях с союзными танками.
Цифровое действие: Коэффициент 0,15 на каждый процент. Максимальное значение: +15% к урону тараном для врага и −15% повреждений при таране для игрока.
Резюме: Отличный вариант для тяжёлых по массе, но подвижных машин (ИС-7, T14, E 50, E 50 Ausf. M, КВ-5, AMX 50 B, AMX 50 120, FCM 50 t).
Изобретатель
Описание: Увеличивает дальность связи радиостанции. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Если умение приобретено двумя радистами, учитывается максимальный уровень умения по экипажу.
Цифровое действие: Коэффициент 0,2 на каждый процент. Максимальное значение: +20% к дальности связи.
Ограничение: Радист (в том числе и совместитель, у которого эта роль вторична).
Резюме: Это умение имеет смысл либо для танков со слабой рацией, да и то, в основном, на низких уровнях, либо для легких танков, которые уходят далеко в тыл противника.
Радиоперехват
Описание: Увеличивает дальность обзора. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Если умение приобретено двумя радистами, учитывается максимальный уровень умения по экипажу. Эффект усиливается в сочетании с умением «Орлиный глаз».
Цифровое действие: Коэффициент 0,03 на каждый процент. Максимальное значение: +3% к дальности обзора.
Ограничение: Радист (в том числе и совместитель, у которого эта роль вторична).
Резюме: Единственное по-настоящему полезное умение радиста, пригодится практически на любом танке.
Ретранслятор
Описание: Увеличивает дальность связи союзных танков в радиусе действия радиостанции игрока. Эффективность умения увеличивается по мере изучения. Если умение приобретено двумя радистами, учитывается максимальный уровень умения по экипажу.
Цифровое действие: Коэффициент 0,1 на каждый процент. Максимальное значение: +10% к дальности связи союзных танков.
Ограничение: Радист (в том числе и совместитель, у которого эта роль вторична).
Резюме: Умение имеет смысл изучать только при игре на низких уровнях.
Навыки
Навыки начинают действовать только при их изучении на 100%.
Боевое братство
Описание: Улучшает уровень владения основной специальностью и всеми умениями всех членов экипажа. Начинает действовать при совершенствовании всеми членами экипажа до 100%. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Улучшенная вентиляция», снаряжением «Доп. паек», «Шоколад», «Ящик колы», «Крепкий кофе», «Улучшенный рацион», «Пудинг с чаем» и «Онигири».
Цифровое действие: Все члены экипажа получают +5% к своему основному умению и ко всем дополнительным умениям. Навык не теряется при контузии членов экипажа.
Ограничение: Работает только при прокачке у всех членов экипажа.
Резюме: Довольно полезное умение, однако имеющее слишком много противопоказаний для его использования. Наиболее целесообразно использовать вместе с Улучшенной вентиляцией и в сочетании с умениями, направленными на усиление конкретного параметра танка.
Шестое чувство
Описание: Позволяет командиру определять, обнаружен ли его танк противником. Начинает действовать при совершенствовании до 100%. При контузии командира перестаёт работать.
Цифровое действие: Информация об обнаружении танка появляется с задержкой в три секунды.
Резюме: Отличный выбор для любого танка, поскольку знание о том, что противник раскрыл местоположение игрока — очень важно в любой ситуации. Зная об этом, можно с относительной легкостью уходить из-под ударов артиллерии и засадных снайперов.
Эксперт
Описание: Позволяет командиру определять критические повреждения танков в прицеле по собственному засвету. Начинает действовать при совершенствовании до 100%.
Цифровое действие: Начинает работать через 4 секунды после непрерывного наведения на танк противника.
Резюме: Хороший выбор для дальнего боя или скоординированной игры во взводе/роте. В других случаях реализация преимущества затруднительна. Бесполезный навык для САУ. Подробнее об этом перке можно узнать, посмотрев видео о навыке «Эксперт» в WoT на просторах интернета.
Снайпер
Описание: Увеличивает вероятность нанесения урона по модулям и экипажу танка противника. Начинает действовать при совершенствовании до 100%. Только для бронебойных, подкалиберных и кумулятивных снарядов.
Цифровое действие: Бонус в 3%.
Ограничение: Наводчик (в том числе и совместитель, у которого эта роль вторична).
Резюме: Один из наиболее полезных навыков наводчика, особенно хорош для скорострельных пушек, орудий с автоматом заряжания и орудий с относительно небольшим для своего уровня и класса калибром (AMX 50 B, Т110Е5, Объект 263).
Злопамятный
Описание: Позволяет видеть танк противника в небольшом секторе относительно орудия на две секунды дольше после его ухода из «засвета». Если навык приобретен двумя наводчиками, эффект не суммируется. Работает в том случае, если игрок видит врага сам, а не по чужому «засвету». То есть на САУ он будет практически бесполезен.
Цифровое действие: Длительность эффекта: 2 сек в секторе 10 градусов.
Ограничение: Наводчик (в том числе и совместитель, у которого эта роль вторична).
Резюме: Навык имеет смысл изучать для засадных ПТ-САУ, либо для машин дальнего боя в сочетании с навыком Эксперт. Умеренно полезен для легких танков, использующих тактику пассивного засвета. Полностью бесполезен для артиллерии, поскольку она практически никогда не стреляет по собственному засвету.
Примечание: может использоваться активными разведчиками, для этого наиболее важные цели берутся на автоприцел, после чего внимание водителя концентрируется на дороге.
Чистота и порядок
Описание: Уменьшает вероятность возгорания двигателя, не допуская подтеков масла и горючего в моторном отсеке. Начинает действовать при совершенствовании до 100%. Эффект усиливается в сочетании со снаряжением «Автоматический огнетушитель».
Резюме: Хороший выбор для танков имеющих очень высокую пожароопасность двигателя и короткий корпус.
«Бесконтактная» боеукладка
Описание: Увеличивает прочность боеукладки: снаряды уложены в таком порядке, что не касаются друг друга. Начинает действовать при совершенствовании до 100%. Если навык приобретен двумя заряжающими, эффект не суммируется. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Мокрая боеукладка».
Цифровое действие: +12,5% к прочности боеукладки.
Ограничение: Заряжающий (в том числе и совместитель, у которого эта роль вторична).
Резюме: Для техники с риском частых критов боеукладки, т.е. для детонации неповрежденной боеукладки с первого выстрела требуется орудие с большим уроном по модулям.
Интуиция
Описание: Создает вероятность того, что при смене типа снарядов нужный уже заряжен. Начинает действовать при совершенствовании до 100%. Для повторного использования навыка необходимо полностью перезарядить орудие. Если навык приобретён двумя заряжающими, то вероятность срабатывания удвоится и составит 34%, а если тремя (французские экипажи), то утроится и составит 51%.
Цифровое действие: Вероятность равна 17%.
Ограничение: Заряжающий (в том числе и совместитель, у которого эта роль вторична).
Отчаянный
Описание: Ускоряет перезарядку орудия, если у танка остается менее 10% прочности. Начинает действовать при совершенствовании до 100%. Если навык приобретен двумя заряжающими, эффект не суммируется. Эффект усиливается в сочетании с оборудованием «Орудийный досылатель». Для барабанной техники ускоряет перезарядку всего барабана, но не снарядов внутри него.
Цифровое действие: Если прочность танка менее 10%, перезарядка занимает 90,9% от изначального значения времени.
Ограничение: Заряжающий (в том числе и совместитель, у которого эта роль вторична).
Резюме: Имеет смысл прокачивать для машин с очень крепкой броней и большим запасом очков прочности (Maus, E 100). Даст заметный эффект на барабанной технике.
Из последних сил
Описание: Позволяет радисту, не выведенному из строя на момент уничтожения танка, передавать позиции танков противника в течение ещё двух секунд. Начинает действовать при совершенствовании до 100%. Если навык приобретён двумя радистами, эффект не суммируется.
Цифровое действие: Дополнительные 2 секунды «засвета».
Ограничение: Радист (в том числе и совместитель, у которого эта роль вторична).
Резюме: Очень полезное умение для лёгких танков — «светляков».