что такое перистальтика кишечника у ребенка

Лечение нарушений перистальтики желудка и кишечника

Большинство людей не задумывается о том, как они глотают и переваривают пищу или как ходят в туалет. Головной мозг и желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) взаимодействуют сами по себе, посылая и получая сигналы о том, чтобы продвигать пищу и питье через желудок и кишечник.

Однако у детей с проблемами перистальтики ЖКТ сигналы, посылаемые мозгом ЖКТ и наоборот, могут быть нарушены.

Когда это происходит, желудок, например, не может подать сигнал, что он полон и должен опустошиться. Или же мозг может послать сигнал сжимать мышцы во время дефекации в то время, когда они должны расслабляться. Иногда проблемы выражаются в том, что ребенку трудно глотать еду.

В чем причины нарушения моторики ЖКТ

По статистике, в последние 20 лет дети стали чаще страдать от этой патологии — в общем объеме гастроэнтерологических заболеваний ее доля выросла до 30%. Во многих случаях нарушения перистальтики возникают из-за постоянного психологического напряжения, переутомления, нарушения режима сна, учебы и отдыха. В последнее время количество источников стресса только растет: негативная информационная среда, гаджеты, пандемия, давление со стороны сверстников, экзамены — перечислять можно долго.

Отрицательное психоэмоциональное состояние, а также органические поражения ЦНС влияют на состояние вегетативной нервной системы, которая, в свою очередь, регулирует деятельность желудочно-кишечного тракта. Поэтому причина нарушений перистальтики желудка и кишечника может крыться как непосредственно в самих органах, так и в проводящих путях нервной системы или в головном мозге.

Вот почему врачи-нейрогастроэнтерологи фокусируются не только на ЖКТ, чтобы понять источник проблем нарушений перистальтики ребенка.

Как нарушения перистальтики снижают качество жизни

Родители детей с функциональными гастроэнтерологическими нарушениями каждый день наблюдают, как сильно патология ухудшает качество жизни ребенка. К примеру, наиболее распространенным заболеванием этого типа является синдром раздраженного кишечника, — а это постоянные боли в животе, диарея и/или запор.

Дети с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью (ГЭРБ), гастропарезом и кишечной псевдообструкцией страдают от:

Это является дополнительным стрессовым фактором и еще больше усиливает социальную дезадаптацию ребенка. Зачастую родители годами безуспешно водят детей по врачам и прибегают к симптоматическому лечению проявлений заболевания (изжоги, запора, поноса), потому что не могут устранить саму причину.

В М едицинском центре д етской больницы Цинциннати помогут быстро и точно найти причину патологии

Отделение гастроэнтерологии, гепатологии и проблем питания Детской больницы Цинциннати (США) признано лучшим среди аналогичных детских медицинских учреждений США. А Центр нейрогастроэнтерологии и лечения нарушений перистальтики желудочно-кишечного тракта реализует первую и одну из очень немногих программ такого рода как в Америке, так и во всем мире. В ее рамках проводится полное обследование детей с этими заболеваниями и соответствующее лечение.

Некоторые нарушения моторики ЖКТ требуют длительного и сложного лечения. Дело в том, что они нередко связаны с другими сложными медицинскими проблемами, поэтому необходим комплексный подход с привлечением специалистов из разных областей педиатрии:

Используются самые современные методы исследования:

Они позволяют с максимальной степенью точности установить причину заболевания для назначения результативного лечения.

Эффективные методы лечения

В Центре нейрогастроэнтерологии и лечения нарушений перистальтики желудочно-кишечного тракта Детской больницы Цинциннати маленьким пациентам доступны самые инновационные методы лечения, которые дают хороший результат.

В Центре применяют и другие эффективные методы лечения:

Профессор Кол — один из создателей этой программы и основатель целого ряда эффективных методов лечения подобных заболеваний. Он учился в Индии, а ординатуру и дополнительную подготовку по узкой специализации проходил в больницах и университетах штата Нью-Йорк, США, и в Медицинском центре детской больницы Цинциннати. Профессор Кол — автор многочисленных трудов по тематике, связанной с нарушениями моторики органов ЖКТ.

Обращайтесь! Поможем вам связаться со специалистами Центра и получить первую консультацию.

Источник

Восстановление моторики при функциональных расстройствах ЖКТ у детей

Стенограмма лекции

Общая продолжительность: 20:20

Оксана Михайловна Драпкина, секретарь межведомственного Научного Совета по терапии РАМН, доктор медицинских наук, профессор:

— Я с удовольствием предаю слово профессору Эрдес Светлане Ильиничне. Она познакомит нас с такой темой как восстановление моторики при функциональных расстройствах ЖКТ у детей. Пожалуйста, Светлана Ильинична.

Светлана Ильинична Эрдес, профессор:

— Благодарю вас за внимание. Теперь уже логично обсудить особенности моторных нарушений в педиатрической практике и те возможные подходы к их коррекции, которые на сегодняшний день целесообразно обсуждать.

Я хотела бы, прежде всего, напомнить уважаемым слушателям и зрителям, что и в педиатрической практике мы сегодня работаем в рамках Третьих Римских критериев, Третьего консенсуса. Существует педиатрический отдел классификации функциональных расстройств. Он, в свою очередь, также подразделяется на два раздела, две группы.

Это функциональные расстройства, свойственные младенцам и детям до 4-летнего возраста, где вы можете видеть расстройства моторики, характерные для различных отделов ЖКТ. Регургитация, младенческий руминационный синдром, синдром циклической рвоты, младенческая колика (аналог абдоминальных болевых расстройств), диарейные расстройства, функциональные запоры.

То, что было привнесено нового именно в третьей редакции, это разделение на две возрастные группы, вторая из которых предполагает расстройства, характерные для детей старшей возрастной группы. Они подразделяются на несколько разделов. Первый из них называется «Рвота и аэрофагия». Второй относится к запору и недержанию кала. Третий подраздел функциональных расстройств у детей старшего возраста – это функциональные пищеварительные расстройства, связанные с абдоминальной болью.

Вы можете здесь видеть такие градации, как функциональная диспепсия, синдром раздраженного кишечника, абдоминальная мигрень, детская функциональная абдоминальная боль.

Надо сказать, что такая попытка разделения функциональных расстройств, безусловно, оправдана, о чем свидетельствует практика последних лет работы. Учет критериев функциональных расстройств именно в рамках третьей редакции представляется определенным позитивным шагом по сравнению с предыдущими редакциями и безусловным шагом вперед.

Рассматривая клинические варианты функциональной диспепсии, нельзя не упомянуть об очень широкомасштабном исследовании Граингера, которое охватило практически 4 тысячи пациентов. В рамках различных комбинаций были выделены, в том числе, и варианты функциональных диспепсий, характеризующиеся разнообразными моторными нарушениями.

Я обращаю внимание слушателей, наших коллег, на то, что практически 57% функциональных расстройств, функциональных диспепсий протекали с нарушениями моторики. Это был чисто дискинетический вариант или дискинезия, характеризующаяся с другими вариантами функционально-диспептических расстройств.

Вообще говоря, у функциональных нарушений, которые протекают с синдромом абдоминальной боли, следует упомянуть, что это синтетическое понятие, синтетическое определение. Клинические проявления абдоминальной боли могут иметь и сопредельные состояния. Это следует всегда иметь в виду, ставя диагноз функционального запора, функциональной диареи.

Безусловно, очень важное разграничение (в том числе и в педиатрической практике) с теми состояниями, которые мы определяем в рамках синдрома раздраженного кишечника.

Говоря о синдроме раздраженного кишечника, прежде всего, позволю себе упомянуть о тех критериях, которые используются в терапевтической практике, во взрослой гастроэнтерологии, и о том, что в данном случае мы говорим о ведущем значении рецидивирующей абдоминальной боли или дискомфорте. Он наличествует с определенной кратностью в течение последних трех месяцев. Согласно определению, он должен ассоциироваться с другими признаками: его изменение, модификация этого симптома в связи с дефекациями и изменение характера стула.

Следует сказать, что критерии синдрома СРК претерпели попытки определенных модификаций именно применительно к работе педиатров. Согласно мнению известного педиатра-гастроэнтеролога, профессора Щербакова, критерии СРК у детей должны иметь некоторые отличия. Он полагает, что это временной критерий, когда абдоминальный дискомфорт в сочетании с обсужденными нами признаками должен наличествовать в течение 12-ти, но не обязательно, последовательных недель за последний год.

Мы считаем это целесообразным и правомочным, исходя из особенностей детской ноцецепции, из особенностей детских клинических проявлений и сложности трактовки тех или иных проявлений. В особенности в рамках синдрома раздраженного кишечника.

Нельзя не упомянуть еще об одной особенности СРК. На сегодняшний день это достаточно широко обсуждаемая проблема. Проблема взаимосвязи и возможности развития СРК после перенесенных острых кишечных инфекций. Об этом свидетельствуют данные зарубежных и отечественных авторов.

В этой связи представляется важным обсуждение тех факторов риска, которые могут привести к развитию так называемого постинфекционного СРК. Именно: наличие длительного диарейного периода в течение острой кишечной инфекции и отсутствие рвоты (также при острой кишечной инфекции).

Рассматривая концептуальную модель возможности развития постинфекционного синдрома раздраженного кишечника, следует сказать, что в этой ситуации большое значение приобретает под действием триггерных, инфекционных и островоспалительных факторов развитие повреждающего воздействия данного фактора на сенсорные и моторные функции.

В этой связи я хотела бы обратить внимание аудитории, что под действием инфекционных факторов запускается определенный каскад, который приводит и может приводить как к инициации повышенной сократительной функции кишечника, так и, напротив, к гипомоторным расстройствам.

Следующая позиция, о которой я бы считала необходимым говорить в рамках функциональных расстройств третьего пересмотра, это проблема функциональных запоров. Здесь, безусловно, также присутствует целый ряд особенностей, которые представляются нам весьма важными. Это обсуждалось уже неоднократно и в наших лекциях в том числе.

В данном случае следует ориентироваться не только на урежение кратности дефекаций, но и на те признаки, которые рекомендуется учитывать в рамках третьего пересмотра.

Обращаю ваше внимание, что обязательным и важным с точки зрения постановки диагноза функционального запора является и учет других признаков, а именно – в том случае, если недостаточно критериев для постановки диагноза СРК.

Еще раз обращаю внимание аудитории на то, что и зарубежные публикации свидетельствуют: учет других признаков (натуживание, затруднения при дефекации) является не менее важным для учета и постановки диагноза функциональных запоров. Это правомочно применительно и для педиатрической практики, о чем свидетельствуют и популяционные исследования. В частности, проведенные на российском материале – на базе Первого московского университета, где проводилась данная работа.

Говоря о проблеме функциональных запоров, следует выделить несколько основных патогенетических механизмов их реализации. Это наличие нарушенного кишечного транзита и наличие нарушения содружественной работы тазовых мышц.

На сегодняшний день выделяют так называемые проктогенные механизмы формирования запоров и кологенные. Они, в свою очередь, могут характеризоваться гипермоторными нарушениями со спазмом отдельных участков и гипомоторными нарушениями с недостаточным ответом кишечника на те или иные раздражения. В том числе и на механические.

Следует сказать, что подавляющее большинство исследований, имеющихся на сегодняшний день, свидетельствуют, что, как правило, функциональные запоры носят сочетанный характер. Меньшая часть пациентов имеет исключительно нарушения содружественной работы тазовых мышц и изолированный медленный транзит.

Все-таки мы склоняемся к тому, что очень большая часть пациентов имеет нарушения и того и другого механизма. Хотя на сегодняшний день бытует представление, что расстройство моторики, расстройство кишечного транзита более свойственны детям старшего и подросткового возраста. В то время как патология мышц тазового дна является в большей степени, если так можно выразиться, уделом запоров у детей раннего возраста.

Но нам представляется, что данный факт требует дальнейшего исследования и изучения. Только основываясь на предпринятых исследованиях, можно реально составить представление о том, какие механизмы участвуют в реализации данной проблемы. В том числе и у детей.

Является ли это важным? Да, безусловно, поскольку это определяет особенности терапевтических подходов. Я имею в виду терапевтические подходы в самом широком смысле этого слова, не только медикаментозные подходы, поскольку решение проблемы функциональных запоров – это проблема очень всеобъемлющая. Она должна отнюдь не ограничиваться только поиском эффективных медикаментозных средств.

Основными направлениями купирования абдоминального болевого синдрома, работы с пациентами с разнообразными функциональными расстройствами – это нормализация моторных нарушений, висцеральной чувствительности (ее снижение у части пациентов). Это коррекция механизмов восприятия болевых ощущений.

Следует еще раз вернуться к обсуждению особенностей тримебутина, свойством которого является спазмолитический эффект, в частности основанный на неселективном воздействии на различные интестинальные опиоидные рецепторы. Влияние на так называемую третью фазу мигрирующего моторного комплекса, а также влияние на висцеральную афферентную иннервацию.

Механизм регулирующего действия посредством влияния через опиоидные рецепторы представляется как сочетанное спазмолитическое и одновременно прокинетическое действие с точки зрения нормализации спазма и гипермоторики, если таковая имеется. Либо, напротив, регулирующее и нормализующее влияние на расстройства моторики в случае преобладания гипомоторных нарушений и наличия атонии отдельных участков кишечника.

Несколько слов по поводу мигрирующего миоэлектрического комплекса. Принято считать, что он образовывается в желудке и тонком кишечнике в межпищеварительный период, занимая 90-120 минут у человека, и имеет определенные фазы.

Фаза покоя. Занимает приблизительно половину от общей продолжительности. Фаза нерегулярной активности. Когда имеется увеличение интенсивности отдельных потенциалов, однако они регистрируются не на каждой медленной волне. Наконец, третья фаза, о которой мы говорим. Это фаза так называемой регулярной или ритмической активности, когда регистрируется стабильное появление высокоамплитудных потенциалов действия на каждой медленной волне.

Действие препарата тримебутин представляется именно как действие на третью фазу мигрирующего миоэлектрического комплекса, возникающего в тонком кишечнике. Он, собственно, и обеспечивает продвижение содержимого по тонкой кишке в толстую кишку в межпищеварительном периоде, очищая эпителий от остатков пищи, пищеварительных соков, слущенных клеток. Отсюда его образное название – «housekeeper» тонкого кишечника.

Следующая грань воздействия тримебутина – это его воздействие на висцеральную чувствительность слизистой оболочки ЖКТ с точки зрения повышения порога болевой чувствительности и модификации оценки боли.

Есть указания, что данный препарат обладает свойством оказывать достаточно мощное анальгетическое действие на уроне прерывания болевой рефлекторной дуги, обеспечиваемой энкефалинами.

Теперь о тех исследованиях, которыми мы на сегодняшний день располагаем в педиатрической практике. Это оценка эффективности данного препарата у детей с функциональными диспептическими расстройствами, характеризовавшимися абдоминальным болевым синдромом и нарушением работы кишечника.

Согласно исследованию Дюпонта было показано, что на фоне применения данного препарата отмечено достоверное снижение количества пациентов с болями в животе. У подавляющего большинства случаев наблюдения была зарегистрирована нормализация стула.

Следующее исследование касается возможности применения данного препарата в лечении так называемой псевдонепроходимости кишечника у детей. Пусть вам не покажется удивительной малочисленность, но это достаточно сложная и тяжелая патология. Данное клиническое наблюдение нам представляется весьма ценным.

Это были пациенты с псевдонепроходимостью и с полным отсутствием регистрации мигрирующего моторного комплекса в трех случаях. На фоне лечения данным препаратом путем внутривенного введения (за рубежом такая форма также используется) у четырех пациентов была зарегистрирована активность, схожая с фазой III мигрирующего миоэлектрического комплекса. У двух появились клинические признаки перистальтики, отсутствующие до введения.

Эффективность препарата у детей с СРК. Через 8 дней приема у подавляющего большинства пациентов было отмечено достоверное снижение болевого синдрома и уменьшение числа дефекаций у детей, у которых СРК протекал с диареей.

Следует сказать, что данный препарат демонстрирует свою эффективность с точки зрения купирования абдоминального синдрома и с точки зрения нормализации моторики. Имеются подтверждения эффективности данного препарата и в отечественной медицинской литературе. Данное исследование демонстрирует эффективность препарата у детей с функциональной диспепсией по критериям купирования болевого синдрома и клинических поражений, характерных для поражения верхних отделов ЖКТ.

Обращаю ваше внимание, что в педиатрической практике показанием к применению являются диспептические расстройства, связанные, прежде всего, с расстройством моторики ЖКТ. Имеется детская форма, которая разрешена и зарегистрирована в России для применения у детей, начиная с трехлетнего возраста. До пяти лет рекомендуется прием по 20 – 25 мг трижды в сутки.

Для детской формы, которая содержит 100 мг препарата, имеются две разделительные риски, что делает удобным его использование. У детей с 5 до 12 лет рекомендован прием по 50 мг трижды в сутки. Наконец, дети подросткового возраста (12-тилетнего возраста) – прием дозы 100 – 200 мг трижды в сутки.

Возвращаясь к обсуждению проблемы функциональных расстройств, нельзя обойти и упоминание о том, что, в первую очередь, применительно к педиатрическим контингентам нам представляется крайне важным и актуальным обсуждение важности вопросов нормализации питания, потребления достаточного количества волокон, коррекция поведенческих расстройств, формирование правильных стереотипов на дефекацию.

Только в случае неэффективности немедикаментозных моментов следует обсуждать целесообразность назначения медикаментозного лечения.

Источник

Запоры у детей: взгляд невролога

что такое перистальтика кишечника у ребенка. Смотреть фото что такое перистальтика кишечника у ребенка. Смотреть картинку что такое перистальтика кишечника у ребенка. Картинка про что такое перистальтика кишечника у ребенка. Фото что такое перистальтика кишечника у ребенка

В лекции рассматривается проблема запоров, рутинно встречающихся в нейропедиатрии. Представлены современные принципы подхода к их диагностике и лечению у пациентов педиатрического возраста.

The problem of constipation, known to be regularly encountered in neuropediatrics is covered in the lecture. Contemporary principles of approach to its diagnostics and management in pediatric patients are considered.

Запоры — одно из частых проявлений при многих видах патологии нервной системы. В частности, хронические запоры относятся к симптомам целого ряда патологических состояний и синдромальных состояний с поражением центральной нервной системы (ЦНС).

Запоры практически любой этиологии и выраженности полностью или частично поддаются методам диетической коррекции, то есть частично сопряжены с концепцией нейродиетологии [1]. Игнорировать органические или функциональные запоры не рекомендуется, поскольку при отсутствии их систематической коррекции могут появляться патологические изменения со стороны ЦНС, а также других органов и систем [1, 2].

Определение

Запор — это задержка или трудность при дефекации, присутствующая в течение двух и более недель, достаточно сильно выраженная, чтобы вызывать значительный дискомфорт и нарушения состояния здоровья у пациента.

Физиологические аспекты дефекации

Определенное значение для акта дефекации имеет и гастроколический рефлекс (волна перистальтики, возникающая в ободочной кишке при попадании пищи в желудок или вскоре после этого), механизм которого объясняется воздействием нейроэндокринной системы (ряда нейротрансмиттеров и гормонов). При этом желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) как бы стремится освободить место для новой пищи. У детей грудного и раннего возраста физиологический гастроколический рефлекс после первого приема пищи в утренние часы выражен значительно сильнее, чем в более старшем возрасте [1, 2].

Дефекация совершается частично произвольно; происходит сокращение мышц брюшной стенки и диафрагмы в совокупности с расслаблением наружной кольцевой мышцы (сфинктера) анального отверстия. Непроизвольный компонент процесса дефекации обеспечивается расслаблением внутреннего сфинктера и сокращением толстой и прямой кишок, при этом происходит выдавливание ректального содержимого наружу.

Вообще позывы к опорожнению кишечника обусловлены растяжением прямой кишки, стимулирующим нервы, расположенные в ее стенке. Если ребенок игнорирует этот сигнал, то прямая кишка адаптируется к своему увеличенному объему, и стимул, ослабевая, в конце концов исчезает [1, 2].

По мнению M. Fontana и соавт. (1989), нормальная частота дефекаций у детей различного возраста такова: в возрасте 0–3 мес — 2 раза в сутки и 5–40 раз в неделю (при грудном вскармливании) или 2 раза в сутки и 5–28 раз в неделю (при искусственном вскармливании), 6–12 мес — 1,8 раза в сутки и 5–28 раз в недедю, 12–26 мес — 1,4 раза в сутки и 4–21 раз в неделю, > 36 мес — 1 раз в день и 3–14 раз в неделю [3].

Механизм развития запоров

В основе развития запоров обычно выделяют три основных патогенетических механизма (в отдельности или в сочетании): 1) повышенное всасывание воды в толстой кишке; 2) замедленный транзит каловых масс по толстой кишке; 3) неспособность пациента провести акт дефекации [1, 2].

Определенное значение имеют дискоординация ректосфинктерного рефлекса, а также напряжение тазового дна во время акта дефекации (вместо релаксации).

Этиологически можно выделить несколько возрастзависимых причин возникновения запоров у детей. В частности, у детей периода новорожденности и грудного возраста причинами запоров могут служить лактобезоары (плотные образования, состоящие из створоженного молока, формирующиеся в просвете ЖКТ вследствие попадания туда плохо перевариваемых компонентов молочной пищи); обычно лактобезоары встречаются у недоношенных детей, получающих искусственное вскармливание [1, 2].

У детей грудного возраста выделяют следующие наиболее частые причины функционального запора: неправильный питьевой режим, непереносимость/плохая переносимость молока, нерациональное искусственное вскармливание, неправильно подобранная диета и несвоевременное введение продуктов прикорма, рахит, гипотиреоз, полиомиелит и врожденные миопатии (редко), дискинезия ЖКТ и «боязнь горшка». У пациентов более старшего возраста (> 12 мес) среди причин запоров фигурируют другие факторы: сниженное потребление продуктов питания, богатых пищевыми волокнами; неправильный режим дня, психоэмоциональные стрессы, гиподинамия, эндокринные нарушения (ожирение и др.), глистные инвазии, аноректальная патология (геморрой, трещины в области ануса), снижение чувствительности ампулы прямой кишки (проктогенные запоры), врожденное удлинение толстой кишки (долихоколон) или сигмовидной кишки (долихосигма), нарушения микробиоценоза кишечника [1].

Подходы к классификации запоров

Единой общепринятой классификации запоров у детей или взрослых в настоящее время не существует, хотя во многих попытках систематизации этих форм патологии вполне адекватно отображены многие этиопатогенетические и клинические варианты течения запоров в различном возрасте.

Острый (временный) запор — это отсутствие дефекации в течение нескольких дней. Временную задержку стула следует рассматривать в качестве функциональной.

В настоящее время в РФ считается, что хронический запор — это стойкое или периодическое (в течение более 3 мес) урежение дефекации: у детей до 3-летнего возраста — менее 6 раз в неделю, у детей старше 3 лет — менее 3 раз в неделю (сопровождающееся вынужденным натуживанием, чувством неполного опорожнения кишечника, изменениями формы и характера стула).

Неоднократно пересматриваемые Римские критерии позволяют установить диагноз хронического запора при наличии не менее двух симптомов из нижеперечисленных: отсутствие дефекации на протяжении не менее 25% нормального времени испражнения; наличие запора не менее 12 мес без применения слабительных; необходимость в натуживании; стул твердый или комковатый; ощущение неполного опорожнения; две и меньше дефекации в неделю [1].

Cреди хронических запоров J. E. Lennard-Jones (1993) предлaгает рассматривать следующие их разновидности:

Функциональные и органические запоры

Функциональные запоры у детей являются следствием привычного подавления рефлексов к дефекации, что со временем приводит к ослаблению нормальной перистальтики кишечника (без органической причины). Органические запоры чаще обнаруживаются у новорожденных и грудных детей, являясь следствием следующих состояний: болезнь Гиршпрунга, врожденные аноректальные мальформации, неврологические нарушения (различные), энцефалопатия, патология спинного мозга (миеломенингоцеле, spina bifida и т. д.), муковисцидоз, метаболические нарушения (гипотиреоз, гиперкальциемия, гипокалиемия, несахарный диабет), отравление тяжелыми металлами, побочные эффекты медикаментов [1, 2].

Считается, что у детей старше одного года функциональные запоры встречаются в 95% случаев, а оставшиеся 5% запоров объясняются органическими причинами (болезнь Гиршпрунга, метаболические нарушения, муковисцидоз, целиакия, травма или повреждения спинного мозга, нейрофиброматоз, отравление тяжелыми металлами, побочные эффекты медикаментов, отставание в развитии, а также сексуальное надругательство) [1].

К психогенным и нейрогенным запорам относятся функциональные запоры, обусловленные нарушениями со стороны ЦНС, представленные выше в классификации J. E. Lennard-Jones (1993) [4].

В основе атонического запора лежит угасание рефлекса на дефекацию, сопровождающееся снижением моторной активности прямой кишки, а спастический запор — это одна из разновидностей синдрома раздраженной толстой кишки [1, 2].

А. И. Хавкин (2000) предложил вариант рабочей классификации запоров у детей, в соответствии с которой запоры следует рассматривать по группам признаков. Так, по течению запоры бывают острыми или хроническими (более 3 мес); по механизму развития: кологенные (с гипер- или гипомоторной дискинезией) или проктогенные; по стадии течения: компенсированные (только диетическая коррекция), субкомпенсированные (диетическая и медикаментозная коррекция), декомпенсированные (необходимы очистительные клизмы); по этиологическим и патогенетическим механизмам: алиментарные, нейрогенные, дискинетические (первичная дискинезия кишечника на фоне резидуально-органического поражения ЦНС), привычные (вследствие подавления физиологических позывов на дефекацию, психического перенапряжения, недостатка гигиенических навыков; пролонгированный акт дефекации у невропатов и т. д.), рефлекторные (вторичная дискинезия при различных заболеваниях — органов пищеварения и др.), вследствие органических заболеваний ЦНС (невриты, миелиты, миопатии), инфекционные (после перенесенной инфекции — болезнь Шагаса, дизентерия и др.), воспалительные, психогенные, гиподинамические, механические (препятствия на пути продвижения каловых масс), вследствие аномалии развития толстой кишки (врожденный мегаколон, подвижная слепая или сигмовидная кишка, синдром Пайра, долихосигма, спланхноптоз, гипо- и аганглиоз), токсические (отравления свинцом, ртутью, таллием, никотином, чаем, какао), эндокринные (гиперпаратиреоз, гипертиреоз, аддисонова болезнь, гипофизарные расстройства, сахарный диабет, феохромоцитома, гиперэстрогенемия), медикаментозные (употребление миорелаксантов, ганглио­блокаторов, холинолитиков, опиатов, противосудорожных средств, антацидов, мочегонных, барбитуратов, препаратов железа и кальция, блокаторов кальциевых каналов и др.), вследствие нарушений водно-электролитного обмена (при потере большого количества жидкости, дефиците витаминов группы В и К, холестазе) [5].

Основные состояния, сопровождающиеся запорами в нейропедиатрии

Как указывалось выше, запоры нередко сопутствуют многим видам психоневрологической патологии. В частности, это происходит при детском церебральном параличе, миеломенингоцеле, рассеянном склерозе, болезни Вильсона–Коновалова, синдроме Дауна, синдроме Рубинштейна–Тэйби, синдроме Вильямса, синдроме Ретта, нервной анорексии, врожденном гипотиреозе и т. д. [1, 2].

Болезнь Гиршпрунга (врожденный аганглиоз толстой кишки) и синдром раздраженного кишечника также имеют прямое отношение к патологии нервной системы. В частности, при синдроме раздраженного кишечника отсутствует так называемый органический «субстрат» болезни, но имеются достаточные основания для ее причисления к психосоматическим расстройствам (негативные реакции и эмоции, повышенная возбудимость вегетативной нервной системы) [1].

При рассмотрении функциональных запоров, вызванных приемом лекарств, необходимо помнить о соответствующих свойствах, присущих следующим препаратам: активированный уголь, некоторые средства от простуды, обволакивающие, препараты кальция и др. Они сравнительно часто используются в педиатрии, что не исключает развития запоров у части детей даже при соблюдении правил применения, рекомендуемых производителями.

Для детских неврологов следует помнить о возможности индукции запоров (ятрогенных) целым рядом препаратов, рутинно используемых в лечении патологии нервной системы:

Гиподинамия (снижение двигательной активности) также может приводить к развитию запоров. Фактически любое неврологическое заболевание, сопровождающееся частичной или полной обездвиженностью, а также требующее ограничения двигательной активности или продолжительного соблюдения постельного режима, потенциально служит фактором риска по формированию запоров у детей и подростков [1, 2].

Клинические признаки и установление запора

Помимо собственно задержки стула у детей с хроническими запорами отмечаются следующие симптомы и субъективные ощущения: вялость, снижение аппетита, тошнота, неприятный вкус во рту, боли в животе (спастического характера), вздутие живота, ощущение тяжести и чувство переполненности в брюшной полости.

Для детских неврологов и психоневрологов особенно важны такие признаки, как головная боль, нарушения сна (инсомнии), снижение настроения. У части пациентов встречаются мнительность, «уход в болезнь» и другие характерологические особенности.

Диагноз основывается на данных анамнеза, жалобах пациента, клинических признаках, результатах пальцевого ректального исследования (для определения тонуса сфинктера), а также (при необходимости) данных дополнительных исследований. Дополнительные исследования: ректороманоскопия и рентгеноконтрастное исследование толстой кишки с барием (для дифференциальной диагностики с аномалиями развития — болезнь Гиршпрунга и др.). При функциональных запорах специфических изменений при этих исследованиях обычно не обнаруживается [1, 2].

Методы нейровизуализации применяются для выявления врожденных дефектов иннервации тазовых органов (спинномозговые грыжи и иные повреждения спинного мозга.

Лечение

При запорах проводится дифференцированная комплексная терапия, нацеленная на обеспечение регулярного и эффективного опорожнения кишечника при отсутствии неприятных субъективных ощущений у пациента.

Применение слабительных средств показано лишь детям и подросткам, у которых диетические методы коррекции запоров оказываются не эффективными. В настоящее время доступны следующие слабительные средства: объемные (натуральные или синтетически модифицированные полисахариды, являющиеся малоперевариваемыми или неперевариваемыми и маловсасывающимися); осмотические (сахара или многоатомные спирты — сорбитол, маннитол, лактитол, лактоза, полиэтиленгликоль, лактулоза); солевые (магния и натрия сульфат, натрия фосфат, натрия цитрат); антиабсорбенты (вещества, стимулирующие секрецию, — антрахиноны, производ­ные дифенолэтана: бисакодил); другие средства (пре- и пробиотики) [1, 2].

Средства-детергенты (натрия докузат, жидкий парафин, минеральные масла) и прокинетики (холинэргические средства, агонисты 5-НТ4-рецепторов) эффективны в лечении запоров, но детям назначаются сравнительно редко (ввиду возрастных ограничений и вероятности побочных реакций) [1].

В ряде случаев используют такие терапевтические методы, как лаваж (оральное промывание с использованием, например, касторового масла и т. д.), очистительные клизмы и лечебные ректальные свечи (содержащие бисакодил, лактулозу, сорбитол и т. д.). Сообщается об эффективности использования поведенческой терапии запоров и применении системы биологической обратной связи. По показаниям осуществляется хирургическое лечение инертной толстой кишки. В РФ имеется опыт применения ноотропных и нейрометаболических препаратов в лечении функциональных запоров в детском возрасте. Необходимо обеспечить максимально возможный уровень физической активности, не приводящий к утомляемости ребенка. Используются массаж и ЛФК [1, 2].

Диетотерапия при запорах традиционно считается одним из основных методов комплексного воздействия на ЖКТ и ЦНС. Адекватная диета в ряде случаев позволяет регулировать функции кишечника без использования медикаментозных слабительных средств. В лечении запоров основными моментами являются повышенное потребление жидкости и пищевых волокон (наряду с адекватным уровнем физической активности) [1, 2].

Диета № 3 предназначена для коррекции запоров (функциональных) у детей. Она физиологически полноценна по содержанию основных веществ и энергии; обеспечивает повышенное введение химических и механических стимуляторов моторики кишечника, а также исключение продуктов и блюд, усиливающих процессы брожения и гниения, а также сильных стимуляторов желчеотделения, секреции желудка и поджелудочной железы. Рекомендуемые состав и ограничения диеты № 3 представлены в доступной литературе.

Пищевые волокна, удерживая воду, способствуют улучшению опорожнения кишечника (стимуляция дефекации) и детоксикации организма. Пищевые волокна (клетчатка) сокращают время пребывания пищи в ЖКТ и усиливают тонус мышц кишечника. Так, применение пшеничных отрубей в количестве 30 г/сут увеличивает объем каловых масс более чем на 50%, а общее время транзита кишечного содержимого по толстой кишке сокращается примерно в 2 раза. В сутки детям с запорами рекомендуется потреблять 15–50 г пищевых волокон [1].

Овощи, фрукты и ягоды являются важнейшими компонентами рациона питания при запорах. Содержащиеся в них пищевые волокна и органические кислоты способствуют усилению перистальтики кишечника. Кроме того, в клеточных оболочках сырых фруктов и овощей имеются белки и углеводы, которые медленно и не полностью перерабатываются под воздействием пищеварительных ферментов. Помимо свежих фруктов, овощей, ягод, а также соков и салатов из них, детям с запорами показано потребление сухофруктов (инжир, чернослив) [1].

Умеренным слабительным эффектом обладают кисломолочные жидкие продукты (с кислотностью > 90–100o по Turner), кефир, биокефир, простокваша и др. Ценным свойством кисломолочных продуктов является способность к поддержанию нормального пейзажа кишечной микрофлоры [1].

Дети и подростки с запорами должны потреблять достаточное количество жидкости. В качестве основных напитков рекомендуются вода (обычная и минеральная), соки из фруктов, овощей и ягод. Питье дается детям с запорами регулярно и часто (натощак, во время еды, в интервалах между приемом пищи).

Для детей с гипермоторными запорами предусмотрено применение слабо минерализованных щелочных минеральных вод (Славяновская, Смирновская, Ессентуки № 4), а при гипомоторных запорах используют газированные воды с высокой минерализацией (Ессентуки № 17). Воды даются в негазированном виде и не холодными (комнатной температуры или немного подогретыми). Предпочтителен прием минеральных вод до еды (за 30–90 мин). Суточная норма минеральной воды определяется из расчета 3–5 мл/кг (в 2–3 приема). Для пациентов, страдающих функциональными запорами, принято также рекомендовать воду Донат Mg [1].

Чай обладает закрепляющим действием, то есть в ряде случаев может приводить к развитию запоров.

В целях алиментарной коррекции зaпоров у детей в возрасте старше 3 лет предусмотрено применение плодов аниса обыкновенного (Anis vulgaris), жостера слабительного (Rhamnus cathartica L.), рябины обыкновенной (Sorbus aucuparia L.), щавеля конского (Rumex confertus Willd), корней солодки голой (Glycyrrhiza glabra L.) и стальника полевого (Ononis arvensis L.), листьев мелиссы лекарственной (Melissa officinalis L.), золототысячника обыкновенного (Centaurium erytbraea), одуванчика лекарственного (Taraxacum officinale Wigg.), коры крушины ольховидной (Frangula ainus Mill.) [1, 2, 6].

В дополнение к ним P. A. Balch (2006) рекомендует использовать при запорах следующие съедобные лекарственные растения: экстракт люцерны полевой (Medicago L.), алоэ вера (Aloe vera L.), а также жостер Пурша (Сascara sagrada), желтокорень (Hydrastis), корень ревня (Rheum L.) и др. [6, 7].

Для коррекции запоров сравнительно широко применяется морская капуста (Laminaria) и другие водоросли морского происхождения, в изобилии содержащие слизистые вещества (муцилагиназы). Ее использование ограничивается или полностью исключается у пациентов с идиосинкратическими реакциями к йоду [1].

Для оценки эффективности диетотерапии при запорах у детей различного возраста необходимо контролировать количество потребляемой жидкости и качественный состав рациона.

Литература

В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕ и МАЕ

OOO НПСМЦ «Дрим Клиник», Москва

Запоры у детей: взгляд невролога/ В. М. Студеникин
Для цитирования: Лечащий врач № 1/2019; Номера страниц в выпуске: 20-23
Теги: кишечник, дефекация, грудные дети, ректосфинктерный рефлекс

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *