что такое период оттепели

Эпоха оттепели

«Я думала, это весна — а это оттепель.»
— Одноимённый постсоветский ностальгический сериал раскрывает суть эпохи

Музыкальный символ эпохи

Эпоха оттепели — период истории СССР, отчасти связанный с правлением Никиты Сергеевича Хрущёва и серьёзными общественными и культурными переменами в стране, которые тем более романтическими (и, в итоге, разочаровывающими) казались современникам как пока шли, так и когда закончились — на фоне, собственно, сталинской эпохи, которую сменили, и брежневской «эпохи развитого социализма», она же «эпоха застоя», которая уже пришла на смену ей. Частично пересекаются с эпохой советского ампира, более того — термин «оттепель» появился ещё в «ампирные» времена, в честь одноимённой повести Ильи Эренбурга. Однако в культурном и общественном плане оттепель больше совпадает с шестидесятыми — и при этом не только хрущёвскими (собственно, самого Хрущёва отстранили от власти в 1964 году, когда ему на смену пришла новая коалиция партократов во главе с Леонидом Брежневым).

Хронологические рамки эпохи можно определить примерно так:

Содержание

Характерные приметы эпохи [ править ]

В целом, из будущего эпоха выглядит светлой и оптимистичной, эдакой локальной La Belle Époque или советским аналогом белого заборчика в США. Но тем сильнее на фоне этого оптимизма видны несоответствия наивных надежд и реальности, и тем сильнее в итоге разочарование.

Источник

«ОТТЕПЕЛЬ»

Условное название, закрепившееся за периодом второй половины 50-х – начала 60-х гг., связанное с политическим курсом во внутренней и внешней политике Н.С. Хрущева.

Термин был введен советским писателем И. Эренбургом, опубликовавшим повесть «Оттепель» в журнале «Новый мир» в 1954 г. Признаки «оттепели» наметились в жизни страны уже после смерти Сталина: произошла относительная либерализация во внутренней и внешней политике СССР.

Доклад на XX съезде. Критика культа личности.

Знаковым событием в политической жизни страны стал доклад «О культе личности и его последствиях», прочитанный Хрущевым на закрытом заседании XX съезда КПСС в феврале 1956 г. и ставший безусловной неожиданностью для делегатов съезда. В докладе впервые говорилось о преступлениях И.В. Сталина против партии, он противопоставлялся В.И. Ленину. В нем были не только общие рассуждения, но и рассказ о судьбе нескольких арестованных. Это были члены ЦК и Политбюро: Н. Воскресенский, А. Кузнецов, Н. Постышев и др. Хрущев рассказал о пытках над ними и об их письмах перед казнью. Интересно, что в СССР полный текст доклада Хрущева впервые был опубликован в открытой печати лишь в 1989 г.

В 1957 г. вышел указ, запрещавший присваивать при жизни имена государственных и общественных деятелей улицам и городам. С другой стороны критика «культа личности» позволила Хрущеву разобраться со своими политическими оппонентами внутри страны, а также произвести смену руководства в ряде стран Восточной Европы. Внешнеполитический эффект от доклада также был неоднозначным и привел к серьезному охлаждению отношений с Албанией, Китаем, КНДР и Румынией. В 1956 г. прошли крупные волнения в Польше и Венгрии.

Реабилитация.

Реабилитация жертв сталинизма началась практически сразу после смерти И.В. Сталина и расстрела Л.П. Берии, но больший размах она получила после доклада Н.С. Хрущева, когда была создана комиссия во главе с В. Молотовым для расследования нарушений законности в период культа личности. К осени 1956 г. на свободу вышло большинство политзаключенных, среди них были партийные деятели, а также чудом уцелевшие эсеры и меньшевики. При этом реабилитация не коснулась «раскулаченных» и целого ряда видных партийных деятелей: Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева, Н.И. Бухарина и др. Была проведена реформа законодательства: из перечная наказаний исключено «объявление врагом народа», уменьшено количество статей об ответственности за политические преступления. Число заключенных ГУЛАГа сократилось более чем в 2 раза.

В 1956-1957 гг. была восстановлена государственность целого ряда республик, произвольно ликвидированная при Сталине, и их жителям (чеченцам, ингушам, калмыкам и др.) было разрешено вернуться в родные места. Однако и здесь руководители КПСС были непоследовательны: крымским татарам и поволжским немцам такое разрешение дано не было.

Экономические и социальные реформы.

В период «оттепели» происходила модернизация советской экономики, началось освоение космоса, в 1961 г. Юрий Гагарин стал первым человеком, полетевшим в космос. Расширялись социальные обязательства государства, вводились пенсии, сокращался рабочий день, отменялась плата на образование, заметно вырос уровень жизни в городе и деревне. Однако сохранялись и острые социальные противоречия, которые приводили к конфликтам, самым известным из которых стали волнения в Новочеркасске в 1962 г.

Внешняя политика.

Экономические успехи позволили СССР решать широкие внешнеполитические задачи — сохранять свою сферу влияния (в том числе военным путем, как при подавлении Венгерской революции 1956 г.) и расширять «социалистический лагерь». Одной из первых инициатив Н.С. Хрущева стало восстановление советско-югославских отношений в 1955 г. В 50-60-е гг. коммунисты и их союзники пришли к власти в ряде стран Азии и Африки, и даже в непосредственной близости от США на Кубе. Новыми принципами внешней политики СССР были провозглашены: многообразие форм перехода различных стран к социализму, необходимость мирного сосуществования, о возможности недопущения военных действий.

Происходят первые послевоенные встречи на высшем уровне между СССР и США. Несмотря на это, в 1962 г. разразился острейший Карибский кризис, поставивший мир перед непосредственной угрозой начала ядерной войны. В следующем году произошел раскол «социалистического лагеря», связанный с советско-китайским конфликтом.

«Шестидесятники».

Критика «культа личности», начало реабилитации репрессированных, некоторая свобода и успехи советского общества (в науке и технике) вызвали энтузиазм интеллигенции, особенно молодежи, которая позднее составила целое поколение общественного движения, известное как «шестидесятники». Так называлась статья С. Рассадина, опубликованная в журнале «Юность» в 1960 г., в которой речь шла о писателях и читателях нового поколения. В конце 1950-х – начале 1960-х популярным становится жанр авторской песни. Основоположником и наиболее ярким представителем этого направления стал Булат Окуджава. Вместе с талантливыми поэтами того времени: Р.И. Рождественским, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенским и Б.А. Ахмадулиной он выступал на пользующихся огромной популярностью вечерах в Политехническом музее. В то же время и в обществе, и в партии шли острые дискуссии между «физиками» (технократами) и «лириками» (гуманитариями), между сталинистами и антисталинистами.

Расширение культурных связей.

Расширяются культурные контакты СССР и с внешним миром. В 1956 г. по инициативе И. Эренбурга в Москве состоялась первая выставка сорока произведений Пикассо. Она сразу выявила двойственное отношение к нему — сдержанная официальная реакция и многотысячные очереди в Музей изобразительных искусств им. A.C. Пушкина, где она проходила. Летом 1957 г. в Москве прошел Международный фестиваль молодежи и студентов. В 1959 г. по инициативе министра культуры Е.А. Фурцевой был возобновлен Московский международный кинофестиваль. Большой приз фестиваля завоевал фильм С. Бондарчука «Судьба человека». В 1963 г. разразился скандал, поскольку главный приз был отдан кинофантазии Фредерико Феллини «8 ½».

Литературные журналы.

Впервые в истории СССР литературные журналы стали площадками, на которых сторонники различных мнений получили возможность публиковать свои статьи. Консервативные авторы, считавшие «оттепель» вредным отклонением от курса на строительство коммунизма, печатались преимущественно в журналах «Октябрь» и «Нева». Антисталинские позиции занимали редакции журналов «Юность» и «Новый мир», а также «Литературная газета» (с 1959 г.). При этом сторонники обоих направлений ссылались на идеи Ленина, но по-разному относились к эпохе Сталина. В 1950-е гг. выходили фильмы, которые как воспевали партию («Коммунист», режиссер Ю. Райзман), так и высмеивали советских руководителей («Карнавальная ночь», режиссер Э.А. Рязанов). Также появляются киноленты, не носившие идеологического характера, но по-новому обращавшиеся к теме войны: Г.Н. Чухрая «Баллада о солдате», М.М. Калатозова «Летят журавли», ставшая лауреатом «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля 1958 г.

Участники легальных споров того времени не выходили за рамки идеологии построения социализма. Попытки даже известных писателей выйти за эти рамки считались недопустимыми. Так, в 1957 г. Б.Л. Пастернак опубликовал на Западе роман «Доктор Живаго», в котором описывались события гражданской войны с небольшевистских позиций. За этот роман в 1958 г. Б.Л. Пастернаку была присуждена престижная международная Нобелевская премия в области литературы. Но в СССР произведение Пастернака было осуждено как антисоветское, и под давлением властей он был вынужден отказаться от премии.

Отношение к церкви.

В конце 50-х гг. в связи с курсом на строительство коммунизма вновь ужесточается политика государства по отношению к церкви, возобновились гонения на Русскую православную церковь. Секретарь ЦК Л.Ф. Ильичев в выступлении в декабре 1961 г. объявил: «Религия, которая всегда была в современных условиях анахронизмом, сейчас становится нетерпимой помехой на нашем пути к коммунизму». Достижение «общества без религии» объявлялось программной целью. Усиливалась не только атеистическая пропаганда, но и сокращении числа религиозных объединений. Так в 1958 г. насчитывалось всего 18,6 тысяч, в том числе православных – 13,4 тыс., в 1961 г. – соответственно 16 и 11 тыс.

Окончание «оттепели».

1 декабря 1962 г. в московском Манеже должна была открыться выставка, посвященная 30-летию Московского отделения Союза художников (МОСХ) СССР. Экспозиция получила одобрение Е.А. Фурцевой. Часть работ выставки была представлена экспозицией «Новая реальность», подготовленная более 60 художниками, представляющими художественное направленное, организованное в конце 1940-х годов живописцем Э.М. Белютиным, проводившим традиции русского авангарда начала XX в. Пришедший на выставку Хрущев три раза обошел большой зал, где находилась экспозиция. Он то стремительно двигался от одной картины к другой, то возвращался назад, постепенно выходя из себя, он перешел к площадной брани по отношению к художникам и их произведениям. На следующий день, сразу по выходе газеты «Правда» с обличительной статьей многие москвичи пришли в Манеж, но экспозиция уже была убрана. Однако преследований художников не последовало.

29 ноября 1963 г. в печати появился фельетон «Окололитературный трутень», в котором высмеивался поэт Иосиф Бродский. Писатель был арестован и приговорен к 5 годам ссылки за тунеядство. После чего произошло невиданное для советского общества: началась открытая кампания в защиту поэта. За его оправдание выступило около двух десятков писателей. Письма в защиту Бродского были подписаны Д.Д. Шостаковичем, С.Я. Маршаком, К.И. Чуковским, К.Г. Паустовским, А.Т. Твардовским, Ю.П. Германом и др. Под давлением широкого общественного резонанса, в 1965 г. поэт был возвращен из ссылки. В 1972 г. И. Бродский покинул страну, а в 1987 г. стал лауреатом Нобелевской премии.

В рамках кампании по развенчанию «культа личности» И.В. Сталина бывшему заключенному А. Солженицыну позволили опубликовать рассказ «Один день Ивана Денисовича», повествующий о жизни в сталинских лагерях. Этот рассказ, шокирующий своей жестокой правдой, был напечатан в ноябре 1962 г. в «Новом мире» специальному разрешению Президиума ЦК, и принес Солженицыну большую известность. Номер журнала стал настоящим раритетом, многие стали переписывать рассказ от руки, так возник «самиздат». О двойственности эпохи «оттепели» свидетельствует тот факт, что разрешив публикацию «Одного дня Ивана Денисовича», партийное руководство в то же время запретило к печати роман в «Круге первом», рассказывающий о работе Солженицына в годы заключения в «шарашке» в Марфино.

Усиление волюнтаризма в политике Хрущева, бесконечные реформы и преобразования, планы реформирования партии, внедрение принципа ротации при назначении на должности, а также грубость Первого секретаря в общении постепенно привели его к изоляции, подорвали авторитет Хрущева как в народе, так и в партийном руководстве. В этих условиях ближайшее окружение Хрущева решилось отстранить его от власти, что и было сделано на октябрьском пленуме 1964 г. Страна спокойно встретила снятие Хрущева с поста и завершение «оттепели». Вот, что писал сам Н.С. Хрущев в своих воспоминаниях об этом противоречивом периоде: «Решаясь на приход оттепели, и идя на нее сознательно, руководство СССР, в том числе и я, одновременно побаивались ее: как бы из нее не наступило половодье, которое захлестнет нас, и с которым нам будет трудно справиться… Нам хотелось высвободить творческие силы людей, но так, чтобы новые творения содействовали укреплению социализма. Вроде того, что, как говорят в народе, и хочется, и колется, и мама не велит. Так оно и было»

Источник

Хрущевская оттепель: нежеланная свобода

что такое период оттепели. Смотреть фото что такое период оттепели. Смотреть картинку что такое период оттепели. Картинка про что такое период оттепели. Фото что такое период оттепели

Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.

Некоторые историки считают, что на самом деле оттепелей было две. Первая началась почти сразу после смерти Сталина в марте 1953 года и связана с именами Берии и Маленкова. Вторая началась после некоторого перерыва с доклада Хрущева на Двадцатом съезде партии в феврале 1956 года и кончилась со снятием Хрущева с должности, то есть кончилась октябрьским Пленумом 1964 года, годовщину которого мы отмечаем сегодня.

В этих условиях арест Берии 26 июня 1953 года по совершенно надуманному обвинению в сталинском стиле («агент международного империализма», «шпион», «враг, хотевший захватить власть для реставрации капитализма») был многими воспринят как возврат к сталинским же порядкам. В народе поползли антисемитские слухи, что Берия, мол, был связан с реабилитированными им еврейскими «врачами-убийцами». На июльском 1953 года Пленуме ЦК КПСС произошло нечто вроде краткой реставрации сталинизма. При обсуждении вопроса об «антигосударственных действиях Берия» Лаврентию Павловичу вменили в вину отрицание гениальности Сталина, попытку восстановить отношения с титовской Югославией и курс на назначение национальных кадров главами союзных республик. (Все три идеи, как мы теперь знаем, вполне здравые и выполнимые.) Часть населения восприняла новости о конце первой оттепели удовлетворенно. В России свобода часто приходит как нежеланная гостья.

Все это, конечно, не значит, что Берия не был преступником и не несет ответственности за репрессии тридцатых-пятидесятых годов. Тем не менее прагматичный ум этого преступника правильно понял одну вещь – дальше по-сталински жить нельзя.

Отправив Берию на тот свет, Хрущев взял на вооружение одну из его «реформаторских» идей – свалить вину за репрессии на одного Сталина (плюс сам Берия и его ближайшие помощники). Это и было сделано во время второй оттепели, начавшейся с секретного доклада о культе личности Сталина, прочитанного Хрущевым 25 февраля 1956 года на Двадцатом съезде КПСС. Во время произнесения текста Хрущевым доклад было запрещено записывать и стенографировать, так что нам известен только отредактированный вариант, поступивший в партийные организации дней через десять. Но цель доклада понятна – через осуждение Сталина реабилитировать в глазах народа КПСС. Идея отнюдь не «оттепельная». Но доклад Хрущева нарушил главное сталинское табу – однозначность положительной оценки роли партии в жизни страны.

Он спровоцировал в обществе дискуссию: в чем виноват Сталин, а в чем – весь коммунистический проект? Потом прибавился и еще один вопрос: в чем и насколько сталинизм связан с политической традицией России? Вот эта дискуссия и стала настоящей оттепелью. И продолжается эта дискуссия в нашем обществе до сих пор.

Сам Хрущев этой дискуссии не хотел. Будучи правоверным коммунистом, Хрущев не рассматривал начальный период советской власти как «зиму», за которой должно наступить теплое демократическое лето. Официально весь советский период по-прежнему провозглашался «весной человечества». Освобождение заключенных из ГУЛАГа не афишировалось вплоть до публикации «Одного дня Ивана Денисовича» в 1962 году, Хрущев предпочитал гордиться не этим освобождением, а полетами в космос, жилищным строительством, распашкой целинных земель и другими проектами национального масштаба.

Иначе и быть не могло. По своей биографии Никита Сергеевич был типичным «выдвиженцем», обязанным своей карьерой октябрьской революции. В этом смысле биография Хрущева была биографией почти всей элиты его времени. Ранняя карьера была облегчена репрессиями, расчистившими пути для «выдвиженцев» еще в тридцатые. Но увиденное воочию уничтожение «классового врага», а заодно и множества попавших под горячую руку невинных людей оставило в душе страх. У эгоистичных и властных «выдвиженцев» (к которым принадлежал и Хрущев) этот страх вылился в желание прекратить практику расстрелов и посадок самих партийных чиновников («восстановление ленинских норм партийной жизни», «социалистическая законность»). У более тонких и совестливых душ (например, у поэта Александра Твардовского, тоже обязанного своим продвижением в общественной иерархии советской власти) этот страх вылился в чувство вины перед «раскулаченными» поколениями, в благородный и мучительный поиск правды о том, что же случилось со страной.

Твардовский – символичная для оттепели фигура, воплотившая в себе все метания и противоречия эпохи. Главный редактор «Нового мира», кавалер всевозможных орденов – и публикатор Солженицына. Комсомолец двадцатых – и мучительно переживающий за судьбу раскулаченного отца несчастный сын. Недавно опубликованные в журналах «Знамя» и «Вопросы литературы» дневники Твардовского – это моментальные снимки оттепели, которые только поверхностные люди могут назвать неактуальными и «преодоленными» косметической демократизацией перестройки и девяностых.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник

Как 12 лет «хрущёвской оттепели» изменили советское кино, живопись и литературу

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

что такое период оттепели. Смотреть фото что такое период оттепели. Смотреть картинку что такое период оттепели. Картинка про что такое период оттепели. Фото что такое период оттепели

С чего началась эпоха невиданной свободы в СССР

В последний день работы ХХ съезда КПСС, в феврале 1956 года, Хрущев зачитал доклад «О культе личности и его последствиях». Новость о высказываниях Никиты Сергеевича, несмотря на их негласность, разлетелась молниеносно. Облетев сначала страны Восточного блока, затем Америку и только потом официально заявив в СССР.

что такое период оттепели. Смотреть фото что такое период оттепели. Смотреть картинку что такое период оттепели. Картинка про что такое период оттепели. Фото что такое период оттепели

Само слово «оттепель» берет свои истоки из одноименной повести, написанной за два года до глобальных перемен писателем и журналистом И. Г. Эренбургом. В этом произведении повествуется о том, как молодежь выбирает между Отчизной и заграницей, истиной и враньем, эгоистичностью и желанием стать полезным обществу.

В этот период заметно уменьшилась цензура. Теперь не нужно было подгонять все виды искусства под жесткие рамки прежнего сталинского режима. В это время Советский Союз стал более открытой и доступной страной, перейдя из врагов в более дружественных оппонентов для США.

Новое слово в советском кинематографе

Благодаря советскому научному прорыву в кино появились новые герои: инженеры, ученые, геологи. А режиссеры, воодушевленные космическими успехами страны, начали развивать жанр научной фантастики. К примеру, фильм Павла Клушанцева «Планета бурь» (1962) произвел огромное влияние на советскую и мировую кинофантастику.

что такое период оттепели. Смотреть фото что такое период оттепели. Смотреть картинку что такое период оттепели. Картинка про что такое период оттепели. Фото что такое период оттепели

А какие прекрасные комедии вышли в то время! Главным профи в этом был Эльдар Рязанов. В его «Карнавальной ночи» элегантно высмеивается советская бюрократия, хотя ирония была еще вполне добродушна. Это и понятно, ведь со смелостью даже в эту достаточно лояльную эпоху надо было знать меру.

Фильмы Михаила Калатозова «Летят журавли» и Андрея Тарковского «Иваново детство» стали ключевыми эпохи «оттепели». Они показали подвиги и трагедии в новом контексте. Не в общем патриотическом ключе, а в конкретном человеке: будь то ребенок или обычный парень. Такой формат более реалистичен и эмоционально близок зрителю.

Период «оттепели» открыл отечественному кинематографу таких великих режиссеров, которые еще много лет радовали зрителей своими шедеврами: Эльдар Рязанов, Андрей Кончаловский, Виталий Мельников, Андрей Тарковский, Георгий Данелия, Кира Муратова. В эту эпоху появились и прекрасные актеры: Олег Ефремов, Иннокентий Смоктуновский, Маргарита Терехова, Олег Янковский, Алексей Баталов, Нонна Мордюкова и другие.

Эпоха новой музыки

В эпоху «оттепели» появились различные новаторские идеи, формы, мелодии. Теперь в Союзе можно было услышать не только всенародных любимцев советской эстрады: Марка Бернеса, Муслима Магомаева, Майю Кристалинскую, но и заграничных музыкантов. Одним из них стал всемирно известный джазовый оркестр «Benny Goodman», концерты которого сопровождались постоянным ажиотажем.

Этот знаменитый оркестр приехал в СССР с концертами в 1962 году в рамках программы культурного обмена между Союзом и Америкой. Коллектив выступил во многих крупных городах: Москва, Киев, Ленинград, Тбилиси и других. Это было настоящим культурным переворотом для всех любителей джаза. Этот оркестр встречали и провожали стоя с непрекращающимися аплодисментами. До этого момента советские меломаны могли слышать похожую музыку лишь по своим радиоприемникам, и то с постоянными помехами волны.

что такое период оттепели. Смотреть фото что такое период оттепели. Смотреть картинку что такое период оттепели. Картинка про что такое период оттепели. Фото что такое период оттепели

Значимое место в музыке «оттепели» заняла авторская (бардовская) песня. Ее самые яркие и популярные представители: Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Юрий Визбор, Александр Галич. Их творчество сильно отличалось от официально-патриотических песен своей искренней лиричностью и камерностью. В бардовских песнях главными являются личные переживания, проблемы и терзания автора, его персональный взгляд на окружающий мир и происходящее вокруг.

Исполнители авторских песен уделяли большее внимание именно текстам, а не мелодии. В основном музыкальный мотив бардовских песен особо не отличался, что сразу делало такие песни узнаваемыми. Больше всего притягивало слушателей в этих песнях то, что их можно было легко повторить под гитару дома или у костра в кругу семьи и друзей. Кстати, тогда и возрос спрос на гитары, а также кружки, обучающие игре на этом инструменте.

Живопись, вызывающая культурный шок

У художников в период «Хрущевской оттепели» появилась возможность законно заниматься чем-то еще, кроме официального заказа государственной Академии художеств. Но живопись периода «оттепели», как и остальные жанры искусства, все же находилась под контролем властей, пусть и не таким пристальным. Однако стоит заметить, что в это время создали огромное количество новых и ярких произведений, устроили выставки с работами заграничных и всесоюзных мастеров, появились новые журналы по искусству, начал происходить обмен выставками с социалистическими странами.

что такое период оттепели. Смотреть фото что такое период оттепели. Смотреть картинку что такое период оттепели. Картинка про что такое период оттепели. Фото что такое период оттепели

Реабилитирование литературных произведений

Главной основой сторонников периода «оттепели» был литературный журнал «Новый мир», который с 1950 по 1970 годы возглавлял Александр Твардовский. Как главный редактор он способствовал появлению в журнале смелых и сильных публикаций лучших писателей и публицистов. С помощью этого журнала выносились на суд читателей важные общественно-нравственные проблемы.

В период «оттепели» многие впервые узнали о существовании таких поэтов как Бальмонт, Мандельштам, Цветаева и прочих. Начали печатать некоторых авторов Серебряного века, например, Блока и Есенина, хотя были и авторы все еще находившиеся под запретом. С 1955 года начали даже проводить День поэзии, в который во всех залах библиотек и со сцен театров читались стихи.

что такое период оттепели. Смотреть фото что такое период оттепели. Смотреть картинку что такое период оттепели. Картинка про что такое период оттепели. Фото что такое период оттепели

Поэты Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко и Андрей Вознесенский пользовались огромной популярностью в то время. А как полюбилась Белла Ахмадулина с ее камерными мотивами и выделяющейся «певучей» авторской манерой исполнения. Она напоминала поэтесс Серебряного века, чем и создала такой ажиотаж вокруг своего творчества.

В «оттепель» реабилитировали сборник произведений Исаака Бабеля, а также нашумевший роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». На пике популярности была и разрешенная заграничная литература, к примеру, произведения Эриха Марии Ремарк и Эрнеста Хемингуэя.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *