что такое переплетная бумага
Бумажный материал для твердых обложек
Эти материалы используются при изготовлении блокнотов в твердой обложке. Они тонкие — плотностью 120 гр и натягиваются на переплетный картон толщиной 1,5 мм.
Материалы расположены в порядке увеличения стоимости.
Efalin
Особо прочный бумажный переплетный материал с тиснением под «лен». Отличается повышенной влагостойкостью.
Подходит для печати изображений, надписей, логотипов черным цветом. Также можно печатать белым цветом (дороже) или использовать для нанесения изображения УФ-печать.
Imitlin
Бумажный поверхностный переплетный материал с тиснением «полотно».
Имеет высокую прочность на разрыв. Специальная обработка защищает поверхность от зажиривания и увеличивает сопротивление износу. А использованные для окраски пигменты обладают исключительной светопрочностью. Imitlin — долговечный продукт, соответствующий стандарту ISO 9706 (долговечные бумаги).
Подходит для печати изображений, надписей, логотипов черным цветом. Также можно печатать белым цветом (дороже) или использовать для нанесения изображения УФ-печать.
Бумвинилы
Материалы на бумажной основе с виниловой поверхностью. В процессе использования стойки к износу, можно протирать влажной салфеткой.
Реставрация книг
Бумага для переплётных работ
Небольшой запас бумаги различных видов понадобится для изготовления форзацев, слизур, оклеивания корешков книг, изготовления крышек, подклейки рваных и испорченных листов.
Для форзацев применяют специальную форзацную бумагу, которая проклеена (для влагостойкости) и обладает достаточной механической прочностью на разрыв и на излом при многократных перегибах. Она вырабатывается двух марок А и О. Бумага марки А может быть белой или цветной (окрашенной в массе или с поверхности), с узорчатым рисунком и тиснением, а марки О — только белой. Масса 1 м 2 этих бумаг 80—160 г.
При отсутствии форзацной бумаги можно воспользоваться офсетной или литографской. Как. правило, последние по прочности уступают форзацной. Слишком высокие проклейка и плотность офсетной и литографской бумаги при увлажнении ее раствором клея приводят к сильному скручиванию форзаца, что усложняет работу при ручной вставке блока в крышку. Нежелательно применять для форзацев обложечную или другую бумагу, имеющую в своем составе древесную массу. Из-за низкой прочности сделанные из нее форзацы быстро разрушаются в месте изгиба.
Обложечная бумага используется для крытья брошюрного блока обложкой, изготовления составных и цельнобумажных переплетных крышек. Она вырабатывается трех марок: А, Б, В. Для оклейки переплетов многих книг применяется влагостойкая бумага марок А и Б. В продаже бывает обложечная «мраморная» бумага, текстурная (с шероховатой фактурой поверхности, например, «под кожу»), бархатная (или велюр), бумага, покрытая водостойкими красителями различного цвета и др.
Скрепление разрывов и укрепление ветхих листов производится при помощи тонкой (папиросной, конденсаторной, микалентной) бумаги. Заплаты делают из бумаги, соответствующей бумаге издания.
Слизуры и отставы изготовляют из белой или серой плотной бумаги, тонкого картона, а для оклейки корешков применяют малопроклеенную бумагу, например газетную или ротаторную.
Следует запомнить, что в процессе отлива бумаги волокна располагаются в основном по ходу движения сетки бумагоделательной машины. Такое направление бумаги называется машинным, или продольным. В этом направлении прочность бумаги выше, а деформация при увлажнении значительно меньше, чем в поперечном.
Это обязательно нужно учитывать при раскрое бумаги для форзацев, обложек, отстава, оклейки корешка. Направление волокон в заготовке должно быть всегда параллельно корешку блока.
Способы определения продольного и поперечного направлений отлива бумаги
Есть несколько способов определения продольного и поперечного направления волокон (т. е. направления отлива бумаги). Если вырезать из двух взаимно перпендикулярных сторон листа две одинаковые по длине и ширине полоски, сложить их вместе и зажать с одного конца, то полоски разойдутся, и менее изогнутая из них будет соответствовать продольному направлению бумаги (а).
При разрыве бумаги в двух взаимно перпендикулярных направлениях более ровный и прямолинейный обрыв указывает на продольное направление волокон (б).
Если смочить водой взаимно перпендикулярные обрезы листа, то увлажненная бумага в поперечном направлении становится волнистой, а в продольном ее деформация едва заметна (в).
Переплетный картон. Для ручного изготовления переплетных крышек применяется картон марки А, вырабатываемый из древесной массы. Он желто-коричневого цвета, достаточно гладкий и обладает удовлетворительной прочностью и гибкостью, толщина его 1,25—3 мм. Картон марки А используют для изготовления переплетных крышек, сторонки которых оклеивают переплетной тканью или бумагой. Для изготовления крышек можно использовать и старые картонные сторонки, очистив их предварительно от остатков переплетного материала и клея.
Обложки для брошюр, переплетные крышки для книг небольшого объема, блокнотов, различные папки делают из цветного многослойного картона марки В, одна сторона которого (лицевая) глазированная, а другая матовая. Толщина его 0,4—0,9 мм. Для тех же целей используют прессшпан — тонкий (1,25—2,5 мм) гладкий и очень прочный картон. Для изготовления альбомов применяется глазированный (глянцевый) картон разных цветов, толстая бумага типа чертежной, рисовальной, а также плотная цветная.
Компью А рт
Знакомство с книгой в магазине, как правило, начинается с обложки. Мы ищем в книге приятного собеседника, а кроме того, нам доставляет удовольствие просто смотреть на нее, прикасаться к ней и радоваться покупке.
Внешний вид книги зачастую говорит о ее истинной ценности. Бульварное чтиво расцвечивается кричащими красками, облачается в дешевые, вульгарные обложки. Эстетов привлекают замысловатые украшения, загадочность символов, легкость полутонов. Приверженцы классического стиля предпочитают строгость, простоту и изысканность, что является для них свидетельством хорошего тона и веками проверенных традиций.
К основным переплетным материалам принято относить клеи, картон и покровные материалы, выпускаемые отечественными и зарубежными фирмами в большом ассортименте и обладающие различными свойствами.
Клеи в переплетных процессах используются при обработке блоков (заклейка корешка, приклейка бумаги, каптала и других деталей к корешку), при изготовлении сложных переплетных крышек и при вставке блоков в крышки. Клей характеризуется вязкостью, выраженной в миллипаскалях на секунду (мПа·с) и содержанием твердого вещества в процентах. Например, желатиновый клей обладает низкой вязкостью — около 900 мПа·с, а дисперсионный клей для ручных работ высокой — до 19 000 мПа·с.
В типографиях, выпускающих книги в переплетах, а также «бесшвейку», пользуется популярностью клей Eukalin (Германия; поставщик — компания «Дубль В». Он подходит для такого оборудования, как Kolbus, Muller Martini, Sigloch, Wohlenberg, VBF, Horauf и др.
В зависимости от серии клей Eukalin пригодден для следующих переплетных работ:
Предлагаются и другие разновидности клея марки EUKALIN, которые подходят для изготовления упаковки (склеивание мелованного картона, сложных материалов и т.д.) и конвертов. Поставщик клея — компания «Дубль В».
ОАО «Полиграфкартон» (г.Балахна) — крупнейший производитель переплетного картона в России. Большинство выпускаемых сегодня книг «одеты» в обложку из этого картона. В ассортименте производителя — различные марки переплетных видов картона толщиной от 0,8 до 2,5 мм. При закупке картона основными характеристиками являются толщина и формат листа.
Переплетный картон производства ОАО «Каменская БКФ» также известен под названием «Кувшиновский картон». Если говорить о его отличительных особенностях, то в первую очередь нужно отметить оптимальное соотношение качества и цены. Несмотря на то что этот материал и уступает по качеству знаменитому голландскому картону Kappa Eskaboard, он является весьма популярным материалом для полиграфии, издательского дела и производства рекламы. Появившись на отечественном рынке, он за короткое время завоевал популярность среди заказчиков и производителей полиграфической продукции.
Картон
Переплетный картон по своему составу и строению обычно близок к бумаге и изготавливается, в принципе, по той же технологии. Вместе с тем ему присущи определенные отличия, приводящие к формированию несколько иных свойств, чем у печатной бумаги. Растительные волокна, составляющие основу картона, гораздо хуже очищены от смолистых примесей, они не отбелены (за редким исключением) и более грубо помолоты, вследствие чего картон имеет коричневый цвет, большую пористость и влагоемкость, шероховатую поверхность и ломкость при сгибе. Толщина картона достаточно велика и составляет 0,5-3,0 мм при массе 1 м 2 250 г и более.
Переплетный картон должен обладать такими характеристиками, как высокая прочность, стойкость к короблению, высокая впитывающая способность и легкость при резке.
В российской полиграфии основой для переплета большинства книг является отечественный картон. Названия Балахна и Кувшиново знакомы специалистам отдела закупок большинства издательств.
Из зарубежных переплетных картонов известна марка Kappa Eskaboard (Нидерланды) — этот твердый сверхлегкий переплетный картон изготавливается по современной технологии из 100-процентной макулатуры, что гарантирует его высокое качество, превосходную жесткость, ровную и гладкую поверхность, исключает возможность коробления и расслаивания.
Luxline (Нидерланды) — прочный графический картон, оклеенный с одной стороны белой бумагой, не содержащей древесины. Идеально подходит для печати, ровная поверхность позволяет приклеивать на него различные материалы. Продукция сохраняет свои качества в разных климатических условиях. Картон можно штамповать, компостировать, сгибать, резать, фрезеровать и сверлить. Помимо изготовления книжных переплетов этот материал пригоден для производства жесткой упаковки для настольных игр, подарков, обуви, одежды, сигар, шоколада, косметики, спиртных напитков и многого другого. Диапазон толщины этого материала варьируется от 0,7 до 3,0 мм. Материал поставляется в листах, стандартный формат которых равен 70×100 см.
Foamboard (Moormann Karton, Нидерланды) — трехслойный картон, состоящий из переплетного картона, поролона и войлочной бумаги. Он используется для изготовления переплетных крышек, книг, ежедневников, дневников, папок меню для презентаций.
Вышеперечисленные картоны поставляет компания «Дубль В».
Покровные переплетные материалы
Покровные переплетные материалы, например ледерин, балакрон, коленкор и др., используются для изготовления переплетных крышек. Ими оклеивают картон при выполнении переплетных работ и применяют их при изготовлении книжных обложек, скоросшивателей, записных книжек, ежедневников, тубусов, футляров и эксклюзивной упаковки.
С целью систематизации весь спектр переплетных материалов можно разделить на пять групп.
1. Бумажные переплетные материалы
Efalin (производитель — фирма Zanders, Германия) — особо прочный бумажный переплетный материал с тиснением, запечатывается всеми видами печати, прекрасно тиснится фольгой. Область применения — переплет, форзацы, пакеты.
Luxpack (производитель — Favini, Италия) — бумажный переплетный материал с тиснением. Запечатывается всеми видами печати, прекрасно тиснится фольгой.
Фет А. Жизнь Степановки, или Лирическое хозяйство. М.: Новое литературное обозрение, 2001. Использован листовой переплетный материал Efalin, тиснение «новый лен», высокобелый 108, 120 г/м 2
2. Переплетные материалы из искусственной кожи
Искусственная кожа, например Fiscagonima — полиуретановое покрытие на нетканой (коагулентной) основе. Доступна широкая цветовая гамма с различными видами тиснений. При комбинированном воздействии температуры и давления материал меняет цвет.
Образец переплета Nebraska SyNT3
Образец переплета Armonia SyNT3
Образцы переплетов в каталоге SyNT3, коллекция Prestige
3. Флокированные бумаги и картоны
Flock Velours (Нидерланды) — флокированная бумага (аналог традиционной бархатной бумаги) состоит из бумажной основы (90 г/м 2 ), водно-дисперсионного клея и вискозы. Рекомендуется для изготовления элитной упаковки, переплетных работ, изготовления пакетов. Поставщик материала — компания «Дубль В».
Dainel SG — этот материал специально разработан для приклеивания на любые поверхности и подложки. Клей лучше подбирать в зависимости от типа подложки, стабильные результаты дает использование полимерных клеев (винилацетат и винилэтилен). Поверхность может быть запечатана трафаретной печатью (офсет возможен, но результаты не гарантируются), а также подвергнута горячему тиснению и конгреву.
Lynel Fur SG — переплетный материал с флокированной поверхностью, имитирующей шкуру животных.
Поставщик материалов — компания «Александр Браун».
Учитель, перед именем твоим… Фонд развития отечественного книгоиздания имени И.Д.Сытина. Зарницы, 2003. Использован переплетный материал Balacron, белый 29050. Тиснение фольгой KURZ
4. Синтетические и тканевые переплетные материалы на бумажной основе
Balacron (производитель BN International, Нидерланды) — переплетный материал на бумажной основе, на одну сторону которого нанесено окрашенное модифицированное ПВХ-покрытие. Хорошо тиснится фольгой. Применяется для изготовления переплетов книг, фотоальбомов, ежедневников, удостоверений личности, папок для документов, для отделки подарочных упаковочных коробок.
Обложка нового российского загранпаспорта с микросхемой выполнена из материала на тканевой основе (производитель переплетного материала — фирма BN International, Нидерланды, поставщик материала — «Дубль В»)
5. Материалы на тканевой основе
Ледерин — переплетный материал. Существует два вида ледерина: на бумажной и на тканевой основе. Ледерин водостоек, имеет глянцевую поверхность с рисунком. Материал на тканевой основе применяется при изготовлении обложки бланка российского паспорта.
Коленкор — переплетный материал, при производстве которого в качестве основы применяется главным образом хлопчатобумажная ткань миткаль. Также используются ткани любой фактуры (пике, полудвунитка, росинка, «элегант» и др.). Лицевое покрытие материала представляет собой окрашенную пленку, состоящую из минеральных наполнителей и красителей, остающихся в углублениях между нитями основы. На изнаночную сторону основы наносится светлый грунт с минеральными наполнителями. В результате такой обработки можно получить большое разнообразие переплетных материалов, отвечающих требованиям художественно-полиграфического оформления книги. Отделку переплетных крышек можно осуществлять тиснением фольгой или печатанием специальными красками без мелких элементов рисунка.
Ежедневники. Обложки различного оттенка из натуральной кожи. Изготовитель — фирма «Альфа-дизайн»
Собрание сочинений Сергея Есенина. Обложка выполнена из натуральной кожи, тиснение золотом. Изготовитель — полиграфический комплекс «КЕМ»
Оформление переплетных крышек должно соответствовать характеру ткани-основы (ее толщине, жесткости, рисунку переплетения нитей и др.).
Среди всех видов коленкора наибольшим спросом пользуется коленкор «Модерн», представляющий собой хлопчатобумажную ткань с двусторонним крахмально-каолиновым покрытием.
В завершение нужно напомнить и о VIP-продукции, при изготовлении которой, используется натуральная кожа.
Книжные переплеты
Печать книг невозможно представить себе без переплетных работ. Книжные переплеты — это уникальная область человеческой деятельности, вобравшая в себя многовековые традиции и новейшие технологии.
Переплет — это конструкция, скрепляющая листы книги между собой. В общих чертах книжный переплет изображен на рисунке ниже и состоит из следующих деталей:
Переплетная крышка — лист плотного картона, к которому крепятся остальные элементы книги. Переплетные крышки изготавливаются вручную либо на специальном оборудовании (крышкоделательные машины). Снаружи переплет обклеивается специальными материалами, выполняющими защитную и декоративную функцию. Книги на хорошей бумаге и в качественных переплетах могут храниться сотни лет.
Для Большой советской энциклопедии использовался прошивной составной форзац с тканевым фальчиком. Для изготовления такого форзаца требуется 12 операций (для обычного приклейного — 4). Так как такой форзац в массовом производстве более нигде не использовался, в ряде справочников он относится к отдельному типу «Форзац БСЭ».
Книжный блок. В твердых переплетах книжные листы формируются в тетради (как правило по 8 листов), из которых и состоит книжный блок. Листы в тетрадках скрепляются нитками либо бесшвейным скреплением. Самый распространенный и самый надежный способ — шитье нитками. В некоторых странах книги формируются не тетрадями, а целым блоком, но в России такой метод практически не используется вследствии недолговечности.
Марлевые вставки — корешок книжного блока для большей прочности оклеивается специальной полиграфической марлей либо спанбондом.
Каптал (каптальная лента) — декоративные полоски ткани с утолщенным краем. Приклеиваются к верхней и нижней части корешка. Иногда под капталом дополнительно располагают ленточку-закладку (ляссе).
Основные типы переплета
ГОСТ 22240-76 определяет 4 типа обложек и 5 видов переплета.
Тип 1. Обложка для крытья внакидку
1 — книжный блок, 2 — обложка.
Используется для изданий с небольшим количеством страниц (не более 64-х). Все сфальцованные листы формируют тетрадь, на которую накидывается обложка и скрепляется проволочными скобами либо нитками.
Тип 2. Обложка для обыкновенного крытья
1 — книжный блок, 2 — обложка.
Приклеивается к книжному блоку только по корешку. Этот тип обложки не используется для ответственных изданий ввиду низкой надежности и долговечности. Также его не используют для тонких книжных блоков.
Тип 3. Обложка для крытья вроспуск
1 — книжный блок, 2 — обложка.
Приклеивается вроспуск к корешковому полю, по линии сгиба предварительно делается биговка. Тетради в блоках могут дополнительно прошиваться (ШКС, швейное клеевое скрепление).
Тип 4. Обложка составная с окантовкой корешка
1 — книжный блок, 2 — сторона обложки, 3 — окантовка.
Используются две сторонки, соединенные материалом для окантовки корешка. Тип 4 кроется вроспуск, эти обложки самые прочные и долговечные, но и наиболее сложные в производстве из всех четырех типов.
Тип 5. Переплетная крышка составная
1 — картон, 2 — блок, 3 — форзац, 4 — два вида материала.
Отстав и картонные сторонки соединены корешком из одного вида материала, при этом сторонки покрыты материалом другого вида. Такой переплет сложен в изготовлении и применяется для художественных и подарочных изданий.
Тип 6. Переплетная крышка из одной детали
1 — книжный блок, 2 — форзац, 3 — переплетная крышка.
Интегральный или голландский переплет, в котором крышка состоит из одной детали. Экономичный, легкий и прочный.
Тип 7. Цельнокрытая переплетная крышка
1 — картон, 2 — книжный блок, 3 — форзац, 4 — материал для крытья.
Самый распространенный переплет на сегодняшний день. Сторонки и отстав покрываются одним материалом.
Тип 8. Переплетная крышка с накладными сторонками и накладным корешком
1, 5 — накладные сторонки, 2, 7 — картон, 3 — книжный блок, 4 — форзацы, 6 — материал для корешка.
Картонные сторонки оклеиваются покровными сторонками с клапанами по всем четырем сторонам. Сторонки и корешок покрываются отдельно.
Тип 9. Переплетная крышка с накладными сторонками и окантованным корешком
1, 5 — накладные сторонки, 2 — картон, 3 — книжный блок, 4 — форзацы, 6 — окантовка.
Корешок и сторонки покрываются разными материалами. От типа 8 отличается отсутствием отстава и приклейкой корешка непосредственно к корешку книжного блока (окантовкой).
На иллюстрациях выше представлены практически все виды скрепления книжных блоков, использующиеся в России. Тип с 1-го по 4-й — это обложки, в обиходе называющиеся «мягким» переплетом (хотя, если говорить правильно, переплет бывает только один, и он как раз твердый). В общем случае книжная обложка представляет собой лист картона или плотной бумаги, которым оборачивают блок со страницами и скрепляют на клей (КБС) или на клей с дополнительной прошивкой (КШС). Форзацы, капталы, ленточки-закладки и прочие изыски в обложке отсутствуют.
За счет того, что обложка существенно проще в изготовлении, книги в «мягком» переплете стоят существенно дешевле книг, для которых требуются кропотивые переплетные работы. В России применяется все 4 вида обложки и только один вид переплета — тип 7 с разными переплетными материалами. Тип 7 настолько хорошо зарекомендовал себя, что остальные типы переплета со временем почти перестали производиться.наверх
Французский переплет
Название «Французские переплет», похоже никогда не использовалось до XVIII в. Cхожие по изготовлению книги можно было найти в самых разных частях Европы. Да и сам термин некорректен, потому что во Франции была масса других способов изготовления книг. Тем не менее, его можно рассматривать, как некий обобщенный тип переплета, получивший распространение во Франции, во времена Дидро (именно в такой технологии появились первые тома его Энциклопедии). Полные наставления по изготовлению таких книг содержатся, например, в работах «Traite de la Relieure des Livres» (1762/63), Жана-Винсента Гоффенкорта и «L’art du Relieur de Livres» (1772) Рене Мартина Дудина (есть хорошее переиздание Dudin, M. The Art of the Bookbinder and Gilder. The Elmente Press: Leeds, England. 1977. Сражу скажу, ни одну из этих книг мне найти не удалось, потому что плохо искал.
Одно из изданий Гоббса
Оформление книги из Марокко XVIII в. во французском стиле.
Восточные переплеты
В исламской традиции книги старались защитить от любого контакта с землей или любой поверхностью, расценивающейся как «нечистая«. Эту традицию переняли и в Средней Азии, и во многих частях Востока.
Омар Хайам, которого нам любезно позволили сфотографировать в библиотеке им. Маяковского