что такое переносное значение глагола в русском языке
Глаголы в переносном значении
5 класс. Русский язык для нас
Глаголы в переносном значении ⇐ 5 класс
Сообщение птичка » 25 янв 2015, 18:02
Из-за болезни пропущена большая и важная тема. Пыталась разобраться сама, но запутываюсь. Теперь нужна ваша помощь.
Задание первое.
Выписать глаголы в переносном значении.
Мой вариант. В тексте их подчеркнула.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
На печальные поляны
Льёт печально свет она (А. Пушкин).
Сообщение vadim_i_z » 25 янв 2015, 18:56
Сообщение Розен » 25 янв 2015, 19:27
Страдательный залог. Так кто его подёрнул? Тем паче сетью.
Добавлено спустя 4 минуты 35 секунд:
Сообщение vadim_i_z » 25 янв 2015, 19:30
Сообщение Розен » 25 янв 2015, 19:32
Я искал в словарях значение слова «молчать» и понял так, что главное значение используется только тогда, когда речь идёт о человеке.
МОЛЧАТЬ или молкнуть, малчивать и молкать, нишнуть, безмолвствовать, тихнуть, затихать, не шуметь, не говорить, не издавать звука; терпеливо сносить, не роптать
Толковый словарь Даля
Урок русского языка во 2 классе «Употребление глаголов в прямом и переносном значении»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Глагол. Прямое и переносное значение глагола в речи.
Наблюдать над ролью и значением глаголов в повествовательном тексте. Учить правильно употреблять глаголы в прямом и переносном значении в устной и письменной речи.
Образовательные: формирование и закрепление навыка каллиграфического и орфографического письма;
формирование умения принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, умения распознавать глаголы в тексте, умения наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте.
Развивающие: развитие речи учащихся, развитие умения работать с учебным заданием под руководством учителя и самостоятельно.
Воспитательные: развитие чувства прекрасного через выразительные возможности языка в упражнениях урока
Личностные УУД: воспитание положительного отношения к языковой деятельности, развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка в упражнениях урока, учить оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач;
Регулятивные УУД: формирование умения оценивать уровень владения навыками распознавать глаголы в тексте, ставить к ним вопросы, определять их значение
Коммуникативные УУД: умение договариваться и принимать единое решение при работе в паре; умение воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
Знать: что такое глагол, его формы, его роль в повествовательном тексте.
Уметь: распознавать глаголы в тексте-повествовании, находить нужную информацию в нем,
отвечать на вопросы по содержанию учебного задания;
Личностные: отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Метапредметные: осуществлять с помощью учителя и самостоятельно поиск нужной информации в тексте для выполнения поставленной задачи, выполнять действия по заданиям, приведенным в конце текста
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть и были мы все знакомы:
Что особенного в том, что мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
ПРОСТО МЫ ПОЖЕЛАЛИ ДРУГ ДРУГУ ЗДОРОВЬЯ!
Я, ребята, хочу, чтобы наша работа подарила всем вам капельку солнца, счастья, радости, чтобы вы почувствовали сегодня тепло нашего общения, поняли новый материал и получили удовольствие от урока.
Одним из правил вежливости, ребята, является разборчивое аккуратное письмо. На минутке чистописания мы будем работать над исправлением своей каллиграфии.
Слайд «Правильная посадка ученика»
Прежде чем отправиться в путешествие по теме урока, мы должны подготовиться, т.е. выполнить задания:
• Назовите и напишите парную согласную букву буквы Ф. (эф ) В
• Какая буква стоит в алфавите перед буквой П (пэ)? Записать 2 раза. О О
• Назовите букву, которая обозначает звуки [ л] и [ л´]. Л
• Какой звук чаще всего звучит в скороговорке: Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила . Запишите букву, которой этот звук обозначается на письме . С
У слова цвет своего огня,
Свое пространство, свои рубежи,
И когда я слышу: «Обереги меня!»
У слова есть корни, и есть родня,
Оно не подкидыш под сырым кустом.
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть,
Слово тебе сотворит добро! Слайд
— Последние строчки стихотворения будут девизом нашего урока.
Словарная работа. Вспомните словарные слова, над которыми мы работали на этой неделе.
ГОЛОС, СОЛОВЕЙ, МОЛОКО, БОЛОТО, СОРОКА.
Сегодня мы повторим каллиграфическое написание буквосочетания – оро- Какое соединение у буквы о в этом буквосочетании (верхнее и нижнее)
Спишите предложение. Обратите внимание на соединение букв. 1. ( КАРТОЧКА)
Сто сорок и сто сорок будет двести сорок. Слайд
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ ПРИ ПОМОЩИ ТРЁХ ЛИНЕЕЧЕК. Давайте, вспомним критерии оценки минутки чистописания. ( высота, наклон, правильность написания буквы)
— Верно ли это высказывание? Как нужно прочитать его, чтобы высказывание стало верным? (в слове сорок ударение поставить на второй слог).
— А можно ли ударение поставить по-другому и высказывание будет тоже верным?
Сто соро´к и сто со´рок будет двести со´рок.
А вот, чтобы узнать над какой темой урока мы будем работать, я предлагаю вам отгадать загадку, о какой части речи идёт речь.
Что без меня предметы?
Всё в действие придёт:
Люди строят зданья,
И рожь в полях растёт.
Вы, конечно, догадались, о какой части речи здесь говорится? ( Глагол) Слайд
Глаголы ужасно разговорчивы. Они очень любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают слова области «Имя существительное». По частоте употребления глагол занимает 2 место после имени существительного.
— Повторить изученный материал о глаголе.
— Закрепить умение определять время глагола.
— Узнать что-то новое о глаголе.
-Закрепить новый материал.
— Давайте вспомним, что на сегодняшний урок вы знаете о глаголе. (слайд)
Прямое и переносное значение слов (15 примеров)
У слова может быть как прямое, так и переносное лексическое значение. Прямое значение слова — это основное лексическое значение. Переносное значение возникает как производное на базе прямого. Им обладают многозначные слова.
Узнаем, что такое прямое и переносное значение слова в русском языке.
Прямое значение слова
Слова нашей речи называют предметы, их признаки и действия. Однозначные слова непосредственно соотносятся с объектом действительности, напрямую называют предмет, его признак или процесс действия. Это прямое значение слова.
В потоке речи такие слова сразу вызывают представление о том, что они называют. Их значение не зависит от контекста, например:
По небу лениво плывут белые мохнатые облака.
Большинство слов русского языка выступают в прямом значении в собственном смысле.
Примерыдочь, дом, трава, вежливый, огромный.ОпределениеПрямое значение слова — это его основное лексическое значение без дополнительных оттенков.
Возникновение переносного значения слова
У слова может быть несколько лексических значений, которые возникают на базе прямого значения. Такое новое дополнительное лексическое значения называют переносным. Оно появляется как оттенок основного значения на основе похожести предметов по внешнему виду, по признаку или выполняемому действию (функции).
Переносное значение слова — это вторичное, производное значение, возникающее на основе сходства предметов, их признаков и функций.
К примеру, в словосочетании «каменное здание» слово «каменный» называет материал, из которого сложено здание, и обозначает непосредственный признак предмета «крепкий, твёрдый, неподвижный».
В словосочетании «каменное лицо» прилагательное «каменное» обозначает «суровое, бесчувственное» или «недоброжелательное» лицо. В этом примере слово «каменное» обладает вторичным переносным значением, образованным на основе прямого значения.
Суть переноса значения состоит в том, что оно переходит на другой предмет, другое явление или процесс по общим точкам соприкосновения в значении. Тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. Так возникает многозначность слов. Переносным значением обладают многозначные слова, например:
Примеры слов в переносном значении
Внимание!Знаете ещё примеры прямых и переносных значений слов в русском языке? Поделитесь, пожалуйста, ими в комментариях!
На основе переносного значения слова возникают выразительные образные средства художественной литературы — тропы. Узнаем, как образуется метафора, метонимия, синекдоха.
Видеоурок
Прямое и переносное значение слова. Примеры
У слова может быть как прямое, так и переносное лексическое значение. Прямое значение слова — это основное лексическое значение. Переносное значение возникает как производное на базе прямого. Им обладают многозначные слова.
Узнаем, что такое прямое и переносное значение слова в русском языке.
Прямое значение слова
Слова нашей речи называют предметы, их признаки и действия. Однозначные слова непосредственно соотносятся с объектом действительности, напрямую называют предмет, его признак или процесс действия. Это прямое значение слова.
В потоке речи такие слова сразу вызывают представление о том, что они называют. Их значение не зависит от контекста, например:
Над лесом, над полем, над деревушками раскинулось синее небо.
Небо манит будущих космонавтов.
По небу лениво плывут белые мохнатые облака.
Большинство слов русского языка выступают в прямом значении в собственном смысле.
Примерыдочь, дом, трава, вежливый, огромный.ОпределениеПрямое значение слова — это его основное лексическое значение без дополнительных оттенков.
Возникновение переносного значения слова
У слова может быть несколько лексических значений, которые возникают на базе прямого значения. Такое новое дополнительное лексическое значение слова называют переносным. Оно появляется как оттенок основного значения на основе похожести предметов по внешнему виду, по признаку или выполняемому действию (функции).
ОпределениеПереносное значение слова — это вторичное, производное значение, возникающее на основе сходства предметов, их признаков и функций.
К примеру, в словосочетании «каменное здание» слово «каменный» называет материал, из которого сложено здание, и обозначает непосредственный признак предмета «крепкий, твёрдый, неподвижный».
В словосочетании «каменное лицо» прилагательное «каменное» обозначает «суровое, бесчувственное» или «недоброжелательное» лицо. В этом примере слово «каменное» обладает вторичным переносным значением, образованным на основе прямого значения.
Суть переноса значения состоит в том, что оно переходит на другой предмет, другое явление или процесс по общим точкам соприкосновения в значении. Тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. Так возникает многозначность слов. Переносным значением обладают многозначные слова, например:
Примеры слов в переносном значении
Внимание!Знаете ещё примеры прямых и переносных значений слов в русском языке? Поделитесь, пожалуйста, ими в комментариях!
На основе переносного значения слова возникают выразительные образные средства художественной литературы — тропы. Узнаем, как образуется метафора, метонимия, синекдоха.
Разработка урока русского языка по теме «Употребление глаголов в прямом и переносном смысле»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft PowerPoint.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Из данных слов составьте предложения. Придумайте название к тексту. 1. Растопила, снежные, весна, сугробы. 2. Листвой, деревья, помолодевшие, украсились. 3. Крылатые, в, насекомые, воздухе, закружились. 4. С, жаворонки, скворцы, ласточки, юга, прилетели. 5. Слышатся, задорные, всюду, песни, пернатых.
1. Весна растопила снежные сугробы. 2. Украсились листвой помолодевшие деревья. 3. В воздухе закружились крылатые насекомые. 4. С юга прилетели жаворонки, скворцы, ласточки. 5. Всюду слышатся задорные песни пернатых. Проверка
Найдите одинаковые глаголы. Девушки на улице смеются, Увидав любимца своего, Что вокруг него подруги вьются, Вьются, словно волосы его. (Я. Смеляков) Ванну, хозяин, прими, но принимай и гостей. (О. Мальдештам)
Разговор зашёл, как гость. (Б. Слуцкий) Он смахивал снежок с пальто. И смахивал на Буратино. (Т. Бек) Не сложить для тебя мне рифмованных строчек, Остаётся мне голову только сложить. (П. Антокольский)
С данными именами существительными составьте предложения. Какое значение имеет глагол в полу- ченных предложениях. спит плывёт
Какие слова в стихотворении имеют переносное значение? Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы. Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» С. Есенин
В данных предложениях глаголы употреблены в переносном значении. Составьте предложение, чтобы эти глаголы были употреблены в прямом значении. 1. Природа еще спит. 2. На морозе у ребят щеки пламенем горят. 3. Мороз прогнал ребят со двора.
Определите значение глаголов в данных отрывках стихотворений русских поэтов. Полюбуйся: весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят… И. С. Никитин
Ночевала тучка золота На груди утёса-великана, Утром в путь она умчалась рано По лазури весело играя. М. Лермонтов
И солнце играет (лучами на речке), И кошка играет (клубком на крылечке), И Женя играет (есть кукла у Жени), И мама играет (в театре на сцене), И папа играет (на медной трубе), И дедушка (с внуком играет в избе). (А. Шибаев)
На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой она. М.Ю.Лермонтов
Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой. М.Лермонтов
Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло листвою… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. А. Плещеев
На уроке мы узнали…
Выбранный для просмотра документ лист самооценки.docx
Выбранный для просмотра документ материалы для работы в группе.docx
Выбранный для просмотра документ тексты для определения прямого и переносного смысла глаголов.docx
Выбранный для просмотра документ употребление глаголов в прямом и переносном смысле.docx
Конспект урока русского языка для 3 класса
по теме
« Употребление глаголов в прямом и переносном смысле»
Тип урока : изучение нового материала.
Цели урока: р азвивать умение распознавать глаголы в прямом и переносном значении; правильно употреблять их в речи; развивать орфографическую зоркость.
Формы работы : фронтальная, индивидуальная, парная.
Виды используемых ИКТ: презентация.
Материалы и оборудование : учебник, ИКТ.
I . Организационный момент, актуализация знаний.
— О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы сами догадаетесь, если отгадаете загадку.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И рожь в полях растет.
Вспомним все, что мы уже знаем, об этой части речи.
— Дайте определение глаголу.
— Чем чаще всего в предложении бывает глагол?
— Составьте из слов предложения, озаглавьте получившийся текст и спишите его.
II . Самоопределение к деятельности.
— Что заинтересовало в предложениях?
— Найдите одинаковые глаголы.
— В каком предложении глагол употреблен в прямом значении, а в каком в переносном? Как вы понимаете выражение «в переносном значении»?
— Сформулируйте тему урока.
Правильно, сегодня на уроке мы узнаем о том, что один и тот же глагол может употребляться в разных значениях.
III . Работа по теме урока.
Работа по учебнику. Упражнение 538. (устно) (работа по заданиям учебника)
— А сейчас, посмотрите внимательно на доску (презентация).
— Сравните значение глаголов в каждом предложении.
Сравниваем вывод, сделанный учениками с учебником. (смотрим стр. 75 учебника)
3. Какие глаголы в стихотворении имеют переносное значение?
— Объясните, чего не понимали дети?
— Мама, а крапива кусается?
— Объясните, чего не понимали дети. В каком значении употреблен глагол кусается? Составьте предложение, употребив глаголы в прямом и переносном значениях.
— В данных предложениях глаголы употреблены в переносном значении. Составьте предложение, чтобы эти глаголы были употреблены в прямом значении.
— Объясните, какую ошибку совершили дети.
Мать приказала ребятам запереть за ней дверь на крючок и никого не пускать.
В отсутствие матери кто-то долго стучался к ним в дверь.
— » Приходила скарлатина, но мы ее не пустили » – говорили дети.
IV . Работа с учебником.
Употребление глаголов в разных значениях. Упражнение 540.
— Прочитайте. Найдите в предложениях глаголы. Назовите. Какие из глаголов употреблены в переносном значении? Докажите.
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
— Второе предложение разберите по членам предложения (+ проверка).
— С какой целью в речи употребляются глаголы в прямом и переносном значении?
— Оцените свою работу на уроке (по листам самооценки)
VI . Подведение итогов урока.
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
VII . Домашнее задание.
Работа над развитием орфографической зоркости.
— На доске записано предложение.
На своих крыльях птицы приносят весну.
— Как вы понимаете смысл этого предложения?
— В каком значении употреблен глагол в этом предложении.
— Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Объясните.
Р. бята п. весили (на) д. рев. ях скв. речники. Скв. рцы
– Определите значение глаголов в данных отрывках стихотворений русских поэтов:
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Номер материала: ДБ-399229
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%
Время чтения: 4 минуты
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.