что такое пексы для аутистов
Консультация для педагогов «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов»
Елена Зайцева
Консультация для педагогов «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов»
Консультация для педагогов. «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов»
Консультация для педагогов.
Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов
У некоторых детей наблюдаются отклонения в речевом развитии. Если малыш с трудом произносит слова или совсем не разговаривает, то необходимо с ним заниматься и обучать общению с людьми. В этом поможет использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек Pecs. С их помощью ребенок может стать замечательным коммуникатором, даже если он молчит. Главное предназначение карточек Пекс – предоставить малышу возможность попросить или выразить то, чего он желает, когда он не может этого сказать словами, часто используются при работе с аутистами.
Особенности методологии Карточки Пекс придуманы в конце 1980-х годов доктором Эндрю Бонди и его помощником. Они работали над программой по исправлению аутизма. Задачей проекта стало побуждение ребенка спонтанно начать общаться и взаимодействовать. В основе методологии заложен принцип того, что мотив для коммуникации должен предшествовать наступлению речи. Начало программы – определить потенциальные стимулы для ребенка, то есть то, что он любит и желает. Чтобы освоить Пекс,потребуются базисные умения: отработать хороший зрительный контакт, слова, жестовые символы «да», «нет»; стабильный навык обучаемости; повторение действий «сделай как я». Малыша нужно научить повторять цикл из трех действий, когда они не произносятся. Обычно эта система предназначена для деток младше пяти лет. Обучение проводится в форме упражнений. Можно использовать как в домашних условиях, так и в специальных учреждениях.
Для первых упражнений лучше всего использовать изображения чего-то любимого и родного. Это может быть дорогая игрушка, еда, хобби, мультики, сказочный персонаж. Эта картинка должна вызвать у ребенка желание заполучить то, чего нет в постоянном доступе.Этапы обучения: Сначала ребенка необходимо научить брать картинку. На втором шаге малыша обучают отдавать карточку. Третий этап включает в себя обучение тому, чтобы ребенок начал распознавать предметы, которые нарисованы на пластинках. Ошибки, наступающие на этом шаге, заключены в неумении определить изображение. Затем ребенку нужно объяснить, как формировать предложения по типу «Я хочу игрушку (или что-то еще)», «Дай мне…». На пятом шаге малыша учат отвечать на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?». Заключительный этап подразумевает обучение ребенка различать предметы на пластинках, самостоятельно их называть и отвечать, когда его спрашивают.
Разновидности Pecs Можно самостоятельно изготовить карточки, тогда родители разместят на них подобранные фотографии или картинки, чтобы малышу было удобнее распознавать изображения. Картинки нужно периодически обновлять, делать или покупать новые. Разновидностей существует много. Для начала лучше приобретать систематизированные карточки по той или иной тематике.Это могут быть: дикие или домашние животные; зимняя одежда – варежки, шарф, шапка, рукавицы, штаны, куртка; кухонные предметы – вилки, ложки, тарелки, чашки; еда – фрукты, овощи; игрушки – машинка, пирамидка, кукла; напитки – чай, кофе, вода, газировка, компот; ягоды – малина, клубника, ежевика, вишня; погода – снег, гроза, солнце, дождь, град; птицы – снегирь, орел, попугай, ворона; действия – поход в магазин, плавание в бассейне, умывание; запрещающие картинки – то, что нельзя поднимать на улице мусор, разговаривать с незнакомыми; для высказывания желаний.
Каких результатов можно достичь Использование Пекспозволяет достичь следующих результатов: Эта программа поможет за короткое время быстро наработать умения коммуникации. Метод способствует развитию у малыша инициативности, ее выражения, спонтанного произношения слов и фраз. Общение и контакт с окружающими людьми станут более доступными. Впоследствии малышу можно помочь обобщить приобретенные вербальные средства коммуникации. Применение карточек Pecs не препятствует разговорной речи, а напротив – ускоряет ее появление и развитие. Это достигается за счет парирования словесного и визуального стимула в обменном процессе. Значительных минусов не замечено, эффективность системы подтверждена Национальным центром профессионального развития. Аутисты не ленятся говорить, они хотят общаться с родными, знакомыми, но не умеют этого делать. Поэтому альтернативная программа, помогающая развить речь, доступна для многих родителей и их детей.
Фото отчет НОД по коммуникации и художественному творчеству по реализации проекта «Моя любимая игрушка». Фото отчет НОД по коммуникации и художественному творчеству по реализации проекта «Моя любимая игрушка». В последнее время все более актуальной.
Конспект занятия в подготовительной группе «Оформление визитной карточки» Задачи: Образовательные: • научить детей оформлять свои интересы и предпочтения в виде визитной карточки группы; • расширить представления.
Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.
Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах» 8 февраля в нашей школе был проведен семинар «Роль психолого-педагогического сопровождения в развитии коммуникативной сферы обучающихся.
Мастер-класс «Рисование акварелью с использованием пластиковой карточки» Для рисования нам потребуется: лист бумаги,кисть тонкая и толстая, акварель, вода и пластиковая карточка или то, что может ее заменить.
НОД по коммуникации в старшей группе на тему «Зимние забавы». НОД в старшей группе по коммуникации на тему «Зимние забавы». Программное содержание: 1. Учить детей видеть в картине все объекты и объединять.
План-конспект НОД по коммуникации. «Рассматривание сюжетной картины «Лиса» План-конспект НОД по коммуникации «Рассматривание сюжетной картины «Лиса» и составление коллективного рассказа по ней». Художественное творчество.
Система работы педагогов над темами самообразования Система работы педагогов над темами самообразованияОдним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации.
Тактильные карточки Наши малыши познают окружающий мир всеми органами чувств, и одним из важнейших направлений детского развития является знакомство с различными.
Сценка для визитной карточки педагога Начало визитной карточки педагога. Две бабушки сидя на лавочке и беседуют. Николаевна: Ой, хорошо-то как, спокойно… У меня ж сплошной.
Карточки PECS – система альтернативной коммуникации для аутистов
Что такое PECS
Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могу говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей с расстройством аутистического спектра возникают трудности – зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, психовать, проявлять агрессию и т.д. Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком?
Таким детям нужны специальные дидактические материалы, без лишних деталей – карточки и визуальные расписания, при помощи которых ребенок сможет общаться с другими людьми.
PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.
Эти материалы помогут достичь успеха в развитии невербальных детей (аутизм, тугоухость, ЗПР, ДЦП и т.д.), а зачастую, становятся необходимым средством общения в их взрослой жизни.
Работа с карточками PECS
Работу с карточками нужно вводить с дефектологом или другим коррекционным педагогом, который наблюдая за ребенком, определит его навыки и умения.
На первом этапе, как правило, педагоги советуют вводить первыми две карточки PECS – «нет» и «да», т.к. дети с РАС часто не умеют копировать и повторять движений, таких как кивок и отрицательные махи головой.
Освоение этих двух карточек значительно облегчит жизнь родителям и ребенку.
Важно! Если ребенок может произнести слово «нет» и «да» или показать жестом, карточки использовать не нужно.
Второй этап ввода карточек PECS — мотивационные предметы и действия ребенка.
Например: картинка с конфеткой. Нужно показать ребенку эту картинку и спросить: «Хочешь?», если да, то организовать обмен и озвучить название карточки. Во время передачи конфеты, карточку следует забрать и обязательно похвалить. Далее ребенка следует ознакомить с другими обозначениями мотивационных предметов.
Обозначенные картинкой действия вводятся так же, как и предметы.
Например: малыш любит кататься на качели. Нужно показать подходящую картинку, сказать «кататься», покатать ребенка и еще раз показать картинку.
Важно! Как только ребенок пытается назвать желаемый предмет словом, карточку следует убрать из альбома.
Третьим этапом обучения PECS будет набор карточек, которые точно обозначают события — расписание.
Расписание включает в себя несколько карточек определенной тематики, расположенные друг за другом в определенном порядке.
Это может быть расписание дня, похода в магазин, уборки, сборов в магазин, приема пищи и т.д.
Этот этап вводится при условии, что ребенок видит и понимает картинки на карточках и соотносит картинки с их значением.
Пример: «расписание дня». Для ввода этих карточек нужно подготовить планшет (картонная или пластиковая основа), на котором будут выстроены в ряд картинки или фото с изображением тех повседневных занятий, которыми нужно заняться ребенку в течение дня.
Карточки следует распределить таким образом, чтобы занятия по программе были расположены сразу перед любимыми занятиями ребенка, такими как просмотр мультиков, прогулкой и т.д. Таким образом, ребенок будет понимать, что перед прогулкой ему нужно учиться.
Расписание можно использовать для развития ребенка в учебных целях. Взяв альбом или планшет нужно спросить: «Что у нас сейчас? А что будет потом? ». В конце дня, когда все события из расписания дня закончились, нужно собрать карточки и пообщаться с ребёнком: «Что было в начале дня?», «Что было после занятий?», «Что ты делал после просмотра мультфильма?» и т.д.
Расписание нужно не только для обучения, а и для того, чтобы убрать у ребенка чувство тревоги. Часто встречается, что у детей с РАС возникает тревога, если нарушается привычный для них режим дня и ребенок не понимает, что будет происходить дальше.
Например, случай из жизни семьи: когда семья собиралась в машине куда-то ехать, то девочка с аутизмом начинала капризничать и плакать. Она думала, что ее сейчас повезут к врачу, т.к. однажды такое было, а дети с РАС склонны запоминать негативные случаи. На самом же деле семья собиралась поехать в магазин или в парк. То есть, если бы девочка знала, что сев в автомобиль она поедет на прогулку, а не к врачу — она конечно бы не плакала.
С какого числа карточек PECS стоит начать?
У ребёнка, конечно же, не сразу появится целый альбом карточек PECS. Начинать стоит с одной мотивационной или двух карточек «да/нет». Если ребёнок все понимает и быстро поддается обучению, добавляется еще одна карточка – и постепенно их объём доводится до нужного размера.
Можно сделать карточки PECS по темам: «поездка к бабушке, «просмотр мультиков», «чистка зубов», «расписания дня», «карточки с нуждами» и т.д.
Все карточки для занятий должны быть в доступе, чтобы ребенок смог в любой момент ими пользоваться.
Как сделать карточки PECS своими руками
Карточки PECS очень просто сделать своими руками. Лучше всего использовать фотографии, т.к. изображении более реалистичное и его лучше воспринять ребенку.
Также можно распечатать на цветном принтере картинки, найденные в интернете. Картинки легко сделать нужного размера сохраняя в предварительно созданной таблице в Microsoft Word.
После распечатки карточки лучше заламинировать или заклеить скотчем. На обратной стороне приклеить липучки на клейкой основе, которые продаются в магазине для шитья.
Заговорит когда-нибудь ребенок, если привыкнет так общаться?
Мечта каждого родителя – это чтобы всё-таки ребёнок смог словами выразить все свои потребности и общаться развернутыми и полными предложениями. Многие боятся, что если дети начнут пользоваться такими карточками, то они не заговорят. Это частое и очень большое заблуждение!
Отзывы родителей использовавших PECS говорят о том, что с помощью этих карточек происходит лучшая стимуляция коммуникации, то есть ребёнок сам хочет общаться и начинает строить предложения в своей голове. Карточки только стимулируют его к возникновению речи.
Что такое пексы для аутистов
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: PECS – коммуникативная система обмена изображениями (карточками), разработана в 1985 г. доктором Энди Бонди и логопедом Лори Фрост и, основана на желании ребенка что-то получить.
Статья:
Коммуникация – это общение людей в процессе совместной деятельности, обмен информацией, идеями, мыслями. Коммуникационный процесс – это процесс передачи информации от одного человека другому или другим людям.
PECS – коммуникативная система обмена изображениями (карточками), разработана в 1985г. доктором Энди Бонди и логопедом Лори Фрост и, основана на желании ребенка что-то получить.
PECS система предполагает – научить ребенка спонтанно называть слова, можно научить вокальной имитации, становиться возможным обобщение вербальных навыков.
Используется для детей с РАС, ДЦП, нарушениями речи и др. лицами, испытывающими коммуникативные нарушения.
материалы системы помогают достичь высоких успехов в вербальном развитии детей, испытывающих коммуникативные трудности.
Благодаря передаче карточек «из рук в руки», коммуникативные акты приобретают наглядность, ведь достаточно часто дети с РАС желают что-то вербально, но не могут переключить на себя внимание, и сообщение в итоге игнорируется.
уменьшение нежелательного поведения.
При PECS проблемное проявление поведения (стимы, агрессия, аутоагрессия и др.) начинает уменьшаться. Например, если ребенок молча бьет других людей, в действительности желая пить – можно научить его попросить воды при помощи соответствующей картинки, и эта позитивная коммуникация заменит негативную реакцию. Конечно, это упрощенный пример, а в реальности ситуации обычно обстоят значительно сложнее – однако по результатам многих исследований было установлено, что чем выше развиты коммуникативные навыки, тем ниже риск нежелательного поведения.
Аутичным людям трудно инициировать различные действия, даже собственные сообщения и просьбы. Из-за этого большинство аутистов предпочтет ждать, что кто-то рано или поздно поинтересуется «чего ты хочешь?» или использует какую-либо альтернативную систему общения. Задача PECS – научить ребенка начинать общение, по собственной инициативе озвучивать свое мнение, потребность или желание. На занятиях PECS моделируются ситуации, в которых ученик захочет попросить что-либо у партнера по коммуникации. Во время первых занятий третий человек (взрослый помощник, стоящий сзади) начинает физически «подсказывать» ученику правильный выбор нужного изображения. С каждым занятием количество таких подсказок извне уменьшается, а ребенок обучается обмениваться карточками с партнером по собственной воле, получая поощрения за верный выбор.
способствует развитию устной речи.
Развитие любых коммуникативных навыков значительно повышает вероятность того, что ребенок начнет пользоваться устной речью. Если же ребенок все еще недостаточно владеет ею, то система PECS поможет ему научиться использовать альтернативный способ общения в ситуациях, когда «не хватает слов». Достаточно часто аутичные дети в определенный момент перестают использовать карточки, поскольку у них развивается обычная речь – более простой и эффективный способ общения по сравнению с обменом изображениями.
Обучение по данной системе длится довольно долго, однако полученные результаты не могут не радовать. Молчащие дети обучаются самовыражаться, сообщать о своих желаниях и потребностях, продуктивно коммуницировать с другими людьми.
Оценить навыки общения
Определить какие предметы любит больше всего (мотивационный стимул)
Организовать учебную среду (труднодоступность мотивационных стимулов)
Подготовить материал (карточки, альбомы) Книга PECS всегда должна быть с ребенком (карточки на сайте «Не как все»)
В систему включены 6 основных этапов обучения и овладение базисными навыками (да, нет, дай)
Этап. Представление о том, как нужно коммуницировать. Ребенок обучается основам общения между людьми.
Конечная цель: ребенок берет карточку и передает ее тому, с кем коммуницирует.
Два педагога: собеседник и помощник
Не использовать словесные подсказки
Показ только одной карточки
Подкрепление (игрушка, еда) не более 15 сек.
Индивидуальный подбор размера карточки (ДЦП, нарушение мелкой моторики)
(идеально 80 обменов в течение дня).
Этап. Увеличение дистанции между участниками коммуникаций.
Конечная цель: ребенок подходит к своему индивидуальному альбому для занятий, берет карточку, подходит к педагогу, привлекает его внимание и кладет карточку в руку педагогу. Важная составляющая находить нужную карточку. (Можно использовать коммуникационное поле альбома, дома холодильник).
Два педагога: собеседник и помощник
Не использовать словесные подсказки
Несколько карточек, предлагая их по одной
ВАЖНО! Как только ребенок пытается назвать желаемый предмет словом, карточку следует убрать из альбома.
Этап. Различение карточек.
Конечная цель: Ребенок подходит к альбому для занятий и выбирает нужную карточку из нескольких имеющихся, приближается к собеседнику и отдает ее. Или же ребенок ищет показываемый на карточке предмет. («Что сначала?», «А что будет потом?» Расписание). Карточки следует располагать таким образом, чтобы занятия по программе чередовались с любимыми занятиями ребенка, такими как просмотр мультиков, прогулкой и т.д.
Поначалу подсказывать ребенку, и начинать с тех предметов, которые ребенок чаще всего выбирает.
Частая оценка, подкрепление стимулом.
Увеличение количества карточек. Этот этап вводиться при условии, что ребенок видит и понимает картинки на карточках и соотносит с предметом. На этой стадии начинают вводить глаголы.
Этап. Построение из карточек осмысленных предложений.
Конечная цель: ребенок заканчивает на полоске фразу «Я хочу» картинкой, изображающей желаемую вещь, после чего отдает полоску собеседнику.
Использование предложений (отдельная полоска в книге)
Учить ребенка просить конкретные специфические предметы (я хочу зеленое яблоко).
Эффективно использовать карточки для обозначения действий («Мама рисует»).
Этап. Обучение отвечать на простые вопросы при помощи карточек. («Что ты хочешь?»)
Взрослый задает вопрос перед тем, как ребенок начинает составлять предложение.
Этап. Обучение комментированию при помощи карточек различных ситуаций («Что ты слышишь?», «Что у тебя в тарелке?»)
На 5-6 этапах активно к существительным и глаголам добавляются прилагательные.
Снижается проявление неадаптивного поведения
Улучшается социальное поведение
Положительные сдвиги в речевом развитии
Система тестирования. Чаще проводить, так как меняются предпочтения, выбор более сильных предпочтений (съедобное – несъедобное). Структурированное наблюдение (без предоставления требований, стимулы в доступе ребенка, одиночные стимулы, выбор из пары, выбор из множества).
Заговорит ли ребенок, если будет общаться карточками?
Мечта каждого родителя – это чтобы всё-таки ребёнок смог словами выразить все свои потребности и общаться развернутыми и полными предложениями. Многие боятся, что если дети начнут пользоваться такими карточками, то они не заговорят. Это частое и очень большое заблуждение!
Отзывы родителей использовавших PECS говорят о том, что с помощью этих карточек происходит лучшая стимуляция коммуникации, то есть ребёнок сам хочет общаться и начинает строить предложения в своей голове. Карточки только стимулируют его к возникновению речи.
Создатели системы PECS подчеркивают, что педагоги должны пройти специальное обучение, для того чтобы правильно использовать стратегию общения и чтобы аспекты поведенческого анализа и методы обучения поведению применялись в сочетании с программой PECS.
Использование карточек Пекс (PECS) в работе с детьми с расстройством аутистического спектра и с детьми с заиканием
Светлана Бакулина
Использование карточек Пекс (PECS) в работе с детьми с расстройством аутистического спектра и с детьми с заиканием
На базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №7 г. Шебекино Белгородской области»функционируют пять специализированных групп: две группы для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, две группы для детей с нарушениями зрения и группа для детей с РАС.
В группу для детей с тяжелыми нарушениями речи и группу с РАС дети зачисляются на основании заключения территориальной психолого – медико – педагогической комиссии.
Речь пойдет именно о работе с детьми с расстройством аутистического средства. Поэтому, прежде чем говорить о методах работы учителя – логопеда с этими детьми, надо разобраться, что же такое аутизм и каковы особенности общения детей с РАС.
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это совокупность нарушений психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, неспособностью к общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий).У детей с РАС проявляются следующие речевые недостатки: некоммуникативность речи;ее искаженность: сочетание недоразвития различных компонентов речевой системы, служащих взаимодействию с окружающим и акселерация аффективной речи, направленной на аутостимуляцию; часто наличие своеобразной вербальной одаренности; мутизм или распад речи. Но, несмотря на неспособность общаться зачастую вербально, аутисты, все же, хотят общаться!
На сегодняшний день существует множество методик развития коммуникации и межличностного общения неговорящих детей,такие как: метод эмоционального растормаживания речевого развития Е. Ф. Соботович (стимулирование речи с помощью музыки); методика использования звукоподражаний О. А. Румянцевой и Н. Е. Старосельской – «перевод» звуками русского языка неречевых звучаний; сеансы холдинг-терапии М. М. Либлинг – включает в себя повторяющиеся процедуры удержания ребенка на руках у родителей до его полного расслабления (физического и эмоционального). Данные методики имеют ряд недостатков, т. к. они в большей степени способны растормаживать аффективные высказывания ребенка без возможности сохранения и поддержания речевой активности ребенка на определенном стабильном уровне. Поэтому их использование при работе с детьми с аутистическими нарушениями ограничено.
В своей практике с детьми, посещающими группу для детей с РАС выбраны мной и используются карточки Пекс, как метод невербальной коммуникации.
Что же это такое и откуда взялся этот метод альтернативной коммуникации?
Коммуникационная система обмена изображениями была разработана в конце 80-х гг. доктором Эндрю Бонди и его помощником Лори А. Фрост из Программы исправления аутизма в городе Делавэр (штат Нью-Джерси).
Целью программы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности. Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет).
Но, к сожалению, многие родители неговорящих детей с РАС очень не любят коммуникативные карточки ПЭКС. Мамы запрещают дефектологам и логопедам вводить их на занятиях, т. к. боятся, что после них дети будут лениться говорить словами.
ПЭКС снимает негативизм, убирает часть истерик, которые происходят из-за того, что ребенок хочет что-то, но не может этого объяснить словами.
В тяжелых случаях, когда речи и или ее понимания нет совсем и не ожидается в перспективе, такой ребенок сможет общаться с окружающими людьми сначала через ПЭКС, а потом через чтение и письмо. У ПЭКС много уровней сложности, с их помощью можно строить довольно длинные предложения.
Это позволяет ребенку сообщать о жизненных потребностях: пить, болит голова и т. п.
Ребенок, обученный работать с коммуникативными карточками, как правило, более управляем. А педагоги также могут описывать свои инструкции и просьбы, обращенные к ребенку, карточками. Даже если ребенок понимает речь, в работе с ним часто используются педагогами визуальные подсказки, визуальное расписание, поведенческие карточки.
Целью использования карточек PECS в работе логопеда считаю создание условий для коррекции речевых и неречевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение своих речевых дефектов.
Карточки ПЭКС можно в полном объеме приобрести в специализированных магазинах или скачать в сети интернет.
Но так как работа логопеда с детьми с расстройством аутистического спектра предполагает только индивидуальные занятия, направленные на коррекцию речи, в первую очередь, то могу сказать, что не все разделы карточек ПЭКС подходят и нужны в работе логопеда.
Для своих логопедических занятий я разработала карточки с этапами индивидуального логопедического занятия. Это, своего рода, визуальное расписание, набор карточек с наглядными изображениями деятельности, которую необходимо выполнить.
Визуальное расписание — наиболее эффективный способ упорядочить учебную и бытовую деятельность детей с РАС. Поэтому визуальное расписание широко используется педагогами, ABA терапевтами и другими специалистами, которые работают с аутичными детьми. Визуальное расписание позволяет наглядно выстроить распорядок дня или последовательность заданий, которые необходимо выполнить.
Для аутистов визуальное расписание не только полезно, но и крайне необходимо. Визуальное расписание в первую очередь подскажет вашему ребенку порядок событий, научит переходить от одного задания к другому, поможет самостоятельно структурировать свою деятельность.
Может ребенок хочет начать не с выполнения артикуляционной гимнастики или массажа органов артикуляции, а ему важно именно сейчас поиграть с массажным мячиком.
По мере выполнения заданий, карточки с выполненными заданиями убираются логопедом. В конце цепочки карточек обязательным и неизменным остается изображение поощрения.
Отмечу, что стереотипные игры, являющиеся одной из «визитных карточек» аутистов дошкольного возраста, тоже можно направлять с помощью карточек ПЭКС и постепенно отучая ребенка от длительного бесцельного повторения одних и тех же действий.
Инициатива ребенка не должна гаситься словесными инструкциями и подсказками взрослого.
Как только у ребенка разовьются навыки имитации речи, и он сможет бегло повторять звуки, слоги и слова в отдельном упражнении на имитацию, он сам, абсолютно спонтанно и без нажима начнет произносить слова одновременно с подачей карточек. Но не нужно сразу ожидать от него таких результатов. С помощью этих карточек происходит лучшая стимуляция коммуникации, то есть ребёнок сам хочет общаться и начинает строить предложения в своей голове. Карточки только стимулируют его
Использование мини-песочниц в работе с детьми Сегодня я хотела бы рассказать и показать, как можно интересно, познавательно и с пользой для развития детей использовать в групповой.
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.
Использование пальчиковых игр в моей работе с детьми Что же такое пальчиковые игры? Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».
Использование мини-ковролинографов в работе с детьми Одним способом совершенствования пальчиковой моторики, зрительного восприятия дошкольников является метод ковролинографии. Ковролинограф.
Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) 8:3–8:4 Дата проведения:.
Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.