что такое педагогика высшей школы

Педагогика высшей школы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Педагогика высшей школы представляет собой научную область, направленную на выявление путей, условий оптимизации образовательно-воспитательных процессов в высших учебных заведениях, повышения эффективности формирования всестороннеразвитого конкурентоспособного выпускника вуза; общественная гуманитарная наука о студенчестве, его образовании и воспитании.

Предмет педагогики высшей школы

Под предметом педагогики высшей школы понимают педагогические исследования особого вида, направленные на выявление закономерностей и механизмов, поиск путей формирования специалистов высшей квалификации.

Как научная область, данное направление возникло на базисе общей педагогики, однако, особенности подготовки специалистов определенного профиля формируют специфику данного направления исследований.

Категории педагогики высшей школы

Ключевой категорией науки является категория образования. В структуре данной категории выделяют следующие составляющие:

Категория образования не может пониматься как простая сумма знаний, умений и навыков. Высокий уровень образования в обязательном порядке включает развитие, сформированность профессионально значимых личностных качеств и свойств, умений творчески и самостоятельно применять полученные знания в процессе достижения поставленных целей.

В качестве основных категорий педагогики высшей школы отдельно следует назвать категорию учения, под которой в современной научной литературе понимается самостоятельная деятельность студента в процессе познания, высокий уровень мотивации к реализации познания, самосовершенствования.

Готовые работы на аналогичную тему

Педагогический процесс как одна из важнейших категорий научной сферы представляет собой всю совокупность учебных, воспитательных, развивающих инструментов, которые используются в рамках того или иного образовательного учреждения для достижения поставленных целей, оптимизации процессов формирования профессиональных компетенций.

Место педагогики высшей школы в системе наук о человеке

Высокая гуманитарная составляющая, антропоцентризм научной области обуславливает многочисленные взаимосвязи дисциплины с другими исследовательскими отраслями, изучающими человека во всем многообразии его проявлений.

Продуктивное взаимодействие педагогики высшей школы и педагогической психологии обеспечивает

Достижения психологии ложатся в основу разработки тестов, программ, учебников и др. дидактических материалов.

Выступая общественной наукой, педагогика высшей школы тесто связана с социологией. Социологические исследования и статистика помогают педагогам и ученым выявлять закономерности, интенции и закономерности развития тех или иных феноменов, связанных с обучением студентов.

Отмечается тесное взаимодействие научной дисциплины с такими общественными и естественными науками, как биология, медицина, экономика, политология и пр.

Источник

Предмет педагогики высшей школы

что такое педагогика высшей школы. Смотреть фото что такое педагогика высшей школы. Смотреть картинку что такое педагогика высшей школы. Картинка про что такое педагогика высшей школы. Фото что такое педагогика высшей школы что такое педагогика высшей школы. Смотреть фото что такое педагогика высшей школы. Смотреть картинку что такое педагогика высшей школы. Картинка про что такое педагогика высшей школы. Фото что такое педагогика высшей школы что такое педагогика высшей школы. Смотреть фото что такое педагогика высшей школы. Смотреть картинку что такое педагогика высшей школы. Картинка про что такое педагогика высшей школы. Фото что такое педагогика высшей школы что такое педагогика высшей школы. Смотреть фото что такое педагогика высшей школы. Смотреть картинку что такое педагогика высшей школы. Картинка про что такое педагогика высшей школы. Фото что такое педагогика высшей школы

что такое педагогика высшей школы. Смотреть фото что такое педагогика высшей школы. Смотреть картинку что такое педагогика высшей школы. Картинка про что такое педагогика высшей школы. Фото что такое педагогика высшей школы

что такое педагогика высшей школы. Смотреть фото что такое педагогика высшей школы. Смотреть картинку что такое педагогика высшей школы. Картинка про что такое педагогика высшей школы. Фото что такое педагогика высшей школы

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. В. Н. КАРАЗИНА

Я. В. ПОДОЛЯК

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ХАРЬКОВ 2004
В пособии раскрывается предмет, задачи и методы педагогики высшей школы. Рассматриваются проблемы

воспитательной работы. Особое внимание самовоспитанию студентов.

Представлены принципы, методы и формы обучения, а также педагогические инновации. Изложены структура и проблемы высшего образования в Украине и особенности высшего образования в зарубежных странах.

Для студентов очной, заочной и дистанционной формы обучения, преподавателей и учителей, аспирантов, а также специалистов, которые самостоятельно изучают дисциплину «Педагогика высшей школы».
ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель данной книги- ознакомить с вопросами педагогики высшей школы всех желающих, и и первую очередь тех, кто изучает эту дисциплину в высших учебных заведениях.

Педагогика высшей школы занимает особое место в системе подготовки студента к профессиональной деятельности.

Во-первых, овладение знаниями до педагогике высшей школы не только количественно увеличивает возможности студента, но способствует качественным изменениям стратегии его профессиональной деятельности и поведения.

Во-вторых, каждый студент должен уметь объективно оценивать познавательные возможности, знать свои слабые и сильные стороны, значимые для своей профессии.

В-третьих, будущий профессионал должен овладеть педагогической культурой, умениями понимать своих коллег, воспитывать и обучать подчиненных.

В-четвертых, в наше время человеку с высшим образованием, чтобы не отстать от прогресса и цивилизации, необходимо постоянно учиться, приобретать новую информацию, менять специальности и профессию. А это, в первую очередь, предполагает постоянное накопление знаний из области педагогических инноваций.

Затронутые в книге темы дают краткий очерк основных проблем педагогики высшей школы, знакомят читателя с теми представлениями, которыми в данный момент располагает педагогическая наука как у нас в стране, так и за рубежом.

ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Предмет педагогики высшей школы

Исторически педагогика складывалась как наука о воспитании детей. Это нашло свое выражение и в названии самой науки: слово педагогика происходит от греческого «пайдагогос», что означает «детовождение». Постепенно сфера применения педагогики расширялась, накапливался и обобщался опыт педагогической деятельности. В результате педагогика превратилась в систему педагогических наук, включающую в себя различные отрасли: общую педагогику, дошкольную педагогику, школьную педагогику, профессиональную педагогику, специальную педагогику, сравнительную педагогику, социальную педагогику, военную педагогику и др.

В настоящее время большую актуальность приобрела педагогика высшей школы,призванная разрабатывать педагогические проблемы подготовки студентов к профессиональной деятельности.

Объектом педагогики высшей школыявляется деятельность высших учебных заведений по научной, общекультурной, практической подготовке специалистов.

Предметом педагогики высшей школыявляется изучение педагогических аспектов, педагогических закономерностей процесса подготовки студентов к профессиональной деятельности в целях повышения его эффективности.

Более кратко можно сказать, что воспитание студента это целенаправленное формирование личности гражданина и

Развитие— это процесс функционального совершен­ствования умственной и физической деятельности студентов в соответствии с требованиями будущей профессии.

что такое педагогика высшей школы. Смотреть фото что такое педагогика высшей школы. Смотреть картинку что такое педагогика высшей школы. Картинка про что такое педагогика высшей школы. Фото что такое педагогика высшей школы

Образование— процесс подготовки студента к выпол­нению определенных социальных и профессиональных функций, а также результат этого процесса в виде системы взглядов и убеждений, конкретного уровня образованности.

Понятие «образование» означает также совокупность и функционирование образовательно-воспитательных учреж­дений разных типов и ступеней (начальных, средних и выс­ших школ, курсов, дошкольных и внешкольных заведений).

Содержание образования на каждом этапе социальной жизни зависит от уровня развитая науки и экономики, специфики системы народного образования конкретной страны, задач общества и социальною заказа государства, а также отведенного на образование времени и финансово-материального обеспечения.
Между воспитанием, обучением, развитием и образованием существует диалектическая, а это значит сложная, порой противоречивая взаимосвязь. Воспитание придает всему процессу подготовки студентов социальную направленность и выступает в качестве важного средства активизации познавательной деятельности студентов. В ходе обучения решаются не только образовательные задачи, но и осуществляются воспитание и развитие студентов.

Воспитание, обучение и развитие как целенаправленная, взаимообусловленная деятельность преподавателей и студентов образует педагогическийпроцесс высшего учебного заведения. Педагогический процесс конкретизируется путем планирования учебно-воспитательной работы со студентами.

Внутренней основой педагогического процесса вуза является самостоятельная работа студентов и их самовоспитание.

Руководство педагогическим процессом осуществляют ректорат, деканат и кафедры.

Педагогика высшей школы призвана изучать структуру, функции, содержание и развитие педагогического процесса в вузе с целью выявления его закономерностей, обоснования принципов, методов и организационных форм учебно-воспитательной работы со студентами.

Источник

1. Предмет, задачи, функции педагогики высшей школы

Педагогика высшей школы – это отрасль, раздел общей педагогики, а точнее будет сказать, профессиональной педагогики, изучающей закономерности, осуществляющей теоретическое обоснование, разрабатывающей принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретно-профессиональную сферу действительности.

Предметом изучения педагогики высшей школы является процесс обучения и воспитания специалистов с высшем профессиональным образованием.

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает.

К задачам педагогики высшей школы можно отнести:

1. Формирование у преподавателей высшей школы умений и навыков методически обоснованного проведения всех видов учебной, научной и воспитательной работы.

2. Установление связи обучения, профессиональной подготовленности и формирование у студентов устойчивых навыков проведения исследовательской работы на основе этой связи.

3. Преобразование учебного процесса в процесс развития самостоятельного, творческого мышления.

4. Формирование, развитие, проявление педагогического мастерства с целью мобилизации студентов на разнообразные творческие действия.

5. Анализ социально-педагогического фактора, законов и особенностей формирования у студентов педагогических знаний, умений, навыков, педагогического сознания.

6. Вооружение педагогов психологическими знаниями.

7. Использование содержания педагогики высшей школы в качестве программы действий по организации и проведению многообразных видов педагогической деятельности.

2. Принципы, структура педагогики высшей школы и ее связь с другими науками

Структура педагогического процесса как в средней, так и в высшей школе остаётся неизменной:

Цели обучения – начальный компонент педагогического процесса. В нем преподаватель и студент уясняют конечный результат своей совместной деятельности.

Принципы обучения – служат для установления путей реализации поставленных целей обучения.

Содержание обучения – часть опыта предыдущих поколений людей, которую необходимо передать студентам для достижения поставленных целей обучения посредством выбранных путей реализации этих целей.

Методы обучения – логическая цепь взаимосвязанных действий преподавателя и студента, посредством которых передается и воспринимается содержание, которое перерабатывается и воспроизводится.

Средства обучения – материализованные предметные способы обработки содержания обучения в совокупности с методами обучения.

Формы организации обучения – обеспечивают логическую завершенность процесса обучения.

Принцип – это система исходных теоретических положений, руководящих идей и основных требований к проектированию целостного образовательного процесса.

Каждый из принципов реализуется на практике через систему правил.

— использовать язык науки, которая преподается; знакомить с историей открытий.

Принцип связи теории с практикой:

— показывать пути использования знаний на практике.

Принцип систематичности и последовательности

— излагать знания в определенной системе;

— опираться на внутрипредметные, межпредметные, межнаучные связи.

Принцип прочности усвоения знаний

— обучать приемам умственной работы;

— систематически организовывать повторение учебного материала.

Принцип сознательности и активности

— стимулировать познавательную активность и их самостоятельность;

Принцип доступности и посильности

— учитывать реальный уровень развития и подготовленности;

— обеспечивать восприятие материала по мере возможности всеми органами чувств;

Принцип профессиональной направленности

— формировать профессиональные знач. качества;

В последнее время высказываются идеи о выделении группы принципов обучения в высшей школе, которые синтезировали бы все существующие принципы:

ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста;

соответствие содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);

оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе;

рациональное применение современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов;

соответствие результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности; обеспечение их конкурентоспособности.

Образование изучает не только педагогика, но ряд других наук: психология (психологические аспекты обучения, личность педагога, личность воспитанника и т.д.), социология (коллектив и личность, взаимоотношения в сообществах и т.д.), философия, история, культурология, валеология и многие другие. Педагогика, несомненно, тесно связана с результатами исследований, проводящихся в этих науках. В целом, различают два вида связи педагогики с другими науками:

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Смотреть что такое «ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» в других словарях:

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ — отрасль пед. науки, изучающая теоретич. и практич. проблемы развития личности студентов и их проф. подготовки в вузе. Опыт организации характерных для высшей школы видов занятий лекций, диспутов и т. п. обобщался в соч. мн. теоретиков педагогики … Российская педагогическая энциклопедия

Педагогика высшей школы — отрасль педагогической науки, изучающая теоретические и практические проблемы высшего профессионального образования. Важнейший раздел П.в.ш. дидактика, предметом исследования которой являются сущность уровня высшего профессионального… … Педагогический терминологический словарь

Педагог высшей школы — Педагогика (греч. παιδαγογια) наука о воспитании, обучении и образовании человека. См. также: Педагог (Древняя Греция) Педагог и ученики на уроке Содержание … Википедия

Педагогика — См. также: Педагог (Древняя Греция) … Википедия

Педагогика Западной цивилизации — В 1 м тыс. до н. э. в древнегреч. полисах высокая полит. активность граждан, распространение свободомыслия и идей гносеологии, рационализма способствовали развитию философии и науч. представлений о мире. В 5 в. до н. э. софисты объявили человека… … Российская педагогическая энциклопедия

Педагогика великих цивилизаций Востока — На П. великих цивилизаций Востока определяющее влияние оказал подчёркнуто традиц. характер вост. общества; примат социального (семья, община, каста, гос во) или религиозного над личностно индивидуальным, синкретизм разл. сфер жизни людей. До… … Российская педагогическая энциклопедия

Креативная педагогика — Креативная педагогика наука и искусство творческого обучения[1]. Это разновидность педагогики, противопоставленная таким видам педагогик, как педагогика принуждения, педагогика сотрудничества, критическая педагогикa (от… … Википедия

Античная педагогика — направление общественной мысли, развивающейся как составная часть античной культуры. Античная педагогика явилась колыбелью европейского образования. В ее рамках сформировались идеи гуманизма и гуманистического воспитания, модель… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль пед. науки, изучающая организов. деятельность по исправлению лиц, совершивших уголовное преступление и осуждённых к разл. видам наказания, как связанных, так и не связанных с лишением свободы. И. т. п. как относительно самостоят. отрасль… … Российская педагогическая энциклопедия

Кино и педагогика — кино и педагогика. Воспитательная функция кино вытекает из самой природы кинематографа как неотъемлемой части мировой культуры, и эта функция, в свою очередь, неотделима от образования. Принципиальная позиция советской педагогики предполагает… … Кино: Энциклопедический словарь

Источник

Педагогика высшей школы: структура, современное состояние

Педагогика высшей школы в системе педагогических наук занимает особое место. Ее развитие обусловлено несколькими факторами. Среди них — фактор научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители высшей квалификации: доктора наук, профессора, академики, авторы научных теорий, разработчики концепций, создатели инновационных технологий в своих специальных областях. Вторая специфическая особенность педагогики высшей школы состоит в ее преемственности со школьной педагогикой.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ – отрасль педагогической науки, изучающая теоретические и практические проблемы развития личности студентов и их профессиональной подготовки в вузе. Предметом ПВШ является образовательный процесс в высшей школе. В исследовании своей проблематики ПВШ использует широкий круг общепедагогических и общенаучных методов. ПВШ призвана обеспечивать реализацию в учебном процессе вузов основных принципов высшего образования: фундаментальность, специализацию, непрерывность обучения, высокий общенаучный и культурный уровень студентов, их сознательную гражданскую позицию.

Структура. В рамках ПВШ разрабатываются:

1. Теория учебно-познавательной и научной деятельности (иногда называется дидактикой высшей школы) студентов призвана объяснить, предвидеть и установить рациональные педагогические действия в процессе подготовки специалистов Содержание обучения и квалификация специалистов определяется исходя из прогнозируемого развития науки и техники. В этом разделе изучаются проблемы внедрения в учебный процесс методов обучения, повышающих его качество, выявления и развития индивидуальных склонностей и творческой направленности студентов и др. Теория обучения в ВШ объясняет дидактические явления через принципы обучения. Вследствие единства в высшей школе обучения и научного исследования в ПВШ как принципы дидактики выступают и некоторые общенаучные положения: научная организация мыслительной деятельности, формализация, единство непрерывного и дискретного и т.д. Основное значение таких общенаучных принципов в ПВШ проявляется в обосновании выбора средств, форм и методов обучения и научного исследования.

Теория обучения в высшей школе раскрывает качественные изменения в учебном процессе, в которых сочетаются объективное и субъективное, определенное и неопределенное. Учебный процесс представляет собой сочетание множества взаимосвязанных дидактических, психологических, социальных явлений. Как общие, так и частные предметные комплексы таких сочетаний не могут оцениваться только дидактическими закономерностями. Необходимо их дополнение положениями социологии, науковедения, теории систем и т.д. Лишь с учетом этих обстоятельств в ПВШ и выделяется несколько законов единства учебной и обучающей деятельности, единства обучения и развития личности, преемственности знаний и мыслительного развития и др. С этими законами связаны специфические правила и условия обучения. Психологический подход к учению — необходимое условие установления такой связи.

2. Психология учения и развития активной мыслительной деятельности студентов разрабатывает прикладные задачи психологии в учебно-воспитательном процессе в вузе Наиболее существенные среди них психологическое обоснование рациональных путей приобретения знаний, навыков, умений, организация и управление процессами мыслительной и трудовой деятельности через активизацию восприятия, понимания, суждения, воображения, через определение значимости содержания и проверку выполнения поставленных учебных задач, психологическое обоснование путей совершенствования методов преподавания. Эти задачи распространяются как на учебную и научную работу, так и на формирование личности и профессиональную подготовку студентов. Для ПВШ особенно важным выступает психологический анализ актов педагогического воздействия, выяснение того, в каких случаях и почему был достигнут или не достигнут успех.

Важную роль психологические аспекты ПВШ играют в условиях применения активных методов обучения с использованием технических средств обучения, а также при освоении современной научной теорий, основанных на принципах формализации, знаковых систем, специальных языков науки и т.д. Опираясь на данные психологии, преподаватели могут управлять познавательной деятельностью студентов путем организации интересов, формирования мотивов, установок учения и т.п. Интерес и мотивы для учебного процесса являются основой, на которой возникают, развиваются и закрепляются знания, навыки и практический опыт студентов.

3. Теория информационных компонентов учебного процесса. Учебный процесс в высшей школе — это сложная система движения информационных потоков, динамика которых характеризует учебный процесс как по форме, так и по содержанию. Она анализирует эти аспекты, рассматривает средства, формы, методы подготовки специалистов при использовании различных видов учебной и научной деятельности студентов.

4. Методика учебной и научной работы студентов рассматривает систему знаний, навыков и умений научного и прикладного профессионального значения Основная задача — установление связи содержания изучаемых дисциплин с методами и средствами их изучения и науч анализа, в т ч с методами самостоят науч работы. Благодаря анализу содержательного материала в этом аспекте ПВШ формулирует основные методические направления учебно-познавательной деятельности пропедевтики, формирования научной системы предметных знаний, средств, методов и правил практических учебных действий, а также эвристических, проблемных и модельных методов решения учебных и научных задач.

5. Научная организация и управление учебным процессом рассматривает вопросы управления учебной и научной деятельностью студентов. Основная задача такого управления состоит в том, чтобы на каждом этапе обучения достигать активного и глубокого понимания существа изучаемого вопроса, т.е. понимания, создающего определенную базу для освоения новой учебной информации. Управление обучением направлено на рационализацию учебного и обучающего труда, повышение эффективности и надежности обучения. ПВШ определяет, т о, дидактическую стратегию — общую организацию учебного процесса, метод и тактику (порядок, пути и средства ведения каждого конкретного акта обучения). С этими компонентами связана разработка «операционности» педагогических воздействий на студенческую аудиторию и т и рефлексивное управление ею, т.е. осуществление учебного процесса с учетом оценки психологии восприятия учебной информации.

6. Теория и методика развития технических средств обучения анализируют роль и значение ТСО, психолого-педагогические аспекты рационального использования их в качестве инструмента активной познавательной деятельности.

7. История высшего образования и ПВШ.

ПВШ играет существенную роль при определении содержания высшего образования, получающего отражение в гос стандартах высшего образования, в учебных планах и программах, а также в формировании содержательной модели подготовки специалиста. Разработка содержания образования и моделирование будущей деятельности выпускника ВШ требуют тщательного анализа преемственных связей общеобразовательной школы, вуза и последующего повышения квалификации. Существенным моментом в этой связи предстает поиск ПВШ возможных путей индивидуализации обучения, дифференциации подготовки различных категорий студентов в рамках единого образовательного процесса. Актуальной задачей является также исследование зарубежного опыта высшей школы.

Современное состояние педагогики высшей школы:

Европа: Некоторые общие условия и устойчивые закономерности, непосредственно влияющие на сферу образования в целом и на высшее образование в частности.

1. Рост наукоемких производств, для эффективной работы которых более 50 % персонала должны составлять лица с высшим или специальным образованием.

2. Интенсивный рост объема научной и технической информации, приводящий к ее удвоению за 7-10 лет.

3. Быстрая смена технологий, вызывающая моральное старение производственных мощностей за 7-10 лет. Этот фактор требует от специалиста хорошей фундаментальной подготовки и способности быстро осваивать новые технологии.

4. Выдвижение на первый план научных исследований, ведущихся на стыке различных наук (биофизика, молекулярная генетика, физическая химия и т.д.).

5. Наличие мощных внешних средств мыслительной деятельности, приводящих к автоматизации не только физического, но и умственного труда.

6. Постоянный и устойчивый рост производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве, позволяющий уменьшить долю населения, занятого в материальном производстве, и увеличить число людей, работающих в области культуры и духовного творчества;

7. Повышение благосостояния и денежных доходов населения, приводящее к росту платежеспособного спроса на образовательные услуги.

Основные тенденции развития высшей школы:

1. Демократизация высшего образования. Это тенденция к общедоступности высшего образования, свободе выбора вида образования и специальности, характера обучения и сферы будущей деятельности, отказ от авторитаризма и командно-бюрократической модели управления.

3. Фундаментализация образования. Это противоречивая тенденция расширения и углубления фундаментальной подготовки при одновременном сокращении объема общих и обязательных дисциплин за счет более строгого отбора материала, системного анализа содержания и выделения его основных инвариант.

4. Индивидуализация обучения и индивидуализация труда студента. Это достигается за счет увеличения числа факультативных и элективных курсов, распространения индивидуальных планов, учета индивидуальных психофизиологических особенностей студентов при выборе форм и методов обучения. Индивидуализация обучения предполагает также значительное увеличение объема самостоятельной работы за счет уменьшения времени, отводимого на аудиторные занятия.

5. Гуманитаризация и гуманизация образования направлена на преодоление узкотехнократического мышления специалистов естественно-научного и технического профиля. Она достигается увеличением числа гуманитарных и социально-экономических дисциплин (их доля в лучших вузах достигает 30 %), расширения культурного кругозора студентов, привития навыков социального взаимодействия через тренинги, дискуссии, деловые и ролевые игры и т.п. Гуманитаризация предполагает также создание благоприятных возможностей для самовыражения личности преподавателя и студента, формирование гуманного отношения к людям, терпимости к другим мнениям, ответственности перед обществом.

6. Компьютеризация высшего образования.

7. Тенденция перехода к массовому высшему образованию. Она выражается в опережающем росте расходов на образование по сравнению с другими социальными программами и в росте числа студентов.

8. В европейских университетах усилилась тенденция к автономизации, переходу к самоуправлению и выборности руководящего состава вузов на всех уровнях.

9. Растут требования к профессионализму преподавателей, повышается значимость педагогики и психологии в подготовке и повышении квалификации преподавательских кадров вузов. Вырабатываются критерии оценки деятельности преподавателей; при этом вычисляется рейтинг или подсчитываются очки отдельно для собственно преподавательской деятельности, научно-исследовательской работы и общественной активности.

10. Складывается система регулярной оценки эффективности работы вузов со стороны общества. В США, например, группа из нескольких тысяч специалистов ранжирует учебные заведения по многим показателям, включая такие, как затраты на подготовку одного студента, объем научно-исследовательских работ, число и качество читаемых курсов, количество выпускников, получивших докторскую степень, и т.п.

Россия: Среди современных научных проблем, которые ждут своей разработки, к числу актуальных относят создание технологий сочетания традиционных форм фронтального обучения с новыми — субъектно-ориентированными. Иначе говоря, приспособленным к специфике личности студента, его свободному выбору уровня высшего образования (бакалавр, магистр), довузовскому опыту, набору педагогически профессионально значимых личностных качеств.

Перспективы развития высшего образования напрямую зависят от следующих основных факторов:

1) государственной политики в области образования вообще и высшего образования в частности.

2) сформированности общественного мнения в пользу приоритетности сферы образования как важнейшего условия социально-экономического прогресса в любой другой области;

3) реального формирования рыночных отношений в стране и, как следствие, становления рынка образовательных услуг и сопутствующей ему конкуренции. При этом высшая школа не должна оставаться один на один с рынком; для нее во всех странах создаются льготное налогообложение, система госдотаций, условия для стимулирования частных пожертвований и капитальных вложений;

4) наличия научной концепции развития высшего образования, широкого развертывания научных работ в области экономики, социологии, психологии и педагогики высшего образования;

5) формирования объективной и авторитетной службы общественного контроля за деятельностью вузов, наличия четких критериев их рейтинговой оценки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *