что такое педагогическое мастерство определение

Педагогическое мастерство

Смотреть что такое «Педагогическое мастерство» в других словарях:

педагогическое мастерство — pedagoginis meistriškumas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Išugdyti gebėjimai ir įgūdžiai labai gerai dirbti pedagoginį darbą ir bendrauti su ugdytiniais. Jis įgyjamas pedagogo valios pastangomis, kruopščiu darbu įveikiant sunkumus, teoriją … Enciklopedinis edukologijos žodynas

педагогическое мастерство — pedagoginis meistriškumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Išugdyti gebėjimai ir įgūdžiai labai gerai dirbti pedagoginį darbą, bendrauti su ugdytiniais. Pedagoginio meistriškumo apraiškos: gebėjimas sudominti ir palaikyti… … Sporto terminų žodynas

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО — 1) вид передового опыта, состоящий в рациональном использовании рекомендаций науки; 2) высокий уровень совершенства педагога в его учебно воспитательной деятельности … Профессиональное образование. Словарь

МАСТЕРСТВО — МАСТЕРСТВО, мастерства, мн. нет, ср. 1. Ремесло, профессиональная выучка. Слесарное мастерство. «Филипп Корчагин питерщик, по мастерству печник.» Некрасов. 2. Исключительное уменье, высокое искусство в какой нибудь области. «Люди Красной Армии… … Толковый словарь Ушакова

Мастерство педагогическое — см. Педагогическое мастерство … Педагогический терминологический словарь

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО — совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого педагогических знаний, умений и навыков, соединенное с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно эстетическим отношением к жизни,… … Профессиональное образование. Словарь

МАСТЕРСТВО — МАСТЕРСТВО, а, ср. 1. Умение, владение профессией, трудовыми навыками. Обучаться мастерству. 2. Высокое искусство в какой н. области. Педагогическое м. Достигнуть мастерства в своём деле. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

Мастерство военное — высокая профессиональная и специальная подготовленность воина и воинского подразделения к выполнению боевых задач. Уровень М.в. выражается в классности специалиста. Мастерство профессиональное психическое образование, проявляющееся в высоком… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Мастерство педагогическое — высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющий педагогу эффективно управлять учебно познавательной деятельностью учащихся и осуществлять… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ — высокий уровень овладения пед. деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно познавательной деятельностью учащихся и осуществлять… … Педагогический словарь

Источник

МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

Смотреть что такое «МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ» в других словарях:

Мастерство педагогическое — см. Педагогическое мастерство … Педагогический терминологический словарь

Мастерство педагогическое — высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющий педагогу эффективно управлять учебно познавательной деятельностью учащихся и осуществлять… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Мастерство военное — высокая профессиональная и специальная подготовленность воина и воинского подразделения к выполнению боевых задач. Уровень М.в. выражается в классности специалиста. Мастерство профессиональное психическое образование, проявляющееся в высоком… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

МАСТЕРСТВО — МАСТЕРСТВО, мастерства, мн. нет, ср. 1. Ремесло, профессиональная выучка. Слесарное мастерство. «Филипп Корчагин питерщик, по мастерству печник.» Некрасов. 2. Исключительное уменье, высокое искусство в какой нибудь области. «Люди Красной Армии… … Толковый словарь Ушакова

МАСТЕРСТВО — МАСТЕРСТВО, а, ср. 1. Умение, владение профессией, трудовыми навыками. Обучаться мастерству. 2. Высокое искусство в какой н. области. Педагогическое м. Достигнуть мастерства в своём деле. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

педагогическое мастерство — pedagoginis meistriškumas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Išugdyti gebėjimai ir įgūdžiai labai gerai dirbti pedagoginį darbą ir bendrauti su ugdytiniais. Jis įgyjamas pedagogo valios pastangomis, kruopščiu darbu įveikiant sunkumus, teoriją … Enciklopedinis edukologijos žodynas

педагогическое мастерство — pedagoginis meistriškumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Išugdyti gebėjimai ir įgūdžiai labai gerai dirbti pedagoginį darbą, bendrauti su ugdytiniais. Pedagoginio meistriškumo apraiškos: gebėjimas sudominti ir palaikyti… … Sporto terminų žodynas

Педагогическое мастерство — 1. вид передового опыта, состоящий в рациональном использовании рекомендаций науки; 2. высокий уровень совершенства педагога в его учебно воспитательной деятельности. (Основные понятия и термины системы образования. Тюмень, 2001. С. 31)… … Педагогический терминологический словарь

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО — совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого педагогических знаний, умений и навыков, соединенное с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно эстетическим отношением к жизни,… … Профессиональное образование. Словарь

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО — 1) вид передового опыта, состоящий в рациональном использовании рекомендаций науки; 2) высокий уровень совершенства педагога в его учебно воспитательной деятельности … Профессиональное образование. Словарь

Источник

Педмастерство: сущность и составляющие

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Доклад на тему «Сущность и составляющие педагогического мастерства» Арбузов Н. М.

Педагогическое мастерство – это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, независимо от стажа, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие обучаемых, включая их мировоззрение и способности.

Общие компоненты педагогического мастерства:

1. Личностные качества педагога: высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям, педагогические способности, терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, профессиональная педагогическая направленность.

2. Профессиональное знание, которое включает в себя знание преподаваемого предмета, его методы и методику, умение решать педагогические задачи. « Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знание человека. Чем глубже знание, тем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель. Хороший учитель – это … человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что человек без знания науки о воспитании работать с детьми не сможет. (В.А.Сухомлинский).

3. Профессиональная педагогическая техника – совокупность знаний, умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания.

Компоненты педагогической техники:

2. Умение воздействовать на личность и коллектив. Основой развития педагогического мастерства является сплав знаний и профессиональной направленности; условием успешности – педагогические способности; средством, придающим целостность профессиональной деятельности педагога – умения в области педагогической техники.

Уровни педагогического мастерства.

Основной функцией педагога является передача деятельности с целью развития личности, способной сохранять и развивать предметную область передаваемой деятельности. Главный критерий оценки педагога – это успешность его учеников в применении переданной им деятельности. Уровень педагогического мастерства определяется уровнем успешности учеников на соответствующем этапе их деятельности.

Педагогический процесс в общем виде можно разделить на пять основных технологических этапов:

1) понимание учениками деятельности. Результат этапа: знание о предметной области;

2_ усвоение учениками деятельности. Результат этапа: умения в предметной области;

3) применение учениками деятельности. Результат этапа: навыки в предметной области;

4) улучшение учениками известной деятельности. Результат этапа: новации в предметной области.

5) создание учениками новой деятельности. Результат этапа: открытия в предметной области.

Объединив в одну систему понятия «функция педагога», «главный критерий педагогической деятельности», «педагогические технологические этапы» мы получим уровни педагогического мастерства по отношению к ученикам:

1) успешность понимания учениками деятельности;

2) успешность усвоения учениками деятельности;

3) успешность применения учениками деятельности;

4) успешность улучшения деятельности;

5) успешность создания учениками новой деятельности.

Во-первых, это высокий авторитет педагога. Во-вторых, это владение психикой и приёмами общения, т.е. педагог должен быть хорошо подготовлен к практической психологии. И, наконец, третье условие – это накопленный опыт, это, то, что в обыденной практике называется «с начала-умением, а потом – мастерством.

Источник

Материал для студентов-дошкольников «Педагогическое мастерство и его значение»

что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть фото что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть картинку что такое педагогическое мастерство определение. Картинка про что такое педагогическое мастерство определение. Фото что такое педагогическое мастерство определение Ольга Яковенко
Материал для студентов-дошкольников «Педагогическое мастерство и его значение»

Педагогическое мастерство и его значение

1. Структура педагогического мастерства

Стадии становления педагогического мастерства:

• Творчество педагога, взаимосвязь с детьми.

Структура педагогического мастерства.

1. Гуманистическая направленность;

Это педагогическая направленность педагога на следующие ценностные ориентации:

а) на себя – самоутверждение чтобы видели во мне знающего, требовательного, настоящего учителя;

б) на детский коллектив;

в) на средства педагогического воздействия;

г) на цели педагогической деятельности – гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств и объекта деятельности.

2. Профессиональное знание

Профессиональные знания формируются сразу на всех уровнях:

Методологическом – знание закономерностей развития, целей воспитания;

Методическом – уровень конструирования учебно-воспитательного процесса;

Технологическом- уровень решения практических задач обучения и воспитания в конкретных условиях;

3. Педагогические способности

Важно отметить что они функционируют на двух уровнях:

Это прежде всего умение педагога передавать имеющиеся знания (Репродуктивный уровень)

Учитывание особенностей усвоения, восприятия и понимания детьми, рефлексивный анализ (адаптивный уровень)

4. Педагогическая техника.

Форма организации поведения опирающаяся на знания и способности педагога и связывающая все средства педагогического воздействия для осуществления эффективной педагогической деятельности.

Тема: Педагогическая техника

1. Компоненты педагогической техники.

Педагогическая техника — комплекс общепедагогических и психологических умений и навыков педагога, обеспечивающих владение им собственным психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью и организацию педагогически целесообразного общения, т. е. оптимальное поведение педагога и его эффективное взаимодействие с воспитанниками в различных педагогических ситуациях.

Педагогическая техника включает в себя компоненты состоящие из двух групп умений и навыков:

1. умение управлять собой;

2. умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач.

• Владение техникой контактного взаимодействия

Тема: Умение управления общением

1. Педагогическое общение. Стили общения.

Стили общения.

Факторами, влияющими на развитие личности учащегося, выступают стили педагогического общения.

Стиль педагогического общения и руководства определяют приемы и методы воздействия воспитательного характера, которые проявляются в наборе ожиданий и требований соответствующего поведения воспитанников. Стиль воплощается в формах организации деятельности, а также общения детей, имея определенные способы в реализации отношений к детям. Традиционно выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили педагогического общения.

Ведет к конфликтности, а также недоброжелательности в отношениях.

Создает дружественное взаимопонимание между воспитанниками и педагогом, вызывает у детей только положительные эмоции, развивает уверенность в себе, а также позволяет понять ценности в сотрудничестве совместной деятельности.

Такое поведение способно привести к падению в глазах детей авторитета педагога.

Тема: Педагогическое разрешение конфликтов

1. Классификация конфликтов.

Конфликт – это открытое противостояние сторон, возникшее вследствие наличия у них взаимоисключающих интересов и позиций. Термин конфликт переводится с латинского языка как «столкновение». Под конфликтом понимается столкновение, борьба сторон, несовпадение их мнений.

Одной из общепризнанных классификаций конфликтов является разделение их на четыре группы:

• конфликт между личностью и группой;

Данная классификация является универсальной, под указанные четыре категории подпадают абсолютно все конфликты, ни один из них не остается в стороне. Данная классификация также применяется как к социальным конфликтам вообще, так и иным видам, например, к конфликтам, возникающим на производстве.

Внутриличностный конфликт – это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов)

Межличностный конфликт – это конфронтация, возникающая в процессе коммуникативного взаимодействия индивида с социальным окружением

Конфликт между личностью и группой — это противоречие, возникшее между индивидуумом и социальной группой. Явление это довольно многоплановое, так как взаимоотношения в конкретной группе выстроены в определенную систему, подчиняются гласным и негласным правилам, с наличием формального и неформального лидера и пр. Поэтому возможность возникновения в группе конфликта возрастает в несколько раз.

Конфликт межгрупповой – конфликт между микрогруппами в коллективе или между различными социальными группами, отстаивающими противоположные интересы и цели.

Общие этические правила выхода из конфликтной ситуации:

• ищите то, что вас сближает,

• не нагнетайте напряженность,

• идите «навстречу» противнику,

• будьте открыты для принятия другой позиции,

• стремитесь создать самую сердечную, теплую атмосферу при встрече (дискуссии, переговорах, беседе, споре, полемике,

• не обвиняйте и не приписывайте только партнеру ответственность за возникшую ситуацию.

Способы разрешения педагогического конфликта по степени их усложнения :

1. Юмор (беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо или к кому-либо, но в нем не должно быть сарказма).

2. Психологическое поглаживание (нежность, ласка, одобрение, выражение любви; выделение положительных «черт» противника и улучшение отношений между партнерами).

3. Компромисс (соглашение на основе взаимных уступок).

4. Третейский суд (незаинтересованное лицо может помочь конфликтующим сторонам увидеть то, что они не заметили во время конфликта, он может быть непосредственным участником примирения враждующих сторон или опосредованным).

что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть фото что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть картинку что такое педагогическое мастерство определение. Картинка про что такое педагогическое мастерство определение. Фото что такое педагогическое мастерство определениеЗначение театрализованной деятельности в жизни дошкольников Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных.

что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть фото что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть картинку что такое педагогическое мастерство определение. Картинка про что такое педагогическое мастерство определение. Фото что такое педагогическое мастерство определениеЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть фото что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть картинку что такое педагогическое мастерство определение. Картинка про что такое педагогическое мастерство определение. Фото что такое педагогическое мастерство определениеМатериал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Педагогическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Педагогическое просвещение родителей дошкольников как компонент воспитательного потенциала семьи ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ Казакова Е. Н. Влияние родителей и воспитателей.

что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть фото что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть картинку что такое педагогическое мастерство определение. Картинка про что такое педагогическое мастерство определение. Фото что такое педагогическое мастерство определениеЗанимательный материал по ФЭМП для младших дошкольников Занимательный игровой математический материал рассматривается как одно из дидактических средств, способствующих развитию математических.

что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть фото что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть картинку что такое педагогическое мастерство определение. Картинка про что такое педагогическое мастерство определение. Фото что такое педагогическое мастерство определениеЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Источник

Педагогическое мастерство

что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть фото что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть картинку что такое педагогическое мастерство определение. Картинка про что такое педагогическое мастерство определение. Фото что такое педагогическое мастерство определение что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть фото что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть картинку что такое педагогическое мастерство определение. Картинка про что такое педагогическое мастерство определение. Фото что такое педагогическое мастерство определение что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть фото что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть картинку что такое педагогическое мастерство определение. Картинка про что такое педагогическое мастерство определение. Фото что такое педагогическое мастерство определение что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть фото что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть картинку что такое педагогическое мастерство определение. Картинка про что такое педагогическое мастерство определение. Фото что такое педагогическое мастерство определение

что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть фото что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть картинку что такое педагогическое мастерство определение. Картинка про что такое педагогическое мастерство определение. Фото что такое педагогическое мастерство определение

что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть фото что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть картинку что такое педагогическое мастерство определение. Картинка про что такое педагогическое мастерство определение. Фото что такое педагогическое мастерство определение

Понятие педагогического мастерства

Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника. Педагогическое мастерство – это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая выстроить педагогический процесс. Фундаментом развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание. Направленность и профессиональное знание составляют тот остов, «скелет» высокого уровня профессионализма в деятельности, который и обеспечивает целостность самоорганизующейся системы. Педагогические способности – дрожжи мастерства, обеспечивающие скорость его совершенствования. Техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет гармонизировать структуру педагогической деятельности.

Трудно себе представить общение, которое бы совсем не несло познавательного или воспитательного заряда. Тем не менее в литературе и практике все больше и шире используется понятие «педагогическое общение». Это профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри коллектива.

А. С. Макаренко подчеркивал необходимость для педагога овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: «Нужно уметь читать на человеческом лице. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть».

Три типа педагогов

Педагогическое общение должно быть не тяжким долгом, а естественным процессом взаимодействия. Каковы слагаемые оптимального педагогического общения?

Во-первых, это высокий авторитет педагога. Второе условие успешности педагогического общения – владение психикой и приемами общения, то есть педагог должен быть хорошо подготовлен как практический психолог. И наконец, третья составляющая успеха – это накопленный опыт, то, что в обыденной практике и называется «сначала умение, а потом мастерство».

В зависимости от стиля педагогического общения американские психологи выявили три типа педагогов.

Проактивный педагог инициативен в организации общения в группе, причем общения как группового, так и парного (учитель – ученик). Он четко индивидуализирует свои контакты с учащимися. Но его установки меняются в соответствии с опытом.

Реактивный педагог тоже гибок в своих установках, но он подчинен «стихии общения». Различие в его установках на отдельных студентов – не различие в его стратегии, а различие в поведении самих студентов.

Сверхреактивный педагог, замечая индивидуальные различия, тут же строит совершенно нереальную модель, преувеличивающую эти различия во много раз, и считает, что эта модель и есть действительность. Если студент чуть активнее других – в его глазах он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее – лодырь. Такой педагог имеет дело не с реальными, а с выдуманными им студентами и ведет себя соответствующим образом. А выдумывает он на самом деле стереотипы, подгоняя под них реальных, совершенно нестереотипных студентов. Студенты при этом – его личные враги, а его поведение – род защитного психологического механизма.

Из всего многообразия подходов можно выделить три основополагающих установки:

• человек находится в активнодеятельном отношении к миру и самому себе;

• активность субъекта выступает в своем высшем творческом проявлении, когда субъект поднимается до становления самого себя;

что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть фото что такое педагогическое мастерство определение. Смотреть картинку что такое педагогическое мастерство определение. Картинка про что такое педагогическое мастерство определение. Фото что такое педагогическое мастерство определение

• рассмотренная позиция подводит к идее деятельного становления призвания человека.

Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых выделяют:

• педагогическую направленность как комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

• эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;

• педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбия детей, их родителей, коллег по работе;

• педагогическую зоркость, предполагающую умение фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;

• педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;

• культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог – ребенок», «педагог – родитель», «педагог – коллеги»;

• педагогическую рефлексию как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.

Помимо перечисленных качеств в педагогической литературе называются такие качества, как трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, стремление к систематическому и планомерному повышению своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность и т. д.

Личностные качества педагога

Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных. Среди них выделяют научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическую технику, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные.

С помощью гностических умений педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей.

Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т. п.

Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях.

Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.

Специальные умения педагога – это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

Таким образом, педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.

Социально-нравственная направленность личности педагога

В личности педагога выделяют социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

Составляющими социально-нравственной направленности выступают социальные потребности, чувство общественного долга, моральные и ценностные ориентации, гражданская ответственность, идейная убежденность, профессиональная позиция, социальная активность, надежность.

К социальным потребностям (согласно типологии потребностей А. Маслоу) относят потребности в общении, привязанности, любви, дружбе и т. п. Общение в педагогической деятельности выступает основополагающим компонентом. В связи с этим коммуникативные умения характеризуют деятельность педагога. Одним из мотивов выбора педагогической профессии является разнообразие общественных связей (с родителями, учащимися, учителями и др.).

В основе социальной активности педагога лежит идейная убежденность, которая считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности педагога.

Высокая профессиональная ответственность является отличительной особенностью педагога. Педагог-гражданин верен своему народу, он не замыкается в узком кругу личных забот, его жизнь непрерывно связана с тем микрорайоном, где он живет и работает.

Ценностные ориентации выступают внутренним регулятором деятельности педагога, определяющим его отношение к окружающему миру и себе. Среди них преобладают экзистенциальные ценности – любовь, свобода, совесть, вера, ответственность. Они органически связаны с нравственными ценностями, такими как добро, благородство, отзывчивость, бескорыстие. Важное место в системе ценностей занимают патриотические (патриотизм, национальное достоинство, гражданственность и др.) и эстетические ценности. Кроме того, в качестве ценностных ориентаций могут выступать такие показатели, как смысл труда, заработная плата, квалификация, карьера и др.

На разных стадиях профессионального становления компоненты направленности имеют различное содержание, обусловленное уровнем профессионального развития личности.

Профессиональная позиция педагога

Профессиональная позиция педагога определяется отношением к педагогической профессии, к обучающимся, к характеру труда; установками, ожиданиями и готовностью к профессиональному развитию и профессиональному самосовершенствованию, профессиональному росту.

К качествам, характеризующим профессионально-педагогическую направленность, относятся также педагогический долг и ответственность. Педагогический долг педагога заключается в бескорыстном исполнении своих профессиональных обязанностей, в оказании помощи взрослым и детям в пределах своих возможностей и компетенции. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность.

Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило справедливости педагога, уровня его нравственности и воспитанности. На первом курсе среди профессионально важных качеств педагога студенты в первую очередь называют именно справедливость.

Основу познавательной направленности составляют духовные интересы и потребности.

Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к преподаваемому предмету. Педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, а главное – хорошо знать ту науку, которую преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Он должен быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

Основу профессиональной направленности составляет интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам.

Взаимоотношения с обучающимися, их родителями и коллегами педагог должен строить, полагаясь на чувство такта. Педагогический такт – это мера педагогически целесообразного взаимодействия учителя с учащимся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога и его профессионального мастерства.

Профессиональная компетентность педагога

Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.

Основными компонентами профессиональной компетентности являются:

• социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

• персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;

• специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

• аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций;

• экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:

• дидактические умения – общепедагогические умения определения конкретных целей обучения;

• организационно-методические умения – умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения;

• прогностические умения – общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса;

• организационно-педагогические умения – общепедагогические умения планирования воспитательного процесса;

• общепрофессиональные умения – составление чертежей, схем, технических диаграмм, выполнения расчетно-графических работ, определения экономических показателей производства и пр.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *