что такое педагогический талант

Творчество учителя. Мышление или талант?

Георгий Аствацатуров

31 июля 2017 • 14:18

Итак, если творчество — это создание чего-то нового, то ЧТО именно должен создавать учитель? И насколько творчество учителя как МЫШЛЕНИЕ соотносится с формулой «творчество учителя как ТАЛАНТ»?

что такое педагогический талант. Смотреть фото что такое педагогический талант. Смотреть картинку что такое педагогический талант. Картинка про что такое педагогический талант. Фото что такое педагогический талант

Последние нормативные документы, к сожалению, нарушают разумный баланс между формальной оценкой теоретических знаний педагога и оценки качества его работы, оценки его педагогического таланта.

Я знаю десятки, а может и сотни, педагогов, недостаточно разбирающихся в современных многочисленных методиках, а чаще всего в новомодных терминах, но показывающих и разовые великолепные уроки, и замечательные результаты обучения и воспитания учащихся.

Ответ прост: такого учителя природа одарила ТАЛАНТОМ.

Многое в своей работе такой учитель делает на уровне ИНТУИЦИИ. Часто даже не может объяснить, почему он так делает.

Членам аттестационных комиссий очень важно разглядеть в часто волнующемся и косноязычном при пристрастной проверке учителе его самобытный талант, его педагогические способности.

что такое педагогический талант. Смотреть фото что такое педагогический талант. Смотреть картинку что такое педагогический талант. Картинка про что такое педагогический талант. Фото что такое педагогический талантЧерез год после смерти замечательного педагога-психолога Вадима Андреевича Крутецкого в 1992 вышла его последняя книга «Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития».

В ней обобщены и описаны основные педагогические способности:

Дидактические способности — способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

Академические способности — способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).

Перцептивные способности — способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

Речевые способности — способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

Организаторские способности — это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.

Авторитарные способности — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

Коммуникативные способности — способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

Многим учителям такие способности даны от природы. Иногда не все перечисленные способности. Но есть и те, кто терпеливо воспитывает в себе эти качества.

Талантливый учитель — это отличный ИНТЕРПРЕТАТОР таких технологий и методик.

что такое педагогический талант. Смотреть фото что такое педагогический талант. Смотреть картинку что такое педагогический талант. Картинка про что такое педагогический талант. Фото что такое педагогический талант«Отец современной теории творчества» Элис Пол Торренс описал следующие признаки педагогического творчества:

Признание и применение возможностей, которые ранее были не признаны или не использованы.
Уважение и принятие желания учащегося работать самостоятельно.
Умение не мешать творческому процессу школьников (студентов).
Способность предоставлять учащимся свободу выбора в области достижения целей и приложения его навыков и сил.
Уместное применение индивидуальной учебной программы по отношению к обучающимся с особенными способностями.
Создание условий, необходимых для достижения тех или иных целей.
Умеренное поощрение и похвала.
Исключение любого давления на учащихся. Уважение к каждому.
Проявление и приветствие энтузиазма.
Создание условий для взаимодействия «сильных» учащихся с менее успевающими.
Оказание посильной авторитетной помощи обучающимся – особенно студентам (школьникам) с мнением и точкой зрения, отличной от других.

Парадокс заключается в том, что талантливый учитель даже не замечает, что он обладает такими замечательными качествами

Источник

Педагогический талант

Педагогический процесс – штука обоюдоострая, идет одновременно в прямом и противоположном направлениях, туда и обратно, взаимообразно. Учителя в качестве бесплатного подарка получают уроки от своих учеников.

Не надо думать, что учителя совсем уж безоружны. Их теперь таким приемам учат! Вот, к примеру, ученики галдят, не слушают, внимания не обращают. Тихонечко достаешь из кармана стартовый пистолет….Бабах. Живо замолчат. Все условия для объяснения новой темы…

Конфликт был затяжной, о чем говорили частые опоздания ко мне на уроки математики:

— Извините, меня русичка после уроков оставила. Я ей говорю, что к репетитору опаздываю, а она: «Будешь сидеть!» Ну, посидел сорок минут, потаращился на нее. И что? Только вот к Вам опоздал – неприятно!

В самые морозные зимние дни некоторые школы закрылись. Тимошина – нет. Сидели в куртках и шубах. Бывалый хоккеист Тимофей у окна основательно промерз. Стал тянуть руку – хотел сходить в гардероб за курткой. Учительница отказала ему два раза. Сама сидела в шубе. С третьего раза зябкое создание встало и пошло в гардероб без разрешения.

Пришел с матерью. Мать робела. Тимофей ободрял:

— Не трясись, ты со мной. Еще посмотрим, кто кого!

Сын с легкостью отражал педагогические натиски и самой горячо любимой матери:

— Инга Александровна! У Вас совесть есть? Вы понимаете, как я живу? Школа, курсы, репетиторы – еле живой, не высыпаюсь, не гуляю, на тренировку сходить некогда. Над Вами в детстве так издевались? Отвечайте!

— Нет. Я отличницей была…

— Нашла, чем оправдаться!

Сдается мне, что у Тимоши врожденный педагогический талант.

Источник

Гениальный педагог: как способности влияют на профессию

«Быть гением и обладать исключительными интеллектуальными способностями не одно и то же».

Страсть к совершенству. Самое главное, что нужно знать о гениях — гениальность не равняется интеллекту. «В определенный момент жизни становится очевидно, что умных людей полным-полно. Особенным человека делает воображение. Способность мыслить иначе»

Любовь к простоте. Красота продуктов Apple, конечно, состоит в их простоте.

Умение заставить других сделать немыслимое. Фокус Джобса был в том, чтобы не поддаваться на сомнения и колебания других людей. Наоборот, когда сотрудники или коллеги заявляли, что задача неразрешима, Джобс просто пялился на них, а потом говорил: «Не бойтесь. Вы это можете».

Способность усомниться в других гениях. Лишь оспорив одну из теорий Ньютона, Эйнштейн набрел на теорию относительности.

Уважение к разнообразию. Бенджамин Франклин, по словам Айзексона, обладал качеством, какое люди обычно не ассоциируют с фигурой гения. Его гений проявлялся в терпимости. Он понимал, что общество более разнообразное, более терпимое к каждому человеку будет и более сильным.

Задатки

Задатки – это врожденные, устойчивые психо- и анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

В качестве задатков выделяются анатомические особенности строения анализаторов (зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильный, вестибулярный) и связанные с ними области коры головного мозга. Задатки являются основой способностей, которые обнаруживаются и развиваются при благоприятных условиях только в процессе деятельности.

Характерно, что на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности: например на основе хорошо развитого слухового анализатора могут сформироваться разные музыкальные способности: абсолютный слух, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Человек с абсолютным слухом может стать гениальным певцом, гениальным дирижером, гениальным композитором.

Способности

Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, которые проявляются в деятельности и являются условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

Существуют различные подходы к определению способностей, но наиболее глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым, основателем школы дифференциальной психологии и научным руководителем лаборатории «Психофизиология индивидуальных различий». Согласно его концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.

Способности человека — это лишь возможность для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий:

от того, нужны ли будут эти знания и навыки человеку;

будут ли заинтересованы окружающие его люди (семья, школа, друзья) в том, чтобы он овладел этими знаниями и умениями;

от того, как его будут обучать;

от того, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти знания и умения понадобятся и закрепятся и т.д.

Способности — это возможность, а достигнутый уровень мастерства в том или ином деле — это действительность. Можно ли измерить и развить способности?

А.В. Петровский утверждает, что «способности обнаруживаются только в деятельности, и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этих способностей».

В настоящее время наука не располагает средствами, при помощи которых можно было бы путем однократного испытания сделать вывод о способностях человека.

Способность существует только в развитии и не существует вне конкретной деятельности человека, а формирование ее происходит в условиях обучения и воспитания.

Самый верный путь определения способностей человека — это выявление динамики успехов в процессе обучения и деятельности.

Уровни развития способностей

Развитие способностей проходит нелинейно, выделяют три уровня их развития:

Одаренность

Это особый уровень развития способностей. Одаренность — системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Талант

Талант — выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.

Талант — незаурядные способности, которые появляются с приобретением опыта и позволяют добиться успеха в выбранном виде деятельности.

Упрощенно: талант — это то, что получается делать лучше всего. Однозначного ответа на вопрос о генетической предрасположенности к тем или иным талантам нет, но большинство ученых все же склоняются к мнению, что задатки закладываются еще до рождения, формируя одаренность человека. В семье Баха, например, было много способных музыкантов.

Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, наличие феноменальной памяти. Так, в медицинской практике описан случай с человеком, который ничего не мог забыть, он дословно мог передать содержание статьи, прочитанной несколько дней назад, и при этом не мог выразить ни одной собственной мысли.

Талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. При относительной слабости какой-либо способности она может быть компенсирована другой.

Гениальность

Гениальность — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в определенной области или сфере деятельности. Редкое проявление и неординарность гениального человека породили множество попыток объяснения этого феномена. Так, одни относят гениев к медиумам, с чьей помощью некое высшее существо сообщает человечеству результаты своих неповторимых размышлений.

Другие считают, что проявление гениальности связано с определенными нарушениями психики. Например, лихорадочное состояние гениев во время творчества сходно с маниакальным возбуждением, а характерные признаки паранойи (эгоцентризм, повышенное чувство собственного достоинства, излишняя настойчивость в своих действиях, отсутствие угрызений совести, приверженность одной идее) — типичные характеристики гения.

Некоторые психологи полагают, что человеческий мозг несет в себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных возможностей и что гениальность — это не отклонение от нормы, а напротив, высшая полнота проявления природных возможностей.

Но другие говорят о том, что грань между гениальностью и нарушением психики очень тонка и порой может быть размыта.

Талант и гениальность: сходства и различия понятий

Это разные степени развития потенциала человека. Оба эти качества закладываются еще на генетическом уровне, но талант — в виде задатков или способностей, а гениальность — как единственная стратегия развития.

Как показывает история, если для развития таланта требуются определенные условия, то гениями становятся где угодно. То есть, талантливым человек будет благодаря кому-то или чему-то. Гением же он станет вопреки всему. Но вот с какого возраста это произойдет, предугадать невозможно. Иногда уже в зрелом возрасте, после 50 лет, человек проявляет гениальность.

Система способностей

что такое педагогический талант. Смотреть фото что такое педагогический талант. Смотреть картинку что такое педагогический талант. Картинка про что такое педагогический талант. Фото что такое педагогический талант

Российская и советская психология — это психология деятельности. Все наши навыки развиваются в деятельности. А что нужно для того чтобы человек выбрал какую-то профессию?

Во-первых, общие способности — благоприятные возможности развития таких особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. К их числу относятся: общий уровень интеллектуального развития, внимательность, память, волевые качества, грамотная речь, работоспособность и др.

Во-вторых, специальные, или профессиональные, способности — возможности к развитию отдельных психических качеств для конкретного вида деятельности: музыкальные, математические, лингвистические, спортивные и т.д. Они предполагают для своего развития упорную и длительную тренировку.

В-третьих, интерес — индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Интерес проявляется в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес.

В-четвертых, склонность — стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Склонность — это влечение, интерес к какому-либо занятию.

Общие и специальные способности

Общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности — это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления.

В структуре способностей некоторых людей эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у них разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются.

Специальные способности — это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности.

Источник

Педагогическая ассамблея « Мастерство, творчество, талант- в педагогике.»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Педагогическая ассамблея « Мастерство, творчество, талант- в педагогике.»

Основы педагогического мастерства

Чтобы работать успешно, каждый учитель должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога.

Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении способов и целей учебно-воспитательной работы.
С внутренней стороны педагогическое мастерство — это функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение педагогических задач. В этом плане педагогическое мастерство — выражение личности преподавателя, его возможностей самостоятельно, творчески, квалифицированно заниматься педагогической деятельностью.

Педагогическое мастерство включает в себя следующие компоненты:

Только творчески работающий учитель может успешно обучать и воспитывать детей, подростков, молодёжь, изучать и использовать передовой педагогический опыт.

Постоянно обновляющийся педагогический процесс требует от педагога постоянного развития своего мастерства.

Учитывая сложность, многогранность и длительность процесса формирования и развития педмастерства, в нём условно можно выделить следующие этапы:

I этап: профессиональное. просвещение;

II этап- профотбор и профподготовка;

III этап:- профадатация;

IV этап- профессиональный рост;

I этап связан с учёбой в старших классах школы, гимназии, лицея или колледжа. На этом этапе формируется позитивное отношение девушек и юношей к той или иной профессии. Они получают от учителей, родителей, знакомых, из средств массовой информации сведения об интересующих их профессиях и готовятся к поступлению в соответствующие учебные заведения.

II этап связан с учёбой в средних и высших специальных учебных заведениях, где студенты овладевают профессионально необходимыми знаниями, умениями, навыками.

III этап связан с педагогической практикой студентов, в ходе которой они проверяют верность теоретических положений на практике и укрепляют свои знания, умения и навыки, то есть, происходит своеобразная «примерка» избранной профессии к себе со стороны студентов, в результате которой они делают вывод о верности или неверности своего выбора.

IV этап связан с самостоятельной деятельностью молодых специалистов. В ходе своей самостоятельной профессиональной работы они применяют полученные ранее знания, умения и навыки, постепенно развивая своё педагогическое мастерство.

3. Личностные качества педагога, их роль в профессиональной деятельности

Личностные и индивидуальные качества педагога должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог.

Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности.

Педагогическая техника как составная часть педагогического мастерства

Важными требованиями педагогической техники являются:

— искусство одеваться с учетом особенностей профессиональной деятельности;

— владение своим телом: умение ходить, сидеть, стоять;

— владение мимикой, жестами;

— сформированность речевой культуры: правильное профессиональное дыхание, четкая дикция, принадлежащие темп и ритм, логическое построение высказываний и т.п.;

— выработка оптимального стиля в учебно-воспитательной деятельности;

— умение ловко и целесообразно осуществлять отдельные дидактические операции (писать на доске, пользоваться техническими и наглядными средствами обучения, задавать вопросы, слушать ответы, оценивать учебную деятельность студентов и др.);

— способность управлять своим психическим состоянием и состоянием воспитанников.

Педагогическая техника включает в себя такие элементы, как умение саморегуляции, в том числе мимика (владение мышцами лица), жесты (владение руками), пантомимика (действия без речи), которые позволяют учителю управлять своими эмоциями в процессе общения с учениками, их родителями и коллегами.

Как подчёркивал А.С.Макаренко, «. не владеющий мимикой, не умеющий придавать своему лицу нужное выражение, не владеющий своим настроением человек не может быть хорошим воспитателем. Педагог должен уметь ходить, шутить, радоваться и огорчаться. Воспитатель должен так уметь вести себя, чтобы каждое его действие было воспитывающим. Он должен знать, чего он хочет или не хочет в определённый момент. Если педагог этого не знает, кого он может воспитать?».

Понятие «технология» очень близко связано с понятием «методика». При этом технология связана с более конкретными вопросами, например: технология проведения определённого этапа урока, технология объяснения нового материала и т.п., то есть она требует детализации. Методика же связана с более широкими вопросами, например: методика подготовки беседы, диспута, экскурсии и т. д.

Педтехника также является важным компонентом педмастерства, и, в свою очередь, включает в себя множество взаимосвязанных элементов: актёрское мастерство, культура и техника речи, ораторское искусство, мастерство управления процессом общения.

5. Педагогическое мастерство учителя

Итак, в повышении качества и эффективности образования огромное значение имеют личные качества и профессиональное мастерство педагога. Учитель формирует у школьников основы учебно-познавательной деятельности, используя различные педагогические и психологические средства. Правильно организованный учебный процесс помогает развитию у детей сознательного отношения к учению, способствует их всестороннему развитию: умственному, нравственному, эстетическому, духовному и др..

В процессе деятельности учитель выполняет следующие задачи:

формирует у школьников умения и навыки учения;

формирует них научное мировоззрение, мышление и развивает их умственные способности;

воспитывает в них любознательность, культуру умственного труда, потребность стать грамотными людьми.

Деятельность учителя состоит из изложения учебного материала, организации познавательной деятельности учащихся на уроке и дома, оценки её результатов и степени усвоения ими государственных образовательных стандартов.

Именно на этом этапе создаются условия с самых ранних лет выявить признаки одарённости, заложить основы мировоззрения, развить возможности и способности человека. Поэтому учитель, давая знания, переходит от простого к сложному, от частного к общему, помогая ученикам мыслить самостоятельно, делать выводы, преодолевать трудности в учении.

В этой связи, современный учитель, чтобы стать мастером, должен обладать определёнными способностями и навыками.

Во-первых, он должен чётко представлять себе цели урока, типы и этапы урока, наиболее эффективные методы и средства достижения цели. Как известно, именно цель и задачи урока определяют его структуру и содержание.

Во-вторых, ни один уважающий себя учитель не придёт на урок без подготовки, которая включает в себя предварительный труд самого учителя и его учеников, так как успех любого урока определяется их сотрудничеством.

Чтобы сформировать у учащихся потребность в приобретении знаний, учитель должен уметь заинтересовать их темой, поставить перед ними проблемный вопрос, связать его с жизнью.

Современный учитель должен быть ищущим, творческим, действенным тогда его ученики, без сомнения, будут стараться больше знать и уметь.

Учитель должен уметь сотрудничать и с коллегами, и с родителями учеников.

Ведь именно воспитатель детского сада изо дня в день раскрывает дошкольникам секреты окружающего мира, учит любить и беречь свою семью, близких людей, Родину, вместе с воспитанниками переживает их неудачи и радуется новым открытиям. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством.

Современный воспитатель – это, прежде всего грамотный и эрудированный специалист, который прекрасно разбирается в многообразии программ и технологий. Также современный воспитатель должен быть хорошим психологом, способным вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. Также профессионал своего дела должен постоянно заниматься самообразованием, искать новые пути и методы работы с детьми и при этом стараться использовать лучший педагогический опыт. Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. И если мы к детям будем относиться с добром, без равнодушия к ним, то они вырастут такими же добрыми и чуткими, способными сострадать и помочь ближнему.

Глубокие изменения во всех сферах жизни общества, безусловно, затрагивают систему образования и воспитания в нашей стране, а также принципы руководства и управления системой со стороны государства. Эти принципы, в свою очередь, определяют сущность руководства педагогическим процессом в учебно-воспитательных учреждениях: школах, гимназиях, лицеях и колледжах. Основу руководства этими учреждениями составляют принципы единства и преемственности, обеспечения выполнения госстандартов в образовании и нравственно-этических норм в воспитании и другие.

Особенность педагогического руководства заключается не только в руководстве организационными делами, но и в обеспечении выполнения законов и принципов педагогической деятельности.

Постоянно обновляющаяся программа начального образования требует создания психологических и педагогических условий для самостоятельного приобретения учащимися новых знаний, а это, в свою очередь, требует от каждого руководителя внедрения в педагогический процесс новых методов, средств и передовых технологий.

Руководитель должен интересоваться личной жизнью своих педагогов, их проблемами. Он должен заботиться об условиях их труда, оказывать помощь, когда это необходимо.

Деятельность руководителя включает в себя следующие направления:

2. Обеспечение учреждения кадрами высоко квалифицированными специалистами.

3. Создание коллектива единомышленников и управление им.

4. Планирование работы коллектива, анализ и оценка её результатов на основе конкретных критериев.

5. Постоянная коррекция планов деятельности коллектива.

Реализация этих направлений требует от руководителя наличия таких качеств личности, как доброта и отзывчивость, коллективизм и дисциплинированность, патриотизм и межнациональная терпимость, организованность и объективность, принципиальность и требовательность, деловитость и ответственность.

Руководитель должен занимать в коллективе такое место, чтобы коллеги ценили и уважали его за знания, организаторские способности и человеческие качества, он должен быть другом и советчиком, а не только выше по положению человеком.

Каждый руководитель должен знать и претворять в жизнь определённые принципы управления коллективом. Он должен быть лидером во всех отношениях то есть, всегда быть в курсе политических, экономических, культурных новостей, интересоваться новинками учебно-методической и психолого-педагогической литературы, стремиться к обновлению педагогического процесса. Только так он сможет достичь эффективных результатов в своей работе.

А. С. Макаренко подчеркивал необходимость для педагога овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: «Нужно уметь читать на человеческом лице. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть. Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность.Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса».

В зависимости от стиля педагогического общения американские психологи выявили три типа педагогов.

«Проактивный» педагог инициативен в организации общения в группе, причем общения как группового, так и парного (учитель-ученик). Он четко индивидуализирует свои контакты со студентами. Но его установки меняются в соответствии с опытом, т.е. такой педагог не ищет обязательного подтверждения раз сложившейся установки. Он знает, что хочет, и понимает, что в его собственном поведении или поведении студентов способствует достижению этой цели.

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя со студентами, направленное на создание благоприятного психологического климата. В процессе взаимодействия студента а преплдавателя общение является инструментом воздействия. Неправильно организованное общение рождает у студентов страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи, снижает желание и умение думать самостоятельно. В конечном итоге появляется негативное отношение к преподавателю, а затем и к вузу в целом. Правильно организованное взаимодействие снимает подобные негативы, поэтому очень важно правильно организовать педагогическое общение с учениками.

В каждом государстве проблема сохранения высококвалифицированных кадров постоянно является актуальной, так как развитие государства прямо связано с людьми, их профессионализмом.

В России воспитание подрастающих поколений возложено на учителя. Он ответственен не только за знания, но и за здоровье, нравственность, духовные ценности детей и подростков. Поэтому учителя наряду со специальными знаниями должны владеть мастерством воспитания.

В гуманизации учебно-воспитательного процесса ведущую роль играет духовно-нравственное самочувствие педагогов, их профессиональное мастерство и личностные качества.

Общими признаками деятельности творчески работающих педагогов являются:

– длительная непрерывная педагогическая деятельность, направленная на эффективное решение взаимосвязанных цели и задач начального образования и воспитания;

– использование в интересах школы воспитательных усилий семьи, махали и общественных организаций;

– учёт условий жизни семьи, возможностей самого ребёнка, его здоровья и внутреннего мира;

– использование влияния коллектива, его общественного мнения как средства воспитания каждой личности;

– способность упрощать сложный учебный материал, делать его доступным для всех;

– умение заинтересовать учащихся своим предметом, научить их самостоятельно добывать знания;

– умение изучать и обобщать передовой опыт других учителей;

– умение использовать в своей работе передовые педагогические и информационные технологии;

Как видно, в деятельности педагога постоянно присутствуют такие взаимосвязанные компоненты, как творчество и мастерство, которые обеспечивают условия для создания передового педагогического опыта.

Педагогическое творчество соединяет в себе множество элементов: стремление к новому, желание не повторяться, выделиться среди других, искусство перевоплощения и другие, отражающие позитивное отношение педагога к своему делу.

Эти два понятия тесно взаимосвязаны: педагог не сможет стать мастером, если в нём нет творческого начала, если он лишь копирует опыт других. Творчески работающим считается тот учитель, который старается овладеть секретами педагогического труда и внедряет их в своё работу, изменив содержание, методы или средства с учётом своих возможностей и возможностей учащихся.

Можно предложить следующие показатели определения передового опыта:

1) средняя успеваемость учащихся класса по конкретному предмету;

2) уровень научности знаний учащихся, их прочность;

3) методическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса;

4) эффективность использованных методов и средств;

5) технологичность проведённых педагогом уроков и воспитательных мероприятий и другие.

Конечно, вышеназванные показатели должны учитываться в комплексе, наличие одного или двух из них недостаточно, чтобы признать опыт того или иного педагога передовым.

Наличие этих показателей учитывается также в ходе аттестации учителей, по результатам которой им присваивается определённая категория: высшая, первая, вторая или третья. Определяя эффективность работы того или иного учителя учитываются также следующие факторы:

а) научно-методическая и технологическая направленность учебных и воспитательных планов;

б) сформированность профессиональных умений и навыков;

в) сформированность профессионально необходимых качеств личности педагога.

Каждое педагогическое новшество имеет свою идею. К примеру, все находки С. Н. Лысенковой служили идее опережающего обучения. В частности, на основе этой идеи осуществлялась совместная деятельность учителя и учащихся, создавался климат психологического единства и условия для самоутверждения каждого, для выбора стиля и средства общения, для проявления каждым его способностей. В таких условиях педагог получат возможность понять каждого, добраться до глубины его души своими, специфическими методами.

Использованные в деятельности В.Ф.Шаталова опорные блоки и схемы получили широкое распространение в опыте учителей разных специальностей. Они помогают отразить в таблицах, схемах, диаграммах и рисунках основные идеи той или иной темы, что позволяет легче воспринимать и запоминать материал.

В настоящее время в начальной школе многие учителя опираются на принципы педагогики сотрудничества, применяют интерактивные методы, логические тесты, конкурсы, кроссворды и т.д. Всех их можно отнести к числу педагогических инноваций, широкое использование которых позволяет решить ряд проблемных и актуальных задач:

– удовлетворить интересы учащихся их запросы и возможности;

– повысить их ответственность за выполнение обязанностей;

– сформировать навыки самостоятельного приобретения знаний;

– убедить учащихся в необходимости постоянного обогащения своих знаний, умений, навыков и совершенствования своих личностных качеств;

– сформировать навыки свободного мышления;

– создать условия для более быстрой адаптации в обществе каждого ученика и другие.

Вместо того, чтобы постоянно напоминать детям и подросткам «ты должен это знать», педагогу целесообразнее сформировать у них внутреннюю потребность жить под девизом «я должен это знать и уметь реализовывать свои знания на практике».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *