что такое педагогическая практика

Статья на тему Педагогическая практика- важнейший этап в жизни настоящего педагога.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Педагогическая практика- важнейший этап в жизни настоящего педагога.

Педагогическая практика является связующим звеном между теоретической подготовкой и будущей самостоятельной работой. Для многих студентов это становится «открытой дверью» профессии. Во время педагогической практики студент не соглашается с «моделью» идеального учителя и «реальным», а образ «оптимального» учителя формируется конкретным человеком.

Известно, что формирование профессионального интереса способствует позитивному отношению студентов к выбранной специальности, ее постепенному и безболезненному включению в самостоятельную учебную деятельность. Если студент выбрал профессию, влюбился в нее, то, конечно, он будет стремиться приобретать и развивать свои знания, совершенствовать навыки в этой области и в будущем постарается применить их в своей работе.

Именно в процессе преподавания ученик может стать учителем, проявить свои профессиональные и творческие способности, убедиться, что он выбирает правильную профессию.

Как сами студенты относятся к цели обучения?

Большинство студентов считают, что цель педагогической практики заключается в том, чтобы она давала возможность «попробовать» роль учителя.

Есть те, кто отмечает, что смысл педагогической практики заключается в приобретении навыков общения с детьми.

В течение нескольких лет работы со студентами-стажерами были выявлены трудности, с которыми они сталкиваются во время прохождения педагогической практики в школе:

Установление дисциплины в классе;

Проблемы психологической подготовки к уроку;

Подбор учебного материала для урока;

Отсутствие контакта с классом.

Студенты с в целом хорошими теоретическими знаниями в области педагогики, психологии и методологии сталкиваются с серьезными трудностями при их применении в учебном процессе.

Беседы с начинающими учителями указывают на то, что они сами положительно оценивают свое образование как учитель-предметник, намного ниже, чем организатор-учитель, учитель-педагог. Это практические знания и глубокое понимание условий и значимости педагогической деятельности, отсутствие психологической готовности у студентов.

Как установить дисциплину в классе, например? Как привлечь внимание студентов во время занятий? Как научиться не бояться детей? Что делать не с обобщенным ребенком, а с конкретным ребенком? Именно с этими и многими схожими проблемами сталкиваются ученики в процессе обучения.

Многолетнее руководство педагогической практикой студентов, наблюдения за их работой в школе, анализ итогов исследования позволяют сделать следующий вывод. В педагогической практике, как представляется, изначально присутствуют факторы, препятствующие творческой деятельности будущего учителя. К числу таких факторов можно отнести:

слабая уверенность студентов в своих силах;

сильная привязанность к определенным схемам, установка на заданный метод организации учебного процесса;

боязнь контроля со стороны методиста кафедры, профессора-предметника, одноклассников;

страх ошибиться и быть неправильно понятым в этом отношении;

повышенная тревожность, чрезмерно высокая концентрация внимания на переживаниях..

2. Блонский П.П. Мои воспоминания. М., 1971.

3. Кулюткин ЮН. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы пси-

хологии. 1986. № 2. С. 26-30.

4. Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1990. № 7.

5.Тесля Е.Б. Формирование профессионального интереса у будущих учителей // Педагогика. – № 7. – 2000. – С. 75-79.

Источник

Дети же смотрят! Как проходит педагогическая практика и что из нее можно вынести

Студентам педагогических колледжей и вузов – будущим воспитателям и учителям, если они, конечно, собираются трудиться по специальности, предстоит работать с детьми. Это очень ответственно! Поэтому практика в садиках, школах и детских летних лагерях, начиная уже со второго курса, является обязательной частью обучения. Рассказываем, к чему нужно быть готовыми. А главное – что о ней думают все участники процесса.

что такое педагогическая практика. Смотреть фото что такое педагогическая практика. Смотреть картинку что такое педагогическая практика. Картинка про что такое педагогическая практика. Фото что такое педагогическая практикаДобро пожаловать в реальный мир. Типичный класс в среднестатистической школе

Как все устроено

Практику будущие «мариванны» проходят в зависимости от выбранной специальности в садиках и школах. Вузы и колледжи, как правило, сотрудничают с детскими образовательными учреждениями, те ждут новые кадры.

У студентов чаще всего есть выбор – идти на практику, что называется, вслепую – куда направят или попроситься в знакомую школу, например, в свою бывшую альма-матер или место, где работают родственники. Педагогические династии в образовательной сфере приветствуются.

Практика обычно начинается уже со второго курса, она проходит ежегодно – вплоть до выпуска и заканчивается преддипломной подготовкой. С каждым разом, с каждым приходом в детское учреждение «погружение» в профессию проходит глубже. Организаторы стараются, чтобы будущие воспитатели и учителя столкнулись с разными ситуациями и отработали их.

По желанию сверх обязательных минимальных часов можно брать дополнительные. Причин несколько:

У каждого студента что-то свое.

Один на один с ребятами даже самых ответственных студентов-отличников, конечно, сразу никто не оставит. Практика проходит под контролем куратора из своего учебного заведения и коллектива школы, лагеря или сада.

Все действия практиканта «завязаны» на собственную учебную программу и особенности детского образовательного учебного заведения. В идеале нужно охватить разные ситуации. В саду это проведение занятий, уход за малышами, прогулки, общение с родителями. В школе – уроки, организация внеклассной работы (поездок, экскурсий, походов, выступлений), родительских собраний. В лагере – всевозможные отрядные мероприятия и т. д., и т. п.

Но, как говорится, «гладко было ну бумаге, да забыли про овраги…»

Волнуются все

Практика – не только для студентов внове. Дети, к которым приходят будущие педагоги, по сути, потренироваться, могут:

Тревожатся и постоянные учителя. Как период практики отразится на отлаженном учебном процессе?

Мы решили узнать, что думают о практике педагоги со стажем, студенты и, конечно, дети и пообщались с участниками образовательного процесса, почитали профессиональные форумы. Оказывается, к практике в том виде, в котором она существует сейчас, настороженно относятся все.

Мария К., 23 года. Окончила педагогический вуз, но по специальности не работает:

После педагогической практики я пришла к выводу, что была совершенно не готова к работе в школе с психологической точки зрения. В обычной (не элитной) школе учатся дети из самых разных социальных слоев, они отличаются по уровню подготовки и к каждому нужно было найти свой подход. В вузе об этом нам говорили мало, казалось, нас готовили к работе с образцовыми учениками – послушными отличниками. А таких не бывает. Когда я пришла на практику, увидела: подобных ребят там процентов 20. Учителя, конечно, помогали, пытались усмирить непосед на моих уроках, чтобы я могла работать, подсказывали какие-то профессиональные хитрости… Но практика показала лично мне, как сложно, оказывается, трудиться педагогом. Поэтому я окончила вуз и приняла решение искать другую работу. Думаю, отечественная педагогика ничего не потеряла. В школе должен работать тот, кто горит своим делом, любит детей, может их чему-то научить не для галочки, а по-настоящему.

Иван Г., 30 лет. Преподаватель физики, алгебры и геометрии в подмосковной школе:

Я не хотел работать педагогом – честно. Поступил «на учителя» потому, что не прошел в желанный московский вуз. Впереди маячила армия, медлить было нельзя и надо было идти хоть куда-нибудь. А потом, как говорится, втянулся. На первой же практике мне очень повезло, я попал в замечательную школу, где ко мне очень хорошо относились и взрослые учителя, и дети. Видно, мужчин в коллективе не хватает. Каких-то особых проблем с учениками не было и сейчас нет. Да – ребята не ангелы, но они и не должны ими быть. Возможно, потому что я сам их очень хорошо понимал или им тоже не хватало «мужской руки», но дисциплину и учебу удалось наладить. В дальнейшем я приходил на практику в ту же школу, а потом устроился в нее работать. Думаю, без практики во время студенчества я бы сильнее сомневался: моя это профессия или нет.

Татьяна, 56 лет. Преподаватель английского и французского, классный руководитель:

Студент просто не может быть полноценным учителем. Он приходит на месяц-другой, хочет только успешно сдать практику и забыть о ней, как о страшном сне. Большинство ребят в школах не останутся и даже не скрывают этого. Поэтому я особого смысла в такой практике не вижу. Да, она должна быть. Но не в том виде, в котором существует сейчас. В каком – не знаю. Наверное, нужно дольше и серьезнее работать, сначала помогать учителю как «подмастерье», втягиваться в учебный процесс. Смысл в том, чтобы девушка или юноша увидели и убедились, что основное в нашей работе – не часы и даже не проверка заданий, не бумажная волокита, а индивидуальное внимание каждому ученику, общение, которое не измеришь ни часами, ни деньгами.

Мария, 36 лет. Методист:

Студенческая практика в школе должна перестать быть «отбываловкой». Ее следует делать максимально интересной для студентов. Чтобы у них глазки загорелись, и они пришли работать в школу на позитиве, с намерением сделать что-то хорошее для детей. Вопрос – как? У меня нет ответа…

Петр Ф., 16 лет:

Прикольно, когда начинается практика. Новый человек никого в классе не знает, пока привыкнет, пока втянется, можно меньше учить. Если совсем честно, немного жалко студентов, они так волнуются, ну просто как отличники у нас в классе, что урок не ответят. Ну что ж – они сами выбрали профессию, никто их не гнал. Поэтому иногда хочется подшутить над практикантом. Не знаю, как другие, наш класс всегда вел себя по-доброму. Просто пусть не расслабляются.

Анна С., 15 лет:

У меня о последней нашей практикантке не очень приятные воспоминания. Она мне несправедливо снизила оценку и довела до слез. К счастью, наша родная учительница заступилась и в итоге оценку снизили самой практикантке. Если такие люди приходят в класс учить детей, как к ним по-хорошему относиться? Может быть, эта девушка задумается и либо изменит свой стиль преподавания, либо после вуза устроится куда-нибудь еще, только не в школу.

Вывод – практика нужна. Она помогает понять особенности работы педагога, хоть и не отражает ее полностью. Многим студентам именно практика помогает понять, стоит ли трудиться по специальности. Если бы она была интенсивнее, как считают многие учителя, с более полным погружением в профессию, в школах оставалось бы меньше людей, не приспособленных работать педагогами. С последним утверждением согласны и дети.

Источник

Педагогическая практика

что такое педагогическая практика. Смотреть фото что такое педагогическая практика. Смотреть картинку что такое педагогическая практика. Картинка про что такое педагогическая практика. Фото что такое педагогическая практика

Руководителем педагогической практики с 2010 года является опытный педагог, Отличник Российской Федерации, Заслуженный Учитель Дагестана Алиева Зумрият Султаналиевна

Педагогическая практика является и неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, обеспечивающая соединение теоретической подготовки студентов с их практической деятельностью. Что позволяет применять полученные знания и умения на практике и служит одним из эффективных средств успешной подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. Она углубляет и закрепляет теоретические знания, умения и навыки студентов по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Педагогическая практика формирует у студентов профессиональные и педагогические умения и навыки самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы с учащимися учреждений среднего общего образования. Педагогическая практика позволяет студентам окончательно убедиться в правильности выбора будущей профессии.

Цели и задачи педагогической практики:

Цели:

Задачи:

В педагогической практике основным субъектом является студент. Он перестает быть накопителем знаний (а преподаватель – их транслятором) с нормированными реакциями: представить данные о школе, об учителе, об учащихся, провести и проанализировать столько-то уроков и внеклассных мероприятий. Ключевым становится решение студентом педагогических проблем в школьных условиях, так как главное – сам студент, изменения в его опыте, формирование его профессиональной компетенции.

Практика студентов, обучающихся по программе подготовки бакалавров, проводится в средних учебных заведениях.

В период педагогической практики студенты проводят многоаспектную учебную работу, внеклассные мероприятия, тестирование, готовят наглядные пособия. Многие студенты проходят практику в ведущих школах города Дербента, а также в школах района.

В ходе практики широко апробируются в образовательном процессе нетрадиционные формы проведения уроков. Студенты филологи проводят уроки-сказки, уроки-концерты, путешествия, диспуты и др.

Значительное место в педагогической практике отводится исследовательской работе студентов. Их эксперименты находят отражение в курсовых и творческих работах.

Источник

Педагогическая практика

Смотреть что такое «Педагогическая практика» в других словарях:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА. То же, что учебная практика. Организационная форма обучения в педагогических институтах и университетах, имеющая своей целью научить студентов творчески применять в педагогической деятельности научно теоретические знания… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ. См. педагогическая практика … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ПРАКТИКА УЧЕБНАЯ — ПРАКТИКА УЧЕБНАЯ. См. педагогическая практика … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

практика — и, только ед., ж. 1) Вся совокупность деятельности людей, направленная на создание необходимых условий существования и развития общества. Связь теории и практики. Применить на практике новые методы. 2) Приемы, навыки, способы какого л. вида… … Популярный словарь русского языка

педагогическая диагностика — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА (с. 430) В старой притче рассказывается о том, как некто перед вратами рая, предвкушая встречу с великими праведниками и героями, попросил апостола Павла показать ему величайшего полководца всех времен и народов.… … Большая психологическая энциклопедия

Педагогическая инноватика — раздел педагогики, в котором изучается природа, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.… … Википедия

Педагогическая риторика — одна из частных современных риторических дисциплин (см. риторика), теория эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения, а также практика ее оптимизации. Педагогика одна из сфер так называемой «повышенной речевой… … Педагогическое речеведение

практика — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? практики, чему? практике, (вижу) что? практику, чем? практикой, о чём? о практике 1. Практикой называется деятельность людей по освоению природы и преобразованию общества. Современная,… … Толковый словарь Дмитриева

ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — форма проф. обучения в высших и ср. пед. уч заведениях, ведущее звено практич. подготовки будущих учителей Проводится в условиях, максимально приближенных к проф. деятельности педагога. В процессе П. п. интенсифицируется проф. и личностное… … Российская педагогическая энциклопедия

ПРАКТИКА — и; ж. [греч. praktikos деятельный, активный] 1. Филос. Вся совокупность деятельности людей, направленной на освоение и преобразование природы и общества, составляющая движущую силу развития общества и человеческого познания. П. выступает как… … Энциклопедический словарь

Источник

Педагогическая практика бакалавра профессионального обучения

что такое педагогическая практика. Смотреть фото что такое педагогическая практика. Смотреть картинку что такое педагогическая практика. Картинка про что такое педагогическая практика. Фото что такое педагогическая практика

В учебном пособии рассмотрены теоретические аспекты педагогической (учебно-воспитательной и методической) практик, дана ее общая характеристика, раскрыты организационные требования к базам практик, описана специфика руководства педагогической практикой бакалавров. Дана характеристика прав и обязанностей практикантов, охарактеризована учебно-воспитательная и методическая деятельность будущего педагога, предложены образцы отчетной документации по практике. В приложениях пособия представлены задания для бакалавров на период педагогической практики, примерное содержание отчета, проект сценария воспитательного мероприятия, примерные схемы анализа мероприятий, методики изучения учащихся и группы.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогическая практика бакалавра профессионального обучения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1 Общие положения, цели и задачи педагогической практики

Педагогическая практика является неотъемлемой частью профессиональной подготовки бакалавра профессионального обучения и выступает как одно из средств формирования специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной и эффективной профессиональнопедагогической деятельности. Система практического обучения способствует интеллектуальному развитию будущих бакалавров профессионального обучения, овладению предметными знаниями и умениями, развитию и повышению мотивации профессиональной деятельности, осознанию себя как компетентного педагога.

Педагогическая практика как форма профессиональной подготовки бакалавров по направлению подготовки 051000.62 — Профессиональное обучение (Правоведение и правоохранительная деятельность) является частью Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Ее прохождение обязательно для всех студентов, обучающихся в рамках данного направления подготовки. Ее программа базируется на следующих основных принципах:

‒ наличие обратной связи теоретического обучения и практики;

‒ соблюдение принципа последовательности и логичности, т. е. поэтапное освоение комплекса профессиональных умений и навыков, поочередное овладение всеми профессиональными функциями специалиста;

‒ преемственность — взаимосвязь всех видов практик, освоение нового опыта на базе уже приобретенного на предыдущих этапах;

‒ динамичность — постепенное усложнение задач различных видов практик, расширение спектра социальных ролей и видов деятельности;

‒ полифункциональность — одновременное выполнение в ходе практик различных профессиональных функций (организаторской, социально-воспитательной, социально-образовательной, коррекционнореабилитационной и т. д.);

‒ перспективность — знакомство со сферами социальнопедагогической деятельности с учетом их перспективного развития;

‒ свобода выбора — учет интересов и потребностей как студентов, так и руководителей практик, содержания заданий в рамках общих задач данного вида практик, тематики, научно-исследовательской работы.

Педагогическая практика повышает ответственность за проведенную работу, развивает коммуникативные и организаторские способности, создает благоприятные условия для проведения курсовых и дипломных исследований, позволяет студенту почувствовать себя нужным, востребованным в профессиональном смысле человеком, ориентирует в выборе будущего места работы. Таким образом, практическая подготовка будущих бакалавров профессионального обучения является важной стороной учебного процесса и может рассматриваться как одна из самостоятельных образовательных технологий.

Цель педагогической практики состоит в закреплении теоретических знаний, полученных студентами во время аудиторных занятий и осуществление практической подготовки к педагогической деятельности с обучающимися в реальных условиях образовательного учреждения.

Задачами педагогической практики являются:

1 Формирование у будущих бакалавров профессионального обучения целостного представления о сущности и закономерностях педагогического процесса в профессиональной школе.

2 Закрепление знаний, полученных в процессе изучения возрастной физиологии, психологии и педагогики.

3 Развитие умений будущих бакалавров профессионального обучения наблюдать и анализировать учебно-воспитательную работу куратора группы.

4 Овладение методикой социально-педагогической диагностики отношений и интересов личности обучающегося профессиональной школы.

5 Развитие умений планирования, организации и осуществления учебно-воспитательной работы в профессиональной школе.

6 Освоение актуальных педагогических технологий учебновоспитательной деятельности куратора группы.

7 Развитие организаторских и совершенствование коммуникативных умений будущего бакалавра профессионально обучения.

8 Формирование умений самоанализа осуществленной учебновоспитательной работы и развитие потребности в профессиональном самосовершенствовании.

Задачами методической практики являются:

1 Совершенствование теоретического уровня овладения общими и специальными знаниями, выработка умения применять данные знания в практической педагогической деятельности.

2 Овладение методами, приемами и средствами проведения учебных занятий, навыками руководства познавательной и творческой деятельностью учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

3 Обучение творческому применению на практике знаний, полученных при изучении дисциплин психолого-педагогического, общекультурного, медико-биологического и предметного блоков, предусмотренных учебным планом по направлению подготовки.

4 Формирование умений, связанных с наблюдением, анализом и критическим осмыслением образовательного процесса и его результатов в учреждении профессионального образования.

5 Развитие умений осуществлять исследовательскую деятельность.

В рамках педагогической (учебно-воспитательной) практики бакалавр профессионального обучения должен выполнить следующее:

— изучить режим работы образовательного учреждения; — посещать учебные занятия, осуществлять анализ их проведения;

— знакомиться и осуществлять изучение учебного коллектива, документации;

— изучить программы, правила составления тематического планирования, индивидуального плана работы;

— осуществлять дополнительную работу с учащимися, изучить материальное оснащение учреждения;

— провести внеурочные воспитательные мероприятия, осуществить их анализ;

— посетить занятия кружков;

— разработать конспекты внеурочных воспитательных мероприятий;

— осуществлять выбор методов и средств воспитания, выполнять повседневную работу куратора группы, принимать участие в оформлении кабинета;

— провести зачетное воспитательное мероприятие (массовое или групповое);

— посетить внеурочные мероприятия других студентов.

Педагогическая (методическая) практика является связующим звеном между теоретическим обучением студента и его самостоятельной работой в учреждении профессионального образования. Практика направлена на отработку профессионально-педагогических, научно-исследовательских умений и формирование личностных качеств будущих бакалавров, является средством развития педагогического мышления, творческого отношения к профессиональной деятельности, проверки их теоретической подготовки.

Организация данной практики должна обеспечивать формирование профессиональных знаний, умений и компетенций бакалавров, являющихся приоритетными в деятельности педагога при составлении индивидуального календарного плана работы, анализе учебных программ и учебников, разработке учебно-программной документации, изучении системы планирования учебно-воспитательной работы с обучаемыми, самостоятельном проведении мероприятий и учебных занятий.

Цель и задачи педагогической (методической) практики определяются Федеральным государственным образовательным стандартом, соответственно цель состоит в закреплении и углублении теоретических и методических знаний, освоенных студентами в процессе обучения, овладении практическими навыками, освоении общих и профессиональных компетенций, приумножении личного (субъектного) опыта, а также приобретении опыта самостоятельной профессионально-педагогической деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *