что такое пасс в трансгендерности
У меня нет проблем с “неудачным пассом”. Я хочу выглядеть как трансгендер
“Мода и поп-культура принимают только тех трансгендерных людей, которые не выглядят как транс*. Действительно переломный момент случится тогда, когда мы примем квир красоту вне рамок бинарной системы гендера”.
В 2014 году журнал Time поместил актрису и активистку Лаверн Кокс на обложку, провозгласив “переломный для транслюдей” момент. Момент, в который транслюди смогли выйти из тени и занять свое засуженное и самобытное место в обществе. Этот момент говорил о распространяющимся принятии, и его действительно можно считать таковым, так как мы появились на обложках журналов, под камерами в новостных студиях, и в целом, стали чаще появляться в разных медиа. Но эта видимость имеет условие, чтобы быть принятыми, нужно иметь “пасс”, т.е. считываться как цисгендерный человек.
Вокруг меня звучит множество голосов, которые говорят мне, что моя безопасность и мой успех зависит от того, насколько у меня хороший пасс, и насколько мне удастся “слиться с толпой”. Быть видимой и услышанной как транс*персона означает риск оказаться отвергнутой, без работы и отношений. Поэтому скрашивание моих “транс” отличий помогло бы мне жить обычной жизнью.
“Включение одной единственной транс*модели в рекламную компанию одновременно легитимизирует транс*персон, и одновременно создает стандарт красоты, который стремиться достичь все сообщество”.
Такие актрисы и подиумные модели, как Лаверн Кокс, Джанет Мок, Хари Неф и Андреа Пежич поднялись вверх по карьерной лестнице, сломали стеклянный потолок, и провозгласили новую эру не только принятия, но и гордости. Но повышение видимости никогда не происходило на наших условиях. Если некая преграда и была сломана, то это определенно не сексизм и мизогиния.
Я надеюсь, что в будущем, мир оглянется назад и поймет, что из себя в реальности представляют гендерные стандарты, ограничивающие, контролирующие, и чаще всего, стыдящие. Для меня быть трансперсоной означает не ступеньку или проходную комнату между бытием “мужчиной” и “женщиной”. Трансидентичность может существовать отдельно. И я хочу проводить время с прекрасным, постоянно обучающимся и осознающим свои границы сообществом, я хочу понять, что значит быть “радикально трансгендерной” без поиска какого-либо одобрения. И ищу безопасности, но на свои условиях, я ищу принятия без обязательных операций, втискивающих меня в стандарты, которые в итоге вредят всем людям, и цис и транс*.
Транс-словарь: как корректно говорить и писать о трансгендерных людях
За последние несколько лет вокруг нас появилось множество новых понятий, называющих различные гендеры, сексуальности и идентичности, и за их развитием не так уж и просто уследить. Рассказываем, как корректно составить материал о трансгендерных людях и как использовать связанную с этим уместную и не устаревшую лексику.
Откуда они берутся?
Феномены, о которых раньше не было принято говорить, сейчас обсуждаются свободнее, выходят в широкое информационное поле, получают системность; люди, к которым это относится, говорят о себе и своих взглядах, идентичностях, предпочтениях.
Зачем об этом говорить?
Новые идеи, как правило, требуют новых обозначений – язык подстраивается под развивающуюся реальность, и появляется необходимость обозначать то, что раньше названия не имело. Мы сами формируем свой мир – и не в последнюю очередь словом.
Но ведь и раньше об этом как-то говорили. Зачем плодить сущности?
Такие понятия, как гендер и сексуальность, начали рассматриваться открыто и непредвзято совсем недавно. Слова, использовавшиеся в недалёком прошлом, почти всегда несут уничижительные значения, нередко вырастают из оскорблений, не отражают объективную картину – как и любые слова, чьё значение сосредотачивается на эмоциональной окраске, а не на сути понятия. Для того, чтобы полноценно и системно говорить о каком-то явлении, необходимо использовать актуальную, нейтральную и уместную лексику – в любой сфере познания.
Не ставя цели угнаться за всеми терминами, связанными с гендером и идентичностью, мы хотим поговорить про одно: трансгендерность. Какие понятия с нею связаны, кто такие сами трансгендерные люди, и какие слова подойдут, чтобы точно и вежливо выразить мысль, а от каких (ввиду, например, их неактуальности) лучше отказаться.
Для начала остановимся на самом первом, ключевом понятии – трансгендерности – и тех, кто к ней относится.
Кто же такие трансгендерные люди?
Трансгендерный человек – тот или та, чья гендерная идентичность не совпадает с приписанным при рождении полом.
Например, если при рождении в документах человеку указали женский пол, его растят и воспитывают как женщину, но сам он ощущает себя мужчиной и хочет жить и социализироваться как мужчина – это трансгендерный человек.
Это определение построено с помощью латинской приставки trans-, дословно переводящейся как «через», «за». Она обозначает переход, перемещение из одной точки в другую. Строго говоря, это как раз и есть то, что делают трансгендерные люди: перемещаются из одной заданной координаты, в рамках которой им некомфортно, в другую, подходящую им больше.
Существует и «термин-антоним» – цисгендерный человек. Его используют, чтобы называть людей, чья гендерная идентичность совпадает с приписанным при рождении полом (если вы не определяете себя как трансгендерный человек, то этот термин, скорее всего, про вас).
Например, если в документах у персоны стоит женский пол, её растят и воспитывают как женщину, и при этом она определяет себя как женщину – это цисгендерная женщина. Это не обязательно имеет отношение к тому, насколько этой персоне могут быть чужды или близки традиционные стереотипы о женственности, хочет ли она им соответствовать – главное, что её идентичность не конфликтует с соответствующими ей юридическими, социальными и биологическими «маркерами», такими как женский пол в документах, женский грамматический род в речи, комфорт со своими первичными и вторичными половыми признаками, etc.
Как лучше сказать?
Несмотря на то, что сами транс-люди могут использовать для описания себя и своего опыта очень разные слова (в том числе устаревшие, не слишком корректные, насмешливые или шутливые), людям, не принадлежащим к этой группе, лучше придерживаться нейтральных терминов. Точно так же многие этнические меньшинства переприсваивают себе слова, ранее использовавшиеся как оскорбления, но это остаётся их личной прерогативой.
Сравните: она – трансгендер (концентрация смысла только на этом); она – рыжая, полная, начитанная, спортивная трансгендерная женщина (всего лишь один из признаков – не факт, что самый важный!).
Небинарность
Помимо трансгендерных мужчин и женщин существуют люди, которые не определяют себя ни как женщины, ни как мужчины. Многие используют термин небинарность для обозначения своей идентичности (в противоположность бинарному – то есть поделённому на дуальность мужского и женского). Однако многие могут называть себя небинарными, но при этом не трансгендерными.
Для небинарных не-трансгендерных людей уход от мужской и женской идентичностей может исходить из социальной повестки, быть осознанной политической позицией, частью этики и философии. Отказ от социальных категорий «мужчина-женщина» проистекает из внешнего конфликта с тем, что предлагает общественная норма. Её категорий оказывается недостаточно, и в попытках найти более подходящие обозначения начинается создание новой парадигмы, включающей в себя больше факторов и возможностей.
Что же касается небинарных трансгендерных людей – здесь, несмотря на то же несогласие с бинарной догмой, остаётся и конфликт внутренний – несоответствие предписанной при рождении идентичности и внутреннего самоощущения. Иногда необходимость перехода ощущается не как путь к относительно понятному ориентиру «мужчина \ женщина», а как дорога к чему-то ещё, отличному и от женской, и от мужской идентичности: к себе, к точке соответствия внутреннего и внешнего.
Трансгендерные люди могут иметь любой взгляд на общественность, стереотипы, клише и бинарность. Они ощущают свою личную необходимость «перейти» из одного состояния в другое.
В разных частях мира социум может в большей или меньшей степени принимать трансгендерность, быть более или менее открытым к идеям небинарности, поэтому судьба и идентичность каждой отдельно взятой транс-персоны может формироваться очень по-разному.
Термины рядом
Как и любая широкая область, трансгендерность окружена системой сопутствующих, близких к ней понятий. Остановимся на основных – разумеется, никому (даже самим трансгендерным людям) не нужно знать их наизусть или разбираться в них на экспертном уровне, но даже беглое знакомство с самыми важными из них поможет научиться грамотно говорить и писать о трансгендерности.
Уже несколько раз мы говорили об изменении, переходе из одного состояния в другое. Что же такое трансгендерный переход?
Переход – это все действия, которые помогают трансгендерному человеку приблизиться к комфортному ощущению себя – как внутреннему, так и внешнему. Переход может складываться из нескольких составных частей:
К сожалению, не всегда желания трансгендерных людей будут совпадать с их возможностями: какие-то части перехода могут быть труднодоступны ввиду цены или своей специфики. В идеале, каждый человек выбирает, что именно ему нужно: кто-то хочет всё, а кому-то достаточно только лишь пары пунктов. Для одного первостепенным может быть гормонотерапия и операции, а для другой важнее смена документов. Иначе говоря, не существует общего для всех, огромного и радикального Перехода: у каждого и каждой будет свой путь.
ЗГТ (заместительная гормональная терапия; англ. HRT, hormonal replacement therapy) – приём гормональных препаратов для изменения гормонального фона и, как следствие, своих внешних проявлений (оволосение, тембр голоса, черты лица, телосложение и т.д). Как правило, рецепт на гормональные препараты выписывается эндокринологом после комиссии, диагностики, консультации и сдачи анализов.
Пасс (от англ. «пропуск», «переход») – означает состояние, в котором трансгендерный человек считывается в соответствии со своей идентичностью. Например, транс-мужчина после нескольких лет гормональной терапии имеет маскулинный пасс (считывается окружающими как мужчина).
Во многом этот термин субъективный и оценочный, поскольку строится на общественных представлениях о том, как должны выглядеть и вести себя «настоящие» мужчины и женщины. Для кого-то важно достижение «хорошего пасса», а для кого-то это может быть совсем неактуально.
Стеллз – состояние, в котором транс-персону считывают в соответствии с её идентичностью и не догадываются о её трансгендерности. Например, транс-женщина, сменившая документы, поступила в институт, и новый коллектив относится к ней как к женщине, ничего не зная про её трансгендерный статус.
Транс-статус каждого и каждой может иметь разную степень открытости. Каждый человек сам решает, раскрывать информацию о своей трансгендерности или нет – иногда это может быть не только вопросом комфорта, но и личной безопасности. Кто-то может публично говорить о своей трансгендерности, а кто-то – открыться только перед близкими или ни перед кем.
AFAB (assigned female at birth) и AMAB (assigned male at birth); русскоязычный аналог – «приписанный при рождении пол» (женский или мужской). Эта формулировка используется, чтобы уточнить, в каком гендерном поле рос и воспитывался человек, избегая выражений вроде «родился женщиной», «раньше была мужчиной». Слова «женщина» и «мужчина» означают куда больше биологической данности – все социальные, культурные, исторические контексты, привязанные к ним, делают их шире своего формального значения и указывают на широкий пласт идентичности – и иногда, когда речь идёт о трансгендерных людях, это может быть лишним и не вполне верным.
И как всё это запомнить?
Не нужно! Даже сами транс-люди далеко не всегда ориентируются в океане всех обозначений и терминов. Нет ничего плохого в том, что вы, как и любой живой человек, можете делать ошибки и оговорки.
Главное – не безошибочное знание корректной лексики, а добрые намерения по отношению к тем, с кем или о ком вы хотите говорить. Транс-люди – не опасные механизмы с панелью управления, где каждое нажатие кнопки может привести к катастрофе. Это такие же живые люди, и важным будет то же, что определяет любое человеческое общение: честность, открытость, готовность слушать и понимать.
transfeministki
Трансфеминизм
Под термином «пасс» в транс* сообществе обычно понимается способность восприниматься в качестве представительницы/я желаемого гендера, или иначе говоря, иметь гендер/пол восприятия, отвечающий желаемому. В более широком смысле, он означает способность восприниматься в качестве представительницы/я некой социальной группы, например, класса, расы, возрастной группы, человека с другими возможностями и т.д., обычно с целью преодолеть стигматизацию, связанную с той группой, к которой человек принадлежит.
Бездумное применение последнего определения к случаю трансгендерности может дать неверный результат, если под группами понимать женщин и мужчин. Например, можно было бы заключить, что в случае МтФ-перехода женщины обладают какими-то привилегиями по отношению к мужчинам. Затем, можно было бы прийти к трансфобному выводу, будто трансгендерные люди пытаются достичь восприятия в качестве гендерной группы, которой сами не являются, тем самым отрицая их гендерную идентичность. Чтобы избежать этих ошибок, в качестве социальных групп в этом определении нужно рассматривать трансгендерок/в и цисгендерок/в. Т.е. не мужчины пытаются восприниматься в качестве женщин, а трансгендерные люди пытаются читаться как цисгендерные женщины или мужчины для избежания трансфобии.
Достижение пасса позиционируется как центральная задача при трансгендерном переходе. Множество статей на тематических сайтах посвящены тому, как краситься, какую одежду носить, как двигаться, как тренировать голос. чтобы окружающие воспринимали нас как «настоящих» женщин/мужчин. Мы постоянно получаем советы как от других трансгендерных людей, так и цисгендерных (причём последние делают это свысока, подчёркивая своё иерархическое превосходство), о нашей внешности, походке или голосе, даже если мы не просим этих советов. Нас оценивают по тому, насколько хорош наш пасс, даже если для нас самих он безразличен. Нам говорят, что мы «выглядим как настоящие женщины/мужчины», если мы имеем пасс, чего бы они никогда не сказали цисгендерной женщине/мужчине.
Работа С.Стоун ознаменовала важный этап в принятии трансгендерными людьми самих себя и своих тел. Тем не менее, как часто бывает в среде активисток, её призыв к действию, а равно как и обвинение во лжи закрытых не-активисток, основаны на отсутствии рефлексии относительно собственных привилегий. Именно привилегии по другим иерархиям (классовой, расовой и т.д.) позволяют нам заниматься транс* активизмом, быть открытыми и разрушать циснормативность, и именно отсутствие этих привилегий определяет закрытый образ жизни других трансгендерных людей. Не только для того, чтобы заниматься активизмом, но даже просто говорить правду, требуются привилегии.
В работе «Новая надежда: психологическая сторона пасса» (Snorton, 2009) Рилей Снортон на основе собственного опыта как чёрного нон-оп транс* мужчины критикует С.Стоун за недостаточное внимание к пересекающимся идентичностям (например, гендерной и расовой), а также опыту людей, не прошедшим хирургические операции и не принимающим гормоны. По его мнению, «сдвиг фокуса транссексуальной теории от медикализированного дискурса обязательно требует расширения традиционного определения пасса. Для большинства транссексуалок/в, которые не могут иметь ‘пасс’ всё время, пасс является не просто вопросом того, как вас читают, но также включает подтверждение того, как вы сами себя читаете. Определение пасса, таким образом, должно включать также психологическую составляющую». Согласно этому более широкому подходу, «пасс. [позволяет поддерживать] чувство своей идентичности, в условиях постоянного ошибочного узнавания». Р.Снортон показывает, что в то время как физическая сторона пасса позволяет избежать физического и сексуального насилия, с психологической стороны пасс позволяет уменьшать психологический вред, наносимый нам при неправильном гендерировании. Проводя параллели между пассом и надеждой, в конце он пишет: «надежда, как психологическое измерение пасса, позволяет. возможность перехода, который происходит не на столе у хирурга, а там, где люди собираются вместе. «.
Джессика Ксавьер анализирует пасс с помощью концепции привилегий. Она выделяет привилегию рождения, т.е. привилегию быть рождённой с тем биологическим полом, который соответствует внутренней гендерной идентичности. [прим. я не могу согласиться с выделением этой привилегии, т.к. оно основано на признании врождённости транс* и цисгендерности] Отсутствие осознания этой привилегии цисгендерными людьми, по её мнению, является причиной трансфобии. Трансгендерные люди не могут получить привилегию рождения, однако у многих есть привилегия пасса. Ссылаясь на книгу «Стигма: Записки об управлении испорченной идентичностью» (Goffman, 1963), Дж.Ксавьер обозначает дихотомию, в которой находятся стигматизированные группы: те, кто не имеют привилегию пасса, подвержены дискредитации, их стигма проявляется явно, в то время как те, кто имеют привилегию пасса, потенциально могут подвергнуться дискредитации, в случае раскрытия. В последнем случае их главной проблемой становится контроль за информацией: «сказать или не сказать, соврать или не соврать, и в каком случае, кому, когда и где». Существование привилегии пасса, по мнению Ксавьер, имеет следствие в существовании двух иерархий. Во-первых, это иерархия внутри ЛГБТ-движения между цисгендерными лесбиянками и геями, которые часто ничем не отличаются внешне от гетеросексуальных людей, и трансгендер(к)ами, не имеющими привилегии пасса. Первые не нарушают существующую цис- и гетеронормативную систему и подвергаются меньшему угнетению, что даёт им возможность доминировать в ЛГБТ-движении и привлекать на свою сторону либеральных законодателей. Во-вторых, существует иерархия внутри транс* сообщества между теми, кто обладают привилегий пасса, и теми, кто нет. Одной из задач трансфеминизма является повышение самосознания трансгендерных людей, в том числе обладающих привилегией пасса. «Имея привилегию, нужно не только знать о ней, но также брать ответственность за лежащую в её основе социальную конструкцию, которая дала её вам. Когда информированное сознание превращается в социополитическое действие, происходят изменения».
По мнению Джулии Серано, привилегия пасса основывается на циссексуальных привилегиях (Serano, 2007). Она приводит примеры, когда слово «пасс» применяется только к трансгендерным людям. Например, «если продавщица магазина скажет ‘Спасибо, сэр’ циссексуальной женщине, никто не скажет, что она имеет пасс в качестве мужчины или она имеет плохой пасс в качестве женщины; вместо этого мы говорим, что она является женщиной и была ошибочно принята за мужчину». Дж.Серано отмечает, что основной проблемой со словами «иметь пасс» является то, что это активный глагол, т.е. предполагается, что трансгендерная/ый человек является единственной участницей этого процесса, в то время как в действительности главным участником является окружающее общество, которое нас гендерирует в соответствии со своими представлениями о том, как должны выглядеть женщины и мужчины. Слово «пасс» используется для перемещения вины с предубеждений большинства на действия отдельного лица, что объясняет, почему трансгендерные люди, имеющие пасс, обвиняются «обмане» или «проникновении» в гендерно-сегрегированные пространства. В связи с тем, что слово «пасс» является продуктом гендерирования и цисгендерного допущения, Дж.Серано предлагает использовать название «условная циссексуальная привилегия» вместо «привилегия пасса».
P.S. я думала сначала самой написать похожие мысли, но выяснилось, что об этом уже успели написать до меня
Goffman, E., (1963). Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. USA, NJ, Englewood Cliffs, Prentice-Hall).
Serano, J., (2007). Whipping Girl: A Transsexual Woman on Sexism and the Scapegoating of Femininity. USA, CA, Emeryville: Seal Press.
Snorton, C. R. (2009). “A New Hope”: The Psychic Life of Passing. Hypatia, 24(3), 77-92.
Stone, S. (1991). «The Empire Strikes Back: A Posttranssexual Manifesto» in Straub K. and Epstein J., eds., Body Guards: The Cultural Politics of Sexual Ambiguity. NY: Routledge.
Xavier J. Passing as privilege. // learningtrans.org
Эти книги в электронном формате вы можете найти в группе «Трансфеминизм» в разделе Документы.
Жизнь«А что у них
в штанах?»: 13 ответов
на частые вопросы
о трансгендерности
Что такое деднейминг, почему не существует «смены пола» и как транслюди заводят детей
Судя по дискуссиям в русскоязычном интернете, последняя буква аббревиатуры ЛГБТ для многих остаётся самой непонятной — о трансгендерности массовому читателю известно мало, а то, что известно, скорее всего, не соответствует действительности. Это неудивительно: о знаменитых и успешных транслюдях в СМИ рассказывают мало (разве что о Кейтлин Дженнер), и чаще всего в скандально-провокационном ключе. На самом деле каждый из нас хоть раз встречал трансгендерного человека — возможно, транслюди есть и среди ваших знакомых или коллег. С помощью экспертов и медицинских источников мы собрали ответы на самые частые вопросы о трансгендерности и развеяли распространённые мифы.
Трансгендерность — это когда мужчина переодевается в женщину (или наоборот)?
Нет, переодевание тут ни при чём. Трансгендерными называются люди, которым при рождении был приписан один гендер, но они идентифицируют себя с другим. Это на самом деле довольно просто: если в свидетельстве о рождении написано, что вы девочка, а потом вы выросли и действительно идентифицируете себя как девочку, то вы — цисгендерный человек. Если же вы выросли и идентифицируете как мальчик — скорее всего, вы трансгендерный человек. Ещё есть небинарные персоны — они могут считать себя транслюдьми, а могут и не считать, тут всё зависит от каждой конкретной ситуации.
Трансгендерная идентичность — это не фетиш и не костюм, который можно снимать и надевать, когда захочется. Она не зависит от макияжа и одежды. Не стоит путать трансгендерных людей с дрэг-артистами: последние «примеряют» гипертрофированные атрибуты другого гендера ради веселья и творчества, как маски или сценические костюмы, с их собственной идентичностью это обычно не связано.
Миша был мужчиной, а стал женщиной?
Нет. Скорее всего, эта персона осознавала себя женщиной уже давно — возможно, даже с раннего детства. Просто в какой-то момент вы об этом узнали: она начала стремиться к тому, чтобы и окружающие идентифицировали её как женщину — например, сделала каминг-аут, начала одеваться в женском отделе или пользоваться косметикой, возможно, начала гормональную терапию или запланировала хирургические вмешательства. Это и была, и есть Маша, а не Миша — более того, старое имя упоминать и использовать вообще не стоит.
Ситуацию, когда в отношении трансгендерного человека используют прежнее имя, называют деднеймингом (от английского «dead name» — «мёртвое имя»). Деднейминг оскорбителен и даже опасен: для многих трансгендерных людей старое имя связано с травмами прошлого и несёт однозначно негативную нагрузку. Это гораздо хуже, чем называть Асю Настей или Диму Митей. Более подробно о деднейминге можно почитать здесь.
Трансгендерность и транссексуальность — это одно и то же?
Просто всегда используйте слово «трансгендерность» (или прилагательное «трансгендерный» по отношению к человеку) и не ошибётесь.
Трансгендерность — это психическое заболевание?
Нет, и это признаёт Всемирная организация здравоохранения: в последней редакции Международной классификации болезней (МКБ-11) трансгендерность убрали из списка психических расстройств. Теперь для её описания применяют термин «conditions related to sexual health» («состояния, связанные с сексуальным здоровьем»). «Мы убрали трансгендерность из списка психических заболеваний, потому что поняли: это не болезнь. Оставлять её в этом списке — значит способствовать стигматизации. Чтобы избежать этого, а также упростить доступ к медицинским процедурам, мы решили перенести её в другой раздел», — объяснили изменение эксперты ВОЗ.
Тем не менее совсем абстрагироваться от медицинских вопросов при обсуждении трансгендерности сложно: многие трансгендерные люди сталкиваются с гендерной дисфорией — острым дискомфортом, который возникает из-за несоответствия приписанного и ощущаемого пола, а также депрессией, суицидальными мыслями и тревожностью. Вопросы здоровья трансгендерных людей пока не так хорошо изучены, как цисгендерных. Однако многие исследования указывают, что психические трудности едва ли связаны с самой трансгендерностью — гораздо больше на риск возникновения депрессии влияют травля, издевательства и неприятие со стороны общества.
Например, учёные обнаружили, что с депрессией куда чаще сталкиваются пожилые, одинокие и бедные трансгендерные персоны, у которых нет широкой сети социальных контактов и поддержки. А американские исследователи выяснили, что трансгендерные подростки, которых называют настоящими (а не приписанными при рождении) именами и местоимениями, гораздо реже сталкиваются с депрессией и менее склонны к суицидальному поведению. Это работает и в раннем детстве: другое американское исследование показало, что трансгендерные дети 3–12 лет, растущие в принимающих и понимающих семьях, испытывают не больше психических трудностей, чем их цисгендерные сверстники. В общем, чем спокойнее в обществе относятся к трансгендерным персонам, тем меньше они страдают от депрессии — звучит логично, не правда ли?
Как вообще можно сменить пол?
Какие операции нужно сделать, чтобы совершить переход?
Никакого списка обязательных процедур, которые нужны при трансмаскулинном или трансфеминном переходе, не существует. Трансгендерные люди могут вообще не делать операции и не менять внешность, если чувствуют себя комфортно или не имеют такой возможности. Однако многие всё-таки прибегают к тем или иным методам изменения тела: гормональной терапии или хирургическим вмешательствам.
Трансгендерные мужчины часто делают мастэктомию — операцию по удалению молочных желёз, реже — операции на гениталиях (существует несколько разновидностей таких вмешательств, но в целом смысл один — формирование пениса). Трансгендерные женщины могут удалить кадык, сделать феминизирующую маммопластику (операцию по увеличению груди), вагинопластику и много чего ещё. В любом случае наличие или отсутствие «правильных» гениталий или «правильного» лица, кадыка или волос на лице не делает трансгендерного человека менее женщиной или менее мужчиной.
Когда люди понимают свою трансгендерность?
Некоторые осознают свою трансгендерность в раннем детстве — специалисты говорят о 4–5 и даже 3 годах. В то же время многие трансгендерные люди осознают свою идентичность гораздо позже — и это тоже вполне нормально. Родители часто принимают за трансгендерность просто желание ребёнка поиграть в «неправильные» игрушки или надеть одежду «не того» гендера — это не обязательно признак дисфории, однако психологи в любом случае советуют уважать желания ребёнка и не навязывать ему никакие гендерные рамки.
Далеко не все мальчики, обожающие платья и кукол, и не все девочки, которые вдруг говорят о себе в мужском роде, станут трансгендерными взрослыми. Всемирная профессиональная ассоциация трансгендерного здоровья (WPATH) в своих стандартах помощи отмечает, что у большинства детей, которые проявляют признаки гендерной дисфории или гендерного несоответствия, эти явления полностью проходят к пубертату. Если дисфория не исчезает, а лишь усиливается в ходе пубертата, можно начать обсуждать переход — зачастую специалисты советуют начать с социального перехода, а потом уже добавить гормональную терапию. Шансы, что вы «склоните» ребёнка к трансгендерности против его воли, фактически равны нулю.
Как трансгендерность связана с ориентацией?
Трансгендерные люди могут быть любой ориентации и проявлять любое сексуальное поведение. Они могут быть геями и лесбиянками, бисексуалами, асексуалами — в общем, как у всех остальных людей, гендер с ориентацией не связан.
Трансгендерные люди усугубляют стереотипы о «мужском» и «женском»?
Это обвинение часто встречается среди аргументов трансэксклюзивных феминисток. Во времена второй волны феминизма на Западе появилась идея о том, что трансгендерные женщины «апроприируют» тела цисгендерных женщин и формируют мизогинные стереотипы, а трансгендерные мужчины «прогибаются» под патриархат, желая воспользоваться мужскими привилегиями. Сегодня эта точка зрения считается устаревшей: да, многие трансперсоны воспроизводят стереотипы о том, как должны выглядеть и вести себя женщины и мужчины, отыгрывают устоявшиеся гендерные роли. Но этим занимаются и цисгендерные женщины и мужчины, которых гораздо больше. При этом для транслюдей возможность вписываться в нормы, заложенные патриархальным обществом, это часто вопрос выживания: так называемый пасс — возможность быть воспринятым окружающими как персона желаемого гендера — необходим, чтобы избегать трансфобных конфликтов и нападений, а также «мелких» бытовых трудностей вроде невозможности спокойно сходить в подходящий туалет в торговом центре.
Бороться стоит не с трансгендерными людьми, а со стереотипами о «женском» и «мужском» — тогда всем будет легче жить.
Что у них в штанах?
Никогда, ни при каких обстоятельствах не задавайте вопросы о гениталиях трансгендерным людям. Для многих транслюдей это больная тема — не все имеют возможность сделать операции и привести свои гениталии в тот вид, который хочется. К тому же в обществе почему-то считается нормальным проявлять интерес к тому, «как там всё устроено» у транслюдей, на этом часто делают ненужный акцент.
У трансгендерных людей, которые прошли через операции, гениталии могут выглядеть по-разному: например, в результате метоидиопластики из клитора формируют «микропенис», фаллопластики — более крупный пенис (чтобы его сделать, используют ткань с другого участка тела — руки, ноги или живота). Вульва, сформированная в результате вагинопластики, может быть неотличима от вульвы цисгендерной женщины — но у неё есть свои особенности, которые нужно учитывать при сексе (без смазки обойтись не получится). Все эти особенности можно и нужно обсуждать, только если вы состоите в близких отношениях с трансперсоной и планируете заняться сексом по обоюдному согласию. А если вам «просто интересно» — лучше погуглить. Или почитать наш текст, в котором трансгендерные люди сами рассказывают о своей сексуальной жизни.
У трансгендерных людей могут быть дети?
Да — как и у цислюдей, дети могут появляться на свет разными способами. У некоторых трансгендерных людей есть дети, которых зачали и родили самым привычным методом — с помощью незащищённого гетеросексуального контакта — ещё до начала перехода. Многие трансмужчины менструируют и могут забеременеть — правда, это придётся сделать до начала гормональной терапии или на время прекратить приём тестостерона. Также трансмужчины могут сделать витрификацию ооцитов — заморозить яйцеклетки — и потом использовать их для ЭКО. Так поступил герой одного из наших прошлых материалов: он заморозил яйцеклетки, чтобы в будущем его жена могла родить ребёнка с его генами.
Трансгендерные женщины тоже могут заморозить сперму до начала гормональной терапии. Некоторые исследования показывают, что выработка спермы возможна и после начала перехода. А ещё в обозримом будущем станет доступной трансплантация матки — тогда трансженщины (и цисженщины, перенёсшие гистерэктомию или родившиеся без матки) смогут забеременеть, выносить и родить ребёнка.
Что касается отношений трансгендерных родителей и детей, то тут всё не так сложно, как кажется: психологи отмечают, что гибкая детская психика легче воспринимает «нестандартные» семейные конфигурации, а при должном внимании и бережном отношении ребёнок спокойно переживёт переход родителя. Одно американское исследование показало, что 58 % трансгендерных родителей отметили, что после начала перехода их отношения с детьми улучшились или по крайней мере не стали хуже.
Зачем защищать права транслюдей?
К сожалению, трансгендерные люди до сих пор сталкиваются с дискриминацией даже в тех странах и комьюнити, где в целом соблюдаются права ЛГБТ. Они становятся жертвами трансфобных нападений и убийств, больше подвержены риску заразиться ВИЧ и заболеть СПИД, сталкиваются с трудностями при поиске работы и медицинской помощи. 20 ноября по всему миру отмечают День памяти трансгендерных людей — на церемониях зачитывают имена тех, кто погиб, став жертвой трансфобии. Права трансперсон нарушают даже после их смерти: например, бывают случаи, когда родственники хоронят трансженщин под мужским именем.
Трансгендерные россияне должны проходить обследования у психиатра и получать справку о «транссексуализме», чтобы поменять документы и сделать нужные медицинские процедуры. Сейчас в России процесс смены документов организован значительно проще, чем во многих других странах, где для смены паспорта нужно обязательно начать изменения тела. Однако за прохождение специальной психиатрической комиссии, которая есть не в каждом городе, транслюди платят из своего кармана — что не всем доступно и довольно несправедливо.
Ещё одна проблема — недостаток квалифицированных врачей, которые умеют работать с транслюдьми. «С оскорблениями вы, скорее всего, не столкнётесь, но часто участковый врач не знает, что делать с трансчеловеком, боится вести гормональную терапию, не знает законодательной базы, — объясняет активист трансинициативной группы «Т-Действие» Антон Макинтош. — Врачи боятся какого-нибудь закона о пропаганде или просто не знают, имеют ли они право оказывать помощь таким пациентам (спойлер: имеют и обязаны). Они думают, что есть какие-то специальные врачи, „трансологи“, к которым должны ходить транслюди. Но таких врачей нет, все врачи обязаны уметь работать с транслюдьми». Чтобы обучать и просвещать врачей, «Т-Действие» организует специальные курсы.
Как всё-таки правильно называть трансгендерных людей?
В английском языке уже есть устоявшиеся термины для обсуждения вопросов гендера, а в русском с этим пока сложнее. Впрочем, освоить корректную лексику легче, чем кажется, — нужно всего лишь запомнить несколько терминов и использовать только их. Правильно: трансгендерный человек (мужчина, женщина, персона), трансчеловек (трансмужчина, трансженщина, трансперсона). Неправильно — всё остальное.
«Вы можете встретить сленговые, стигматизирующие или устаревшие термины, описывающие транслюдей. Не воспроизводите их», — советует авторка Wonderzine Саша Казанцева. Сейчас она готовит руководство для журналистов, редакторов и всех заинтересованных, которое будет распространять трансинициативная группа «Т-Действие». К некорректным терминам, которые стоит навсегда забыть, относятся существительные «транс», «трансгендер», «транссексуал». Также лучше не употреблять медицинские термины MtF и FtM — они описывают направление перехода, а не самого человека. Конечно, сами трансгендерные люди могут называть себя как угодно и даже апроприировать оскорбительные слова — это их право (примерно как вы с подругами можете в шутку называть друг друга «бабоньки»). Но всем остальным важно использовать правильную лексику, это совсем не трудно. Оценить свой уровень транстактичности можно в этом тесте, подготовленном экспертами «Т-Действия».
Если вы сомневаетесь, самый надёжный и правильный способ не облажаться — спросить, какие местоимения человек предпочитает, и использовать только их. А ещё постараться не делать выводы о гендерной идентичности по внешности человека — в 2020 году это уже не очень актуально.