что такое парсуна определение кратко
Значение слова «парсуна»
Первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты.
парсу́на
1. искусств. живоп. ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: кал — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «парсуна»
Предложения со словом «парсуна»
Понятия со словом «парсуна»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «парсуна»
На парсунах изображали царей, князей, военачальников, церковных иерархов.
Многие портреты, созданные в первой половине века, по своим художественным особенностям всё ещё напоминали парсуну.
Основными документами для изучения русских костюмов допетровского времени служат гравюры европейских путешественников – Олеария, Бургмайера, Вечеллио, Герберштейна, а также многочисленные парсуны более позднего периода.
Парсуна — русский парадный портрет допетровской эпохи
Парсуна — направление в русской портретной живописи середины и второй половины XVII века. Название термина происходит от латинского слова persona (особа или лицо). Персонами (парсунами) в те времена на Руси принято было называть светские парадные портреты.
Парсуна — научный термин, который ввел в оборот историк и искусствовед Иван Снегирев в середине XIX века. Выдающийся ученый использовал это слово для обозначения раннего портрета допетровской эпохи в переходный период русской истории.
История парсуны
Парсуна появилась в русской культуре под влиянием западного искусства. В странах Европы еще в XV веке началась эпоха Возрождения. Это привело к бурному развитию живописи, появлению новых стилей и жанров. А в Русском царстве в то время главенствующую роль в изобразительном искусстве играла иконопись.
Местная православная церковь старательно оберегала древние иконописные традиции и препятствовала развитию других видов живописи. Только после раскола в 1650-1660-х годах начались послабления в этой сфере. Мастера Кремлевской Оружейной палаты одними из первых начали формировать новые художественные идеалы и создавать примитивные светские портреты (парсуны).
Новый жанр быстро набирал популярность, хотя многие картины лишь условно передавали портретное сходство. Постепенно русские живописцы под влиянием приглашенных иностранных художников усваивали приемы европейской живописи и научились использовать их в своих произведениях.
В конце XVII века молодой российский царь Петр I после поездки в составе Великого посольства в страны Европы начинает в России крупномасштабные реформы. Они затрагивают практически все стороны жизни страны, в том числе изобразительное искусство. На смену парсунам окончательно приходит академическая живопись, появляются и быстро развиваются новые стили и жанры.
Виды и отличительные особенности парсун
Парсуны принято классифицировать по следующим параметрам:
К наиболее ярким отличительным особенностям парсун относятся:
Парсуны стали важной вехой на пути перехода от традиционных иконописных норм в русской живописи к воплощению идеалов западного изобразительного искусства.
Портал Very Important Lot предоставляет ценителям прекрасного уникальную возможность принять участие в аукционах искусства, где часто выставляются на торги оригинальные парсуны. На сайте можно также недорого купить картины напрямую у современных художников.
Парсуна
«Г. П. Годунов». 1686. Исторический музей. Москва.
Литература: Е. С. Овчинникова, Портрет в русском искусстве XVII века, М., 1955.
(от лат. persona – личность, лицо), переходная между иконой и светским произведением форма портрета, возникшая в русском искусстве в эпоху Средневековья (17 в.). Первые парсуны создавались в технике иконописи. Один из самых ранних – надгробный портрет князя М. В. Скопина-Шуйского (первая треть 17 в.), помещавшийся на саркофаге князя в Архангельском соборе Московского Кремля. Большинство парсун создавались живописцами Оружейной палаты (С. Ф. Ушаковым, И. Максимовым, И. А. Безминым, В. Познанским, Г. Одольским, М. И. Чоглоковым и др.), а также западноевропейскими мастерами, работавшими в России. Парсуна представляла собой, по словам Ушакова, «жизнь памяти, память о тех, кто когда-то жил, свидетельство прошедших времён, проповедь добродетели, выражение могущества, оживление умерших, хвалы и славы бессмертие, возбуждение живых к подражанию, напоминание о прошедших подвигах».
«Князь А. Б. Репнин». Парсуна. Вторая пол. 17 в.
Во второй пол. 17 в. парсуна переживает расцвет, что было связано со всё более активным проникновением в Россию элементов западноевропейской культуры и обострившимся интересом к конкретной человеческой личности. Кон. 17 в. – время наибольшего распространения боярско-княжеского портрета. Внушительность образов, декоративность изобразительного языка парсуны соответствовали пышному характеру придворной культуры этого времени. Портреты стольников Г. П. Годунова (1686) и В. Ф. Люткина (1697) написаны «с живства» (с натуры). Застылость поз, плоскостность цвета, декоративное узорочье одежд в парсунных изображениях этого времени подчас сочетаются с острым психологизмом («Князь А. Б. Репнин»).
«Князь М. В. Скопин-Шуйский». Парсуна. Первая треть 17 в. Государственная Третьяковская галерея. Москва
В эпоху петровских реформ парсуна теряет своё доминирующее значение. Однако, будучи оттеснённой с передовых позиций, она ещё целое столетие продолжает существовать в русском искусстве, постепенно отходя в провинциальные пласты художественной культуры. Отголоски традиций парсуны продолжали ощущаться в творчестве крупных русских портретистов 18 в. (И. Н. Никитина, И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова).
Парсуна как художественное явление существовала не только в русской культуре, но и на Украине, в Польше, Болгарии, в странах Ближнего Востока, обладая в каждом регионе своими особенностями.
Полезное
Смотреть что такое «Парсуна» в других словарях:
парсуна — см. портрет Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. парсуна сущ., кол во синонимов: 6 • … Словарь синонимов
ПАРСУНА — (искажение слова персона ) условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи кон. 16 17 вв., сочетающих приемы иконописи с реалистической образной трактовкой … Большой Энциклопедический словарь
Парсуна — Богдан Салтанов. Алексей Михайлович в «большом наряде» (1682,ГИМ) … Википедия
Парсуна — (искажение слова «персона», от лат. persona личность, лицо) произведение русской портретной живописи 17 в. Первые П. ни техникой исполнения, ни образным строем фактически не отличаются от произведений иконописи (См. Иконопись) (П. царя… … Большая советская энциклопедия
парсуна — (искажение слова «персона»), условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи конца XVI XVII вв., сочетающих приёмы иконописи с реалистической образной трактовкой. * * * ПАРСУНА ПАРСУНА (искажение слова… … Энциклопедический словарь
Парсуна — ж. устар. Произведение русской станковой портретной живописи конца XVI XVII вв. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
парсуна — парсуна, парсуны, парсуны, парсун, парсуне, парсунам, парсуну, парсуны, парсуной, парсуною, парсунами, парсуне, парсунах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
парсуна — парс уна, ы … Русский орфографический словарь
парсуна — (1 ж); мн. парсу/ны, Р. парсу/н … Орфографический словарь русского языка
Портрет в России становится основным жанром живописи только в эпоху Петра I (1689-1725). Самобытные талантливые русские портретисты появились к середине XVIII в., а в XVII в. портретный жанр в Русском царстве ещё только формировался, и светский портрет назывался «парсуной» – от искажённой транскрипции латинского слова «persona» («особа, личность»). Парсуна берёт своё начало в иконописи.
Что такое парсуна
Таким образом, парсуну ещё нельзя назвать портретом в том смысле, как он понимается сейчас, но это уже и не икона. Черты иконы в нём ещё присутствуют, но уже появляются и черты живописного портрета. Скорее, это портрет в его примитивном виде, его ранняя попытка.
Почему парсуна ещё не является портретом в полном смысле этого слова?
Портрет – это точная передача внешних характеристик человека, а через внешность умелый художник показывает и его внутренний мир. У парсун этого ещё не было или было в очень малой степени. В основном парсуна создавалась по общепринятым, трафаретным принципам и отличалась условностью: учитывалось положение портретируемого на социальной лестнице (был ли то боярин, воевода или царь) – тогда в обязательном порядке изображались соответствующие его положению атрибуты. А вот точное сходство с оригиналом получалось не всегда, обычно известных людей идеализировали, чтобы угодить им, поэтому делалась подпись с указанием, кто изображён на парсуне.
Но у талантливых художников индивидуальные черты личности на парсунах всё же присутствовали. Например, на парсуне неизвестного художника «Царь Иван IV (Грозный)» его образ достаточно узнаваем. Возможно, дело тут в особенностях внешности царя. При этом можно увидеть на царском лице выражение некоторой озабоченности, что не было характерно для иконы – она должна была быть бесстрастной.
В чём сходство парсуны с иконой
Парсуны писали в технике иконописи – темперными красками на доске. Изображение на иконе статично – так же и на парсуне. Одежда изображалась плοскο, хотя уже делались попытки создания светотени.
Β ΧVII в. жанр портрета активно продолжает развиваться, поэтому иконописный лик постепенно начинает преображаться в индивидуальное лицо. На парсунах начинают изображать не только высокопоставленных персон, но и купцов, и других, менее знатных личностей. Однако иконописная традиция всё-таки ещё сохранялась: женщины на парсунах изображались очень редко, только в том случае, если они принадлежали к царскому роду.
Парсуна на пути к портрету
В 1643 г. в штате Оружейной палаты была учреждена должность придворного портретиста, называлась она «живописец». Первым таким живописцем был Иоганн Детерсон – он умел писать человеческие лица с «живства» (с натуры).
В XVII в. художники все чаще стали переходить на холст.
Изображение полководца М.В. Скопина-Шуйского, русского государственного деятеля конца XVI-начала XVII в., считается одной из самых известных парсун. Она написана неизвестным художником. И хотя изображение выполнено в иконописной манере, оно вполне реалистично: короткие волосы, умный и проницательный взгляд, в котором видна живая искра. Предположительно, автором этой парсуны был иконописец, но он стоял уже на пути поисков живописи с «живства».
В середине ΧVII в. сходство портретируемого с моделью становится обязательным. Этому требованию соответствует пοртрет царя Αлексея Μиxайлοвича 1682 г. «в большом наряде» (царский венец, скипетр и держава в руках). На этой парсуне изображение ещё остаётся плоскостным, но уже заметны использование светотени, передача фактуры ткани и блики от драгоценностей.
Так постепенно сформировался русский живописный портрет, а парсуна стала переходным периодом от иконы к современному портрету.
ПАРСУНА
«Г. П. Годунов». 1686. Исторический музей. Москва.
Литература: Е. С. Овчинникова, Портрет в русском искусстве XVII века, М., 1955.
(от лат.persona – личность, лицо), переходная между иконой и светским произведением форма портрета, возникшая в русском искусстве в эпоху Средневековья (17 в.). Первые парсуны создавались в технике иконописи. Один из самых ранних – надгробный портрет князя М. В. Скопина-Шуйского (первая треть 17 в.), помещавшийся на саркофаге князя в Архангельском соборе Московского Кремля. Большинство парсун создавались живописцами Оружейной палаты (С. Ф. Ушаковым, И. Максимовым, И. А. Безминым, В. Познанским, Г. Одольским, М. И. Чоглоковым и др.), а также западноевропейскими мастерами, работавшими в России. Парсуна представляла собой, по словам Ушакова, «жизнь памяти, память о тех, кто когда-то жил, свидетельство прошедших времён, проповедь добродетели, выражение могущества, оживление умерших, хвалы и славы бессмертие, возбуждение живых к подражанию, напоминание о прошедших подвигах».
«Князь А. Б. Репнин». Парсуна. Вторая пол. 17 в.
Во второй пол. 17 в. парсуна переживает расцвет, что было связано со всё более активным проникновением в Россию элементов западноевропейской культуры и обострившимся интересом к конкретной человеческой личности. Кон. 17 в. – время наибольшего распространения боярско-княжеского портрета. Внушительность образов, декоративность изобразительного языка парсуны соответствовали пышному характеру придворной культуры этого времени. Портреты стольников Г. П. Годунова (1686) и В. Ф. Люткина (1697) написаны «с живства» (с натуры). Застылость поз, плоскостность цвета, декоративное узорочье одежд в парсунных изображениях этого времени подчас сочетаются с острым психологизмом («Князь А. Б. Репнин»).
«Князь М. В. Скопин-Шуйский». Парсуна. Первая треть 17 в. Государственная Третьяковская галерея. Москва
В эпоху петровских реформ парсуна теряет своё доминирующее значение. Однако, будучи оттеснённой с передовых позиций, она ещё целое столетие продолжает существовать в русском искусстве, постепенно отходя в провинциальные пласты художественной культуры. Отголоски традиций парсуны продолжали ощущаться в творчестве крупных русских портретистов 18 в. (И. Н. Никитина, И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова).
Парсуна как художественное явление существовала не только в русской культуре, но и на Украине, в Польше, Болгарии, в странах Ближнего Востока, обладая в каждом регионе своими особенностями.