что такое парма в пермском крае
Что такое парма в пермском крае
Тайны древней Пармы
Тайны древней Пармы.
Все выглядело так, как будто кто-то собрал священные вещи со всей округи и спрятал в земле.
Кто и когда сделал эти удивительные предметы? И зачем их аккуратно собрали вместе и зарыли?
Граф Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882) московский генерал-губернатор, меценат и коллекционер, узнав об этих находках, распорядился их собирать и присылать к нему в Санкт-Петербург. Так началась коллекция изделий Пермского звериного стиля, часть которой после революции бесследно исчезла. То, что осталось, сейчас хранится в Эрмитаже.
Есть и более ранние упоминания о таинственных древностях из Приуралья. В начале 18-го века Фридрих Вебер, который был посланником Ганновера при дворе Петра I, рассказывал в своих записках о России о необычных фигурках животных и людей из бронзы, доставленных в кабинет Петра I. Дальнейшая судьба этих фигурок также не известна.
В 19 веке эти удивительные находки рассматривались учеными как подтверждение, что когда-то давно на территории Прикамья существовала некая развитая загадочная культура.
Коми-пермяцкие предания утверждают, что эти образки дело рук народа чудь. Чудины обладали древними знаниями, неизвестными другим народам. Чудь по легенде ушла под землю когда мир вокруг стал меняться.
Этот таинственный народ в советские времена было постановлено считать предками коми-пермяков. А считают ли так сами коми-пермяки? Почему-то они раньше боялись этих древних изображений, считали их проклятыми. Обнаружив образки, коми-пермяки могли выбросить его в реку или поскорее переплавить. Может быть они чувствовали, что эти предметы «колдовские» несут на себе некую энергетику чуждую им? Есть представления, что чудины были карликами или наоборот великанами.
Часть коллекции Пермского звериного стиля находится в Пермском краеведческом музее. Пластины подразделяются на две большие группы. Это культовые вещи и украшения. В 20-м веке проводились планомерные раскопки и количество украшений значительно увеличилось. Украшения находят чаще всего в могильниках. Захоронения как правило находили крестьяне. Они же их называли «костища.» Украшения хорошо датированы. А вот культовые пластины в погребениях никогда не попадались.
Фото Раскопки «костищ» в 1897 году
Фото Примерно так производились раскопки на Искорском городище в 60 км от Чердыни. Различные предметы были близко от поверхности на глубине один метр.
Фото Компашка лосе-людей на крокодиле
Два реальных пермских чудика верхом на динозаврике. Прорисовка
Есть и фигурки, показывающие поклонение женщине-матери. Женщина в древнем мире была большой ценностью как продолжательница рода.
Интересно, что фигурки никогда не находили на местах селищ или городищ. Обычно их находили на огнищах или на костищах, то есть в каких то священных местах, где производились моления, приносились жертвы. Птицевидных идолов часто находили в могильниках. Возможно птица означала вылетающую душу человека.
На изображении ниже крылатая трехликая богиня стоит на ящере сверху три грифона. У нее большие ладони, возможно это Берегиня, женское начало, хранительница рода. Считается, что отливали эти фигурки из бронзы женщины.
В 9-14 веках просматривается уже несколько другая культура, но это все равно культурный код народа тот же, попы с запада еще не пришли.
Коми-пермяки жители Чердыни конец 19 века.
Есть такое мнение или версия, что был ранее один народ чудь, но потом он кардинально разделился на две группы: принявших христианство стали называть коми или коми-пермяки, а непринявшие остались чудью. И они уходили все дальше на север или на восток или в подземные убежища, которых под Уралом, говорят, немеряно.
Образ женщины, стоящей на ящере.
В других культурах женщина стоит на змее или крокодиле. На многих изображениях женщина держит по бокам двух животных. Вверху солярные знаки или птицы. Есть схожесть пермских богинь-берегинь с изображениями Древнего Египта, Скифии, Триполья с цивилизацией инков и даже Северной Америки. Поразительно совпадают сюжеты.
Древние люди передавали знания о структуре мироздания с помощью ассоциативных знаков и символов понятных человеку того времени и малопонятных современному человеку.
Фигурки Пермского звериного стиля полностью опровергают официальную из-торы-ю. На разных континентах у разных народов некогда существовало единое знание, которое нашло свое отражение в знаках и символах, которые находят по всему миру. Это знание впоследствии было уничтожено.
Путешествие в Парму. Часть 1.
Колесили четыре дня (1600 км) по Пермскому краю: Екб — Закамск — Пермь — Карагай — Кудымкар — Пармайлово — Кудымкар — Верещагино — Очёр — Оханск — Нытва — Краснокамск — Екб. Интересные музеи, добрые люди, прекрасные дороги, вкусная еда, приятный ночлег! Отличное путешествие!
В Закамске (Пермь) в галерее Кировского района посмотрели картину Виктора Мальцева. Загадочная картина.
загадочная картина Виктора Мальцева
А её автор — великий путешественник, большой художник, и умер-то совсем недавно — в 2007 году. Грандиозные «космические» путешествия по Уралу — одиночные, многомесячные. Он сумел понять сакральную географию манси. Но его уникальный архив таинственным образом исчез почти весь…
КудЫмкар. Здесь по легенде обитал герой пермяцкого эпоса Кудым-Ош: Медведь (Ош) в устье (дым) реки Ку (ва).
музей в Кудымкаре
Музей носит имя первого пермяцкого профессионального художника Петра Ивановича Субботина-Пермяка.
памятник художнику Петру Ивановичу Субботину-Пермяку
Превосходный художник, настоящий! Ударился в революцию и авангард, преуспел в новой живописи и в плакатах, но рано умер от туберкулёза. Про Кудым-Оша потом, сначала Субботин.
Кудымкар городок маленький, однако столица. Там есть огромный, прямо-таки столичный театр, который мы ухитрились не заснять. Всё больше на Кудым-Оша нацеливались.
Кудым-Ош
Его спутники: сова (верхний мир), медведь (наш, средний) и посох в виде змеи (усмирённый нижний мир?)
богатырь Пера
Коллекция бронзового литья
Интересная архаичная телега с поворотной передней осью, но колёса как в неолите!
Боронища
Такая телега и эдакая борона в деле
Пармайлово! Вершина пармы! Мастер Егор Фёдорович Утробин и его деревянные чудики. Чудь начудила да меря намеряла, как говорится. До Пармайлово и чуть дальше год назад закатали асфальт по всем правилам, и не пришлось пробираться по жирной красной, шикарной для керамики, глине.
Мастер Егор Фёдорович Утробин и его деревянные чудики
парк деревянных скульптур
Мастер Егор Фёдорович Утробин и его деревянные чудики
Мастер Егор Фёдорович Утробин и его деревянные чудики
Мастер Егор Фёдорович Утробин и его деревянные чудики
Едем дальше — на юго-запад. Город, станция Верещагино.
станция Верещагино
Назван в честь великого художника Василия Васильевича Верещагина, который там останавливался в 1904 году по пути на японскую войну. Где и погиб.
памятник В.В.Верещагину
памятник В.В.Верещагину
В музее мы, как потомицы железнодорожников, порадовались ж/д экспозиции.
Жезловая система проезда по однопутной железной дороге.
Очёр: столица звероящеров, вотчина Строгановых. Ош-шор — медвежий ручей.
Звероящер Биармозух. В честь Биармии назван
Звероящер Венценосный Удивительный (Эстемменозух мирабилис). Травоядная лапочка!
Очёрский музей огромный и богатый. Чтоб не мучиться выбором, размещаю три оригинальные досочки работы Александра Васильевича Нецветаева, основателя и директора (30 лет) музея. И всё.
Огромный Очёрский пруд и высокохудожественные (без шуток) советские скульптуры, волею судеб оказавшиеся в нём.
Звонница храма Александра Невского устроена в удивительной чугунной конструкции — лестнице в верхний придел. Очень оригинальное решение.
Парма: путешествие по северу Пермского края
Вход на сайт
Название «Парма» вовсе не дублирует известный европейский город. Так именовали, по одной из версий, государство, когда-то существовавшее на территории Пермской области. Другая гипотеза уверяет, что «парма» происхождения финно-угорского. Означало понятие поросшие лесом холмы.
Здесь много непривычного. Даже лес иной: он отличается красотой и суровостью. Немало заброшенных деревень впечатление оставляют тягостное, но горы и лес вместе со старинными храмами создают особый настрой.
Усьвинские столбы
Усьва – живописный небольшой поселок в 180 км от Перми. Дорога, точнее тропа, берет начало сразу после железнодорожного моста и ведет вдоль реки. А по пути встречается весьма занятный объект, словно гигантская клавиатура. Это подложка под газопровод. От нее уже виден пункт назначения. Усьвинские столбы с 1965 являются природным памятником.
Скала на речном берегу внешне напоминает стену, настолько она отвесная. Надо свернуть возле последней стоянки, чтобы попасть наверх. Иначе без альпинистского снаряжения оказаться наверху невозможно.
В первой смотровой площадки хороша видна река Усьва, популярный у туристов маршрут для водного сплава. Не замерзает она и зимой. У Столбов снимали фильм «Географ глобус пропил», сплав по реке.
Стоящий отдельно от стены семидесятиметровый останец именуется Чертовым пальцем. Он не очень заметен снизу, зато сверху впечатляет. Место преображается с каждым новым сезоном. Весной здесь настоящий цветочный ковер, осенью лек пламенеет от рябины.
На обратном пути можно посмотреть Усьвинские пороги. Они находятся за автомобильным мостом, если ехать вдоль реки. Там неплохая рыбалка.
Каменный город
Неподалеку от Усьвы еще одна местная достопримечательность, Каменный город. Причудливо уложенные природой камни образуют селение с башнями, арками, улицами и тупиками. Давным-давно здесь текла река, пробившая эти ходы. Принесенный ею песок стал песчаником.
При образовании Уральских гор речное русло поднялось наверх. В результате его выветривания образовался уникальный ландшафтный памятник.
Каменный город с его нагромождениями и удивительными останцами – одно из самых удивительных мест края. Достопримечательность располагается на Рудяном Спое. Это место также именуют Чертовым городищем. Это вызвано необычными формами. Местные жители уверены, что зона аномальная.
Популярность здешних скал растет постоянно. Каменный город так впечатляет гостей, что многие скалы получили собственные имена: Черепаха, Тюлень, Крыса.
Есть Малый и Большой Каменные города. Малый отстоит от Большого на триста метров. Оно ни в чем он не уступает собрату. Однако знакомо это место не всем, а потому нередко остается без внимания. Останцов в Малом городище четыре. Улиц в нем нет, зато есть ворота и даже целующиеся камни.
В Каменный город дорога ведет от Усьвы. Сворачивать надо в сторону поселков Юбилейный и Шумихинский, где есть указатель. До места проложен деревянный настил.
Особенно красиво городище осенью, в пору созревания рябины. Летом здесь ощущается кедровый аромат, а зимой местность преображается, ничуть не утрачивая притягательности.
Соликамск и Усолье
В самом сердце города, в его центре, возвышается пятиглавый Свято-Троицкий собор. Украшает его каменное кружево. А Соборная колокольня – с наклоном, таким же, как у Пизанской или как у местной достопримечательность Невьянской башни. Здесь немало колоритных строений.
На главной площади – памятник соли. На постаменте установлен бронзовый каравай с рушником и солонкой, а рядом с композицией – четырехметровая арка.
В здании старинной солеварни открыт и музей промышленного деревянного зодчества, истории соли.
Бывшая столица Строгановых – Усолье. Из-за расположения на островках появилось название Уральская Венеция. Частично город оказался затопленным после создания Камского водохранилища. Смотрится это весьма живописно, но жителям это удобств не прибавило.
Самая главная достопримечательность – созданный Строгановыми архитектурный комплекс. Он включает дворянские резиденции, колокольню, храмы – свыше сорока строений. По большей части здания разрушены, но и руины впечатляют.
С автомоста через Каму – прекрасная панорама города. Неподалеку находятся геологические достопримечательности, скальные выходы мергелей, «Камень», а также песчаники с медной минерализацией.
Красновишерск
В Красновишерске стоит посмотреть на Полюд и Ветлан. Последнее – отвесная стометровая скала. С нее открывается потрясающая панорама на Полюд, что на противоположном берегу, и реку Вишеру.
Ветлан занимает левый берег Вишеры. Река когда-то подходила вплотную к скалам, но в настоящее время берег обнажился, вода ушла. В скале ведет дорога вдоль реки.
Раньше здесь была лестница, но ее убрали. Это заметно усложнило подъем. А награда – поразительный вид с высоты. Не меньше Ветлана популярностью пользуется Полюд, напоминающая волну скала.
На гору можно попасть, переплыв реку. Ходят слухи, что скрывают недра несметные сокровища. С вершины виден и город Чердынь, и окрестные поселки, и обширные леса.
Один из скальных останцов хранит «след великана», углубление, образованное выветриванием. Своей формой оно напоминает гигантский след ноги человека. Полагают, что для большего сходства произведение природы доработано человеком.
Кажется, что Вишера, словно специально, поделена островками-ряжами на две части. В шутку рассказывают, что строители пытались желать мост вдоль реки, вот и сохранились его остатки. На деле внутри ряжей камни и песок.
В поселке Набережный находится экспозиция Музея природы Вишерского заповедника. Походы по заказнику требуют и физподготовки на хорошем уровне, и наличия времени. А любоваться всей красотой сразу можно в музее.
Чердынь
Чуть в стороне стоит городок Чердынь. Называют его градом семи холмов. Непросто считать такое небольшое селение, более похожее на деревушку, городом, но, как и Рим, он, и правда, на холмах. Место атмосферное и старинное.
Кроме красивых церквей и застроенных купеческими особняками улочек интерес представляет экспозиция местного музея. В ней представлены и изделия в уникальном зверином стиле, и собрание старинных книг, и деревянная скульптура.
А купеческая гостиная удачно соединила современные достижения и позапрошлое столетие. Здесь и чай из самовара, и старинные игры, и изучение генеалогии купеческих семей. А еще предоставляется возможность надеть костюм того времени. Воссоздан также гимназический класс.
Потрясающей красоты места расположены по пути в Ныроб. В Ныробке отбывал ссылку дядя будущего царя, Михаил Никитич Романов. Освобожденный, он отблагодарил местных жителей за помощь ему и построил церковь. Кандалы узника хранятся в музее. Оковы могут примерить на себя желающие прочувствовать, какого было заключенному.
Жутковатое впечатление декорации какого-то фильма ужасов либо психологического триллера производит и поселок-призрак Юбилейный. Популярность его растет у любителей сталкинга. Именно нужная им атмосфера царит в оставленном людьми селении. Хотя все же некоторые жители очень долго не покидали дома, даже какое-то время действовала школа.
Места здесь хотя и суровые, но очень красивые. Они наполнены силой, только какой-то непривычной, ни на что непохожей. Она не светлая и не темная, просто иная, удивительная.
Им овладела мысль пойти в пермскую землю и просветить ее.
Ради этого он собрался изучить пермский язык и ради этого
грамоту пермскую создал, потому что очень хотел идти
в Пермь и учить людей некрещеных и обращать неверных
людей, приводя их ко Христу Богу, к вере христианской
Епифаний Премудрый. Житие Стефана Пермского (1396 г.)
* См. Карта представляющая течение реки Чусовой 1775 г.; http://www.etomesto.ru/map-ekaterinburg_1775/
* См. ПГМ Пермского уезда Пермской губернии 1790 г.; http://www.etomesto.ru/map-perm_pgm-permskogo-uezda/
В XVIII—XIX вв. слово «Пермь» в официальных документах ставили в мужской род — «Перм», «План губернского города Перма». Слово «Пермь» впервые упоминается в Повести временных лет, в недатированной части, созданной в 1113 году, и его происхождение является предметом научных дискуссий.
Основные версии:
* от упоминавшейся в скандинавских сагах страны Биармии — эту версию предложил в 1730 году Ф. И. фон Страленберг, преобладала в исторических исследованиях вплоть до нач. XIX в. и была принята В. Н. Татищевым, М. В. Ломоносовым и Н. М.Карамзиным;
* от фин. peramаа, вепс. peramaa «задняя земля». По мнению современных финно-угроведов, к этому слову восходят и др.-рус. Перемь, Перьмь, и др.-сканд. Bjarmaland, которые изначально обозначали некую прибалтийско-финскую территорию на побережье Белого моря. По мере древнерусской колонизации топоним Пермь сдвигался на восток и был перенесён на предков коми-зырян (Пермь Вычегодская), а затем и коми-пермяков (Пермь Великая).
* от коми парма «лес». Макс Фасмер отмечает фонетические трудности этой версии.
До XVIII века топоним «Пермь» использовался для обозначения определённых территорий (Пермь Великая, Пермь Вычегодская), а также некоторых населённых пунктов, у С. Герберштейна сказано, что существует «Великая и обширная область Пермия» и «в ней есть город того же имени».
б) Другие версии этимологии
* М. Д. Горячко (экономика), Г. Н. Чагин (история). Пермь
https://bigenc.ru/geography/text/2332308
Название города, вероятно, происходит от вепсского «Пара Ма» («далёкая земля»).
* Этимологический словарь Макса Фасмера
в) Топонимика Парма
3) Исторические документы
* Договорные грамоты Новгорода с тверским великим князем Михаилом Ярославичем. Грамота тверская (1307-1308): «А се, княже, волости новгородьскыи: Волокъ съ всеми волостьми, Тържькъ, Бежице, Палиць Городьць, Мелеча, Шипино, Егна, Заволочие, Тере, Пермь, Печера, Югра, Вологда».
* Новгородская Карамзинская летопись. Первая выборка (1400-1450): «А се суть инии языци, иже дань дают Руси: чюдь, меря, весь, мурома, черемиси, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимгола, корсь, морава, либи».
* Из Великих Миней Четьих митрополита Макария. 26 апреля. Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего епископа в Перми, составленное преподобным во священноиноках отцом нашим Епифанием (1530-1554): » Во единъ же от дний вшед к нему, рече ему: «О, епископе, отче, господине, благослови мя, владыко, да иду в поганьскую землю, глаголемую Пермъ, въ языки заблужшая, в люди неверныя, въ человеки некрещеныя».
4)Обобщение и вывод
а) Как ориентировались на девственной сплошной лесной территории?
Основными ориентирами для передвижения на местности всегда служили выдающиеся местные географические объекты: водные потоки, низины (долины) и высоты; в общем рельеф территории. В сплошных лесных (закрытых, обзор на 10-15 м) массивах ориентироваться в пространстве можно только по рекам, высотам и низинам.
На территории средневековых русских княжеств высоты в 300 м единичная форма рельефа. В верховьях реки Кама высоты до 300 м и в бассейне Вычегды (дл.1130 км) рельеф расчлененное плато из высот под 250 м распространен. В Приуралье (Перми Великой), в бассейне реки Вишера и к востоку от реки Колва (притоки Камы) высоты в 300-550 м распространенная форма рельефа.
б) Церковно-монастырская колонизациия Перми
Местное жречество и вожди, терявшие власть в Перми Великой в ходе христианизации территории, оказали сопротивление миссионерам. Церковную колонизацию Москва подкрепила войсками, в 1471-1472 г. состоялся Чердынский поход московской рати в северном Прикамье, Пермь Великая со столицей в городе Чердынь была подчинена Москве.
5) Терминология иврита и библейский образ
* ПЕ = ивр.ПЕ край, конец; также ПЕА сторона, край, область; о сторонах света.
* Р.М. = ивр. РАМА высота, возвышенность.
Общий вид
русск. ПЕРМЬ = корни ПЕ+РМЬ = ивр. ПЕ край, конец; ПЕА сторона, край, область + Р.М., РАМА высота, возвышенность; т.е. край высот, область высот. Библейские понятия использовавшиеся в географической терминологии.
Источник
См. стронг иврита 7413 РАМА; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/7413.html
См. стронг иврита 6310 ПЕ; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/06310.html
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г., с. 449 (РАМА); с. 376 (ПЕ).
б) Библейский образ и топонимика Р.М., РАМА
* 1 Царств 22:6: «И услышал Саул, что Давид появился и люди, бывшие с ним. Саул сидел тогда в Гиве под дубом на горе (РАМА), с копьем в руке, и все слуги его окружали его».
* Иезекииль 47:17: «И будет граница от моря до Гацар-Енон, граница с Дамаском, и далее на севере область Емаф; и вот северный край(ПЕА).
* Ездра 9:11: «которые заповедал Ты чрез рабов Твоих пророков, говоря: земля, в которую идете вы, чтоб овладеть ею, земля нечистая, она осквернена нечистотою иноплеменных народов, их мерзостями, которыми они наполнили ее от края (ПЕ)до края (ПЕ) в осквернениях своих».
в) Высоты, возвышенности в топонимах библейского Израиля. Библейская Энциклопедия Архимандрита Никифора, М., 1891 г. (ст. сокращена)
http://www.ligis.ru/librari/1084.htm
Рельеф не типичный для большинства русских средневековых княжеств, термин выделяет местность по высокому рельефу. Эту топонимику мы можем отнести к культурно-религиозной деятельности Русской Православной Церкви.