что такое параллельные квинты

Что такое параллельные квинты

что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинты

что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинты

Всем музыкантам, начавшим серьезно изучать аранжировку и гармонию, известно первое правило гармонии, которое гласит: «избегайте параллельных квинт».

Отношение большинства музыкантов к этому правилу весьма неоднозначное. Обусловлено это тем, что в большей части учебников оно не объясняется, а если и объясняется, то не детально и в сложной форме.

Для понимания этого правила следует немного уточнить понятия, которые используются в образовательном процессе, и разобрать их отличие от творческого процесса. В учебном процессе гармония — это дисциплина, цель которой заключается в изучении аккордов, их строения и правил их соединения.

В конечном итоге базовый курс по гармонии позволяет:

Понять принципы гармонического движения в произведении.
Научиться гармонизовать мелодию с помощью изученного набора средств.
Научиться гармонизовать бас.
Научиться определять на слух типы аккордов и типы их движения.
Научиться играть последовательности аккордов.

Гармония, изучаемая большей частью музыкантов, является базовым, элементарным минимумом, без которого не обойдется ни один музыкант. В начале изучение гармонии, как правило, усваивают правила и закономерности тональной гармонии. Это, наверное, первая и важная разница, на которую следует обратить внимание.

До тональной гармонии были ранняя классическая гармония, гармония в полифонии. Все это относится к модальной гармонии. После тональной гармонии возникло понятие современной гармонии, в которое входят атональная, расширенная тональная, современная модальная и многие другие виды гармонии.

При таком большом количестве видов гармонии тональная гармония считается образцовой. Объясняется это тем, что, во-первых, она отличается налаженной педагогической системой, а во-вторых, она делает возможным быстрое и легкое освоение принципов организации гармонического пространства, которые применяются и в других видах гармонии.

Теперь возвратимся к вопросу о параллельных квинтах.

Во-первых, правило о запрете параллельных квинт появилось вследствие чрезмерной распространённости бригадного учебника. Этот учебник основывается на методике преподавания, разработанной Могучей кучкой и оформленной Римским-Корсаковым. А Римский-Корсаков весьма любил всякие правила.

Рассмотрим вопрос параллельности. Движение голосов может быть трех типов:

Прямое движение, при котором голоса двигаются в одну сторону. Движение, в котором сохраняется интервал, называется параллельным.

Противоположное, при котором голоса двигаются в разные стороны.
Косвенное движение, при котором один голос движется, а другой стоит на месте.

В начале развития многоголосия кварты, параллельное движение квинт и октав считалось нормой. Тогда наоборот старались избегать терций и секст. Первый тип гармонического напряжения характеризовался разрешением терций в квинты и секст в октавы. Диссонансов вообще не было.

По мере становления тональной системы параллельное движение совершенными консонансами было запрещено. И снова появилось в современной гармонии. Как можно понять из вышеизложенного, любые запреты имеют относительный характер. Главным признаком является соответствие интервала определенному звучанию, стилю.

К примеру, в тональной гармонии движение параллельными квинтами приводит к потере самостоятельности голосов. Основа из четырехголосной становится трехголосной. Движение параллельными совершенными интервалами слышится как движение одного уплотненного голоса, что не соответствует стилю.

К тому же тональная гармония базируется преимущественно на кварто-квинтовом движении аккордов. Параллельные квинты же возможны в случае секундового соединения.

Чтобы гармония звучала хорошо, следует хотя бы один голос оставить на месте, что именуется гармоническим соединением. Однако секундовое соединение не позволяет этого сделать. К примеру, в до-мажоре аккорды FAC и GBD не имеют общих тонов. Поэтому добавление еще и параллельных квинт приводит к полной потере тональной связи аккордов, что в свою очередь вызывает конфликт звучания.

Важную роль играет и опора на трезвучия в классической гармонии. Сразу после того, септ- и нонаккорды стали преобладать, начали вноситься изменения и в правила голосоведения.

Одна и та же последовательность может иметь кардинально разное звучание. Например, в джазе звучание (фонизм) последовательности базируется на параллельном движении голосов. А в случае использования классического голосоведения звучание этой же последовательности будет как у Моцарта.

Подытоживая все вышесказанное, можно сказать, что запрет на движение параллельными совершенными интервалами имеет смысл исключительно в классической гармонии. В основе этой гармонии лежат принципы тональности.

Правила способствуют более быстрому освоению принципов взаимодействия аккордов. Любые правила имеют условный характер. В творческой сфере они не всегда уместны. Обучайтесь по современным учебникам.

Источник

Основы гармонии. Параллельные квинты.

что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинты

Любой музыкант знает, что первое правило гармонии при решении задач — это избегание параллельных квинт.

И большинство относится к этому правилу неоднозначно. Причина в том, что в большинстве учебников не разъясняют, чем вызвана данная необходимость (по крайней мере не объясняют подробно и доступно). Чтобы разобраться в этой проблеме нужно сделать несколько уточнений к понятиям, используемым в образовательном процессе и их отличии от творческого процесса.

Гармония — в учебном процессе это дисциплина, цель которой является изучение аккордов, их строения, правил соединения аккордов (голосоведение), а также учение о модуляции. Конечной целью базового курса по гармонии является:

Гармония, которую изучают большинство музыкантов — это базовый, элементарный минимум необходимый музыканту для общения с коллегами, для осмысленного творчества и понимания музыки.

Изучение гармонии, как правило, начинается с освоения правил и закономерностей ТОНАЛЬНОЙ гармонии.

Это, наверное, первое и важная особенность которую важно запомнить.

До тональной гармонии существовала раннекласическая гармония, гармония в полифонии — это все МОДАЛЬНАЯ гармония. После тональной гармонии появилась понятие современной гармонии, которое включает в себя атональную, расширенную тональную, современную модальную и многие другие виды.

Однако, несмотря на такое огромное количество видов гармонии, именно тональная гармония является образцовой поскольку, во-первых, имеет налаженную педагогическую систему, во-вторых, позволяет относительно быстро и легко освоить те принципы организации гармонического пространства, которые используются в других типах гармонии.

Теперь к проблеме параллельных квинт.

Во-первых, популярность заблуждения о полном запрете параллельных квинт вызвана чрезмерной распространённостью бригадного учебника. В этом учебнике излагается методика преподавания, выработанная композиторами Могучей кучки и оформленная Римский-Корсаковым. Как известно, Римский-Корсаков был большой любитель правил и даже попортил своими исправлениями музыку Мусоргского. ( Подробнее об этом можно почитать в статьях Холопова и Холоповой о музыке Мусоргского в сборнике Мусоргский и музыка XX века)

Однако существуют и другие школы гармонии. Например, московская школа (учебник Мясоедова) основана на других принципах и правилах. А если Вы посмотрите учебник Тюлина (его я рекомендую для занятий, как наиболее приемлемый), то увидите, что там нет каких-либо строгих запретов и практически с первых уроков описаны случаи использования параллельных квинт.

Теперь о параллельности.

Существует три типа движения голосов:

Прямое движение — движение голосов в одну сторону. Движение с сохранением интервала называется параллельным.

Противоположное — движение в разные стороны.

Косвенное — один голос движется, другой на месте.

В начале развития многоголосия, кварты, квинты и октавы, в параллельном движении, являлись нормой. Терции и сексты, наоборот, избегались. Первый тип гармонического напряжения был при разрешении терций в квинты и секст в октавы. Никаких диссонансов не существовало.

Затем, при становлении тональной системы, параллельное движение совершенными консонансами попало под запрет. И вновь возродилось в современной гармонии.

Как видите, любые запреты относительны.

Главный признак это соответствие интервала определённому звучанию, стилю.

Например, в тональной гармонии при движении параллельными квинтами теряется самостоятельность голосов. Вместо четырехголосной основы она становится трехголосной. Движение параллельными совершенными интервалами воспринимается на слух, как движение одного уплотненного голоса. Такое звучание противоречит стилю.

Кроме того, тональная гармония построена, в основном, на кварто-квинтовом движении аккордов, а параллельные квинты возможны при секундовом соединении.

Для получения хорошего звучания гармонии необходимо, чтобы минимум один голос оставался на месте (это называется гармоническим соединение). Но при секундовом соединении это невозможно (например, в до мажоре у аккорда FAC и GBD нет общих тонов). Поэтому если к этому еще добавляются параллельные квинты, то полностью утрачивается ТОНАЛЬНАЯ связь аккордов, что приводит к возникновению конфликта звучания.

Важным также является опора на трезвучия в классической гармонии. Как только преобладающими стали септ- и нонаккорды правила голосоведения эволюционировали. Звучание одной и той же последовательности может кардинально меняться в зависимости от стилистики изложения.

Например, в джазе звучание (фонизм) последовательности опирается на параллельное движение голосов, а при использовании классического голосоведения та же последовательность будет звучать как Моцарт.

Запрет на движение параллельными совершенными интервалами (квинты, октавы) существует только в классической гармонии. Эта гармония опирается на принципы тональности.

Использование правил помогает быстрее освоить принципы взаимодействия аккордов.

Любые правила условны и никогда не относятся к творчеству.

Используйте для обучения современные учебники 🙂

Источник

Параллельные квинты

Всем музыкантам, начавшим серьезно изучать аранжировку и гармонию, известно первое правило гармонии, которое гласит: «избегайте параллельных квинт».

Отношение большинства музыкантов к этому правилу весьма неоднозначное. Обусловлено это тем, что в большей части учебников оно не объясняется, а если и объясняется, то не детально и в сложной форме.

Для понимания этого правила следует немного уточнить понятия, которые используются в образовательном процессе, и разобрать их отличие от творческого процесса. В учебном процессе гармония — это дисциплина, цель которой заключается в изучении аккордов, их строения и правил их соединения.

В конечном итоге базовый курс по гармонии позволяет:

Гармония, изучаемая большей частью музыкантов, является базовым, элементарным минимумом, без которого не обойдется ни один музыкант. В начале изучение гармонии, как правило, усваивают правила и закономерности тональной гармонии. Это, наверное, первая и важная разница, на которую следует обратить внимание.

До тональной гармонии были ранняя классическая гармония, гармония в полифонии. Все это относится к модальной гармонии. После тональной гармонии возникло понятие современной гармонии, в которое входят атональная, расширенная тональная, современная модальная и многие другие виды гармонии.

При таком большом количестве видов гармонии тональная гармония считается образцовой. Объясняется это тем, что, во-первых, она отличается налаженной педагогической системой, а во-вторых, она делает возможным быстрое и легкое освоение принципов организации гармонического пространства, которые применяются и в других видах гармонии.

Теперь возвратимся к вопросу о параллельных квинтах.

Во-первых, правило о запрете параллельных квинт появилось вследствие чрезмерной распространённости бригадного учебника. Этот учебник основывается на методике преподавания, разработанной Могучей кучкой и оформленной Римским-Корсаковым. А Римский-Корсаков весьма любил всякие правила.

Рассмотрим вопрос параллельности. Движение голосов может быть трех типов:

В начале развития многоголосия кварты, параллельное движение квинт и октав считалось нормой. Тогда наоборот старались избегать терций и секст. Первый тип гармонического напряжения характеризовался разрешением терций в квинты и секст в октавы. Диссонансов вообще не было.

По мере становления тональной системы параллельное движение совершенными консонансами было запрещено. И снова появилось в современной гармонии. Как можно понять из вышеизложенного, любые запреты имеют относительный характер. Главным признаком является соответствие интервала определенному звучанию, стилю.

К примеру, в тональной гармонии движение параллельными квинтами приводит к потере с амостоятельности голосов. Основа из четырехголосной становится трехголосной. Движение параллельными совершенными интервалами слышится как движение одного уплотненного голоса, что не соответствует стилю.

К тому же тональная гармония базируется преимущественно на кварто-квинтовом движении аккордов. Параллельные квинты же возможны в случае секундового соединения.

Чтобы гармония звучала хорошо, следует хотя бы один голос оставить на месте, что именуется гармоническим соединением. Однако секундовое соединение не позволяет этого сделать. К примеру, в до-мажоре аккорды FAC и GBD не имеют общих тонов. Поэтому добавление еще и параллельных квинт приводит к полной потере тональной связи аккордов, что в свою очередь вызывает конфликт звучания.

Важную роль играет и опора на трезвучия в классической гармонии. Сразу после того, септ- и нонаккорды стали преобладать, начали вноситься изменения и в правила голосоведения.

Одна и та же последовательность может иметь кардинально разное звучание. Например, в джазе звучание (фонизм) последовательности базируется на параллельном движении голосов. А в случае использования классического голосоведения звучание этой же последовательности будет как у Моцарта.

Подытоживая все вышесказанное, можно сказать, что запрет на движение параллельными совершенными интервалами имеет смысл исключительно в классической гармонии. В основе этой гармонии лежат принципы тональности.

Правила способствуют более быстрому освоению принципов взаимодействия аккордов. Любые правила имеют условный характер. В творческой сфере они не всегда уместны. Обучайтесь по современным учебникам.

Источник

13 звуков и интервалов. Их восприятие и обозначение. Лады отклонения и модуляции

что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинты

В предыдущей статье мы остановились на том, что собрали гамму из 7 звуков, но будет корректнее уже назвать её звукорядом, так как названия звуков там известны(про гаммы будет ниже).

Музыкальный звукоряд — компактное представление отрезка квинтовой цепи.
Для удобства транспонируем(перенесём) её на квинту вверх.

что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинты

что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинтыСправа вверху количество минорных и мажорных звуков. Большой буквой Т далее буду обозначать тонику

Так как у всех этих ладов звуковой состав(звукоряд) одинаковый они называются параллельными.

Тоника сама по себе не имеет окраску(0). Ладовую окраску, характерное звучание лада, формируют остальные звуки что приобретают смысл при наличии тоники и сопоставлении с ней. Как было сказано в предыдущей статье, если тоника находится внизу выбранной цепи квинт, то общее звучание у нас мажорное, если вверху то минорное. Так лидийский получается самый светлый лад, локрийский — темный, дорийский — средний, уравновешенный(3:3). Здесь уже можно видеть почему именно. В мажорных ладах преобладают количественно и качественно(по напряженности) звуки квинтами выше от тоники(обозначены как a), в минорных квинтами ниже(b).

что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинты

В таблице выше звуки этого звукоряда слева направо по возрастанию мажорности отмечены номерами. Это абсолютная окраска звуков безотносительно тонике, проще говоря место в выбранном отрезке квинтовой цепи(это пригодится при анализе модуляций). Например F в этом звукоряде будет самым минорным, B самым мажорным звуком. Но при этом F в локрийском ладу(уже относительная тонике B окраска) будет 6 квинт вниз, а в мажоре(С) 1 квинта вниз, соответственно в первом F напряженнее и минорнее. Переходя между параллельными ладами мы переокрашиваем звуки а отрезок цепи квинт остается тот же. Каждый из ладов используют как средство выражения определенных эмоций. Цветом лада обозначил общее впечатление от его звучания(слева направо по убыванию мажорности).

что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинтыC мажор что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинтыC фригийский

что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинтыЗвукоряд пентатоники

Существуют и лады с меньшим количеством звуков например пентатоника. В ней всего 5 квинт поэтому звучит она спокойно и менее напряженно семизвучных. Здесь также любой из звуков можно принять за тонику что даст 5 видов пентатоники и каждая из них будет иметь свой характер, свою окраску:

что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинты

Кто знаком с теорией мог заметить, что список тональностей со знаками при ключе обычно предоставляют по квинтам. Сами знаки, диезы и бемоли, нормативно ставят в квинтовом порядке и чем ближе здесь тональности тем ближе их родство(больше общих звуков):

что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинты

К сожалению там указывают только параллельные минор и мажор а остальные лады опускают. Мы укажем все:

что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинтыЗвукоряды параллельных ладов

На квинтовом кругу лады с m это те, терция от тоники которых малая без m большая, o локрийский. Это одновременно и обозначение аккордов ладов.
Модуляция на квинту вниз с сохранением лада или с прыжком в его параллельные добавляет бемоль/бекар к крайнему мажорному звуку предыдущего а на квинту вверх — диез к крайнему минорному.
Если мы модулируем с тем же ладом в другую тонику, транспонируем, то возникает сопоставление тональностей. Относительно диезные тональности будут звучать светлее, бемольные темнее. Если прямого сопоставления нет, окраска будет взята относительно наиболее популярной тональности слушателя. Чем дальше отрезки цепи друг от друга тем напряженнее их сопоставление. Полную схему можно скачать здесь.

Существуют лады у которых цепь квинт на которой они основываются не непрерывна поэтому в них пропущены некоторые её звуки, что образует интервальный скачок(пропуск звеньев цепи). Такие лады называются искусственными — в противовес натуральным где цепь квинт непрерывна. Самый популярный из них — гармонический минор:

что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинтыГармонический минор Ля. Желтым и зеленым отмечены пропущенные звуки цепи

В нём квинта вниз от тоники, пропуск, 2 вниз, далее от тоники 2 вверх, ещё 2 вверх пропущены и звук что отстоит на 5 шагов вверх от тоники что в свёрнутом виде — малую секунду. Его ещё называют вводным тоном. В такой расширенной цепи должны появиться новые напряженные интервалы. Вот второй тритон 5a-1b(G#-D). А вот интервал похожий на малую терцию(энгармоничный ей), увеличенная секунда 5a-4b(G#-F). В этом интервале содержится целых 9 квинт! Ход на неё создаёт очень сильный перепад напряжения так как она соединяет крайний мажорный и минорный звук цепи этого лада что чувствуется в восточных песнях, где она часто используется[0:00-0:09].
Ещё появилась уменьшенная кварта вмещающая 8 квинт. Тоже напряженный интервал[0:10-0:18].

Видео с примерами на которое ссылаются таймкоды:

Итак у нас есть тритон, уменьшенная кварта и увеличенная секунда lin6, 8 и 9 соответственно. Эта цепь включает 9 квинт. Получается где-то здесь ещё один — интервал в 7 квинт. Построим их вниз от крайнего мажорного звука и увидим что в этом ладу он пропущен. Этот интервал называется увеличенная прима(G-G# в примере). Ещё он известен как хроматизм или хроматический полутон:

что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинтыЕщё 3 новых интервала

Разберемся как образуются названия нот и интервалов.

Названия нот и интервалов

Современные названия нотам, что на письме обозначают звуки дали, когда в обиходе были 7 звучные церковные лады. Белые клавиши подряд назвали До-ре-ми-фа-соль-ля-си.
На письме более популярна английская буквенная нотация A-B-C-D-E-F-G где А-это ля и так далее.
В старых источниках вместо B можно встретить H. Это немецкая нотация, сейчас используется редко.

что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинтыЗдесь уже вырисовывается понятный семеричный музыкальный алфавит для будущей программы

А теперь разберёмся, что такое гамма.

что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинтыМажорная гамма от до

Уточнение разницы в понятиях

Перейдем к интервалам звукоряда и сразу, для наглядности, звукоряд на фортепиано для лучшего понимания его отличия от гаммы:

что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинтыЗвукоряд гаммы до мажор

Интервалы звукоряда называют по числу занимаемых ими нот(далее по порядку) латинскими словами.

Вот пары обращений. Будет проще если их запомнить.
Прима — октава
Кварта — квинта
Секунда— септима
Терция — секста

что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинтыПолная таблица соответствия интервалов их квинтовым шагам(порядковый номер)

Также можно сравнить количество нот и тонов по этой таблице получив качество интервала(ещё способ будет в конце статьи):

что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинтыТаблица интервалов

Малые интервалы становятся большими в ближайшем обращении, уменьшенные увеличенными и обратно. Большие и увеличенные всегда квинтового, малые и уменьшенные квартового строения. Кроме названий у разных например терций как и остальных нет ничего общего.

C секундой аналогично. С lin0 и 1 всё проще. Вот чистая кварта D-G. Отдаляем звуки на один хром полутона друг от друга — увеличенная кварта Db-G или D-G#. Приближаем — уменьшенная кварта D#-G или D-Gb. Надеюсь принцип понятен. Но в этом способе построения интервалов есть проблема практического характера.

что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинты

Любому звуку слух придаёт значение относительно тоники. В бесконечной квинтовой цепи бесконечное кол-во звуков. Слух выбирает из них именно тот, что по квинтам ближе к тонике и наделяет его соответствующим смыслом. Поэтому при тонике E будут звуки C-D#(4б 5а) а не их далёкие энгармонизмы B# и Eb(8а 7б). Тоника выступает в качестве ориентира в бесконечной цепи квинт. Без неё невозможно использование напряженных интервалов далее lin6(он уже становится двусмысленным ) т.к. они будут приняты за более легкие энгармоничные им:

что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинтыПары энгармонически равных интервалов и их обращений

Как видим на клавиатуре при одной тонике у нас помещается 11 квинт а 12я даёт энгармонизм. Если мы возьмём один из этих звуков за тонику то у нас уже не получится 13 13 звучных ладов как можно подумать. К примеру при тонике Db, E будет от неё очень далеко мажорным— 9 квинт вверх и будет принят нашим слухом за ближайший энгармонизм Fb что всего на 3 квинты ниже:

что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинты

C изменением 1 звука в этом примере изменились и интервалы — м2 стала ув1, б3 стала ум4. Этот приём переосмысления интервала на его энгармонизм назовём энгармоническая секвенция.

что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинты

Теперь вернёмся к гамме.

что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинты что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинтыХроматическая гамма абстрактного 13 квинтового звукоряда(для наглядности приложена к до)

В этом случае для гаммы уже могут быть применены интервалы звукоряда:

что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинты

И уже теперь, когда можно абстрагироваться от конкретного звукоряда, появляется возможность найти все интервалы отрезка из 13 квинт, связав их со ступенями:

что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинты

О звуках за пределами области влияния тоники

В мажорных ладах вероятнее чем в минорных возникновение звуков за пределами 6 квинт вверх из-за большей близости отрезка диатоники к этим звукам(с минорными обратно). Но наиболее частым сценарием их появления всё же остается попадание в область влияния тоники, модуляция к ним. Этот вопрос подлежит дальнейшему изучению.

Лады следует понимать как отрезки этой 13 звучной системы с тоникой в центре. Лидийский и локрийский из-за своего крайнего положения звучат уже настолько неустойчиво для нашего слуха, что тоника норовит съехать по квинтам вверх и вниз соответственно в чём могут убедиться музыканты, пробовавшие сочинять в этих ладах. Слух легко воспринимает отклонения в лады, с общим отрезком квинтовой цепи — параллельные лады. Все отрезки цепи ладов можно характеризовать по их ширине что есть самый напряженный их интервал. Натуральные пентатоники lin4(б3), семизвучные lin6(ув4), гармонические минор/мажор lin9(ув2).

О теориях базирующихся на натуральном звукоряде

Доказательства того, что пифагоров строй как свёрнутая цепь квинт, является психологическим эталоном музыкального звукоряда:

Окраска звуков относительно тоники по квинтам.

Вытекающая из этого окраска ладов.

Порядок напряженности интервалов по количеству квинтовых шагов. Из-за этого акустически равные интервалы с одинаковым соотношением частот(энгармоничные например ув2 и м3) воспринимаются абсолютно по разному.

Взятие напряженных интервалов исполнителем (для современных европейцев >lin6) происходит с внутренним напряжением. Связано это с повышенной вычислительной сложностью по мере увеличения квинтовых шагов(собственно почему популярную мелодию строят на пентатонике).

Это знание даёт возможность осмысленно вводить новые звуки в 7 звучный лад, понимать какие интервалы при этом образуются, анализировать устройство других искусственные ладов и многое другое. В изучении звукоряда и интервалов может помочь такая информационная накладка для фортепиано:

что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинты

что такое параллельные квинты. Смотреть фото что такое параллельные квинты. Смотреть картинку что такое параллельные квинты. Картинка про что такое параллельные квинты. Фото что такое параллельные квинтыУдобные тоники для освоения музыкальных звуков

Статья создана на основе видео с моего канала «Природа звука». Для тех кто хочет закрепить прочитанное и лучше разобраться в теории рекомендую к просмотру:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *