что такое параклис ко пресвятой богородице
ПАРАКЛИС ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
Параклис ис — особая служба Пресвятой Богородице, не имеющая определенных временных рамок, обычно совершается вечером и всегда посвящена Матери Божией.
Параклис ис (от греч. Παράκλησις – усердная молитва; утешение) состоит из канона и акафиста Пресвятой Богородице. Все молитвословия поются церковным хором. Параклис (Параклисис) — отдельная служба, служится священником перед чтимым образом Богородицы.
Это пение — умилительное и одновременно торжественное, потому что Матерь Божия олицетворяет собой всю красоту и славу Церкви, а так же близость человеческого рода к Богу.
Служба параклисиса Пресвятой Богородице состоит из молитвенных прошений о получении утешения и мужества. Его следует читать во время искушений, упадка духа, или болезни. Особым образом его читают на протяжении двух недель Успенского поста, который завершается большим торжеством — праздником Успения Пресвятой Богородицы — 28 августа.
Параклис ис совершают в храмах для укрепления людей в вере, чтобы молитвами Богородицы достойно завершить прохождение поста. В эти дни многие верующие стараются посетить это Богослужение.
Наши предки питали твердую и глубокую веру в небесное предстательство Богоматери и часто обращались к Ней в своих нуждах, скорбях и печалях с теплой и усердной молитвой. И Матерь Божия не оставляла их веру тщетной, подавая скорую помощь как всему русскому православному народу в целом, так и каждому просящему – по его вере.
«Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся»,– с такими молитвенными чувствами Церковь всегда обращается к Той, Которая по благодати Божией стала Покровительницей всего мира и каждой в отдельности христианской души. В тяжелые, скорбные для души минуты, когда она подвергается какому-либо греховному искушению, она особенно нуждается в милости и в светлой надежде на помощь.
Вот что пишет митрополит Вениамин (Федченков) в своей книге «Промысел Божий в моей жизни»:
ПАРАКЛИСИС. Этим греческим словом называется молебен Божией Матери (напечатан в Часослове: «Многими содержим напастьми», поемый в скорбях).
Однажды, это было в Крыму (около 1917г.) — у меня сложились очень трудные обстоятельства, и я не видел исхода из них. Поэтому я открыл Часослов и начал читать параклисис Богородице. И не успел я прочесть еще и половину канона, как пришли люди, и все выяснилось совершенно благополучно.
Случай, по-видимому, очень простой. Но для меня он был неожиданным, чудесным. И притом молился я немного, минут пять. Милостива Царица Небесная!
Канон «Многими содержимь напастьми…» или «Параклисис», что значит «Утешение» (параклитикос – утешительный; катаниктикос – умилительный), написан монахом Феостириктом Медикийским, учеником святого Никиты Исповедника. И учитель, и ученик много пострадали в эпоху иконоборчества, защищая почитание святых икон.
Около 830 г. инок Феостирикт описал житие своего учителя, в котором ярко показал подвиги и страдания своего наставника и других иноков-исповедников. Дата кончины преподобного отца нам неизвестна. В богослужебных книгах, и греческих, и славянских, имя Феостирикта надписывается перед каноном, который читается или поется на повечерии во вторник 8-го гласа.
Существует устное предание, что сам инок Феостирикт страдал унынием, которое томило его временами весьма сильно. Потому и написанный им канон очень помогает тем, кто скорбит, печалится и унывает в тех или других обстоятельствах. Чтение канона помогает скоро и легко выйти из греховного состояния.
Текст канона прост и доступен пониманию каждого молящегося. Безыскусственность и смиренная горячая молитва скорбящего инока, краткость и легкость пения тропарей канона делают его особенно любимым в наше трудное время. Канон многим помогает обрести утешение и помощь Заступницы Усердной рода христианского.
Протоиерей Сергий Правдолюбов
Богослужение Дивеевской обители сохраняет особенный устав прп. Серафима: по воскресениям поется Параклис (канон Пресвятой Богородице ) нараспев.
Войдите в ОК
Служба параклисиса Пресвятой Богородице
Параклисис – особая служба Пресвятой Богородице. В переводе с греческого языка это слово означает “усердная молитва”. Он не имеет определенных временных рамок, обычно он совершается вечером и всегда посвящен Матери Божией. Параклисис состоит из канона и акафиста Пресвятой Богородице. Все молитвословия поются церковным хором.
Параклисис – отдельная служба, служится священником перед чтимым образом Богородицы. Это пение – умилительное и одновременно торжественное, потому что Матерь Божия олицетворяет собой всю красоту и славу Церкви, а так же близость человеческого рода к Богу.
Служба параклисиса Пресвятой Богородице состоит из молитвенных прошений о получении утешения и мужества. Его следует читать во время искушений, упадка духа, или болезни. Особым образом его читают на протяжении двух недель Успенского поста, который завершится большим торжеством – праздником Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа.
Параклисис совершают в храмах для укрепления людей в вере, чтобы молитвами Богородицы достойно завершить прохождение поста. В эти дни многие верующие стараются посетить это Богослужение.Конечно, верующие идут на этот духовный подвиг, самостоятельно оценивая свои силы и возможности, но, даже имея большое стремление, без помощи Божией, Богородицы и святых пройти этот путь довольно сложно.
Службы параклисиса Божьей Матери — это в первую очередь прошения о благоденствии. Если что-то отягощает душу, если духовно тяжело и человек не в мире с собой и окружающими, то в это время стоит прийти в Церковь и попросить заступничества Божьей Матери.
«Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся»,– с такими молитвенными чувствами Церковь всегда обращается к Той, Которая по благодати Божией стала Покровительницей всего мира и каждой в отдельности христианской души.
В тяжелые, скорбные для души минуты, когда она подвергается какому-либо греховному искушению, она особенно нуждается в милости и в светлой надежде на помощь.Наши предки питали твердую и глубокую веру в небесное предстательство Богоматери и часто обращались к Ней в своих нуждах, скорбях и печалях с теплой и усердной молитвой.
И Матерь Божия не оставляла их веру тщетной, подавая скорую помощь как всему русскому православному народу в целом, так и каждому просящему – по его вере.
Параклисис.Канон молебный ко Пресвятей Богородице
Поемый во всякой скорби душевной и обстоянии.
Tворение Феостирикта монаха. Тропaрь Богородице, глас 4-й
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибaем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы. (Дважды)Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии: aще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избaвил от толиких бед, кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасaеши присно от всяких лютых.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипaче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знaю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукaвое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегдa судити Ти. Се бо, в беззакониих зачaт есмь, и во гресех роди мя мaти моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и пaче снега убелюся. Слуху моему дaси рaдость и веселие; возрaдуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святaго не отыми от мене. Воздaждь ми рaдость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избaви мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрaдуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и устa моя возвестят хвалу Твою. Яко aще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигaемая; тогда возложaт на олтaрь Твой тельцы.
Канон ко Пресвятой Богородице, глас 8-й
Песнь 1
Ирмо́с: Воду прошед яко сушу, и египетскаго зла избежaв, изрaильтянин вопияше: избaвителю и Богу нашему поим.Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Многими содержимь напaстьми, к Тебе прибегаю, спасения иский: о, Мaти Слова и Дево, от тяжких и лютых мя спаси.
Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Страстей мя смущaют прилози, многаго уныния исполнити мою душу; умири, Отроковице, тишиною Сына и Бога Твоего, Всенепорочная.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Спaса рождшую Тя и Бога, молю, Дево, избaвитися ми лютых: к Тебе бо ныне прибегaя, простирaю и душу и помышление.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Недугующа телом и душею, посещения Божественнаго и промышления от Тебе сподоби, едина Богомaти, яко благая, Благaго же Родительница.
Песнь 3
Ирмо́с: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желaний крaю, верных утверждение, едине Человеколюбче.Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Предстaтельство и покров жизни моея полагaю Тя, Богородительнице Дево: Ты мя окорми ко пристaнищу Твоему, благих виновна; верных утверждение, едина Всепетая.
Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: Ты бо, Богоневестная, начальника тишины Христа родилa еси, едина Пречистая.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Благодетеля рождши добрых виновнаго, благодеяния богатство всем источи, вся бо можеши, яко сильнаго в крепости Христа рождши, Богоблаженная.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Лютыми недуги и болезненными страстьми истязaему, Дево, Ты ми помози: исцелений бо неоскудное Тя знаю сокровище, Пренепорочная, неиждивaемое.
Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегaем, яко нерушимей стене и предстaтельству.
Призри благосердием, всепетая Богородице, на мое лютое телесе озлобление, и исцели души моея болезнь.
Тропарь, глас 2-й
Моление теплое и стенa необоримая, милости источниче, мирови прибежище, прилежно вопием Ти: Богородице Владычице, предвари, и от бед избaви нас, едина вскоре предстaтельствующая.Песнь 4Ирмо́с: Услышах, Господи, смотрения Твоего тaинство, разумех дела Твоя и прослaвих Твое Божество.
Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Страстей моих смущение, кормчию рождшая Господа, и бурю утиши моих прегрешений, Богоневестная.
Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Милосердия Твоего бездну призывaющу подaждь ми, яже Благосердаго рождшая и Спaса всех поющих Тя.
Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Наслаждaющеся, Пречистая, Твоих даровaний, благодaрственное воспевaем пение, ведуще Тя Богомaтерь.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
На одре болезни моея и немощи низлежaщу ми, яко Благолюбива, помози, Богородице, едина Приснодево.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Надежду и утверждение и спасения стену недвижиму имуще Тя, Всепетая, неудобства всякаго избавляемся.
Песнь 5
Ирмо́с: Просвети нас повелении Твоими, Господи, и мышцею Твоею высокою Твой мир подaждь нам, Человеколюбче.Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Исполни, Чистая, веселия сердце мое, Твою нетленную дающи радость, веселия рождшая виновнаго.
Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Избaви нас от бед, Богородице чистая, вечное рождши избавление, и мир, всяк ум преимущий.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Разреши мглу прегрешений моих, Богоневесто, просвещением Твоея светлости, Свет рождшая Божественный и превечный.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Исцели, Чистая, души моея неможение, посещения Твоего сподобльшая, и здрaвие молитвами Твоими подaждь ми.
Песнь 6
Ирмо́с: Молитву пролию ко Господу, и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися, и молюся яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.
Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Смерти и тли яко спасл есть, Сам Ся издaв смерти, тлением и смертию мое естество, ято бывшее, Дево, моли Господа и Сына Твоего, врагов злодействия мя избaвити.
Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Предстaтельницу Тя живота вем и хранительницу тверду, Дево, и напaстей решaщу молвы, и налоги бесов отгоняющу; и молюся всегда, от тли страстей моих избaвити мя.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Яко стену прибежища стяжaхом, и душ всесовершенное спасение, и прострaнство в скорбех, Отроковице, и просвещением Твоим присно рaдуемся: о, Владычице, и ныне нас от страстей и бед спаси.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
На одре ныне немощствуяй лежу, и несть исцеления плоти моей: но, Бога и Спaса миру и Избaвителя недугов рождшая, Тебе молюся, Благой: от тли недуг возстaви мя.
Кондaк, глас 6-й
Предстaтельство христиан непостыдное, ходaтайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений глaсы, но предвари, яко Благaя, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву, и потщися на умоление, предстaтельствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
Другой кондaк, глас тот же
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози, на Тебе надеемся, и Тобою хвaлимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.
Стихира, глас тот же
Не ввери мя человеческому предстaтельству, Пресвятая Владычице, но приими моление раба Твоего: скорбь бо обдержит мя, терпети не могу демонскаго стреляния, покрова не имам, ниже где прибегну, окаянный, всегда побеждaемь, и утешения не имам, разве Тебе, Владычице мира, уповaние и предстaтельство верных, не презри моление мое, полезно сотвори.
Ирмо́с: От Иудеи дошедше отроцы, в Вавилоне иногдa, верою Троическою плaмень пещный попрaша, поюще: отцев Боже, благословен еси.Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Наше спасение якоже восхотел еси, Спaсе, устроити, во утробу Девыя вселился еси, Юже миру предстaтельницу показал еси: отец наших Боже, благословен еси.
Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Волителя милости, Егоже родилa еси, Мaти чистая, умоли избaвитися от прегрешений и душевных скверн верою зовущим: отец наших Боже, благословен еси.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Сокровище спасения и Источник нетления, Тя рождшую, и столп утверждения, и дверь покаяния, зовущим показал еси: отец наших Боже, благословен еси.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Телесныя слабости и душевныя недуги, Богородительнице, любовию приступaющих к крову Твоему, Дево, исцелити сподоби, Спaса Христа нам рождшая.
Ирмо́с: Воистинну Богородицу Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево чистая, с безплотными лики Тя величaюще.Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Тока слез моих не отвратися, Яже от всякаго лица всяку слезу отъемшаго, Дево, Христа рождшая.
Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Радости мое сердце исполни, Дево, Яже радости приемшая исполнение, греховную печаль потребляющи.
Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Пристaнище и предстaтельство к Тебе прибегaющих буди, Дево, и стена нерушимая, прибежище же и покров и веселие.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Света Твоего зарями просвети, Дево, мрак неведения отгоняющи, благоверно Богородицу Тя исповедающих.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
На месте озлобления немощи смирившагося, Дево, исцели, из нездрaвия во здрaвие претворяющи.
Высшую небес и чистшую светлостей солнечных, избaвльшую нас от клятвы, Владычицу мира песньми почтим.От многих моих грехов немощствует тело, немощствует и душа моя; к Тебе прибегaю, Благодaтней, надеждо ненадежных, Ты ми помози.
Владычице и Мaти Избaвителя, приими моление недостойных раб Твоих, да ходaтайствуеши к Рождшемуся от Тебе; о, Владычице мира, буди Ходaтаица!
Поем прилежно Тебе песнь ныне, всепетой Богородице, рaдостно: со Предтечею и всеми святыми моли, Богородице, еже ущедрити ны.
Вся aнгелов воинства, Предтече Господень, апостолов двоенадесятице, святии вси с Богородицею, сотворите молитву, во еже спастися нам.
Молитвы ко Пресвятой Богородице
Пресвятая Богородице, спаси мя!Царице моя преблагaя, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстaтельнице,
скорбящих рaдосте, обидимых покровительнице!
Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко стрaнна.
Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстaтельницы,
ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомaти, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.К кому возопию, Владычице?
К кому прибегну в горести моей, aще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхaние мое приимет, aще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам, грешным? Кто пaче Тебе в напaстех защитит?
Услыши убо стенaние мое, и приклони ухо Твое ко мне, Владычице Мaти Бога моего, и не презри мене, требующаго Твоея помощи, и не отрини мене, грешнаго. Вразуми и научи мя, Царице Небесная; не отступи от мене, раба Твоего, Владычице, за роптaние мое, но буди мне Мaти и заступница. Вручaю себе милостивому покрову Твоему: приведи мя, грешнаго, к тихой и безмятежной жизни, да плaчуся о гресех моих. К кому бо прибегну повинный аз, aще не к Тебе, уповaнию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь? О, Владычице Царице Небесная!
Ты мне уповaние и прибежище, покров и заступление и помощь. Царице моя преблагaя и скорая заступнице! Покрый Твоим ходaтайством моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых; умягчи сердца злых человек, возстающих на мя. О, Мaти Господа моего Творцa! Ты еси корень девства и неувядaемый цвет чистоты.
О, Богородительнице! Ты подaждь ми помощь немощствующему плотскими страстьми и болезнующему сердцем, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего имам заступление; и Твоим пречудным заступлением да избaвлюся от всякия беды и напaсти, о пренепорочная и преслaвная Божия Мaти Марие.
Темже со уповaнием глаголю и вопию: радуйся, благодaтная, радуйся, обрaдованная; радуйся, преблагословенная, Господь с Тобою.
#МолитвыИАкафисты
Параклисис (Параклис) Пресвятой Богородице
Параклисис — особая служба Пресвятой Богородице, не имеющая определенных временных рамок, обычно совершается вечером и всегда посвящена Матери Божией.
Параклисис (от греч. Παράκλησις – усердная молитва; утешение) состоит из канона и акафиста Пресвятой Богородице. Все молитвословия поются церковным хором. Параклис (Параклисис) — отдельная служба, служится священником перед чтимым образом Богородицы.
Это пение — умилительное и одновременно торжественное, потому что Матерь Божия олицетворяет собой всю красоту и славу Церкви, а так же близость человеческого рода к Богу.
Служба параклисиса Пресвятой Богородице состоит из молитвенных прошений о получении утешения и мужества. Его следует читать во время искушений, упадка духа, или болезни. Особым образом его читают на протяжении двух недель Успенского поста, который завершается большим торжеством — праздником Успения Пресвятой Богородицы — 28 августа.
Параклисис совершают в храмах для укрепления людей в вере, чтобы молитвами Богородицы достойно завершить прохождение поста. В эти дни многие верующие стараются посетить это Богослужение.
Наши предки питали твердую и глубокую веру в небесное предстательство Богоматери и часто обращались к Ней в своих нуждах, скорбях и печалях с теплой и усердной молитвой. И Матерь Божия не оставляла их веру тщетной, подавая скорую помощь как всему русскому православному народу в целом, так и каждому просящему – по его вере.
«Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся»,– с такими молитвенными чувствами Церковь всегда обращается к Той, Которая по благодати Божией стала Покровительницей всего мира и каждой в отдельности христианской души. В тяжелые, скорбные для души минуты, когда она подвергается какому-либо греховному искушению, она особенно нуждается в милости и в светлой надежде на помощь.
Вот что пишет митрополит Вениамин (Федченков) в своей книге «Промысел Божий в моей жизни»:
ПАРАКЛИСИС. Этим греческим словом называется молебен Божией Матери (напечатан в Часослове: «Многими содержим напастьми», поемый в скорбях).
Однажды, это было в Крыму (около 1917г.) — у меня сложились очень трудные обстоятельства, и я не видел исхода из них. Поэтому я открыл Часослов и начал читать параклисис Богородице. И не успел я прочесть еще и половину канона, как пришли люди, и все выяснилось совершенно благополучно.
Случай, по-видимому, очень простой. Но для меня он был неожиданным, чудесным. И притом молился я немного, минут пять. Милостива Царица Небесная!
Канон «Многими содержимь напастьми…» или «Параклисис», что значит «Утешение» (параклитикос – утешительный; катаниктикос – умилительный), написан монахом Феостириктом Медикийским, учеником святого Никиты Исповедника. И учитель, и ученик много пострадали в эпоху иконоборчества, защищая почитание святых икон.
Около 830 г. инок Феостирикт описал житие своего учителя, в котором ярко показал подвиги и страдания своего наставника и других иноков-исповедников. Дата кончины преподобного отца нам неизвестна. В богослужебных книгах, и греческих, и славянских, имя Феостирикта надписывается перед каноном, который читается или поется на повечерии во вторник 8-го гласа.
Существует устное предание, что сам инок Феостирикт страдал унынием, которое томило его временами весьма сильно. Потому и написанный им канон очень помогает тем, кто скорбит, печалится и унывает в тех или других обстоятельствах. Чтение канона помогает скоро и легко выйти из греховного состояния.
Текст канона прост и доступен пониманию каждого молящегося. Безыскусственность и смиренная горячая молитва скорбящего инока, краткость и легкость пения тропарей канона делают его особенно любимым в наше трудное время. Канон многим помогает обрести утешение и помощь Заступницы Усердной рода христианского.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Серафимо-Дивеевская обитель – святая земля, которую Царица Небесная взяла в последний, четвертый, Свой удел. Матерь Божия Сама через преподобного Серафима Саровского дала для новой обители устав новый и нигде до того времени ни в какой обители еще не существовавший. Одна из заповедей Пресвятой Богородицы – всегда, неопустительно, по воскресным дням перед поздней литургией служить нараспев по нотам параклис, то есть совершать молебное пение канона Божией Матери. «И если эту заповедь мою исполните, то все хорошо у вас будет, и Царица Небесная не оставит вас. Если же не исполните, то без беды беду наживете», – говорил дивеевским сестрам преподобный Серафим. Параклис – особая служба Пресвятой Богородице. В переводе с греческого слово Παράκλησις означает «усердная молитва», «покорное прошение», «утешение». Параклис совершается священником перед чтимым образом Богородицы. Все молитвословия поются церковным хором. Это пение – умилительное и одновременно торжественное, потому что Матерь Божия олицетворяет Собой всю красоту и славу Церкви, а также близость человеческого рода к Богу.
Религиозная организация «Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник.
Божия Матерь – cтена и ограждение всех верных. Слово на параклисисе Божией Матери
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие во Христе братия и сестры! Собираясь всегда по пятницам в храм Господень и совершая совместное прославление Матери Божией, мы этим самым привлекаем к себе милость Царицы Небесной и подтверждаем непреложность Ее проречения: Се бо, отныне ублажат Мя вен роди ( Лк. 1:48 ). Святая Церковь Христова в ответ на это проречение возносит Божией Матери хвалебные гимны, воспевая: Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево? Кто ли не воспоет Твоего Пречистаго Рождества. (Догматик, глас 6-й), ибо из Нее произошел Избавитель мира, Солнце Правды, Христос Бог наш.
Никто не знал, как исправить природу человека и возвести ее в первоначальное достоинство. Ни естественный закон, ни писаный, ни вещания посланников Божиих не в силах были уврачевать язву человеческую. Болезнь человеческого рода мог уврачевать только Тот, Кто сотворил человека и Кем все существует – Господь Бог. Но для этого надо было Богу воплотиться и прославить обесславленное в Адаме наше естество. И вот Премудрый и Милостивый Бог избирает сосуд из нашего естества, украшает его, словно великолепный храм, и Сам в него вселяется, чтобы примирить с Отцом человечество. Вот этому-то величайшему таинству соединения Слова с нашей плотию и послужила Пречистая Дева Мария, Которая вместила в Себя Невместимого и родила Искупителя мира, Спасителя и Бога, Господа Иисуса Христа. Творец Адама соделался новым Адамом, чтобы спасти древнего.
Преславная Дева, избранная Богом послужить таинству воплощения Сына Божия, предуказана была еще в Ветхом Завете, и Священное Писание именует Ее многими именами, указуя на Ее добродетели и на ту радость, какую Она принесет вселенной. При внимательном чтении Писания можно найти повсюду рассеянные пророчества с указанием на Пресвятую Богородицу, и если собрать их воедино, то можно ясно понять, какую славу приняла от Бога Пречистая Дева. Патриарх Иаков указал Ее в Леторосли, от которой должен произойти его славный Потомок. Святой пророк Исаия, провидя Ее, называет Ее Садом, Девою, Главою книги, и притом, запечатленной. Святой пророк Иезекииль называет Ее Вратами затворенными, обращенными на восток, которыми пройдет только один Бог. Святой пророк Даниил называет Ее Горою великою, святой пророк Аввакум – Горою приосененною, а святой пророк и псалмопевец Давид – Горою тучною, Горою усыренною, в которую благоволил вселиться Бог. Святой пророк Захария именует Ее Златым Светильником, украшенным семью лампадами. В других местах Священного Писания Она называется Лествицею Иакова, Жезлом Аарона, Коренем Иессея, Купиною Неопалимою, Святою Трапезою, Жертвенником, Златою Кадильницею, Святая Святых, Скрижалями Завета, Херувимом Славы и многими иными именами.
Через эту-то Святую Деву и принесена была в мир радость. Эта Дева соделалась посредницей между величием Божиим и нашим ничтожеством, послужив началом светлого снисхождения Божия к людям. А после Своего преславного Успения Она, окруженная небесною славой, с ликами святых ангелов, предстала пред учениками Господними, как всесильная Помощница и Молитвенница пред Престолом Сына Своего и Бога за всех, с верою и любовию к Ней прибегающих и требующих Ее помощи. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, – взывает к Божией Матери Церковь Христова во все времена, прося Ее покрова и заступления. Она теперь соделалась надежным пристанищем для всех ищущих спасения.
Святитель Димитрий Ростовский говорит: «Когда праведнейший Мздовоздаятель восхотел наказать весь мир водами потопа, тогда оставил для всех видов животных одно средство спасения – Ноев ковчег. Кто не находился в нем, погиб в водах, а все, что вошло в него к патриарху Ною, спаслось от смерти. Равным образом Тот же нелицеприятный Судия, определив по кончине мира наказать грешных огненным потопом, дал всему человеческому роду одно надежное и спасительное прибежище – Пречистую Деву Марию, ныне над нами простирающую омофор милосердия. Всякий, притекающий под покров Ее, может спастись, а не желающий прибегнуть под этот покров, непременно будет погружен с диаволом в вечноогненное озеро».
Пречистую Деву Господь даровал Своей Церкви главною охраной верующих. Все земные цари для защиты своих подданных от нашествия иноплеменников строят города, ограждая их высокими стенами; так и Небесный Царь создал для Своих людей великий город, чтобы в этом городе, защищенном крепкою стеной, могли укрываться от нападений злобного демона Его рабы. Господь, утвердивший Вселенную, устроил в ней и город Церкви, Который не могут одолеть врата ада, потому что этот город утвержден на краеугольном Камне, который есть Сам Христос Бог; точно так же и стена этого города есть Преблагословенная Дева Мария, несокрушимая никакими адскими силами. Она есть стена для христиан, ограждение от всех враг видимых и невидимых. Темные духи от Ее крепости и силы исчезают, как дым от огня; также и видимые враги от Ее могущества обращаются в бегство или смиряются, или совершенно побеждаются.
Кроме всего этого, Она есть стена и от гнева Божия, ибо защищает от него молящихся Ей, удерживает Своими молитвами праведный гнев Божий и пременяет его на милость. Таково попечение и такова любовь Матери Божией к человеческому роду. По свидетельству Церковной истории, Преблагословенная Дева Мария на протяжении двадцати веков существования христианской Церкви принимает самое непосредственное участие в судьбах как ее, так и каждого верующего. Она являлась верующим наяву, являлась и во сне, давая им нравственные наставления, предуказывая будущие события, ободряя, укрепляя, утешая их. Так, например, преподобные Сергий Радонежский и Афанасий Афонский лично слышали от Нее предсказания о светлом будущем основанных ими монастырей. Преподобному Сергию Божия Матерь возвестила: «Твоя молитва об учениках и обители твоей услышана. Не скорби, потому что отныне она будет всем изобиловать. Я буду неотступно в обители твоей, сохраняя и покрывая ее». Преподобный Афанасий принял от Нее такую заповедь: «Не оставляй своего уединения. Я тебе помогу. Все нужное будет тебе даровано с изобилием. Твоя Лавра прославится между всеми обителями Афона».
Матерь Божия заботится о христианском роде и вникает в нужды верующих даже до самого малейшего – так возлюбила Она усыновленных Ей Самим Господом христиан. Любя верующих, Она не оставляет их и без Своего заступления и благодатной помощи, для чего явила и являет на земле православному народу Свои иконы, чрез которые Сама утешает и исцеляет всех скорбящих и несчастных, с верою к Ней прибегающих. Более двухсот чудотворных Своих икон послала Она на землю страждущим людям, врачуя все болезни и изливая токи Своей милости.
Возлюбленные во Христе братия и сестры, все эти примеры свидетельствуют о том, что Богоматерь безмерно любит к Ней прибегающих и надеющихся на Ее помощь. Наш христианский долг – чтить и прославлять Богоматерь и всегда Ее благодарить за Ее великие щедроты и милости, оказанные нам и всему роду человеческому. Мы с вами должны быть особенно благодарны Божией Матери за то, что до сего времени сохраняемся Ею и ныне сподобились чести пребывать на церковной молитве в том храме, где ступали святые стопы Царицы Небесной и где покоятся мощи угодника Божия преподобного Сергия. Будем же чтить Пресвятую Деву, и всегда прибегать к Ней со своими скорбями, и славословить Ее, воспевая: Радуйся, Заступнице усердная рода христианского, радуйся, Радосте наша, по- крый нас от всякого зла честным Твоим омофором. Аминь.
Источник: «Российский писатель». Москва 2003