что такое парадокс времени
5 парадоксов путешествия во времени, от которых закипят мозги
Есть две группы ученых, которые спорят о самой структуре времени: одни считают, что, вернувшись в прошлое и изменив хоть что-то, можно поменять будущее, причем самым непредсказуемым образом. Другие же полагают, что время представляет собой замкнутый цикл, который постоянно повторяется, и одни события не влияют на другие, так как существуют в разных временных плоскостях. Согласно этим теориям были порождены парадоксы, о которых мы тебе расскажем.
1. Парадокс предопределения
Этот парадокс возникает, когда человек, путешествующий во времени, становится частью прошлых событий и его действия в конечном счете приводят к тому событию, на которое он пытается повлиять или предотвратить. Благодаря ему создается временной цикл причинности, в котором Событие 1 в прошлом влияет на Событие 2 в будущем (имеется в виду путешествие во времени в прошлое), которое и стало причиной События 1. Создается некий круговорот циклов, который гарантирует, что история не изменится, так что любые путешествия во времени и попытки изменить прошлое приведут к самой причине, а не исправлению этих действий. Данный парадокс предполагает, что все в любом случае случится так, как должно, и ничто этого не изменит.
2. Онтологический парадокс
В этом парадоксе говорится о том, что любой объект, человек или часть информации, которые будут отправлены назад во времени, приведут к бесконечному циклу, в котором данный объект не имеет видимого происхождения, или даже не создавался. Иначе этот парадокс можно объяснить на примере молодого человека, который отправился назад в прошлое и там охмурил дамочку, с которой затем переспал. Через 3 месяца он вернулся в свое время, не зная, что эта женщина беременна. Ее ребенок растет, и становится, – угадай кем – да, путешественником во времени, который возвращается назад и встречает женщину, и так далее по бесконечному кругу.
Этот парадокс подразумевает, что прошлое, будущее и настоящее не определены, из-за чего ученые не могут понять, как определить происхождение чего угодно, если оно может и не существовать вовсе. Уравнение поля Эйнштейна допускает возможность существования подобных циклов, так что нет ничего не возможного.
3. Парадокс дедушки
4. Парадокс убийства Гитлера
5. Парадокс Полчинского
Американский физик-теоретик Джозеф Полчинский предложил сценарий временного парадокса, в котором бильярдный шар входит в червоточину и появляется в прошлом как раз в тот момент, чтобы столкнуться с младшей версией себя и остановить вхождение. Парадокс Полчинского воспринимается физиками очень серьезно благодаря теории относительности Эйнштейна, которая предполагает возможность путешествовать во времени.
Когда Джозеф предположил свой парадокс, то вложил в него принцип Новикова, который подтверждает возможность путешествия во времени, но запрещает временные парадоксы. Благодаря этому были сформированы решения, которые помогут избежать временных парадоксов, а значит, и изменений в прошлом. Возьмем наш бильярдный шар: шар, который появится из червоточины, ударит искомую версию и изменит направление ее движения, но недостаточно, чтобы помешать ей войти в червоточину.
Как избежать «парадокса убитого дедушки» или Квантовая механика решает загадки путешествия во времени
Путешествия во времени давно стали основным жанром фильмов, романов и телевизионных шоу, которые служили всем: от заднего плана до подростковых весёлых комедий, таких как «Назад в будущее», и вдумчивого созерцания в новелле Рэя Брэдбери «И грянул гром». Часто эти истории сосредотачиваются вокруг одного аспекта путешествия во времени – возможных последствий того, что путешественник во времени поменяет прошлые события, в результате чего по возвращении в будущее произойдёт кошмарный сценарий, влияя на способность вообще путешествовать в прошлое.
Эта дилемма, известная как «парадокс убитого дедушки», отражает главное возражение философов и физиков против путешествий во времени – возможное нарушение причинности. В то время как само путешествие во времени остаётся в области чистой спекуляции, возможные результаты нарушения принципа причинности и то, как природа может предотвратить их, являются горячо обсуждаемыми темами, с такими известными физиками и философами, как Стивен Хокинг и Кип Торн, размышляющими о возможных решениях. Возможно ли, что «многомировая» интерпретация квантовой механики может спасти несчастного (и неуклюжего) путешественника во времени?
Что такое «парадокс убитого дедушки», и почему он так важен?
Фрай, неуклюжий главный герой Футурамы Мэтта Грейнинга, имел довольно неудачную встречу со своими дедушкой и бабушкой в титулованном эпизоде «Розуэлл, который хорошо кончается»
Чтобы рассмотреть этот парадокс, давайте представим себе ситуацию, в которой одарённый молодой изобретатель Марти создаёт машину времени в 2018 году. Поскольку Марти никогда не видел своего деда, он решает совершить путешествие в прошлое, чтобы встретиться с ним. После тщательного исследования Марти выясняет, где именно будет находиться его дед, ещё молодой и бездетный, 23 ноября 1963 года. Он входит в свою машину и начинает путешествие в прошлое.
Набросок путешествия Марти, если мы допустим существование только одной мировой линии
К сожалению, Марти – очень буквальный парень, и, когда мы сказали, что он точно знает, где будет находиться его дед, это не было преувеличением. Марти приземляется точно в том месте, где должен был быть его дед, с предсказуемыми результатами. После быстрого анализа ДНК, чтобы убедиться, что это действительно его дед, Марти терпеливо ждёт своего исчезновения…
Решение дилеммы Марти?
Эта идея была расширена студентами Калифорнийского технологического института Фернандо Эчеверриа и Гуннаром Клинкхаммером вместе с физиком Кипом Торном в статье, где было показано, как бросить бильярдный шар в прошлое через червоточину по траектории, которая будет препятствовать попаданию шара в червоточину. Они утверждали, что физические свойства червоточины изменят траекторию шара таким образом, что он не сможет мешать самому себе, или что именно вмешательство – это то, что в первую очередь заставляет шар войти в червоточину.
Визуальное представление решения Эчеверрии и Клинкхаммера (Brightroundircle)
Итак, согласно теории Новикова, любые действия, предпринимаемые путешественником во времени, просто становятся частью ранее существовавшей истории, и наблюдателям запрещается видеть эти события из-за так называемого горизонта Коши.
Вернувшись в 2018 год, наш герой Марти обнаруживает, что его семейный дом исчез, как и все следы его существования. Читая о теории Новикова и пересекающихся бильярдных шарах, он проклинает бездеятельность Вселенной. Именно в этот момент он понимает, что, возможно, Вселенная не вмешивалась, поскольку для этого требовалось какое-то другое корректирующее действие. Вдохновлённый статьёй о столкновении бильярдных шаров, он мчится к своей машине времени, чтобы помешать себе и спасти собственное будущее.
Решение Новикова может показаться вам несколько произвольным, поскольку оно, безусловно, требует существования множества механизмов, в настоящее время неизвестных физике, достаточных для того, чтобы навсегда затупить бритву Оккама. Именно по этой причине такое решение парадокса убитого дедушки обычно отвергается научным сообществом. Физик Мэтт Виссер, исследователь в области общей теории относительности, предполагает, что принцип самосогласованности Новикова слишком заточен под конкретный случай, чтобы его можно было принять как спасение причинности.
Есть ли более экономное решение парадокса убитого дедушки, основанное на ранее существовавших аспектах физики, введённых другими теориями или дисциплинами?
Так уж случилось, что одно из таких решений может дать хорошо известный аспект квантовой физики: интерпретацией квантовой механики «многих миров».
Многомировая интерпретация квантовой механики
«Многомировая» интерпретация квантовой механики была впервые предложена Хью Эвереттом III в 1950-х годах как решение проблемы коллапса волновой функции, продемонстрированной в печально известном эксперименте Юнга с двумя щелями.
Основная схема двухщелевого эксперимента. Электроны могут проходить через одну из двух щелей
Электроны, выпущенные по отдельности, начинают создавать характерную интерференционную картину на экране за пределами двух щелей
Поскольку электрон движется, его можно описать как волновую функцию с конечной вероятностью прохождения либо через щель S1, либо через щель S2. Когда электрон появляется на экране, он не размазывается по нему, как волна. Он проявляется как точка. Мы называем это коллапсом волновой функции, поскольку волнообразное поведение исчезло, и это ключевой фактор так называемой копенгагенской интерпретации квантовой механики. Но оставался вопрос: почему волновая функция коллапсирует?
Эверетт задал другой вопрос. Коллапсирует ли вообще волновая функция?
Он представил себе ситуацию, в которой вместо коллапса волновой функции она продолжает расти экспоненциально. Настолько, что в конечном счёте вся Вселенная оказывается лишь одним из двух возможных состояний. «Мир», в котором частица прошла через S1, и мир, в котором частица прошла через S2. Эверетт также утверждал, что одно и то же «расщепление» состояний произойдёт для всех квантовых событий с различными исходами, существующими в разных мирах в состоянии суперпозиции. Волновая функция просто выглядит так, как будто она разрушилась для нас, потому что мы находимся в одном из этих миров, которым запрещено взаимодействовать.
Это значит, что когда Марти вернётся в 1963 год, произойдет раскол. Он больше не в том мире, из которого пришёл, назовём его Миром 1. Вместо этого он создал новый мир. Когда он путешествует вперёд во времени, он путешествует по временной шкале этого мира. Он никогда не существовал в этом мире и, по правде говоря, не убивал своего деда. Его дед существует в целости и сохранности ещё в 1963 году в Мире 1.
Набросок путешествия Марти, если применить «многомировую» интерпретацию квантовой механики. Попытка путешествовать назад вызывает нисходящий «прыжок» мировых линий
Итак, что происходит, когда Марти возвращается в прошлое в попытке спасти свой мир? Он непреднамеренно создаёт другое состояние, Мир 3. Этот мир может походить на Мир 1 почти всеми мыслимыми способами, но, согласно применению интерпретации, он не является тем же самым из-за одного события. Столкновение двух машин времени 23 ноября 1963 года.
Если Марти снова попытается вернуться в 1963 год, чтобы исправить первоначальное вмешательство, он просто создаст другое состояние, Мир 3
Правда в том, что если это правильное решение парадокса убитого дедушки, то Марти никогда не сможет вернуться в Мир 1. В интерпретации «многих миров» заложено, что наложенные миры не могут взаимодействовать друг с другом. Марти может двигаться «вниз», потому что именно его присутствие в определённый момент создает мир. Невзаимодействие означает, что независимо от того, какие меры он принимает, каждый раз, когда он возвращается в прошлое, он создаёт новый мир и прыгает «вниз» в этот мир, а затем может двигаться только вперёд во времени по этой линии. Где-то в своём мире, Мире 1, Марти, изобретательный молодой человек, просто исчез в один прекрасный день, чтобы никогда не вернуться.
Заключение
Конечно, ничего из этого не делает путешествия во времени более возможными или вероятными. Специальная теория относительности Эйнштейна и ограничения на скорость объекта с массой сильно ограничивают эту возможность. Но это даёт интересное решение к логической головоломке. Ирония заключается в том, что наиболее правдоподобное решение парадокса убитого дедушки исходит из единственной концепции в физике, которая создала ещё более фантастические истории и приключения, концепции множественных Вселенных, даже если в этом случае упомянутые вселенные сосуществуют в невзаимодействующей гипотезе состояний.
Интерпретация «многих миров» предполагает почти бесконечное количество возможных миров, даже тот, где вы решили отрастить бороду и стать злее.
Интересно, что это приложение также отвечает на другую загадку, часто задаваемую о путешествиях во времени. Если такая технология когда-нибудь перейдёт от диких предположений к реальности, то где же путешественники во времени? Почему они не пришли к нам, чтобы обсудить своё удивительное открытие?
Ответ может заключаться в том, что мы существуем в первичном мире, в котором будут созданы машины времени. Изобретатели и пассажиры таких машин просто исчезают в других мирах собственного творения. Для нас изобретение машин времени будет просто отмечено множеством исчезающих физиков.
Оказывается, Марти было легко.
Узнайте подробности, как получить Level Up по навыкам и зарплате или востребованную профессию с нуля, пройдя онлайн-курсы SkillFactory со скидкой 40% и промокодом HABR, который даст еще +10% скидки на обучение:
Временной парадокс
« | — А это безопасно, находиться в прошлом? Как в этих фильмах, наступишь на бабочку — изменишь будущее человеческой расы. |
— Ну знаешь! Не наступай на бабочек! Что плохого они тебе сделали? — А что если… Даже не знаю… Если я убью своего дедушку? — Ты планируешь это сделать? — Нет! — Вот и хорошо.
« | А у нас сегодня кошка родила вчера котят | » |
— Классический пример сабжа от Сергея Михалкова |
Временной парадокс (temporal paradox) — парадоксальная ситуация, возникающая в результате путешествия во времени в обратную сторону, когда в результате каких-то действий в прошлом подобное путешествие не может быть предпринято.
Типичным примером является дедушкин парадокс, когда герой, путешествуя в прошлое, убивает своего деда до того, как тот успевает зачать его отца. Это является парадоксом, потому что, убивая дедушку, герой предотвращает собственное рождение и, таким образом, исключает путешествие во времени, в результате которого его рождение оказалось невозможным. В то же время, убив своего дедушку и не допустив своё рождение, герой автоматически предотвращает и убийство дедушки, ведь не будет иметь место возврат в прошлое. Кто же убивает дедушку, если внук после убийства никогда не рождался?
Разные философские школы по-разному рассматривают вопрос о том, как будет решаться дедушкин парадокс, если машину времени всё-таки изобретут.
Дисклеймер: путешествие в будущее здесь не рассматриваются, поскольку, в отличие от возможности путешествия в прошлое, которое современная наука однозначно отвергает, возможность путешествия в будущее — научно доказанный и непосредственно наблюдаемый факт, неоднократно имевший место в реальности (космонавты на МКС перемещались в будущее на несколько секунд, а в GPS используется поправка на временной сдвиг спутника), соответственно никаких парадоксов и различных объяснений не нужно.
Содержание
Гипотеза защиты временной последовательности [ править ]
Похожая теория утверждает, что путешествия во времени ответственны за то, каким является мир сегодня, то есть действия путешественников в прошлом влияют на настоящее. С другой стороны, в таком случае путешественники будут стараться взаимодействовать с прошлым как можно меньше из страха перед последствиями.
Такой ход истории можно достаточно легко себе представить. Вообразите, что время — это книга. Машина времени позволяет вам перелистнуть несколько страниц, но текст-то в них от этого не изменится, ни написанный про других, ни написанный про вас.
Где встречается [ править ]
Гипотеза центрального наблюдателя [ править ]
Где встречается [ править ]
Гипотеза повреждения временной последовательности [ править ]
Эта гипотеза предполагает, что любые действия путешественника во времени сильнейшим образом влияют на будущее и вызывают так называемый «эффект бабочки», то есть даже незначительное изменение прошлого ведёт к полному изменению всей истории в будущем, как, например, в фильме «Эффект бабочки» или в рассказе Рэя Брэдбэри «И грянул гром», когда во время сафари юрского периода один из участников наступает на бабочку и в США избирают не того президента.
Очень популярной иллюстрацией этого примера является фильм «Назад в будущее», где школьник Марти МакФлай путешествует на машине времени, созданной Доком Брауном, и пытается сначала спасти Дока от смерти, а затем восстановить «естественный» ход истории, чтобы попасть обратно в привычный мир.
В World of Warcraft Бронзовые Драконы, повелители времени, иногда просят игрока восстановить естественный ход истории, утверждая, что если этого не сделать, последствия будут куда хуже. Таким образом, игрокам удаётся принять участие в событиях, которые происходили в прошлом Азерота, которые они видели в предыдущих играх от Близзард: открытие Тёмного Портала между мирами магом Медивом, битва за гору Хиджал, побег Тралла, Очищение Стратхолма принцем Артасом Менетилом. И даже более того. В одном из квестов мы помогаем драконам защитить один артефакт при помощи… себя же но из будущего, спустя десяток уровней тот же заказчик просит нас отправиться в прошлое и помочь себе в том задании.
В цикле игр «The Journeyman Project», ГГ является агентом временно́й службы, которые постоянно следят за историей. Если приборы засекут временну́ю волну, значит произошло какое-то изменение. У агента есть всего несколько минут (волна не мгновенная), чтобы отправиться в прошлое и найти источник искажения. В первой части было необходимо сперва отправиться в доисторическую эпоху и найти полную запись истинной истории для сравнения, которую там спрятали на всякий случай. Потом этого делать не нужно.
В игре «Millennia: Altered Destinies», ГГ получает от пришельцев пространственно-временной корабль, защищённый от временны́х искажений. При этом, в нём содержится база данных на всю галактику, в которую посылают ГГ, причём сама база данных намеренно не защищена, чтобы ГГ видел последствия своих действий. Задача ГГ: заселить галактику четырьмя разумными видами и помочь им достичь космической эпохи, чтобы они смогли противостоять злобным микроидам. Микроиды тоже не промах — они нашли альтернативную версию ГГ, дали ему такой же корабль и задачу: всячески мешать ГГ. Если ГГ (или его злой двойник) что-то меняют, то проносится временна́я буря, и база данных тут же меняется, отображая дальнейшую историю галактики.
Гипотеза о множественных вселенных [ править ]
Другая гипотеза состоит в том, что убийство дедушки создаёт новую вселенную, в которой и произошло убийство, но это не затрагивает ни убийцу, ни его оригинальную вселенную. Стоит заметить, что для самого путешественника вселенная с мёртвым дедушкой так или иначе выглядит делом его рук: «Разве не любая вселенная с убитым мною до моего рождения дедушкой неизбежно включает меня, помнящего, как я совершил это для попадания сюда?» Так что обе гипотезы могут считаться разными истолкованиями одной и той же; разница возникает из-за различных взглядов на свободу воли путешественника — субъективно для себя, «творящего» новую ветвь времени, которая объективно «существовала всегда», неся в себе путешественника, помнящего, как он создавал её.
Так, в одном из комиксов Супермен пытается предотвратить некоторые исторические события, например, убийство Линкольна. Однако, вернувшись в своё время, он не находит никаких различий, но позже обнаруживает соседнюю вселенную с альтернативной историей, появившейся в результате его действий.
Вокруг этой гипотезы построено аниме Noein. Местная мультивселенная представляет собой неисчислимое множество вероятностей, возникших в результате порой незначительных различий в действиях разных версий одного и того же человека. С другой стороны — друг на друга эти вероятности не влияют, и ежели найти в отстающей по времени вероятности «своего» дедушку и там его хлопнуть, то «домашнюю» вероятность это не затронет.
В кинематографе эта теория ярче всего представлена в фильме «Исходный код». Герои думали, что отправляются в прошлое исключительно в качестве наблюдателей, и что никакие действия в прошлом не имеют значения, но оказалось, что создаются альтернативные миры, учитывающие каждый вариант событий.
Гипотеза Save/Load [ править ]
Сочетание некоторых черт от множественных вселенных и от повреждения временно́й последовательности. Вселенная одна, но её поведение в некоторой степени похоже: отправившись в прошлое, ты покидаешь тот вариант вселенной, в котором ты есть, ты путешествуешь и у тебя именно такая родинка над ухом. Навсегда. Всё, что взял с собой — станет артефактами из этого варианта развития событий, но сама эта ветка (начиная от точки назначения в прошлом) отсекается и дальше всё пойдёт не так. От родинки до самого путешествия во времени вместе со своим существованием.
Для стороннего наблюдателя это выглядит так: в какой-то момент в его мире появляется некий чудак, который начинает городить околесицу о том, как в этом будущем всё плохо, а потом что-то такое вытворяет, что дальнейшее наблюдение показывает, что и будущее не такое уж и плохое, и, возможно, даже сам этот чудак не родился на свет. Или родился, и путешествовать во времени не хочет. А вот для самого хроно-путешественника всё выглядит иначе: он прожил годы в варианте «А», он ему не понравился и он его переиграл по-другому.
Конечно, вариант «Б» тоже может пойти не так, и тогда пришельцы из разных версий будущего, рассказывающие истории одна бредовее другой, посыплются ему на голову, как из рога изобилия. Пока не устаканится тот вариант, когда больше никто никуда лететь не изволит.
Плюс: если Самурай Джек взял с собой в прошлое Аши, она не растворится в воздухе. Как и он сам, его знание о произошедшем, зазубрины на катане и вообще все остальные артефакты уничтоженной ветки событий, которые пропихнули в портал.
Минус: в «то будущее» никогда не удастся вернуться. «Билета домой» нет — дома не существует. Если Самурай Джек отправился один, он в печали разглядывает божью коровку.
Гипотеза о слиянии вселенных [ править ]
Гипотезы хроноволн [ править ]
При изменении прошлого будущее меняется не мгновенно; возникает волна изменений, распространяющаяся с конечной скоростью. Если эта скорость выше естественной скорости течения времени, то возникнут две альтернативных реальности, бесконечно циклически сменяющие друг друга (дед умирает — через некоторое время его внук исчезает — через некоторое время дед снова жив — через некоторое время его внук снова рождается и т. д.) При этом обитатели каждой из реальностей ничего не будут знать о другой (исключая путешественников во времени через фронт волны), т. к. в момент прохождения волны реальность полностью перезаписывается. Раз возникнув, такое чередование будет существовать всегда — никакие «полицейские времени» не смогут его исправить, а смогут лишь породить новые волны.
Если скорость волны равна скорости естественного течения времени, то изменения в прошлом никак не повлияют на будущее, поскольку никогда его не догонят. То, что убийца деда отменит собственное рождение в прошлом, не помешает ему существовать в будущем (при этом ни его память, ни документальные свидетельства о его рождении опять-таки не исчезнут, поскольку все они существуют в одном с ним времени).
Наконец, возможен вариант, когда хроноволны, оказавшиеся в противофазе (создающие парадокс), гасят друг друга, выкидывая из истории породившие их события. Например, дед умрёт от естественной причины, а внук, соответственно, не родится. Или, напротив, дед останется жив, но внук всё равно не появится на свет (или не убьёт деда по другой причине).
На этом варианте основана вся концепция книги «Брат-берсеркер» Фреда Саберхагена, второй части из цикла о противостоянии людей и Берсеркеров — машин, уничтожающих всё живое (именно этот цикл повлиял и на «Терминатора», и на Некронов из Вархаммера, и на Mass Effect). На единственной планете во Вселенной, где возможны путешествия во времени, берсеркеры сначала пытаются уничтожить в прошлом всю жизнь (снизив вероятность существования людей на планете до нуля), затем, когда им это не удаётся — обратить историю в менее благоприятное для людей русло. Герои следят за вероятностными волнами, порождаемыми берсеркерами в прошлом, и противостоят им.
Гипотеза о выборе временной последовательности [ править ]
Идея в том, что история меняется сразу, как только путешественник во времени подумает о путешествии во времени. Таким образом, он может отправлять послания из прошлого в будущее и получать нужные ему в данный момент инструменты или материалы с помощью ещё одного путешествия в более раннее прошлое. Это было описано у Гарри Гаррисона в книгах о Стальной Крысе и в фильме «Невероятные приключения Билла и Теда».
«Этого не может быть, потому что не может быть никогда!» [ править ]
Эта гипотеза утверждает, что путешественник во времени является прошлым по отношению к будущему себе. Если в будущем однажды будет создана машина времени, то, вероятно, она будет когда-либо растиражирована и когда-нибудь потенциальный путешественник во времени в будущем до неё доберётся и отправит к себе в прошлое. Но, поскольку этого не происходит, машины времени не были изобретены и изобретены быть не могут.
Также есть точка зрения, что машина времени, возможно, самоуничтожится, если её отправить в прошлое до даты её изобретения.
Где встречается [ править ]
Гипотеза о потере мотива [ править ]
Суть в том, что если путешественник построил машину времени с целью исправить что-то конкретное и достиг этой цели путешествием во времени, то причина для создания машины времени будет устранена и, таким образом, машина не будет создана. Зато будет создан ещё один парадокс, по сути схожий с парадоксом дедушки.
С другой стороны, этот парадокс может быть обойдён, если никакие манипуляции со временем не смогут изменить событие, которое путешественнику во времени требуется изменить. Тогда машина времени всё равно будет построена, что бы путешественник ни делал во время путешествия в прошлое.
Явно указано в фильме «Машина времени», где главный герой создаёт машину времени, чтобы спасти свою невесту, которая погибла от рук грабителя. Сначала невеста спасённая погибает от другой трагической случайности — её сбивает неуправляемый автомобиль. Затем главный герой отправляется за ответом в далёкое будущее, где главный морлок показывает ему, невеста должна была погибнуть, потому что иначе живущий спокойной и счастливой семейной жизнью герой никогда бы не изобрёл машину времени.
Вариант того как это можно обойти приведен в Steins;Gate: Важно не то, что произошло, а то как это воспринял будущий путешественник во времени. Заменяем труп бессознательным телом, а кровь неотличимой в полумраке жидкостью, и получаем сохранность мотива, при этом спасая нужного человека.
Гармоничная вселенная [ править ]
Пустое время [ править ]
Теория о перемещении во времени, подробно описанная Клиффордом Саймаком в повести «Что может быть проще времени» и позднее использованная Стивеном Кингом в произведении «Лангольеры». Оказавшись в будущем или прошлом, путешественник обнаружит, что оно пусто. Нет людей, спички и бензин не горят, еда и напитки безвкусные, нет электричества, погода и время суток либо статичны, либо меняются абы-как (проще говоря, существуют только те предметы, которые глубоко укоренились во времени и почти вечны — например, наша планета под ногами; все остальные предметы существуют только в виде своих теней или призраков). Прошлое через какое-то время исчезает, далёкого будущего нет, а при попадании в ближайшее герою остаётся лишь ждать, когда его нагонит настоящее (или, как вариант, будущего на самом деле нет, а любой попавший туда столкнётся с полной пустотой, в которой нет даже воздуха). В этот момент внезапно для героя появятся окружающие (а он появится внезапно для окружающих, что может быть чревато в лучшем случае ничем, в чуть менее лучшем — столкновением, а в худшем — зависит от фантазии автора), спички при чирканье о коробок гореть будут и т. д.
Гипотеза замещения памяти [ править ]
Суть этой гипотезы в том, что человек, изменяя прошлое, изменяет и сам себя, а значит не будет ничего помнить. К примеру, если некий человек вернётся в прошлое и убьёт Сталина, то Гитлер выиграет войну и завоюет мир. Но в таком случае получается, что этот некий человек родился в фашистском обществе, жил, разговаривая на немецком и наблюдая везде где можно и где нельзя свастику. Значит, когда он вернётся в будущее, ему будет казаться, что ничего не поменялось (ведь он изменил прошлое и никогда не жил в нашем с вами обществе), хотя на самом деле всё поменялось, ведь Гитлер таки победил в войне.
Похожий пример можно наблюдать в фильме «Эффект бабочки», с той разницей, что ГГ фильма осознаёт и помнит все альтернативные ветки развития времени. Также схожий эффект наблюдается в фильме 2000 года «Радиоволна» и одноимённом сериале 2016-го года.
А в литературе этот вариант ярко обыгран в рассказе «Бруклинский проект». В результате отправки исследовательских зондов в далёкое прошлое, люди превратились в отвратительных лиловых существ с псевдоподиями вместо конечностей. Но никаких изменений они не замечают, они такими были всегда (странно, что при этом их объединяет желание и возможности посылать зонды).
Гипотеза невозможности [ править ]
Вернуться в прошлое невозможно. Вообще никак. И никаких парадоксов. (Хотя теория относительности говорит, что не всё так просто…)