что такое парадигматические средства общения

Парадигматические отношения в языковой системе, метод ассоциаций

Приветствую вас в рассылке «Советы практикующего логопеда и Логопедические Программы»!

Парадигматические отношения в языковой системе

Парадигматические отношения немыслимы без синтагматических отношений, но противопоставлены им. Парадигма от греч. — пример, образец. Правильно говорил тот студент, что парадигму можно записать столбиком или в таблице. Например, парадигма русского склонения:

рука
руки
руке
руку
рукой
о руке

или парадигма фонем по глухости-звонкости:

Таким образом, парадигматические отношения — это отношения противопоставления и одновременно объединения языковых единиц. Они не линейны и не одновременны в потоке речи в отличие от синтагматических отношений. Парадигматические отношения пронизывают все уровни языка (фонетический, морфологический, синтаксический, текстовый). Первым парадигматические отношения выделил Фердинанд де Соссюр, назвав их ассоциативными.

Парадигматические отношения человек усваивает в процессе обучения в результате активной работы задних, гностических отделов мозговой коры, включающих различные строго дифференцированные гностические системы (преимущественно левого полушария). Это височные и теменно-затылочные отделы коры головного мозга. Если рассматривать формирование фонематических парадигм, то важную роль здесь будет играть работа вторичных отделов височной коры левого полушария. Поражение этих отделов или их неполноценная работа приведёт к невозможности фонетического анализа слов. Люди с поражением височных отделов левого полушария смешивает близкие, а иногда даже и далеко отстоящие друг от друга фонемы, резко извращает фонематическую структуру слов, что и приводит к хорошо известным в клинике «литеральным парафазиям». Так, человек с поражением левой височной области и височной афазией может заменить искомое слово «воробей» близким по звучанию словом «муравей» или относящимися к тому же классу словами «птичка», «галка» и т. д. Система слов, обозначающих предметы, оказывается резко нарушенной, и номинативная функция речи тут отчетливо страдает. Характерно, что обозначения предметов нарушены в этих случаях значительно больше, чем глаголы, связки и служебные слова, что отражает сохранную у этих людей предикативную функцию высказывания. Характерным является и тот факт, что общая синтагматическая и интонационно-мелодическая структура речевого высказывания также остается у этих людей значительно более сохранной, чем номинативная функция речи, опирающаяся на выбор парадигматически организованных обозначений.

Нарушение формирования парадигматичеких отношений на фонетическом уровне у детей носит название фонетико-фонематического нарушения речи (ФФНР) и требует специальной коррекционной работы.

Помимо фонематических парадигм языка существуют лексические и семантические парадигмы, овладение которыми столь же необходимо для развёрнутой правильной речи.

Для речевого сообщения мы отбираем из всех возможных лексических и семантических связей слова лишь одну, нужную для нашего высказывания, тормозя неадекватные для данной задачи лексические и семантические связи. Таким образом, выделение нужных слов, образующих «чувственную ткань» речевого высказывания, предполагает не только нахождение нужного, адекватного слова, но вместе с тем и торможение всех побочных, неадекватных задаче связей. Именно такая избирательность, или селективность, возникающих связей и характеризует бодрственное сознание человека.

Наблюдения показывают, что правильный отбор лексических и семантических связей может осуществляться лишь при нормальном состоянии наиболее сложных гностических отделов мозговой коры, и прежде всего третичных, теменно-затылочных отделов левого полушария.

Тонкая избирательная работа по выделению адекватных и торможению неадекватных лексических и семантических связей, осуществляемая данными отделами мозга, лежит в основе семантической организации речевого высказывания. Клинические исследования показывают, что поражение этих зон коры головного мозга неизбежно приводит к синдрому забывания слов, широко известному в клинике под названием «амнестической афазии».

Патологический процесс приводит теменно-затылочные отделы коры головного мозга в своеобразное «фазовое состояние», которое И. П. Павлов называл «уравнительным». В этом состоянии как сильные, так и слабые раздражители и их следы уравнены, и последние возникают с одинаковой вероятностью. Поэтому любые словесные значения, близкие по звучанию, по морфологической структуре и по смыслу, начинают всплывать у больного с равной вероятностью, и выделение адекватного значения и торможение неадекватных связей очень затрудняются. Все это приводит к отчетливым нарушениям процесса порождения речевого высказывания.

У детей неполноценная работа теменно-затылочной области приводит к алалии, ОНР. У них с трудом формируются лексические парадигмы (словарь) и парадигмы грамматических форм родного языка, речь таких детей бедна, часты вербальные парафазии (т.е. замена одного слова на другое, близкое по звучанию или по смыслу из-за невозможности точно подобрать нужное слово) и аграмматизмы (неправильное словообразование и словоизменение).

Подробнее о мозговой организации синтагматических и парадигматических отношений см. в монографии А.Р. Лурия «ЯЗЫК И СОЗНАНИЕ»

Метод ассоциаций

Итак, в прошлом выпуске рассылки было дано задание подобрать ассоциации к слову «дом».

Ваша реакция могла пойти двумя основными путями:

— синтагматическим, при котором к слову «дом» вы могли подобрать различные определения и др. части речи (дом — большой, светлый), таким образом, что из этих слов-ассоциаций можно построить линейную фразу.

— парадигматическим, при котором к слову-стимулу подбираются ассоциации, отражающие его категориальное значение, (дом — шалаш, жилище; дом — улица), либо отражающие значение составных частей (дом — крыша, дверь), либо субъективные значения восприятия этого понятия (дом — любовь, тепло, уют) и т.п.

Также ваши ассоциации могли быть случайными либо ориентированными на звучание слова (дом — ком).

Если у вас преобладали парадигматические реакции, то уровень образования понятий у вас достаточно высокий.

У детей дошкольного возраста как правило преобладают синтагматические реакции.

А теперь предлагаю вам расслабиться и посмеяться вместе с актёрами театра «Квартет И». Их миниатюра так и называется «Ассоциации».

Анонс онлайн-школы для родителей с детьми

Хочу поделиться с родителями дошколят 4–6 лет, желающими за лето обучить своё чадо некоторым навыкам чтения, следующей информацией: логопед Яна Борисовна Полей проводит онлайн-занятия «Как хорошо уметь читать».

Порядок работы следующий: даются задания раз в неделю, желающие потихоньку их выполняют и отчитываются в комментариях. Подключаться к занятиям можно в любое время. Вы выполняете задания в своём темпе, отчитываетесь в соответствующем посте и получаете рекомендации.

На сегодня всё! До новых встреч!

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте «Логопедические Программы».

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте «Логопедические Программы».

Источник

Парадигматические и синтагматические отношения единиц языка

Вышеперечисленные единицы языка между собой сложно взаимодействуют. Это взаимодействие определяет «горизонтальную» или внутреннюю структуру языка.

Особенности внутреннего строения языка в современной ПЛ определяются категориями «парадигматическая» и «синтагматическая» системы отношений.

Парадигматическая система – система отношений, в которой вступают единицы языка одного уровня и образуют так называемые языковые парадигмы.

Говорящий всегда в ситуации выбора фонемы, слова, грамматической формы и т.д.

1. Одной из закономерностей развития речи в онтогенезе является то, что усвоение системы языка протекает через усвоение языковых парадигм. Соответственно и логопедическая работа должна строиться через последовательное усвоение языковых парадигм.

2. Переход к усвоению каждой последующей языковой парадигмы должен осуществляться только после того, как предшествующая парадигма освоена полностью или хотя бы на две трети. Этот принцип раскрывает проблему формирования языковых обобщений.

3. Поскольку отношения в парадигме выстраиваются на противопоставлении, соответственно и усваиваться детьми они будут лучше на основе частотного противопоставления.

Нарушение этого принципа организации речевой работы ведет к формированию фрагментарных и хаотичных знаний.

Синтагматическая система

Синтагма – сочетание знаков языка, объединенных синтаксической связью, представляющее собой законченную языковую структуру.

Синтагматическая система отображает закономерности сочетаемости знаков языка при построении речевых высказываний.

Она показывает, как из сочетания звуков и морфем создается слово, как из слов образуются предложения, а из предложений – текст.

Синтагматическая система организует слова в плавную речь. Фонемы в слове имеют свой жесткий линейный порядок, в предложении предлог не может стоять перед глаголом или наречием. Структурный аграмматизм.

Сигматической системе характерна связь и то, и другое;, где одно слово связано с другими по признакам рода; времени, числа, падежа.

Нельзя сказать: Маленькая мальчик идти магазин в.

Речь начинается с определения во внутреннем плане схемы всего речевого высказывания, затем происходит поиск отдельных парадигм (лексика, морфема), но опора в поиске идет на синтагматические средства, то есть порядок слов в предложении, флексии, предлоги.

Тема № 3-4: Теория речевой деятельности

1. Определение понятия «речевая деятельность», отличительные особенности РД.

2. Фазная структура РД

3. Виды речевой деятельности.

4. Операционная структура речевой деятельности

5. Обязательные и факультативные функции речи.

Современная психология рассматривает речь как универсальное средство общения.

Это сложная форма сознательной деятельности, в которой участвуют как минимум 2 субъекта: формирующий речевое высказывание и воспринимающий его.

Речевая деятельность есть особый вид деятельнос­ти, совокупность действий по порождению и восприятию речи. Она включает перевод определенного содержания в текст (при говорении) и извлечение содержания из текста (при слушании).

Наиболее полное определение предложено отечественным психолингвистом И.А. Зимней:

· «Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения взаимодействия людей между собой (друг с другом)».

Речевая деятельность может входить в другую более широкую деятельность: трудовую, познавательную, игровую.

Отличительные признаки речевой деятельности (по А.А.Леонтьеву)

1. Предметность речевой деятельности. Речь всегда направлена на тот или иной предмет.

2. Целенаправленность. Любое речевое высказывание имеет свою цель. Цель обычно связана с функцией речи: передать информацию, что-то спросить. При этом РД может быть автономна, т.е. происходить самостоятельно (в беседе) либо в структуре другой деятельности, когда сама по себе цель не является речевой (в столовой человек просит хлеб).

3. Мотивированность. Всегда есть мотив.

4. Фазная (горизонтальная) организация деятельности. Программа – реализация – контроль. Принцип соподчинения, каждое действие подготавливает к последующему действию.

5. Иерархическая (вертикальная) организация речевой деятельности

1. Смысловой уровень

2. Языковой уровень

3. Сенсомоторный уровень

6. Эвристический характер речевой деятельности. Касается конкретно восприятия. При восприятии велика роль смысловой догадки. Человек определяет смысл высказывания по наиболее информативным фрагментам.

7. Вся речевая деятельность обусловлена функционированием психических процессов, которые выступают в качестве первичных психологических механизмов РД.

Идея фазного строения принадлежит С.Л. Рубинштейну. Разные авторы выделяют разное количество фаз РД. Леонтьев – 5, Ладыженская – 4, Зимняя – 3.

Фазы РД по Зимней И.А.:

2. Ориентировочно–исследовательская (операциональная)

3. Исполнительная (реализующая).

Характеризуется наличием потребности и мотива.

Потребность – это личностное желание, стремление к речи («хочу сказать» или «не могу молчать»)В первый момент потребность имеет неосознанный характер как только потребность осознается, то есть появляется мысль о том, что я хочу сказать, она трансформируется в мотив.

Эту фазу называют этапом речевой интенции.

Огромное значение для логопедии:

· Необходимо выделять в самостоятельную задачу формирование устойчивых мотивов к речи:

ü Просто желание общаться

ü Желание сообщать другим о своих достижениях

ü Желание использовать речь в игровой, познавательной, предметно-практической деятельности и др.

В первую очередь это относится к безречевым детям. В статьях различных исследователей последних лет настойчиво отмечается, что без формирования устойчивой мотивации к речи результатом будет такой уровень, когда ребенок общается только в реактивной (ответном), постоянно поддерживаемом варианте. Сформировать у ребенка произвольную самостоятельную речь не удается.

2 фаза. Ориентировочно–исследовательская.

1 компонент – ориентировка субъекта речевой деятельности в условиях коммуникации.

что такое парадигматические средства общения. Смотреть фото что такое парадигматические средства общения. Смотреть картинку что такое парадигматические средства общения. Картинка про что такое парадигматические средства общения. Фото что такое парадигматические средства общения

2 компонент – включает в себя 2 важных умственных действия:

¾ Планирование – выделение основных этапов деятельности и определение последовательности их реализации.

3 фаза. Исполнительная – реализующая и, одновременно, регулирующая.

Происходит реализация РД за счет целого комплекса речевых действий и операций, которые составляют сенсомоторный уровень порождения и восприятия речи. Это определенные речедвигательные операции, обеспечивающие двигательный акт речи, либо операции слухового восприятия речи. Происходит операция контроля за осуществлением РД и ее результатом (сличение с программой).

Говорение, Слушание, Письмо, Чтение – основные виды осуществления РД.

Эти виды рассматривают с разных позиций:

1. По характеру речевого общения:

a. Устное общение (говорение-слушание). К этим видам у человека имеется наследственная предрасположенность: БП КГМ – зрелые в значительной степени морфоструктуры, позволяющие овладеть речью; наличие периферического речевого аппарата – анатомические части организма, отвечающие за овладение речью.

b. Письменное общение (письмо-чтение) – надстроечные виды. Формируются на основе первых двух. Являются вторичными по происхождению и представляют собой более сложные виды РД. При афазии – являются более упроченными, т.к. формировались осознанно и являются опорой для восстановления.

2. По характеру выполняемой роли

a. Реактивные (чтение-слушание) – выступают в качестве ответной реакции.

b. Инициальные (письмо-говорение) стимулируют реактивные

3. По направленности на прием или выдачу речевого общения

b. Продуктивные (письмо-говорение) – выдает в качестве продукта речевое высказывание

Лекция 4

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 1722 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Синтагматические и парадигматические отношения

что такое парадигматические средства общения. Смотреть фото что такое парадигматические средства общения. Смотреть картинку что такое парадигматические средства общения. Картинка про что такое парадигматические средства общения. Фото что такое парадигматические средства общения что такое парадигматические средства общения. Смотреть фото что такое парадигматические средства общения. Смотреть картинку что такое парадигматические средства общения. Картинка про что такое парадигматические средства общения. Фото что такое парадигматические средства общения что такое парадигматические средства общения. Смотреть фото что такое парадигматические средства общения. Смотреть картинку что такое парадигматические средства общения. Картинка про что такое парадигматические средства общения. Фото что такое парадигматические средства общения что такое парадигматические средства общения. Смотреть фото что такое парадигматические средства общения. Смотреть картинку что такое парадигматические средства общения. Картинка про что такое парадигматические средства общения. Фото что такое парадигматические средства общения

что такое парадигматические средства общения. Смотреть фото что такое парадигматические средства общения. Смотреть картинку что такое парадигматические средства общения. Картинка про что такое парадигматические средства общения. Фото что такое парадигматические средства общения

что такое парадигматические средства общения. Смотреть фото что такое парадигматические средства общения. Смотреть картинку что такое парадигматические средства общения. Картинка про что такое парадигматические средства общения. Фото что такое парадигматические средства общения

Элементы языка находятся друг с другом в двух кардинальных типах отношений: синтагматических и парадигматических.

Синтагматические отношения – это непосредственные отношения элементов в сегментной последовательности (цепочке). Обычно они мыслятся как «линейные» отношения, поскольку звуковые сегменты речи имеют протяженность во времени (репрезентируемую пространственной протяженностью на письме). Ср.: The dark Shadows of the trees were becoming longer.

Парадигматика и синтагматика

Структура ярусов языка создается органическим единством синтагматических и парадигматических связей и отношений между единицами соответствующего уровня.

Парадигматика

Парадигматические отношения – это отношения противопоставленности и функционального тождества языковых элементов («ИЛИ – ИЛИ»). Т.е. в парадигму объединяются наборы языковых единиц, сходных по одному из противопоставленных по какому-то другому критерию. Парадигматика определяет к какому разряду грамматической категории относится та или иная языковая единица по аналогии с ей подобными.

Примеры иерархических отношений между единицами разных ярусов:

Синтагматика

Синтагматические отношения можно определить как отношения сочетаемости элементов одного уровня в речевой цепи, т.е. сочетание фонем с фонемами, морфем с морфемами и т.п. (объединяет единицы языка по непосредственному их сочетанию).

Логической формулой синтагматических отношений является формула «И – И», т.е. и один элемент и другой элемент вместе, рядом, один за другим, образуя ленту, цепь однопорядковых элементов определенной протяженности.

Примеры синтагматических отношений:

Источник

Парадигматические и синтагматические отношения в русском языке

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Синтагматические отношения объединяют единицы языка в их одновременной последовательности. На синтагматиче­ских отношениях строятся слова как совокупность морфем и сло­гов, словосочетания и аналитические наименования, предложения (как совокупности членов предложения) и сложные предложения. При использовании языка синтагматические отношения позволяют одновременно использовать две и более единицы языка. Синтагма – это интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения.

Синтагматика включает в себя языковые правила сочетаемости одноуровневых единиц языка и их реализаций в речи. элементарное синтагматическое отношение двучленно: например, согласный + гласный в слоге, словообразовательная основа + словообразовательный аффикс, подлежащее + сказуемое и др. Различие синтагматики и парадигматики можно разъяснить на таком примере. Форма слова дорогу (вин. п. ед. ч.), с одной стороны, вызывает в памяти другие формы данного слова (дорога, дорогой, дорогами и т. п.) и близкие по значению слова (путь, стезя, шлях). Названные формы слова являются падежными; они относят существительное дорога к определенному типу и парадигме склонения. Слово дорога и близкие ему по значению существитель­ные образуют синонимическую группу, которая построена на пара­дигматических отношениях лексических значений. С другой стороны, форма дорогу может сочетаться с глаголами, прилагательными и существительными: вижу (переходит, строят и т.п.) дорогу; широкая (лесная, летняя и т.п.) дорога; дорога полем, дорога в поселке, дорога товарища и т.п. Приведенные словосочетания обнаруживают формальные и смысло­вые связи слов, построенные на синтагматических отношениях.

Источник

Синтагматические и парадигматические отношения в языке

Дай мне белый бумагу» — так сказать нельзя. Надо: белую бумагу. Словоформа бумагу требует, чтобы с ней была связана словоформа белую. Значит, есть законы связи грамматических единиц. Нельзя сказать «темно-коричневые глаза», говорят карие. Здесь законы связи уже не грамматические, а лексические: одно слово не хочет быть соседом «неположенного» слова.

Есть законы синтаксических связей. Нельзя сказать: «Танцуя, музыка была слышна во всех концах зала». Здесь синтаксически неверно употреблено деепричастие.

Есть законы фонетических связей. В русском языке не могут быть рядом [з] + [к]. А перевозка? Нагрузка? Морозко? Везде сочетание [ск], а [зк] нигде нет.

Итак, в тексте единицы могут быть связаны правильно или неправильно. Следовательно, есть языковые законы связи единиц в тексте. Эти законы называются синтагматическими (от греч. syntagma—«вместе построенное»). Сочетания словоформ (т.е. грамматических форм слов), сочетания морфем, сочетания частей предложения, сочетания слов — это синтагмы.

Но связи между единицами языка могут быть не только синтагматическими. Словоформа дом связана со словоформами дома, дому, домом. Эта связь основана не на том, что единицы «соседствуют», образуют в одном контексте единство. А на чем?

В одних случаях друг с другом связаны единицы, которые встречаются в одинаковой, в одной и той же позиции — в одном окружении.

Например, падежные формы:

посылаю хлеб вин. п.

посылаю хлеба род. п.

посылаю отцу дат. п.

посылаю почтой тв. п.

посылаю на самолете предл. п.

Обратите внимание: все падежные формы отличаются друг от друга и по звучанию, и по значению. Например, послал хлеб — в значении «весь»; послал хлеба — в значении «часть»; и та и другая форма называет объект действия; посылаю отцу — форма падежа называет адресат.

Все формы косвенных падежей, как видно, могут быть при одном глаголе — в одной позиции. Потому они и выступают как разные падежные формы, что мы можем их сравнить и противопоставить при одном и том же окружении — в одной позиции. Это — парадигма (от греч. paradigma—«образец»).

В других случаях единицы связаны потому, что они не могут быть в одной позиции. Например: я иду — ты идешь — он идет. Формы иду — идешь — идет требуют разных подлежащих, разного окружения, т. е. разных позиций. В одной позиции, при одном подлежащем они невозможны. И это тоже парадигма. В этом понимании парадигма — это совокупность единиц, которые меняются в зависимости от позиций (см. Дистрибутивный анализ).

В чем различие между этими парадигмами? Одинаково ли их отношение к синтагмам? Единого мнения на этот счет сейчас у лингвистов нет. Дело требует изучения.

Издавна принято парадигмой называть серии падежных форм или личных форм у глагола. Современное языкознание распространило это понятие на другие единицы языка. Например, возможны парадигмы звуков, предложений и т. д.

Противопоставление парадигматических и синтагматических связей было введено в науку Ф. де Соссюром; оно многое объяснило в строении языков, но и само пока еще нуждается в дальнейшем уточнении.

Один студент-филолог так объяснял другому, что такое синтагма и парадигма: «Все, что хочется написать в строку,— синтагма. Все, что хочется написать столбиком или в виде таблицы,— парадигма». Смешное и простодушное объяснение, но для самого первого знакомства с синтагмой и парадигмой оно годится.

Синтагматические и парадигматические отношения единиц языка

Парадигматические отношения — это те отно­шения, которые объединяют единицы языка в группы, разряды, категории. На парадигматические отношения опираются, напри­мер, система согласных, система склонения, синонимический ряд. При использовании языка парадигматические отношения позво­ляют выбрать нужную единицу, а также образовывать формы и слова по аналогии.

Синтагматические отношения объединяют единицы языка в их одновременной последовательности. На синтагматиче­ских отношениях строятся слова как совокупность морфем и сло­гов, словосочетания и аналитические наименования, предложения (как совокупности членов предложения) и сложные предложения. При использовании языка синтагматические отношения позволяют одновременно использовать две и более единицы языка.

Синтагма – это интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения.

Синтагматика включает в себя языковые правила сочетаемости одноуровневых единиц языка и их реализаций в речи. элементарное синтагматическое отношение двучленно: например, согласный + гласный в слоге, словообразовательная основа + словообразовательный аффикс, подлежащее + сказуемое и др.

Различие синтагматики и парадигматики можно разъяснить на таком примере. Форма слова дорогу (вин. п. ед. ч.), с одной стороны, вызывает в памяти другие формы данного слова (дорога, дорогой, дорогами и т. п.) и близкие по значению слова (путь, стезя, шлях). Названные формы слова являются падежными; они относят существительное дорога к определенному типу и парадигме склонения. Слово дорога и близкие ему по значению существитель­ные образуют синонимическую группу, которая построена на пара­дигматических отношениях лексических значений.

С другой стороны, форма дорогу может сочетаться с глаголами, прилагательными и существительными: вижу (переходит, строят и т.п.) дорогу; широкая (лесная, летняя и т.п.) дорога; дорога полем, дорога в поселке, дорога товарища и т.п. Приведенные словосочетания обнаруживают формальные и смысло­вые связи слов, построенные на синтагматических отношениях.

№9. Консонантное и слоговое письмо

Консонантное письмо

Алфавит, которым мы пользуемся (а также латинский алфавит), включает как буквы, соответствующие согласным звукам (например, п, т, к), так и буквы, соответствующие гласным звукам (например, а, и, у). Системы письма, основывающиеся на подобных алфавитах, принято называть консонантно-вокалическими, т. е. согласно-гласными. Наряду с консонант-но-вокалическим существуют и другие виды письма, в частности консонантное письмо, т. е. письмо, в котором есть буквы для всех согласных звуков и обычно нет специальных букв для гласных звуков, хотя, как известно, они имеются во всех языках.

Некоторое представление о консонантном письме мы можем получить, если из предложения Книга лежит на столе исключим все буквы, обозначающие гласные звуки. В результате возникает очень странное, непроизносимое предложение Кнг лжт н стл, которое мы скорее всего воспринимаем как зашифрованное высказывание. Чтобы прочесть это высказывание, нужно, воспользовавшись ключом к шифру, восстановить все пропущенные буквы Таким образом, чтение текстов, написанных консонантным письмом, всегда включает элемент дешифровки. Из сказанного ясно, что консо-нантно-вокалическое письмо, в котором ничего не нужно дешифровывать, более удобно, чем консонантное письмо.

Вместе с тем в истории письменности консонантному письму принадлежит выдающаяся роль. Это древнейшая разновидность буквен-но-звукового письма. Впервые отдельные кон-соиантно-звуковые знаки появились еще в египетском идеографическом письме, а в чистом виде консонантное письмо возникло со второй половины II тысячелетия до н. э. у западносе-митских народов: финикийцев, угаритян и хана-неев, населявших восточное побережье Средиземного моря. Одновременно или чуть позже консонантное письмо появилось у южносемитских народов, проживавших на Аравийском полуострове в царствах Майн, Катабан, Хад-рамаут

Довольно широко консонантное письмо распространено и в современном мире. Им пользуется примерно 10% населения Земли, в частности арабские народы, живущие в странах Азии и Африки (Ирак, Сирия, Ливан, Палестина, Саудовская Аравия, Йемен, Египет, Ливия, Алжир, Тунис, Марокко и др.), а также евреи, живущие в государстве Израиль

Насколько можно судить, консонантное письмо не случайно возникло именно у семитских народов. Этому способствовало специфическое звуковое своеобразие семитских языков.

Во-первых, в семитских языках относительно много согласных и мало гласных. Например, в арабском языке 28 согласных и 6 гласных. Во-вторых, семитское слово, как правило, начинается с согласного, а не с гласного. В-третьих, корень семитского слова обычно состоит из согласных, преимущественно из трех, и, следовательно, лексическое значение любого знаменательного слова выражается только согласными, тогда как грамматические значения выражаются гласными и немногими согласными Рассмотрим трехсогласный корень на примере арабского корня К Т Б, имеющего лексическое значение «писать». Этот корень является общим для многих слов и словоформ, в том числе для таких, как КаТаБа — «он написал», КуТиБа — «он написан», йаКТуБу —

«он пишет», йуКТаБУ — «он_пишется», КаТи-Бун — «пишущий», маКТу Бун — «написанный», >аКТаБа — «он заставил написать», КиТаБун — «книга», КуТуБун — «книги».

В-четвертых, для семитских языков мало характерна омонимия корней типа арабских РиДЖЛун — «нога» и «стая», т. е. каждый корень имеет обычно одно значение, что определяется широкими возможностями образования различных корней, состоящих из согласных. Если, например, принять, что арабские корни состоят только из трех согласных, то тогда теоретически в арабском языке может быть столько корней, сколько существует различных комбинаций из 28 согласных, взятых по три.

На основе консонантного письма возникли и развились все известные консонантно-вокали-ческие системы письма, и в частности греческое письмо, от которого ведут происхождение все системы письма европейских народов.

Слоговое письмо

Слоговое письмо состоит из таких знаков (слоговых букв), которые соответствуют целому слогу, т. е. чаще всего нескольким звукам сразу. Если, пользуясь каким-либо слоговым письмом, написать слово мама, то оно будет состоять из двух одинаковых букв, каждая из которых обозначает слог ма.

Первые слоговые знаки возникают в процессе развития идеографического письма, в котором каждый знак соответствует значению слова. Постепенно отдельные идеографические знаки начинают утрачивать связь со значением слова, сохраняя лишь свое звучание (чтение), и превращаются тем самым в фонетические (звуковые) знаки. Такой процесс обычно возникает, если в языке, который обслуживается идеографическим письмом, довольно много односложных слов. Именно таким был, например, шумерский язык, и поэтому в шумерском идеографическом письме активно начинают возникать слоговые знаки. Как это происходило, можно понять из следующего примера. В шумерском письме был знак ^ для слова стрела, которое по-шумерски произносилось [ti], т. е. было односложным. Со временем этот знак стал обозначать слог ti в разных словах. Слоговые знаки преимущественно использовались для обозначения грамматических показателей и служебных слов, т. е. наиболее часто повторяющихся элементов текста, тогда как основы слов, как и ранее, продолжали обозначаться с помощью идеографических знаков.

Появление слоговых знаков можно рассматривать как качественный и количественный скачок в истории развития письма. Качественный — потому, что слоговые знаки — это первые знаки, связанные только со звучанием и свидетельствующие тем самым, что уже начало осознаваться членение слов на слоги. Количественный — потому, что слогов в любом языке значительно меньше, чем слов и даже морфем, и, соответственно, в письме на смену очень большому числу идеографических знаков приходит ограниченное количество слоговых знаков.

Идеографическое письмо со слоговыми знаками в свое время было довольно широко распространено. Им пользовались, в частности, в Шумере, Вавилоне, Ассирии, Хеттском государстве, царстве Урарту (III— конец I тысячелетия до н. э.).

Однако идеографическое письмо не превратилось в чисто слоговое или хотя бы в преимущественно слоговое письмо. Существующее в наши дни слоговое письмо возникло иначе, а именно путем вокализации консонантного письма, т. е. тогда, когда уже осознавалось деление слов не только на слоги, но и на звуки.

Наиболее характерные черты слогового письма заключаются в следующем: 1) каждый письменный знак соответствует слогу, 2) основу слогового знака составляет графический элемент, обозначающий согласный звук, 3) гласные обозначаются графическими элементами, добавляемыми к основе слогового знака, причем одинаковые гласные обычно обозначаются одним и тем же графическим элементом.

Известны две разновидности слогового письма: эфиопское и деванагари, используемое в Индии. Мы рассмотрим более подробно эфиопское письмо, которое появилось на базе южноаравийского консонантного письма у семитских племен, переселившихся в начале н. э. из Южной Аравии на территорию современной Эфиопии. Это письмо обслуживает эфиопский язык, иначе — геэз — язык эпиграфических и литературных памятников IV—XX вв. Разговорным эфиопский язык перестал быть уже к X—XI вв. В настоящее время этим языком пользуется только церковь. В XVII в. эфиопское письмо было приспособлено для амхарского языка, ныне государственного языка Социалистической Республики Эфиопии.

Эфиопский алфавит состоит из 26 основных слоговых букв, соответствующих 26 согласным эфиопского языка. Каждая буква реализуется в виде семи вариантов (типа С + Г) — по числу эфиопских гласных (о, и, I, о, е, е, о). Всего, таким образом, эфиопский алфавит содержит 26×7 = 182 знака.

По сравнению с консонантным южноаравийским алфавитом эфиопский слоговой является значительно более удобным, ибо в процессе чтения не нужно заниматься дешифровкой написанного. Однако он имеет свои недостатки. Во-первых, в нем нет знаков, обозначающих удвоение согласных, которое достаточно широко распространено в эфиопском языке, а во-вторых, нет специальных знаков для обозначения согласного, закрывающего слог. В последнем случае выходят из положения следующим образом: используется вариант буквы С + е, который, таким образом, альтернативно выполняет две функции: обозначает С-\-е и отсутствие гласного после согласного. Например, слово medr — «земля» пишется тремя буквами типа С + е: me-de-re.

Будучи более совершенным, чем консонантное, слоговое письмо в свою очередь уступает в удобстве консонантно-вокалическому письму.

Метки:История, Словообразование, Словоформы, Слоги, Языкознание

№ 11. Фонетика как раздел языкознания.

Разделы фонетики: общая фонетика, описательная фонетика, историческая фонетика, сопоставительная фонетика, орфоэпия и т.д.

Общая (сопоставительная)фонетика позволяет выделить звуковые особенности, которые присущи всем языкам (универсалии). Например, во всех языках мира есть гласные и согласные и т.д.

Описательная фонетика изучает звуковой строй.

Историческая фонетика изучает, как изменялся звуковой состав языка.

Сравнительная фонетика изучает звуковой состав в родственных языках.

Орфоэпия — наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их изучением, обоснованием и установлением (одно из определений данного понятия в интернете).

Наряду с артикуляционным и акустическим подходами к изучению звуков существует функциональный подход. Этим аспектом в 30-е годы 20 в. занимался Трубецкой. Ученый, который основал раздел фонетики – фонология. Фонология изучает, какие функции выполняет звук. Фонология определяет то, чем является фонема и дает понимание того, как надо произносить звуки. Отечественный лингвист Бодуэн Де Куртене впервые разграничил звук и фонему (психический эквивалент звука). Психический эквивалент звука – потому что заложен в сознании.

Фонетика изучает просодические явления: интонация, ударение, аспирация, слог.

Кроме того, фонетика изучает фонетические процессы: редукцию, оглушение, ассимиляцию, диссимиляцию и т.д.

Звуки.

Например, при произнесении гласного звука нет преграды. Речевой аппарат напряжен равномерно. При произнесении согласного – неравномерно. Нужно применять усилие при произнесении.

Гласные звуки произносятся с голосом. Согласные – шумом. Гласные – слогообразующие, согласные – неслогообразующие.

Исключение – сонорные согласные. Могут быть слогообразующими: м, н, л, р (Хорватия, Чехия, Сербия). В литературном языке этих народов сонанты являются слогообразующими, а в русском литературном языке сонанты не являются слогообразующими.

12. Грамматическое значение и грамматические способы (средства) его выражения.

Почти любое слово содержит два значения: лексическое и грамматическое. Если лексическое значение слово индивидуально, конкретно, то грамматическое значение неиндивидуально, оно абстрактно, оно будет общим для целого ряда однотипных слов, всегда имеет формальные средства своего выражения. Грамматическое значение всегда определенным образом формально выражено. Оно связано с грамматическими формами, через которые оно выражается.

Средства (способы) языка:

Грамматические средства функционально равнозначные аффиксам:

Самый распространенный способ – аффиксация (выражение грамматического значения с помощью аффиксов), например, у глаголов: вид, время, лицо, число; у существительных: род, падеж.

В зависимости от выражаемого значения постфиксы подразделяются на суффиксы (имеющие деривационное, то есть словообразовательное значение) и флексии (имеющие реляционное, то есть указывающее на связь с другими членами предложения, значение).

Суффикс передаёт и лексическое, и (чаще) грамматическое значение; может перевести слово из одной части речи в другую (транспонирующая функция).

Грамматические значения могут выражаться изменениями звукового состава самого корня. Или иначе – внутренней флексией. Но не все изменения корня внутренняя флексия. Для этого надо уметь различать разные типы чередований звуков.

Типы:

Фонетические – когда изменение звучания обусловлено позицией (воды-вода, друг-друга, лоб-лобный);

Нефонетические – изменение звучания не зависит от позиции, а чередуются разные фонемы (друга-друзей-дружный);

Морфологическое чередование обязательно по традиции (пень-пня, лоб-лба). Все эти чередования есть явление внутр. флексии; о Граммат. способы для всех языков одинаковы, но языки могут пользоваться и всеми и только некоторыми из них.

3. Чередования и внутренняя флексия.

Грамматич. значения могут выражаться изменениями звукового состава самого корня, или, иначе, внутренней флексией. Чередования звуков (т.е. взаимная замена на тех же местах, в тех же морфемах) могут быть :

Обнаружено на материале индоевропейских языков.

13. Стилистическая дифференциация литературных языков. Стили функциональные, стили исторические и т.д. Учение о трёх стилях.

В пределах одного и того же стиля (кроме нейтрального) могут быть свои подразделения: в высоком – поэтический, риторический, патетический, специально-технический; в низком – разговорный, фамильярный, вульгарный.

Литературному языку присуща дифференциация функциональных стилей, т. е. способов его использования в разных сферах письменного и устного общения — деловой, научной, публицистической, обыденной разговорной и т. п.

Литературному языку противостоят:

• просторечие, свойственное полуобразованным слоям городского населения, не овладевшим нормами литературного языка; оно не имеет никакой территориальной привязки. Просторечие занимает промежуточное положение между литературным языком и диалектом;

Учение о трех стилях – высоком, среднем и низком – известно было еще в античной риторике – науке о красноречии.

КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ(ЭПОХА АНТИЧНОСТИ).

За каждым стилем закреплены произведения различного жанра.

1произведения-БУКОЛИКИ-Буколич. произведения повествуют о мирной жизни пастушек и пастухов(НИЗКИЙ СТИЛЬ)

2.произведения-ГЕОРГИКИ-о тяжелой мирной жизни кат. крестьян(СРЕДНИЙ СТИЛЬ)

3.произведения-ЭНЕИДА(жизнь ЭНЕИ после падения(ВЫСОКИЙ СТИЛЬ).

В произведениях особого стиля должно учитываться:1.Кто герой.2.Какие животные фигурируют(конь,мечь-высокий стиль).

Пушкин нарушил правила КОлеса Виргилия(ТАТЬЯНА-не есть имя героини-дворянки)

АРИСТОТЕЛЬ дал полную классификация метафор-в произведениях какого стиля может использоваться та или иная метафора.

На русской почве оно было развито замечательным ученым и поэтом М. В. Ломоносовым. Суть Ломоносовской теории трех штилей (как она называлась) состояла в том, что все средства книжного и разговорного языка были разделены по трем разрядам. Для каждого литературного жанра была указана мера употребления народных и книжных (для того времени – церковно-книжных) слов и выражений.

В рассуждении «О пользе книг церковных в Российском языке» М. Ломоносов писал: «Как материи, которые словом человеческим изображаются, различествуют по мере своей разной важности, так и Российский язык через употребление книг церковных по приличности имеет разные степени: высокий, посредственный и низкий. Сие происходит от трех речений Российского языка».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *