что такое парадигма простыми словами в психологии
Что такое парадигма простыми словами
Парадигма простыми словами – это давно признанные истины, не подлежащие никакому сомнению. На основе признанных данных (парадигмы), учёные и философы могут выдвигать свои теории и научные домыслы. В научном мире данное слово стали активно использовать в 60-х годах прошлого века. С тех пор все установленные, признанные авторитетным мнением домыслы, мировоззрения на очевидные вещи обозначены необычным словом «прадигма».
Парадигмы являются обозначением доказанного и принятого обществом понятий, в различных сферах жизнедеятельности человечества. Вот некоторые из них:
В дальнейшем парадигмы можно разделить на несколько вариантов в общепринятых, устойчивых понятиях. А именно:
К примеру, все знают, что существует закон гравитации Земли. Или два плюс два, равно четыре. А также мужчина не может быть женщиной или наоборот. Это, и есть абсолютные парадигмы, доказанные научными методами.
Наглядным примером общепринятых парадигм, можно назвать единую точку зрения групп людей по разным определениям. Например, люди решили, что вода зелёная, значит это уже парадигма установленного мнения. Важно то, что понятие не доказанное, авторитетным мнением учёных.
Личная парадигма заключается в определении установленных понятий и поведения на личной основе каждого человека. К примеру, ребёнок рос в благополучной семье. Отец успешный предприниматель, всегда имеет достаток. Естественно у ребёнка сформируется своё мнение, что достаток это хорошо, его парадигма будет состоять в таком понятии. Или в годы СССР существовали правила, что работать это хорошо. Тогда у каждого подростка сформировывалось мнение, что ходить на работу это неоспоримое правило. И таких примеров много.
В итоге хотелось бы отметить, что парадигма, это установленный образец (пример) или модель поведенческого характера для решения всех возникших вопросов. Опираясь на значения парадигмы можно всегда прийти к верному решению возникших проблем в различных областях.
Что представляет собой парадигма? (2 фото + 2 видео)
Этапы развития
В научной концепции – это система средств, методов и суждений, которая проходит несколько этапов своего развития:
Проявление каких-то трудно доказуемых аномальных явлений.
Формирование определенного знания, последовательно раскрывающего суть явления (учебники, пособия).
Формирование «нормальной» науки, ищущей новые доказательства известного знания.
Развитие «экстраординарной» науки, приводящее к отвержению старой парадигмы, старого знания и рождению новых истин.
Такое развитие парадигмы предложил американский физик и историк науки Томас Кун в начале двадцатого века. То есть, всегда существуют группы ученых, одна из которых поддерживает и доказывает известные истины, а другая – ищет что-то новое, неординарное. Это «новое» приводит к научно-технической революции и смене парадигмы. Это актуально и в наши дни.
Виды парадигм
Парадигмы условно можно разделить на три большие группы:
Естественнонаучная парадигма. Она вбирает в себя все научные знания о мире. Здесь необходимы строгие доказательства тех или иных теорий. Гипотезы и закономерности проверяются экспериментально. Именно в данной группе выявляются предыдущие заблуждения и рождается «экстраординарная» наука.
Гуманитарная парадигма. Основой изучения является духовный мир человека. Точные научные методы здесь «не работают». Исследуются чувства, ощущения объекта. Проводится анализ возможностей человека и его психики. Какие-либо доказательства здесь всегда условны, ведь душа человека не материальна.
Практическая. В отличие от гуманитарной, изучает не эмоциональные установки, а мышление, умение преобразовать в знание полученную информацию, использование накопленного опыта в повседневной жизни. Можно ли создать искусственный мозг, не уступающий человеческому. Эта тема интересует и в ней работают: философы, психологи, социологи, лингвисты, биотехнологи. И каждый из них имеет или разрабатывает свою отраслевую парадигму.
В психологии парадигмы делят на:
абсолютные – доказанные с помощью различных научных экспериментов;
общепринятые – методы принятия решений, принятые большим количеством сторонников и не оспариваемы ими;
личные – субъективная модель поведения конкретного человека, живущая у него в подсознании.
Рассмотрим пример личной парадигмы. Она чаще всего формируется в детстве или закрепляется в процессе определенной деятельности человека. Например, двум молодым людям поступила выгодное деловое предложение. Один из них в детстве жил в семье успешного бизнесмена. И реализация такого предложения ассоциируется у него с новыми связями, деньгами, карьерным ростом и т.д. Его парадигма: «бизнес – успех». А у второго отец разорился из-за неудачной сделки и всегда рассказывал сыну об этом. Его личная парадигма: «бизнес – крах, долги». Естественно предположить, что первый молодой человек будет более успешным в делах, чем второй, заранее настроенный на «провал».
Общепринятые парадигмы основываются на мнении большинства людей. Например, она может отражать определенный политический курс государства. А мнение «большинства» — это выборы главы государства.
Парадигмы современной психологии и их виды простыми словами
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Первым о научных парадигмах заговорил известный физик и историк Томас Кунт. В своей книге «Структура научных революций», он не только ввел термин «парадигма» и объяснил его, он, на основе реальных фактов и статистических данных описал процесс развития любой науки.
Две фазы существования науки
Томас Кунт говорил, что есть всего две фазы, в которых может существовать наука:
В революционной фазе царит сильная динамика и полный хаос – делаются новые открытия, которые перечеркивают предыдущие знания, теории конкурируют друг с другом, а научные деятели вступают в дебаты, потому что их доводы зачастую полностью противоречат друг другу.
Потом какие-то теории принимаются большинством из научного сообщества и начинается фаза «нормальной науки».
В этот период, который является более длительным, чем революционна фаза, происходит систематизация научных знаний, их обобщение, растет доказательная база. Полученные знания структурируются и интерпретируются.
Потом совершается какое-то революционное открытие, прорыв, который полностью меняет представление о тех или иных явлениях, которые главенствовали в научном сообществе. И снова наступает революционная фаза.
Таким образом происходит постоянное развитие науки. Парадигмы напрямую связаны с фазой «нормальной науки».
Основные подходы и парадигмы в современной психологии
Что такое парадигма
Парадигма – совокупность общих принципов познания, которые доминируют в данный момент времени и принимаются большинством деятелей, занимающихся данным научным направлением.
Парадигма выступает в качестве научного эталона. Важно понимать, что парадигма определяет:
Парадигма выражает общую логику научного познания.
Парадигмы в психологии
В современной психологической науке принято выделять три основные парадигмы, которые определяют предмет психологии, методы ее изучения, принципы научного подхода, критерии ценности полученного знания и многое другое.
Виды парадигм в психологии:
Естественно-научная парадигма
Эта парадигма предполагает строгий научный подход к изучению психологических явлений, главными принципами которого является объективизм, детерминизм, рационализм и результативность. Образцом для подражания служили науки эпохи Просвещения, механика Ньютона, эволюционная теория.
Giphy
Предметом изучения являются формы проявления душевной жизни – поведение, отношения, результаты деятельности человека.
Эта парадигма отличается номотетическим научным подходом, то есть психология должна стремиться к установлению общих, объективных и доказанных закономерностей развития и проявления психических явлений. Доминирует структурный подход, в котором целое это совокупность его частей.
Целью этой парадигмы является познание объективных законов психологии, их типологизация и установление логических связей. Доказательность этих связей должна определяться возможностью многократного повторения и математической статистикой.
Методы исследования должны быть объективными: наблюдение, эксперимент, теоретические гипотезы и конструкты. Сам исследователь должен быть беспристрастен, отстранен, а человек выступает лишь как объект исследования.
Гуманитарная парадигма
В конце 19-го века наступил серьезный кризис, выраженный в осознании, что нельзя изучать науки о душе и культуре с помощью методов, которые применяются в естественных и точных науках. Точные науки показали свою несостоятельность в исследовании некоторых аспектов психики.
Фото автора Alex Green: Pexels
Так появилась гуманитарная парадигма, во многом основанная на идеях Канта об ограниченности естественно-научного знания о душе и боге.
Предметом гуманитарной парадигмы стала выступать душевная жизнь личности, во всей ее целостности, уникальности и неповторимости, которая не может быть сведена к сумме отдельных проявлений. Целое всегда больше, чем совокупность его частей.
Для этой парадигмы характерен идеографический подход, который предполагает изучение индивидуальных особенностей, в нем есть много субъективности, системности, интуитивности.
Целью изучения становятся не объективные, статистически доказанные закономерности, а внутренний мир конкретного человека, его жизненный путь, индивидуальность и целостность.
Методы изучения тоже стали субъективными: эмпатическое слушанье, герменевтика, интуитивность, беспредпосылочность. Общение исследователя и испытуемого было равноправным, предполагая эмоциональную включенность и взаимодействие.
Гуманитарная парадигма оперирует такими понятиями как уникальность, неповторимость личности, ее духовное развитие, самоактуализация, ее личный опыт. Эта парадигма предполагает разные точки зрения на истину.
Image by Gerd Altmann from Pixabay
Практическая парадигма
В основе этой парадигмы лежит не столько исследование психологических феноменов, сколько работа с ними. То есть психология, как наука, должна не только изучать психику, но и разрабатывать методы работы с ней, изменять и преобразовывать отношения, которые выстраивает личность, помогать ей адаптироваться и менять условия, в которой она живет.
Предпосылками к развитию практической парадигмы была психотерапия, педагогическая психология, психология аномального развития и многое другое.
Задача психологии заключается в практическом применении знаний о человеке. Как наука может помочь человеку изменить свои представления о мире, о себе, о своем месте в этом мире, а также о том, как изменить свою жизнь к лучшему. Это и есть главная цель в рамках практической парадигмы.
Проблема парадигм в психологии
Психика и психические явления – это сложный объект изучения. Именно это определяет сложность и противоречивость методов исследования. И до сих пор невозможно дать точный ответ о том, какая парадигма сейчас главенствует в психологии. Не смог это сделать и сам Томас Кунт.
Фото автора Michelangelo Buonarroti: Pexels
Существует несколько подходов к пониманию парадигм в психологии:
парадигма
Полезное
Смотреть что такое «парадигма» в других словарях:
ПАРАДИГМА — научная (от греч. paradeigma пример, образец) совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований. Понятие П. получило широкое… … Философская энциклопедия
ПАРАДИГМА — (греч.) В грамматике: пример, образец, слово, по которому склоняют или спрягают другие. В риторике пример, взятый из истории и приведенный для сравнения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАРАДИГМА… … Словарь иностранных слов русского языка
ПАРАДИГМА — (от греч. paradeigma пример, образец), модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач; господствующий способ научного мышления, выраженный в некоторой законченности и относительной согласованности взглядов… … Экологический словарь
ПАРАДИГМА — образец или модель. Как особый термин понятие П. введено амер. методологом науки Т. Куном в кн. “Структура научных революций” (1962) для обозначения преобладающих в деятельности опр. научного сооб ва проблем и решений. П.… … Энциклопедия культурологии
Парадигма — (гр.paradеigma – үлгі, өнеге) – америкалық философ, ғылым тарихшысы, постпозитивизм өкілі Т.Кунның «Ғылыми революцияның құрылымы» еңбегінде ғылыми айналымға енгізген қазіргі ғылым философиясының негізгі ұғымдарының бірі. Жалпы түрде парадигма… … Философиялық терминдердің сөздігі
Парадигма — Парадигма ♦ Paradigme Особенно яркий пример или модель, служащая эталоном мышления. Так понимали слово «парадигма» (paradeigma) Платон и Аристотель; сегодня это его значение используется в эпистемологии или истории науки. Парадигма – одно из … Философский словарь Спонвиля
ПАРАДИГМА — в языкознании система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям; образец типа склонения или спряжения. Понятие парадигма употребляется также в словообразовании, лексикологии и синтаксисе … Большой Энциклопедический словарь
парадигма — образец, тип, модель, теория, пример Словарь русских синонимов. парадигма сущ., кол во синонимов: 8 • модель (44) • … Словарь синонимов
парадигма — Набор функций управления, который включает протокол и связанные с ним услуги, а также вспомогательный язык для определения информации. Он может использоваться для сбора информации по управлению, включая взаимодействия между информацией по… … Справочник технического переводчика
Парадигма — от греч. paradeigma пример, образец; англ. patadigm А. Исходная схема, модель, метод решения задачи, основополагающая теория. Б. Пример из истории, взятый для доказательства или сравнения. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Парадигмы в психологии
Человек — это существо, которое постоянно действует, а также существо, способное учиться. В этом смысле следует отметить, что ни один метод не имеет такого положительного влияния, как практический пример. Таким образом, парадигма относится именно к конкретному примеру, к конкретному шаблону, который ясен, нагляден и может служить ориентиром для выполнения определенного действия.
Пример становится образцом для подражания. Парадигма показывает конкретную модель, которая служит источником вдохновения для выполнения других подобных случаев. Парадигма — это также способ классификации реальности с точки зрения познания этой реальности.
Что такое парадигма и ее непреходящее значение?
Парадигма — это набор убеждений и предубеждений (как философских, так и иных), которые научное сообщество разделяет в данный момент. В широком смысле это означает точку зрения или фокус.
Этот термин начал использоваться в философии науки из работ Томаса Куна. «Структура научных революций» (1962), где была защищена диссертация о том, что в истории науки, как и в истории обществ и политики, мы можем найти моменты, в которых доминирует набор идей, моменты, в которых конкурируют несколько объяснительных моделей и моменты, когда новая точка зрения заменяет предыдущую.
В истории науки мы можем найти критические или революционные времена, когда одна теоретическая модель сменяется другой, как это очень ясно произошло в конце Возрождения с заменой средневековой физики современной или традиционной астрономической теорией (геоцентрической) новой астрономией Коперника и Галилея (гелиоцентрическая).
Томас Кун включил в понятие парадигмы элементы, которые не являются строго научными например, эстетические, религиозные и философские. Элементы, которые, тем не менее могут определять социальный успех теории.
Показывая, что нерациональные измерения науки, которые часто называют «контекст открытия», вместе с чисто объективным и научным измерениями «контекст обоснования», тезисы Куна привели философию науки к сомнению в объективности научного знания и к релятивистским или субъективистским позициям.
Характеристики
Характеристики психологических парадигм, общие для философов, для которых характерен поиск основополагающего принципа всех вещей. Например, первые философы: для Фалеса Милетского принцип – вода, для Эмпедокла – земля воздух, вода, огонь, для пифагорейцев числа, а для Платона – идеи. Психология души Аристотеля, как и все философские мысли о человеческой психике, от досократиков до, по крайней мере, эмпирической философии Юма в 18 веке, может быть включена в принципиалистскую парадигму, поскольку она пытается объяснить всю жизнь в целом из принципа или окончательного основания, которым является душа.
Виды и примеры парадигмы
Парадигмы в психологии условно разделяют на три группы — три методологические ориентации в психологии:
Основанием для такого разделения и классификации является исходный образец, на который психологическая дисциплина ориентируется в организации своей структуры. Каждая парадигма имеет свои начальные и развитые формы, характеристики, предметы, приоритеты в исследовании и методологические «склонности». В зависимости от группы психологической парадигмы:
Термин «парадигма» имеет то или иное значение в зависимости от контекста, в который этот термин вставлен. Например, парадигма в психологии — это принятие идей, предполагаемых убеждений и усвоенных мыслей на первом этапе жизни. Детство является одним из этапов жизни и самым большим примером с точки зрения счастья. Таким образом, понятие парадигмы в психологическом контексте относится к различным типам человеческого поведения в соответствии с различными ментальными схемами.
Например, с точки зрения человеческого поведения следует отметить, что басня — это пример парадигмы через рассказ, который предлагает конкретные выводы, они служат основой для размышлений о правильном действии.
Естественнонаучная парадигма
Гуманитарная парадигма
Практическая парадигма
Рационалистическая бихевиористская парадигма
Психологическая парадигма развивалась в основном в США из работ Дж. Б. Уотсона, и Э. Л. Торндайка. Существенный тезис этого течения состоит в том, что объектом психологии должен быть не разум, а поведение, заявляя, что психические состояния не могут быть объектом научного исследования, в то же время, что они не имеют отношения к объяснению поведения.
Бихевиоризм – это та психология, которая больше всего заботилась о том, чтобы сделать психологическое исследование объективным и научным. Хотя сегодня бихевиоризм больше не является доминирующей психологией, большая часть поведенческих исследований теперь являются наследием в области психологии обучения и терапии. Принято различать три момента в развитии бихевиоризма:
Чтобы иметь возможность говорить о рационалистическом бихевиоризме, нужно начать с разговора об исторической эволюции, показывая, как психология постепенно утвердилась как независимая от философии наука, к которой она все еще остается привязанной.
Можно сказать, что в западной культуре психология родилась из греческой философии. Само слово «психология» имеет греческие корни. В греческой мифологии психика — это девушка невероятной красоты, которую любит и похищает Эрос, и символизирует судьбу души, которая после многих испытаний в конечном итоге навсегда соединяется с божественной любовью.
Философы пытались понять поведение и мышление человека. Действительно, многие из основных проблем психологии впервые были подняты и обсуждены философами:
Греческий философ и ученый, который разделяет с Платоном и Сократом звание самых выдающихся философов античности, его часто называют отцом психологии, хотя за несколько лет до него другие философы начали размышлять. что касается мысли и поведения человека.
Он был первым, кто составил классификацию наук и построил систему, охватывающую все отрасли философии. Эта система разделена на три группы:
1-я группа: метафизика, физика и зоология;
2-я группа: политика, экономика и мораль;
3-я группа: поэтическая, риторическая и диалектическая.
Он был самым влиятельным в западной культуре. Он также создал и систематизировал силлогизм, различил сущность существования, отстаивал гилеморфизм, пришел к концепции Верховного Бога, понятия личного и неизменного и сделал счастье человека отдыхом в практике добродетели.
Платон и Аристотель, как и другие греческие философы, столкнулись с некоторыми из основных вопросов психологии, которые все еще изучаются сегодня: рождаются ли люди с определенными способностями и способностями и с определенной личностью или они сформировались в результате опыта? Как индивид познает окружающий мир? Определенные мысли являются врожденными или все они приобретены?
Начало всего — вода. Философы-пифагорейцы говорят, что важно соотношение между составными частями вещи, тогда принцип всех вещей — это число.
Все меняется. С этого момента возникает вопрос: как вы можете сказать, что что-то есть, если оно постоянно меняется? Прежде чем спрашивать, из чего сделаны все вещи, мы должны спросить, что это такое. Что всегда существует и, следовательно, можем ли мы сказать, что это что-то?
Греческий философ, ученик Сократа — первый греческий мыслитель, чье наследие полностью сохранилось. Платон полагается на утверждение Сократа о том, что человек создан для науки и одна из его фундаментальных целей — объяснить, как человек может обладать научным знанием. Если наука состоит из набора универсальных, необходимых и неизменных утверждений и он также существует и имеет ценность, то это может быть только потому, что есть универсальные, необходимые и неизменные реальности.
Поскольку эти реальности не встречаются в чувственном мире, состоящем из конкретных и изменяющихся вещей, должен существовать другой мир, в котором эти реальности имеют свою «штаб-квартиру», которую Платон называет идеями и чье знание делает возможной науку.
Платон предполагает существование двух миров: чувствительный мир, в котором мы живем и тот, у кого есть идеи – настоящий.
Из этих двух миров, которые поднимает Платон, можно сказать, что чувственное — лишь тень мира идей.
Представление Платона о человеке соответствует его видению природы. Платон считает, что человек — бессмертная душа, заключенная в темницу тела. До этого заключения душа жила в мире идей и знает их, но, присоединяясь к телу, забудь это знание. Только видение объектов чувственного мира, которые являются копиями подлинных реальностей, идей, может привести к их памяти.
Он также утверждает, что бессмертная душа разумного и духовного характера должна быть той, которая направляет и господствует над смертными душами (вспыльчивыми и похотливыми) тела.
Греческий философ и учитель, он изменил западную философскую мысль, оказав влияние на своего ученика Платона, который передал учение Сократа в своих трудах. За его критику в афинском обществе, он был привлечен к суду и приговорен к смерти.
Платон считал, что Сократ — господин мысли на все времена. Платон обращал внимание на каждое слово, сказанное учителем, поскольку Сократ никогда ничего не писал, иначе было бы невозможно сегодня узнать об этом привилегированном уме, которым он обладал, Сократ думал, что каждый имеет полное знание высшей истины, содержащейся в душе, и ему нужно только быть стимулированным сознательными рефлексами, чтобы осознать это.
Чтобы познать себя, человек должен смотреть внутрь, а не вовне. В своем интерьере он откроет истину — отпечаток Бога в нем.
Знание — это способность души. Различают два типа знаний:
-Чувственное знание: материальные объекты воздействуют на наше тело, воздействуя на внешние органы чувств, в которых присутствует душа.
-Интеллектуальное (или рациональное) знание: имеет дело с вечными истинами и причинами. Его цель — созерцание, достигающее познания Бога.
Он берет аристотелевскую философию и корректирует христианскую религию, создавая экологическую философию, которая стала философией, официально признанной католической церковью. Его влияние продолжается и по сей день.
Тело необходимо для познания, поскольку оно приходит к нам через органы чувств. Познавательный процесс как наиболее типичный человека — является способность к абстракции.
Французский философ, положивший начало современной философии: «Я мыслю, следовательно, я существую». Декарт размышлял о закрытой механистической универсальной системе, разработал аналитическую геометрию, объяснил преломление света и исследовал магнетизм.
Он был убежден, что нервы — это полые трубки, по которым «духи животных» проводят импульсы так же, как вода течет по трубе. Когда кто-то подносил палец к огню, тепло передавалось с помощью «духов животных» через трубку прямо в мозг.
Этим объяснением он попытался отреагировать на факты и явления, окружавшие человека.
С Декартом в психологии утверждается дуализм. Задаваясь вопросом об отношениях, которые физические элементы имеют с психическим или духовным, он приходит к выводу, что это два совершенно разных элемента:
а) Res cogitans (или мыслящая вещь) — это приведет к ментализму, который будут изучать в рамках психологии только явления сознания.
б) Res extensa (или экстенсивный) — это приведет к бихевиоризму, который хочет, чтобы психология была только наукой о поведении.
Всегда возможно рациональное объяснение всего происходящего. У всего есть душа.
Он подтвердит: «в уме нет ничего, что ранее не проходило через наши чувства (Аристотель), кроме свойств разума».
Основные принципы рационализма:
1. Врожденный характер психологических явлений.
2. Возможность экстраполяции от других животных к людям или от простых к сложным признакам.
3. Существование универсалий и/или преемственности в поведении.
Далее последуют эмпиризм, ассоцианизм и конструктивизм, который вырастет из постулатов Канта в попытке примирить рационализм и ассоцианизм.
«…Психологические парадигмы, сопоставимые в некотором смысле с политическими идеологиями или религиозными убеждениями, предполагают руководящие принципы поведения, которые побуждают нас по-разному заниматься профессиональной практикой…»