что такое отраслевой орган администрации
Глава 7. Отраслевые и территориальные органы местного самоуправления (ст.ст. 27-31)
Глава 7. Отраслевые и территориальные органы
местного самоуправления
Статья 27. Отраслевые органы местного самоуправления
1. Отраслевые органы местного самоуправления создаются для решения отдельных вопросов местного значения, обеспечения единообразного применения действующего законодательства и проведения единой политики муниципального образования в соответствующих сферах жизнедеятельности населения.
Отраслевые органы местного самоуправления в своей деятельности подчиняются Главе района или заместителям Главы района (кураторам) в соответствии с распределением обязанностей между ними.
Статья 28. Территориальные органы местного самоуправления
1. Территориальные органы местного самоуправления (администрации сельских округов) образуются для осуществления отдельных полномочий Главы района и административно-хозяйственных функций на территории соответствующего сельского округа.
2. Территориальные органы местного самоуправления взаимодействуют с Думой Томского района и отраслевыми органами местного самоуправления как непосредственно, так и через муниципалитет Томского района.
Статья 29. Статус Управляющего сельским округом
1. Управляющий сельским округом является должностным лицом, представляющим Главу района на территории соответствующего сельского округа, на принципе единоначалия руководит его администрацией.
2. Управляющий сельским округом вправе:
— запрашивать и получать информацию, сведения и документы от органов местного самоуправления района и организаций, расположенных на территории сельского округа в пределах своей компетенции;
— принимать участие в работе органов местного самоуправления с правом совещательного голоса;
— вносить предложения по принятию актов органов местного самоуправления Томского района.
3. Управляющий сельским округом строит свою работу на принципе гласности и периодической (не реже двух раз в год) отчетности перед населением.
Статья 30. Статус Администратора поселения
Объем переданных Администратору полномочий указывается в должностной инструкции, утверждаемой Управляющим сельским округом. Администратор поселения вправе исполнять только те полномочия, которые переданы ему Управляющим сельским округом должностной инструкцией и приказами.
При выполнении Администратором полномочий, требующих заверения печатью, он пользуется печатью установленного образца, в которой указывается наименование сельского округа и поселения, закрепленного за Администратором. Печать Администратора поселения не может быть использована при заверении финансовых документов или при заверении документов, влекущих финансовые последствия. Финансовые документы, заверенные печатью Администратора поселения, не имеют юридической силы.
2. Должность Администратора приравнивается к одной из должностей муниципальных служащих сельских администраций согласно реестру муниципальных служащих в зависимости от квалификации Администратора, численности населения поселка, объема переданных ему полномочий.
При приеме Администратора на работу в его трудовой книжке указывается наименование муниципальной должности согласно реестру и через дефис наименование «Администратор» с указанием закрепленного за ним поселения.
Статья 31. Отношения органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов
1. Органы местного самоуправления Томского района реализуют свои задачи и функции непосредственно или через муниципальные организации, а также через хозяйствующих субъектов иных организационно-правовых форм.
2. Органы местного самоуправления в установленном порядке учреждают муниципальные предприятия и учреждения, определяют цели, условия и порядок их деятельности, закрепляют за ними объекты муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, устанавливают тарифы на оказываемые ими услуги, утверждают их уставы, назначают по конкурсу (в том числе на контрактной основе) и увольняют их руководителей, заслушивают отчет об их деятельности, назначают аудиторские проверки, решают вопросы их реорганизации и ликвидации.
Хозяйствующие субъекты иных организационно-правовых форм используют муниципальное имущество на праве аренды.
3. Пределы и условия использования муниципального имущества хозяйствующими субъектами определяются в договорах о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду и должны обеспечить бесперебойное функционирование районного хозяйства, возможность в случаях, предусмотренных действующим законодательством, вмешаться в хозяйственную деятельность организаций.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос
В федеральном законодательстве не содержится термина «структура местной администрации». Что следует понимать под этим термином? Нет единого подхода к оформлению структуры местной администрации. Возможно, следует внести соответствующие изменения в федеральное законодательство?
Ответ
В соответствии с ч. 8 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В нее могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. В данном случае под органом местной администрации следует понимать отраслевое (функциональное) и территориальное структурное подразделение, непосредственно входящее в структуру местной администрации.
Территориальные органы создаются для более эффективного решения вопросов местного значения в городах, имеющих внутригородское территориальное деление, или в населенных пунктах, входящих в состав муниципального образования, и могут, в свою очередь, иметь отраслевые и функциональные отделы. Независимо от того, наделены органы местной администрации правами юридического лица или нет, они входят в структуру местной администрации.
Глава местной администрации должен представить для утверждения представительному органу муниципального образования структуру местной администрации, отражающую все ее подразделения и их взаимосвязь. Что же касается формы, в которой она представляется, то это может быть как перечень подразделений, так и схема, отражающая подразделения. Для наглядности возможно представить ее и в обеих формах.
Представительный орган муниципального образования может утвердить либо не утвердить представленную главой муниципального образования структуру. Однако вносить в нее свои изменения, как представляется, он не может. В ходе обсуждения, в случае возникновения каких-либо замечаний, главе муниципального образования может быть предложено доработать ее с учетом замечаний и повторно вынести на утверждение представительного органа муниципального образования.
Учитывая разнообразие и местные особенности, характерные для разных видов муниципальных образований нашей обширной страны, полагаем, что унификация порядка формирования структуры местной администрации в рамках Федерального закона № 131-ФЗ является излишней и нецелесообразной. Кроме того, учитывая известную самостоятельность местного самоуправления (статья 12 Конституции Российской Федерации), полагаем, что делегирование данного вопроса на уровень органов государственной власти субъектов Российской Федерации также не отвечает институциональным принципам разграничения полномочий между уровнями публичной власти. Часть 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации закрепляет, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом.
Вместе с тем обращаем Ваше внимание на то, что «органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом» (часть 1.1 статьи 131 Конституции Российской Федерации).
Эту новеллу надо рассматривать во взаимоувязке с другой конституционной новеллой, появившейся в статье 133 Конституции Российской Федерации, – о публичных функциях, выполняемых органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти, и статьей 12 Конституции Российской Федерации о конституционной автономии муниципальной власти. Координация норм этих статей позволяет сделать вывод, что органы государственной власти могут участвовать в формировании только тех органов местного самоуправления, назначении и освобождении от должности только тех должностных лиц местного самоуправления, которые участвуют в осуществлении этих самых публичных функций во взаимодействии с органами государственной власти, при этом должны соблюдаться условия:
— эти случаи определяются исчерпывающим образом федеральным законом и не могут распространяться в полном объеме на органы местного самоуправления «общей юрисдикции»: представительный орган, местную администрацию как целостный орган, главу муниципального образования;
— порядок и формы участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления, назначении и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления определяются федеральным законом и должны предполагать обязательное взаимодействие с представительными органами муниципальных образований и/или иными органами местного самоуправления «общей юрисдикции» и их участие в этом процессе;
— степень ответственности органов государственной власти за произведенные таким образом кадровые решения и их последствия должна быть соразмерна степени их участия в этом процессе (напомним, что полномочие – это право, обязанность и ответственность).
Структура местной администрации.
ч. 8 ст. 37 ФЗ 2003 г.: структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.
В структуру местной администрации могут входить:
· отраслевые (функциональные) органы
· территориальные органы местной администрации.
Поскольку муниципальное законодательство предполагает многообразие видов и уровней муниципальных образований, различное число жителей и масштабы территорий осуществления местного самоуправления, единый порядок организации и деятельности местной администрации невозможен, равно как и способ ее формирования.
Представительный орган муниципального образования утверждает также положение о соответствующей местной администрации, которое на муниципальном уровне является основным документом, регламентирующим организацию и деятельность местного исполнительно-распорядительного органа.
В структуру местных администраций входят различные по наименованию подразделения:
· департаменты,
· комитеты,
· главные управления,
· управления,
· комиссии и пр.
В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Это позволяет систематизировать указанные органы по группам:
3) территориальные исполнительно-распорядительные муниципальные органы.
Число подразделений, муниципальных служащих и технического персонала в администрации каждого муниципального образования зависит от нескольких факторов:
· от масштаба территории.
Структура местной администрации разнообразна в зависимости от типа муниципального образования, численности проживающего здесь населения и ряда других местных особенностей. При этом структура администрации муниципальных районов и городских округов сложнее, чем структура администрации поселенческих муниципальных образований.
Круг деятельности каждого органа местной администрации обычно определяется положением об этом органе (или инструкцией, когда речь идет об отдельном работнике). Порядок утверждения положений сложился разный. В большинстве случаев это прерогатива главы муниципального образования.
— Однако в ряде муниципальных образований (в Саратовской области, например) положения утверждаются представительным органом.
— Кое-где право определения статуса органов администрации предоставлено самим руководителям этих органов.
Вместе с тем положения о некоторых органах администрации согласно ч. 3 ст. 41 Федерального закона N 131-ФЗ обязательно утверждаются представительным органом. Это правило действует в случае, если орган администрации хочет получить права юридического лица.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Что такое отраслевой орган администрации
Статья 37. Местная администрация
1. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
2. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов контракт с главой местной администрации муниципального района, городского округа с внутригородским делением заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района, городского округа с внутригородским делением и не может быть менее чем два года и более чем пять лет.
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае, предусмотренном абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, условия контракта в части осуществления полномочий по решению вопросов местного значения для главы местной администрации муниципального района, на которого возлагается исполнение полномочий главы местной администрации поселения, утверждаются представительным органом муниципального района по согласованию с представительным органом такого поселения.
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 494-ФЗ)
(часть 3 в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.
(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
6. Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
6.1. Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:
1) подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;
2) представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;
3) обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;
(п. 4 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
(часть шестая.1 введена Федеральным законом от 07.05.2009 N 90-ФЗ)
7. Местная администрация обладает правами юридического лица.
8. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
9. Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Глава местной администрации не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 02.03.2007 N 24-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9.1. Глава местной администрации должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
(часть 9.1 в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае:
2) отставки по собственному желанию;
3) расторжения контракта в соответствии с частью 11 или 11.1 настоящей статьи;
(в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) отрешения от должности в соответствии со статьей 74 настоящего Федерального закона;
5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
(п. 9 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
(п. 10 введен Федеральным законом от 19.06.2004 N 53-ФЗ)
(п. 11 введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 03.04.2017 N 62-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;
(п. 12 введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
13) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом;
(п. 13 введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
14) вступления в должность главы муниципального образования, исполняющего полномочия главы местной администрации.
(п. 14 введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
11. Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11.1. Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут в судебном порядке на основании заявления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», выявленными в результате проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
(часть 11.1 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
12. В случае досрочного прекращения полномочий главы местной администрации либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или уполномоченный муниципальный служащий, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования.
(часть 12 введена Федеральным законом от 28.12.2016 N 494-ФЗ)
Понятие и структура местной Администрации
Компетенция местной Администрации и её органов.
Согласно ст. 37 Закона № 131-ФЗ в системе органов местного самоуправления в качеств обязательного условия должна формироваться и действовать местная Администрация, представляющая собой совокупность исполнительно-распорядительных органов муниципального образования.
Местная Администрация обычно создаётся и действует именно на основании предложения Главы местной Администрации, и затем её структура утверждается представительным органом муниципального образования.
Как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования местная Администрация призвана осуществлять функции управления подведомственными отраслями и сферами муниципального хозяйства, т.е. это тот орган местного самоуправления, который непосредственно отвечает за экономическое, социально-культурное и административно-политическое развитие жизнедеятельности территории муниципального образования.
По сравнению с другими органами местного самоуправления, правовой статус местной Администрации характеризуется следующими своими главными особенностями:
1. Местная Администрация – это самостоятельный орган местного самоуправления, наделенный собственной компетенцией в решении вопросов местного значения;
2. В случаях и порядке, установленных актами федерального и регионального законодательства, местная Администрация может осуществлять переданные её отдельные государственные полномочии;
3. В своей текущей работе местная Администрация является подотчётной, подконтрольной как перед Главой муниципального образования и представительным органом местного самоуправления, так и в некоторых случаях – перед соответствующими исполнительными органами государственной власти на федеральном и региональном уровне;
4. Финансово-экономическую основу функционирования местной Администрации составляют объекты муниципального имущества, которыми она распоряжается и управляет, и средства местного бюджета, выделяемые на её содержание;
5. По своей организационной структуре местная Администрация состоит из штата профессиональных муниципальных служащих, которые замещают определенные должности муниципальной службы;
6. Акты местной администрации занимают наименьшее место по своей юридической силе в системе муниципально-правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления.
Сама организационная структура местной Администрации условно состоит из двух составных частей:
1. Аппарат Управления, включающий в себя различные отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти, ведающие вопросами управления отраслями и сферами муниципального хозяйства;
2. Службы и структурные подразделения вспомогательного Аппарата Главы местной Администрации, отвечающие за материальное и техническое, организационное и правовое обеспечение всей деятельности местной Администрации.
Важнейшей особенностью работы так называемых “отраслевых органов исполнительной власти”, входящих в структуру местной Администрации, является то обстоятельство, что они осуществляют функцию управления в отдельно взятых отраслях и сферах муниципального хозяйства путём создания на местах подчиненных муниципальных предприятий, учреждений и организаций.
Все отраслевые органы исполнительной власти, действующие в структуре местной Администрации, условно делятся на 3 группы:
1. Те органы исполнительной власти, которые занимаются вопросами экономического развития территории муниципального образования;
2. Отраслевые органы исполнительной власти, которые ведают вопросами социально-культурного развития территории муниципального образования;
3. Органы, которые отвечают за вопросы административно-политического развития территории муниципального образования.
Функциональные органы исполнительной власти представляют собой такие органы управления местной Администрации, которые призваны осуществлять специализированные управленческие функции в сферах распоряжения и управления муниципальным имуществом; планирование и прогнозирование социально-экономического развития территории муниципального образования и которые ведают вопросами управления муниципальными финансами.
В Томске таких 3: департамент экономики, Департамент финансов, Управлением имущественных отношении Администрации г. Томска.
Ещё оной важнейшей особенностью деятельности функциональных органов исполнительной власти, входящих в структуру местной Администрации является предоставление им права контролировать работу других отраслевых и территориальных органов исполнительной власти именно по вопросам, входящим в их компетенцию.
Территориальные органы исполнительной власти, созданные в структуре местной Администрации, являются органами межотраслевой компетенции, которые призваны заниматься вопросами экономического, социально-культурного и административно-политического развития территории муниципального образования в части, закрепленной за ними подведомственной территории. Примеры в Томске – все районные Администрации г. Томска.
Службы структурного подразделение вспомогательного аппарата Главы местной Администрации в отличие от остальных видов органов исполнительной власти, действующих в муниципальном образовании, обладают следующими своими главными особенностями:
1. Они прямо непосредственно подчиняются в своей текущей работе Главе местной Администрации;
2. Они, как правило, не наделены какими-либо властно-распорядительными полномочиями в отношении объектов муниципального имущества и средств местного бюджета;
3. Издаваемые ими муниципально-правовые акты по вопросам своей компетенции обычно имеют рекомендательную юридическую силу.
В Томске – это Общий отдел, Канцелярия, протокольная часть, контрольный комитет, правовой комитет, комитет по информатизации, кадровая служба, Централизованная бухгалтерия Администрации г. Томска
Компетенция местной Администрации и её органов.
Вся компетенция исполнительно-распорядительных органов муниципального образования устанавливается и регулируется специальными положениями (административными регламентами об этих органах), утверждаемых Главой местной Администрации.
Рассмотрим компетенцию отраслевых органов исполнительной власти на примере Департамента градостроительства и архитектуры Администрации г. Томска.
Согласно положению об этом Департаменте, утв. Мэром г. Томска, перед ним ставится выполнение трех главных задач:
1. Участие в разработке проекта городского бюджета, городских целевых программ и планов развития г. Томска по разделу финансирования расходов городского бюджета архитектуры и строительства;
2. Формирование необходимой нормативно-правовой базы на уровне г. Томска в сфере осуществления градостроительной деятельности на территории г. Томска;
3. Осуществление контроля и надзора за соблюдением всеми участниками градостроительной деятельности утвержденных норм и правил, стандартов в сфере регулирования градостроительной деятельности и выполнения архитектурно-строительных работ.
Учитывая вышеперечисленные задачи, стоящие перед названным департаментом, он наделяется такими своими важнейшими полномочиями:
1. Разработка проекта Генерального плана развития г. Томска, проектов городских программ и планов в области муниципального жилищного строительства;
2. Подготовка специальных городских нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы градостроительной деятельности на территории г. Томска;
3. Принятие решения по согласованию с другими исполнительными органами городской Администрации об отводе земельных участков для ведения жилищного строительства;
4. Согласование и утверждение проектно-сметной документации на ведение архитектурно-строительных работ организациями-застройщиками на территории г. Томска;
5. Выполнение функции муниципального заказчика на выполнение архитектурно-строительных работ, финансируемое из средств городского бюджета;
6. Внесение своих предложений и рекомендаций в Думу г. Томска и мэру г. Томска об объявлении исторических зон застройки территории г. Томска;
7. Подписание актов рабочих и государственных приёмных комиссий о введении в эксплуатацию зданий и сооружений и иных объектов капитального строительства;
8. Выполнение функции государственного архитектурно-строительного надзора за соблюдением норм градостроительного законодательства всеми организациями-застройщиками на территории г. Томска.
Рассмотрим компетенцию функциональных органов исполнительной власти на примере Департамента финансов Администрации г. Томска.
Согласно уставу г. Томска и Положения об этом Департаменте, утверждённого мэром г. Томска, он является ведущим участником регулирования бюджетного устройства и процессов в г. Томске.
И поэтому перед ним ставится реализация трёх главных задач:
1. Подготовка проекта городского бюджета и отчет об его исполнении на очередной финансовый год;
2. Разработка локальных городских муниципально-правовых актов в сфере регулирования вопросов осуществления бюджетно-финансовой политики на территории г. Томска;
3. Осуществление ведомственного финансового контроля за надлежащим исполнением городского бюджета, целевым использованием по назначению средств городского бюджета и соблюдением действующего бюджетного законодательства в г. Томске всеми участниками бюджетно-финансовой деятельности.
Непосредственно в компетенцию данного Департамента входит выполнение таких своих основных конкретных полномочий:
1. Полномочие по учёту всех поступлений в городской бюджет и совершение всех финансовых операций со средствами городского бюджета;
2. Подготовка специальных положений по вопросам регулирования в г. Томске местного налогообложения, бюджетного устройства и процесса в г. Томске, условий и порядка оказания финансовой помощи из городского бюджета юридическим и физическим лицам;
3. Предоставление в необходимых случаях совместно с налоговой службой г. Томска отсрочек, рассрочек и освобождения от уплаты местных налогов и сборов и иных обязательных платежей в городской бюджет по обращениям юридических лиц;
4. Выполнение функции муниципального финансового Казначейства и главного кассира в отношении средств городского бюджета;
5. Управление муниципальным внутренним долгом и принятие всех необходимых мер по сокращению дефицита городского бюджета;
6. Организация размещения и выпуска муниципальных ценных бумаг на финансовых рынках по согласованию с Министерством Финансов РФ;
7. Утверждение сметы расходов всех бюджетных организаций, расположенных и действующих в г. Томске;
8. Проведение финансовых проверок и ревизий за финансово-хозяйственной деятельностью других служб и подразделений городской Администрации, муниципальных предприятий, учреждений, организаций;
9. Право в необходимых случаях принимать соответствующие меры по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, в том числе – блокировать счета бюджетных организаций, приостанавливать деятельность бюджетных организаций и составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении виновных руководителей и должностных лиц городского самоуправления за нарушение действующего бюджетного законодательства.
Рассмотрим компетенцию территориальных органов исполнительной власти на муниципальном уровне. В качестве примера возьмем деятельность районных администраций г. Томска.
Согласно положению о районных Администрациях г. Томска, утверждённого постановлением мэром города, перед ними ставится выполнение следующих трёх главных задач:
1. Обеспечение планового и комплексного экономического и социально-культурного развития закрепленной за ними территории районов г. Томска;
2. Осуществление функций по распоряжению и управлению объектами муниципального имущества, которые находятся в их ведении на праве оперативного управления;
3. Контроль за соблюдением актов действующего законодательства всеми физическими и юридическими лицами на территории района по специальному кругу вопросов;
4. Охрана и поддержание общественного порядка;
5. Защита прав, свобод и законных интересов граждан.
Непосредственно в компетенцию названных исполнительно-распорядительных органов городской администрации входит реализация таких принадлежащих им конкретных полномочий:
1. Участие в подготовке проекта городского бюджета; проектов городских целевых планов и программ развития г. Томска именно в части, закрепленной за ними подведомственной территории района;
2. Осуществление общего руководства деятельности подчинённых муниципальных предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории районов г. Томска;
3. Реализация полномочий по распоряжению и управлению объектами муниципального имущества, находящегося в их ведении на праве оперативного управления и расходования средств городского бюджета по своему разделу бюджетной классификации;
4. Поддержка и развитие предпринимательской деятельности на территории района г. Томска в сфере малого и среднего бизнеса;
5. Осуществление функции муниципального заказчика на поставку товаров и оказание услуг для муниципальных нужд и обеспечение деятельности расположенных на территории района муниципальных предприятий, учреждений и организаций;
6. Рассмотрение обращений граждан, совершение отдельных видов регистрационно-разрешительных действий;
7. Взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам поддержания и охраны общественного порядка, представительство и защита прав, свобод и законных интересов граждан в судебных органах.
Все районные Администрации г. Томска наделены правами юридического лица, и поэтому они могут самостоятельно вступать в договорные имущественные отношения с физическими и юридическими лицами и нести самостоятельную ответственность по своим юридическим обязательствам.
Службы и структурные подразделения вспомогательного аппарата Главы местной Администрации. Рассмотрим их деятельность на примере Правого комитета Администрации г. Томска.
В настоящее время правовой комитет Администрации г. Томска призван выполнять такие возложенные на него основные функции:
1. Юридическая экспертиза и подготовка проектов муниципально-правовых актов, которые подлежат утверждению Думой г. Томска и мэром г. Томска;
2. Разработка проектов гражданско-правовых договоров, заключаемых с физическими и юридическими лицами, и их юридическое сопровождение до момента заключения со стороны Администрации г. Томска;
3. Консультирование и оказание юридической помощи сотрудникам городской Администрации именно в применении актов действующего законодательства;
4. Официальное представительство и защита прав и законных интересов Администрации г. Томска, судебных и правоохранительных органов.
Организация работы и акты местной Администрации и её органов.
В основном вся организация и деятельность местной Администрации и её органов базируется на единочальных началах, т.е. каждый руководитель исполнительно-распорядительного органа муниципального образования самостоятельно по вопросам своей компетенции принимает управленческие решения, организовывает их исполнение и контролирует организацию принятых актов, а также несёт персональную юридическую ответственность за результаты своей деятельности перед Главой местной Администрации.
Тем не менее, как показывает сложившаяся муниципальная практика обычно при руководителе департамента Управление, значительно реже отделы, местной Администрации может создаваться и действовать специальная коллегия для оперативного рассмотрения и обсуждения вопросов, входящих в компетенцию названного руководителя местной администрации.
В состав коллегии, образованной при руководителе соответствующего исполнительно-распорядительного органа муниципального образования входят по должности все его заместители, руководители подчинённых структурных подразделений и служб, советники, консультанты-референты и руководители муниципальных предприятий, учреждений и организаций.
В свою очередь, на заседании коллегий, созываемых и проводимых под председательством руководителя исполнительно-распорядительного органа местной Администрации, в основном рассматриваются и обсуждаются такого рода вопросы деятельности местной Администрации:
1. Участие в подготовке наиболее важных проектов муниципально-правовых актов, которые подлежат рассмотрению и принятию представительным органом муниципального образования или Главой местной Администрации;
2. Участие в разработке проектов местного бюджета, специальных целевых программ и планов развития территории муниципального образования именно в части своих выполняемых функций;
3. Подбор и расстановка кадров и разрешение иных внутриорганизационных вопросов деятельности местной Администрации;
4. Обобщение и подведение итогов текущей финансово-хозяйственной деятельности местной Администрации и подчинённых муниципальных предприятий, учреждений и организаций;
5. Осуществление контроля за надлежащим исполнением принятых актов представительного органа муниципального образования и Главы местной Администрации;
Любые предложения и рекомендации, котрые выносятся на заседание коллегии в дальнейшем юридически оформляются путём издания соответствующих муницпально-правовых актов руководителя исполнительно-распорядительного органа муниципального образования:
1. Ориказы руководителя;
3. Должностные инструкции;
4. Административные регламенты или положения.
По общему правилу все вышемперечисленные виды муниципально-правовых актов вступают в свою юридическую силу с момента их издания руководителем соответствующего исполнительно-распорядительного органа муниципального образования. Они могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке либо отменены Главой местной Администрации.
Актами комиссии, создаваемой и действующей в структуре местной Администрации, являются постановление и решение. Причём Комиссии, действующие при Главе местной Администрации, всегда осуществляют свои полномочия только на коллегиальных началах. Заседание Комиссий, действующих при Главе местной Администрации, считаются правомочными, если на них присутствуют более половины от состава членов комиссии с правом решающего голоса.
В свою очередь, решения считаются принятыми на заседании комиссии при Главе местной Администрации, если за них проголосовало простое большинство от числа присутствующих на заседании членов комиссии.
Акты таких двух комиссии местной Администрации, как административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних, не могут быть отменены Главой местной Администрации. И они могут лишь быть оспорены заинтересованными лицами только в судебном порядке. А именно граждане вправе обжаловать, например, решение Административной комиссии или Комиссии по делам несовершеннолетних через суд в течение 10-ти дней с момента их принятия на заседании комиссии.