что такое отработки в меде
Права студентов
В России можно получить высшее образование бесплатно, но только один раз.
Сразу после школы в вузы поступает где-то 70% выпускников, остальные учатся в колледжах и техникумах или идут работать. Всего в вузах, по данным 2020 года, училось более 4 млн человек, причем почти половина — за счет бюджета. У всех этих студентов есть особые права, которые возникают именно во время учебы в вузе.
Студенты могут получать стипендию и жить в общежитии, не тратясь на жилье. Еще можно подрабатывать, а на оплате вуза сэкономить за счет вычета — самому или родителям. Если родится ребенок, можно уйти в декретный отпуск и получить пособие. При этом относиться к студентам должны уважительно, не отчислять за политические взгляды и не заставлять голосовать на выборах.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Собрали основные права студентов вузов. Пригодится тем, кто уже учится, и тем, кто скоро поступит. Сохраняйте себе карточки и таблицу со ссылками на законы, чтобы знать и защищать свои права.
Получать стипендию и матпомощь
Как это работает. Вузы платят студентам на бюджете деньги: обычную и социальную стипендию, а также матпомощь. Это дополнительная поддержка на время учебы.
минимальный размер социальной стипендии
Студенты, которые оказались в сложной ситуации или нуждаются в дополнительной поддержке, могут попросить у вуза материальную помощь — если, например, нужны деньги на лечение, студент женился или потерял близкого человека. Сколько и кому платить, вуз определяет сам.
Кроме того, вуз может учредить собственные стипендии: имени президента вуза, от ученого совета и т. д. Еще есть президентские, правительственные, именные стипендии, которые может получить студент: вот здесь мы собрали 10 основных. Получать их все — законное право студента, если он хорошо учится или нуждается в социальной поддержке.
Одновременно учиться и работать
Как это работает. Студенты могут совмещать учебу и работу. Если еще не исполнилось 18 лет, есть ограничения на время работы и сложность труда. С 16 до 18 лет работать можно только 4 часа в день, если одновременно студент учится. Вот что еще должен обеспечить работодатель, который берет на работу студента:
Часто студенты переводятся на заочное обучение, когда находят работу. Однако это не обязательное требование, работать можно и в свободное от учебы время.
Отказаться от бесплатных отработок
Как это работает. Студента нельзя принуждать к отработкам, если образовательной программой такое не предусмотрено. То есть проходить учебную практику студент обязан, так как это часть обучения. Но участвовать в отработках он может только по собственному желанию. Если студент не хочет подметать улицу, мыть полы или разбирать книги в библиотеке — имеет полное право этого не делать. Принудительный труд запрещен, в том числе и для студентов.
Работать в студотрядах и получать за это деньги
Как это работает. Студотряды не остались в советском прошлом, они существуют и в наше время. Их работу координирует всероссийская организация «Российские студенческие отряды». По ее данным, в студотрядах состоит 240 тысяч человек. Студенты могут летом участвовать в строительстве крупных объектов, работать вожатыми, проводниками, заниматься сельским хозяйством — и получать за это деньги: работа в студотряде должна оплачиваться.
Есть еще один бонус: эта работа может быть засчитана как прохождение учебной или производственной практики, если она соответствует профилю обучения. Это рекомендации Минобрнауки. Оно также советует вузам организовывать досрочную сдачу сессии для студентов, которым летом нужно работать в студотряде.
Взять кредит на обучение
Как это работает. Образовательный кредит — это особый вид кредита с господдержкой. По нему не нужно вносить обеспечение, действует пониженная ставка и есть льготный период для выплаты основного долга и части процентов. Пока студент учится, он платит минимум, а когда получает профессию и выходит работать, гасит основную часть кредита. Льготный период можно продлить, если студент уйдет в академический отпуск или в декрет.
Такой вид кредита прямо предусмотрен законом, но не получил распространения. Чаще банки выдают обычные потребительские кредиты, которые можно использовать для оплаты обучения. Если вам важно взять кредит на долгий срок и гасить основную часть после окончания вуза, уточняйте это при оформлении кредита. Не все, что называется «кредит на образование», предполагает господдержку и особые льготные условия.
Кредиты на образование с господдержкой выдает Сбербанк. В Тинькофф-банке можно взять потребительский кредит до 2 млн рублей без залога.
Получить налоговый вычет за обучение
Как это работает. Если учитесь на платной основе, часть расходов на обучение можно вернуть с помощью налогового вычета. Если есть работа и доход, можно вернуть свои собственные деньги, уплаченные в бюджет в виде НДФЛ. При возврате налога за себя форма обучения не имеет значения — подойдет и очная, и заочная.
Еще можно компенсировать часть расходов родителей, старших братьев и сестер, если обучение оплачивали они. Это работает, пока студенту не исполнится 24 года, и учиться он должен только на очной форме. За заочников вычет родственникам не дадут. Еще вычет нельзя заявить, если на обучение потратили маткапитал.
Вычет предоставляют в размере всей суммы расходов на это обучение, но не более:
Вернуть можно 13% от суммы расходов в пределах лимита — то есть максимум 22 100 Р в год. Это если за обучение платил и сам студент, и его родители или братья и сестры. Максимальная сумма вычета составит 170 000 Р в год. Если расходы больше, с остатка налог вернуть нельзя.
Жить в общежитии, если нет своего жилья
Как это работает. Места в общежитии вузы предоставляют студентам-очникам, у которых нет своего жилья рядом с вузом, и заочникам, когда те приезжают на сессию. Если у вуза помещений для проживания студентов в принципе нет, то и предоставить их он не сможет. Тогда жить в общежитии не получится. Если общежития есть, вуз не может вселить туда кого-то еще, кроме студентов, пока не всех обеспечили жильем. Если у студента есть право на социальную стипендию, общежитие ему должны предоставить в первую очередь.
Вузы сами решают, в каком порядке предоставляются места в общежитиях. Эти правила могут находиться в положении о студенческом общежитии вуза или ином документе с похожим названием. По общим правилам в одной комнате может жить не больше четырех человек, на каждого должно приходиться хотя бы 6 м² — это рекомендации госта.
Кого считать нуждающимся в общежитии, закон не говорит. Это может быть студент, который приехал из другого города. Или тот, что живет в том же самом городе, но в очень плохих условиях, например в аварийном доме. Окончательно решает вуз, а перепроверить можно в суде.
Не учиться на каникулах
Как это работает. У каждого человека есть право не только трудиться, но и отдыхать. Для этого у студентов есть каникулы. В общей сложности в учебном году каникулы должны занимать не меньше 7 недель, из них минимум 2 недели — зимой. Это время студенты могут использовать как захотят: можно ничего не делать, работать, повторять изученное, учить что-то новое, заботиться о пожилых родственниках, путешествовать.
Нельзя заставлять студентов работать и учиться во время каникул без их согласия. Домашние задания, зимние и летние школы во время каникул нарушают право студента на отдых и защиту от переутомления. Это повод для жалобы. Ее можно направить в Рособрнадзор или в прокуратуру.
Уйти в академический отпуск
Как это работает. Академический отпуск — это возможность взять перерыв в обучении. Студент не ходит на занятия, не выполняет задания, не сдает сессии, не получает стипендию. Однако он продолжает считаться студентом вуза, может жить в общежитии, если нуждается в нем. По окончании академического отпуска студент продолжает обучение на той же программе и на тех же условиях. Если он учился на бюджете, сможет и дальше учиться бесплатно, просто с другой группой.
ежемесячная компенсация от вуза студентам, которые ушли в академический отпуск по медицинским показаниям
Если учитесь на платном, то основанием для академического отпуска может стать невозможность оплачивать учебу из-за финансовых сложностей. Например, если кто-то в семье потерял работу или семья лишилась кормильца. Как это подтверждать, скажут в деканате.
Максимальный срок, на который можно взять академический отпуск, — 2 года. Выйти из него можно раньше времени, написав заявление ректору или иному ответственному работнику вуза.
Уйти в декретный отпуск и получать пособия
пособие по уходу за ребенком до полутора лет с 2021 года
Перевестись с платного обучения на бесплатное
Как это работает. Если сразу не удалось поступить на бюджет, перевестись можно во время учебы — если хорошо учиться и появятся свободные бюджетные места. Такие места вуз подсчитывает не меньше двух раз в год. Сколько таких мест есть в вузе, должно быть указано на его сайте. Обычно достаточно ввести в поисковой строке браузера название вуза и фразу «вакантные места».
Перевестись на бюджет может студент, у которого нет ни одной задолженности, дисциплинарных взысканий и долгов по оплате обучения. Он сможет подать заявление на перевод, если выполняется одно из двух условий:
Кого из студентов, подавших заявления, перевести на бюджет, решает комиссия, которую создает вуз. У вуза на сайте должно быть положение о переводе, где написано, когда подавать заявления и как все это проходит.
Перевестись с очного обучения на заочное и наоборот
Как это работает. В вузах есть разные формы обучения. На очной студенты ходят на лекции и семинары постоянно, а на заочной — только во время сессии. Есть еще очно-заочная форма, когда студенты ходят в вузы пореже, чем на очной форме, и в основном по вечерам.
Перевестись с одной формы обучения на другую можно, например, если появилась работа и днем ходить в вуз не получается. Порядок перевода определяют вузы — в положениях о переводе. Для начала нужно написать заявление. Дальше может понадобиться досдать какие-то дисциплины, потому что программы на разных формах обучения различаются.
Перевестись в другой вуз и зачесть оценки
Как это работает. Закон разрешает студенту поменять вуз, если изначально выбран не тот или нужно переехать в другой город. При этом можно не поступать в вуз заново, а перевестись на один из курсов — в зависимости от того, сколько предметов совпадает в старом и новом вузе. Студент-бюджетник может перевестись на бюджетное место, если срок его обучения увеличится не больше чем на год.
Перевестись можно только в том случае, если в выбранном вузе будут вакантные места. Эту информацию можно посмотреть на сайте. Если желающих будет много, а мест — мало, вуз может провести конкурс и отобрать только самых подготовленных.
Чтобы новый вуз при переводе зачел аналогичные дисциплины, в старом вузе нужно взять справку о периоде обучения. Там будут все нужные сведения. Если новый вуз будет готов принять студента, ему дадут справку о переводе. На ее основании он отчислится из старого вуза в связи с переводом. При этом важно, что право на отсрочку от армии и обучение на бюджете студент не теряет.
Учиться сразу в нескольких вузах
Как это работает. Учиться можно сразу в нескольких вузах, закон никак это не ограничивает. Но за счет бюджета высшее образование можно получить только один раз, поэтому второй вуз в любом случае будет платным. Чтобы все успевать, в одном вузе можно оформить индивидуальный план обучения или выбрать заочную форму.
Для поступления в новый вуз необязательно заново сдавать ЕГЭ: его результаты действуют 4 года. То есть если вы сдали ЕГЭ в 2019 году, поступать по этим результатам можно в 2019, 2020, 2021, 2022 и 2023. При желании можно сдать экзамен заново, а потом выбрать, результаты какого года использовать.
Поехать на стажировку в иностранный вуз
Как это работает. Есть программы, по которым можно во время обучения в российском вузе съездить на стажировку за рубеж. Для этого вузы создают международные отделы и заключают договоры о студенческом обмене с зарубежными учебными заведениями. Если таких отделов нет, вуз можно выбрать самому, а на время обучения оформить академический отпуск. Можно найти бесплатную и даже оплачиваемую стажировку, зарубежные вузы и организации такое предлагают.
Стажировка — это не полноценное обучение, диплом бакалавра или магистра зарубежного вуза вы не получите. Зато появится новый опыт и новые связи, а изученные предметы могут зачесть в вашем российском вузе.
Закончить обучение экстерном
Как это работает. Вуз можно закончить быстрее, чем все остальные. Ускоренное обучение называют экстерном. Чтобы его оформить, нужно составить индивидуальный учебный план. Это возможно, если студент показывает выдающиеся способности и способен освоить образовательную программу за более короткий срок. Еще такой вариант подходит студентам, которые окончили колледж или техникум. Они поступают в вуз на общих основаниях, но потом могут выбрать ускоренное обучение.
В законе не сказано, что вузы должны переводить студентов на индивидуальный план по их заявлению. Порядок такого перевода определяется внутренними документами вуза. Называться такой документ может, например, так: «Положение об ускоренном обучении и обучении по индивидуальному учебному плану». В каждом вузе будут свои особенности ускоренного обучения — где-то возможностей больше, где-то меньше. Если решили перевестись, подавайте заявление в деканат.
Пересдать экзамены два раза
Как это работает. Если студент не сдал экзамен или зачет, он должен его пересдать. Официально это называется «ликвидировать академическую задолженность». Если этого не сделать, из вуза отчислят за неуспеваемость.
Брать за пересдачи деньги вуз не может. Обязывать студентов что-то оплатить или купить, чтобы их допустили к пересдаче, — тоже.
Восстановиться после отчисления
Как это работает. Если студент ушел из вуза по собственному желанию, он имеет право передумать, восстановиться и продолжить учебу. Для этого у него есть 5 лет. Восстановиться можно на тех же самых условиях — то есть продолжить учиться бесплатно, если уходил с бюджетного места и в вузе есть свободные места. Если мест нет, можно ждать следующего года или договориться с вузом и восстановиться на другую форму обучения, например на заочную.
Если вуз сам отчислил студента за неуспеваемость или дисциплинарные нарушения, возможность восстановления закон не гарантирует — это регулируют правила вуза. Вуз может установить ограничения на количество восстановлений, потребовать пройти предварительную аттестацию, то есть ответить на вопросы комиссии. Подробности нужно узнавать в вузе, в котором хотите восстановиться.
Бесплатно публиковать статьи в изданиях вуза
Как это работает. Вузы обязаны давать своим студентам возможность опубликовать их научные работы. Об этом праве полезно помнить студентам, которые занимаются наукой. Опубликованные статьи нужны для поступления в магистратуру, аспирантуру, защиты диссертации, подачи заявок на гранты, получения повышенной стипендии.
Многие журналы и сборники студенческих работ берут деньги за публикацию, и в сравнении с гарантированной стипендией в 1500 Р это может быть существенная статья расходов. Поэтому вузы обязаны обеспечить студентам возможность публиковаться бесплатно. Воспользоваться этим правом может любой студент, но только если статья качественная. Статьи с плагиатом или низкого уровня вуз публиковать не должен, даже если их написали его студенты. Требований к изданиям, где следует публиковать статьи, закон не содержит. Обычно это издаваемые вузом журналы или сборники студенческих конференций.
Не служить в армии, пока идет учеба
Как это работает. Студентам вузов, у которых есть государственная аккредитация, дают отсрочку от армии на время учебы. Она положена:
Отсрочка сохраняется во время академического отпуска, взятого на год, и при переводе в другой вуз с государственной аккредитацией. Если студент сам забрал документы из вуза, а потом восстановился, он тоже может сохранить отсрочку, но для этого нужно, чтобы общий срок обучения не увеличился. Это возможно, например, если отчислиться со специалитета, а восстановиться на следующий год на бакалавриат.
Это право касается всех студентов мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, потому что они обязаны служить в армии по призыву. Если студенту пришла повестка, а он хочет вместо службы в армии учиться в вузе, об этом нужно сообщить военкомату: там не проверяют списки студентов и не знают, у кого есть право на отсрочку. В вузе нужно будет взять справку для военкомата.
Жаловаться на преподавателей, которые оскорбляют студентов
Как это работает. Преподаватели должны быть вежливыми, обращаться к студентам уважительно и ни в коем случае их не оскорблять. Если же с преподавателем не повезло, свои права можно и нужно защищать.
Обжаловать устав и другие документы вуза
Как это работает. Многие вопросы относительно порядка учебы вуз регулирует сам — в уставе, внутренних положениях и других документах. Однако эти документы не должны противоречить законодательству об образовании. Если считаете, что какие-то нормы вуза явно нарушают ваши права, эти нормы можно обжаловать. Чаще всего обжалуют не уставы, а индивидуальные акты — приказы об отчислении.
Обращаться можно напрямую в районный суд. Жалобу можно подать онлайн, используя учетную запись на госуслугах.
Вот пример: у студента не было задолженностей, но были пропуски лекционных занятий. За это вуз его отчислил. Студент не согласился и обратился в суд. Суд обязал вуз восстановить студента: пропуск лекций не означает невыполнения учебного плана, если все зачеты и экзамены сданы.
Иметь любые политические и религиозные взгляды
Как это работает. Вузы не могут ограничивать свободу студентов исповедовать выбранную ими религию или отказываться участвовать в религиозных обрядах, не могут запретить им свободно выражать свои взгляды и убеждения, в том числе политические.
Закон прямо запрещает принуждать студентов вступать в общественные объединения, в том числе в политические партии. Недопустимо заставлять студентов участвовать в политических акциях и агитационных мероприятиях под угрозой отчисления или каких-то других проблем. Если принуждают — есть право отказаться и сослаться на закон.
Отработка после колледжа и вуза: как распределиться и не пожалеть?
Как долго придётся отрабатывать бюджетнику? Можно ли выкупить свободный диплом и во сколько это обойдётся? Адукар расскажет о нюансах распределения, чтобы оно не стало для тебя сюрпризом.
Отработка после вуза
Выпускник аспирантуры (бюджет) также отрабатывает тот срок, что указан в договоре.
Получать образование в магистратуре, аспирантуре могут и целевики, но по окончании той или иной ступени всё равно придётся отработать пять лет.
Отработка после колледжа
После получения профессионально-технического образования нужно отработать один год, среднего специального — два.
Можно ли отказаться от распределения после вуза?
Если ты не хочешь отрабатывать, напиши заявление об отказе от распределения. Примерно через месяц университет пришлёт расчётный лист, в котором будет указана сумма компенсации за обучение на бюджете за каждый семестр. Что в неё входит? Хозяйственные расходы вуза, зарплата преподавателей, взносы в ФСЗН, траты на ремонт Всё это делится на количество студентов-бюджетников — ты выплачиваешь свою долю.
От момента получения расчётника у тебя есть полгода, чтобы начать выплачивать компенсацию университету. По истечении данного срока вуз подаёт в суд, и выставленную сумму взыскивают принудительно. К примеру, высчитывают из твоей зарплаты, размер удержания может достигать 50% — это на усмотрение суда. При смене места работы исполнительный лист «следует за тобой», так что улизнуть не удастся. Лучше выплачивать компенсацию добровольно, в таком случае платишь ежемесячно посильную сумму, срок не ограничен.
Выпускники колледжей и лицеев также могут компенсировать затраты на свою подготовку в обмен на свободу от распределения.
Если у тебя нет чётких планов на будущее или не уверен, что захочешь отрабатывать после вуза, поступай на платное : это дешевле, чем возмещать траты вуза на обучение.
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Использование симуляционных технологий на занятиях по специальности «Лечебное дело»
В современном мире, в эпоху бурного развития высокотехнологичной медицины общество предъявляет повышенные требования к качеству оказания медицинских услуг. Именно этот показатель и качество жизни пациентов после проведенного лечения должны лежать в основе оценки профессиональной деятельности отдельных специалистов и лечебных учреждений, а также уровня здравоохранения в целом.
Классическая система клинического медицинского образования не способна в полной мере решить проблему качественной практической подготовки медицинского работника. Главными препятствиями к этому являются отсутствие непрерывной обратной связи между обучающимся и педагогом.
Поэтому ключевой задачей современного среднего, высшего и последипломного медицинского образования является создание условий для развития у обучающихся широкого спектра компетенций и прочно закрепленных практических навыков без риска нанесения вреда пациенту.
Сюда относится развитие способности быстрого принятия решений медицинским работником и безупречного выполнения ряда манипуляций или вмешательств, особенно при неотложных состояниях.
Одним из методов повышения качества практической подготовки будущих фельдшеров, медицинских сестёр, акушерок, медицинских лабораторных техников является использование симуляционных технологий. Симуляция в медицинском образовании – современная технология обучения и оценки практических навыков, умений и знаний, основанная на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации или отдельно взятой физиологической системы, для чего могут использоваться биологические, механические, электронные и виртуальные (компьютерные) модели.
ФГОС СПО по специальности выделяет лабораторно-практические занятия (ЛПЗ) для выработки практических умений посредством внедрения симуляционных технологий, как этап подготовки к учебной (УП) и производственной практике (ПП).
В настоящее время по уровню реалистичности выделяют семь групп симуляционных технологий для обучения медицине. Преимущества симуляционного тренинга на современном этапе развития медицины не вызывают сомнений.
При обмене опытом с коллегами из Казанского и Табольского медицинских колледжей мы увидели, что данные учебные заведения имеют многопрофильный симуляционный центр, который создан как модель мини-клиники и включает в себя: кабинет приема больных, процедурную, перевязочную, палату интенсивной терапии, кабинет женской консультации, родовой зал, кабинет здорового ребенка, клизменную, кабинет забора анализов.
В нашем учебном заведении преподаватели мечтают о создании полноценного, оснащенного виртуальными симуляторами симуляционного центра. В медицинском колледже применяются элементы симуляционных технологий в виде электронных учебников, обучающих компьютерных игр, тренажеров практических навыков, реалистичных фантомов органов, манекенов сердечно-лёгочной реанимации, отработки методик аускультации.
Для более эффективного применения симуляционных технологий организован «интегрированный» кабинет на базе ГАУЗ «Брянская городская больница №1», где собран комплект для отработки практических навыков по ПМ. 01 «Диагностическая деятельность», ПМ. 02 «Лечебная деятельность», который используется при обучении студентов по специальности «Лечебное дело».
Один из самых богатых опытов использования симуляционных технологий накоплен преподавателями ПМ. 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными», которые на ЛПЗ используют для отработки манипуляций следующие уровни симуляционного оборудования:
1. Визуальный – знакомит с практическими действиями, их последовательностью и техникой выполнения манипуляции. Студентами отрабатывается понимание последовательности действий выполнения манипуляции, однако никакой собственно практической отработки манипуляции не происходит. Но, данный уровень позволяет перейти к следующему этапу – к собственно практической отработке манипуляции. Примером может служить электронное пособие и видеофильмы.
2. Тактильный – на данном уровне происходит
воспроизведение и отработка практических навыков, т.е. последовательность скоординированных движений в ходе выполнения той или иной манипуляции и как результат – приобретение практического навыка. Пример – отработка манипуляций на фантоме, муляже и стандартизированном пациенте, роль которого выполняет студент.
3. Реактивный – воспроизводятся простейшие активные реакции
фантома на типовые действия студента. Например: при правильном выполнении непрямого массажа сердца – загорается лампочка, тем самым осуществляется оценка точности действий обучаемого и воспроизведение моторики отдельного базового навыка.
Итоговое выполнение манипуляций с применением вышеперечисленного симуляционного оборудования возможно с использованием системы объективной оценки в баллах.
Таким образом, методологическая задача нашего педагогического коллектива на ближайшее будущее, «программа максимум» – это разработка «сквозной» обучающей технологии формирования каждого умения с использованием моделей (фантом, манекен, муляж, и пр.), стандартизованных пациентов с преемственностью и повторяемостью на каждом последующем этапе обучения, а также при допуске обучающихся на УП, ПП или при проведении аттестация по итогам ПП.
Но мы можем с уверенностью подчеркнуть в заключении, что симуляционное обучение – это не альтернатива «живого» общения с пациентом, а средство сделать это общение более эффективным и комфортным для больного и студента, потому что для реализации освоения основных видов профессиональной деятельности для медицинского работника необходимы не манекены, а настоящие, реальные пациенты.