что такое открытый театр

ТЕАТР ОТКРЫТЫЙ

ТЕАТР ОТКРЫТЫЙ сооружение, предназначенное для представлений, концертов, демонстрации кинофильмов на открытой или закрытой сцене для зрителей, сидящих под открытым небом

(Болгарский язык; Български) — открит театър

(Чешский язык; Čeština) — divadlo v přírodě;, letní divadlo

(Немецкий язык; Deutsch) — Freilichttheater

(Венгерский язык; Magyar) — szabadtéri színpad

(Монгольский язык) — задгай театр

(Польский язык; Polska) — teatr otwarty

(Румынский язык; Român) — teatru de vară

(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — letnja pozornica

(Испанский язык; Español) — anfiteatro; teatro al aire libre

(Английский язык; English) — park theatre; outdoor summer theatre

(Французский язык; Français) — theatre en plein air

Смотреть что такое «ТЕАТР ОТКРЫТЫЙ» в других словарях:

театр открытый — Сооружение, предназначенное для представлений, концертов, демонстрации кинофильмов на открытой или закрытой сцене для зрителей, сидящих под открытым небом [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики… … Справочник технического переводчика

Театр «Ювента» — Место нахождения на сцене театра АлеКо Санкт Петербург, пр. Юрия Гагарина, 42 Координаты … Википедия

Театр Карла Книпера — был создан немецкой труппой под руководством Карла Книпера в Санкт Петербурге в 1777 году (или в 1779 году). Источники также по разному называют его фамилию: Книпер и Книппер. Сам Карл Книпер по своей профессии к сценическим искусствам отношения… … Википедия

Театр 19 — Театр 19 … Википедия

Театр кино имени Т. Г. Шевченко — Театр кино имени Т. Г. Шевченко первый многозальный кинотеатр в УССР,[1]. Находится в Донецке. Памятник архитектуры местного значения[1][2]. Входит в архитектурный ансамбль Театральной площади … Википедия

Театр «Аполлон» — Не следует путать с гарлемским театром Аполло. Координаты: 38°14′47.76″ с. ш. 21°44′08.16″ в. д. / 38.2466° с. ш. 21.7356° в. д. … Википедия

Театр — I Театр (от греч. théatron место для зрелищ; зрелище) род искусства (См. Искусство). Как и др. искусства, Т. форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок Т., развитие… … Большая советская энциклопедия

Театр — I Театр (от греч. théatron место для зрелищ; зрелище) род искусства (См. Искусство). Как и др. искусства, Т. форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок Т., развитие… … Большая советская энциклопедия

ТЕАТР — для детей и юношества, вид сценич. иск ва, одно из средств эстетич., нравств. воспитания и худож. образования школьников. Для детей создаются те же виды театр, представлений, что и для взрослых: драма, опера, балет, эстрада, кукольный театр.… … Российская педагогическая энциклопедия

Театр* — I. Театр у греков и римлян (θέατρον) как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые у древних греков; в существенных чертах он послужил образцом для римского театра; многие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

открытый театр

Смотреть что такое «открытый театр» в других словарях:

Санкт-Петербургский театр имени Ленсовета (открытый театр) — драматический, основан в 1933. До 1953 назывался Новым театром, с 1953 Театр им. Ленсовета, в 1991 95 Открытый театр, с 1995 современное название, с 1981 академический. Главный режиссёр (1960 86) И. П. Владимиров, с 1986 художественный… … Энциклопедический словарь

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ТЕАТР — САНКТ ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ТЕАТР, драматический, открыт в 1933. До 1953 называется Новым театром, с 1953 Театр имени Ленсовета, с 1992 современное название, с 1981 академический. Главный режиссер И.П. Владимиров (с 1961). Наиболее значительный… … Современная энциклопедия

Санкт-Петербургский Открытый театр — САНКТ ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ТЕАТР, драматический, открыт в 1933. До 1953 называется Новым театром, с 1953 Театр имени Ленсовета, с 1992 современное название, с 1981 академический. Главный режиссер И.П. Владимиров (с 1961). Наиболее значительный… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Театр «Ювента» — Место нахождения на сцене театра АлеКо Санкт Петербург, пр. Юрия Гагарина, 42 Координаты … Википедия

Театр Карла Книпера — был создан немецкой труппой под руководством Карла Книпера в Санкт Петербурге в 1777 году (или в 1779 году). Источники также по разному называют его фамилию: Книпер и Книппер. Сам Карл Книпер по своей профессии к сценическим искусствам отношения… … Википедия

Театр 19 — Театр 19 … Википедия

театр открытый — Сооружение, предназначенное для представлений, концертов, демонстрации кинофильмов на открытой или закрытой сцене для зрителей, сидящих под открытым небом [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики… … Справочник технического переводчика

Театр кино имени Т. Г. Шевченко — Театр кино имени Т. Г. Шевченко первый многозальный кинотеатр в УССР,[1]. Находится в Донецке. Памятник архитектуры местного значения[1][2]. Входит в архитектурный ансамбль Театральной площади … Википедия

Театр «Аполлон» — Не следует путать с гарлемским театром Аполло. Координаты: 38°14′47.76″ с. ш. 21°44′08.16″ в. д. / 38.2466° с. ш. 21.7356° в. д. … Википедия

Театр — I Театр (от греч. théatron место для зрелищ; зрелище) род искусства (См. Искусство). Как и др. искусства, Т. форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок Т., развитие… … Большая советская энциклопедия

Театр — I Театр (от греч. théatron место для зрелищ; зрелище) род искусства (См. Искусство). Как и др. искусства, Т. форма общественного сознания, он неотделим от жизни народа, его национальной истории и культуры. Расцвет или упадок Т., развитие… … Большая советская энциклопедия

Источник

Уличный театр

Уличный театр — это театр, спектакли которого происходят на открытом пространстве — на улице, площади, в парке и т. п. как правило, без оборудования сцены. Нечеткое разделение на артистов и зрителей, зрители часто вовлекаются в действие. Зрители участвуют не только эмоционально, как в классическом театре, но и непосредственно участвуют в спектакле, внося те или иные коррективы. Таким образом, немаловажен момент импровизации.

Содержание

Виды уличного театра многообразны, что, в свою очередь, приводит к невозможности строгой классификации его форм.

Многие театры огня заявляют свое творчество как УТ. Близкие направления — Перформанс, хеппенинг, флеш-моб.

Особенности

Большинство особенностей накладывает открытое пространство. Но и без этого, необходима особая стилистика актерской игры. Для актера УТ необходимы не только импровизаторские способности, но особенные навыки во всем арсенале профессиональных актерских средств выражения (жест и пластика, манера ношения театрального костюма). Ввиду отсутствия сцены, и, чаще всего, искусственного освещения, для УТ необходимо привлекать внимание зрителя другими средствами, отличными от используемых в классическом театре. Необходимо вызвать интерес зрителя и удерживать его на протяжении всего представления, ведь он может легко отвлечься на неизбежное постороннее. Требуется большая энергетическая и эмоциональная концентрация.

Финансирование и организация

Если представление является камерным, финансирование осуществляется по «шапошному» принципу, зрителям предлагается внести добровольную нефиксированную плату. Нередко расходы берет на себя организация, преследующая свои корпоративные цели: администрация города; спонсоры, рекламирующие свою продукцию; цеха ремесленников; церковь и т. д.

Нередко зритель сам получает подарок, цветы, что активизирует желание зрителей участвовать в спектакле.

Источники

Литература

театральные училища • театральная терминология • театральные амплуа • театральные критики

Полезное

Смотреть что такое «Уличный театр» в других словарях:

Театр в Западной Европе — имеет долгую, славную историю. Содержание 1 Театр в древности 2 Средневековье 3 … Википедия

Театр зверей — имени Дурова. Театр зверей [1] это музыкально развлекательная программа с участием дрессиров … Википедия

Театр миниатюр — Театр миниатюр это содружество артистов, предпочитающих виды малых форм искусства (монолог, куплет, скетч) и выбирающих для репертуара театра небольшие одноактные пьесы и театральные постановки комедийных и сатирических жанров, которым… … Википедия

Театр — У этого термина существуют и другие значения, см. Театр (значения). Иллюстрация Константина Сомова для книги Блока «Театр» Театр (греч … Википедия

Театр юного зрителя — Запрос «ТЮЗ» перенаправляется сюда; о станции скоростного трамвая см. ТЮЗ (станция метротрама). Театр юного зрителя (ТЮЗ) профессиональный театр, предназначенный для детской, подростковой и юношеской аудитории. Специализация на детскую… … Википедия

Театр абсурда — У этого термина существуют и другие значения, см. Театр абсурда (значения). Театр абсурда, или драма абсурда абсурдистское направление в западноевропейской драматургии и театре, возникшее в середине XX века.[1] В абсурдистских пьесах мир… … Википедия

Театр теней — У этого термина существуют и другие значения, см. Театр теней (значения). Куклы китайского театра теней. Театр теней форма визуальн … Википедия

ТЕАТР — для детей и юношества, вид сценич. иск ва, одно из средств эстетич., нравств. воспитания и худож. образования школьников. Для детей создаются те же виды театр, представлений, что и для взрослых: драма, опера, балет, эстрада, кукольный театр.… … Российская педагогическая энциклопедия

Старинный театр — Эмблема Старинного театра. И. Я. Билибин. 1907 «Старинный театр» историко реконструктивное сцениче … Википедия

Кукольный театр — … Википедия

Источник

Что такое «Открытые сцены МХАТ»

5 октября состоялось торжественное открытие проекта «Открытые сцены МХАТ».
Художественный руководитель МХАТа Эдуард Бояков на презентации заметил:

«Что такое «Открытые сцены МХАТ»? Эта идея пришла к нам в голову полгода назад. Мы, восхищённые и впечатлённые архитектурой Кубасова, вдохновлённые идеями, которые были у создателей нашего театра Станиславского и Немировича-Данченко, поняли, что театр надо открывать, превратить его в общественное пространство.
Зрительскую часть мы мыслим как пространство, куда горожане могут приходить, чтобы встретиться со своими друзьями в кафе, в книжном магазине, магазине сувенирной продукции и грампластинок, и, конечно, встретиться с учителями, с людьми, которые, по нашему мнению, представляют собой интеллектуальную элиту, с идеями которых надо жить.

Такого пространства очень не хватает, мы убеждены, что Москве оно необходимо. Есть разобщенность, ситуация, когда издательства живут отдельно, театры живут отдельно, музыканты живут отдельно, поэты живут отдельно. Очень мало здоровой энергии, когда художники встречаются с друг с другом.

Московский художественный театр был создан в конце XIX века. Создавая этот театр, Станиславский и Немирович-Данченко задумывали его как центр встреч разных людей. Сегодня это пространство мыслится терминами междисциплинарность, мультикультурализм, культурно-просветительский кластер. В конце XIX века эти идеи были также актуальны для пространства театра, в котором Айседора Дункан познакомила Станиславского с Гордоном Крэгом, а Шехтель, будучи архитектором, создал фирменный стиль театра; ученик Шехтеля, архитектор и художник Владимир Егоров, создал декорации к «Синей птице», а композиторы, меценаты, писатели от Чехова, Горького до Катаева – составляли круг приближённых МХАТ.

Сегодня мы хотим создать условия, в которых современные художники и творческие лидеры будут чувствовать себя естественно».

«Открытые сцены МХАТ» работают каждый день, с утра и до позднего вечера. Вас ждут культурные и образовательные события: от йоги до лекций крупнейших отечественных и зарубежных интеллектуалов, от практик тела до поэтических перформансов, от детских студий до обсуждения сугубо взрослых тем, от светских дискуссий до религиозных диспутов, от спектаклей на Большой и Малой сценах до рэпа на Третьей сцене.

«Открытые сцены МХАТ», с одной стороны, следуют общемировому культурному тренду на создание универсальных культурных кластеров. С другой стороны, проект прокладывает свой особый путь в сегодняшней постмодернистской реальности, соединяя прорывные технологии с русским культурным кодом, русским самосознанием. Инновационность плюс архаика, традиция плюс постмодерн – вот смысл кластера, который создает театр, бывший в начале ХХ века ультра-прогрессивным, а сегодня стремящийся соединить поиск с верностью наследию».

В программе «Открытых сцен МХАТ»:

Сезон стихов: Третья сцена. Поэзия (12+)

МХАТ возвращает поэзию в театр! В новом сезоне на Третьей Сцене МХАТ им.М.Горького будут показаны спектакли по стихам главных поэтов современности – причём, с участием самих авторов! Каждую неделю зрители будут погружаться в уникальный поэтический мир, созданный из стихов, музыки и мультимедийных образов. Художественный руководитель МХАТ Эдуард Бояков и куратор проекта, поэт и продюсер Иван Купреянов представляют первую и единственную театральную антологию современной изящной словесности – проект «Сезон стихов: Третья сцена. Поэзия»!

В октябре зрителям будут явлены поэты Юрий Кублановский (08.10), Алексей Шмелёв (15.10), Олеся Николаева (22.10) и Светлана Кекова (29.10). В спектаклях примут участие артисты МХАТ Николай Коротаев, Елена Коробейникова, Ирина Архипова и приглашенные звезды: Ирина Линдт, Агния Кузнецова, Ольга Кабо, Алиса Гребенщикова. Режиссер-постановщик – Эдуард Бояков. Режиссер – Сергей Глазков. Музыкальная концепция проекта – Сергей Летов. Художники проекта – Александр Цветной и Василиса Гончарова, видеохудожник – Дмитрий Масаидов.

Третья сцена. Человек и мысль

Мыслители современности говорят о главном. Они делятся своими идеями о человеке, прошлом и будущем, традиции и мире. За час гость расскажет о самом важном, о том, над чем он думает всю жизнь.

Третья сцена. Философия и парадигмы

Цикл философских встреч, призванных выстроить единую картину философского процесса. Вы узнаете, как определяли философию и её миссию в разные эпохи, какие вопросы сегодня актуальны в философии, как философия соотносится с наукой, религией, человеком, обществом, техникой. В рамках встреч будут пересекаться представители философских моделей традиции, модерна и постмодерна.

Советской песни Атлантида

Цикл театрализованных концертов, посвященных истории советской песни 20-х – 80-х годов. Каждая программа рассказывает о композиторе, поэте или исполнителе, вписавшем яркую страницу в историю уникального жанра, не имеющего аналогов в мировой музыкальной культуре. Парадокс, но сегодня – это чуть ли не единственный пласт музыкальной культуры, который продолжает магическим образом воздействовать на восприятие русского человека. А потому нельзя допустить, чтобы он канул в небытие. Удержать и вернуть людям «Советской песни Атлантиду» – цель кураторов и авторов программы: композитора Игоря Зубкова и музыковеда Екатерины Кретовой.

Антропология и онтология театра

Погружение в проблематику театральной антропологии и онтологии. Курс философа Александра Дугина будет интересен и профессионалам (режиссёрам, актёрам, критикам), и специалистам, интересующимся историей, философией, социологией театра, и вдумчивым театральным зрителям. Слушатели смогут понять глубинные причины возникновения театра и оценить его реальное значение для цивилизации.

9,16, 23, 30 октября.12+

что такое открытый театр. Смотреть фото что такое открытый театр. Смотреть картинку что такое открытый театр. Картинка про что такое открытый театр. Фото что такое открытый театр

Слушатели курса узнают, как организовать выставку, какие тренды и запросы доминируют в сфере современного искусства, какова логика и структура современных музеев, и как функционирует арт-рынок. В рамках курса выступят ведущие кураторы, искусствоведы и художники. Куратор Александр Бурганов.

13, 20, 27 октября. 12+

Ангелы и демоны Серебряного века

Курс познакомит слушателей с Серебряным веком – эпохой яркого расцвета русского искусства, философии, литературы. Именно в Серебряном веке формируются основы русского авангарда, вызревает революционная метафизика пола, формируются уникальные политические доктрины. Знакомство с этим периодом – необходимый ключ к пониманию русского пути. Куратор Алексей Козырев.

12, 19, 26 октября. 12+

Краткая история театра

Курс культуролога Юлии Милович-Шералиевой об основных вехах истории мирового театра. Вы узнаете, какова связь между мистериями и театральной сценой, почему в Средневековье актёров считали проклятыми, существовал ли русский театр до XVII века, какую культурную революцию совершил Станиславский. Всё об истории театра, что вы боялись спросить!

10, 17, 24, 31 октября. 12+

Перформер и искусствовед Анастасия Белова расскажет, что такое перформанс, какое влияние на этот жанр оказали футуристы, связан ли он с политикой, что производит перформанс и какова логика его развития. Слушатели станут участниками эксклюзивного воркшопа – в завершение курса на одной из «Открытых сцен» будет представлен совместный со слушателями перформанс.

12, 19, 26 октября. 12+

что такое открытый театр. Смотреть фото что такое открытый театр. Смотреть картинку что такое открытый театр. Картинка про что такое открытый театр. Фото что такое открытый театр

Назад к философии: опыт прочтения раннегреческих философов

В важную для русской культуры эпоху XIX – начала XX века существовала практика, когда автор читал фрагменты рукописи, а потом обсуждал их с друзьями и коллегами. Именно такое обсуждение по следам рукописи книги «Другая сторона ясности» предлагает участникам автор, философ Антон Беликов. Он предлагает обсудить результаты пятилетнего труда по изучению раннегреческих мыслителей, стоявших у истоков философии.

10, 17, 24, 31 октября. 12+

Авторский интенсив-курс режиссёра Екатерины Инберг и ведущего российского дизайнера Кирилла Минцева станет прекрасной возможностью познакомиться с миром современного искусства, моды, дизайна. Какова механика современного арт-рынка? Как организовать свою коллекцию, выставку, кинопроект? Какие материалы использовать для новых арт-практик? В рамках курса участники школы будут разрабатывать проект, в конце курса состоится его защита.

Секреты русской жизни

Цикл лекций писателя, культуролога Андрея Новикова-Ланского посвящён русскому человеку как культурно-историческому типу. На примерах из истории русской культуры и современной повседневности показывается специфика русского национального характера и картины мира. Даётся анализ национальной системы ценностей. Особый акцент делается на том, как национальная ментальность проявляется в русском слове.

10, 17, 24, 31 октября. 12+

История скульптуры: от матриархата к постмодерну

Что такое скульптура, какова её роль в истории цивилизаций? Есть ли связь между скульптурной пластикой и логосом Аполлона, Диониса и Кибелы? Зачем древние греки красили свои скульптуры? За что мультперсонаж заслужил имя Донателло? Как и почему менялись пропорции фигуры, отношение к поверхности скульптурного изображения в разных эпохах? Какая архаичная пластика повлияла на европейскую в самом начале XX века? Почему скульпторы-постмодернисты ничего не лепят своими руками? Об этом и многом другом будет рассказано в курсе лекций скульптора Ивана Балашова.

История русского самосознания

что такое открытый театр. Смотреть фото что такое открытый театр. Смотреть картинку что такое открытый театр. Картинка про что такое открытый театр. Фото что такое открытый театр

Из чего сложилась среда, в которой мы живём? В цикле лекций будут рассмотрены все аспекты, связанные с архитектурой советского периода: её материальная составляющая, идеология, сформированная ею городская среда. Как советская архитектура воспринималась современниками, и как изменилось её восприятие сейчас? В каких условиях создавалась среда, в которой мы продолжаем жить? Глядя на архитектуру, можно сказать многое об обществе и его ценностях! Архитектор Мария Гельфанд.

17, 24, 31 октября. 12+

Народная культура как источник вдохновения

Существует ли русский образ? Можно ли сейчас носить русский народный костюм? Дизайнер Маша Андрианова расскажет о главных элементах русской традиционной одежды, покажет свои работы и проведёт практическое занятие по составлению современного русского костюма.

Домашние животные в истории и культуре

Курс охватывает различные аспекты взаимодействия человека и домашних животных в дореволюционной России: от исследования того, каких питомцев держала императорская семья, до культуры создания зоологических садов.

Историк Анастасия Локтева.

13, 20, 27 октября. 12+

Мастер-классы для молодых поэтов, желающих кардинально улучшить навыки стихосложения. Что такое смысловая рифма? Как использовать семантический ореол метра, чтобы очаровать читательниц? Зачем нужен поэтический образ в эпоху тотального интернета? Все это и многое другое узнают участники и слушатели студии. Поэт Алексей Шмелёв.

14, 21, 28 октября. 12+

В цикле семинаров слушатели прочтут диалог Платона «Пир», а руководитель семинара, глава Платоновского исследовательского научного центра РГГУ Ирина Протопопова будет задавать совместному чтению исторический, социальный, философский, культурологический вектор. «Пир» – один из важнейших диалогов Платона, в котором раскрывается уникальная интерпретация Платоном таких понятий, как «любовь», «философия» (любовь к мудрости), «счастье».

14, 21, 28 октября. 12+

Чтение Аристотеля в наши дни задумано как просветительский и одновременно образовательный жест. Встречи будут не столько философским или филологическим семинаром, сколько попыткой разговора в настоящем длящемся, то есть собственно театральном, времени, в присутствии смыслов и идей культурного поля современности. Ведущий Пётр Куликов.

10, 17, 24, 31 октября. 12+

Серия встреч с музыкантами, композиторами и музыковедами (С. Летов, Е. Вороновский, А. Борисов и др.), разговор о главных музыкальных трендах, философии и истории музыки. Особое внимание будет уделено современной электронной музыке и её зарождению в начале ХХ века.

12, 19, 26 октября. 12+

Актуальное расписание «Открытых сцен МХАТ» – на страницах социальных сетей проекта: vk.com/otkrytyescenymxat; facebook.com/otkrytyescenymxat

Билеты в кассах театра. Телефон для справок: (495) 697-87-73, 629-81-65, 697-62-22

что такое открытый театр. Смотреть фото что такое открытый театр. Смотреть картинку что такое открытый театр. Картинка про что такое открытый театр. Фото что такое открытый театр

что такое открытый театр. Смотреть фото что такое открытый театр. Смотреть картинку что такое открытый театр. Картинка про что такое открытый театр. Фото что такое открытый театр

что такое открытый театр. Смотреть фото что такое открытый театр. Смотреть картинку что такое открытый театр. Картинка про что такое открытый театр. Фото что такое открытый театр

что такое открытый театр. Смотреть фото что такое открытый театр. Смотреть картинку что такое открытый театр. Картинка про что такое открытый театр. Фото что такое открытый театр

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник

Что такое открытый театр

Вначале (у древних греков) театральных жанров было ровно два: трагедия и комедия. Потом, как известно, с миром случилось: христианство, Великое переселение народов, Крестовые походы, Возрождение, чума, технологический прогресс, Дарвин, Фрейд, «Черный квадрат», кинематограф, сексуальная революция, интернет, — и сингулярность маячит на горизонте. К XXI веку образовалось немыслимое множество видов театра. И все они перепутались. Чтобы хоть как-то в них разобраться, пробуем все распутать и разложить по полкам.

Текст: Антон Хитров, Алексей Киселев
19.12.18

Как это выглядит: Актеры на сцене перед зрителями разыгрывают вымышленные сюжеты.

Откуда взялось: Первые зафиксированные в истории спектакли — драматические. Фактически смысл представления в античном театре — декламационное исполнение пьесы. Главное в драме — пьеса, ее сюжет и фабула; словом — рассказываемая история. Впрочем, с появлением профессии режиссера в ХХ веке не менее важным стал способ рассказывания, нежели сама история. Именно в ХХ веке написаны все главные теоретические труды о театре; вот тут можно все их почитать.

Что посмотреть: Качественные спектакли, рассказывающие истории по старинке, идут в московских театрах «Студия театрального искусства» Сергея Женовача и «Мастерская Петра Фоменко». Наиболее прогрессивные драматические спектакли — в «Гоголь-центре», ЦИМе и в петербургском БДТ им. Товстоногова. Самые видные режиссеры-интерпретаторы: Константин Богомолов, Кирилл Серебренников, Юрий Бутусов. За пределами Москвы и Петербурга тоже много интересного.

Как это выглядит: Мужчины и женщины в роскошных костюмах на огромной сцене поют в сопровождении оркестра.

Откуда взялось: Принято считать, что опера сформировалась как вид театрального искусства в Италии в начале XVII века. Если в драме главное — история (или ее интерпретация), то в опере — музыка (и ее интерпретация). Впрочем, полтора века назад Рихард Вагнер убеждал мир, что опера — это встреча всех искусств, и в первую очередь драмы и музыки, — и убедил. Если в ХХ веке в драме трон занял режиссер, то в опере образовалось двоевластие: появился феномен режиссерской оперы, однако дирижер при этом не утратил позиций.

Что посмотреть: Более или менее традиционные оперные спектакли можно найти в Большом театре, Музтеатре им. Станиславского и Немировича-Данченко и в Мариинке. Один из важнейших оперных центров России — Пермский театр оперы и балета под руководством Теодора Курентзиса. А самые экстремальные эксперименты на территории жанра сконцентрировались в московском «Электротеатре Станиславский». Подробнее о самых интересных операх на территории России читайте тут.

Новый музыкальный театр

Как это выглядит: Вы уверены, что это музыкальное сочинение и что его нужно воспринимать глазами, а не только ушами, — но это совершенно точно не опера.

Откуда взялось: Новый музыкальный театр — собирательное название для всех театральных жанров, которые композиторы придумали в XX веке и продолжают придумывать сегодня как альтернативу опере. Например, инструментальный театр, возникший в 50-е годы: в нем актер и музыкант — одно лицо, а сама игра на музыкальном инструменте — часть визуального ряда.

Что посмотреть: В России такого рода спектаклей пока совсем немного: обязательны к просмотру «Проза» Владимира Раннева в «Электротеатре Станиславский» и «Звуковые ландшафты» Петра Айду в «Школе драматического искусства» со старинными театральными шумовыми машинами. В Европе и на международных фестивалях высматривайте спектакли Хайнера Гёббельса и Кристофа Марталера.

Как это выглядит: Изящные мужчины и женщины в облегающих трико грациозно двигаются под музыку.

Откуда взялось: Из придворных увеселений Франции XVII века. Техника танцев усложнялась вместе с музыкой; к XIX веку балет окончательно оформился как искусство физического воплощения музыки. В классическом балете (в отличие от современного танца) во главе угла — техника танцовщика. В современном — авторский метод хореографа.

Что посмотреть: За классикой нужно идти в Большой театр в Москве, в Мариинский и Михайловский — в Петербурге. За современным — в московский Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, екатеринбургский «Урал Опера Балет» и новосибирский НОВАТ (да, там все еще отличная балетная труппа).

Как это выглядит: Бодрые артисты весело поют и танцуют.

Откуда взялось: Оперетта — максимально легкомысленная мини-опера, в современном виде сформировалась как отдельный театральный жанр в середине XIX века. Мюзикл же возник сравнительно недавно — около ста лет назад; его родители — мюзик-холл, варьете, кабаре, бурлеск и прочие буржуазные увеселения начала века. Задача мюзикла столь же элементарна, сколь невообразимо трудна: собрать полный зал сто раз подряд, то есть быть понятным всем, уметь угодить каждому.

Что посмотреть: Классические оперетты вроде «Мистера Икс» и «Летучей мыши» идут в «Московской оперетте». За настоящим мюзиклом надо лететь в Нью-Йорк или Лондон. Впрочем, у московского отделения Stage Entertainment случаются большие успехи, и в Театре мюзикла идут отличные «Принцесса цирка» и «Все о Золушке».

Как это выглядит: Так, что невозможно точно установить, театр это или нет.

Откуда взялось: Термин придумал немецкий театровед Ханс-Тис Леман, так называется его докторская диссертация, ставшая самой популярной книгой о театре в XXI веке. Строго говоря, Леман называет постдраматическим театром эпоху, начавшуюся в 1960-е годы, когда театр окончательно освободился от примата драмы, сюжета и вообще нарратива как такового. Наличие истории в спектакле перестало быть необходимым. Самый наглядный пример режиссера эпохи постдраматического театра — Роберт Уилсон.

Что посмотреть: В России название книги Лемана стало известно сильно раньше того, как появился ее перевод. Поэтому постдраматическим театром у нас заочно стали называть все более или менее экспериментальное. Главный герой постдраматического театра в российском понимании термина — Дмитрий Волкострелов, создатель петербургского «театра post»; в первую очередь идти нужно на «Я свободен», «Диджей Павел» и «Лекцию о ничто». В Москве же всем интересующимся пограничными явлениями рекомендуется спектакль Всеволода Лисовского «Молчание на заданную тему».

Как это выглядит: Нам показывают что-то реальное или рассказывают о чем-то, что происходило на самом деле.

Откуда взялось: Первый полностью документальный спектакль — «Несмотря ни на что» про революционеров всех времен и народов — поставил немецкий режиссер Эрвин Пискатор в 1925 году. В советском авангардном театре 20-х годов тоже использовали документальные материалы. Но настоящий бум театра нон-фикшн начался в 60-х в Германии, Великобритании и США.

Что посмотреть: Самые крутые театральные документалисты сегодня — группа Rimini Protokoll. Если видите их в афише какого-нибудь фестиваля — непременно идите. В Москве нужно смотреть «Игру на барабанах» и, конечно, спектакли «Театра.doc», в Петербурге — «Топливо». В регионах популярен жанр «городского вербатима» — спектакля, основанного на интервью с жителями города; из удачных примеров — воронежский «День города» и новосибирская «Пыль».

Как это выглядит: Это когда неодушевленные вещи на сцене — свет, цвет, предметы и материалы, из которых они сделаны — занимают вас не меньше, чем люди, и точно больше, чем слова.

Откуда взялось: Визуальная революция охватила театр на рубеже XIX–XX веков, вместе с появлением режиссуры. Из некоторых легендарных спектаклей начала прошлого столетия — например, из «Гамлета» Гордона Крэга в Московском художественном театре и оперы футуристов «Победа над Солнцем» — современники запомнили решение пространства лучше, чем работу артистов и трактовку пьесы. Пионером визуального театра в его сегодняшнем виде считают американца Роберта Уилсона.

Что посмотреть: Самого Уилсона — «Сказки Пушкина» в московском Театре наций и «Травиату» в Пермской опере. А еще — спектакли Дмитрия Крымова в Москве и «Инженерного театра АХЕ» в Петербурге.

Театр кукол / театр анимации

Как это выглядит: Взрослые люди невозмутимо манипулируют разнообразными предметами.

Откуда взялось: По всей видимости, из детства. Чуть ли не в каждой культуре есть собственная традиция театра кукол — от Китая и Индии до Италии и Камбоджи. Генеральный принцип: на глазах у изумленной публики неживое становится живым. Вопреки распространенному заблуждению, театр кукол совершенно не обязательно ориентирован на детей. Об этом и других заблуждениях можно почитать вот здесь.

Что посмотреть: В Москве — спектакли Бориса Константинова в Театре им. Образцова и всё в театре «Тень». В Петербурге есть два удивительных независимых театра кукол: «Кукольный формат» и Karlsson Haus, а в Большом театре кукол каждую осень проходит лучший международный фестиваль театра кукол «БТК-фест». Среди режиссеров, ставящих по всей стране, есть безусловный чемпион предметного театра (театра анимации / фигуративного театра) — Яна Тумина.

Как это выглядит: Как обычный цирк, только красивее, осмысленнее и без дрессированных животных. «Старый цирк» — про невероятные умения, новый — про цельный замысел, эстетику и настроение.

Откуда взялось: Новый цирк придумала в 70-х дочь Чарли Чаплина Виктория вместе со своим мужем Жан-Батистом Тьерре. А спустя десять лет в Канаде появился «Цирк дю Солей» — самая знаменитая и успешная компания, работающая в этой сфере. Подробнее о том, что такое новый цирк и откуда он взялся, можно почитать вот тут.

Что посмотреть: Главное лицо нового цирка в России — клоун Слава Полунин, а главный спектакль Славы Полунина, если вы вдруг не знали, — «сНежное шоу». Еще можно посмотреть «Антикварный цирк» в Москве и «Упсала-цирк» в Петербурге. И не пропускайте гастроли «Цирка дю Солей»: они нередкие гости в России.

Как это выглядит: Вы (как правило) в маске или в наушниках перемещаетесь в свободном режиме, спектакль происходит вокруг вас.

Откуда взялось: Слово immersive переводится с английского как «погружающий». Эксперименты с разного рода интерактивными театральными формами устраивались в Европе и США неоднократно и в прошлом веке, но только с возникновением британской группы Punchdrunk в начале XXI века и их флагманского проекта «Sleep No More» об иммерсивном театре заговорили как о самостоятельном направлении. На входе в особняк зрители надевают маски и отправляются бродить по этажам, где в каждом закутке происходит что-то таинственное.

Что посмотреть: Прямая реплика «Sleep No More» в Москве — иммерсивное шоу «Вернувшиеся» по мотивам пьесы Ибсена «Привидения»; точное соблюдение канона Punchdrunk. Из необычных и самобытных — в краснодарском «Одном театре» недавно выпустили иммерсивный спектакль Сергея Чехова «Жизнь мертвецов»: публике предлагается путешествие в загробный мир и обратно. Больше примеров — в нашей подборке 10 самых интересных иммерсивных спектаклей России на данный момент.

Как это выглядит: Ярко загримированные ходулисты, клоуны и шпагоглотатели надувают мыльные пузыри и дышат огнем под разухабистые марши духового оркестра.

Откуда взялось: Из средневековой Европы. Строить театральные здания еще никому в голову не приходило, бродячие труппы выстраивали подмостки на площадях и использовали все доступные средства для привлечения внимания публики. От площадного театра один шаг до цирка, но столько же и до стендапа, карнавала и, главное, до традиционной комедии положений, истоки которой нетрудно обнаружить на итальянских площадях эпохи Возрождения в импровизационных выступлениях трупп commedia dell’arte.

Что посмотреть: В теплое время года повсеместно проходят фестивали уличных театров. Самые самобытные российские коллективы — «Высокие братья», «Огненные люди», есть отличные уличные шоу у москвичей Liquid Theatre и петербуржцев «АХЕ».

Как это выглядит: На фабрике, в лесу или торговом центре артисты исполняют нечто заготовленное для специально собравшейся публики.

Откуда взялось: Сам термин site-specific обозначает примерно «пространственно ориентированный». Опыты исполнения спектаклей за пределами театральных сцен случались на протяжении всей истории театра, но в особое направление сайт-специфический театр обособился в середине прошлого века вровень с возникновением хеппенинга. Если в драматическом театре основой спектакля служит пьеса, в музыкальном — партитура, то в сайт-специфическом — пространство со всеми его особенностями: историей, акустикой, архитектурой, атмосферой и так далее.

Что посмотреть: В Москве — «Remote Moscow» компании Rimini Protokoll; спектакль, декорациями которого служат улицы города. В Петербурге действует стрит-арт-театр под названием «Театр. На вынос», все спектакли которого сайт-специфические. Там же проходит ежегодный фестиваль «Точка доступа», специализирующийся на спектаклях вне театральных зданий (в лифтах, на пароходе, в торговых центрах). А в городе Губаха Пермского края проводят ландшафтный фестиваль, все спектакли которого играются под открытым небом на закате.

Как это выглядит: Сюрреалистические спектакли с участием людей с особенностями развития.

Откуда взялось: Арт-терапия — достояние ХХ века. А конкретно театральные практики, нацеленные на социализацию и личностный рост людей с особенностями развития, получили распространение около тридцати лет назад.

Что посмотреть: В Москве «Театр простодушных», «Открытое искусство», ИТС «Круг» и «Круг II» создают такие спектакли с особыми актерами, от которых невозможно оторвать глаз; ужасно красивые, трогательные, а иногда и выдающиеся в чисто профессиональном смысле. В Петербурге режиссер-интеллектуал Борис Павлович время от времени на разных площадках выпускает спектакли с подопечными фонда «Антон тут рядом»; его новая (в некотором роде иммерсивная) работа «Разговоры» номинирована на «Золотую маску».

Как это выглядит: Как обычный драматический театр, только голоса актеров вы слышите в записи. И иногда там еще есть текст от автора.

Откуда взялось: Радиотеатр — настолько самоочевидная идея, что он возник практически сразу, как только появилось радиовещание. В 20-х и 30-х, до распространения магнитной звукозаписи, это был театр в полном смысле слова: артисты разыгрывали пьесу в прямом эфире.

Что послушать: Из нового — любой выпуск подкаста «Стереотеатр», который выпускает фестиваль «Любимовка» совместно с радио «Глаголев FM». Из классики — «Алису в Стране чудес» с песнями на стихи Высоцкого и «Мартина Идена» в постановке Анатолия Эфроса.

Как это выглядит: Кукольный мюзикл. Документальный цирк. Балет с участием оперных певцов и артистов драмы. Любые комбинации.

Откуда взялось: Идеями синтетического театра, то есть такого театра, в котором соединяются сразу все главные жанры, бредили едва ли не все реформаторы театра XX века от Александра Таирова до Роберта Уилсона. Привело это к тому, что на сегодняшний день жанров в чистом виде практически не существует. Как правильно заметил поэт Оксимирон: «Все переплетено».

Что посмотреть: «Нуреев» Кирилла Серебренникова в Большом театре — это одновременно балет и опера при участии актеров драмы. «The Marusya» костромской компании Dialogue Dance — гибрид стендапа и современного танца. «Художник извне и изнутри» Дмитрия Волкострелова и Дмитрия Ренанского — фактически инсталляция культурологического исследования. А окажетесь на Бродвее — посмотрите «The Lion King». Это кукольный мюзикл.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *