что такое открытые знания
Открытое и закрытое знание
Открытое и закрытое знание
В предыдущей беседе мы указали на (различие между открытым знанием и закрытым знанием. Нам представляется, что это не количественное различие (определяющееся числом тех, кто посвящен в знание), а качественное. Открытое знание — это не только такое знание, доступ к которому открыт для всех членов общества. Открытое знание отличается тем, что критерии суждения (то есть те критерии, посредством которых мы устанавливаем, что одна информация находится в границах приемлемого знания, а другая выходит за эти границы или же не заслуживает внимания) общедоступны, известны всем и открыты для критики тех, кто этим знанием обладает. Стало быть, открытое знание — это знание прозрачное, не находящееся за семью печатями, знание, которое можно проверить с помощью хорошо сформулированных и общеизвестных критериев оценки.
Закрытое знание, напротив, — это такое знание, которое передается от одного человека к другому путями, недоступными критике, освященными многолетней традицией: оно переходит от отца к сыну, от мастера к его преемнику, усваивается через подражание тому, кто считается знатоком. Большая часть подобным образом передаваемого знания является тем, что называется безмолвным знанием (tacit knowledge), — это приемы ремесла, способы суждения, не имеющие ясного выражения в словах; в этом по сути и состоит разница между открытым и закрытым знанием. Мы говорили, что открытое и закрытое знание — это идеальные, абстрактные понятия; фактически в любом обществе существуют смешанные формы этих знаний. Вместе с тем эти виды знания являлись атрибутами западной культуры — той культуры, которая возникла на берегах Средиземного моря и развивалась в Западной Европе, — и откровенно противостояли друг другу. Борьба между открытым знанием и знанием закрытым была там, таким образом, характерной чертой общей диалектики развития. Попытаемся в общих чертах обрисовать историю этого противостояния.
Существование обществ, в которых знание является закрытым, не вызывает большого удивления. Большинство примитивных обществ, а также часть известных нам цивилизаций, таких, например, как Япония, Китай и Индия, культивируют такое знание, которое, по существу, является знанием закрытым, доступным лишь узкому кругу специалистов, людям, посвященным в это знание, жрецам. Даже знание алфавита было в Египте, Древнем Вавилоне и Китае достоянием лишь малого числа знатоков, которые берегли и охраняли это знание, утаивая его от непосвященных.
Лишь в очень небольшом числе мест возник идеал и появилось осознание необходимости открытого знания. Фактически нам известны лишь два общества, где появился и был сформулирован идеал открытого знания, поэтому не приходится удивляться существованию закрытого знания. Двумя этими обществами были древнееврейское общество и древнегреческое общество. В каждом из них, в разных местах, в разных социальных условиях, возник и сформировался идеал открытого знания, идеал преодоления невежества.
Следует добавить, что в обоих этих обществах представление об открытом знании не достигло той степени развития, которое характерно для представлений эпохи Просвещения, когда открытое знание было провозглашено всенародным, общечеловеческим идеалом, всеобщей обязанностью, которую следует укоренять широко и повсеместно. Даже в этих обществах открытое знание не было открыто для всех членов общества. К примеру, демократическое афинское общество ограничивалось предельно узкой прослойкой аристократов, со всех сторон окруженной человеческим морем, состоявшим из женщин, рабов и варваров, которые не могли быть соучастниками в знании. Тем не менее, знание это по своей сути являлось открытым. Это значит, что для доступа к предметам этого знания и для овладения ими не требовались личные качества особого рода, не было нужды ни в магическом обряде инициации, ни в особого рода условиях: напротив, сами по себе эти предметы считались открытыми, предназначенными для постижения и понимания. Поэтому, среди всего прочего, в этих двух обществах происходила внутренняя социальная распря, вызванная вопросом, до каких пределов можно раздвигать границы открытого знания, то есть — перед кем следует открывать открытое знание? Однако наряду с этим вопросом, находящимся в зависимости от всей совокупности общественных представлений, существует другой вопрос, связанный с отличием идеала от действительности. Так, в тех двух обществах, о которых мы упоминали, реально не всегда существовало открытое знание: тем не менее действительность всегда оценивалась с точки зрения открытого знания. Открытое знание стало в этих обществах, в каждом из них по-своему, идеалом знания, идеалом информации.
Тем не менее в этих обществах, как упоминалось, имелись группы людей, которые были не допущены к учебе, и не только из-за социальных, экономических и прочих причин, но и потому, что существовала тенденция не учить их. Например, среди евреев велся спор, следует ли открывать двери учебных заведений перед теми, кто не в состоянии вносить плату за обучение. Спор этот, разгоревшийся между школами Шамая и Ѓилеля, продолжался во многих поколениях. Это значит, что открытое знание действительно было идеалом, но оставалось в некотором смысле лишь теоретическим, а не реально воплощаемым идеалом общества. То есть существовала точка зрения, что открытое знание, коль скоро оно существует, должно преподаваться как знание открытое. Некоторые примитивные общества демонстрируют диаметрально противоположное воззрение, согласно которому открытых знаний не бывает. Вместе с тем в различных странах существовали, а быть может существуют и поныне, общества, в которых, несмотря на прогресс открытых знаний, бытовало убеждение, что имеются такие вещи, как, например, охота, кулинарные обычаи и половые отношения, которые требуют особого обряда инициации и не могут передаваться открытым образом.
Возможно, в качестве примера следует воспользоваться таким изобретением, которое в конце концов превратилось в необходимое условие для всякого открытого знания. Мы имеем в виду алфавит, открытие алфавитной письменности.
Это неверно, что алфавит создали финикийцы, как иногда можно прочитать в учебниках. Уже у древних египтян, наряду с иероглифами, представлявшими собой рисунки, обозначавшие слоги, слова, а иногда и целые предложения, существовало письмо, которое развивалось на алфавитной основе. Однако египетский писец, представитель закрытого и сокровенного ремесла, считал для себя зазорным пользоваться одним лишь алфавитом. Для того чтобы показать свое мастерство и свою искушенность, он использовал весь ассортимент имеющихся в его распоряжении начертаний.
Вклад финикийцев в развитие алфавита заключался в том, что они, будучи торговцами, в первую очередь интересовались не изысканностью и стилем письма, а его практическим значением. Поэтому они позаимствовали от алфавитной системы египтян, а также от алфавитной системы вавилонян, все то, что показалось им полезным. Стадии, которые в своем развитии прошел вавилонский алфавит, подобны стадиям, которые прошло египетское письмо. И действительно, угаритская письменность отказалась от вавилонской идеографии и превратилась в полноценный алфавит в нашем понимании этого слова. Представляется, что развитие письма как бы символизирует собой переход от закрытого знания к знанию более открытому. Переставая быть закрытым, знание упрощается. Знание становится все более простым, все менее замысловатым; может быть, менее утонченным и культивированным, но все более и более удобным и полезным.
Хорошей иллюстрацией сказанного может послужить пример из египетской архитектуры; одним из любопытных феноменов египетской архитектуры является то, что в ней практически не представлена арка. Арки — это очень древнее изобретение, которое независимо друг от друга сделали разные цивилизации. Понятно, что и в Египте были арки, однако использовались они только при сооружении водопровода. Стало быть, существовало расхожее мнение, что проектирование арки — это занятие, недостойное египетского архитектора. Египетский архитектор не желал пользоваться такого рода изобретением. В дальнейшем мы остановимся на подобных представлениях, делающих невежество одной из сторон своеобразного общественно-культурного статуса и пытающихся сознательно скрыть явления, которые известны или могут быть известны всем, чтобы построить общество, не имеющее отношения к этим явлениям. То же самое, между прочим, относится и к египетскому искусству. Это искусство знало иные формы и иные приемы, отличающиеся от тех, что были в нем общеупотребительны, умело делать абсолютно реалистические изображения, как можно заметить, исследуя древнеегипетское искусство разных эпох, особенно искусство времен Эхнатона. Однако египетское искусство предпочло специфическую разновидность профиля, когда в профиль изображаются только лица, а изображение тела дается фронтально, поскольку так принято было делать и так следовало делать. Это значит, что перед нами не просто ярко выраженная элитарная культура, а такая культура, в которой знание должно быть тайным, ив этом, отчасти, состоит сущность этой культуры и этого общества. Знание здесь, стало быть, закрыто сознательно, что отличает этот социум от совершенно примитивных обществ, которые способны признавать, что некоторый род знания может приобретаться рациональным путем, хотя такое признание и не выражено отчетливо. Египетское общество близко к тем обществам, где существует знание, существуют знатоки и есть возможность пользоваться иными средствами и приемами, но тем не менее ими не пользуются. Между прочим, также и в Японии имеются два вида письма. Одно из них является очень простым, почти алфавитным, но его практически не используют в культуре, поскольку оно не столь ценится, как китайское письмо, крайне сложное, изучению которого человек должен посвятить долгие годы. Сейчас, после предварительного и поверхностного анализа различных видов закрытого знания, следует перейти к диаметрально противоположному, а именно: к рассмотрению того, как возник идеал открытого знания в еврейском обществе, а также в греческом.
Представление об открытом знании как о безусловном идеале — это представление сложилось в еврейском обществе очень давно. Оно появляется в Торе, и не один раз, и в качестве важнейшего идеала получило крайнее выражение в словах Моше: О если бы все в народе Б-жьем были пророками! Слова были произнесены в момент раздора, когда казалось, что пророчество как бы усиливается и расширяется, и человек, ближайший к пророку, старался воспрепятствовать этому опасному явлению, и предложил, как это принято среди хранителей знания в разных культурах, остановить тех, кто повинен в распространении пророческого знания, в незаконном и неправильном присвоении такого знания.
Моше не согласился с ним и провозгласил идеал. Он хотел, чтобы весь народ состоял из пророков. Этот идеал возникает вновь и вновь, и очевидно, что даже такое основополагающее явление, как дарование Торы — это дарование гласное, всеобщее, заявляющее открыто: весь народ должен принять Тору, в этом равны все. Собственно говоря, даже попытка сократить масштабы пророчества, понимаемого нами как мистическое, глубоко личное, закрытое по своей природе переживание, была в какой-то степени вынужденной мерой. Основная идея, связанная с этим, гласит, что это знание должно быть знанием для всех. Поэтому здесь высказывается всеобъемлющее представление о народе мудром и разумном, народе великом, то есть о разумности и мудрости всего народа. Весь народ обязан выполнять слова Торы. Существуют универсальные обязанности, возложенные на всех, и следует упомянуть о том, что среди этих обязанностей находится всеобщая обязанность учить Тору, и представление об этой обязанности делается все более и более четким от поколения к поколению. В основе своей это новое представление, которого нет ни в одной другой культуре; даже в греческой культуре нет ничего подобного по характеру и масштабам. Суть его в том, что оно подчеркивает обязанность изучать. Не только возможность изучать, но и возложенную на всех обязанность изучать. Все обязаны учить Тору. Все обязаны заниматься ею.
Здесь мы сталкиваемся с начатками открытого знания, хотя нам достоверно не известно, каким образом передавалась Тора в первых поколениях. Разумно предположить, что в первых поколениях Тора представляла собою закрытое знание, изучавшееся замкнутыми сообществами пророков и сынов пророков, то есть закрытыми школами, в которых знания передавались тем людям, которые прошли некий обряд инициации, посвящения. Но, с другой стороны, мы зачастую сталкиваемся с феноменом открытости, мы встречаемся, например, с чуть ли не повсеместным умением читать и писать. Так, в книге Шофтим [Судей] мы находим описание такого положения вещей, при котором можно было остановить на улице отрока и потребовать от него, чтобы он составил список имен, поскольку он уже овладел навыками письма. Это значит, что определенное знание, а именно умение читать и писать, имело, как можно предположить, всеобщее распространение, что без всякого сомнения связано с существованием алфавита. При этом можно констатировать, что до времен Эзры мы не услышим о распространении знаний путем систематического обучения. Более того, мы не встретим такого обучения, при котором знания передаются посредством объяснений, явно выраженным педагогическим образом, или, как сформулировано в книге Эзры, понятно и доступно разумению, то есть так, чтобы поняли Писание. Это значит, что здесь речь идет чуть ли не о появлении такого открытого знания, которое разъяснено и доступно разумению, которое возможно усвоить и понять. Благодаря такому представлению Эзра изображается в еврейской традиции как тот, кто вторично после Моше дает народу Тору. Ибо Тора, которая до него была достоянием, возможно, лишь одних священников и мудрецов, или же сынов пророков и пророков, превратилась в его руках в такое учение, которому мог стать причастен каждый. Лишь в свете такого превращения, которое произошло в дни Эзры, можно понять те изменения, которые случились в самосознании поколений, пришедших позже, и уяснить себе, почему завершилась эпоха пророчества. Ведь после разрушения Храма пророчество, как объясняют, дано лишь глухим, безумным и детям. Переводя эти образные выражения на более понятный язык, следует сказать, что пророчество перестало быть социальной нормой. Оно было сдвинуто на периферию, на окраины общественной жизни, передано тем, кто обладает самым низким социальным статусом: глухим, безумцам и детям. Переход от пророчества, которое по сути своей является чем-то харизматическим, доступным лишь единицам, даже если они составляют целую касту пророков, к таким формам и способам обсуждения, которые можно назвать открытыми и публичными, представляет собой переворот, достойный того, чтобы задержать на нем взгляд. И, быть может, вначале следует обратить внимание на самосознание тех поколений, которые жили после этого переворота.
В начале трактата Авот говорится: Моше получил Тору на Синае и передал ее Йеѓошуа, а Йеѓошуа — старцам, а старцы — пророкам, а пророки — мужам Великого Собрания. Особо интересной деталью этого перечисления является не само свидетельство о порядке преемственности, а то, что выпало из этого порядка: так, например, здесь ничего не сказано о священниках. И это несмотря на то, что священники, если основываться на словах самого Писания, были ответственны за объяснение слов Писания, за открытый комментарий. Ибо символом синайского Откровения, хотя оно имело публичный характер и было обращено ко всем, были, по крайней мере в сознании поздних поколений, знания, зафиксированные письменно. И это относится как к представлениям, имеющимся в самом первоисточнике, так и к ретроспективному взгляду более поздних свидетельств.
Священники, поскольку они обладали закрытым знанием (назовем ли мы это знание Устной Торой или будем считать его преданием, существующим внутри клана), были ответственны за объяснение законов, и тут дает о себе знать борьба между открытым знанием и закрытым. Ибо первоначально, как рассказывает нам библейское повествование, — а такое положение оставалось неизменным всю древнюю эпоху, — все евреи, по крайней мере все первенцы, считались священниками, и только в силу исторической необходимости священство перешло к одним только сыновьям Леви. Библейский рассказ, пользуясь свойственными ему способами повествования, сообщает нам таким образом о борьбе между открытым и закрытым знанием, поскольку на священниках лежала обязанность объяснять Тору. По этой причине позднее предание игнорирует, и очевидно, вполне сознательно, значение священников и вычеркивает их имена из описания традиционной преемственности. Поэтому предание говорит лишь о передаче знания от старцев к пророкам, а от пророков к мужам Великого собрания — поскольку институт пророчества уже во времена Первого Храма был по природе своей открытым.
На деле же это было отражением борьбы саддукеев и связанных с ними социальных слоев за сохранение такого положения вещей, при котором определенная группа людей обладает избранничеством и знатностью, борьбы с точкой зрения фарисеев, сторонников открытого изучения Торы. И хотя это не было борьбой между аристократией и демократией, тем не менее мы можем утверждать, что борьба эта велась между организованной группой людей, в которой знание передавалось по наследству, поскольку в эту группу входили священники, и той общественной средой, которая во главу угла поставила знание Торы, и всякий, желающий овладеть этим знанием, приходил и овладевал им.
Читайте также
ОТКРЫТОЕ КОМСОМОЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
ОТКРЫТОЕ КОМСОМОЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Митя и Гудзя не были комсомольцами. Поэтому они ни разу не были на комсомольских собраниях. Но вдруг начальство объявило: «Сегодня у нас в школе состоится открытое комсомольское собрание, посвященное войне во Вьетнаме!» Закрыли на замки
9. Открытое письмо о демократии[53]
9. Открытое письмо о демократии[53] Париж, 20 февраля 1934 г.Господин, моя чрезмерная занятость стала причиной задержки с моим ответом на ваше «Открытое письмо». Чрезвычайные события, которые мы переживаем, придают трагическую окраску поднимаемым вами проблемам. К счастью, вы
Закрытое общество и открытое общество
Закрытое общество и открытое общество К. Поппер проводит различие между закрытым обществом и открытым обществом[29]. Первое – это племенное или коллективистическое общество, второе – общество, в котором индивиды вынуждены принимать личные решения. Закрытое общество
Открытое письмо еврея к евреям
Открытое письмо еврея к евреям Следя внимательно за полемикой, которая ведется между «Искрой» и Бундом, и сталкиваясь с читателями, которых серьезно волнует предмет этой полемики, я пришла к тому убеждению, что спорный вопрос должен быть перенесен на другую почву. Это
Глава 10. Открытое общество и его враги
Глава 10. Открытое общество и его враги Он… сделает нас тогда счастливыми и блаженными, исцелив и вернув нас к нашей изначальной природе. Платон Мы еще не закончили наш анализ. Тезис, согласно которому политическая программа Платона носит чисто
3.1. «Открытое общество» как западная модель глобального мира
3.1. «Открытое общество» как западная модель глобального мира Сегодня принято говорить о глобальном, взаимозависимом мире. Но взаимозависимыми бывают и друзья и враги, и те, кто сотрудничают как партнеры, и те, кто связаны диалектикой раба и господина. Поэтому нам важно, не
1. Животное, открытое миру
1. Животное, открытое миру Нет такого беспристрастного исследования человеческой природы, которое не содержало бы в себе — как своего рода нелегального пассажира — по меньшей мере набросок теории политических установлений [istituzioni][1]. Оценка присущих нашему виду
13. ОТКРЫТОЕ СЕРДЦЕ
13. ОТКРЫТОЕ СЕРДЦЕ Любовь — это пылающая дружба. Это тихое понимание, доверие, откровенность и прощение. Любовь остается независимо от плохого и хорошего. Она мирится с несовершенством и допускает человеческие слабости. Любовь довольствуется настоящим и надеется на
ОТКРЫТОЕ СЕРДЦЕ: ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ
ОТКРЫТОЕ СЕРДЦЕ: ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ Любовь, как и счастье, представляет собой состояние отдельного мгновения. Стараться быть любящим или счастливым непрерывно все равно, что пытаться раз и навсегда наесться. При переходе от этого мига к следующему наша
Открытое сердце
Открытое сердце Посвятите каждый день одному из духовных чувств и упражнениям по его развитию. Говорите сердцем, рассылайте мысленные благословения, используйте прикосновения, зрение и слух
В последнее время в системе образования все чаще можно встретить такой термин, как «открытое образование», или ОО. Именно поэтому стоит разобраться, какие же явления и понятия стоят за ним, что вкладывают в него ученые, практики и педагоги?
Объективность появления
Система открытого образования стала следствием процессов глобализации, демократизации и гуманизации общества. Именно они и позволили данной категории появиться в учебном процессе.
Открытое образование – это результат исторического эволюционного пути развития и становления информационной цивилизации. Оно же является неотъемлемой ее частью, не зависящей от проводимой государством политики в сфере обучения граждан.
Вам будет интересно: Торчок — это образ жизни?
Открытое образование – это наиболее рациональный синтез самых известных форм получения знаний, основанных на использовании телекоммуникационных и коммуникационных технологий. Данный процесс, который называется конвергенцией, носит закономерный и объективный характер. Подобная тенденция присуща явлениям и объектам реального мира, развивающимся в условиях информатизации. Особенно отчетливо ее можно наблюдать в развитии средств, с помощью которых становится реальным пользование информационными технологиями. Ярким примером тому служит компьютер. В нем объединены несвойственные для него функции приемника и телевизора. Кстати, последний также становится довольно сложным программируемым электронным устройством, которое по своему функционалу приближается к компьютеру. Исходя из этого можно предположить, что в будущем все имеющиеся формы получения образования перейдут в одну, которую назовут, например, виртуальной.
Необходимость ОО
Вам будет интересно: Презентабельный вид, его значение в жизни
Открытое образование – это одна из качественных характеристик современного учебного процесса. На сегодняшний день его использование является необходимым для общества. Ведь если еще пять десятилетий назад ценность представлял тот работник, который умел четко и по предоставляемым инструкциям выполнять типичные операции, то на сегодняшний день на первый план выходит тот специалист, который способен предложить созданный им нестандартный продукт. И это является необходимым условием успешной работы не только главы крупной корпорации, но и, например, повара в кафе. Любой сотрудник должен уметь проанализировать ситуацию в целом и найти оптимальное решение, которое будет наиболее эффективно для сложившейся ситуации. Помимо этого, работнику важно уметь проигрывать различные варианты развития событий и проводить их сравнение для принятия верных решений.
Еще одной причиной необходимости внедрения открытого образования является изменение отношения к игре. Ранее она считалась нужным, но при этом только детским занятием. Сегодня же применение игровых форм становится обычным делом для многих сообществ и профессий.
Открытое образование – это то, что позволяет современному школьнику и студенту общаться не только со своим одноклассником, соседом по дому или сверстником. С его помощью легко устанавливаются связи с учащимися, живущими в других странах. Поводом для такого общения становится единство увлечений и интересов. Такие сообщества существовали и раньше. Примером тому могут служить клубы шахмат и филателистов по переписке, сети радиолюбителей и т. д. Тем не менее мир продолжает глобализацию. И благодаря компьютерным технологиям участие в подобных сообществах становится делом более доступной.
Таким образом, в связи с произошедшими в человеческом обществе переменами система открытого образования является довольно актуальной. Ведь она позволяет включить учащегося в современные формы жизни и профессиональные практики.
Выполняемые задачи
Суть открытого образования заключена в том, что школьники и студенты получают возможность:
На сегодняшний день организацию открытого образования считают дополнением к традиционному обучению. Тем не менее такая система имеет существенные отличия от секций, студий и кружков, которые дублируют школьные классноурочные занятия. ОО принимает формы сетевых клубов и сообществ, а также интенсивных погружений. При этом очень важно, что все это не пускается на самотек. Каждое из сетевых сообществ заранее проектируется и в дальнейшем управляется.
Структура
При изучении характеристики открытого образования становится понятным, что основной его единицей является программа обучения. Однако это не какой-либо план (поурочный или мероприятий). Программа обучения в сфере открытого образования является способом программирования событий, происходящих с его участником. Она ставит перед учащимся задачу, которая является одновременно и заданием, и образом того, что должно в результате с ними произойти. При этом школьнику или студенту предлагается сделать то, что до этих пор сделать было просто невозможно, или же придумать то, что пока еще никто не придумал. Подобное задание является открытым. Это позволяет выполнять его каждый раз по-новому.
Для открытого образовательного события понадобится и соответствующее пространство. Оно представляет собой интенсивные коммуникации, построение которых осуществляется вокруг одной темы. Это может быть общее культурное поле, общий круг музыки, фильмов, чтения и т. д., в котором школьник или студент понимает, что слушает. И смотрит он не для оценки, а ради того, чтобы выявить общий смысл предлагаемой информации.
В идеале размещается открытое образование на платформе страниц и сайтов в социальных сетях. При этом оно представляет собой систему информационных, педагогических и организационных технологий, в которых структурными и архитектурными решениями обеспечиваются протоколы и форматы, предназначенные для обмена информацией. Все они необходимы для обеспечения стабильности, интероперабельности и мобильности, эффективности, а также прочих положительных качеств элементов ОО.
Функционально система открытого образования включает в себя ряд подсистем. Среди них:
Принципы ОО
Вам будет интересно: Юкатанский пролив: география, достопримечательности, интересные факты
Подобная форма получения знаний применяется сравнительно недавно. Тем не менее проведенные по ее изучению исследования позволили сформулировать основные принципы открытого образования. Среди них:
В настоящее время все отчетливее становятся видны контуры всей системы национального открытого образования. Оно начинает рассматриваться как органичное и рациональное сочетание всех форм получения знаний, известных педагогической науке. При этом образовательно-информационные технологии и учебно-методическая база любого учебного заведения позволяют применять ОО вне зависимости от того, является ли весь процесс очным, заочным, дистанционным и т. д. В том случае, когда необходимый материал, а также все дидактические пособия оформлены в надлежащей форме и размещены в ПК, то не имеет значения, куда будут подаваться такие знания. Это может быть как одна аудитория, так и компьютер человека, находящегося за пределами не только города, но и страны.
Среди принципов открытого образования для высших учебных заведений выделяют также следующие:
Принципы открытого образования (дистанционного)дополнительно заключены еще и в следующем:
Любой системе, в том числе и открытому образованию муниципального уровня, присущ принцип незамкнутости. Он указывает на наличие обратной связи с внешней средой. Подобный принцип характерен для всех систем образования, в том числе и открытой. Особенно ярко проявляется этот принцип в период вступления человеческого общества в новую, информационную стадию своего развития. В случае ОО он позволяет поднять процесс получения знания до уровня социального творчества. Интегрируя в себе самое ценное из того, что было разработано наукой, открытое образование способно стать основой дальнейшего активного развития цивилизации.
Технологии ОО
Провести глобальные перемены в стране вряд ли удастся без модернизации системы образования и ее эффективного обновления и развития. Это и позволит воплотить принцип открытого образования. К сожалению, многими педагогами он понимается как подключение учебных заведений к сети Интернет и создание для учеников доступа к ПК, а также проведение базовой подготовки школьников и студентов по основным направлениям сферы применения коммуникационных и информационных технологий. Однако согласиться с этим можно только частично.
Конечно, платформу открытого образования составляет интернетизация учебных заведений. Тем не менее эта тема должна быть рассмотрена в более широком ее понимании. Ведь основной целью получения знаний в сфере ОО является возможность их использования в самых различных жизненных ситуациях, а также в умении принимать наиболее эффективные решения в случае возникновения тех или иных проблем. Для того чтобы успешно реализовать эти задачи, используют технологии открытого образования. Основные из них рассмотрим более подробно.
Дебаты
Вам будет интересно: Значение слова «мартышка», примеры употребления
Те школьники, которые были участниками дебатов, указывают на то, что программа позволила им приобрести качества, необходимые для достижения успеха. Такая технология открытого образования может быть применена как в школе, так и за ее пределами. Наличие в ней элементов соревнований позволяет стимулировать поисковую и творческую деятельность учеников, а также тщательную проработку изучаемого ими материала.
Развитие критического мышления через чтение и письмо
Такая технология использует основы педагогической практики, опираясь на чтение и письмо, которые являются базовыми процессами любого вида получения знаний. Ее применение позволяет:
Применение данной технологии предусматривает прохождение трех стадий – вызова, осмысления и рефлексии. Первая из них позволяет ученикам обобщить и актуализировать имеющиеся знания по предложенной теме. Она пробуждает интерес к ее изучению и мотивирует к получению знаний.
На стадии осмысления педагогом предлагается новая информация. Этот этап предполагает соотнесение услышанного с собственными знаниями.
На стадии рефлексии учащимся необходимо подвести итоги и выработать собственное отношение к изучаемому материалу. Одновременно с этим выявляется непознанная проблема или тема для дальнейшей работы. Она является новым вызовом. Проводится на стадии рефлексии и анализ процесса изучения всего материала. Эта технология открытого образования с успехом применяется не только в данной сфере, но и в любом учебном процессе.
Метод проектов
Рассмотренные выше основные технологии открытого образования являются продолжением традиций педагогических методик, с помощью которых в разное время производилась попытка преодоления границы между учебой и внеучебной деятельностью. Сделать это позволяет метод проектов. При его применении учащийся перестает формально усваивать знания. Он приобретает их при непосредственном планировании, а также выполнении неуклонно усложняющихся заданий.
Реализация метода проектов возможна с использованием двух направлений:
Изменение педагогической системы
Использование принципов и технологий открытого образования приводит к преобразованиям процесса обучения. Педагогическая система при этом претерпевает следующие изменения:
Меняется тип деятельности, а также характер тех взаимоотношений, которые имеют место между преподавателями и студентами. Обучающийся становится полноценным субъектом учебного процесса, принимая участие в решениях не только учебно-профессиональных, но и своих профессиональных задач, которые он решает благодаря необходимой помощи преподавателя.
Для освоения системы ОО можно обратиться к ресурсу Центра открытого образования. Он оказывает онлайн-услуги по получению педагогами дополнительного образования.