Административная ответственность за дискриминацию потребителей
С 29 марта 2020 года Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен новым административным правонарушением в сфере защиты прав потребителей.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 18.03.2020 № 56-ФЗ в статью 14.8 КоАП РФ введена часть 5, предусматривающая административную ответственность за отказ потребителю в предоставлении товаров (работ, услуг) либо в доступе к ним по причинам, связанным с состоянием его здоровья, ограничением жизнедеятельности или возрастом. В примечании к статье 14.8. КоАП РФ указано, что административная ответственность наступает за такой отказ каждому потребителю и за каждый случай такого отказа в отдельности.
Необходимость внедрения указанных изменений продиктована участившимися случаями отказа инвалидам, пожилым гражданам и другим социально уязвимым категориям лиц в доступе к объектам и услугам транспортной инфраструктуры, к сфере развлечения и отдыха по признакам наличия расстройства здоровья, ограничения жизнедеятельности, преклонного, детского возраста и иным подобным основаниям.
Принятие закона направлено на установление особых мер защиты прав социально уязвимых категорий граждан в потребительской сфере, поскольку позволит привлекать к ответственности продавцов, а также исполнителей услуг (работ) за проявление такого рода дискриминации.
За правонарушения виновному должностному лицу грозит административный штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей, юридическим лицам – от 300 000 до 500 000 рублей.
Следует отметить, что административная ответственность за отказ потребителю в предоставлении товаров и услуг не наступит, если такой отказ продиктован требованиями закона, например, если несовершеннолетнему отказали в продаже алкоголя, табачных изделий, информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей.
Не наступит ответственность и в том случае, если отказ в обслуживании потребителя обусловлен отсутствием у него средств индивидуальной защиты (маски) при введении режима их обязательного использования (подробнее см. http://24.rospotrebnadzor.ru/press/release/157271/ ).
Напоминаем, что Указом Губернатора Красноярского края от 12.05.2020 № 118-УГ на территории Красноярского края с 13 мая 2020 введен «масочный режим», обязывающий граждан использовать защитные маски при нахождении в общественном транспорте и такси, на остановочных пунктах, а также при посещении организаций, деятельность которых не приостановлена, в том числе магазинов и других объектов обслуживания потребителей.
Полномочиями по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 5 статьи 14.8 КоАП РФ, наделена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), ее территориальные органы и структурные подразделения территориальных органов (статья 23.49 КоАП РФ). Возбуждать дела по указанной категории административных правонарушений вправе также органы прокуратуры, в рамках осуществления общего надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (статья 28.4 КоАП РФ).
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю информирует граждан и хозяйствующих субъектов о наличии полномочий по реализации административных мер по фактам дискриминации потребителей, и призывает потребителей, чьи права нарушены вследствие противоправных действий (бездействия) продавцов (исполнителей), подпадающих под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.8 КоАП РФ, обращаться в уполномоченные органы с заявлениями о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Комментариев: 0
Оставить комментарий
Уважаемые посетители сайта! Здесь Вы можете оставить комментарий к данной статье. Оставить обращение в электронном виде можно заполнив специальную форму в разделе «Прием обращений граждан, общественных объединений и других юридических лиц»
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, 2006-2021 г.
Адрес: 660049, г.Красноярск, ул. Каратанова, д. 21
Тел.: 8 (391) 226-89-50 (многоканальный), 8 (495) 380-28-43 (для звонков из Москвы). Телефон «горячей линии»: 8 (391) 226-89-50, Телефон доверия по вопросам противодействия коррупции: 8 (391) 226-89-93, факс: 8 (391) 226-90-49
Причины для отказа в обслуживании: нововведения в работу с клиентами по 115-ФЗ
Законодательство о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) во 2-й половине 2021-го вновь претерпело изменения. Теперь субъекты ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее – 115-ФЗ) обязаны проверять лицензии и сайты своих клиентов. Если контрагенты не предоставили данные для идентификации, нужно отказать в обслуживании.
Рассмотрим подробнее требования законодательства:
Изменения, вступившие в силу
С конца июня по сентябрь 2021-го сразу 5 федеральных законов внесли изменения в 115-ФЗ, а также вступило в силу новое Положение ЦБ РФ.
Основные изменения приведены в таблице ниже:
Изменения в 115-ФЗ
Дата вступления в силу
В cт. 3 дали определение «национальной оценке рисков» – это организуемая уполномоченными органами деятельность, направленная на минимизацию рисков легализации преступных доходов.
Выделили ст. 9.1 о надзоре в сфере ПОД/ФТ. К списку регуляторов добавили:
Работая с иностранными структурами без образования юридического лица, необходимо выявлять и идентифицировать этих лиц.
09 июля 2021 г.
Добавили 2 параметра для проверки юрлиц и ИП (п. 15. ст. 7):
Самые обсуждаемые изменения разберём подробнее.
Когда и какие лицензии нужно проверять
Субъекты должны были проверять сведения о лицензиях ещё до вступления в силу изменений 115-ФЗ. Теперь п. 15. ст. 7 ужесточили.
Запрещено сотрудничать с клиентом, который по ОКВЭД подлежит лицензированию, если лицензии у него нет. Это нужно, чтобы ограничить работу предпринимателей, которые не имеют нужного разрешения.
В законе механизм проверки сформулирован недостаточно чётко. В ответе на запрос участников рынка Банк России не разъяснил часть вопросов. Информацию о лицензиях необходимо обновлять минимум раз в год, либо когда появились сомнения в достоверности сведений, предоставленных клиентом. На перепроверку информации даётся 7 рабочих дней.
Нужно проверять только основные ОКВЭД или дополнительные тоже?
К примеру, в ЕГРЮЛ указано два ОКВЭД, которые подлежат лицензированию. Но компания осуществляет деятельность только по одному из них по лицензии, а по второму деятельность не ведётся и лицензии нет.
Как поступить в такой ситуации?
Регулятор пояснил, что субъекты 115-ФЗ должны проверь все лицензии. При этом нужно выяснить, какую деятельность собирается вести клиент: если её специфика совпадает с лицензией, можно не отказывать в обслуживании.
Обратите внимание и на действующих клиентов компании. Если вы уже сотрудничаете с компанией, которая не имеет лицензии на лицензируемый вид деятельности, не стоит проводить в её пользу операции либо оказывать услуги от её имени.
Важно: запрет касается только случаев проведения операций в рамках лицензируемой деятельности!
Проверка сайтов компаний
Новое требование п. 15. ст. 7: сверять сайты клиентов с реестром запрещённых ресурсов. Но вопрос, в каких случаях нужно отказывать в обслуживании, остаётся открытым.
Компаниям, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом, запрещается: принимать на обслуживание и проводить операции с денежными средствами (либо иным имуществом) по поручению лиц, оказывающих услуги через сайт в сети «Интернет», если доменное имя либо указатель страницы этого сайта находятся в Едином реестре доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещённую к распространению в РФ информацию.
Вывод: ограничения распространяются только на сайты, которые используются для оказания услуг. Но законодательство РФ не даёт определение и критерии такой деятельности, поэтому практически любой сайт попадает под категорию оказания услуг.
Отказ клиентам без идентификации
Теперь субъекты 115-ФЗ обязаны отказывать в обслуживании клиентам, если не провели их идентификацию. (п. 2.2 ст. 7).
Клиенты часто отказываются давать информацию о бенефициаре организации. Некоторые ссылаются на то, что сами не владеют ею. Но потенциальный контрагент обязан предоставить сведения о бенефициаре компании для полной идентификации: Ф.И.О, паспортные данные. Результаты идентификации бенефициара фиксируются в анкете, которая не должна содержать пустые графы и прочерки.
Ещё одна поправка внесена в подп. 1 п. 3 ст. 6.1: информацию о бенефициарах нужно фиксировать в анкете сразу после её изменения (ранее информацию меняли раз в год).
Если работник финансового мониторинга узнал о смене собственника организации из СМИ, он должен внести в анкету новые данные о клиенте.
Оформление отказа в обслуживании
Добавились 3 причины для отказа клиентам в обслуживании:
Клиенту нужно предоставить официальное письмо об отказе в обслуживании. После этого необходимо сообщить об этом ФЭС в Росфинмониторинг, указав причину отказа в сообщении.
Но это лишь в том случае, если такой пункт предусмотрен действующими в регионе ограничениями.
Подобное решение Верховного суда РФ фактически ставит окончательную точку в попытках некоторых граждан, «несогласных» с попытками властей защитить население от вероятности заражения вирусом, настоять на своем желании не пользоваться маской и перчатками.
Сцену с подобными покупателями пришлось недавно наблюдать в одном из крупных столичных торговых центров. Их было трое. Молодая женщина, судя по всему, ее супруг и ребенок лет пяти подошли ко входу в торговый зал. На взрослых не было ни масок, ни перчаток. А ребенок сидел в тележке для продуктов.
Ответ с отказом воспользоваться масками и перчатками молодой матери был не только грубым, но еще и очень громким.
Было понятно, что ответ явно предназначался не столько сотруднику охраны, сколько всем покупателям, кто находился неподалеку.
Женщина на повышенных тонах практически кричала, что требование надеть маску нарушает ее личные права. Охранник попробовал возразить, что без маски в торговый зал нельзя войти.
После подобных слов женщина закричала, что к ней и ребенку никто не имеет права прикасаться, не говоря уж о том, что не пустить в магазин.
Молодой человек, со словами «только попробуйте к нам подойти», всю сцену снимал на смартфон.
Этих граждан так никто и не задержал, а они долго ходили по торговому залу, слишком демонстративно громко разговаривали, подолгу перебирали упаковки продуктов и снимали реакцию окружающих покупателей и сотрудников магазина. В супермаркет они явно пришли не за покупками, так как ушли с пустой тележкой.
А теперь под такие действия подведена надежная нормативная база.
В среду Верховный суд России признал законным решение предприятий торговли отказать в обслуживании на кассе покупателю без маски, если это предусмотрено действующими в регионе правилами.
С этим решением все заинтересованные граждане могут ознакомиться на официальном сайте Верховного суда.
Но кто был первым? С обращением оценить правомерность таких запретов на вход без защиты в магазины и прочие торговые точки в Верховный суд обращался Смоленский центр права и социологии.
Оспаривались методические рекомендации минпромторга, касающиеся случаев введения в регионах режима обязательного использования средств индивидуальной защиты, то есть использование масок и перчаток.
Верховный суд своим решением разъяснил, что закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения возлагает на граждан обязанность выполнять требования нормативных актов, принятых местными властями. И если отказ в обслуживании предусмотрен такими документами, то посетителей без масок в торговых заведениях можно не обслуживать. Вот как звучит прямая цитата из этого важного решения Верховного суда РФ.
«Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, вправе отказать в обслуживании на кассе посетителю, не использующему средства индивидуальной защиты».
Новое в работе с клиентами по 115-ФЗ: причин для отказа в обслуживании стало больше
Во второй половине 2021 года законодательство о ПОД/ФТ вновь изменилось. Субъектов 115-ФЗ обязали проверять лицензии и сайты своих клиентов, а также отказывать в обслуживании тем, кто не предоставил сведения для идентификации.
Разбираемся, как соблюсти требования закона: какие лицензии проверять, что мониторить на сайтах организаций, как реагировать на нежелание клиента раскрывать бенефициара компании и другие вопросы.
Какие нормы вступили в силу
С конца июня по сентябрь 2021 года изменения в 115-ФЗ внесли сразу пять федеральных законов, вступило в силу новое Положение ЦБ РФ. Собрали главное в одну таблицу.
В cт. 3 сформулировали понятие «национальная оценка рисков». Законодатель трактует ее как деятельность, которую организуют уполномоченные органы, чтобы минимизировать риски легализации преступных доходов.
Выделили ст. 9.1, посвященную надзору в сфере ПОД/ФТ. Регуляторов стало больше, список пополнили:
Добавили обязанность обновлять сведения о бенефициарах по мере изменения информации, а не раз в год, как это было раньше (подп. 1 п. 3 ст. 6.1).
В закон ввели понятия «доверительный собственник иностранной структуры без образования юрлица» и «протектор» (ст. 3). Этих лиц нужно выявлять и идентифицировать при работе с иностранными структурами без образования юрлица.
Появились два дополнительных параметра для проверки юрлиц и ИП (п. 15. ст. 7):
Расширился список документов, которые можно использовать для идентификации физических лиц — нерезидентов. Чтобы подтвердить право иностранного гражданина или лица без гражданства находиться на территории РФ, можно использовать не только миграционную карту, но и другие документы (п. 1. ст. 7).
Закрепили обязанность по отказу клиентам в обслуживании без проведения идентификации (п. 2.2 ст. 7).
Положение ЦБ РФ от 30.03.2018 № 639-П утратило силу. Теперь компаниям, поднадзорным ЦБ РФ, нужно следовать нормам Положения ЦБ РФ от 15.07.2021 № 764-П.
Рассмотрим самые обсуждаемые изменения более подробно.
Как часто и какие лицензии проверять
Еще до вступления в силу изменений субъекты 115-ФЗ должны были проверять сведения о лицензиях. Однако требование ужесточили (п. 15. ст. 7).
Сейчас если у компании или ИП есть ОКВЭД, подлежащий лицензированию, но при этом нет лицензии, работать с клиентом нельзя. Смысл изменений в том, чтобы ограничить работу предпринимателей без необходимых разрешений.
Пока механизм проверки описан в законе недостаточно четко. Часть вопросов снял Банк России. Регулятор предоставил ответ на запрос участников рынка.
Как говорится в ответе ЦБ РФ, обновлять информацию о лицензиях нужно минимум раз в год или когда появились сомнения, что предоставленные клиентом сведения недостоверны. В этом случае на перепроверку информации дается 7 рабочих дней.
Призма предупредит вас, если деятельность клиента подлежит обязательному лицензированию
Сложным остается вопрос о том, какие ОКВЭД проверять: только основные или дополнительные тоже. Например, в ЕГРЮЛ организации два ОКВЭД. Оба подлежат лицензированию. При этом у компании есть только одна лицензия, по которой она и работает. По второму ОКВЭД деятельность не ведется. Что делать в такой ситуации?
В ответе на подобный вопрос регулятор подчеркивает, что закон не освобождает субъектов 115-ФЗ от проверки всех лицензий. Однако стоит выяснить, какую именно деятельность собирается вести клиент. Если выданная лицензия и специфика деятельности совпадают, то отказывать в обслуживании нет необходимости.
Представляется целесообразным исходить из заявленных клиентом целей установления и предполагаемом характере деловых отношений с управляющей компанией, а также о целях финансово-хозяйственной деятельности (о планируемых операциях).
Обратите внимание и на действующих клиентов. Если вы уже работаете с организацией без лицензии, а ее деятельность подлежит лицензированию, то нельзя проводить в пользу компании операции или оказывать услуги от ее имени. Однако запрет распространяется только на те случаи, когда клиент проводит операции в рамках лицензируемой деятельности.
Как проверять сайты организаций
Также в законе появилось требование сверять сайты клиентов с реестром запрещенных ресурсов (п. 15. ст. 7). При этом остается вопрос, в каких именно случаях отказывать в обслуживании.
Организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, запрещается принимать на обслуживание, а также осуществлять операции с денежными средствами и иным имуществом по поручению лиц, оказывающих услуги с использованием сайта в сети «Интернет», в случае, если доменное имя этого сайта, указатель страницы этого сайта содержатся в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Из статьи можно сделать вывод, что ограничения распространяются только на те сайты, которые используются для оказания услуг. Однако в российском законодательстве нет четко сформулированного понятия и критериев для такой деятельности. А значит, можно считать, что сайт любой компании так или иначе используется для оказания услуг.
Что делать, если клиент не раскрывает бенефициара компании
Новое требование обязало субъектов 115-ФЗ отказывать в обслуживании клиентам без проведения идентификации (п. 2.2 ст. 7). Чаще всего клиенты не хотят раскрывать информацию о бенефициаре компании. Некоторые ссылаются на то, что сами не обладают такими сведениями. Если получить нужную информацию не удастся, то клиенту придется отказать в обслуживании.
Помните, что клиент должен предоставить сведения о бенефициаре компании в объеме, который позволяет провести идентификацию полностью. Это не только ФИО, но и паспортные данные. Результаты идентификации бенефициара нужно зафиксировать в анкете. Обратите внимание, что в ней не должно быть пустых граф и прочерков.
Подробнее об идентификации клиентов и типичных ошибках мы писали в статье «Как проводить идентификацию клиентов по 115-ФЗ».
Еще одна поправка касается сроков обновления информации о бенефициарах. Зафиксируйте новые данные в анкете, как только они поменяются, а не раз в год, как это было раньше (подп. 1 п. 3 ст. 6.1). Например, сотрудник финмониторинга может узнать из СМИ, что в компании клиента сменился собственник. В этом случае нужно запросить подтверждение у клиента и внести новые данные в анкету.
Как оформить отказ в обслуживании
В связи с изменениями в законодательстве появились еще три причины для отказа в обслуживании клиентам:
Предоставьте клиенту официальное письмо об отказе в обслуживании. Затем отправьте об этом ФЭС в Росфинмониторинг. Не забудьте указать в сообщении причину отказа.
Светлана Кирланова, эксперт Контур.Призмы по законодательству в сфере ПОД/ФТ и комплаенс-рискам
Копирование и любая переработка материалов Контур.Журнала запрещены
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Простите, что снова про коронавирус. Хочу попросить вас разобрать такой вопрос. Какое-то время назад появилась информация, что магазины и супермаркеты в Москве и области стали требовать от покупателей, чтобы те находились в зале в масках.
Оставим в стороне медицинский аспект и будем рассматривать только юридическую сторону. Получается, что мне, чтобы зайти в торговый зал, надо купить маску где-то заранее или на кассе в самом магазине? Насколько это законно?
Антон, сотрудники магазина действительно вправе отказаться обслуживать покупателей без маски, если в регионе, где он находится, действует обязательный масочный режим. Расскажу о ситуации подробнее.
Что такое масочный режим
В апреле 2020 года президент поручил властям регионов ввести ограничения, чтобы предотвратить распространение коронавирусной инфекции. Какие именно ограничения установить, местным властям предоставили решать самостоятельно исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе.
В результате в некоторых регионах были приняты нормативные акты, в которых граждан обязали носить маски в общественных местах. Строгость предписания зависит от региона: в некоторых это обязательно, а в других только рекомендовано.
В Москве граждан обязали носить маски и надевать перчатки, даже если они просто гуляют или едут в такси.
Вот информация об ограничениях в регионах. Посмотрите, какие правила действуют именно у вас.
Как могут наказать, если маску не носить
Местные власти будут сами определять сумму штрафа. Но они обязаны ориентироваться на суммы, указанные в КоАП РФ.
Некоторые субъекты РФ уже внесли изменения в местное законодательство об административной ответственности. Например, московские власти в столичном кодексе об административной ответственности уже указали сумму штрафа — 4000—5000 Р в зависимости от места нарушения. Проезд в общественном транспорте без маски обойдется дороже, чем поход в магазин.
Что могут потребовать в магазине
Магазины должны соблюдать предписания Роспотребнадзора и местных властей, чтобы их не оштрафовали и не закрыли. Поэтому они вынуждены обращать внимание на то, есть ли у покупателей перчатки и маски. Если в регионе введен масочный режим, а человек находится в общественном месте без маски, это правонарушение, которое создает угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию людей. И сотрудники магазина следят, чтобы клиенты соблюдали требования и надевали маски. Если их нет, магазин действительно вправе отказать в обслуживании.
Со всеми покупателями магазин заключает публичный договор, то есть обязуется продать имеющийся в наличии товар любому обратившемуся. Действия магазина, если он отказывается обслужить посетителя без маски, нельзя квалифицировать как необоснованное уклонение от заключения публичного договора, поскольку такой отказ не ущемляет права потребителей.
При этом сотрудники магазина не вправе хватать покупателя без маски и тащить его к выходу. Если такой покупатель попытается зайти в магазин, сотрудникам рекомендовано попросить его надеть маску или, например, купить ее в самом магазине на отдельной кассе. Если масок в продаже в этой торговой точке нет, а покупатель уже зашел внутрь, сотрудники вправе вызвать полицию. Если они этого не сделают, магазин могут оштрафовать.
Что можно сделать вам
Оспорить решение местных властей в суде. Увы, пока это не слишком перспективный вариант, хотя попробовать, конечно, можно.
На начало июня граждане РФ подали в суды общей юрисдикции больше 25 административных исков против режима повышенной готовности с самоизоляцией. В основном оспаривали ограничения в передвижении и пытались отстоять неприкосновенность частной жизни и личную тайну.
Но ни один из исков суды не удовлетворили. Заявления возвращали, отказывали в иске или вообще до сих пор не рассмотрели. Опубликованных решений тоже нет. Вот одно из немногих: суд отказал в удовлетворении требования.
Но поскольку у нас не прецедентное право, то шанс выиграть есть всегда. Даже если большинство подобных решений отказные.
Проверить акт местных властей. Внимательно прочитайте акт, принятый руководством вашего региона. Причем смотреть надо самую свежую редакцию с последними изменениями. В антикоронавирусное законодательство постоянно вносят поправки, и требования, которые были актуальны вчера, сегодня могут потерять свою силу.
Как правило, магазины в объявлениях об обязательном ношении масок дают ссылку на нормативный акт.
Если в объявлении нет отсылки к нормативному акту, спросите у продавцов, на основании чего они отказывают вам в обслуживании.
Если выяснится, что требование о масочном режиме устарело, вы можете с полным правом настаивать, чтобы вас обслужили, невзирая на наличие или отсутствие маски. Если требование актуально, придется его соблюдать. Или выбирать магазины, где не обращают внимания на наличие масок у покупателей, — есть и такие торговые точки.
Мы писали, зачем использовать медицинскую маску и как сэкономить на ее покупке. Возможно, какие-то советы вам пригодятся.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
1. Начнем со здравого смысла.
2. Переходим к правовой части.
Это проверка народа на терпимость и подчиняемость.