что такое отдел дознания в полиции

Что такое отдел дознания в полиции

УПК РФ Статья 40. Орган дознания

1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

(в ред. Федеральных законов от 22.07.2010 N 158-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 01.03.2012 N 17-ФЗ, от 03.02.2014 N 3-ФЗ, от 03.07.2016 N 329-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) органы принудительного исполнения Российской Федерации;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 24.03.2021 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 7-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

(п. 4 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 58-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.07.2006 N 97-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. На органы дознания возлагаются:

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

(п. 3 введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.06.2012 N 51-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Источник

Управление по организации дознания

что такое отдел дознания в полиции. Смотреть фото что такое отдел дознания в полиции. Смотреть картинку что такое отдел дознания в полиции. Картинка про что такое отдел дознания в полиции. Фото что такое отдел дознания в полиции

Манахов Сергей Анатольевич родился в 1957 году в Москве в семье рабочих. В 1975 году после окончания средней школы служил в Джезказганском военном округе Казахской ССР. После армии пришел на приборостроительный завод “Манометр”, где работал слесарем. В органах внутренних дел с 1978 года – милиционер, командир отделения, командир взвода, командир 26 роты отдельного батальона патрульно-постовой службы УВД Калининского райисполкома г. Москвы.

Учился на вечернем факультете Всесоюзного юридического заочного института, по окончании которого в 1985 году назначен на должность следователя Калининского РУВД г. Москвы.

С 1989 года – следователь Следственного управления ГУВД г. Москвы. В период с 1997 по 2010 год проходил службу в должностях от следователя по особо важным делам до начальника управления контроля и методического обеспечения расследования особо опасных преступлений Следственного комитета при МВД России.

С 2010 по 2012 год работал в должности заместителя руководителя организационно-контрольного управления – руководителя контрольно-инспекторского отдела Главного организационно-инспекторского управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

11 июня 2014 года Указом Президента Российской Федерации полковнику юстиции С.А. Манахову присвоено специальное звание «генерал-майор юстиции».

31 декабря 2014 года Указом Президента Российской Федерации генерал-майор юстиции С.А. Манахов назначен начальником Управления по организации дознания МВД России с присвоением специального звания «генерал-майор полиции».

За время службы в органах внутренних дел Сергей Анатольевич Манахов получил более 70 поощрений, среди которых государственные награды: медаль ордена «За заслуги перед отечеством» II степени (2007 г.), медаль «За отличие в охране общественного порядка» (2017 г.), а также ведомственные награды МВД России.

что такое отдел дознания в полиции. Смотреть фото что такое отдел дознания в полиции. Смотреть картинку что такое отдел дознания в полиции. Картинка про что такое отдел дознания в полиции. Фото что такое отдел дознания в полиции

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Положением.

Управление осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с подразделениями МВД России, соответствующими подразделениями правоохранительных органов, государственных и муниципальных органов, общественными объединениями и организациями, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями.

Управление в установленном порядке совместно с территориальными органами МВД России обеспечивает эффективность деятельности подразделений дознания (организации дознания) территориальных органов МВД России в области предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений, предварительное следствие по которым необязательно, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

Организует ведомственные и межведомственные взаимодействия в области предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений, предварительное следствие по которым необязательно, в целях реализации возложенных задач в области исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

В целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, отнесенных к подследственности дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений дознания (организации дознания).

Подразделение дознания занимается расследованием уголовных дел и направлением их в суд. Отличие дознания от следствия в том, что дознаватели расследуют преступления небольшой и средней тяжести (преступления, максимальный срок лишения свободы за совершение которых, не превышает 5 лет).

Проводя расследование, дознаватели пресекают на ранней стадии совершение преступлений с более тяжкими последствиями (убийств и причинения тяжкого вреда здоровью).

При поступлении заявления или сообщения гражданина о преступлении в органы внутренних дел дознаватель проводит по нему проверку и принимает решение о возбуждении уголовного, а если в действиях лица нет признаков преступления, то он отказывает в возбуждении уголовного дела.

Дознаватель, как и следователь, проводит следственные действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством – осмотр места происшествия, допросы, очные ставки, обыски и т.д. Кроме того, дознаватель, как и следователь, имеет право применять в отношении подозреваемого меру пресечения в виде заключения под стражу (арест), подписки о не выезде, личного поручительства.

Работа дознавателей интересна и многогранна, ими ежедневно принимаются решения, от которых зависит дальнейшая судьба человека.

107053, Москва, ул. Садовая-Спасская, 1/2, корпус 4

Источник

Статья: Основания и порядок производства дознания

Статья: Основания и порядок производства дознания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)

ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ДОЗНАНИЯ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 10 марта 2021 года

1. Понятие и порядок производства дознания

В соответствии с ч. 3 ст. 223 УПК РФ дознание должно быть проведено в срок 30 суток со дня возбуждения уголовного дела, однако при необходимости срок может быть продлен прокурором еще до 30 суток.

Анализ положений ст. 223.1 УПК РФ позволяет прийти к следующим выводам:

— при наличии достаточных подозрений в совершении преступления лицу вручается об этом уведомление;

— уведомление должно содержать разъяснение прав подозреваемого, предусмотренных ст. 46 УПК РФ;

— трехдневный срок, в течение которого у дознавателя возникает обязанность допроса лица по существу имеющихся подозрений, начинает течь с момента получения уведомления.

Учитывая, что уведомление, помимо даты и места его составления, данных должностного лица, подозреваемого (ч. 2 ст. 223.1 УПК РФ), должно содержать в том числе подробное описание преступления, его квалификацию, информацию о праве на квалифицированную помощь защитника, подозреваемый имеет возможность подготовиться к допросу, отстаивая свою невиновность.

Однако, если виновное лицо не установлено или установлено, но скрылось или если его местонахождение известно, однако участвовать в уголовном деле он не может, например в силу временного тяжелого заболевания, дознание должно быть приостановлено с вынесением соответствующего мотивированного постановления. До этого дознаватель должен провести все следственные действия, которые возможны в отсутствие подозреваемого. Эти положения вытекают из установок гл. 28 УПК РФ, несмотря на то что законодателем в ней используется понятие только следователя, без упоминания о дознавателе. В пользу этого вывода свидетельствует и указание на положения ст. 211 УПК РФ в ч. 3.1 ст. 223 УПК РФ, регулирующей вопросы возобновления приостановленного дознания.

Так, после того как отпали перечисленные основания, срок дознания восстанавливается на основании постановления как самого дознавателя, руководителя органа дознания, так и прокурора. Последний, если придет к выводу о необоснованности вынесенного постановления о приостановлении дознания, например установив, что не все возможные следственные действия выполнены, вправе отменить постановление о приостановлении дознания с приведением в своем постановлении конкретных указаний, обязательных для дознавателя. Дознаватель получает материалы такого уголовного дела через начальника органа дознания и в срок, установленный прокурором для дополнительного дознания (не более 10 суток), исправляет допущенные нарушения (ч. 3.3 ст. 223 УПК РФ).

Начальником органа дознания в зависимости от сложности и объема уголовного дела может быть принято решение о производстве дознания группой дознавателей с привлечением в случае необходимости лиц, уполномоченных на проведение оперативно-розыскных мероприятий, о чем выносится постановление с указанием фамилий и с назначением из их числа руководителя группы, который с этого момента принимает значимые процессуальные решения по движению уголовного дела (ст. 223.2 УПК РФ).

По делам, находящимся в производстве органа дознания, в отношении подозреваемого также может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с соблюдением общего порядка, установленного ст. 108 УПК РФ, только в этом случае обвинительный акт должен быть составлен в течение 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу. В противном случае подозреваемый приобретает статус обвиняемого с необходимостью предъявления ему обвинения в порядке гл. 23 УПК РФ или избранная в отношении его мера пресечения подлежит отмене. Максимальный срок нахождения лица под стражей ограничен 6 месяцами (ст. 109 УПК РФ). Это и есть главные особенности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу по делам рассматриваемой категории, которые законодатель сосредоточил в ст. 224 УПК РФ.

По окончании дознания, как следует из положений ст. 225 УПК РФ, составляется обвинительный акт с указанием даты и места его составления, данных о дознавателе и о лице, привлекаемом к уголовной ответственности, о месте и времени совершения преступления, его способах, мотивах, целях, последствиях и других обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела. Кроме этого, указываются: формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ, перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и краткое изложение их содержания, а также перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты, с кратким изложением их содержания, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда, список лиц, подлежащих вызову в суд. При ознакомлении обвиняемого и его защитника с обвинительным актом составляется соответствующий протокол. Такой же порядок предусмотрен и для случаев, когда потерпевший выразил желание ознакомиться с обвинительным актом.

После проверки и утверждения начальником органа дознания обвинительный акт с материалами уголовного дела направляется прокурору для утверждения, на что законом ему отведено 2 суток (ч. 4 ст. 225, ч. 1 ст. 226 УПК РФ).

Если прокурор придет к выводу о том, что вышеизложенные требования к обвинительному акту не соблюдены, он возвращает материалы уголовного дела для производства дополнительного дознания, при этом в постановлении формулируя конкретные письменные указания с установлением срока дознания не более 10 суток и не более 3 суток для пересоставления обвинительного акта (п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК РФ).

Полномочиями прокурора на данной стадии охватывается и возможность прекращения уголовного дела в случаях отсутствия события или состава преступления, истечения сроков давности уголовного преследования, смерти подозреваемого, принятия акта амнистии, состоявшегося примирения сторон, применения меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, деятельного раскаяния виновного. Также он может переквалифицировать деяние (ч. ч. 1, 2 ст. 226 УПК РФ).

2. Особенности проведения дознания в сокращенной форме

Дознание в сокращенной форме является видом дознания. Дознание в такой форме может быть проведено, только если уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, перечисленных выше, т.е. тех, по которым возможно производство дознания, а также если отсутствуют основания для применения принудительных мер медицинского характера, если подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, достиг совершеннолетия, не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела, владеет русским языком, не относится к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства (гл. 52 УПК РФ). Принципиально, что все из этих условий должны быть соблюдены в совокупности с наличием ходатайства подозреваемого о добровольном желании проведения сокращенного дознания и согласием на такой порядок потерпевшего. Эти положения прямо закреплены в ст. ст. 226.1, 226.2 УПК РФ, в том числе через перечисление обстоятельств, исключающих производство дознания в сокращенной форме.

Если о наличии перечисленных условий, исключающих производство дознания в сокращенной форме, станет известно уже после того, как фактически уже было принято такое решение, но до направления уголовного дела в суд, такой порядок должен быть прекращен по постановлению дознавателя или прокурора с возникновением обязанности проведения дознания в общем порядке, поскольку положения ч. 1 ст. 226.2 УПК РФ носят императивный характер. Если о наличии таких обстоятельств становится известно в ходе судебного производства до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, судья обязан возвратить уголовное дело прокурору для передачи его по подследственности и производства дознания в общем порядке, поскольку такое полномочие предоставлено суду ч. 4 ст. 226.9 УПК РФ.

Алгоритм действий дознавателя определен в ст. 226.4 УПК РФ и включает в себя следующее этапы.

1. Как только дознаватель придет к выводу о возможности проведения дознания в сокращенной форме, он:

— до первого допроса подозреваемого разъясняет его право на это, порядок, а главное, последствия производства дознания в такой форме, основное из которых состоит в том, что наказание не может быть назначено более чем 1/2 часть наиболее строгого вида наказания, предусмотренного санкцией инкриминируемой статьи;

— в течение 24 часов после того, как не позднее 2 суток после указанных разъяснений подозреваемый примет свое решение, выраженное в письменном виде с удостоверением его своей и защитника подписями, дознаватель принимает решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении ходатайства, о чем сообщает подозреваемому;

— разъясняет потерпевшему порядок и правовые последствия производства дознания в сокращенной форме, а также право возражать против этого.

При этом, что безусловно следует из положений ч. 3 ст. 226.3 УПК РФ, только после получения согласия потерпевшего дознание в сокращенной форме становится возможным. Это положение закона подвергается критике со стороны многих ученых, высказывающих мнения вплоть до исключения такой обязанности дознавателя.

Круг особенностей процесса доказывания при производстве дознания в сокращенной форме очерчен статьей 226.5 УПК РФ. Принципиальное отличие сокращенной формы дознания состоит в том, что доказательства по такому делу собираются в объеме, достаточном для установления события преступления, характера и размера причиненного им вреда, а также виновности лица в совершении преступления. Это значит, что дознаватель обязан провести необходимый минимум следственных действий, критерием которых является то, что их непроизводство может повлечь за собой невосполнимую утрату следов преступления или иных доказательств. Отсюда следует вывод о том, что дознаватель теперь не обязан проверять не оспоренные сторонами доказательства, он может не допрашивать лиц, от которых в ходе проверки сообщения о преступлении были получены объяснения, не назначать судебную экспертизу при наличии по этим же вопросам заключения специалиста.

Исключение составляют случаи, когда необходимо установить дополнительные, имеющие значение для уголовного дела фактические обстоятельства, сведения о которых не содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении, либо необходимо проверить доказательства, достоверность которых оспорена подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем, или имеются основания для обязательного назначения экспертизы, предусмотренные ст. 196 УПК РФ.

Срок, в течение которого должно быть закончено дознание, определен в ст. 226.6 УПК РФ и сокращен до 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме, в который включается время со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме, до дня направления уголовного дела прокурору с обвинительным постановлением. В случаях удовлетворения ходатайств о признании доказательства недопустимым, о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий, направленных на восполнение пробела в доказательствах по уголовному делу, на проверку доказательств, достоверность которых вызывает сомнение, этот срок может быть продлен до 20 суток. Если закончить дознание в сокращенной форме в этот срок не представляется возможным, дознаватель продолжает производство дознания в общем порядке, о чем выносит постановление.

Согласно ч. 1 ст. 226.7 УПК РФ дознание в сокращенной форме заканчивается составлением обвинительного постановления с указанием тех же данных, что и в обвинительном акте, за исключением списка лиц, подлежащих вызову в суд. Такое постановление составляется только при условии, что необходимые следственные действия произведены и объем собранных доказательств достаточен для обоснованного вывода о совершении преступления подозреваемым.

Если пересоставить обвинительное постановление и направить уголовное дело прокурору в этот срок не представляется возможным вследствие большого объема следственных и иных процессуальных действий, срок дознания может быть продлен до 20 суток, а в случае невозможности окончить дознание и в этот срок дознание продолжается в общем порядке (ч. 9 ст. 226.7 УПК РФ).

Имеются особенности и судебного разбирательства по таким уголовным делам, сформулированные в ст. 226.9 УПК РФ.

В ходе судебного следствия сторона защиты вправе приобщить к уголовному делу документы, положительно характеризующие обвиняемого, о наличии у него детей, иных лиц на иждивении, а также подтверждающие любые обстоятельства, которые могут быть учтены в качестве смягчающих при назначении наказания.

Органами дознания, согласно ст. 40 УПК РФ, являются:

— органы внутренних дел РФ, включая территориальные, линейные управления, отделы, отделения, пункты;

— органы исполнительной власти, наделенные правом осуществления оперативно-розыскной деятельности. К таким органам в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности Российской Федерации» относятся оперативные подразделения органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, Федеральных органов государственной охраны, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки, Федеральной службы исполнения наказаний;

— органы Федеральной службы судебных приставов;

— начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

— органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Таким образом, следуя логике законодателя, определившего в ст. 151 УПК РФ подследственность уголовных дел, в первую очередь необходимо определить, относится ли преступление к подследственности органа дознания, а потом решить, конкретно к полномочиям какого из них.

Подразделения этих органов вправе осуществлять дознание по уголовным делам, не требующим проведения предварительного расследования. Кроме этого, они полномочны проводить следственные действия по иным уголовным делам, но при условии неотложности требуемых следственных действий, в целях предотвращения утраты следов и орудий преступления, задержания виновного лица (п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ).

После этого в срок не более 10 суток такое уголовное дело подлежит передаче руководителю следственного органа для рассмотрения по подведомственности (ч. 3 ст. 157 УПК РФ).

В случае если результатом проведения неотложных следственных действий не стало установление подозреваемого лица, эти органы обязаны даже после передачи уголовного дела проводить оперативно-розыскные мероприятия для установления лица, совершившего преступление, с обязательным уведомлением об их результатах следователя. Все остальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия проводятся только по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Руководство дознавателями, как следует из ст. 40.1 УПК РФ, осуществляют начальник подразделения дознания и его заместитель, поручая конкретному дознавателю проверить сообщение о преступлении и принять решение об отказе или возбуждении уголовного дела.

Применительно к процессуальным полномочиям такого начальника по уголовному делу после анализа диспозиции ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ можно выделить следующие:

— передавать уголовное дело другому дознавателю;

— отменять необоснованные, по его мнению, постановления о приостановлении производства дознания;

— давать указания о направлении расследования, о квалификации деяния;

— ходатайствовать перед прокурором об отмене постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку права на самостоятельную отмену такого постановления в силу УПК РФ он не имеет;

— кроме этого, он может самостоятельно возбудить уголовное дело и самостоятельно провести по нему дознание в полном объеме, поскольку он обладает всеми полномочиями дознавателя.

Руководителем начальника подразделения дознания является начальник органа дознания, который возглавляет соответствующий орган дознания, а также его заместитель, которые имеют такие же полномочия по отношению к дознавателю, уполномоченному ими на производство дознания по уголовному делу. Кроме этого, они вправе продлевать сроки сообщения о преступлении, принимать решение о производстве дознания группой, утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу (ст. 40.2 УПК РФ).

Как следует из п. 7 ст. 5 УПК РФ, дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания по поручению начальника органа дознания, не проводившее по данному уголовному делу оперативно-розыскных мероприятий.

Полномочия дознавателя определены в ст. 41 УПК РФ, которые заключаются в том, что дознаватель вправе самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, прокурора или судебное решение, например, избирать меру пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, продлевать сроки дознания, проводить обыск.

В заключение необходимо отметить, что нормы УПК РФ, носящие самый общий характер, употребляют понятие «орган дознания», а более конкретные, связанные с производством следственных действий упоминают исключительно дознавателя. Возможно, поэтому среди ученых-процессуалистов вопрос о распределении таких полномочий практически не обсуждается. Так, например, дознание рассматривается как направление деятельности только органа дознания, но не дознавателя, либо указывается только дознаватель в качестве субъекта производства дознания, либо при рассмотрении порядка производства дознания говорится то об органе дознания, то о дознавателе (Арестова Е.Н. Органы дознания: понятие, виды, содержание процессуальной деятельности // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *