что такое отдать швартовы
Значение слова «швартов»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ШВАРТО’В, а, м. [гол. sjortow] (мор., авиац.). В морском судоходстве и воздухоплавании — пеньковый или проволочный канат, к-рым привязывается судно или летательный аппарат на стоянке; ср. чалка 1 во 2 знач. Отдать швартовы (отвязать судно от причала).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
шварто́в
1. морск. авиац. пеньковый или проволочный канат, которым привязывается судно или летательный аппарат на стоянке ◆ Швартовы были толстые и крепко завёрнуты за пвалы и кнехты на стенке. А. С. Новиков-Прибой, «Цусима», 1932-1935 г. ◆ Ещё несколько минут маневрирования, задний ход, стоп ― и тонкие швартовы «Аквилы» надёжно закрепились на полутонных кнехтах, предназначенных для гигантов океана. Ефремов, «Лезвие бритвы», 1959-1963 г. ◆ Я шкот закрепил на нагеле и стал носовой швартов перепиливать, а сторож в это время и появился. Владислав Крапивин, «Трое с площади Карронад», 1979 г. (цитата из НКРЯ)
2. морск. устар. причал (по Далю)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова консолидировать (глагол), консолидирует:
WikiphilE
Агрегатор советов и знаний в сети
Как появилась фраза «отдать швартовы» и что она означает?
Во всех мультфильмах и кино про море, корабли, пиратов мы слышим, как капитан судна или его помощник кричит команду «Отдать швартовы!». Эта фраза четко ассоциируется с художественными произведениями, однако ее используют на настоящих судах и по сей день, причем не только на морских, но и воздушных.
Значение слова «швартовы»
Большая часть морской терминологии, связанной с видами судов, способами плавания, имеет арабские корни, в том числе слова «корабль», «галера», «адмирал». Это не удивительно, поскольку арабские мореплаватели первыми соединили торговыми путями Аравийский полуостров с Мадагаскаром, Цейлоном, Индией и даже Китаем еще в доисламский период.
А различные приспособления, механизмы – относятся к голландскому и английскому языкам, например камбуз, кнехт, мачта, такелаж. Технологическим развитием судостроения занимались европейцы, недаром именно в Голландии и Англии будущий император Петр I изучал морское дело. Он лично создал первый в России «Морской устав » в 1720 году, где упоминается швартов.
Есть две версии происхождения слова «швартов»:
Таким образом, швартовый канат – это приспособление для привязывания судна к пристани или другому кораблю во время стыковки.
Слово используется не только в морском деле, но и в авиации. Так самолеты швартуют на месте стоянки для того, чтобы их не сдуло сильным порывом ветра.
В словаре Даля, помимо уже указанного значения, швартовым называют морской причал, к которому пристает корабль. Синонимы: шейма, косяк.
Также в речи моряков используется слово «шварт», которое означает запасной якорь.
Канаты на корабле
В устройстве судна встречается множество канатов, тросов, веревок и цепей, которые все вместе удерживают отдельные части в едином целом, а также используются для транспортировки грузов, управления кораблем. Все вместе они называются такелажем
Отдельно выделяют веревки, которые управляют парусами – они называются снасти.
Швартовые канаты, как и прочие тросы на корабле, сделаны из следующих материалов:
На судне встречаются такие канаты:
Что значит отдать швартовы?
Команда «отдать швартовы» или «отдать концы» звучит на корабле в тот момент, когда судно готовится причаливать. В этот момент на пристани «принимают швартовы», то есть ловят конец каната и крепят судно к берегу. Одновременно с этим спускаются паруса, сбрасывается якорь.
Виды концов или выбросок:
Конец состоит из огона, линя, то есть растительного троса, и легости – мешка из парусины, наполненного песком.
Швартовные операции
Причаливание к берегу и отчаливание от него кораблем – одни из самых сложных операций, требующих слаженной работы экипажа корабля и матросов на причале. Все вместе они называются «швартовыми операциями».
Процесс швартования, то есть причаливания, происходит следующим образом:
Между бортом корабля и пристанью прокладывают кранцы – резиновые шары или использованные покрышки, наполненные воздухом. Они нужны для того, чтобы обшивка судна не повредилась.
В случаях, если нет возможности причалить к берегу, крепление судна осуществляется к одной или нескольким швартовым бочкам.
При отшвартовке, то есть отчаливания от берега, процесс отличается только тем, что с причала отдают швартовы, а на палубе забирают, втягивают их.
Морские узлы и крепление судна
Естественно, при креплении судна к берегу без морских узлов не обойтись. Во время причаливания используют такие виды:
Как мы видим, швартовка – это трудоемкий процесс, связанный с мореходством и авиацией. В нем проявляется командная работа экипажа, совершенство технологических приспособлений на корабле. Несмотря на то, что термину как минимум три сотни лет, на флоте можно услышать команду «Отдать швартовы!» ежедневно до сих пор.
Видео: как спускают судно на воду
В данном ролике будут показаны наиболее зрелищные спуски на воду гигантских пассажирских и грузовых кораблей:
Что такое швартовка
В мире водного транспорта существует масса терминов, которые не используются в обычной жизни. Швартовка – один из них. Под этим определением понимается процесс крепления судна к причалу. Существует несколько разных способов швартовки, весь процесс осуществляется по определенному алгоритму. Для швартовки судна на нем имеются специальные канаты – швартовы. В следующей статье вы сможете ознакомиться с разновидностями швартовки, а также узнать об особенностях этого процесса.
Швартовка
Необходимые манёвры: выбор направления и скорости движения судна для предотвращения навала; подход судна к причалу с разворотом в выбранном направлении; подвод в выбранное положение по отношению к причалу (может использоваться буксир); удержание на месте на время подачи швартовов; подтягивание к причалу (для небольших судов — с помощью тягловой силы, в т. ч. ручной и механической; для крупных — с помощью двигателей самого судна).
Способ швартовки выбирается, исходя из возможностей порта, размеров судна, наличия свободных причалов, продолжительности планируемой стоянки и т д. Во избежание повреждения бортов судна и стационарных причальных приспособлений борта снабжаются мягкими кранцами.
Способы швартовки:
Что такое швартовка
Движение и стоянка судов в порту регулируются Правилами плавания судов на каналах и акваториях портов и Правилами технической эксплуатации гидротехнических сооружений и акваторий портов.
Движение судов по искусственным каналам возможно только при достаточном запасе воды под килем и наличии разрешения капитана порта. Скорость движения на каналах и акватории устанавливается приказом начальника порта в зависимости от технического и естественного состояния гидротехнических сооружений и грунта в порту.
Швартовка судна
Швартовка судна — сложный и ответственный процесс. На судне заблаговременно подготовляют швартовные концы, брашпиль, лебедки, бросательные концы, кранцы, судовую связь и другие средства и приспособления. Палубную команду вызывают на палубу по авралу, и каждый член экипажа занимает свое место согласно расписанию.
В порту причалы также заранее готовят для приема судна. Причал освобождают для обеспечения работ, связанных со швартовкой. На причале не должно быть никаких выступающих и других частей, которые могут повлечь за собой затруднения при швартовке и даже аварию судна или причала. Причал должен иметь отбойную раму и другие защитные приспособления. Привальные брусья должны быть по всей длине сплошными.
С судна подаются следующие швартовные концы : продольные (носовой и кормовой), шпринги (носовой и кормовой) прижимные, идущие от кормы, носа или через бортовой полуклюз перпендикулярно диаметральной плоскости судна. Количество швартовных концов, необходимых для крепления судна у причала, зависит от условий стоянки и гидрометеорологической обстановки. При усилении ветра заводятся дополнительные концы.
Крепление швартовных концов за береговой пал, позволяет снять концы в любой последовательности. Огон последующего конца продевается снизу вверх через огоны предыдущих и после этого набрасывается на пал сверху. Подачу швартовного конца на берег производят легким линем с небольшой тяжелой «грушей» на конце, которая служит для забрасывания его на берег. Такой линь с грушей называют бросательным концом, или легостью.
После окончания швартовки на швартовные концы устанавливают специальные щиты, предотвращающие перебегание крыс с берега на судно и обратно. При изменении осадки судна (погрузка, выгрузка) или уровня воды (приливы, отливы) изменяется натяжение швартовных концов, поэтому их подбирают или травят.
Усиление отжимного ветра требует подачи дополнительных концов. При ухудшении погоды в плохо защищенном порту судно должно быть готово к выходу в море. На стоянке у причала нельзя производить швартовные испытания судна, связанные с работой винтов. Струи воды от винтов могут нанести вред гидротехническим сооружениям. Крен в сторону моря при подходе к свайным набережным грозит повреждением последних или самого судна.
Швартовка судов друг к другу в открытом море или на открытом рейде к судну
Швартовка судов друг к другу в открытом море или на открытом рейде к судну, стоящему на якоре, — операция сложна я и ответственная. Все выступающие части (стрелы, трапы, шлюпки, люстры и т. п.) должны быть убраны; все иллюминаторы задраены, особенно с того борта, которым судно швартуется; на отливные шпигаты навешены щиты; вдоль борта развешены кранцы (надувные или из автомобильных шин) — по два-три в носовой и кормовой частях судна, и особенно у выступающих частей.
В рейдовых условиях и в открытом море для швартовки лучше использовать синтетические тросы или стальные с капроновыми амортизаторами. Чаще всего швартуются к правому борту судна, стоящего на якоре, так как на заднем ходу нос швартующегося судна отходит от судна, к которому швартуются.
При швартовке судов друг к другу в открытом море особое значение имеют кранцы. Для этой цели используют кранцы, изготовленные из пакетов автопокрышек, надувные резиновые кранцы, дополнительные кранцы из бревен мягкого дерева длиной 2 м, оклетневанные 8—10-дюймовым растительным тросом.
При швартовке танкеров к китобазам и китобойных судов к танкерам в качестве кранцев используют добытых китов. Три- четыре кита-кранца вдоль корпуса и надувные резиновые кранцы в районе спардека и кормы обеспечивают безопасную швартовку при ветре силой до 6—7 баллов и волнении моря до 4 баллов. Иногда практикуется парное расположение китов-кранцев.
Количество швартовных концов, необходимых для крепления судна у причала, зависит от условий стоянки и гидрометеорологической обстановки. При усилении ветра заводятся дополнительные концы. Крепление швартовных концов за береговой пал, показанное на рис. 185,б, позволяет снять концы в любой последовательности.
Огон последующего конца 2 продевается снизу вверх через огоны предыдущих 1 и после этого набрасывается на пал сверху. Подачу швартовного конца на берег производят легким линем с небольшой тяжелой «грушей» на конце, которая служит для забрасывания его на берег. Такой линь с грушей называют бросательным концом, или легостью.
После окончания швартовки на швартовные концы устанавливают специальные щиты, предотвращающие перебегание крыс с берега на судно и обратно. При изменении осадки судна (погрузка, выгрузка) или уровня воды (приливы, отливы) изменяется натяжение швартовных концов, поэтому их подбирают или травят.
Усиление отжимного ветра требует подачи дополнительных концов. При ухудшении погоды в плохо защищенном порту судно должно быть готово к выходу в море. На стоянке у причала нельзя производить швартовные испытания судна, связанные с работой винтов. Струи воды от винтов могут нанести вред гидротехническим сооружениям. Крен в сторону моря при подходе к свайным набережным грозит повреждением последних или самого судна.
Швартовка судна кормой к причалу
Выполняется с отдачей одного или двух якорей в зависимости от условий стоянки и ее продолжительности. Суда малого тоннажа в тихую погоду или при легком прижимном ветре (до 3—4 баллов) могут ее производить без помощи буксиров. Под действием отжимного или дующего вдоль причала ветра швартовка кормой без помощи буксиров или подруливающих устройств невозможна.
Швартовка кормой к причалу требует тщательной подготовки и опыта, так как ошибка в расчетах может привести к навалу на причал или же, в лучшем случае, к необходимости повторить маневр подхода и постановки.
Предварительно намечают место стоянки, определяют по карте контрольные пеленги для выхода в точки отдачи якорей, рассчитывают необходимые для укладки на грунт количество якорных цепей и угол между ними (30—60°). Подход к месту отдачи якорей может быть выполнен движением как вдоль причала, так и под прямым углом к нему.
При швартовке перпендикулярно причалу судно подходит к нему под углом, близким к 90.° Скорость на подходе должна быть минимальной. На расстоянии не менее двух корпусов от причала и, находясь в 50—60 м от расчетной линии швартовки, стопорят двигатель и отдают «внутренний» по отношению к месту швартовки якорь. Продолжая двигаться по инерции, травят якорную цепь.
После выхода в воду трех-четырех смычек, руль перекладывают в сторону отданного якоря и дают ход вперед. После поворота кормой к причалу отдают второй якорь, работают двигателем назад, травят и выравнивают якорь-цепи, подводят судно кормой к причалу и подают швартовы. При другом варианте швартовки двигаются на самом малом ходу вдоль причала на расстоянии двух дл.
Основные принципы швартовки яхты
Швартовка морского судна является одним из самых важных элементов в освоении практики управления яхтой, наряду с навигацией или лоцией. Есть несколько объективных факторов, из-за которых швартовка может даваться непросто.
Каждая лодка имеет свои особенности, к которым необходимо привыкнуть, также, как необходимо привыкнуть к управлению авто, за рулем которого вы находитесь впервые. Управление парусной яхтой осложняется ее значительными габаритами, весом и инерцией, за счет чего, время между поворотом руля и реальным движением яхты существенно больше, чем у легкового автомобиля.
В-третьих, судно особенно подвержено внешним факторам, таким как ветер и морское течение, что значительным образом влияет на процесс управления яхтой. И наконец, в-четвёртых, швартовка, так или иначе, представляет собой стрессовую ситуацию, которая активно сопровождается психологическим страхом повредить своё или чужое судно, либо нанести ущерб себе и команде. Несмотря на все кажущиеся трудности в овладении навыками швартовки, овладеть ими можно, а начать надо, конечно же, с теории.
Действия перед швартовкой яхты
Если на борту яхты вы выступаете в роли шкипера, то непосредственно перед швартовкой вам необходимо проделать следующие действия:
Швартовка яхты
После того, как вы нашли подходящие стояночное место необходимо приступить непосредственно к швартовке. Первое, что необходимо сделать – это правильно расставить команду.
Вот классический пример расстановки: шкипер или рулевой стоит за штурвалом, регулируя скорость и направление движения судна, два матроса для подстраховки располагаются по бортам, на носу стоит – «якорный», а на корме – «кормовой» с наветренным швартовым концом. Задача матроса на носу по команде шкипера отдать якорь (или подобрать его), а задача кормового сойти на берег и закрепить швартов за утку.
Для того чтобы начать швартовку необходимо, чтобы рулевой развернул судно кормой перпендикулярно к пирсу, а «якорный» выпустил примерно 4-8 глубин якорной цепи. Кормовой матрос должен спрыгнуть на берег и временно задать кормовые швартовы за кольцо на пирсе, таким образом, чтобы шкипер смог немного отойти назад и выровнять лодку.
Когда якорь взял, необходимо постепенно выпускать якорную цепь, контролируя двигателем расстояние между кормой и пирсом. Когда это расстояние будет примерно полметра, якорь требуется остановить. «Кормовой» должен перейти на пирс и задать наветренный швартовый, вернуть его на борт и закрепить на утку. Таким же образом задается подветренный швартовый, затем подтягивается якорная цепь – до натяжения. Готово, судно пришвартовано!
Что такое швартовы
На каждом судне должно иметься швартовное устройство, обеспечивающее подтягивание судна к береговым или плавучим причальным сооружениям и надежное крепление судна к ним. Швартовное устройство служит для крепления судна к причалу, борту другого судна, рейдовым бочкам, палам, а также перетяжки вдоль причалов.
Швартовные тросы (канаты). В качестве швартовных концов используются растительные, стальные и синтетические тросы. Стальные тросы применяются все реже, так как они плохо воспринимают динамические нагрузки, требуют больших физических усилий при передаче с борта судна на причал. Наиболее распространенными на морских судах являются стальные швартовы диаметром от 19 до 28 мм.
Кнехты представляют собой парные чугунные или стальные тумбы, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, но имеющие общее основание (рис. 6.36). Кроме обыкновенных кнехтов, в некоторых случаях, особенно на низкобортных судах, применяются крестовые кнехты, которые могут быть как двойные, так и одинарные.
Киповые планки предназначены для изменения направления швартова (рис. 6.40). На большинстве современных судов устанавливают киповые планки из отдельно стоящих двух-трех роульсов. Киповые планки без роульсов обычно применяют только на небольших судах при малом диаметре швартовного троса.
Конец крепят за огон швартова и последний подают через швартовный или буксирный клюз. Выброску укладывают в шлаги и, удерживая за свободный конец, бросают на причал. С помощью этого лёгкого троса на берег вытягиваются сравнительно тяжёлые швартовы. Бросательный конец изготовляют из линя длиной около 25 метров.
Для выбирания швартовов могут быть использованы как специально установленные для этой цели швартовные механизмы (например, швартовные шпили, лебедки и т. д.), так и другие палубные механизмы (например, брашпили, грузовые лебедки и т. д.), имеющие швартовные барабаны.
В состав швартовного устройства входят :
Словари
116 шварт
ШВАРТ, шварта, муж. (см. швартов) (мор.). Запасный якорь на судне.
шва́рт, шва́рты, шва́рта, шва́ртов, шва́рту, шва́ртам, шва́ртом, шва́ртами, шва́рте, шва́ртах
сущ., кол-во синонимов: 1
Запасный, пятый якорь на корабле.
— Запасный якорь на судне.
прил., кол-во синонимов: 1
Трос или канат для подтягивания и крепления судна к чему-либо во время стоянки.
Часть водного транспортного средства в виде каната, троса, которым судно, обычно морское, крепится к причалу.
◁ Шварто́вный; Шварто́вый (см.).
шварто́в (от голл. zwaartouw), трос (стальной, синтетический или из растительного волокна), с помощью которого подтягивают и крепят судно к причалу или другому судну.
Трос или цепь для привязывания судна к причальным приспособлениям.
Отдать швартовы (отвязать судно от причала).
— Пришвартовали его [броненосец] правым бортом к стенке. Швартовы были толстые и крепко завернуты за палы и кнехты на стенке. Новиков-Прибой, Цусима.
шварто́в, м., род. шварто́ва; мн. шварто́вы, род. шварто́вов.
шварто́в, шварто́вы, шварто́ва, шварто́вов, шварто́ву, шварто́вам, шварто́вом, шварто́вами, шварто́ве, шварто́вах
сущ., кол-во синонимов: 3
ШВАРТОВ (голл.). Канат, которым прикрепляются корабли с носа и кормы к палам и сваям.
— Какой трос отдаёт матрос?
прил., кол-во синонимов: 4
прил., кол-во синонимов: 7
1. процесс действия по гл. швартовать
2. Результат такого действия.
сущ., кол-во синонимов: 1
прил., кол-во синонимов: 2
Подтягивать, прикреплять судно швартовами к причальным приспособлениям.
ШВАРТОВА́ТЬ, швартую, швартуешь, несовер., что (мор., авиац.). То же, что швартовить.
Привязывать швартовами (судно) к причальным приспособлениям.
Собств.*р. Образовано от швартов- «причальный канат», заимств. в нач. XVIII в. из голл. яз. (ср. голл. zwaartouw того же знач.).
1. Прикрепляться к причальным приспособлениям с помощью швартовов (о судах).
ШВАРТОВА́ТЬСЯ, швартуюсь, швартуешься, несовер. (мор., авиац.).
1. О судах и воздухоплавательных аппаратах: становиться на швартовы.
-ту́ется; несов. (сов. зашвартоваться и ошвартоваться). мор.
1. Закрепляться за причальные приспособления при помощи швартовов (о судах).
Пока швартовался «Седов», с берега слышались нетерпеливые крики. Соколов-Микитов, На мертвом корабле.
швартова́ться, шварту́юсь, шварту́емся, шварту́ешься, шварту́етесь, шварту́ется, шварту́ются, шварту́ясь, швартова́лся, швартова́лась, швартова́лось, швартова́лись, шварту́йся, шварту́йтесь, шварту́ющийся, шварту́ющаяся, шварту́ющееся, шварту́ющиеся, шварту́ющегося, шварту́ющейся, шварту́ющихся, шварту́ющемуся, шварту́ющимся, шварту́ющуюся, шварту́ющеюся, шварту́ющимися, шварту́ющемся, швартова́вшийся, швартова́вшаяся, швартова́вшееся, швартова́вшиеся, швартова́вшегося, швартова́вшейся, швартова́вшихся, швартова́вшемуся, швартова́вшимся, швартова́вшуюся, швартова́вшеюся, швартова́вшимися, швартова́вшемся
швартовиться, приставать, зашвартовываться, причаливаться, становиться на причал, швартовать
Морские нравы, суеверия, пословицы, легенды и. ругательства
Мир мореплавателей — особенный. Ему присуща яркая субкультура и совершенно необычная речь. В «морском языке» сплелись слова голландского, немецкого, французского, английского, испанского происхождения, образовав сочный и образный жаргон, по виртуозному владению которым моряки узнают «своих».
Не только русским мореплавателям присущ собственный язык, но и морякам со всего света.
Морской сленг включает особенные словечки, выражения, пословицы, суеверия, легенды, а также, конечно, ругательства — куда без них в нелегком морском деле? Эти выражения называются «солеными».
Устройство корабля
Немало устойчивых выражений, пословиц и присказок связано с частями корабля.
Швартов
Швартов — это трос, изготовленный из стали, синтетических иди растительных волокон. Его используют для подтягивания и закрепления судна к причалу или одного судна к другому.
Такой важный предмет не мог не отразиться в морском жаргоне.
Слово имеет голландское происхождение, но оно обрусело и появились такие формы, как:
Помимо прямого значений, у этих слов есть переносные:
Шлангоут
Слово голландского происхождения, которым называют поперечную балку, обеспечивающую устойчивость корпуса судна.
Поскольку в центре корабля качает меньше, мидель-шлангоут (средний) называют «лодырем».
Шлюпка
Эти мелкие беспалубные суда имеют важное значение: они используются для спасательных и грузовых работ.
Выражения, связанные со шлюпками:
Русские морские пословицы:
Шкентель
Короткий конец троса; также этим словом называют конец шеренги.
Штерт (шкерт)
Это тонкий конец троса.
Выражения и ругательства:
Порядки на корабле
Шторм и штиль
Как известно, штиль означает безветрие, а шторм, напротив, сильный ветер. От этих погодных условий зависело передвижение парусных судов.
Полное безветрие называли также полным или мертвым штилем или мертвяком, умертвяком.
«Выдержать (выстоять) шторм» — так говорится как о преодолении шторма, так и, в переносном смысле, о преодолении препятствий.
«Ожидать шторма» — ждать неприятностей.
Сильный шторм могут называть «штормягой».
Слово «штормить» используется по отношению к бушующему морю, борьбе со штормом, сложным жизненным ситуациям.
Также «штормит» пьяного человека.
Штормовкой называется перегородка на койке, которая позволяет не упасть во время сильной качки.
Прозвища и звания
Существуют так называемые штатные прозвища:
Есть и менее уважительные прозвания; так, молодого матроса могут называть «шнурок» (при этом «шнурковать» — уходить откуда-то).
Шульц — рядовой без звания.
Попасть на ют — выслужиться, получить повышение.
Жестокий к подчиненным офицер, так же, как матрос на сверхсрочной или контрактной службе, мог получить прозвание «шкура».
Штурман
Штурман — помощник капитана, специалист по судовождению. Также его могут называть «штурманец».
Штурманить — работать штурманом (в переносном смысле — командовать).
Штурманский почерк — очень хороший, аккуратный, каллиграфический.
Пословицы про штурманов:
Это не то, что вы думаете
Иногда сложно понять, о чем толкуют моряки.
Это слово у моряков означает спирт или любое спиртное. Шило-кола — коктейль из пепси-колы и спирта пополам.
Адвокат
Как ни странно, это капитанский чай с лимоном, который подают в шторм.
Челюскинец
На морском сленге это неудачник.
Шкиперские дочки
К шкиперу они отношения не имеют. Так называют волны с белыми гребнями.
Боеприпасы в рундуке
Так говорят о человеке, у которого всегда припасены деньги.
Занимательная география: «конские», «винные», «гремящие» широты
У моряков своя география.
Винные широты
А вы слышали о таком географическом поясе?
История возникновения этого выражения такова: во времена Советского Союза, вплоть до 1985 года, в тропическом поясе советские моряки получали «тропическое довольствие» — 300 г местного вина (исключительно в целях утоления жажды). Так и родилось это шутливое название тропиков.
Воющие широты
Это название дали поясу между 50° и 60° в южной части Тихого и Атлантического океанов, поскольку там преобладают западные штормовые ветра.
Гремящие (или ревущие) сороковые
Так называют пояс 40°–50° южной широты, который славится западными ветрами, позволявшими парусным судам передвигаться с рекордной скоростью.
Этим же выражением в шутку называют Бродвей и прилегающие к нему улицы Нью-Йорка, с 40-й по 50-ю.
Конские (лошадиные) широты
В Атлантическом океане в зоне 30°–35° северной широты часты штили и неустойчивые ветра, которые задерживают переходы парусных судов. В 17–18 вв. суда часто бывали вынуждены выбрасывать за борт лошадей, которым, из-за задержки плавания, недоставало корма.
Экватор
Самый длинный меридиан, который условно делит Землю на Южное и Северное полушария нашел отражение в морском жаргоне:
«Добрые» пожелания
На море и ругаются не так, как на суше. Некоторые выражения имеют древнюю историю.
«Отправиться за сундуком Дейви Джонса»
Этот сундук существовал в реальности. Согласно документальному источнику 1751 года, это был сундук с корабельными навигационными приборами.
Но морской фольклор сделал Дейви Джонса символом разбушевавшегося океана, а отправиться за его сундуком означало утонуть. Отсюда же пошли выражения: «сундук мертвеца», «пробудить Дейви Джонса», пожелание «катиться к Дейви Джонсу» и другие.
«Якорь мне в глотку!»
Это и многие другие подобные выражения означают выражение особенного изумления, возмущения, недоумения, недоверия.
Оно происходит от английского «Shiver my timbers!», что означает: «Разрази меня гром!» Предположительно, связано с сотрясением корабля при ударе о подводную скалу (слово «shiver» означает дрожь и вибрацию, а дословный перевод — что-то вроде «тряси мои доски»).
В романе Стивенсона «Остров сокровищ» так ругались пираты, позже выражение было скопировано авторами других книг о пиратах. Ругались ли таким образом настоящие пираты, науке не известно.
Варианты ругательства:
• Триста акул в глотку!
• Тысяча тухлых моллюсков!
• Кошку в пятку!
• Фок-грот-брамсель мне в левое ухо!
Аваст!
Это приказание прекратить деятельность использовалось в 17 веке.
Сейчас это требование прекратить болтать или врать.
Морская легенда — бессмертный кот
О корабельном коте Оскаре ходили легенды, что он заговорен от смерти. Он служил на корабле «Бисмарк», который был разгромлен. Оскара спасли моряки эсминца «Козак», который впоследствии был уничтожен торпедой, но кот снова выжил, и его подобрали на авианосец «Арк Ройл». Авианосец был уничтожен, но, говорят, кот снова не пострадал и, по слухам, обитает в районе Гибралтара.