что такое остранение по шкловскому
Что такое остранение по шкловскому
ОСТРАНЕНИЕ
ОСТРАНЕНИЕ – термин эстетики и философии искусства 20 в., фиксирующий комплекс художественных приемов (буффонада, гротеск, парадокс и др.), при котором выразительность изображаемого разрушает привычные стандарты восприятия. Введенное В.Шкловским и разработанное представителями русской формальной школы ОПОЯЗ (Р.Якобсон, Б.Эйхенбаум, Ю.Тынянов) в 20-х гг. при исследовании внутренней формы и структуры слова, понятие остранения являло радикальную смену точки наблюдения и способа видения во всем пространстве выраженности художественного факта. Согласно Шкловскому, прием остранения переструктурирует поле восприятия: «не приближение значения к нашему пониманию, а создание особого восприятия предмета, создание видения его, а не узнавания». Поскольку же цель остранения заключается в «выводе вещи из автоматизма восприятия», то сама процедура фактически изменяет вектор интенциональности воспринимающего сознания.
Замеченная В.Шкловским универсальность остранения как художественного приема фактически тождественна понятию «эффекта очуждения», которое было разработано в театральной эстетике и художественной практике Б.Брехта. Согласно Б.Брехту, очуждение не только ставит изображаемое в позицию неопознаваемости, но тем самым активизирует воспринимающую личность на преодоление собственной субъективности.
Остранение не только художественный прием, но и понятие философско-методологического порядка в современной эстетике и философии культуры. Остранение позволяет при рефлексивном анализе художественного текста вывести условность произведения искусства за скобки, тем самым разрушить субъективность непосредственного восприятия, разрушить «горизонт ожидания» и явить объектно-смысловую фактуру художественного текста. Вводя понятие остранения и расширяя его инструментальный смысл, Шкловский подчеркивал, что при анализе конкретной эстетической или другой ценности, которая известна нам до автоматической неразличимости, необходимо сделать очевидный предмет – странным. Мы можем хоть что-то понять в художественной ценности и усмотреть ее смысл, когда мы способны увидеть в привычности, в обычном – нечто необычное, нечто странное, неизвестное и непонятное.
Как инструмент анализа художественного факта остранение есть преображенная культурным материалом форма феноменологической редукции, т.к. является незаменимым ключом для обнаружения и представленности смысловой метаструктуры художественной реальности. В позиции остранения исследователь производит реальное редуцирование наличных смыслов из поверхности текста к его глубинным смыслам и тем, что определены контекстом.
1. Шкловский В. О теории прозы. М., 1983;
2. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977;
3. Эйхенбаум Б.М. Сквозь литературу. Л., 1924;
4. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии. М., 1994;
5. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962;
6. Ingarden R. O dzile literaskim. Warsz., 1988;
7. Jauss Η.R. Literaturgeschichte als Provokation der Literaturwissenschaft. Konstanz, 1967.
Остранение
Библиография:
Шкловский В., Искусство как прием, сб. «Поэтика», П., 1919. См. также «Методы домарксистского литературоведения» (глава «Формализм»).
Полезное
Смотреть что такое «Остранение» в других словарях:
ОСТРАНЕНИЕ — ОСТРАНЕНИЕ термин эстетики и философии искусства 20 в., фиксирующий комплекс художественных приемов (буффонада, гротеск, парадокс и др.), при котором выразительность изображаемого разрушает привычные стандарты восприятия. Введенное В.… … Философская энциклопедия
ОСТРАНЕНИЕ — Подобно тому как М. М. Бахтин показал Достоевского глазами культуры ХХ века (см. ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ РОМАН, (см. ДИАЛОГИЧЕСКОЕ СЛОВО), В. Б. Шкловский, один из наиболее активных деятелей русской формальной школы, показал Л. Н. Толстого как писателя,… … Энциклопедия культурологии
остранение — сущ., кол во синонимов: 1 • акцентирование (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Остранение — Остранение термин, введённый В. Б. Шкловским первоначально для обозначения принципа изображения вещей у Л. Н. Толстого (в качестве примера он приводит описание оперы в романе «Война и мир»): На сцене были ровные доски… … Википедия
Остранение — феномен осмысления, связанные с изменением вИдения и понимания. Первоначально (термин введен В.Б.Шкловским в 1914 г.[3]) – одно из центральных понятий руского формализма («материальной эстетики»), стилистический прием описания вещей,… … Проективный философский словарь
Остранение — ср. Акцентирование писателем какого либо элемента в тексте художественного произведения, с целью вызвать восприятие его не в обычных ассоциациях, а как ранее не встречавшееся, как необычное. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
остранение — остран ение, я (лит.) … Русский орфографический словарь
остранение — в литературном произведении описание знакомых предметов и явлений как впервые увиденных, с необычной позиции (например, с высоты птичьего полета, или с точки зрения ребенка, или как их видит герой, будучи в определенном психическом состоянии).… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Остранение — термин, введенный В. Б. Шкловским (1914) для обозначения одной из особенностей худ. речи: привычное, знакомое, очевидное описывается, изображается как незнакомое, непривычное, как будто увиденное в первый раз, т. е. как странное, неожиданное,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Остранение
Остранение – один из ключевых концептов теории Опояза, описанный в программной статье В.Б.Шкловского «Искусство как приём» (Шкловский. 1917). Остранение стало одним из ключевых понятий модернизма в целом, на английский его переводят как estrangement, на французский – étrangement, на немецкий – Verfremdung.
По Шкловскому, остранение – это «вывод вещи из автоматического восприятия», рассматриваемый как специфическая техника литературного и художественного творчества, которая в терминологии одного из лидеров формалистской школы определялась как «приём». Шкловский писал, что «целью искусства является дать ощущение вещи как ви́дение, а не как узнавание». Произведение искусства, по его мысли, позволяет воспринять реальность в её непосредственности, вне привычных представлений, вне общепринятых стереотипов. Свежесть, отчётливость контакта с действительностью ощущаются как последствие объективированности материала и эксплицированности метода его преобразования в произведение искусства. Шкловский считал, что «искусство есть способ пережить деланье вещи». В качестве примеров, на которых была построена эта теория, использовался литературный материал: проза Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя, Кнута Гамсуна, а также русский фольклор.
Понятие остранения формулируется на стыке нескольких существенных для авангардистских экспериментов начала ХХ века концептуальных проблем и установок: поиска нового реалистического языка, эмансипации художественной формы в формотворческих инновациях, а также разработки новых психологических принципов восприятия искусства. Остранение сыграло важную роль в истории не только авангардистской литературы, но и авангардистской культуры в целом и как теоретическая идея, и как техника, используемая в творчестве писателями, художниками, драматургами, сценаристами и режиссёрами.
В первую очередь остранение – дань футуристской традиции. Шкловский был одним из участников футуристского движения. Приём остранения характерен и для его прозы, и для его киносценариев, а также для произведений В.В.Каменского, Б.К.Лифшица, В.В.Маяковского и других членов группы. Расподобление образа, позволяющее воспринимать вещь по-новому, – приём, используемый в живописи и скульптуре как русских, так и итальянских футуристов. Можно привести в качестве примера работы К.С.Малевича, Умберто Боччони, Д.Д.Бурлюка, Карло Карра и других. Для постфутуристической традиции переосмысление идеи Шкловского было чрезвычайно плодотворно. В частности, техники коллажа и монтажа разрабатывались впоследствии под влиянием остранения. Ученица Шкловского, представитель второго поколения формализма Л.Я.Гинзбург построила поэтику монтажной фрагментарной прозы в полемике с теорией своего учителя (Савицкий 2013).
Вне рамок футуризма остранение было актуально для художников-авангардистов и интерпретаторов их творчества. На неузнавании бытового предмета и ви́дении в нём художественного образа строится жанр реди-мейд, изобретённый Марселем Дюшаном в 1910-е. Начиная с периода аналитического кубизма, использование вещи как элемента художественного образа чрезвычайно распространено в авангарде. Об этом свидетельствует, например, «Натюрморт с плетёным стулом» Пабло Пикассо (1912), в который был включён фрагмент сиденья и канат. Для дадаизма и сюрреализма это один из ключевых художественных приёмов. Остранение – существенный элемент создания и восприятия ассамбляжей.
Направления, развивающие эти авангардистские эксперименты во второй половине ХХ века, – неодадаизм, Флуксус, Зеро, бедное искусство, новые реалисты, поп-арт и другие – берут на вооружение эту технику и наследуют эстетическую проблематику, в контексте которой она была изобретена и использовалась. Большинство попыток построения новой психологии творчества и художественного восприятия или создания новой реалистической конвенции предполагают очередное обращение к остранению, которое за последние десятилетия было переформулировано в разных философско-эстетических контекстах, вследствие чего утратило непосредственную связь с футуризмом и постфутуристским контекстом.
Русская формальная школа. Остранение. Шкловский
Константин Бандуровский. Курс «Русская формальная школа». Лекция 2.
Тезисы
Понятие, с которого начинается формальная школа (как ОПОЯЗ) – остранение. Это понятие вводит Виктор Шкловский в статье «Искусство как прием», который, по его признанию, не был в ладах с правописанием, и написал это слово с ошибкой.
Свою концепцию Шкловский полемически противопоставляет Александру Потебне и его школе (прежде всего Дмитрий Овсянико-Куликовский), которая, согласно Шкловскому, рассматривала искусство и язык как способ познания («мышление образами»), законом которого является экономия творческих сил, интерпретация неизвестного через известное. Это не совсем верно, поскольку идеи Потебни скорее предшествуют идеям формализма, а не противостоят – его учение о «внутренней форме слова», разделение познавательной функции языка и коммуникативной и т.д.
Недостатки такой концепции Шкловский видит в том, что опыт искусства противоречит теории «познания неизвестного через известное», скажем сравнение Тютчева зарниц с глухонемыми демонами, или к Гоголевское сравнению неба с ризами господа. Также многие явления и даже виды искусства не пользуются образами, например, архитектура или музыка. Также если искусство считать мышлением образов, то в процессе познания образы должны меняться. В истории искусства мы скорее сталкиваемся не с новыми образами, а с набором традиционных образов, которые поэт располагает по-своему.
Согласно Шкловскому, потебнианцы изучали только прозаический или прагматический язык, не обращая внимания на поэтический, у которого другие функции и устройство. Прагматический язык основан на метонимии (человек в шляпе = шляпа), поэтический на метафоре (рассеянный человек = шляпа).
Закон поэтического языка не экономия, а максимальное затруднение. Поэтический язык «чужой», «варварский» (согласно «Поэтике» Аристотеля). Это усложнение необходимо для деавтоматизации языка. В процессе использования языка мы начинаем воспринимать мир через ярлыки, и, таким образом, мы перестаем видеть мир, утрачиваем ощущение жизни. («Так пропадает, в ничто вменяясь, жизнь. Автоматизация съедает вещи, платье, мебель, жену и страх войны».)
Для того, чтобы деавтоматизировать восприятие, художники используют различные приемы «остранения», рассмотрения предмета с необычной точки зрения. Шкловский приводит многочисленные примеры из Льва Толстого (как наиболее известные читателю): мир глазами лошади (Холстомер), война глазами Безухова (Война и мир) и т.д. Однако история этого приема очень длинная, остранением пользовались и Сократ, и Марк Аврелий (почитаемый Толстым), в фольклоре, особенно эротическом, в фигуре «благородного дикаря» у Вольтера или Монтескье и т.д.
Остранение
от слова «странный») Термин, введенный В.Б. Шкловским в 1914г. в книге «Воскрешение слова». О. означает устранение автоматизма восприятия художественного текста за счет неординарности модели определенным образом отраженной реальности в контексте доступных нормативных приемов произведения. Акцент делается на восприятии как одном из элементов сознания, на который можно воздействовать путем возбуждения или пробуждения (что важно для Шкловского) ощущений. Манипуляции ощущением возможны за счет непринужденного вовлечения субъекта в мир сопереживания художественной объектности, абстрагирования от конкретного текста в атмосферу этого же текста в качестве «ненормы», то есть читателя-нечитателя — чего-то привычного и в то же время неожиданного, странного, на едва уловимом уровне пред-ощущения. В контексте анализа понятия «остраненный» В.Б. Шкловский употреблял и термин «отстраненный», не делая существенного различия между ними, считая, что оба написания логичны постольку, поскольку искусство является монтажом жизни, а значит, возможна вариативность декораций, даже случайность, когда читатель поражается неожиданностью, странностью перемены, как бы сливаясь с действием разыгрываемых сцен, отстраняясь от привычного, затем происходит скачок в неожиданное, странное, и читатель теряет заданную линию осмысления; остается только ощущение внутренней связи происходящего — ему, читателю, следует ощутить эту алогичную на первый взгляд цепочку вариаций одной темы, составить впечатление и воспринять художественный текст неразрывно от этой вовлеченности во внутренний мир произведения. Странность (ср.: Оппозиции эстетические) — это удивление, которое лишает читателя праздности и побуждает к размышлениям. Это с одной стороны. С другой — странность неожиданной смены сцен во многих произведениях художественной литературы носит характер пародированного действия — предшествующая сцена является пародийным предотражением последующей. Это — подсказка к разгадке повествовательных символов русской прозы. Так начинается роман Л. Тостого «Анна Каренина», так начинается поэма Н. Гоголя «Мертвые души», так, на странности, на пародийности, построены все пьесы А. Чехова. В искусстве, по В. Шкловскому, присутствует факт изумления, «факт превосходства своей сущности над нашими знаниями». Мы видим мир реальный, он рождает наши познания, но факт изумления, удивления, О., выросший из познанного, позволяет осуществить перестановку признаков очевидного в иные, как бы ирреальные плоскости; на самом же деле — в ту самую глубинную реальность, которая существует на уровне подсознания. Отсюда — обостренное восприятие мира двумя сторонами: героем произведения и читателем, ощутившим ирреальное-реальное как странность. Иными словами: О. есть «задержанное внимательное рассматривание мира», поток сознания, проистекающий из-под сознания, не бессознательного, не подсознания, а из-под сознания, из-под моментальной восприимчивости героем и читателем, вжившимся в героя, картин, картинок, запахов, звуков, неясных моментов материальной прапамяти. О. у Шкловского — это и понятие, и термин, и теория одного из приемов анализа художественного текста одновременно. Шкловский не придерживался строгого академизма в употреблении своей новаторской формулы и выстраивал ряд синонимичных образований названной основы. В связи с этим трактовка основы всегда имела тот оттенок, который несло в себе новое образование-синоним, или тот, с которым основа была связана по смыслу, то есть то, что В.Шкловский считал в тексте странностью, например подробности, имевшие место в «Мертвых душах» или «Тарасе Бульбе» Гоголя. Вместе с тем, удивление, порожденное странностью, он не считал удивлением в обыденном понимании; напротив, удивление, которое должно произвести странное, воспринимается как обыкновенное, именно в этом заключается странность — в способе восприятия странности. Отсюда странность как таковая приобретает значение остранения, как отстранения: оттенки в написании зависят от результата воспринятого. Лит.: Шкловский В.Б. «Воскрешение слова». СПб, 1914; Его же, Тетива. О несходстве сходного. М., 1970; Его же, Энергия заблуждения. М., 1981; Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. О.Палехова