В литературе часто этот термин ошибочно переводят как «суд черепков» (дословный перевод термина — «черепковать» или «вычерепковать»).
Содержание
История возникновения
Как утверждает Аристотель, обычай введён автором демократических реформ Клисфеном после свержения тирании Писистратидов, то есть около 508 г. до н. э., как профилактическая мера против возможных новых тиранов; однако фактически он начал действовать несколько позже, после Марафонской битвы, когда народ, по словам Аристотеля, «почувствовал себя увереннее». Первым изгнанным (в 487 г. до н. э.), действительно, оказался тесть бывшего тирана Гиппарх, сын Харма; Аристотель утверждает, что именно его и имел в виду Клисфен, когда вводил закон об остракизме (по гипотезе современного исследователя, Клисфен хотел лишь обезвредить этого деятеля и получить его поддержку, шантажируя его угрозой изгнания — поэтому остракизм и не применялся на практике первые 20 лет [2] ). Очень быстро остракизм превратился в метод решения межпартийных споров (Аристотель считает первой жертвой собственно партийной борьбы Ксантиппа, отца Перикла, изгнанного в 484 или 483 г.). В этом смысле остракизм содействовал стабильности афинской демократии; его отрицательная роль заключалась в том, что он устранял от общественной и военной деятельности многих выдающихся лиц.
В разное время остракизму были подвергнуты Аристид Справедливый, Фемистокл, Кимон; черепки с их именами, как и с именем Перикла и других, менее видных, деятелей были найдены при археологических раскопках в Афинах. Иногда такие черепки содержат любопытные приписки, мотивирующие позицию голосующего: например на одном черепке рядом с именем Аристида приписано: «брат Датиса» (персидский полководец в Марафонской битве), с намёком на его якобы проперсидскую ориентацию. Широко известен анекдот о том, как Аристид по просьбе неграмотного крестьянина написал для него на черепке своё собственное имя.
Процедура остракизма
Остракизм в афинском полисе проводился следующим образом. В январе (в шестую пританию, по афинскому административному календарю) председатели Совета пятисот (пританы) должны были поставить на голосование в Народном Собрании вопрос о необходимости остракизма.
Если решение было положительным, в восьмую пританию (март-апрель) проводился сам остракизм. В назначенный день каждый гражданин в собрании писал на принесённом с собой черепке (остракон) имя человека, которого, по его мнению, следует изгнать; затем входил в особое огороженное пространство и клал черепок, держа его надписью вниз. Затем производился подсчёт, сначала общего количества черепков; если их было менее шести тысяч, голосование считалось несостоявшимся. В противном случае их раскладывали в соответствии с именами, и тот, против кого было подано наибольшее количество голосов, должен был в десятидневный срок (10 дней давались на улаживание личных дел) уйти в изгнание. Причем изгнание это продолжалось столько времени, сколько считалось нужным в видах угрожавшей опасности (обыкновенно — 10 лет).
Изгнанные не лишались прав гражданства и собственности. По окончании срока изгнания они вновь вступали в обладание своим имуществом, которое, за время их отсутствия, должно было оставаться неприкосновенным. Бывали случаи (например перед нашествием Ксеркса), когда изгнанному позволялось на время вернуться на родину. Для этого требовалось народное постановление, принятое по крайней мере 6000 голосов. [3]
Отказ от использования остракизма
Остракизм имел смысл, пока на авансцене политической жизни заправляли представители влиятельных аристократических родов; он утратил значение, когда после смерти Перикла приобрели вес незнатные политики, так называемые «демагоги», и без остракизма целиком зависевшие от милости народа. Он перестал производиться после 417 г. до н. э. по следующему поводу.
В Афинах боролись две мощные партии, имевшие разногласия по ряду принципиальных политических вопросов: сторонники Никия и сторонники Алкивиада. Остракизм 417 г. должен был разрешить этот спор в пользу кого-то из них. Но поскольку ни одна партия не была уверена в своей победе, то их сторонники сговорились и написали имя второразрядного демагога Гипербола, который неожиданно для всех и оказался изгнанным. Как свидетельствует Плутарх, такой исход сначала позабавил, но затем возмутил афинян, считавших, что Гипербол был недостоин такого наказания. В итоге дискредитировавший себя институт перестал применяться.
Комик Платон, комментируя этот случай с Гиперболом, написал:
Хоть поделом он принял наказание,
С его клеймом никак не совместить его Суд черепков не для таких был выдуман.
Известные остракизмы
Наиболее известные случаи остракизма афинских политиков:
1. В древней Греции: изгнание опасных для государства граждан, решавшееся путем тайного голосования 657 черепками, на которых писалось имя подлежащего изгнанию.
2.Книжн. Изгнание, гонение. Когда средь оргий жизни шумной Меня постигнул остракизм, Увидел я толпы безумной Презренный, робкий эгоизм. Пушкин, Ф. Н. Глинке. За остракизм, которому защитники так называемого чистого искусства хотели бы подвергнуть все, другие идеи и направления литературы, кроме эпикурейского, нет нужды платить остракизмом. Чернышевский, Очерки гоголевского периода русской литературы.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В широком смысле остракизм — гонение, неприятие, отвержение, презрение со стороны окружающего общества.
ОСТРАКИ’ЗМ, а, м. [греч. ostrakismos, от ostrakon — черепок]. Изгнание, ссылка (книжн. ритор.). Подвергнуть кого-что-н. остракизму. [В древней Греции так называлось изгнание из пределов государства опасных для демократии граждан, путем голосования черепками, а также само это голосование.]
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
остраки́зм
1. истор. в Древней Греции — изгнание опасных для государства граждан, решавшееся путём тайного голосования черепками, на которых писалось имя подлежащего изгнанию ◆ Но в особенности относится сюда знаменитый остракизм, введённый Клисфеном и просуществовавший около столетия. Ф. Ф. Зелинский, «История античной культуры», 1914 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. книжн. изгнание, гонение, нападки ◆ Нет нужды на односторонность отвечать другою односторонностью; за остракизм, которому защитники так называемого чистого искусства хотели бы подвергнуть все другие идеи и направления литературы, кроме эпикурейского, нет нужды платить остракизмом, обращённым против эпикурейской тенденции, хотя она скорее всякой другой тенденции заслуживала бы осуждения, как нечто праздное и пошловатое. Н. Г. Чернышевский, «Очерки гоголевского периода русской литературы», 1856 г. (цитата из НКРЯ) ◆ После этого изгнания русских из Баль-Мабиля постиг, как слышно, русских таковой же остракизм и в Прадо, и в Шаго-де-Флёр, и в некоторых театрах. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Наша общественная жизнь», 1863–1864 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Да советские вожди плевать хотели на моральный остракизм! Сергей Довлатов, «Марш одиноких», 1982 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Мы пережили арабский бойкот, всевозможные блокады и остракизм. Александр Бовин, «Пять лет среди евреев и мидовцев, или Израиль из окна российского посольства», 1999 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Я перевёл на английский некоторые высказывания Зюганова, и это вызвало на Западе полный остракизм: он излагает идеи, которые в Европе и США однозначно считают фашистскими. Александр Братерский, Георгий Ильичёв, «Слишком далеки они от Гевары… Отечественные коммунисты в портретах и комментариях (2002) // «Известия», 2002.04.21» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова доминанта(существительное):
Что такое Остракизм? А ведь некоторые уверены, что это очень необходимая сейчас процедура.
Остракизм — в древних Афинах так называли народное голосование, во время которого граждане на глиняных черепках писали имя гражданина, который угрожал демократии государства; если имя одного и того же человека написали 6 000 и более человек, его изгоняли на 10 лет. Однако следует подчеркнуть, что остракизм — это не наказание за какое-либо деяние, а превентивная мера во избежание, например, захвата власти. В литературе часто этот термин ошибочно переводят как «суд черепков» (дословный перевод термина — «черепковать» или «вычерепковать»).
В широком смысле остракизм — гонение, неприятие, отвержение, презрение со стороны окружающего общества.
История возникновения
Как утверждает Аристотель, обычай введён автором демократических реформ Клисфеном после свержения тирании Писистратидов, то есть около 508 г. до н. э., как профилактическая мера против возможных новых тиранов; однако фактически он начал действовать несколько позже, после Марафонской битвы, когда народ, по словам Аристотеля, «почувствовал себя увереннее». Первым изгнанным (в 487 г. до н. э.), действительно, оказался тесть бывшего тирана Гиппарх, сын Харма. Аристотель утверждает, что именно его и имел в виду Клисфен, когда вводил закон об остракизме (по гипотезе современного исследователя, Клисфен хотел лишь обезвредить этого деятеля и получить его поддержку, шантажируя его угрозой изгнания — поэтому остракизм и не применялся на практике первые 20 лет). Очень быстро остракизм превратился в метод решения межпартийных споров (Аристотель считает первой жертвой собственно партийной борьбы Ксантиппа, отца Перикла, изгнанного в 484 или 483 г.). В этом смысле остракизм содействовал стабильности афинской демократии; его отрицательная роль заключалась в том, что он устранял от общественной и военной деятельности многих выдающихся лиц.
В разное время остракизму были подвергнуты Аристид Справедливый, Фемистокл, Кимон; черепки с их именами, как и с именем Перикла и других менее видных деятелей, были найдены при археологических раскопках в Афинах. Иногда такие черепки содержат любопытные приписки, мотивирующие позицию голосующего: например, на одном черепке рядом с именем Аристида приписано: «брат Датиса» (персидский полководец в Марафонской битве), с намёком на его якобы проперсидскую ориентацию. Широко известен анекдот о том, как Аристид по просьбе неграмотного крестьянина написал для него на черепке своё собственное имя.
Процедура остракизма
Остракизм в афинском полисе проводился следующим образом. В январе (в шестую пританию, по афинскому административному календарю) председатели Совета пятисот (пританы) должны были поставить на голосование в Народном Собрании вопрос о необходимости остракизма.
Если решение было положительным, в восьмую пританию (март-апрель) проводился сам остракизм. В назначенный день каждый гражданин в собрании писал на принесённом с собой черепке (остракон) имя человека, которого, по его мнению, следует изгнать; затем входил в особое огороженное пространство и клал черепок, держа его надписью вниз. Затем производился подсчёт, сначала общего количества черепков; если их было менее шести тысяч, голосование считалось несостоявшимся. В противном случае их раскладывали в соответствии с именами, и тот, против кого было подано наибольшее количество голосов, должен был в десятидневный срок (10 дней давались на улаживание личных дел) уйти в изгнание. Причем изгнание это продолжалось столько времени, сколько считалось нужным в видах угрожавшей опасности (обыкновенно — 10 лет).
Изгнанные не лишались прав гражданства и собственности. По окончании срока изгнания они вновь вступали в обладание своим имуществом, которое, за время их отсутствия, должно было оставаться неприкосновенным. Бывали случаи (например, перед нашествием Ксеркса), когда изгнанному позволялось на время вернуться на родину. Для этого требовалось народное постановление, принятое по крайней мере 6000 голосов.
Отказ от использования
Остракизм имел смысл, пока на авансцене политической жизни заправляли представители влиятельных аристократических родов; он утратил значение, когда после смерти Перикла приобрели вес незнатные политики, так называемые «демагоги», и без остракизма целиком зависевшие от милости народа. Он перестал производиться после 417 г. до н. э. по следующему поводу.
В Афинах боролись две мощные партии, имевшие разногласия по ряду принципиальных политических вопросов: сторонники Никия и сторонники Алкивиада. Остракизм 417 г. должен был разрешить этот спор в пользу кого-то из них. Но поскольку ни одна партия не была уверена в своей победе, то их сторонники сговорились и написали имя второразрядного демагога Гипербола, который неожиданно для всех и оказался изгнанным. Как свидетельствует Плутарх, такой исход сначала позабавил, но затем возмутил афинян, считавших, что Гипербол не заслуживал такого наказания. В итоге дискредитировавший себя институт перестал применяться.
Комик Платон, комментируя этот случай с Гиперболом, написал: «Хоть поделом он принял наказание, с его клеймом никак не совместить его, суд черепков не для таких был выдуман.» Известно, что аналогичные обычаи были также в Аргосе, Мегаре, Сиракузах, Милете, Ефесе и некоторых других городах Пелопоннеса и Великой Греции. В частности, в Сиракузах такой обычай назывался «петализм» (от греч. πέταλον, «лист»), так как имя будущего изгнанника писали на листе оливкового дерева, а изгнание длилось 5 лет. Наиболее известные случаи остракизма афинских политиков:
Кстати, в Сиракузах изгнание называлось «петализм» (греч. petalismos, от petalon – «листок»), и имя виновника наносилось не на черепок, а на лист оливы. А срок ссылки был более щадящим – пять лет.
При чрезвычайных ситуациях или в случае опасности, грозящей государству, по особому решению Народного собрания ссыльного отзывали обратно. Например, в период греко-персидских войн, перед битвой при Саламине, сосланный отец Перикла вернулся в Афины. Остракизм напоминает советскую «политическую ссылку» 1930-х годов, которая была более жестокой.
Остракизм, можно сказать, являлись «антивыборами». В наше время безудержной толерантности, покрывающей злодеяния и преступления, было бы очень актуально.
Слышал звон, да не знает где он. Это про меня. Слышал несколько раз это слово, но совершенно не понял смысл в текущем контенте.
А ведь у этого определения интересная и очень давняя история. Вот что я только что узнал.
Остракизм в буквальном переводе — «черепкование», «суд черепков». Каждый гражданин Афин раз в год имел право прийти на центральную площадь, взять глиняный черепок (остракон) и на поверхности нацарапать имя человека, которого считал опасным для города. Черепки собирались должностными лицами. Тот, чье имя встречалось на них чаще других, изгонялся на 10 лет.
Главное отличие от вотума недоверия или современного импичмента состоит в том, что жертве остракизма вовсе не надо было провиниться. Наоборот, часто ссылались талантливые полководцы и успешные политики. Хватало подозрения, что способности и популярность могут быть использованы для захвата власти.
А вот как все началось.
Институт остракизма, видимо, древнее афинской демократии. Предположительно в 6 веке до нашей эры при правлении тирана Писистрата провели первое голосование, по результатам которого он был изгнан. Несмотря на грозный титул, Писистрат правил мудро и оставил добрую память. К сожалению для себя, однажды он решил жениться на девушке из могущественного рода Алкмеонидов.
Писистрат на колеснице. Современная гравюра.
Свадьба прошла как надо, но у Писистрата было двое сыновей от первого брака. Плодить конкурентов в борьбе за наследство тиран не хотел. Потому в отсутствие контрацептивов пользовал жену, как пишет Геродот, «неестественным образом». Узнав о страданиях девушки, Алкмеониды пролоббировали через народное собрание Афин первое известное применение остракизма. Впрочем, силу закона «суд черепков» тогда не приобрел, и этот случай долго оставался единичным.
Бомба замедленного действия
В конце 6 века до н. э. афинянам надоели тираны и олигархи. После смуты в городе устанавливается демократия, «отцом» которой стал Клисфен. Оставшись единственным могущественным человеком в Афинах, он провел реформы, среди которых и было введение остракизма в классическом виде. Повидавший тиранов, сам внук тирана, Клисфен решил сделать всё, чтобы эта форма правления не вернулась в родной полис. Так около 500 года до н. э. возникла абсурдная, на первый взгляд, идея «кто успешнее — того гоните». Почти 20 лет процедура не использовалась, но и не отменялась.
Тем временем на востоке зарождалась беда. Персидская империя подчинила греческие полисы на территории современной Турции. Восстание было безнадежным, хотя Афины отправили на помощь сородичам чуть ли не половину флота. Дарий, персидский царь царей, этого не забыл. Последовала война, закончившаяся битвой при Марафоне. Афинская фаланга обратила в бегство армию персов, и разгромленные захватчики отплыли домой. Самые умные из афинян понимали, что враг еще вернется.
Самым умным из умных афинян в тот период был, пожалуй, Фемистокл. Представитель провинциального рода не получил образования и выглядел деревенщиной среди городских интриганов, при этом был прекрасным дипломатом и крутым управленцем. Он понимал: в следующий раз греческая фаланга будет затоптана превосходящим войском Персии и спасти Афины может только флот. Впрочем, так думал один Фемистокл. Очарованные победой при Марафоне горожане не желали ничего менять в обороне полиса.
Оружием талантливого одиночки стал остракизм. Он напомнил о забытом правиле, и отныне каждый год афиняне решали, кто покинет город во имя демократии. Первая жертва очевидна — Гиппарх, «друг тиранов» и брат проводника персов при Марафоне. После Гиппарха черепки поочередно обрушивались на политических противников Фемистокла. Если человек был хорош, оратор Фемистокл доказывал, что тот хорош избыточно.
Статуя Фемистокла в городе Пирей и остракон с его именем.
За восемь лет после Марафона Фемистокл достиг единоличной власти и начал строительство флота. Дорогу к лидерству преграждал только Аристид Справедливый, афинский архонт (по нашему «князь»). История донесла момент голосования. Якобы неграмотный крестьянин не узнал Аристида и подал ему черепок, попросив написать имя «Аристид», потому что устал слышать отовсюду похвалы в его адрес. Архонт написал свое имя и покинул город.
Дальнейшее известно из кино. Персидское нашествие началось, 300 спартанцев доблестно пали в Фермопилах, но созданный Фемистоклом флот разбил персов в Саламинском сражении. Греки заманили врага в узкие проливы между островами Эгейского моря, чем компенсировали свое численное меньшинство и худшие мореходные качества трирем.
Заурядные до этого Афины стали владеть морями и представлять угрозу даже для Спарты. Однако для достижения цели Фемистоклу пришлось испортить отношения со всеми вокруг. Теперь, в отсутствие персидской угрозы, против полководца объединились аристократические семьи, чьих родственников он ссылал. Слава спасителя Греции была громкой. В конце 70-х годов 5 века до н.э. народу задали давно напрашивавшийся вопрос: «Не слишком ли славен и могущественен Фемистокл?»
На родину он больше не вернулся.
Фемистокл не стал последней жертвой остракизма. Через десять лет был выдворен лучший флотоводец Афин, герой греко-персидских войн и одновременно глава аристократической группировки Кимон. Ссылки боялся и изгнавший его великий Перикл — сын пострадавшего от остракизма политика, пришедший к власти с помощью остракизма. После смерти Перикла афинские лидеры измельчали, и достойные изгнания фигуры появлялись редко.
Конец остракизма как политического института комичен. К 415 году до н.э. в Афинах сформировались две противоборствующие партии Никия и Алкивиада — оба так и напрашивались на ссылку. В разгар трений демагог Гипербол поднял вопрос об остракизме в расчете, что один олигарх будет изгнан, а второй останется ему благодарен. План разгадали, соперники объединились, и по результатам остракизма Афины покинул сам Гипербол.
Афиняне возмутились: процедура, разработанная против выдающихся лидеров, обернулась против ничтожного человека, потеряв смысл. Комик Платон писал о Гиперболе: «Хоть поделом он принял наказанье, / С его клеймом никак не совместить его — / Суд черепков не для таких был выдуман».
Голосование за ссылку никогда больше не проводилось.
Остракизм — что это такое, суть в истории и современности.
Остракизм – это форма межличностного непринятия, сознательное игнорирование и исключение людей.
Что такое ОСТРАКИЗМ — определение, значение простыми словами.
Простыми словами, Остракизм – это отвержение человека путем исключения его из группы или социального окружения. По словам психолога и исследователя остракизма Киплинга Д. Уильямса, это скользкая и невидимая форма насилия.
Как группы, так и отдельные лица могут подвергать остракизму других и сами подвергаться остракизму. Хотя социальное отторжение является неизбежной частью человеческого существования, продолжительный или необоснованный остракизм может привести к одиночеству, депрессии и/или агрессии. Пример остракизма: ученик намеренно не приглашает конкретного человека на вечеринку, хотя он пригласил всех остальных в своем классе.
Социальный контекст остракизма.
Остракизм – это мощное и универсальное социальное явление, которое угрожает физическому и психологическому благополучию людей. Отдельные лица и группы подвергаются остракизму. Большинство людей сталкиваются с угрозами остракизма хотя бы один раз в своей жизни, а некоторые люди сталкиваются с ними ежедневно.
Существует множество других видов, кроме людей, использующих остракизм, обычно для усиления группы (путем устранения более слабых или несогласных членов).
Народы и племена в религиозных, исправительных, образовательных и других учреждениях, а также среди неформальных групп прибегают к остракизму. Остракизм является обычным явлением даже в близких отношениях и среди членов семьи.
Стадии остракизма.
По словам Уильямса, остракизм можно разделить на три стадии.
Человек, которого отвергли, чувствует настоящую физическую боль. Исследование Уильямса показало, что при этом совершенно не имеет значения, кто вас отвергает или даже то, насколько незначительным кажется это пренебрежение.
Люди начинают выяснять, как улучшить свой инклюзивный статус. Они пытаются сотрудничать с другими или даже подчиняться им. Если у них ничего получается, они стремятся одержать контроль над ситуацией.
Если человек слишком долго терпит остракизм, он психологически истощается, не может справиться с этим и сдаётся, впадает в депрессию, отчаяние, становится беспомощным. Даже воспоминания о давнем остракизме могут вызвать эти чувства.
Психологическая реакция на остракизм.
Люди – социальные существа, которые полагаются на связи с другими для удовлетворения фундаментальных социальных, психологических потребностей и потребностей выживания. Даже когда незнакомцы в контексте минимального взаимодействия очень ненадолго подвергают людей остракизму, они проявляют признаки стресса. Подвергаясь процедуре остракизма, люди немедленно чувствуют более низкую степень удовлетворения основных своих потребностей:
Остракизм уникален тем, что он немедленно понижает удовлетворенность четырьмя из четырех основных человеческих потребностей одновременно.
Также, столкнувшись с остракизмом, люди чувствуют более высокий уровень печали и гнева. Долгосрочный остракизм заставляет людей чувствовать себя никчемными. Они часто смиряются с одиночеством или отчаянно требуют внимания к себе, даже путем самоубийства или убийства.
История остракизма и его первоначальное значение.
Впервые суд остракизма как политический процесс стал известен в V века до н.э. в Афинах, где граждане проголосовали за изгнание людей, написав их имена на остраконах (остраках) – черепках глиняной посуды. Люди, считавшиеся слишком могущественными или опасными для города, были высланы на 10 лет всенародным голосованием. Некоторые из величайших имен в истории Греции стали жертвами процедуры остракизма. Тем не менее процедура остракизма была лучшим примером силы простых людей, демоса, в борьбе со злоупотреблениями властью в афинской демократии. Аристотель утверждает, что фактическое учреждение остракизма как процесса было сделано в 508 г. до н.э. при Клисфене, чтобы предотвратить тиранию со стороны одного человека.
Как происходила процедура остракизма.
Решение о том, подвергать ли людей суду остракизма, принималось один раз в год. Голосование проводилось анонимно. Тот, кто набирал наибольшее количество голосов, подвергался процедуре остракизма. Решение не подлежало обжалованию. Человеку давали 10 дней на то, чтобы организовать свои дела, а затем он должен был покинуть город и никогда не возвращаться в регион Аттики в течение 10 лет. Интересно, что лицо, которое подвергалось остракизму, не теряло гражданство, а его личное имущество не конфисковалось. Итак, в первоначальном значении термин остракизм означал ссылку, изгнание.
Изгнание не было постоянным, поскольку некоторые люди действительно возвращались после отбытия наказания и продолжали вести общественную жизнь. Это, возможно, указывает на то, что голоса очень часто подавались против политики отдельного человека, а не против него лично, и что голосование против человека поддерживало его соперника и его политику. Однако были случаи, когда без каких-либо официальных обвинений собрание склонялось к популизму и голосовало против отдельных лиц без уважительной причины. Плутарх в своей биографии Аристида рассказывает о намерении одного члена собрания проголосовать против Аристида просто потому, что ему надоело слышать, что политик постоянно упоминается как «справедливый».
Некоторые из самых выдающихся имен в истории Греции стали жертвами суда процесса остракизма, как показано на 12000 остраках, которые сохранились с древних времен. Известный государственный деятель Фемистокл был сослан в 471 г. до н.э. по обвинению во коррупции. Кимон, великий полководец, подозревался в слишком дружеских отношениях со Спартой в 461 году до н. э.
Последним зарегистрированным человеком, подвергшимся остракизму, был демагог Гиперболос около 417 г. до н. э. Он надеялся использовать этот процесс для изгнания одного из двух своих великих соперников, Алкивиада или Никия, но, объединив усилия, им удалось вывести Гиперболоса из города. После этого случаев остракизма больше не было, хотя процесс оставался юридически возможным до IV века до н. э.
Более поздние источники предполагают, что остракизм также проводился в Аргосе, Мегаре, Милете и Сиракузах, но археологических свидетельств этому мало. Историк 1-го века до н.э. Диодор Сицилийский описывает тип остракизма в Сиракузах, где оливковые листья использовались вместо черепков глиняной посуды в процессе, аналогичном остракизму, известному как petalismos.
Кто чаще всего подвергается остракизму?
Это чаще всего неэффективные члены группы, которые замедляют или подрывают работу команды и в результате стают обременительными.
Они более склонны нарушать групповые нормы и угрожать гармонии и сплоченности группы. В результате это делает их менее заслуживающими доверия.
Они могут стать обузой для группы, необязательно из-за их работоспособности, а потому, что они могут требовать большего внимания и, таким образом, создавать нагрузку для группового взаимодействия. Даже если производительность группы из-за них не страдает, опыт взаимодействия с невротическим членом группы может быть достаточно неприятным и привести к остракизму.
Такие люди действуют артистично, любопытно, творчески, проницательно и оригинально, имеют широкий круг интересов. Их воспринимают как привлекательных и интересных партнеров по взаимодействию и полезных для работы в группе, по крайней мере, если группа стремится к творческим решениям. С другой стороны, открытость также связана с преследованием необычных идей или демонстрацией нестандартного поведения, что может быть воспринято как отклонение от групповых норм. Таким образом, открытость опыту может также представлять угрозу для групповой гармонии и стабильности. Более того, люди с высоким уровнем открытости часто тянутся к новым ситуациям и социальным контекстам. Это может подвергать людей с высокой открытостью остракизму с более высокой вероятностью по сравнению с людьми, которые следуют знакомым образцам.
Это люди, которые действуют активным, напористым, энергичным, восторженным, общительным и разговорчивым образом. Как и люди с высокой степенью открытости, экстраверты могут с большей вероятностью столкнуться с социальными ситуациями и инициировать социальные взаимодействия с новыми партнерами. Это означает, что базовая частота ситуаций, вызывающих риск подвергнуться остракизму, для этих людей выше, чем для лиц, придерживающихся своего близкого социального круга.
Можно ли искоренить остракизм?
Психологи скептически относится к искоренению остракизма. Некоторые люди добиваются юридической защиты от остракизма, который является одной из форм дискриминации на рабочем месте, но трудно зафиксировать и довести то, чего не происходит. Если сотрудника не приглашают на обед, то это легко отрицать. «Преступник» даже может обвинить человека, подвергшегося остракизму, в паранойе. Некоторые люди говорят:
Я бы предпочел, чтобы надо мной издевались. Тогда, по крайней мере, я смог бы показать свои синяки полиции.
Итоги.
Остракизм во всех его многочисленных формах пронизывает почти все аспекты жизни человека. Одна из форм краткосрочного остракизма, тайм-аут, обычно используется в школах и дома. Исследования показывают, что в среднем люди сталкиваются с одним актом остракизма в день. Исследования природы межличностных и внутриличностных издержек этого повсеместного явления продолжаются.