что такое остаток птк
Эксперт компании «Передовые Платёжные Решения» рассказал, как оптимизировать расходы на автопарк в 2021 году 09:57, 17 мая 2021 Версия для печати
Владельцы транспортных компаний замечают: грузоперевозки стали обходиться дороже, а большая часть прибыли уходит на техобслуживание, заправки и оплату проезда по платным трассам.
Кроме того, до сих пор актуальна проблема обмана со стороны водителей на заправках, если выдавать на оплату топлива и других расходов наличные.
Большинство компаний уже отказались от выдачи наличных денег в пользу топливных карт — с их помощью удобно экономить и контролировать расходы водителей.
Но к 2021 году топливные карты изменились и превратились в корпоративных помощников: ими можно оплачивать не только топливо, но еще и шиномонтаж, автомойку, и многие другие услуги, а расходы контролировать через приложение. Вместе с экспертом компании «Передовые Платёжные Решения» ответим на частые вопросы владельцев автопарков о работе с топливными картами.
Эксперт: Павел Бельтюков
Должность: Директор Департамента по работе с крупным бизнесом
Преимущества топливных карт для бизнеса
Почему владельцам автопарка выгодно, чтобы водители заправлялись по топливным картам?
— Топливная карта — это аналог банковской карты, но снять с неё деньги нельзя. Карты используются только для оплаты бензина, шиномонтажа и других трат в рейсе. Но в отличие от наличных, водителю можно не брать чеки на АЗС: все операции по топливной карте владелец автопарка сразу видит в личном кабинете.
А ещё у нас есть чат-бот для руководителей, который работает в WhatsApp, Viber и Telegram. С его помощью можно быстро узнать остаток денег на счете, рассчитать страховку на автопарк, узнать, как получить акт сверки или оставить заявку на подключение нужного сервиса.
Например, вместимость бака у грузовика — 200 литров. Водитель отправляется в длительный рейс и получает большой лимит по топливной карте. Если руководителю придет чек с АЗС не на 200 литров, а на 250, он сразу сможет разобраться, в чём причина и зачем водителю понадобились лишние 50 литров.
Руководитель может отследить, где заправлялась машина, каким топливом, и даже сравнить цену
На каждой карте владелец автопарка может установить лимит трат на топливо. Это позволяет контролировать расходы на бензин и избежать трат, которые не предусмотрены в рейсе.
Лимит трат на заправку и виды топлива устанавливаются в личном кабинете
Где могут заправляться водители?
— ППР сотрудничает с разными АЗС: это ЛУКОЙЛ, Газпромнефть, Роснефть, Башнефть, ТНК, ПТК, Трасса и множество локальных заправок. Всего их у нас более 13 000. Водителю не придётся запоминать, где можно заправляться и как доехать до нужной заправки. Если он установит приложение «Мой ППР», нужную АЗС можно будет найти на карте и проложить до неё оптимальный маршрут.
Большой выбор АЗС очень важен, т.к. в автопарке много машин и нужно экономить на топливе без потери качества. Мы сотрудничаем с АЗС разных ценовых категорий, поэтому если у водителя есть возможность заправиться дешевле и ближе, он сможет сделать это с помощью приложения. И не придется часами искать заправки с подходящим бензином и тратить на поиски литры топлива.
Можно ли оплачивать этими картами что-то ещё, кроме топлива?
— По топливным картам ППР можно обслуживаться на 300 СТО по всей России. Руководителю нужно подключить услугу шиномонтажа в личном кабинете, выставить лимит трат — и можно отслеживать, где водитель менял покрышки и сколько на это потратил.
Для автопарка возможность в нужный момент заехать на СТО не менее важна, чем возможность вовремя заправиться. В дороге может произойти что угодно, например, водитель может пробить колесо, срочно помыть машину или припарковаться в незнакомом районе. Несомненно, эти расходы случаются реже и требуют меньше затрат, чем на топливо.
Но если директор автопарка выдаёт наличные, эти траты приходится учитывать, требовать у водителя чеки и проверять, были ли деньги потрачены по назначению. При оплате наличными и у бухгалтерии прибавляется работы: нужно подготовить авансовый отчет и учесть его в отчетности.
Как можно сэкономить с помощью топливных карт?
— Более 3 000 АЗС и 800 АГЗС по всей России предоставляют держателям карт ППР скидку — она зависит от тарифа, потребностей клиента и объемов топлива, который требуется машинам в автопарке. Если у компании большой автопарк и высокие расходы на топливо, можно обсудить с менеджером ППР персональную скидку.
Также мы помогаем компаниям вернуть 20% НДС за топливо. Для этого бухгалтеру нужно подать заявление в ФНС на возврат этой суммы.
Мы подсчитали, что благодаря скидкам, возврату НДС и строгому контролю за расходами водителей бизнес может сэкономить до 30% в месяц.
Какими сервисами могут пользоваться водители?
— Я слышал много положительных откликов о топливных картах не только от владельцев бизнеса, но и от самих водителей. Многие говорят, что им не так спокойно ездить с наличными деньгами: всегда есть риск, что могут ограбить. С карты снять деньги невозможно, поэтому она не настолько интересна и её редко пытаются украсть. Кроме того, вместе с топливной картой водители получают много полезных сервисов, которые помогают в дороге.
Приложение с локатором. Если водитель устанавливает приложение «Мой ППР», он может за пару минут:
В разделе «Поиск АЗС» можно выставить фильтры по топливу, а также найти автомойку или шиномонтаж
PPR Pay. Это способ оплатить топливо без карты, через приложение. Удобно, если водитель забыл ПИН-код от карты или оставил её дома. Для оплаты водитель открывает штрихкод на экране смартфона, а кассир на АЗС считывает его. Транзакцию сразу видно в личном кабинете.
Летом мы запустим оплату топлива прямо через мобильное приложение, чтобы водителям на заправке не приходилось лишний раз выходить из машины.
Чтобы получить штрихкод, достаточно нажать одну кнопку в приложении
Чат-бот. Его подключают в WhatsApp, Viber или в Telegram, и водители могут задавать боту вопросы в сообщениях. Чат-бот работает круглосуточно и поможет водителю самостоятельно решать мелкие проблемы. Это удобно, если у водителя нет приложения.
Например, бот поможет найти ближайшую заправку, сообщит лимит по карте и расскажет, что делать, если карту не принимают на АЗС. Если проблема сложная, бот подключит к чату консультанта из круглосуточной службы поддержки.
Техподдержка. Бывает, водитель не может расплатиться за топливо: ПИН-код забыл, а приложение с PPR Pay не установил. Обычно в этом случае лучше позвонить руководителю, чтобы он подсказал ПИН-код или выпустил электронный талон.
Но часто проблемы начинаются вечером или ночью, и если водитель находится в другом часовом поясе, то звонить руководителю может быть неудобно. Тогда можно позвонить на горячую линию ППР — операторы работают круглосуточно. Они подскажут, как быть, если водитель забыл ПИН-код и решат другие проблемы с картами.
Как оформить топливную карту?
— Мы оформляем топливные карты для автопарка за один день. Клиент созванивается с менеджером, мы помогаем выбрать подходящий тариф, заключаем договор и заводим личный кабинет. Клиенту остается пополнить счет минимально на 2000 рублей. Топливные карты мы выпускаем в тот же день и привозим в офис клиента курьером. Сроки доставки зависят от региона.
Владельцу бизнеса присылаем подробную инструкцию, как пользоваться картами и сервисами, чтобы он мог обо всём рассказать сотрудникам.
Рекомендуем сразу показать водителям, как скачать приложение «Мой ППР», войти в личный кабинет и пользоваться PPR Pay, чтобы им не пришлось разбираться с этим в дороге.
Первые 4 месяца работы с нами руководителей автопарков поддерживает персональный менеджер: присылает инструкции, отвечает на вопросы, помогает обучить персонал и подключить нужные сервисы. И после этого мы всегда на связи, если нужна помощь.
Когда владельцы автопарков разбираются со всеми функциями в личном кабинете и приложении, они замечают, что тратят меньше времени на документооборот и общение с менеджерами, — это дополнительный бонус к экономии расходов компании.
Оставить заявку на выпуск карт можно на этой странице.
Анатомия одного ПТК
Введение
Мы все ежедневно используем электричество, горячую воду и отопление. Но задумываемся о том, как и откуда все эти блага попадают к нам в дом или офис, мы значительно реже. А между тем, тут есть, на что посмотреть и о чем рассказать: ведь электростанции – это одни из самых крупных и сложных механизмов, управление которыми — весьма нетривиальная задача.
Теплоэлектростанции бывают разных типов: ТЭЦ, ГРЭС, ГТЭС и еще много других, но суть их работы от этого не меняется: на входе – полезные ископаемые, на выходе – тепло и электричество.
Вот так выглядит небольшой запас угля для угольной электростанции. Бульдозер время от времени перемешивает его, чтобы он не сильно горел и дымил.
Стоит отметить, что не существует двух абсолютно одинаковых электростанций, даже, если они одного типа и сделаны по одному и тому же проекту. Как следствие — система управления любой электростанции уникальна и выполнена в единственном экземпляре.
Одна из двух десятков московских электростанций — ТЭЦ 21. Видны градирни, от которых валит пар.
Если сильно упрощать, то подавляющее большинство устройств для добычи тепла и электричества состоит из:
Топка, котел, турбина и генератор образуют единый блок, который так и называется — энергоблок. Как правило, на одной электростанции несколько энергоблоков, не обязательно одной мощности.
Одна из частей энергоблока — турбина. Топка вместе с котлом, от которого идут паропроводы, расположены в другом зале.
В задачу автоматизированной системы управления (АСУ) входит как управление одним станционным энергоблоком (блочная АСУ), так и их совокупностью (станционная АСУ).
Зал управления энергоблоком №6 Рязанской ГРЭС. Мощность энергоблока 800 МВт, система управления — ПТК Квинт.
Так как же ПТК превращается в АСУ ТП? Как уже было отмечено, не существует двух одинаковых энергоблоков и, тем более, электростанций. Поэтому, чтобы с помощью универсального ПТК можно было что-либо автоматизировать, необходимо вначале определить его аппаратную конфигурацию и затем написать технологические программы управления объектом автоматизации. Сбором информации от датчиков, ее обработкой и выдачей управляющих воздействий на исполнительные механизмы занимаются программируемые логические контроллеры (ПЛК). Вместе с тем, на контроллерах лежит ответственность по защите оборудования и персонала в случае нештатных ситуаций, взаимодействие с операторами, предоставление всех оперативных данных для последующего архивирования и много чего еще. Этой работой контроллер занимается круглосуточно на протяжении многих лет. Таким образом, хотя контроллер – это лишь один из многих компонентов ПТК, для первого обзора он подойдет как нельзя лучше.
Разбираем ПЛК
Как хороший театр начинается с вешалки, так и хороший контроллер начинается с аппаратного шкафа.
Лабораторный аппаратный шкаф со снятой дверцей. Предназначен для тестирования ПО и оборудования — отсюда и небольшой рабочий беспорядок.
На верхнем этаже размещаются схемы дублированного питания — преобразователи
220 / =24 В. Они выделяют значительную часть тепла и поэтому располагаются как можно ближе к вентиляционному люку шкафа. Ниже располагаются стабилизаторы напряжений и предохранители. Следующий ряд — два процессорных модуля контроллера, включенного по схеме аппаратного дублирования. Один из процессорных модулей находится в активном, а другой в пассивном состоянии. Активный модуль управляет технологическим процессом, а пассивный постоянно следит за действиями активного и контролирует его исправность, всегда готовый принять управление на себя за пару миллисекунд. Между модулями расположен простейший аппаратный блок селекции (зеленый блок посредине), он служит арбитром между ними. Основываясь на состоянии выходов этого блока, модули принимают решение о том, взять ли управление на себя или отдать соседу, причем время принятия такого решения не превышает 1 мс. Еще ниже, расположена дублированная станция УСО. Она представляет собой два аппаратных модуля (на фотографии – это два крайних модуля слева), каждый из которых работает со своим модулем контроллера. Т.к. управляющие воздействия на объект оказывает только активный контроллерный модуль, то и задания для УСО спускает только тот модуль дублированной станции, который связан с активным контроллером. В состав изображенной станции УСО вошли 15 различных модулей УСО, необходимых для проведения испытаний. На стенках шкафа располагается по два ряда вертикальных кабель-каналов, между которыми могут доустанавливаться навесные элементы – клеммные соединения, дискретные переключатели и т.п.
Внешний вид процессорного модуля контроллера со снятой декоративной накладкой.
Контроллер можно настраивать с помощью кнопок и небольшого OLED экрана на 64 знакоместа (4 строки). В реальных условиях этими элементами приходится пользоваться один раз – при первичной конфигурации модуля, например, чтобы задать ему статический IP адрес и тип исполнения (одиночный/дублированный). Как только модуль станет доступен по сети, остальные настройки можно выполнить дистанционно с помощью соответствующего САПРа (разумеется, при наличии необходимых прав). Совсем по-другому обстоят дела на испытательном полигоне – эта часть контроллера наиболее востребована, т.к. чуть ли не ежедневно приходится менять его конфигурацию или блокировать систему безопасного доступа для новых испытаний. Слева на корпусе расположены гнезда разъемов для подключения аппаратного синхроимпульса (обычно он не используется, т.к. время достаточно точно синхронизируется от NTP-сервера), дублированного питания 24 В и сигналов блока селекции. Справа расположены три сетевых порта Ethernet на 100 Мбит/с. Два из них – для подключения дублированной блочной сети, один – для кабеля обмена данными между двумя процессорными модулями дублированного контроллера (соединение точка-точка).
Процессорный модуль, вид снизу.
Внизу расположены три порта для подключения до 3-х различных шин УСО. Физически это порты RS-485, соответственно длина каждой шины определяется ее рабочей частотой и может находиться в пределах от 5 до 1400 м. Каждая шина может обмениваться с УСО либо по внутрифирменному протоколу R-400, либо по протоколу Profibus-DP. В соответствии с этим на шину вешаются либо фирменные станции УСО, либо станции УСО Profibus. В случае, если шина работает по протоколу Profibus-DP, к ней напрямую могут подключаться цифровые устройства локального управления, наподобие интеллектуальных задвижек, двигателей и прочей арматуры.
Приступим к разборке. Вначале нужно освободиться от корпуса. Для этого достаточно снять заднюю крышку; она крепится при помощи шести пластиковых защелок, так что сделать это сравнительно просто.
Процессорный модуль со снятой задней крышкой. Сразу выделяется плата стабилизации с неслабыми конденсаторами по 2200 мкФ.
Теперь можно освободиться от передней крышки. Так как декоративная наклейка на лицевой стороне корпуса отсутствовала изначально, доступ ко всем нужным креплениям свободен, остается отвинтить 8 винтов.
Под передней крышкой расположена плата МБК, к которой припаян OLED дисплей со своим контроллером и фирменной прошивкой, с поддержкой русского шрифта.
Виден весь стек плат, объединенных по шине PC/104+.
Компоновка контроллерного модуля выполнена по стандарту PC/104+. De facto, в отрасли промышленной автоматизации такая компоновка стала стандартной. Соответственно все базовые платы модуля работают в данном стеке, что позволяет сравнительно просто наращивать компоновку контроллера. Все платы крепятся между собой на латунных стойках. Стойки для крепления к передней крышке – пластиковые. Между платами сравнительно немного дополнительных коммуникаций – это провода питания и шлейфы портов. Пойдем дальше и разъединим платы, освободив их от шлейфов.
Все платы одним планом.
Экземпляр, выбранный для обзора, имеет минимальную конфигурацию и укомплектован одним адаптером для фирменной шины УСО, поэтому в стеке не особенно много плат (слева направо, сверху вниз):
Внутренний стабилизатор питания модуля контроллера STB-4100.
STB-4100. Вид со стороны разъемов питания платы процессора и платы MBK-4100
Это простая плата, но она выполняет очень важные функции. Во-первых, стабилизирует и фильтрует выходное напряжение 5 В для процессора, и раздает входные ± 24 В плате MBK-4100. Во-вторых, может обеспечить краткосрочную работу всего модуля при пропадании внешнего питания. Это позволит модулю контроллера проработать достаточное время, чтобы он успел сохранить все оперативные данные в энергонезависимую память и смог достойно завершить работу, с высокой вероятностью восстановления своего состояния после устранения поломки.
Адаптер фирменной полевой шины MIS-4100. Вид со стороны процессора поддержки PC/104+
MIS-4100. Вид со стороны процессора поддержки фирменной полевой шины R400
Следом за стабилизатором в стеке располагается адаптер фирменной полевой шины УСО MIS-4100. На двусторонней плате с каждой стороны располагается по микропроцессору. Процессор Altera Cyclone отвечает за поддержку шины PC/104+, а Atmel запрограммирован как мастер на фирменной шине УСО – R400. Сама шина – это по сути I²C, разогнанная до частоты 10 Мбит/с и реализованная на «физике» RS-485. Шина дублируется путем простого удвоения линий связи. Это хорошо проверенное и зарекомендовавшее себя аппаратное решение, работающее на объектах не один год. Через эту шину контроллерный модуль связывается с фирменными станциями УСО, к которым, в свою очередь, подключены модули УСО. Обмен между станциями и УСО ведется по протоколу Modbus. Такая двухуровневая компоновка позволяет располагать модули УСО в непосредственной близости от объекта в отдельных аппаратных шкафах. При этом расстояние между контроллером и отдельными станциями УСО может превышать километр.
Процессорный модуль Cool SpaceRunner-LX800
Процессор, по нынешним временам, обладает более чем скромными характеристиками:
CPU
Из всех интерфейсов, расположенных на плате процессора, используется только Ethernet адаптер. Через него осуществляется связь между модулями дублированного контроллера. Эта связь служит для быстрой синхронизации накапливаемых данных. При этом данные в пассивном модуле отстают по времени от данных в активном не более чем на несколько миллисекунд. Это позволяет осуществлять автоматическое безударное (в технологическом смысле) переключение активности в случае возникновения неполадок в одном из модулей.
Плата дублированного сетевого Ethernet адаптера Advantech
Для общения со станциями верхнего уровня каждый модуль контроллера снабжается дублированным Ethernet адаптером. Сделано это по тем же соображениям, по которым дублируется шина УСО: все шины данных, что уходят далеко в «поле», обязаны быть продублированными, т.к. вероятность повреждения линии связи прямо пропорциональна ее протяженности. Если контроллер дублированный, то к каждому его модулю будут подключены по паре сетевых «шнурков». Таким образом, дублированный контроллер работает с сетью по четырем независимым линиям связи. Каждый сетевой адаптер, размещенный на плате, поддерживает гигабитный Ethernet. Однако, на практике такая пропускная способность избыточна, т.к. центральный процессор контроллера имеет сравнительно низкую производительность.
Модуль базовый коммутационный – MBK-4100
У этого модуля много разных задач:
Один из типов фирменных модулей УСО – АЦП-4122.
Строго говоря, модули УСО уже не относятся к контроллеру, а являются его периферией. Но, тем не менее, интересно взглянуть и на один из таких модулей. В данном случае это модуль аналого-цифрового преобразователя с настраиваемыми потенциальными входами с индивидуальной гальванической развязкой. Используется для снятия показаний термопар ТХА и ТХK. Конкретный тип термопары, которая будет подключена к одному из восьми каналов модуля, указывается при составлении технологической программы контроллера и спускается контроллером модулю УСО в виде настроек.
Вместо заключения
Контроллеры и УСО — это всего лишь одна из частей ПТК, но именно с них начинается разработка нового проекта для автоматизации электростанции. По началу, определяется объем и типы сигналов, которые нужно получать от датчиков объекта и формировать для исполнительных механизмов. После этого уже можно рассчитать количество необходимых контроллеров и состав УСО в каждом из них. Когда все станет известно, создается полигон, на котором можно реализовать требуемую аппаратную конфигурацию.
Аппаратные стойки на полигоне, предназначены для монтирования и испытаний спроектированной аппаратной конфигурации будущего АСУ ТП.
Эти модули УСО еще только предстоит собрать в станции и разместить их на стойках.
Будущая серверная АСУ ТП.
Монтаж кросс-панели для одного из шкафов с сетевым оборудованием.
Операторские станции. Они так же будут развернуты на полигоне. Этого требуют круглосуточные тесты бесперебойной работы будущего комплекса управления.
После того, как станет известна аппаратная конфигурация ПТК, можно приступать к написанию технологических программ для контроллеров. Для этого с помощью САПРа описывается тип и аппаратный состав контроллера.
В САПРе для программирования ПЛК, описывается аппаратный состав УСО.
Теперь, имея виртуальный образ всей аппаратуры, можно писать технологические программы для управления техпроцессом. В качестве языков для таких программ используются диалекты языков программирования из стандарта IEC 61131-3.
Два программных модуля на языках FBD (слева) и ST (справа). Вид из САПРа ПТК Квинт.
Помимо программирования логики работы контроллеров, так же необходимо запрограммировать операторский интерфейс. Это не менее сложная и ответственная задача, чем программирование контроллеров. Графический интерфейс должен быть легко понятен оператору с первого взгляда, к нему предъявляются жесткие требования эргономичности, т.к. с этим интерфейсом операторам предстоит работать сменами по 12 часов на протяжении длительного времени.
Когда технологические программы и операторские интерфейсы готовы, их разворачивают на полигоне на реальном оборудовании, где они и проходят предварительные испытания. Когда основные ошибки будут устранены, настроенная и запрограммированная аппаратура разбирается, упаковывается и отправляется на объект, где будет работать на протяжении многих лет без перерывов и остановок.
Статья пылилась в черновиках более 6 лет. С тех пор утекло много воды и сгорело много угля. Многое поменялось, что-то исчезло (например, ПТК «Квинт»), но суть самого процесса осталась прежней.