что такое остаточный срок годности товара
Что такое остаточный срок годности товара по 44-ФЗ и как его прописать
Остаточный срок годности или срок службы устанавливают при закупке по 44-ФЗ отдельных категорий товаров, имеющих определённый срок использования. Это период, в течение которого товар сохраняет свои изначальные потребительские свойства.
К таким товарам относятся:
Заказчику следует понимать, когда именно указывать остаточный срок, а поставщику, в свою очередь, поставлять товары, соответствующие данным требованиям.
Не применяется остаточный срок годности при закупках оборудования. Для товаров такой категории применяют термины «гарантийный срок», «предоставление гарантии поставщика» и т.д.
Как правильно указывать остаточный срок годности товара
Остаточный срок годности следует указывать одним из двух способов:
Срок годности подразумевает либо дату, по достижении которой продукт будет нельзя употреблять либо период времени, на протяжении которого товар можно использовать.
Важно! Указывать остаточный срок годности как процент от общего срока годности — не правильно (Письмо Минэкономразвития от 04.09.2015). Так поставщики могут оказаться в неравных условиях, поскольку остаточный срок годности товаров с более длительным сроком годности также окажется длиннее.
Мнения о недопустимости исчисления остаточного срока годности в процентах придерживаются и в ФАС. В ведовстве указывают, что выражение остаточного срока годности в процентах влечет:
Максимальный остаточный срок годности не может превышать 12 месяцев. Именно на этот срок заказчику выдаются денежные средства. Более длительный срок годности привлечет внимание надзорных органов.
Как определить период, в течение которого можно использовать объект закупки
Заказчик должен правильно определить период, в течение которого объект госзакупки можно использовать. Нужно заложить время, которое уйдёт на закупку, время на поставку товара, объём товара и время планируемого использования. Весь этот период товар должен быть пригоден для использования, либо его нужно успеть израсходовать до окончания срока годности. Вот типичные примеры.
1. Продукты питания
Если вы планируете закупить скоропортящиеся продукты питания по 44-ФЗ, важно правильно указать остаточный срок годности на момент поставки. Например, он может соответствовать семи суткам или другому подходящему для конкретного продукта периоду.
Истечение срока годности пищевых продуктов разъясняется в п.1 ст.16 Закона № 29-ФЗ:
Производители продуктов питания для продуктов разрабатывают техническую документацию, которая находится под контролем СанПина. Чтобы увеличить срок годности, следует подготовить обоснование и предоставить его в СЭС.
2. Лекарственные препараты
Срок годности на аналогичные препараты у разных производителей может отличаться. Информацию о сроке можно найти в инструкции, разработанной в процессе обязательной регистрации лекарственного препарата.
Если продукт обладает длительным сроком годности
Остаточный срок годности в заявке и документации к продуктам с длительным сроком годности можно указать следующим образом: «Остаточный срок годности товара должен составлять не менее 3 месяцев на момент поставки», что подразумевает, что заказчик сможет использовать товар на протяжении трёх месяцев с момента поставки, даже если срок договора истекает раньше.
Всё самое важное и актуальное, что изменилось и должно измениться в регламентированных закупках в 2021-2022 годах, включая новые электронные процедуры по закону № 44-ФЗ, новые требования к участникам и действиям заказчиков, электронному «актированию» и другим процедурам вы можете узнать на семинаре: «Изменения в регулировании закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2021-22 годах».
Что такое остаточный срок годности товара
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 24 мая 2017 г. № ИА/34601/17 “О разъяснении вопросов установления государственными и муниципальными заказчиками в документации о закупках остаточного срока годности (службы) медицинских изделий”
В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона № 44-ФЗ требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара устанавливаются заказчиком при необходимости.
Согласно части 8 статьи 38 Закона об охране здоровья граждан, в целях государственной регистрации медицинских изделий в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, проводятся оценка соответствия в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний и экспертиза качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, а также испытания в целях утверждения типа средств измерений (в отношении медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).
В процессе регистрации медицинского изделия доказываются его качество, эффективность и безопасность. Следовательно, факт государственной регистрации медицинского изделия означает его соответствие требованиям качества, эффективности и безопасности в период срока его годности.
Таким образом, хозяйствующие субъекты, предлагающие к поставке медицинские изделия одного товарного рынка (либо одно медицинское изделие), но имеющие различные сроки годности или различные остаточные сроки годности, в случае установления заказчиками требований к срокам годности, выраженных в процентах, поставлены в неравные условия.
Таким образом, требования заказчиков об остаточном сроке годности медицинского изделия, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей медицинских изделий, ограничение конкуренции и сокращение количества участников закупок. Кроме того, указание заказчиком обоснованного срока годности, определенного конкретным периодом (в днях, месяцах, годах), в течение которого медицинские изделия должны сохранять свою пригодность, либо конкретной датой, до которой медицинские изделия должны сохранять свою пригодность для использования по назначению, не является обременением для заказчика, а значительно снижает риски ограничения количества участников закупки, и как следствие, конкуренции.
Дополнительно ФАС России сообщает следующее. В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Таким образом, по мнению ФАС России, при отсутствии условий устранения, ограничения конкуренции, сокращения количества участников закупки, предлагающих к поставке медицинские изделия с остаточным сроком годности, соответствующим периоду, на который закупается медицинское изделие, заказчик вправе установить требование к остаточному сроку годности медицинского изделия, превышающего период, на который закупается медицинское изделие (например, для формирования резерва по окончанию календарного года и иные причины объективного характера).
Так, например, если заказчик осуществляет закупку в декабре текущего года на следующий календарный год (то есть предполагает использование медицинских изделий по 31 декабря следующего года), то требование к сроку годности медицинского изделия не может превышать период следующего года, в котором будет потребляться медицинское изделие, то есть остаточный срок годности медицинского изделия должен покрывать 31 декабря следующего года, при этом участник закупки может предложить медицинское изделие с остаточным сроком годности, превышающим следующий календарный год. ФАС России полагает, что заказчик при объективной необходимости может осуществить дополнительную закупку медицинского изделия на протяжении всего следующего года с указанием остаточного срока годности медицинского изделия, превышающего 31 декабря.
ФАС России обращает внимание, что с учетом части 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ заказчик не вправе установить в документации о закупке обязательное требование об указании в составе заявок на участие в закупке показателей и (или) значений гарантийного срока товара, работы, услуги и (или) объема предоставления гарантий их качества (в том числе срока годности, остаточного срока годности товара), гарантийного обслуживания товара. Участник закупки, подавая заявку, соглашается на указанные условия.
Кроме того, заказчики не ограничены в условиях указания фразы «не менее» при установлении требований к остаточному сроку годности, в связи с чем в случае предложения к поставке медицинского изделия со сроком годности, превышающим требуемый, заказчик не вправе отклонять такую заявку, поскольку срок годности, превышающий требуемый период, в течение которого медицинское изделие сохраняет свою пригодность, является соответствующим требованиям заказчика. Вместе с тем необходимо учитывать требования, устанавливающие окончание срока, определенного периодом времени, предусмотренные статьёй 192 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В целях предупреждения ограничения конкуренции ФАС России считает, что остаточный срок годности медицинских изделий, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого медицинские изделия сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой медицинские изделия должны сохранять свою пригодность для использования по назначению. Вместе с тем требование заказчиков к остаточному сроку годности, значительно превышающему планируемый период потребления (например, при планировании закупки на календарный год заказчиком требуется к поставке лекарственный препарат с остаточным сроком годности 18 месяцев), может иметь признаки нарушения Закона о контрактной системе и антимонопольного законодательства. В любом случае при наличии жалобы, в том числе поданной в соответствии с Законом о защите конкуренции, на проведение закупки объективность и обоснованность установления остаточного срока годности определяется антимонопольным органом в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе с учетом обстоятельств и условий определенной закупки.
Обзор документа
Рассмотрен вопрос об установлении государственными и муниципальными заказчиками в документации о закупках остаточного срока годности (службы) медицинских изделий.
Позиция ФАС России по данному вопросу применима в отношении закупок медизделий, имеющих срок годности, не связанный с введением их в эксплуатацию.
В частности, указано, что требования заказчиков об остаточном сроке годности медизделия, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей медизделий, ограничение конкуренции и сокращение количества участников закупок.
Указание заказчиком обоснованного срока годности, определенного конкретным периодом (в днях, месяцах, годах), в течение которого медизделия должны сохранять свою пригодность, либо конкретной датой, до которой медизделия должны сохранять свою пригодность для использования по назначению, не является обременением для заказчика, а значительно снижает риски ограничения количества участников закупки, и как следствие, конкуренции.
Что такое остаточный срок годности товара
VI. Сроки службы и сроки годности
(пункты 1, 2, 4, 5 статьи 5 Закона «О защите
Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного времени могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.
Перечень таких товаров (работ) утверждается Правительством Российской Федерации.
На товары (работы), предназначенные для длительного использования, не включенные в указанный перечень, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы.
Изготовитель (исполнитель) должен быть заинтересован в установлении сроков службы на товары (работы), не включенные в указанный перечень, поскольку если он не установит такой срок, то в соответствии с пунктом 3 статьи 14, пунктом 5 статьи 19 и пунктом 4 статьи 29 Закона «О защите прав потребителей» за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы), и за наличие в товаре (работе) существенных недостатков, изготовитель (исполнитель) будет нести ответственность в течение десяти лет со дня передачи товара (принятия выполненной работы) потребителю, а если день передачи товара установить невозможно, с даты изготовления товара.
Перечень товаров (работ), на которые изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности, утверждается Правительством Российской Федерации.
Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 25, ст. 2942.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона «О защите прав потребителей» продажа товаров по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок службы или срок годности, но не установлен, запрещается.
Обязанность по установлению сроков службы на товары, вошедшие в перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, лежит на изготовителях, в том числе иностранных, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации и зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В соответствии со статьей 5 Закона «О защите прав потребителей» указанные изготовители обязаны устанавливать сроки службы на товары, вошедшие в перечень, со дня вступления в силу данного перечня. Срок службы начинает течь со дня продажи. На продавце лежит обязанность по доведению до потребителя информации об установленных изготовителями сроках службы. В связи с этим продавец должен обеспечить получение такой информации от указанных выше изготовителей или от организаций, продающих ему товары таких изготовителей.
В случаях, когда иностранный изготовитель находится за пределами юрисдикции Российской Федерации и товар такого изготовителя, включенный в перечень, не сопровожден информацией о сроке службы, продавец вправе реализовывать такой товар потребителям без информации о них. Однако продавец должен иметь в виду, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 1097) и Законом «О защите прав потребителей» (пункт 3 статьи 14) ответственность за вред, причиненный недостатками такого товара, наступает независимо от времени его причинения.
В отношении сроков годности действует запрет на продажу товаров без информации об указанных сроках на все товары, включая импортные. Данное требование обусловлено тем, что товар по истечении срока годности считается непригодным для использования по назначению, а срок годности начинает течь в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона «О защите прав потребителей» со дня изготовления. Таким образом, в момент продажи товар, на который отсутствует информация о сроках годности, уже может быть непригодным для использования по назначению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 472 Гражданского кодекса Российской Федерации товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности. Если товар вошел в перечень товаров, на которые должны быть установлены сроки годности, то независимо от того, где такой товар произведен, продавец не просто должен довести имеющуюся информацию о сроке годности до потребителя, но и передать товар до окончания срока годности.
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
Когда срок годности истек. О требованиях к срокам годности пищевых продуктов
Когда срок годности истек. О требованиях к срокам годности пищевых продуктов
Торговля, как лакмусовая бумажка, отражает все изменения, происходящие в обществе. Где, как ни в торговле мы, так или иначе, сталкиваемся с проблемами, вызванными мировым экономическим кризисом: повышение уровня безработицы ведет к снижению уровня доходов населения, а, следовательно к снижению его покупательской способности.
А дальше, как следствие, тот факт, что некоторые товары «залеживаются» на полках, сроки годности продукции истекают, а предприимчивые продавцы начинают принимать «срочные меры».
ВНИМАНИЕ! Продажа товара по истечение установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.
Сроки годности в обязательном порядке должны быть установлены на :
Как следует из п. 1 ст. 16 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов (в последней редакции), сроки годности указываются для пищевых продуктов, материалов и изделий, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается, то есть они приобретают свойства, представляющие опасность для здоровья человека, и в связи с этим утрачивают пригодность для использования по назначению.
Срок годности товара определяется конкретной датой, до наступления которой товар пригоден к применению, либо периодом времени, в течение которого товар пригоден для использования (ст. 473 ГК Российской Федерации и п. 2 ст. 19 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»). Такой период исчисляется со дня изготовления товара.
В соответствии с ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя» до сведения потребителей в наглядной и доступной форме должна быть доведена информация о сроке годности товара.
Информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.
NB ! Информация о сроке годности товара может быть указана следующим образом:
Если срок годности исчисляется часами, то указывают: « Годен в течение. часов».
При сроке годности, превышающем три месяца, срок годности продолжается до первого числа указанного месяца.
Допускается при сроке годности, превышающем три месяца, проставлять день, месяц и год. При этом срок годности продолжается до дня, указанного на потребительской таре.
Необходимо отметить, что помимо сроков годности на ряд пищевых продуктов могут быть установлены сроки хранения или сроки реализации.
Истечение срока хранения не означает, что продукт не пригоден для использования по назначению.
NB ! Срок хранения пищевого продукта исчисляют с даты изготовления и указывают следующим образом:
Срок хранения устанавливается на следующие товары:
NB ! Срок реализации пищевого продукта исчисляют с даты изготовления и указывают следующим образом:
Срок реализации устанавливается на хлебобулочные изделия неупакованные (за исключением пирогов, пирожков, пончиков, на которые устанавливается срок годности).
ВНИМАНИЕ! В последнее время участились случаи выявления продажи товаров с истекшим сроком годности, без информации о дате выработки товара (что не позволяет установить срок годности такой продукции), а также пищевых продуктов, на которых продавцами перемаркирована дата выработки или срок годности. Все это может создать угрозу жизни и здоровью населения.
Работников предприятий торговли, осуществляющие продажу товаров с истекшим сроком годности, могут быть привлечены к административной, а в ряде случаев и к уголовной ответственности. Кроме того, согласно ст. 43 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, импортер) товара несет также и гражданско-правовую ответственность.
Меры административного воздействия за продажу товаров без указания
даты выработки/срока годности, с истекшим сроком годности
Введение в заблуждение относительно потребительски свойств, качества товара (например, при переклеивании маркировки даты выработки/срока годности товара)
Продажа товаров с нарушением санитарного законодательства
Продажа товаров, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке
отдела защиты прав потребителей
Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю
Техническое задание: полезный документ или лишняя головная боль?
онлайн-обучение с выдачей документа об образовании
Техническое задание представляет собой документ, содержащий требования заказчика к объекту закупки. В нем определяются условия и порядок ее проведения, а также условия поставки товара, выполнения работ или оказания услуг и их приемка. Заказчик разрабатывает отдельное техническое задание под каждую конкретную закупку
Можно ли обойтись без технического задания?
Теоретически — да. Это не противоречит закону о госзакупках, если в проекте контракта, извещении и закупочной документации отражена подробная информация об объекте закупки. Но на практике все же лучше составлять подробное техническое задание, чтобы не возникало спорных моментов при чтении закупочной документации поставщиком.
Что нужно учитывать при составлении технического задания?
Важно учитывать, что описание объекта закупки заказчика должно носить объективный характер. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Техническое задание не должно предусматривать для поставщика больше рисков и обременений, чем для заказчика.
Техническое задание составляет работник контрактной службы или контрактный управляющий совместно с юристом, специалистом заинтересованного структурного подразделения. Руководитель заказчика его подписывает. Заказчик включает составленное техническое задание в состав закупочной документации, а участник закупки — изучает и придерживается требований ТЗ при составлении своей заявки.
Проводит ли участник закупки экспертизу технического задания?
Заказчик разместил техническое задание на официальном сайте в составе закупочной документации. Может ли участник закупки проводить экспертизу этого задания?
Да, участник закупок имеет право на проведение экспертизы, так как каких-либо законодательных ограничений здесь нет.
С момента размещения на официальном сайте вся информация о закупке становится доступной неограниченному кругу лиц. Если участнику закупки для формирования своего предложения нужно проанализировать техническое задание, проверить обоснованность установленных требований, он может сделать это как самостоятельно, так и обратившись в экспертную организацию.
Порядок и критерии проверки технического задания законом о госзакупках не установлены, поэтому участник закупки может разработать их самостоятельно или принять порядок, который предлагает экспертная организация. А уже дальше решать, стоит ли ему участвовать в данной закупке, сможет ли он поставить товар (выполнить работу или оказать услугу), соответствующий этому техническому заданию. Участник закупки может обжаловать положения документации.
Срок годности в процентах — возможно ли?
Может ли заказчик установить в техническом задании требование к остаточному сроку годности товара, выраженное в процентах?
Позиции контролирующих и судебных органов по данному вопросу расходятся. В ряде случаев арбитражные суды считают, что такие действия заказчика неправомерны. Они ссылаются на то, что это может привести к ограничению конкуренции.
При описании объекта закупки заказчик может указать в документации, в частности, требования к гарантийному сроку (ч. 4 ст. 33 44-ФЗ). Но в описание объекта закупки нельзя включать требования к товарам и информации, которые влекут ограничение количества участников закупки. Исключение составляют случаи, когда нет другого способа более точно и четко описать объект закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ).
ФАС России в разъяснениях придерживается мнения, согласно которому установление требования к остаточному сроку годности в процентах неправомерно (Письмо от 26.08.2014 № АК/34487/14).
Но бывают случаи, когда ФАС считает, что заказчик может указывать срок годности в процентах. Требование к остаточному сроку годности может быть обусловлено нуждами потребителей товара. Например, лекарственный препарат может быть востребован не только в течение всего периода, в который осуществляются закупки, но и после его окончания.
Ранее при рассмотрении аналогичных споров, еще в период действия 94-ФЗ, ФАС России и арбитражные суды признавали такое требование правомерным (Решения ФАС России от 13.10.2011 по делу № К-2255/11, от 13.10.2011 по делу № К-2254/11, Постановление ФАС Центрального округа от 21.11.2012 по делу № А08-10203/2011).
Но все-таки лучше определить остаточный срок годности периодом (например, в годах, месяцах, днях) либо конкретной датой, до которой товар должен сохранять свою пригодность. Это позволит избежать обвинений в ограничении конкуренции и снизит вероятность возникновения претензий со стороны контролирующих органов.
Детализация не бывает излишней?
Заказчик при описании объекта закупки в техническом задании на поставку товара установил конкретные требования к товару, его размерам, упаковке и отгрузке. Прав ли заказчик?
Как и в предыдущей ситуации, заказчик может устанавливать детализированные и конкретизированные требования к объекту закупки, если это не влечет ограничения конкуренции участников торгов. Согласно ст. 17 135-ФЗ при проведении государственных тендеров нужно учитывать требования антимонопольного законодательства, запрещающие осуществлять действия, если они могут привести к ограничению конкуренции. В общем случае считается, что если под описание подходят хотя бы два товара разных производителей или поставщиков, то описание корректно и не содержит признаков ограничения конкуренции. А вот если вся совокупность деталей описания может быть применима лишь к одному вполне конкретному товару, то имеет место недобросовестная конкуренция и признаки нарушения закона.
Наличие ГОСТов при отсутствии технических характеристик
Заказчик при описании объекта закупки в техническом задании сослался на нормативно-технические документы (ГОСТы, СНиПы) и не указал при этом конкретные технические характеристики и показатели качества ТРУ. Вправе ли заказчик устанавливать требования к ТРУ таким способом?
Ссылки на ГОСТы, СНиПы и другие нормативно-технические документы в конкурсной документации фактически не устанавливают показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, что является нарушением ч. 1 ст. 33 44-ФЗ.
В данном случае заказчик не должен устанавливать требования в техническом задании таким способом. Заказчик вправе сослаться на ГОСТы и СНиПы, только если нормативно-технические документы содержат все необходимые требования к ТРУ и показатели их качества.
Законодательство о госзакупках не предусматривает запрета на установление требований о соответствии ТРУ определенным нормативно-техническим документам, в которых содержатся все необходимые требования к ним и показатели качественных и технических характеристик. Позиции контролирующих и судебных органов по данному вопросу отличаются.
Бывают случаи, когда ФАС признает указания на ГОСТы, СНиПы и другие нормативно-технические документы неправомерными. Арбитражные суды, как правило, признают такие указания правомерными, только если нормативно-технические документы содержат все необходимые показатели качества, а также требования к товарам, работам, услугам в виде измеряемых величин.