что такое орксэ и однкнр

ОРКСЭ

Предметная область (ОДНКНР) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования должна обеспечить в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один.

Список модулей:

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Уважаемые родители (законные представители)! Преподавание курса ОРКСЭ направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, формирование их мировоззрения и нравственной культуры на основе духовно-нравственных ценностей традиционных российских религий или на нерелигиозной мировоззренческой основе. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определенной религиозной культуры или мировых религиозных культур, основ светской этики осуществляется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося, несущими по законодательству ответственность за его воспитание. При этом вы можете посоветоваться с ребенком, и учесть его личное мнение.

Преподавание ОРКСЭ призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора наших детей, но и в формировании достойного гражданина России, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу. Особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ), имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нрав­ственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Ценностные ориентиры курса

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Задачи учебного курса ОРКСЭ

Дополнительную информацию о курсе ОРКСЭ

Вы можете получить на сайтах:

— Информация о религиозных организациях размещена на следующих

— http://www.patriarchia.ru/ Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), http://www.otdelro.ru/ Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ;

— http://www.buddhism.ru Российская ассоциация буддистов;

— http://www.feor.ru/ Федерация еврейских общин России.

Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса:

Источник

Что такое орксэ и однкнр

Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

В соответствии с пунктами 18 и 19 Плана мероприятий по обеспечению качества преподавания во всех государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Российской Федерации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) (от 30 декабря 2014 г.) Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет для использования в работе рекомендации по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

В настоящее время содержание образования в 1–4-х классах общеобразовательных организаций регулируется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (далее – ФГОС НОО).

С целью обеспечения обязательности изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. № 1060 были внесены изменения в ФГОС НОО в части замены предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на предметную область «Основы религиозных культур и светской этики».

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р начиная с 1 сентября 2012 года установлено обязательное изучение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Образовательные организации согласно статьям 12, 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) разрабатывают основные образовательные программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов и с учётом примерных основных образовательных программ.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования размещена на сайте fgosreestr.ru и содержит раздел «Примерный учебный план». В указанном разделе представлены 3 примерных учебных плана, в каждом из которых в рамках предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» представлен для обязательного изучения учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (4 класс, 1 час в неделю, 34 учебных часа в год) (далее – учебный предмет ОРКСЭ).

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – предметная область ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить, в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение следующих результатов:

Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:

1) занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;

2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;

3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную и (или) внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации.

Следует иметь ввиду, что приказы Минобрнауки России от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» и от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» в части реализации предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» утратили свою силу в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Источник

МБОУ гимназия №3

Пролетарск Ростовская область

Минобрнауки России разъяснило особенности обучения в школах основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), а также основам духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)

Обязательное изучение комплексного учебного курса ОРКСЭ установлено начиная с 1 сентября 2012 года (Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2012 N 84-р).

Примерная основная образовательная программа начального общего образования, размещенная на сайте fgosreestr.ru, содержит три примерных учебных плана, в каждом из которых представлен для обязательного изучения учебный предмет ОРКСЭ (4 класс, 1 час в неделю, 34 учебных часа в год).

Предметная область (ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:

— занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;

— включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей и тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;

— включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную или внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации.

Приказы Минобрнауки России от 31.01.2012 N 69 и от 01.02.2012 N 74 утратили свою силу в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Источник

ОРКСЭ и ОДНКНР

«Основы православной культуры»

«Основы исламской культуры»

«Основы буддийской культуры»

«Основы иудейской культуры»

«Основы мировых религиозных культур»

«Основы светской этики»

Регламент выбора родителями школьников модулей комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

Памятка для родителей о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»

Мероприятия школы, города. Участие учащихся и учителей МБОУ СОШ № 28 в школьных и городских мероприятиях

В связи с переходом с 1 сентября 2015 года всех общеобразовательных организаций Российской Федерации на новые образовательные стандарты основного общего образования возникла необходимость организации изучения новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР).

Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:

— занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;

— включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей и тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;

— включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную или внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации.

Реализация курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в МБОУ СОШ № 28

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» реализуется в МБОУ СОШ № 28 через урочную и внеурочную деятельность:

1. Bключение тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания обучающихся, в рабочие программы учебных предметов других образовательных областей: общественно-научные предметы (история, обществознание, география) и искусство (музыка, ИЗО);

2. Bключение занятий по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» во внеурочную деятельность в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся.

Источник

«Реализация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в образовательном пространстве школы: опыт, проблемы, перспективы»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Л.В. Андрианова, заместитель директора

по учебной работе, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 5» г.Северодвинска

Региональный практический семинар в рамках курсовых мероприятий

« Актуальные вопросы преподавания курсов «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) »

15 февраля 2018 года

Доклад «Реализация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в образовательном пространстве школы: опыт, проблемы, перспективы»

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р, начиная с 1 сентября 2012 года, установлено обязательное изучение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в объеме 34 часов. Основными задачами комплексного курса являются: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества; обобщение представлений о духовной культуре и морали, формирование ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на уровне основной школы.

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обязательна для изучения с 1 сентября 2015 года в соответствии с введенным ФГОС ООО и предусматривает знание обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Реализация данных курсов способствует формированию у школьников поликультурной компетентности, развитию интеллектуально-нравственных интересов, потребностей, мотивов, ценностей, социальных норм и правил поведения. Семья школьника выступает в качестве заказчика и участника изучения курса.

На региональном уровне разработан ряд документов, позволяющих учитывать особенности регионального содержания при изучении комплексного учебного курса «ОРКСЭ» и предметной области «ОДНКНР». На сайте министерства образования и науки Архангельской области (раздел «Педагогу», «ОРКСЭ») представлены нормативно-правовые акты, регламентирующие преподавание «ОРКСЭ», методические рекомендации для учителей, консультативная помощь родителям.

На муниципальном уровне представлены документы, распоряжения и письма, раскрывающие особенности преподавания и изучения вышеуказанных курсов в школах г.Северодвинска. На информационном портале Управления образования Северодвинска в разделе «Документы» можно найти блок документов, регламентирующих преподавания «ОРКСЭ», который называется «РЕАЛИЗАЦИЯ КУРСА ОРКСЭ в муниципальных образовательных организациях». В рамках образовательной организации преподавание «ОРКСЭ» и «ОДНКНР» представлено в ООП НОО и ООП ООО, в АООП НОО ОВЗ ЗПР, АООП ООО ОВЗ ЗПР, в содержательно разделе программы, в разделе «Планируемые результаты. », в Учебном плане НОО и ООО. В ряде локальных актов МБОУ «СОШ № 5», в Положениях (о формах, периодичности текущего контроля, о промежуточной аттестации обучающихся) регламентируются периодичность, формы контроля, проведение процедуры промежуточной аттестации (П. 2.3.5. Положения о промежуточной аттестации. «По курсу «ОРКСЭ» проводится безотметочное обучение. Объектом оценивания является универсальная способность обучающихся понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. По итогам года обучающийся аттестуется или не аттестуется (в личном деле и журнале делается запись «зачтено»/ «не зачтено» (зач./ не зач.)»).

Согласно учебному плану МБОУ «СОШ № 5» комплексный учебный курс «ОРКСЭ» изучается в 4 классе в объеме 34 часов. В 3 классе проводится общешкольное родительское собрание, на котором выступают представители администрации школы, учителя, преподающие курс в 4 классе, представители Русской православной церкви, которые наряду с учителями поясняют родителям светскость изучения модуля «Основы православной культуры», уникальность данного модуля и обеспечивают доступ родителей (законных представителей) к объективной информации о курсе во избежание необоснованных опасений и рисков (среди родителей проводится разъяснительная, просветительская работа).

В соответствии с письмом Минобрнауки от 31 марта 2015 года № 08-461 «О направлении регламента выбора модуля ОРКСЭ» родители (законные представители) самостоятельно делают выбор, на основе которого формируются учебные группы: класс изучает модули «ОПК» и «ОСЭ», весь класс изучает один модуль. Сложности возникают с составлением расписания, обычно эти уроки стоят в расписании 5 уроком.

Предметная область «ОДНКНР» представлена во ФГОС ООО, но ее содержание не раскрыто, составляющие ее предметы не названы. В письме Департамента государственной политики в сфере общего образования от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей «ОРКСЭ» и «ОДНКНР» сказано, что предметная область «ОДНКНР» может быть реализована через урочную деятельность (самостоятельный учебный курс или занятия по предметной области, включенные в учебный план в часть, формируемую участниками образовательных отношений) и через внеурочную деятельность (в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся). В МБОУ «СОШ № 5» предметная область «ОДНКНР» реализуется в 5 классе как специальный учебный курс «ОДНКНР»в объеме 17 часов (0,5 часа в неделю), входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, часть часов реализуется за счет организации внеурочной деятельности.

Планируемые результаты освоения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» включают общие результаты по предметной области (учебному предмету) и результаты по каждому учебному модулю с учетом содержания примерных рабочих программ по модулям «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры»,»Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Планируемые результаты представлены в основной образовательной программе начального общего образования в Целевом разделе (подраздел «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования»)

Общие планируемые результаты изучения учебного курса.

В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:

– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;

– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;

– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;

– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.

Планируемые результаты освоения модуля «Основы православной культуры»

– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;

– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Планируемые результаты освоения модуля «Основы светской этики»

– раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);

– на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества;

– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества;

– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей, общественными явлениями;

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

– акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Педагоги школы, реализующие данные учебные курсы, преподающие гуманитарные предметы, также активно занимаются самообразованием, обобщая свой педагогический опыт на конференциях различного уровня и масштаба (г.Москва, г.Санкт-Петербург, г.Казань, г.Кострома, г.Архангельск и др.). Так, директор школы Шнюкова О.Н. в рамках II Всероссийской конференции «Стандарты в образовании: от теории к реализации», г.Казань, показала опыт работы образовательной организации по направлению «Социализация и развитие личности в условиях реализации ФГОС ООО». Учитель начальных классов Мелихова С.В. представляла область на всероссийской конференции «Проблемы реализации курса ОРКСЭ («Основы православной культуры»)» в г.Москва с докладом «Содержание и педагогические аспекты преподавания модуля «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ». Городская творческая группа учителей русского языка и литературы «Литературный Север» (в ее составе 3 учителя школы) заняла первое место в региональном конкурсе «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Издательский проект» с электронным сборником методических материалов «Талантливая наша провинция». Представители группы были делегированы на межрегиональные рождественские образовательные чтения «1917-2017: уроки столетия. Перспективы духовного созидания в Санкт-Петербурге» по северо-западному федеральному округу, где презентовали присутствующим мультимедийный сборник «Талантливая наша провинция».

Учителя начальных классов, русского языка и литературы, истории и обществознания используют возможности творческой лаборатории «Поморская изба», где изучаются предметы поморского быта и региональное содержание по предметам гуманитарного цикла органично входит во внеурочную деятельность обучающиеся.

Список используемой литературы:

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.

2.Данилюк А.Я.Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. М.: Просвещение, 2010.

3. Конституция Российской Федерации// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

4.Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. основы православной культуры.4-5 классы: учеб. Для общеобр.орг.- М.: Просвещение, 2014.-95с.

5. ОРКСЭ// http://orkce.apkpro.ru/

5. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.4-5 классы: учеб. Для общеобр.орг.- М.: Просвещение, 2013.-63с.

4. Портрет выпускника начальной школы// ФГОС НОО https://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922

5. Портрет выпускника основной школы //ФГОС ООО

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *