что такое оркестровая яма
ЯМА ОРКЕСТРОВАЯ
ЯМА ОРКЕСТРОВАЯ обособленное заглублённое помещение перед сценой длиной не менее ширины расчётного игрового портала сцены, предназначенное для размещения оркестра, сопровождающего спектакль
(Болгарский язык; Български) — оркестрина
(Чешский язык; Čeština) — orchestřiště
(Немецкий язык; Deutsch) — Orchestergraben
(Венгерский язык; Magyar) — zenekari árok
(Монгольский язык) — хөгжимчдийн байр
(Польский язык; Polska) — fosa dla orkiestry
(Румынский язык; Român) — fosă de orchestră
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — prostor za orkestar u pozorištu
(Испанский язык; Español) — foso de orquesta
(Английский язык; English) — orchestra pit
(Французский язык; Français) — fosse d’orchestre
ЯМА — ЯМА, ы, жен. 1. Углубление в земле. Вырыть яму. Провалиться в яму. Помойная, выгребная я. Рыть яму кому н. (перен.: готовить неприятность). Не рой яму другому, сам в неё попадёшь (посл.). Вытащить из ямы кого н. (также перен.: избавить от тяжёлой … Толковый словарь Ожегова
Яма — ы; ж. 1. Вырытое или образовавшееся в земле углубление. Глубокая я. Выкопать яму. Помойная, выгребная я. Провалиться в яму. Дорога вся в ямах. Я. из под вырванного с корнем дерева. Рыть (копать) кому л. яму (готовить неприятность, стремиться… … Энциклопедический словарь
яма — ы; ж. см. тж. ямка, ямища 1) а) Вырытое или образовавшееся в земле углубление. Глубокая я/ма. Выкопать яму. Помойная, выгребная я/ма. Провалиться в яму … Словарь многих выражений
Тильзит-театр — ( Tilsit Theatre) Здание театра в 2010 Прежние названия Театр пограничной земли (1936 1939) Основан 7 ноября … Википедия
оркестр — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? оркестра, чему? оркестру, (вижу) что? оркестр, чем? оркестром, о чём? об оркестре; мн. что? оркестры, (нет) чего? оркестров, чему? оркестрам, (вижу) что? оркестры, чем? оркестрами, о чём? об… … Толковый словарь Дмитриева
оркестровый — ая, ое. orchestre m. 1. Отн. к оркестру <ансамблю муз. инструментов>. Оркестровая яма. || Создаваемый оркестром, выражаемый его средствами; музыкальный. БАС 1.Оркестровая партия. Уш. 1938. 2. Написанный для оркестра, предназначенный для… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ОРКЕСТР — ОРКЕСТР, а, муж. 1. Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения на различных инструментах. Симфонический, духовой, струнный, джазовый о. Камерный о. О. народных инструментов. 2. Место перед сценической площадкой, где… … Толковый словарь Ожегова
Театр (архитектурное сооружение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Театр (значения). Античный театр в Эпидавре Театр (греч … Википедия
Оркестровая яма
|
Описание
Механизированная оркестровая яма обычно представляет собой одну или несколько подъёмно-опускных площадок, которые позволяют трансформировать пространство сцены. Как правило, конструкция оркестровой ямы рассчитана на несколько вариантов её использования.
Часто за счёт оркестровой ямы увеличивают площадь авансцены или зрительного зала. Можно также создать ступенчатый сход со сцены на уровень зрительного зала (это бывает необходимо при проведении общественно-политических мероприятий). Подъёмный барьер, отделяющий пространство оркестровой ямы от зрительного зала, также может быть механизированным. Барьер и яма, выстраиваясь вровень с полом зрительного зала, создают ровную поверхность, на которой можно установить дополнительные зрительские места.
Иногда площадки оркестровой ямы могут опускаться и на вспомогательные, более глубокие уровни, где могут храниться музыкальные инструменты, пульты, кресла и т.д. В этом случае подъёмник оркестра выполняет роль транспортного средства — например, при доставке столов президиума в уровень авансцены или дополнительных кресел в уровень зрительного зала.
Фирма «Система» проектирует и изготавливает конструкции для оркестровых ям индивидуально для каждой сцены. Выполняет монтаж на объекте с учётом особенностей конкретного проекта.
Как правило, для подъёма площадок оркестровой ямы мы используем цепные приводы фирмы Serapid. В отдельных случаях бывает целесообразно применение тросовых или винтовых приводов.
Приводы площадок могут оснащаться энкодерами, что позволяет точно позиционировать их в нужных уровнях. Это особенно актуально при включении оркестровой ямы в общую компьютерную систему управления нижней механикой.
В конструкцию оркестровой ямы монтируются лючки с разъёмами для подключения освещения, микрофонов, электромузыкальных инструментов и пр.
Разбираемся в классической музыке: как устроен симфонический оркестр
Постоянные посетители концертов в Мемориальном музее А.Н. Скрябина хорошо знают коллектив «Школа / Škola crew». Артисты всегда предваряют исполнение классических композиций небольшой лекцией — объясняют, как слушать то, что сейчас прозвучит.
Mos.ru продолжает серию материалов, в которых пианистка и участница «Школа / Škola crew» Александра Стефанова помогает разобраться в классике и во всем, что связано с ее исполнением.
Из каких инструментов состоит симфонический оркестр?
— Существуют четыре основные группы музыкальных инструментов (перечисляю их в порядке удаления от слушателя): струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные. (В составе струнных смычковых — скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Деревянные духовые — это флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Медные духовые — валторны, трубы, тромбоны, тубы. Ударные — барабаны, литавры, тарелки, треугольники — Прим. ред.).
Музыканты в оркестре всегда рассаживаются по одной схеме?
— Нет, существует две основные схемы рассадки: немецкая и американская. Идеальной нельзя назвать ни ту, ни другую, ее не существует и поэтому их часто комбинируют.
У немецкой (иногда ее называют бетховенской) схема такая: с левой стороны от дирижера находится группа первых скрипок, с правой — вторых. В середине — виолончели и альты.
В американской схеме группа первых скрипок сидит рядом с группой вторых, а дальше уже альты и виолончели (слева направо).
В чем сложность выбора?
— Рассадка — головная боль всех дирижеров. Ведь именно им нужно разместить музыкантов так, чтобы всех было одинаково хорошо слышно. Но идеал так до сих пор и не найден. Например, струнные (виолончели, скрипки и альты) по сравнению с духовыми звучат гораздо тише.
Многие оркестры до сих пор не определились, какая схема рассадки лучше. Так что это остается личным делом дирижера.
В России используют обе схемы и их комбинации. Оркестр Владимира Спивакова придерживается немецкой рассадки, Оркестр московской филармонии — американской. С оркестром Большого театра все сложнее. Там оркестровая яма, все по-другому, места гораздо меньше.
Бывает, что типы рассадок комбинируют?
— Бывает. Государственный академический симфонический оркестр имени Е.Ф. Светланова сидит почти в американской. Группы первых и вторых скрипок сидят рядом, но виолончели и альты — наоборот. Случается, что контрабасистов, например, пересаживают из одной стороны в другую. Дирижер, рассаживая музыкантов, думает прежде всего об акустике конкретного зала.
Некоторые дирижеры идут по экстремальному пути. Они могут решить поменять рассадку за два часа до концерта, если понимают, что так произведение будет звучать лучше. Для исполнителя это стресс, потому что он привык ориентироваться на знакомых соседей.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
✨Оркестровая яма
Раньше яма ямой не была
Лет триста назад никакой ямы для оркестра (углубления перед сценой) ещё не было. Но оркестр все равно был в яме.
Ямой (по английски pit) назывался в прежние далёкие времена весь партер, потому что это было самое низкое место в театре, часто с земляным полом (par terre – с французского “на земле”), где не было ни кресел, ни даже лавок. Публика там стояла и свободно перемещалась во время спектакля (картинка выше).
И оркестр сидел тут же, отделенный от зрителей какой-нибудь перегородкой. То есть эта часть партера (ямы) называлась тоже ямой, только оркестровой (orchestra pit) или просто – orchestra.
Музыканты сидели на одном уровне со зрителями. Так было в XVII веке, в XVIII и даже в XIX.
Вот, например, оперный театр в Версале (XVIII век):
Театр чешского города Крумлова (гравюра 1798 года).
А это венский театр Ан-дер-Вин, начало 19 века. Контрабасы торчат из оркестра и фактически загораживают зрителям сцену ровно посередине.
Кстати, оркестровые ямы всегда были не только в оперном, но и в драматическом театре, потому что драматические спектакли, как правило, сопровождались музыкой. И её иногда было довольно много. К примеру, популярная музыка из “Пер Гюнта” Грига или “Свадебный марш” Мендельсона были написаны именно для таких спектаклей.
Тем более, что раньше вообще не всегда было деление на оперный и драматический театр. Все спектакли шли на одной сцене, как долгое время у нас в Большом.
Вот постановка шекспировской драмы “Генрих IV” в Королевском театре английского города Бат. 1750 год. Оркестру отвели небольшой загончик)
На картинах Дега видно, что в Парижской опере ещё даже в 80-е годы XIX века музыканты сидели не в реальной яме, а на уровне пола партера.
Эдгар Дега. Оркестр Парижской оперы
Первые ряды зрителей визуально смешиваются по этой причине с оркестрантами.
Эдгар Дега. Балетная сцена из оперы Мейербера “Роберт-дьявол”
А здесь видно, как нахальный меломан в цилиндре с биноклем из первого ряда чуть ли не на голову сел оркестрантам, чтобы разглядеть даму в ложе (и это во время спектакля! представьте, какая была распущенная публика!). Музыканты только условно отделены от зрителей.
Жан Беро. Ложа в партере
В театрах США можно было видеть такие же ямы “без ямы” даже в начале 20 века (обратите внимание на шторку вместо барьера).
Эверетт Шинн. Оркестровая яма в театре на Пятой авеню, 1906 год.
Но идеи о том, что хорошо бы опустить оркестр, чтобы он не маячил своими контрабасами и смычками, витали в воздухе, начиная с 19 века.
Когда в 1825 году был открыт Большой театр в Москве, в нём уже была оркестровая яма в полном смысле этого слова. И это было новым словом в театральном интерьере.
О том, в какую яму погрузили в итоге оркестр театральные архитекторы – в следующем посте (“Каково человеку в оркестровой яме?”.
А пока ещё один вопрос, который противоречиво освещен в источниках.
Где и как стоял дирижер в оркестровой яме?
Сейчас он занимает место на возвышении перед оркестром. Он дирижирует оркестром и показывает вступления певцам.
Сто лет назад и ранее дирижёр стоял в центре оркестра лицом к сцене.
или у самого края сцены, так что оркестр был у него за спиной.
Фактически именно дирижер руководил всем оперным спектаклем.
На следующей картинке Оноре Домье изображён оркестр драматического театра. Пока у актёров на сцене диалог, можно и вздремнуть)
Такая практика существовала до начала 20 века. В Большом театре перестановка дирижёра в современную позицию произошла благодаря инициативе Сергея Рахманинова (он некоторое время занимал там пост дирижёра)
Ещё одна популярная в прошлом позиция дирижёра – сидя за клавесином в правой или левой стороне оркестровой ямы. Примерно так, как на этом фото (оркестровая яма в старинном театре чешского Крумлова).
Каково тому, кто сидит в оркестровой яме?
Нью-Йоркский театр Дэвида Коха
В этом была и акустическая польза: оркестровое звучание приглушалось и не подавляло певцов на сцене.
Вагнер как театральный инженер
Он устроил для оркестра что-то вроде подземелья нибелунгов: яма уходит глубоко вниз под сцену, и, кроме того, прикрывается с двух сторон навесами, так что звук, отражаясь обо все эти преграды, выходит наверх, к певцам и публике тщательно смешанным и хорошо сбалансированным, как умело приготовленный коктейль.
Вот схема этой грандиозной ямы в разрезе:
А вот как это выглядит в реальности ( в яме толпятся туристы, которых привели на экскурсию):
Оцените масштаб байройтского гения: это людское скопище, причем, исключительно мужское, напоминающее толпу на митинге (её часть скрыта во тьме под сценой), и есть вагнеровский оркестр.
Теперь внутренность ямы выглядит так:
Публика не видит ни дирижёра, ни оркестрантов (Вагнер и хотел, чтобы никто не отвлекался). А оркестрантам виден дирижёр и больше никто. Они тоже не отвлекаются. Идеально придумано.
В этой яме летом бывает довольно жарко, это, конечно, минус. Но музыканты могут приходить на спектакль хоть в шортах и майках, их все равно никому не видно, и это плюс.
Кстати, вследствие этих вертикальных трансформаций и плохой техники безопасности в последние пять лет было уже два случая падений в яму со смертельным исходом: в Большом и в Пермском театрах.
Вот малосимпатичная яма Михайловского театра в Петербурге.
В яме Копенгагенской оперы просторно и комфортно.
Оркестрантам в замкнутом пространстве ямы приходится нелегко: тесно, темновато, иногда душно. Бывает (не часто, к счастью), что со сцены в яму на голову музыкантам падает реквизит. Или какой-нибудь артист там, сверху, теряет ориентацию в пространстве. Чтобы этого не произошло, ямы иногда закрывают специальной сеткой:
Какие бы звезды ни пели или танцевали на сцене, музыканты в яме так и не увидят, как оно всё было. У них перед глазами всегда одна и та же картинка: ноты, дирижёр, балконы, ложи и галерка.
Рубрики: | Обо всем |
Метки: Оркестровая яма театры
Процитировано 5 раз
Понравилось: 19 пользователям
СОДЕРЖАНИЕ
Строительство
Лифт обычно можно опустить полностью до места для хранения вещей под сценой, или на полпути до уровня пола, или полностью вверх на уровне сцены. В полностью опущенном состоянии лифт можно заполнить оборудованием или опорой из-под сцены, а затем поднять и разгружать на сцене. Яму можно поднять так, чтобы она находилась на уровне пола сидений для зрителей, чтобы разместить больше сидячих мест. Это обычное дело, когда сцена используется для рок-шоу, а затем яма используется для стоячей комнаты. Когда яма поднимается до упора на уровень сцены, ее можно использовать как часть сцены, чтобы дать больше места для больших шоу. Такая установка лифта дает театру гораздо больше гибкости и возможности адаптироваться к различным событиям, происходящим в театре. Он позволяет использовать множество различных настроек, каждая из которых предназначена для определенных типов постановок.
Оркестровая яма также не должна располагаться непосредственно перед сценой, хотя многие посетители ожидают увидеть оркестр, выступающий перед сценой; когда оркестровая яма находится в другом месте в театре, движения дирижера могут транслироваться на мониторах, видимых со сцены, чтобы актеры могли следить за сигналами.
История
Ранее в истории театра с 1500–1650 годов оркестровая яма также называлась двором, и это был более низкий уровень, на котором представители низшего сословия публики могли стоять, чтобы посмотреть представление. Как правило, было очень многолюдно и трудно было увидеть всю сцену. Количество места во дворе менялось на разных этапах. Все остальные сидели на обычных местах, где была видна вся сцена. С тех пор оркестровая яма была изменена и улучшена, чтобы лучше работать с современным театром. Теперь оркестровые ямы разработаны намного лучше и имеют множество различных применений.
Использует
Иногда, когда в театре исполняется опера или мюзикл и возникает необходимость в живой музыке, оркестровая яма опускается до упора, и музыканты играют в яме перед сценой. Таким образом, руководитель оркестра может видеть, что происходит на сцене, и лучше чувствовать, когда начинать и останавливать музыку. Иногда есть очень точные подсказки, которые режиссер должен дать для определенных звуковых эффектов, и очень важно, чтобы они были сделаны в нужное время. Игра оркестра в яме создает проблему, потому что часто не хватает места, а качество звука страдает из-за того, что инструменты просачиваются в микрофоны других инструментов, когда все прижаты друг к другу.
До XIX века дирижер стоял у края сцены лицом к публике и оркестру, спиной к артистам на сцене, как показано на плане оркестровой ямы Дворца Гарнье. В конце 19 века типичное расположение дирижеров изменилось. Теперь дирижер стоит перед первым рядом зрителей, спиной к публике, лицом к оркестру и лицом к исполнителям на сцене.