что такое ори в мвд
Общепринятые полицейские аббревиатуры (Может кому интересно) (Добавляем в комменты)
АППГ — аналогичный период прошлого года
ББН – беспризорные и безнадзорные несовершеннолетние
ВВ – внутренние войска
ГОМ — городской отдел (отделение) милиции
ГСУ – главное следственное управление
ГУБОП – главное управление по борьбе с организованной преступностью
ГУВД – главное управление внутренних дел
ГУ МВД – главное управление МВД России
ДПС — дорожно-патрульная служба
ДЧ, д/ч — дежурная часть
ИВР — индивидуально-воспитательная работа
ИЦ — информационный центр
КиВР — кадровая и воспитательная работа
КМ — криминальная милиция
КУСП – книга учёта сообщений о происшествиях
МВД — министерство внутренних дел
МОБ — милиция общественной безопасности
м/п — место происшествия
мнс — младший начальствующий состав
ОАУ – организационно-аналитическое управление
ОБПСПР — отдел борьбы с правонарушениями в сфере потребительского рынка
ОВД — органы, отделы, отделения внутренних дел (одна из самых многозначных аббревиатур полицейского языка)
ОВР — отдел (отделение) воспитательной работы
ОВО — отдел вневедомственной охраны
ОДиР — отдел (отделение) делопроизводства и режима
ОД — отдел дознания
ОДОН – отдельная дивизия оперативного назначения
ОИАЗ — отдел исполнения административного законодательства
ОМВД – отдел МВД России
ОМОН – отряд мобильный особого назначения
ОООП — отдел обеспечение охраны общественного порядка
ОРД – оперативно-розыскная деятельность
ОРЧ – оперативно-розыскная часть
ОСБ — отдел собственной безопасности
ПДД — правила дорожного движения
ПДН – подразделение по делам несовершеннолетних
ППС — патрульно-постовая служба
ППСП – полк по сопровождению поездов
РОВД – районный отдел внутренних дел
РУВД – районное управление внутренних дел
СМВЧ – специальные моторизованные воинские части
СОБР – специальный отряд быстрого реагирования
СОГ — следственно-оперативная группа
СО — следственный отдел
СУ – следственное управление
УВД — управление внутренних дел
УНП – управление по налоговым преступлениям
УМВД – управление МВД России
УОМПО – управление организации морально-психологического обеспечения
УОПС – управление организации прохождения службы
УОПП – управление организации профессиональной подготовки
УОПК – управление организации профилактики коррупционных и иных правонарушений
УПМ — участковый пункт милиции
УРГ — учетно-регистрационная группа
УУП — участковый уполномоченный полиции
УФМС — управление федеральной миграционной службы
ФОТ — фонд оплаты труда
ЦА — центральный аппарат (например ЦА МВД РФ)
Группа оперативно-розыскной информации полиции Ревды
Данное подразделение в системе Министерства органов внутренних дел России сформировано с недавних времен в целях осуществления оперативно-аналитического информационного исследования и анализа оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.
В подразделениях оперативно-розыскной информации (ОРИ) формируются оперативно-справочные учеты, которые содержат архивные сведения криминального характера, используемые в борьбе с преступностью, направленной на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений. В базу данных вносятся сведения и об экстремистской, террористической и коррупционной направленности, а также лицах совершающих или совершивших преступления и скрывающихся от правоохранительных органов и уклоняющихся от уголовного наказания.
В полиции Ревды в группе оперативно-розыскной информации службу проходят старший оперуполномоченный майор полиции Алена Хахилева и оперуполномоченный майор полиции Наргиза Богданова. Они на должном уровне исполняют свои служебные обязанности, проводят повседневную кропотливую и трудоемкую работу. Ответственность и терпение – это их основные качества. О своем выборе стать оперуполномоченными они не жалеют, гордятся своей профессией и коллективом, в котором служат.
ММО МВД России «Ревдинский» поздравляет сотрудников подразделения с их профессиональным праздником. Желает крепкого здоровья, успехов в профессиональной деятельности и благополучия в семьях.
ММО МВД России «Ревдинский»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ»
На правах рукописи
НОВИКОВА Онега Юрьевна
Методы и алгоритмы поддержки принятия решений центрами
оперативно – разыскной информации
и) Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук
Научный руководитель Горошко Игорь Владимирович доктор технических наук, профессор г. Москва – 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………..…………… Глава 1. Центры оперативно-разыскной информации в системе органов внутренних дел…………………………………………….…..…… § 1.1. Центры оперативно-разыскной информации МВД России: цели, задачи, функции и структура ………………. ………………. …. ……..…..
§ 1.2. Информационное обеспечение процесса принятия решений центрами оперативно-разыскной информации и его современные особенности. ………………………………………………………………… § 1.3. Анализ современного состояния региональной преступности …. …. 50 Глава 2. Методы поддержки принятия решений в системе ЦОРИ…. 65 § 2.1. Принятие стратегических решений с использованием факторных 65 моделей…………………………………………………………………….…….
§ 2.2. Методы поддержки принятия стратегических решений на основе построения нейронных сетей …………………………………. ……..……… 8 § 2.3. Методы поддержки принятия тактических решений на основе обработки нечеткой информации …. …….….……………..………………. 99 Глава 3. Использование методов и алгоритмов поддержки принятия решений в деятельности ЦОРИ………………..…………………………….
§ 3.1. Прогноз развития оперативной обстановки в городе Перми…………………………………………………………………………… § 3.2. Использование алгоритма формирования допустимого множества альтернатив при осуществлении криминального анализа информации……. 135 § 3.3. Реализация процедур поддержки принятия решений с использованием аппаратно-программных комплексов обработки и анализа 147 информации…………. ……………………………………………………… Заключение ………………………………. ……..………………………….. 16 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ…………………………………. ………….….. 16 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………. ….…….. 166 Приложение А …………………………………. ……………..…..…. 178
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследования Преступность как сложное социальное явление находится в постоянном развитии, приспосабливаясь к изменениям социально-экономической обстановки и политической ситуации в стране и в мире. Новации в экономике, технологической сфере сопровождаются ростом мобильности преступников, повышением качества их технической оснащенности, появлением новых видов и форм криминальной активности, усилением влияния трансграничного фактора во многих резонансных общеуголовных и экономических преступлениях.
Происходящие изменения требуют совершенствования методов анализа преступности, процедур выработки на основе этого анализа управленческих решений по противодействию последней со стороны, в первую очередь, подразделений полиции.
Реализация данного требования предполагает необходимость обрабатывать большие объемы сведений, поступающих из самых разных источников: отчетов, сообщений сотрудников, опросов населения, средств массовой информации, Интернета, зачастую недостоверных или содержащих большой элемент неопределенности. Особый интерес и практическую значимость представляет структурированная информация, содержащаяся в базах данных органов внутренних дел, криминалистических, розыскных, оперативно-справочных и иных учетах МВД-ГУМВД-УМВД России.
Эффективное использование этой информации аналитиком или руководителем ОВД (субъектом управления) становится возможным лишь в результате внедрения в деятельность подразделений органов внутренних дел современных методов и алгоритмов поддержки принятия как стратегических, так и тактических решений.
Кроме того, в ходе обоснования стратегических и тактических решений необходим анализ динамики отдельных составов преступлений, влияющих на уровень безопасности в регионе, но представленных малыми (короткими) временными рядами. Особенно актуально проведение таких исследований при выявлении закономерностей совершаемых серийных и иных резонансных преступлений.
К сожалению, как показывает имеющийся у нас опыт, аналитическая работа в ОВД сегодня заключается, преимущественно, в деятельности по установлению точных данных о конкретном объекте (лице, адресе, связи и т.п.), которые в дальнейшем используются при принятии решений. На это направлены основные усилия оперативных сотрудников, на это тратится значительное время.
В условиях информационной неопределенности, нечеткости, которая занимает все большее место в процессах информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел, современная полицейская аналитика, практически не работает.
Кроме того, по сути, отсутствуют подходы к эффективному использованию при принятии решений имеющихся в распоряжении ОВД ресурсов, многочисленных аппаратно-программных комплексов, автоматизированных информационно-справочных, информационно-поисковых и управленческих систем.
Существующая в МВД России структура информационных центров в целях формирования государственной отчетности достаточно успешно выполняет функции по сбору статистической информации о результатах работы подразделений органов внутренних дел на всех уровнях, однако, в ее задачи не входит аналитическая и прогностическая деятельность, в том числе и при разрешении конкретных криминальных ситуаций.
Устранение указанных недостатков в информационно-аналитическом обеспечении деятельности органов внутренних дел, по мнению автора, осуществимо, если реализовать на практике возможности, предоставляемые центрами оперативно-разыскной информации (ЦОРИ). Имея в своем арсенале доступ к широкому кругу информационных массивов (информационных центров, штабных и оперативных подразделений, контролирующих и надзирающих органов, СМИ и Интернета), ЦОРИ способны проводить комплексный анализ криминалистической и оперативно-разыскной информации, необходимый для принятия эффективных управленческих решений в сфере противодействия преступности.
Необходимым инструментом для подобного анализа является совокупность математических моделей, методов и алгоритмов, ориентированных как на перспективное планирование в сфере информационно-аналитического обеспечения оперативно-разыскной деятельности, так и на работу с конкретными криминальными ситуациями.
Степень разработанности темы Теоретические и практические вопросы совершенствования процессов принятия решений в социальных и экономических системах исследовались в работах многих отечественных и зарубежных ученых: К.А. Багриновского, В.Н Буркова, В.А. Ирикова, Р. Кини, А.Ф. Кононенко, Н.А. Коргина, М.
Месаровича, Н.Н. Моисеева, Д.А. Новикова, Х. Райфа, Т. Саати, Я. Такахары, В.Н. Цыгичко, С.Л. Чернышева, А.В. Щепкина и др.
В обоснование методов и механизмов аналитической работы в правоохранительной сфере большой вклад внесли В.М. Атмажитов, В.В. Гордиенко, С.Е. Вицин, И.В. Гурлев, А.П. Ипакян, В.Д. Малков, С.С. Овчинский, А.С. Овчинский, Г.А. Туманов, А.Ю. Шумилов, Е.Н. Яковец.
Подходы к решению актуальных задач управления в условиях информационной неопределенности на основе нечеткой логики и интеллектуальных систем рассматривались в работах: Л. Заде, С.А. Орловского, А. Пегата, Б. Прейфера.
Разработкой математических методов и моделей поддержки принятия решений в органах внутренних дел занимались такие ученые, как И.В. Горошко, А.В. Лебедев, В.А. Минаев, Л.Г. Хейло и др.
Однако, несмотря на глубокую проработку и несомненную научную значимость проанализированных нами исследований, изучение проблем поддержки принятия стратегических и тактических решений с использованием комплекса информационных ресурсов, математических методов и алгоритмов в органах внутренних дел не проводилось.
Необходимость разработки таких методов и алгоритмов, направленных на совершенствование деятельности центров оперативно-разыскной информации по борьбе с преступностью легла в основу диссертационного исследования, определив его цели и задачи.
Объект и предмет диссертационного исследования Объектом диссертационного исследования является система центров оперативно-разыскной информации ОВД и их функции в сфере информационноаналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности и процесса принятия решений в сфере противодействия преступности.
Предметом диссертационного исследования являются методы и алгоритмы информационного обеспечения принятия решений в системе центров оперативноразыскной информации.
Цель и задачи исследования Цель диссертационного исследования заключается в совершенствовании процессов поддержки принятия решений центрами оперативно-разыскной информации на основе математических методов и алгоритмов анализа и прогнозирования показателей деятельности.
Для достижения указанной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
Изучены и проанализированы место и роль центров оперативноразыскной информации в системе органов внутренних дел: определены их цели, функции и структура.
Проведен анализ современного состояния информационного 2.
обеспечения принятия решений центрами оперативно-разыскной информации, исследованы современные технологии сбора и обработки информации, существующие методы и модели анализа динамики преступности в ОВД.
Разработана и предложена математическая модель анализа развития 3.
этнической преступности на территории Пермского края на основе статистических данных и оперативно-разыскной информации, хранящейся в базах данных ЦОРИ.
Разработана методика анализа преступности и построения прогнозной 4.
модели на основе короткого временного ряда по преступлениям, квалифицируемым по статье 134 УК РФ с использованием нейросетевых алгоритмов.
Предложен алгоритм формирования допустимого множества 5.
альтернатив, основанный на обработке нечеткой экспертной информации и нечетком логическом выводе в целях поддержки принятия решений центрами оперативно-разыскной информации при раскрытии конкретных криминальных ситуаций.
Сформулированы предложения по совершенствованию 6.
информационно-аналитической деятельности центров оперативно-разыскной информации.
Методология и методы исследования Теоретической и методологической базой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области разработки моделей и механизмов управления сложными социальными системами, совокупность различных методологических приёмов и средств познания.
Учитывая сложность рассматриваемой проблемы, при проведении диссертационного исследования были использованы общенаучные, частные и специальные методы познания.
В ходе исследования применялись общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение и обобщение) и частнонаучные методы (многомерные статистические методы анализа данных: корреляционный, регрессионный, факторный анализ, экспертные оценки, математический аппарат нечетких множеств и нейронных сетей).
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что автором впервые исследованы проблемы обеспечения поддержки принятия стратегических и тактических решений в центрах оперативно-разыскной информации с использованием математических методов и алгоритмов, комплекса информационных ресурсов.
На основе проведенного исследования оперативно-аналитической 1.
деятельности ЦОРИ МВД России и выявленных недостатков, определены и обоснованы актуальные направления аналитической деятельности центров оперативно-разыскной информации, требующие внедрения новых подходов и разработки алгоритмов, обеспечивающих процесс принятия стратегических и тактических решений.
Проанализирована динамика преступлений, совершенных 2.
иностранными гражданами и лицами без гражданства. Определены особенности этого вида преступности и обоснована актуальность исследования динамики преступлений данной категории для Пермского края. С помощью комплексного применения методов математической статистики и факторного анализа при исследовании статистической и оперативно-разыскной информации, хранящейся в ЦОРИ, построена пространственная модель, описывающая этническую преступность и позволяющая прогнозировать ее динамику. Доказана ее значимость и адекватность.
Разработана и апробирована методика прогнозирования динамики 3.
преступлений на основе короткого временного ряда с использованием нейросетевых алгоритмов, расширяющая возможности центров оперативноразыскной информации в обеспечении процесса принятия стратегических решений.
Впервые разработан и практически применен алгоритм формирования 4.
допустимого множества альтернатив (ФДМА), дающий возможность ЦОРИ обеспечивать процесс принятия тактических решений, основанный на обработке нечеткой экспертной информации и нечетком логическом выводе при разрешении конкретных криминальных ситуаций.
Проведен комплексный криминологический анализ и дана оценка 5.
оперативной обстановки в городе Перми, разработан прогноз развития оперативной обстановки.
Сформулированы предложения по совершенствованию 6.
информационно-аналитической деятельности центров оперативно-разыскной информации на основе разработанных математических методов и алгоритмов.
Новизна сформулированных соискателем выводов и рекомендаций нашла отражение в положениях, выносимых на защиту:
Разработанная пространственная модель анализа развития этнической 1.
преступности на территории Пермского края включающая в себя значимые факторы, определяющие ее динамику. В их составе: количество поступивших оперативных документов в отношении мигрантов, иностранцев и лиц без гражданства, хранящаяся в банках данных ЦОРИ, число протоколов, составленных на иностранцев; число взятых на учет мигрантов.
Методика построения прогнозной модели короткого временного ряда, 2.
зарегистрированных преступлений, квалифицируемых по статье 134 УК РФ с использованием двухслойной нейронной сети, дающая возможность вырабатывать адекватные согласованные прогнозные значения при малом количестве данных, тем самым обеспечивающая поддержку принятия стратегических решений центрами оперативно-разыскной информации в условиях нестабильности криминальной обстановки.
Алгоритм формирования допустимого множества альтернатив 3.
основанный на обработке нечеткой экспертной информации и нечетком логическом выводе, обеспечивающий принятие тактических решений центрами оперативно-разыскной информации при раскрытии конкретных преступлений.
Предложения по совершенствованию информационно 4. аналитической деятельности центров оперативно-разыскной информации, направленные на повышение качества обеспечения принятия решений на основе разработанных математических методов и алгоритмов.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется актуальностью и новизной рассматриваемых положений, исследованием ряда вопросов, относящихся к совершенствованию аналитической деятельности центров оперативно-разыскной информации.
Выводы и рекомендации исследования, значительно дополняют теорию принятия решений в аналитической деятельности органов внутренних дел.
Практическая значимость работы заключается в разработке методик поддержки принятия решений центрами оперативно-разыскной информации с использованием математического аппарата факторного анализа, нейронных сетей, теории нечетких множеств, в целях совершенствования деятельности по поиску эффективных решений, в том числе принимаемых в условиях нечеткости первичных данных. Подготовлены методические рекомендации по отдельным направлениям оперативно-аналитической деятельности ЦОРИ, предназначенные для повышения уровня профессиональной подготовки аналитических сотрудников центров оперативно-разыскной информации.
Разработанные в процессе диссертационного исследования математические методы и алгоритмы поддержки принятия управленческих решений внедрены в практическую деятельность: ОРИ УМВД России по г. Перми, УУР ГУ МВД России по Пермскому краю, ООО «Управляющая компания «РИАЛ»» и используются в учебном процессе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет».
Обоснованность и достоверность результатов диссертационного исследования Обоснованность диссертационного исследования определяется применением общепризнанных методологических положений, используемых при решении проблем из рассматриваемой области: комплексной методики исследования, дающей возможность объективно и всесторонне изучить поставленные задачи; общих и частнонаучных методов.
Для решения поставленных задач использовались математические методы обработки статистических данных и эмпирические данные за 8 лет (с 2005 по 2013 гг.): федеральной службы государственной статистики, ГИАЦ МВД России, УФМС России по Пермскому краю, сведения ИС ОРИ УМВД РФ по г. Перми.
Достоверность результатов исследования подтверждается результатами внедрения разработанных методов и алгоритмов в практическую деятельность оперативных подразделений ГУ МВД России по Пермскому краю, ООО «Управляющая компания «РИАЛ»». Кроме этого, основные выводы, диссертационного исследования, были подтверждены результатами анкетирования сотрудников оперативных служб ГУ МВД России по Пермскому краю и слушателей Академии управления МВД России.
Апробация и внедрение в практику результатов диссертационного исследования Основные научные и практические результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Всероссийских конференциях, проводимых Академией управления МВД России в 2012-2014 г.г. по теме «Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов» (Москва); Международной научно-практической конференции, проводимой в 2014 г. по теме «Теория активных систем» (Москва, ТАС).
По результатам диссертационного исследования автором получены четыре акта о внедрении результатов исследования в практическую деятельность и учебный процесс высших учебных заведений.
Основные положения и выводы проведенного исследования опубликованы в пяти научных статьях, три из которых в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных перечнем ВАК Минобрнауки Российской Федерации.
Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, состоящих из девяти параграфов, заключения, списка приводимых в тексте сокращений, списка использованной литературы и шести приложений.
Глава 1. Центры оперативно-разыскной информации в системе органов внутренних дел § 1.
1. Центры оперативно-разыскной информации МВД России: цели, задачи, функции и структура В настоящее время центры оперативно-разыскной информации органов внутренних дел России (ЦОРИ) играют важную роль в обеспечении основных направлений борьбы с преступностью, как внутри страны, так и в рамках международного сотрудничества. Без информационного сопровождения, осуществляемого сотрудниками центров оперативно-разыскной информации, не расследуется ни одно уголовное дело, не осуществляется ни одна оперативная проверка.
Первые экспериментальные центры оперативно-разыскной информации в структуре МВД появились в середине 90 годов прошлого века.
Именно в этот период проблема совершенствования информационного обеспечения органов внутренних дел России приобрела исключительное значение, в связи с чем, руководством МВД предпринимались различные меры (организационные, технические, методические, правовые), создавшие предпосылки обеспечения практических работников достоверной и качественной информацией.
В 1991 году была утверждена Программа компьютеризации ОВД Российской Федерации на ближайшую перспективу, в рамках которой был осуществлен анализ текущего состояния информационного обеспечения, ОВД, определены задачи совершенствования информационной службы и принципы оснащения ОВД средствами вычислительной техники1.
Приказ МВД РСФСР от 5 июля 1991 г. №104 «Об утверждении программы компьютеризации органов внутренних дел Российской Федерации на ближайшую перспективу» (прик. не действ. в соотв. с приказом МВД РФ от 16.05.1994г.
В качестве первоочередных задач информатизации ОВД были определены:
создание и сопровождение проблемно ориентированных банков данных по всем направлениям деятельности;
обеспечение оперативного доступа пользователей к базам данных различного назначения непосредственно с рабочих мест сотрудников;
автоматизация оперативного управления силами и средствами;
применение математических методов анализа информации;
внедрение современной (безбумажной) информационной технологии.
В положении о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденном Указом Президента РФ № 1039 от 18 июля 1996 г., закрепляется положение о том, что министерство «…формирует, ведет и использует федеральные учеты, банки данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации, осуществляет справочно-информационное обслуживание органов внутренних дел и внутренних войск, заинтересованных государственных органов, организует государственную статистику и статистику в системе Министерства. »1.
В тоже время, являясь субъектом оперативно-розыскной деятельности, оперативные подразделения ОВД в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» получили широкие возможности по созданию и использованию информационных систем, обеспечивающих сбор информации «о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, Указ Президента РФ от 18.07.1996г. №1039 (в ред. от 17.04.2003) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ.1996г..№30. ст. 3605(утратил силу с 19.07.2004г. в связи с изд. Указа Президента РФ от 19.07.2004г. № 927).
военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации»1.
В этот же период во Всесоюзном научно-исследовательском институте МВД СССР активно проводились фундаментальные исследования по теоретическому обоснованию проблем информационного обеспечения ОРД и необходимости переосмысления, существующих организационно-тактических форм оперативно-розыскной деятельности (А.И. Алексеев, В.А. Лукашов, С.С. Овчинский, Г.К. Синилов., Ю.В. Солопанов и др.). Был подготовлен ряд теоретических монографий, не потерявших актуальность и в настоящее время2.
Совокупность перечисленных факторов предопределила создание в структуре криминальной милиции МВД нового информационно-аналитического подразделения, которое должно было обеспечить не только сбор и хранение особого вида информации (оперативно-разыскной), но осуществлять ее обработку и анализ с целью получения новых, ранее не известных, знаний (сведений), востребованных в ходе планирования и проведения оперативно-розыскных мероприятий, то есть ориентированных на получение оперативно-разыскной информации.
В период с 1995 по 1996 год в качестве эксперимента были созданы межрайонные отделы криминальной информации (МОКИ) в УВД Пермской области, Краснодарского края и МВД Республики Татарстан. Несколько лет эффективной работы в рамках эксперимента привели к тому, что уже в 2001 году в структуре МВД РФ было создано новое подразделение – Управление Федеральный закон Российской Федерации №144-ФЗ от 12.08.1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»//Собрание законодательства РФ. 1995. № ст. 3349.( с изм., от 30.12.1999 г. № 225-ФЗ, от 5 января 1999 г. № 6-ФЗ, от июля 1998 г. № 117-ФЗ,от 18 июля 1997 г. № 101-ФЗ).
Гребельский Д.В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.М.,1977.С.89.
оперативно-разыскной информации СКМ МВД РФ. В качестве приоритетного направления деятельности вновь созданного подразделения являлась разработка и внедрение в практику ОВД методов аналитического поиска по наиболее актуальным проблемам: борьба с терроризмом, выявление участников незаконных вооруженных формирований (НВФ), противодействие организованной преступности и коррупции, осуществляемых на базе единого информационного пространства всех оперативных служб МВД.
В 2002 году организационно-штатным приказом МВД РФ, определившим типовые структуры МВД-ГУВД-УВД, были введены новые подразделения криминальной милиции «Центры оперативно-разыскной информации», непосредственно подчиненные МВД-ГУВД.
Это решение было закреплено Постановлением Правительства РФ № 60 от 6 февраля 2003 года, которое внесло изменения в Постановление Правительства РФ № 925 «О подразделениях криминальной милиции» от 7 декабря 2000 года. С этого момента официально в структуру криминальной милиции введены «подразделения оперативно-разыскной информации»
(подпункт «к» п.1 и п.3 ПП РФ № 925 от 7.12.2000 г.).
В ходе масштабного реформирования МВД России в соответствии с Приказом МВД России № 608 от 19.06.2013 года «О некоторых вопросах организации оперативно-разыскной деятельности в системе МВД РФ»
подразделения оперативно-разыскной информации определены субъектами ОРД и выделены как самостоятельные подразделения полиции.
Рассматривая современные подразделения ОРИ МВД России с точки зрения теории управления, можно сказать, что они относятся к искусственным
Далее ОРИ
социальным системам-организациям, специально созданным человеком для решения определенных задач или выполнения конкретного социального заказа1.
В общем смысле социальный заказ системы органов внутренних дел определяется Федеральным Законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и заключается в обеспечении защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности2.
Конкретизация социальных заказов находит свое выражение в целяхзаданиях, которые, как правило, нормативно закрепляются действующим законодательством3.
Цели-задания органов внутренних дел определены Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»4.
В соответствии с указанными нормативными актами, основной целью ЦОРИ в современной структуре МВД России, является осуществление правоприменительных полномочий в области оперативно-аналитического и информационного обеспечения деятельности оперативных подразделений системы МВД России по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений.
Названная цель, сформулирована в достаточно общем виде и относится к категории генеральной. Для ее уточнения можно использовать метод Франчук В.И. Основы построения организационных систем.М.,1991.С.6.
Федеральный Закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 21.07.2014) //Собрание законодательства РФ.2001.№7.ст.900.
3 Горошко И.В. Математическое моделирование в управлении органами внутренних дел.М.,2000.С.25.
Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 (ред. от 20.01. 2015) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»//Собрании законодательства РФ.2011.№10.ст.1334.
Для подразделений ОРИ, генеральной целью является оперативноаналитическое и информационное обеспечение деятельности подразделений полиции системы МВД России по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений (Рисунок 1.1).
К целями второго уровня, относятся:
Формирование в органах внутренних дел Российской Федерации единой информационной системы оперативно-разыскной информации.
Анализ оперативно-разыскной, статистической и иной информации.
Осуществление контроля своевременности представления и качества информации в части, полноты и достоверность сведений.
Обеспечение конфиденциальности информации, ее защита от несанкционированного доступа.
Построение графа целей помогает выявить функции, которые часто трактуются как возможные пути, направленные к достижению генеральной цели.
В нашем случае основными функциями ЦОРИ являются:
Сбор и обработка оперативно-значимой и иной информации.
Организация и порядок выдачи оперативно-разыскной информации.
Тамбовцев В.Л. Анализ целей в управлении общественным производством.М.,1982.С.124.
Формирование автоматизированных информационных систем и интегрированных баз данных.
Обеспечение оперативных подразделений полиции оперативно- разыскной информацией по запросам.
Осуществление аналитического поиска для получения ранее неизвестной оперативно-значимой информации.
Обеспечение контроля полноты и своевременности наполнения территориальных массивов ОРИ.
Обеспечение формирования единого регионального АИБД ОРИ.
Обеспечение формирования единого федерального АИБД ОРИ МВД России.
Обеспечение защиты информации путем использования программноаппаратных средств.
Обеспечения контроля соблюдения режима секретности на всех этапах прохождения оперативно-разыскной информации.
Обеспечение внутреннего аудита деятельности сотрудников ЦОРИ.
Этап выявления целей и функций необходим для построения морфологического, структурного описания системы центров оператвиноразыскной информации.
Концепция формирования и развития центров оперативно-разыскной информации установлена рядом нормативных актов Правительства и МВД Российской Федерации, в соответствии с которыми основным структурным подразделением, обеспечивающим информационное сопровождение процесса раскрытия преступлений в системе МВД России, определена система Центров (отделов) оперативно-разыскной информации.
Анализ их деятельности и личный опыт автора позволил сформировать обобщенную таблицу, в которой интегрированы уровни управления и выполняемые функции указанных подразделений (Таблица 1).
(центра) ОРИ – начальника отделения информационных технологий и защиты информации и заместителя начальника центра, курирующего отделения (группы) по организации обработки и выдачи информации, осуществления аналитического поиска и прогнозирования.
Начальник отделения (центра) ОРИ, непосредственно курирует работу отделения (группы) координации, а так же отделения аналитического поиска и прогнозирования.
Исходя из задач, решаемых в ходе диссертационного исследования, автором была разработана типовая схема организационной структуры ЦОРИ на уровне главных управлений МВД России (Рисунок 1.2).
Предложенный вариант структурного построения, позволяет отделам оперативно-разыскной информации, выполнять свои функции в полном объеме.
Основными элементами, обеспечивающими успешное достижение целей и выполнение функций являются: информационная система1 ОРИ, технологии, применяемые в работе с ИС ОРИ.
Организационную структуру системы ЦОРИ необходимо рассматривать в неразрывной связи с информационными ресурсами, под которыми будем понимать отдельные документы и массивы документов в информационных системах (фондах, банках данных, иных информационных системах).
Головным подразделением в системе МВД России по организации формирования, ведения и использования ИС ОРИ определено УОРИ МВД России.
На региональном уровне в ЦОРИ, иных оперативных
— подразделениях МВД по республикам, ГУ, УМВД России по иным субъектам Российской Федерации.
Кроме того, в целях обеспечения реализации отдельных направлений деятельности, исходя из штатной численности, технических возможностей и особенностей складывающейся оперативной обстановки, в ГУУР, ГУЭБ и ПК, ГУПЭ МВД России, оперативных подразделениях ГУТ МВД России, территориальных органах МВД России по решению руководителя подразделения в составе ИС ОРИ, по согласованию с УОРИ МВД России, могут создаваться локальные ИС ОРИ (Приложение А).
Принципы формирования и структура ИС ОРИ, технологии работы с информацией, будут детально рассмотрены в последующих главах диссертационного исследования.
Обозначенные цели, задачи, функции и структура ЦОРИ, позволяют классифицировать перечисленные элементы как замкнутую управляющую систему, включающую в себя, целую совокупность управляющих и управляемых подсистем, взаимодействие между которыми осуществляется при помощи прямых и обратных связей.
В соответствии с данной концепцией объектом управляющего воздействия является преступность как явление, а подразделения ОРИ являются субъектом управляющего воздействия на нее в составе иных субъектов управления системы МВД объединенных: единой целью, совокупностью подцелей, взаимосвязанностью нормативно-закрепленных функций, единой правовой информационно-аналитической базой.
Осуществляя свои функции субъекты управления (например, органы внутренних дел) и системы объектов управления (преступность и связанные с ней явления) вступают в сложное взаимодействие, которое можно представить как противостояние с выделением следующих основных направлений:
Организация управления процессом борьбы с преступностью (в первую очередь воздействие на лиц, ведущих преступный образ жизни).
Деятельность, направленная на выявление и устранение причин преступности.
Непосредственное выявление, предотвращение, пресечение и раскрытие преступлений путем обеспечения неотвратимости наказания.
Обеспечение личной безопасности граждан и их имущества от преступных посягательств, обеспечение общественной безопасности и укрепление правопорядка.
На сегодняшний день, в соответствии с действующими нормативноправовыми актами МВД России («Наставление по формированию ведению и использованию ИС ОРИ» от 10.07.2013 г.) основное предназначение ЦОРИ заключается в оперативно-аналитическом обеспечении деятельности оперативных подразделений по:
Выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также выявлению и установлению лиц, причастных к их совершению.
Осуществление розыска лиц, причастных к совершению противоправной деятельности.
Обеспечение информационного взаимодействия по обмену оперативно-разыскной информации с оперативными подразделениями государственных органов, осуществляющих ОРД.
Данный перечень задач относится к задачам тактического уровня, который обеспечивает выполнение основных функций оперативных подразделений органов внутренних дел (раскрытие преступлений, розыск преступников) на основе анализа первичной информации.
Однако если рассматривать ЦОРИ как субъект управления в сфере борьбы с преступностью, то, по мнению автора, они способны успешно обеспечивать и решение задач стратегического уровня, а также способствовать повышению эффективности непосредственно самой управленческой деятельности, путем информационного обеспечения процесса принятия решения.
В литературных источниках1 существуют различные точки зрения по содержательному определению понятия «стратегия».
Отечественные ученые определяют стратегию как «совокупность рациональных приемов достижения долговременных целей в условиях нестабильности внешней среды», «набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития той или иной системы»2.
В основе процесса принятия и осуществления стратегических решений, лежит стратегический выбор лица, принимающего решение (ЛПР), основанный на оценке адекватности собственного потенциала, средствах и методах, находящихся в его распоряжении, направленный на противостояние проявлению внешних угроз, в первую, очередь, преступности.
Для определения круга задач управленческого уровня необходимо Поршнев А.Г. Управление организацией. М., 2002.С.97.; Карлофф Б. Деловая стратегия.М.,1991.С.83-88.; Экономическая энциклопедия.М.,1999.С.652.;
Большой экономический словарь. М.,1994.С.347.
Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы.СПБ.,1995.С.25.
рассмотреть процесс принятия решения более детально.
Вообще, принятие решений применительно к органам внутренних дел, в том числе и к подразделениям ОРИ, представляет собой процесс, который всегда начинается с выявления проблемы и заканчивается выбором решения – действия по ее устранению1.
Основными требованиями, предъявляемыми к процессу принятия решений, являются: своевременность, обоснованность, директивность, непротиворечивость, конкретность, законность и правомочность2.
Как и в других социальных системах, задача принятия решений в центрах оперативно-разыскной информации направлена на достижение поставленных целей наиболее оптимальным способом и с учетом имеющихся ограничений.
Разработка плана направленного на устранение существующей проблемы составляет сущность задачи принятия решений.
Исходной информацией для постановки задачи принятия решения является описание проблемной ситуации, далее определяются критерии выбора, формируются несколько альтернативных вариантов решений, и оценивается их предпочтительность.
Таким образом, задача принятия управленческого решения заключается в поиске оптимального решения Y* из множества альтернативных решений Y, на основе сформулированных критериев выбора К, путем произведения оценки предпочтений, в определении проблемной ситуации множеством S0 альтернативных ситуаций S, формулировании множества целей А, ограничений В, в условиях располагаемого времени Т и ресурсов Q.
В обобщенном виде для ЛПР задача принятия решения записывается в виде:
Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений.М.,1984.С.45.
Евминова Л.Г. Основы теории принятия решений.М.,1979.С.23.; Майдыков А.Ф.
Стиль и методы деятельности начальника ГРОВД и их совершенствование.М.,1989.С.28.
Евминова Л.Г. Основы теории принятия решений.М.,1979.С.27.
Построение выводов и гипотез.
Такая последовательность позволяет структурно упорядочить процесс принятия решений и построить информационную модель процесса, на основе которой рационально организуется сбор, обработка и хранение информации.
Требования, предъявляемые к свойствам информации, на основе которой принимаются те или иные решения в системе ОВД достаточно высоки. Это:
Объективность (более объективной принято считать ту информацию, в которую методы ее обработки вносят меньший субъективный элемент, т.е. в ходе любого информационного процесса степень объективности информации всегда понижается).
Полнота качество информации и определяет
— (характеризует достаточность данных для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся).
Адекватность (степень соответствия информации, полученной в информационном процессе, реальному объективному состоянию дела, причем, и полные, и достоверные данные могут приводить к созданию неадекватной информации в случае применения к ним неадекватных методов ее обработки).
Доступность (мера возможности получить ту или иную информацию).
Актуальность (это степень соответствия информации текущему моменту времени).
Точность (определяется степенью близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.).
Достоверность (определяется ее свойством отражать реально существующие объекты с необходимой точностью).
Устойчивость (отражает ее способность реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности).
§ 1.2. Информационное обеспечение процесса принятия решений центрами оперативно-разыскной информации и его современные особенности.
Являясь частью теории управления, теория принятия решений (ТПР) представляет собой систему знаний, отражающих сущность понятий «закономерность» и «решение». Под сущностью принятия решений (ПР) как процесса понимается внутренняя, относительно устойчивая основа управленческих решений (УР), определяющая его смысл, роль и место в функционировании и развитии организации.
Основная цель принимаемого управленческого решения – обеспечить координирующее (регулирующее) воздействие на систему управления, реализующую решение управленческих задач персоналом по достижению целей организации.
Достижение этих целей предусматривает решение задач, составляющих содержание и последовательность действий при выполнении непосредственных обязанностей1.
По мнению автора, применительно к ЦОРИ, процесс обеспечения принятия решений ЛПР, в зависимости от поставленных задач, обеспечивается путем проведения стратегического либо тактического анализа имеющейся информации, то есть основой решения обозначенных выше целей управленческого уровня является информация и, собственно, работа с информацией.
В теории рассматривается два основных вида информации: элементарная (вторичная)2.
(первичная) и обработанная Элементарная информация характеризует определенное событие, факт. Примером элементарной информации может служить полученная оперативная информация по конкретному факту, либо в отношении определенного лица. Сама по себе элементарная информация не может служить основой для подготовки и принятия управленческих решений, для этого ее необходимо специальным образом обработать.
Обработку элементарной информации принято рассматривать в узком и широком смысле:
Таким образом, информационное обеспечение процесса принятия решений представляет собой замкнутый управленческий цикл, начиная от подготовки Орлов А. И. Теория принятия решений.М.,2006.С.147.
Ложе И. Информационные системы.М.,1979.С.10-16.
принятия решения, до организации и контроля по его исполнению, включающий в себя:
Сбор элементарной информации о состоянии управляемой системы и внешней среды.
Передачу этой информации по каналам связи в места ее обработки.
Обработку элементарной информации с целью формирования управляющего воздействия.
Передачу информации, содержащей управляющее воздействие субъекту управления.
Принятие управленческого решения и выбор алгоритма его реализации.
Обеспечение контроля над его реализацией.
В целях эффективного воплощения в жизнь данного алгоритма необходимы информационные системы, в которых осуществляются информационные процессы, составляющие полный цикл обращения к информации (регистрация, формирование, хранение, поиск, обработка, передача, представление, уничтожение)1. Место информационных систем в процессе управления может быть понятно из схемы2 (Рисунок 1.3).
Информационные системы, используемые в органах внутренних дел, подразделяются на:
Внутренние системы информационного обеспечения структурных подразделений и отдельных служб (дежурных частей, уголовного розыска, кадрового аппарата, следствия и др.).
Горошко И.В. Компьютерный сбор и обработка информации.М.,1997.С. 518-549.
Горошко И.В., Сичкарук А.В., Флока, А.Б. Методы и модели анализа данных в правоохранительной деятельности.М.,2007.С.41.
Специфика получения информации в процессе оперативно-разыскной деятельности ОВД путем использования, как гласных, так и негласных методов обусловливает приоритетность оперативно-разыскной информации как основной составляющей криминалистических учетов органов внутренних дел2, а ее использование необходимо рассматривать как особый вид процессуальной деятельности3.
Необходимо отметить, что успех деятельности подразделений органов внутренних дел во многом зависит и «от степени обеспечения безопасности соответствующей, длительно накопленной и систематизированной, криминалистически значимой информации»4.
По мнению автора, наиболее эффективное использование накопленной информации всех криминалистических учетов с обеспечением логической взаимосвязи компонентов сигнальной, ориентирующей, розыскной и доказательственной информации, а также ее защиты от несанкционированного доступа и утраты возможно в рамках функционирования ЦОРИ органов внутренних дел.
Как отмечалось ранее, структура информационных ресурсов органов внутренних дел представляет собой многоуровневую систему интегрированных банков данных, и внутренних локальных автоматизированных информационных систем. В связи с этим для информационного обеспечения процесса принятия решений на стратегическом или тактическом уровне подразделениями ОРИ,
Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика.М.,2006.С.417.
Горяинов К.К., Овчинский В.В., Синилов Г.К., Шумилов А.Ю. Оперативнорозыскная деятельность.М.,2004. С. 247.
«ПОДЪЯЧЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ СТВОЛА НАКЛОННО НАПРАВЛЕННЫХ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ СКВАЖИН Специальность 25.00.15 – Технология бурения и освоения скважин Диссертация на соискание учёной степени кандидата. »
«Галактионов Олег Николаевич СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКВОЗНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЛЕСОСЕЧНЫХ РАБОТ С РЕЦИКЛИНГОМ ЛЕСОСЕЧНЫХ ОТХОДОВ 05.21.01 – Технология и машины лесозаготовок и лесного хозяйства Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук НАУЧНЫЙ КОНСУЛЬТАНТ – доктор технических наук, профессор И. Р. Шегельман Петрозаводск – 2015 Содержание Введение Состояние исследований в области рециклинга лесосечных отходов. »
«СМАНЬ Антон Владимирович СТАБИЛИЗАЦИЯ ТЕПЛОВОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО БАЛАНСА ВЫСОКОАМПЕРНОГО ЭЛЕКТРОЛИЗЕРА В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ ТОКОВОЙ НАГРУЗКИ Специальность 05.16.02 – Металлургия черных, цветных и редких металлов ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата. »
«Михеев Алексей Александрович МЕТОДЫ И СРЕДСТВА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ СУШИЛЬНОЙ КАМЕРОЙ Специальность 05.13.06 – Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (промышленность) Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук Научный руководитель – доктор. »
«СЕРЖАН СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ ОБОСНОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ СИСТЕМЫ С ГРУНТОЗАБОРНЫМ УСТРОЙСТВОМ И ГИДРОДВИГАТЕЛЕМ ДЛЯ ДОБЫЧИ ЖЕЛЕЗОМАРГАНЦЕВЫХ КОНКРЕЦИЙ Специальность 05.05.06 – Горные машины ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата технических наук Научный. »
«Брыкалов Сергей Михайлович МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ВЕРТИКАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР АТОМНОЙ ОТРАСЛИ 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность) Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. »
«СОКОЛОВ Александр Владимирович МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ДАТЧИКОВ ДАВЛЕНИЯ И ТЕМПЕРАТУРЫ Специальность: 05.13.18 – математическое моделирование, численные методы и комплексы программ Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук Научный руководитель: доктор технических наук, профессор Михайлов П.Г. ПЕНЗА – 2015 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.. 1. »
«Муль Дарья Олеговна ПОВЕРХНОСТНОЕ УПРОЧНЕНИЕ СРЕДНЕУГЛЕРОДИСТОЙ ХРОМИСТОЙ СТАЛИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВНЕВАКУУМНОЙ ЭЛЕКТРОННО-ЛУЧЕВОЙ НАПЛАВКИ СМЕСЕЙ ПОРОШКОВЫХ КАРБИДООБРАЗУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ 05.16.09 – материаловедение (в машиностроении) Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук Научный руководитель доктор технических. »
«Маркелов Геннадий Яковлевич ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СЦЕНАРИЕВ ДЛЯ АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ В ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ ( НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ХАБАРОВСКА ) 05.13.01 системный анализ, управление и обработка информации (техника и технология) Диссертация на соискание учёной степени кандидата технических наук Научный руководитель: д.т.н. Бурков Сергей. »
«ФИШЕВА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР В 1930-1950-е гг. Специальность 07.00.02 – Отечественная история ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата исторических наук Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Ульянова С.Б. Санкт-Петербург 2014 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. »
«Малютина Юлия Николаевна СТРУКТУРА И МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ИЗ РАЗНОРОДНЫХ СПЛАВОВ, СВАРЕННЫХ ВЗРЫВОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАРЬЕРНЫХ СЛОЕВ 05.16.09 – материаловедение (в машиностроении) Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук Научный руководитель кандидат физико-математических наук, доцент. »
«ПОТАПОВ Роман Валерьевич РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ РАДИОМЕТРИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ПОДЗЕМНЫХ ГОРНЫХ ВЫРАБОТОК В УСЛОВИЯХ ВЫСОКОЙ ОБВОДНЕННОСТИ Специальность 05.26.01 – Охрана труда (в горной промышленности) Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. »
«Францева Алина Алексеевна Оптимизационные исследования ТЭЦ с газосетевым подогревателем и фреоновыми термотрансформаторами Специальность 05.14.14 – Тепловые электрические станции, их энергетические системы и агрегаты Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук Научный руководитель: доктор технических наук. »
«Полякова Вероника Васильевна ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА УЛЬТРАМЕЛКОЗЕРНИСТОГО СПЛАВА Ti-6Al-7Nb ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ ПРИМЕНЕНИЙ 05.16.01 – Металловедение и термическая обработка металлов и сплавов Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук Научный руководитель: д.т.н. Семенова. »
«ЧАУЗОВ КИРИЛЛ ВЛАДИМИРОВИЧ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЕЕНЫХ ДЕРЕВЯННЫХ БРУСЬЕВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДИФИЦИРОВАННЫХ СВЯЗУЮЩИХ 05.21.05 – Древесиноведение, технология и оборудование деревопереработки ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата. »
«Имамов Рустам Рафкатович РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ С УЧЕТОМ РИСКОВЫХ ФАКТОРОВ 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и. »
«Бегляров Рафаэль Рубенович СНИЖЕНИЕ ПОТЕРЬ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ПРИ РАБОТЕ МОБИЛЬНЫХ МЕЛИОРАТИВНЫХ НАСОСОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА Специальность: 05.20.02 – Электротехнологии и электрооборудование в сельском хозяйстве Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук Научный руководитель доктор. »
«Агапов Сергей Иванович НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ УЛЬТРАЗВУКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРЕЦИЗИОННЫХ МЕЛКОМОДУЛЬНЫХ КОЛЕС Специальность: 05.02.07 – Технология и оборудование механической и физико-технической обработки Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук Научный консультант: доктор технических наук, доцент Сидякин Юрий Иванович. »
«Подмарев Анатолий Александрович РАЗРАБОТКА И ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УРОФЛОУМЕТРИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА Специальность 05.11.17 – Приборы, системы и изделия медицинского назначения Диссертация на соискание учной степени кандидата технических наук Научный руководитель: доктор технических наук, профессор Н.П. Ямпурин Пенза 2015 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. »
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.