что такое опыты и экспериментирование

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

Как про­ткнуть воз­душ­ный шарик без вреда для него?

Ребе­нок знает, что если про­ко­лоть шарик, то он лоп­нет. Наклейте на шарик с двух сто­рон по кусочку скотча. И теперь вы спо­койно про­ткнете шарик через скотч без вся­кого вреда для него.

“Под­вод­ная лодка” №1. Под­вод­ная лодка из винограда

Возь­мите ста­кан со све­жей гази­ро­ван­ной водой или лимо­на­дом и бросьте в нее вино­гра­динку. Она чуть тяже­лее воды и опу­стится на дно. Но на нее тут же нач­нут садиться пузырьки газа, похо­жие на малень­кие воз­душ­ные шарики. Вскоре их ста­нет так много, что вино­гра­динка всплывет.

Но на поверх­но­сти пузырьки лоп­нут, и газ уле­тит. Отя­же­лев­шая вино­гра­динка вновь опу­стится на дно. Здесь она снова покро­ется пузырь­ками газа и снова всплы­вет. Так будет про­дол­жаться несколько раз, пока вода не “выдох­нется”. По этому прин­ципу всплы­вает и под­ни­ма­ется насто­я­щая лодка. А у рыбы есть пла­ва­тель­ный пузырь. Когда ей надо погру­зиться, мускулы сжи­ма­ются, сдав­ли­вают пузырь. Его объем умень­ша­ется, рыба идет вниз. А надо под­няться — мускулы рас­слаб­ля­ются, рас­пус­кают пузырь. Он уве­ли­чи­ва­ется, и рыба всплывает.

что такое опыты и экспериментирование. Смотреть фото что такое опыты и экспериментирование. Смотреть картинку что такое опыты и экспериментирование. Картинка про что такое опыты и экспериментирование. Фото что такое опыты и экспериментирование

“Под­вод­ная лодка” №2. Под­вод­ная лодка из яйца

Возь­мите 3 банки: две пол-лит­ро­вые и одну лит­ро­вую. Одну банку напол­ните чистой водой и опу­стите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вто­рую банку налейте креп­кий рас­твор пова­рен­ной соли (2 сто­ло­вые ложки на 0,5 л воды). Опу­стите туда вто­рое яйцо — оно будет пла­вать. Это объ­яс­ня­ется тем, что соле­ная вода тяже­лее, поэтому и пла­вать в море легче, чем в реке.

А теперь поло­жите на дно лит­ро­вой банки яйцо. Посте­пенно под­ли­вая по оче­реди воду из обеих малень­ких банок, можно полу­чить такой рас­твор, в кото­ром яйцо не будет ни всплы­вать, ни тонуть. Оно будет дер­жаться, как под­ве­шен­ное, посреди раствора.

Когда опыт про­ве­ден, можно пока­зать фокус. Под­ли­вая соле­ной воды, вы добье­тесь того, что яйцо будет всплы­вать. Под­ли­вая прес­ную воду — того, что яйцо будет тонуть. Внешне соле­ная и прес­ная вода не отли­ча­ется друг от друга, и это будет выгля­деть удивительно.

Как достать монету из воды, не замо­чив рук? Как выйти сухим из воды?

Поло­жите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замо­чив рук? Тарелку нельзя накло­нять. Сло­жите в комок неболь­шой кло­чок газеты, подо­жгите его, бросьте в пол-лит­ро­вую банку и сразу же поставьте ее вниз отвер­стием в воду рядом с моне­той. Огонь потух­нет. Нагре­тый воз­дух вый­дет из банки, и бла­го­даря раз­но­сти атмо­сфер­ного дав­ле­ния внутри банки вода втя­нется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замо­чив рук.

Цветы лотоса

Вырежьте из цвет­ной бумаги цветы с длин­ными лепест­ками. При помощи каран­даша закру­тите лепестки к цен­тру. А теперь опу­стите раз­но­цвет­ные лотосы на воду, нали­тую в таз. Бук­вально на ваших гла­зах лепестки цве­тов нач­нут рас­пус­каться. Это про­ис­хо­дит потому, что бумага намо­кает, ста­но­вится посте­пенно тяже­лее и лепестки раскрываются.

Есте­ствен­ная лупа

Если вам пона­до­би­лось раз­гля­деть какое-либо малень­кое суще­ство, напри­мер паука, комара или муху, сде­лать это очень просто.

Поса­дите насе­ко­мое в трех­лит­ро­вую банку. Сверху затя­ните гор­лышко пище­вой плен­кой, но не натя­ги­вайте ее, а, наобо­рот, про­да­вите ее так, чтобы обра­зо­ва­лась неболь­шая емкость. Теперь завя­жите пленку верев­кой или резин­кой, а в углуб­ле­ние налейте воды. У вас полу­чится чудес­ная лупа, сквозь кото­рую пре­красно можно рас­смот­реть мель­чай­шие детали.

Тот же эффект полу­чится, если смот­реть на пред­мет сквозь банку с водой, закре­пив его на зад­ней стенке банки про­зрач­ным скотчем.

Водя­ной подсвечник

Возь­мите недлин­ную сте­а­ри­но­вую свечу и ста­кан воды. Ниж­ний конец свечи утя­же­лите нагре­тым гвоз­дем (если гвоздь будет холод­ным, то свеча рас­кро­шится) так, чтобы только фитиль и самый кра­е­шек свечи оста­лись над поверхностью.

Ста­кан с водой, в кото­ром пла­вает эта свеча, будет под­свеч­ни­ком. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот дого­рит до воды и погас­нет. Но этого не про­изой­дет. Свеча дого­рит почти до самого конца. И кроме того, свеча в таком под­свеч­нике нико­гда не будет при­чи­ной пожара. Фитиль будет пога­шен водой.

Как добыть воду для питья?

Выко­пайте яму в земле глу­би­ной при­мерно 25 см и диа­мет­ром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пла­сти­ко­вый кон­тей­нер или широ­кую миску, вокруг нее поло­жите све­жей зеле­ной травы и листьев. Накройте ямку чистой поли­эти­ле­но­вой плен­кой и засыпьте ее края зем­лей, чтобы из ямы не выхо­дил воз­дух. В цен­тре пленки поло­жите каме­шек и слегка при­да­вите пленку над пустой емко­стью. При­спо­соб­ле­ние для сбора воды готово.

Оставьте свою кон­струк­цию до вечера. А теперь осто­рожно стрях­ните землю с пленки, чтобы она не попала в кон­тей­нер (миску), и посмот­рите: в миске нахо­дится чистая вода.

Откуда же она взя­лась? Объ­яс­ните ребенку, что под дей­ствием сол­неч­ного тепла трава и листья стали раз­ла­гаться, выде­ляя тепло. Теп­лый воз­дух все­гда под­ни­ма­ется вверх. Он в виде испа­ре­ния осе­дает на холод­ной пленке и кон­ден­си­ру­ется на ней в виде капе­лек воды. Эта вода и сте­кала в вашу емкость; помните, вы ведь слегка про­да­вили пленку и поло­жили туда камень.

Теперь вам оста­лось при­ду­мать инте­рес­ную исто­рию о путе­ше­ствен­ни­ках, кото­рые отпра­ви­лись в дале­кие страны и забыли взять с собой воду, и начи­найте увле­ка­тель­ное путешествие.

Чудес­ные спички

Вам пона­до­бится 5 спичек.

Над­ло­мите их посре­дине, согните под пря­мым углом и поло­жите на блюдце.

Кап­ните несколько капель воды на сгибы спи­чек. Наблю­дайте. Посте­пенно спички нач­нут рас­прав­ляться и обра­зуют звезду.

При­чина этого явле­ния, кото­рое назы­ва­ется капил­ляр­ность, в том, что волокна дерева впи­ты­вают влагу. Она пол­зет все дальше по капил­ля­рам. Дерево набу­хает, а его уце­лев­шие волокна “тол­стеют”, и они уже не могут сильно сги­баться и начи­нают расправляться.

что такое опыты и экспериментирование. Смотреть фото что такое опыты и экспериментирование. Смотреть картинку что такое опыты и экспериментирование. Картинка про что такое опыты и экспериментирование. Фото что такое опыты и экспериментирование

Умы­валь­ни­ков началь­ник. Сде­лать умы­валь­ник — это просто

Малыши имеют одну осо­бен­ность: они испач­ка­ются все­гда, когда к тому есть хоть малей­шая воз­мож­ность. И целый день водить ребенка домой умы­ваться довольно хло­потно, к тому же дети не все­гда хотят ухо­дить с улицы. Решить этот вопрос очень про­сто. Сде­лайте вме­сте с ребен­ком про­стой умывальник.

Для этого вам нужно взять пла­сти­ко­вую бутылку, на ее боко­вой поверх­но­сти при­мерно на 5 см от донышка сде­лать шилом или гвоз­дем отвер­стие. Работа закон­чена, умы­валь­ник готов. Заткните сде­лан­ное отвер­стие паль­цем, налейте доверху воды и закройте крышку. Слегка отвин­чи­вая ее, вы полу­чите струйку воды, завин­чи­вая — вы “закро­ете кран” сво­его умывальника.

Куда делись чер­нила? Превращения

В пузы­рек с водой кап­ните чер­нил или туши, чтобы рас­твор был бледно-голу­бым. Туда же поло­жите таб­летку рас­тол­чен­ного акти­ви­ро­ван­ного угля. Закройте гор­лышко паль­цем и взбол­тайте смесь.

Она посвет­леет на гла­зах. Дело в том, что уголь впи­ты­вает своей поверх­но­стью моле­кулы кра­си­теля и его уже и не видно.

Делаем облако

Налейте в трех­лит­ро­вую банку горя­чей воды (при­мерно 2,5 см.). Поло­жите на про­ти­вень несколько куби­ков льда и поставьте его на банку. Воз­дух внутри банки, под­ни­ма­ясь вверх, ста­нет охла­ждаться. Содер­жа­щийся в нем водя­ной пар будет кон­ден­си­ро­ваться, обра­зуя облако.

Этот экс­пе­ри­мент моде­ли­рует про­цесс фор­ми­ро­ва­ния обла­ков при охла­жде­нии теп­лого воз­духа. А откуда же берется дождь? Ока­зы­ва­ется, капли, нагрев­шись на земле, под­ни­ма­ются вверх. Там им ста­но­вится холодно, и они жмутся друг к другу, обра­зуя облака. Встре­ча­ясь вме­сте, они уве­ли­чи­ва­ются, ста­но­вятся тяже­лыми и падают на землю в виде дождя.

что такое опыты и экспериментирование. Смотреть фото что такое опыты и экспериментирование. Смотреть картинку что такое опыты и экспериментирование. Картинка про что такое опыты и экспериментирование. Фото что такое опыты и экспериментирование

Рукам своим не верю

При­го­товьте три миски с водой: одну — с холод­ной, дру­гую — с ком­нат­ной, тре­тью — с горя­чей. Попро­сите ребенка опу­стить одну руку в миску с холод­ной водой, вто­рую — с горя­чей водой. Через несколько минут пусть он погру­зит обе руки в воду ком­нат­ной тем­пе­ра­туры. Спро­сите, горя­чей или холод­ной она ему кажется. Почему есть раз­ница в ощу­ще­ниях рук? Все­гда ли можно дове­рять своим рукам?

Вса­сы­ва­ние воды

Поставьте цве­ток в воду, под­кра­шен­ную любой крас­кой. Пона­блю­дайте, как изме­нится окраска цветка. Объ­яс­ните, что сте­бель имеет про­во­дя­щие тру­бочки, по кото­рым вода под­ни­ма­ется к цветку и окра­ши­вает его. Такое явле­ние вса­сы­ва­ния воды назы­ва­ется осмосом.

Своды и тоннели

Склейте из тон­кой бумаги тру­бочку, чуть боль­шую по диа­метру, чем каран­даш. Вставьте в нее каран­даш. Затем осто­рожно засыпьте тру­бочку с каран­да­шом пес­ком так, чтобы концы тру­бочки высту­пили наружу. Выта­щите каран­даш — и уви­дите, что тру­бочка оста­лась несмя­той. Пес­чинки обра­зуют предо­хра­ни­тель­ные своды. Насе­ко­мые, попав­шие в песок, выби­ра­ются из-под тол­стого слоя целыми и невредимыми.

Всем поровну

Возь­мите обыч­ную вешалку-пле­чики, два оди­на­ко­вых кон­тей­нера (это могут быть также боль­шие или сред­ние одно­ра­зо­вые ста­кан­чики и даже алю­ми­ни­е­вые банки из-под напит­ков, правда, у банок надо обре­зать верх­нюю часть). В верх­ней части емко­сти сбоку, напро­тив друг друга, сде­лайте два отвер­стия, вставьте в них любую веревку и при­кре­пите к вешалке, кото­рую повесьте, напри­мер, на спинку стула. Урав­но­весьте кон­тей­неры. А теперь в такие импро­ви­зи­ро­ван­ные весы насыпьте или ягоды, или кон­феты, или пече­нье, и тогда дети не будут спо­рить, кому доста­лось вкус­но­стей больше.

“Паинька и ванька-встанька”. Послуш­ное и непо­слуш­ное яйцо

Сна­чала попро­буйте поста­вить целое сырое яйцо на тупой или ост­рый конец. Потом при­сту­пайте к эксперименту.

Про­ткните в кон­цах яйца две дырочки вели­чи­ной со спи­чеч­ную головку и выдуйте содер­жи­мое. Внут­рен­ность тща­тельно про­мойте. Дайте скор­лупе хорошо про­сох­нуть изнутри в тече­ние одного-двух дней. После этого зале­пите дырочку гип­сом, клеем с мелом или с бели­лами так, чтобы она стала незаметной.

Насыпьте в скор­лупу чистого и сухого песка при­мерно на одну чет­верть. Зале­пите вто­рую дырочку тем же спо­со­бом, как и первую. Послуш­ное яйцо готово. Теперь для того, чтобы поста­вить его в любое поло­же­ние, доста­точно слегка встрях­нуть яйцо, держа его в том поло­же­нии, кото­рое оно должно будет занять. Пес­чинки пере­ме­стятся, и постав­лен­ное яйцо будет сохра­нять равновесие.

Чтобы сде­лать “ваньку-встаньку” (нева­ляшку), нужно вме­сто песка набро­сать в яйцо 30–40 штук самых мел­ких дро­би­нок и кусочки сте­а­рина от свечи. Потом поста­вить яйцо на один конец и подо­греть. Сте­а­рин рас­то­пится, а когда засты­нет, сле­пит дро­бинки между собой и при­клеит их к скор­лупе. Замас­ки­руйте дырочки в скорлупе.

Нева­ляшку невоз­можно будет уло­жить. Послуш­ное же яйцо будет сто­ять и на столе, и на краю ста­кана, и на ручке ножа.

Если ваш ребе­нок захо­чет, пусть раз­ри­сует оба яйца или при­клеит им смеш­ные рожицы.

Варе­ное или сырое?

Если на столе лежат два яйца, одно из кото­рых сырое, а дру­гое варе­ное, как можно это опре­де­лить? Конечно, каж­дая хозяйка сде­лает это с лег­ко­стью, но пока­жите этот опыт ребенку — ему будет интересно.

Конечно, он вряд ли свя­жет это явле­ние с цен­тром тяже­сти. Объ­яс­ните ему, что в варе­ном яйце центр тяже­сти посто­я­нен, поэтому оно кру­тится. А у сырого яйца внут­рен­няя жид­кая масса явля­ется как бы тор­мо­зом, поэтому сырое яйцо кру­титься не может.

“Стой, руки вверх!”

Возь­мите неболь­шую пласт­мас­со­вую баночку из-под лекар­ства, вита­ми­нов и т. п. Налейте в нее немного воды, поло­жите любую шипу­чую таб­летку и закройте ее крыш­кой (неза­вин­чи­ва­ю­щейся).

Поставьте ее на стол, пере­вер­нув “вверх ногами”, и ждите. Газ, выде­лен­ный при хими­че­ской реак­ции таб­летки и воды, вытолк­нет буты­лочку, раз­дастся “гро­хот” и буты­лочку под­бро­сит вверх.

“Вол­шеб­ные зер­кала” или 1? 3? 5?

Поставьте два зер­кала под углом больше чем 90°. В угол поло­жите одно яблоко.

Вот тут и начи­на­ется, но только начи­на­ется, насто­я­щее чудо. Яблок стало три. А если посте­пенно умень­шать угол между зер­ка­лами, то коли­че­ство яблок начи­нает увеличиваться.

Дру­гими сло­вами, чем меньше угол сбли­же­ния зер­кал, тем больше отра­зится предметов.

Спро­сите у сво­его ребенка, можно ли из одного яблока сде­лать 3, 5, 7, не исполь­зуя режу­щие пред­меты. Что он вам отве­тит? А теперь поставьте выше­опи­сан­ный опыт.

Как отте­реть зеле­ную от травы коленку?

Возь­мите све­жие листья любого зеле­ного рас­те­ния, поло­жите их обя­за­тельно в тон­ко­стен­ный ста­кан и залейте неболь­шим коли­че­ством водки. Поставьте ста­кан в кастрюлю с горя­чей водой (на водя­ную баню), но не прямо на дно, а на какой-нибудь дере­вян­ный кру­жок. Когда вода в кастрюльке осты­нет, пин­це­том достаньте из ста­кана листики. Они обес­цве­тятся, а водка ста­нет изу­мрудно-зеле­ной, так как из листьев выде­лился хло­ро­филл, зеле­ный кра­си­тель рас­те­ний. Он помо­гает рас­те­ниям “питаться” сол­неч­ной энергией.

Этот опыт будет поле­зен в жизни. Напри­мер, если ребе­нок неча­янно запач­кал колени или руки тра­вой, то отте­реть их можно спир­том или одеколоном.

Куда делся запах?

Возь­мите куку­руз­ные палочки, поло­жите их в банку, в кото­рую зара­нее был кап­нут оде­ко­лон, и закройте ее плот­ной крыш­кой. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не почув­ству­ете: его погло­тило пори­стое веще­ство куку­руз­ных пало­чек. Такое погло­ще­ние цвета или запаха назы­вают адсорбцией.

Что такое упругость?

Возь­мите в одну руку неболь­шой рези­но­вый мячик, а в дру­гую — такой же по раз­меру шарик из пла­сти­лина. Бросьте их на пол с оди­на­ко­вой высоты.

Как вели себя мячик и шарик, какие изме­не­ния с ними про­изо­шли после паде­ния? Почему пла­сти­лин не под­пры­ги­вает, а мячик под­пры­ги­вает, — может быть, потому, что он круг­лый, или потому, что он крас­ный, или потому, что он резиновый?

Пред­ло­жите сво­ему ребенку быть мячи­ком. При­кос­ни­тесь к голове малыша рукой, а он пусть немного при­ся­дет, согнув ноги в коле­нях, а когда убе­рете руку, пусть ребе­нок рас­пря­мит ноги и под­прыг­нет. Пусть малыш попры­гает, как мячик. Затем объ­яс­ните ребенку, что с мячи­ком про­ис­хо­дит то же, что и с ним: он сги­бает колени, а мячик немного вдав­ли­ва­ется, когда падает на пол, он выпрям­ляет коленки и под­пры­ги­вает, а в мячике выпрям­ля­ется то, что вда­ви­лось. Мяч упругий.

А пла­сти­ли­но­вый или дере­вян­ный шарик не упру­гий. Ска­жите ребенку: “Я буду при­ка­саться рукой к твоей головке, а ты коленки не сги­бай, будь не упругий”.

При­кос­ни­тесь к голове ребенка, а он пусть как дере­вян­ный шарик не под­пры­ги­вает. Если колени не сги­бать, то и под­прыг­нуть невоз­можно. Нельзя же разо­гнуть коленки, кото­рые не были согнуты. Дере­вян­ный шарик, когда падает на пол, не вдав­ли­ва­ется, а зна­чит, не рас­прям­ля­ется, поэтому он и не под­пры­ги­вает. Он не упругий.

Поня­тие об элек­три­че­ских зарядах

Надуйте неболь­шой воз­душ­ный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы уви­дите, как шар нач­нет при­ли­пать бук­вально ко всем пред­ме­там в ком­нате: к шкафу, к стенке, а самое глав­ное — к ребенку.

Это объ­яс­ня­ется тем, что все пред­меты имеют опре­де­лен­ный элек­три­че­ский заряд. В резуль­тате кон­такта между двумя раз­лич­ными мате­ри­а­лами про­ис­хо­дит раз­де­ле­ние элек­три­че­ских разрядов.

Тан­цу­ю­щая фольга

Нарежьте алю­ми­ни­е­вую фольгу (бле­стя­щую обертку от шоко­лада или кон­фет) очень узкими и длин­ными полос­ками. Про­ве­дите рас­чес­кой по своим воло­сам, а затем под­не­сите ее вплот­ную к отрезкам.

Полоски нач­нут “тан­це­вать”. Это при­тя­ги­ва­ются друг к другу поло­жи­тель­ные и отри­ца­тель­ные элек­три­че­ские заряды.

Вися на голове, или Можно ли висеть на голове?

Сде­лайте лег­кий вол­чок из кар­тона, наса­див его на тон­кую палочку. Ниж­ний конец палочки заост­рите, а в верх­ний воткните порт­нов­скую булавку (с метал­ли­че­ской, а не пласт­мас­со­вой голов­кой) поглубже, чтобы была видна только головка.

Пустите вол­чок “тан­це­вать” на столе, а сверху под­не­сите к нему маг­нит. Вол­чок под­прыг­нет, и була­воч­ная головка при­ста­нет к маг­ниту, но, инте­ресно, он не оста­но­вится, а будет вра­щаться, “вися на голове”.

что такое опыты и экспериментирование. Смотреть фото что такое опыты и экспериментирование. Смотреть картинку что такое опыты и экспериментирование. Картинка про что такое опыты и экспериментирование. Фото что такое опыты и экспериментирование

Сек­рет­ное письмо

Пусть ребе­нок на чистом листе белой бумаги сде­лает рису­нок или над­пись моло­ком, лимон­ным соком или сто­ло­вым уксу­сом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над при­бо­ром без откры­того огня) и вы уви­дите, как неви­ди­мое пре­вра­ща­ется в види­мое. Импро­ви­зи­ро­ван­ные чер­нила вски­пят, буквы потем­неют, и сек­рет­ное письмо можно будет прочитать.

что такое опыты и экспериментирование. Смотреть фото что такое опыты и экспериментирование. Смотреть картинку что такое опыты и экспериментирование. Картинка про что такое опыты и экспериментирование. Фото что такое опыты и экспериментирование

Потомки Шер­лока Холмса, или По сле­дам Шер­лока Холмса

Сме­шайте сажу из печки с таль­ком. Пусть ребе­нок поды­шит на какой-нибудь палец и при­жмет его к листу белой бумаги. При­сыпьте это место при­го­тов­лен­ной чер­ной сме­сью. Потря­сите лист бумаги, чтобы смесь хорошо покрыла тот уча­сток, к кото­рому был при­ло­жен палец. Остатки порошка ссыпьте обратно в баночку. На листе оста­нется явный отпе­ча­ток пальца.

Объ­яс­ня­ется это тем, что у нас на коже обя­за­тельно есть немного жира из под­кож­ных желез. Все, до чего мы дотра­ги­ва­емся, остав­ляет неза­мет­ный след. А сде­лан­ная нами смесь хорошо при­ли­пает к жиру. Бла­го­даря чер­ной саже она делает отпе­ча­ток видимым.

Вдвоем весе­лее

Выре­зать из плот­ного кар­тона круг, обведя обо­док чай­ной чашки. На одной сто­роне в левой поло­винке круга нари­суйте фигурку маль­чика, а на дру­гой сто­роне — фигурку девочки, кото­рая должна быть рас­по­ло­жена по отно­ше­нию к маль­чику вверх ногами. Слева и справа кар­тонки сде­лайте неболь­шое отвер­стие, вставьте резинки петлями.

А теперь рас­тя­ните резинки в раз­ные сто­роны. Кар­тон­ный круг будет быстро кру­титься, кар­тинки с раз­ных сто­рон сов­ме­стятся, и вы уви­дите две фигурки, сто­я­щие рядом.

что такое опыты и экспериментирование. Смотреть фото что такое опыты и экспериментирование. Смотреть картинку что такое опыты и экспериментирование. Картинка про что такое опыты и экспериментирование. Фото что такое опыты и экспериментирование

Тай­ный похи­ти­тель варе­нья. А может, это Карлсон?

Измель­чите каран­даш­ный гри­фель ножом. Пусть ребе­нок натрет гото­вым порош­ком себе палец. Теперь нужно при­жать палец к кусочку скотча, а скотч при­кле­ить к белому листу бумаги — на нем будет виден отпе­ча­ток узора пальца вашего малыша. Теперь-то мы узнаем, чьи отпе­чатки оста­лись на банке варе­нья. Или, может, это при­ле­тал Карлосон?

Необыч­ное рисование

Дайте ребенку кусо­чек чистой свет­лой одно­тон­ной ткани (белой, голу­бой, розо­вой, светло-зеленой).

Нарвите лепест­ков от раз­ных цве­тов: жел­тых, оран­же­вых, крас­ных, синих, голу­бых, а также зеле­ных листьев раз­ного оттенка. Только помните, что неко­то­рые рас­те­ния ядо­виты, напри­мер аконит.

Набро­сайте эту смесь на ткань, поло­жен­ную на раз­де­лоч­ную доску. Вы можете как непро­из­вольно насы­пать лепестки и листья, так и выстра­и­вать заду­ман­ную ком­по­зи­цию. Накройте ее поли­эти­ле­но­вой плен­кой, закре­пите по бокам кноп­ками и рас­ка­тайте все это скал­кой либо посту­чите по ткани молот­ком. Стрях­ните исполь­зо­ван­ные “краски”, натя­ните ткань на тон­кую фанерку и вставьте в рамку. Шедевр юного даро­ва­ния готов!

Полу­чился пре­крас­ный пода­рок маме и бабушке.

Источник

Консультация для воспитателей «Что такое экспериментирование»

что такое опыты и экспериментирование. Смотреть фото что такое опыты и экспериментирование. Смотреть картинку что такое опыты и экспериментирование. Картинка про что такое опыты и экспериментирование. Фото что такое опыты и экспериментирование Татьяна Никитюк
Консультация для воспитателей «Что такое экспериментирование»

У ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободного экспериментирования ребенок приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке как самих действий, так и представлений об окружающих предметах.В данной деятельности явно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.

Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами.

Во-первых, быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета. Кроме того, незнакомые и неопределенные предметы вызывают у ребенка любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности. Любознательность такого рода может иметь как бескорыстный характер, не связанный с решением практической задачи, так и направленный на решение какой-либо конкретной задачи.

Во-вторых, такие объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребенку, чем больше в ней разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия.

Однако для того, чтобы ребенок развернул исследовательское поведение, необходим оптимальный уровень сложности объекта.Заметим: как слишком простые, так и слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Оптимален такой уровень сложности, который требует определенных усилий, таких, которые дают ясный и понятный для ребенка эффект

Третий признак объекта, вызывающий познавательную активность ребенка, противоречивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными.

Для успешного развития любознательности и потребности в самостоятельном поиске ответа на возникающие вопросы одинаково неблагоприятными представляются две ситуации.

1. Если действия ребенка наталкиваются на неизменное сопротивление, то всякая активность, прежде всего поисковая, обесценивается в его глазах и воспринимается как бессмысленная и даже ведущая к наказанию. Ребенок постепенно убеждается, что поиск опасен и не сулит удачи.

2. Если все желания ребенка удовлетворяются немедленно и без всяких усилий с его стороны, если взрослые оберегают его от малейшего проявления самостоятельности и бдительно следят за тем, чтобы они ни в чем не проявляли инициативы, если он выключен из контакта со сверстниками, в процессе которого волей-неволей приходится самостоятельно отстаивать свои интересы, потребность поисковой активности угасает, ибо в этом нет никакого смысла. Следовательно, необходимы несложные препятствия, развивающие вкус к поиску путей их преодоления. Отказ от борьбы, выработанный в одной ситуации при решении определенных задач, имеет тенденцию распространяться и на другие ситуации, в том числе достаточно простые. Поэтому наиболее актуален вариант, когда «высокая поисковая активность, направленная на решение определенных задач, повышает вероятность проявления активного поиска выхода и в других, незнакомых ранее ситуациях.

О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную деятельность детей?

Критика- враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.

Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.

Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.

Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.

Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.

Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.

Когда эксперимент закончен и сделаны выводы,можно задать вопрос: «Как определить правильный ли вывод мы сделали?» Детей следует подвести к мысли о том, что результаты эксперимента являются достоверными, если при повторении исследования они не изменяются.

Известно, что опыт экспериментальной деятельности приобретается только поэлементно и пооперационно.

На первом уровне педагог сам ставит проблему и намечает основные пути ее решения. Затем предоставляет детям возможность самостоятельно решить проблему и убедиться, что для достижения цели их знаний явно не достаточно. Взрослый сознательно подчеркивает возникшие противоречия, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения и принимает участие в построении доступной детям звеньев рассуждения. По мере накопления новых знаний дошкольники становятся более самостоятельны в поиске решения.

На втором уровне педагог только ставит проблемы, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (возможен коллективный поиск). Педагог лишь в крайнем случае оказывает минимальную помощь.

Переход от более низкого уровня экспериментальной деятельности к более высокому основан на принципах сокращения сообщаемой детям информации и предоставления им все большей самостоятельности.

Экспериментальная деятельность дает больше возможностей для физического и социального включения ребенка в работу с группой сверстников, чем традиционные методы обучения, позволяет самореализоваться и самоутвердиться.

С точки зрения педагогики, в первую очередь важен сам процесс эксперимента. Для его осуществления оптимально разделение детского коллектива на малые группы (по 3-4 человека).

В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В ДОУ приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе и любознательности, присущих детям, и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений. Так эксперимент связывает творческие проявления ребенка с его эстетическим развитием.

что такое опыты и экспериментирование. Смотреть фото что такое опыты и экспериментирование. Смотреть картинку что такое опыты и экспериментирование. Картинка про что такое опыты и экспериментирование. Фото что такое опыты и экспериментированиеКонсультация для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольника» Мастер класс для ГМО воспитателей Тема: «Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольника» Выполнила:.

Консультация для родителей «Что такое гиперактивность» Гиперактивность представляет собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Диагноз гиперактивности.

Конспект ООД по речевому развитию «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5–6 лет Конспект организованной образовательной деятельности «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5-6 лет Образовательная область: речевое.

Консультация для родителей «Что такое лето?» Лето. Одно из самых удивительных, красивых и долгожданных времен года. У каждого лето ассоциируется с чем-то своим: звуками, запахами,.

Консультация для родителей «Что такое лэпбук?» Лэпбук для дошкольников Лэпбук – это обучающая папка, посвященная какой-то одной теме. Изготавливается такое пособие в домашних условиях.

что такое опыты и экспериментирование. Смотреть фото что такое опыты и экспериментирование. Смотреть картинку что такое опыты и экспериментирование. Картинка про что такое опыты и экспериментирование. Фото что такое опыты и экспериментированиеКонсультация для воспитателей «Что такое Ниткография?» Статистика последних лет свидетельствует, что число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Исследования ученых подтверждают.

Консультация для родителей «Что такое этикет» Этикет Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения? Как знакомиться? Как есть?.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *